БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ровая пшеница, бобовые, товарное огородничество); разводят кр. рог. скот, овец. Часть Д. занята извозом, ремёслами, торговлей.

ДУНГАНЕ среднеазиатские, народ, живущий в Кирг. ССР (вблизи гг. Пржевальск и Ош) и Казах. ССР (к В. от Джамбула). Общая числ. 39 тыс. чел. (перепись 1970). По языку и материальной культуре близки к кит. дунганам (см. Дунгане китайские). Язык среднеазиатских Д. сложился на основе шэнь-сийского и ганьсуйского говоров сев. диалекта кит. языка с очень большими заимствованиями из араб., перс., рус. и тюркских языков. Д., как правило, двуязычны: кроме родного, знают кирг., казах. или рус. языки. Верующие -мусульмане. Среднеазиатские Д. происходят из кит. пров. Шэньси, Ганьсу и Синьцзян, откуда они бежали после поражения Дунганского восстания 1862-1877. Занимаются гл. обр. земледелием, выращивают рис, овощи, а также опийный мак (для лекарств. целей), часть занята в пром-сти.

Лит.: Народы Средней Азии и Казахстана, т. 2, М., 1963; Очерки истории советских дунган, Фр., 1967.

ДУНГАНСКОЕ ВОССТАНИЕ 1862-77, восстание дунган в Китае против нац. гнёта китайско-маньчжурских феодалов и династии Цин. Началось в мае 1862 в у. Вэйнань пров. Шэньси, к-рая до 1866 оставалась гл. центром восстания. В 1866-70 осн. терр. базой восстания являлась пров. Ганьсу, а в 1871-77-Синьцзян. В течение ряда лет в восстании участвовали не только дунганские трудящиеся, но и помещики, купцы, му-сульм. духовенство. К кон. 60-х гг. в лагере восставших произошёл раскол: эксплуататорская верхушка отошла от движения, к руководству восстанием выдвигается представитель трудовых слоев Биянху. Кит. генералы Цзо Цзунтан, Лю Цзинь-тан и др. жестоко подавили Д. в. Остатки повстанцев-дунган во главе с Биянху в 1877 перешли границу и поселились с согласия царского пр-ва в России.

ДУНДАГА, посёлок гор. типа в Талсин-ском р-не Латв. ССР. Расположен на С.-З. республики, в 40 км к С. от ж.-д. станции Угале (на линии Рига - Вент-спилс). Леспромхоз, производство сувениров.

ДУНДИЧ Тома (называл себя также Иван, в лит-ре-Олеко) [13.4.1896 (по др. данным, 12.8.1897), с. Грабовац, Далмация,-8.7.1920, ок. Ровно], герой Гражд. войны в России. Род. в семье крестьянина, хорват по национальности. 12 лет уехал в Юж. Америку, где 4 г. работал погонщиком скота в Аргентине и Бразилии. В 1914 призван рядовым в австро-венг. армию. Во время 1-й мировой войны 1914-18 в мае 1916 под Луцком взят в плен рус. войсками. Добровольно вступил в ряды 1-й дивизии Серб, добровольч. корпуса в России. С сер. 1917 в Красной Гвардии (предположительно в Одессе). В марте 1918 возглавил партиз. отряд в р-не Бахмута (ныне Артёмовск), влившийся в Морозовско-Донецкую дивизию, которая в мае - июне отступила с армией К. Е. Ворошилова к Царицыну. Участвовал в обороне Царицына в составе Интернационального батальона, затем в составе кав. бригад Крючков-ского и Булаткина. С 1919 служил в Особой Донской кавказской дивизии С. М. Будённого (позже в конном корпусе и 1-й Конной армии), был пом. командира полка, для особых поручений при Будённом, командиром кав. дивизиона при штабе 1-й Конной. Участвовал во мн. боях, был неоднократно ранен. Легендарная храбрость "Красного Дундича" снискала ему горячую любовь и популярность среди будённовцев. С июня 1920 пом. командира 36-го полка 6-й кав. дивизии. Погиб в бою. Награждён орденом Красного Знамени.

О. Дундич.

К. Дунпковский.

А. Дурдыев.

Лит.: Ашанин М. и Чолил Л., А. Дундиh - сабла над степом, Титово Ужице, 1967 (библ. с. 173 - 74). В. В. Зеленин.

ДУНИ (Duni) Эджидио (9.2.1709, Матера, близ Неаполя,-11.6.1775, Париж), итальянский композитор. Учился у отца - Антонио Дуни, затем у Ф. Ду-ранте в Неаполе. Один из основоположников франц. комич. оперы. Писал оперы-сериа (гл. обр. на либретто П. Ме-тастазио; "Нерон", 1735; "Артаксеркс", 1744, и мн. др.); в 50-е гг.- оперы-буффа ("Добрая дочка", 1756; "Странная простушка", 1751, и др.). С 1757 работал в Париже, где совм. с Ш. Фаваром написал и поставил 23 оперы на бытовые и сказочные сюжеты, в т. ч. "Фея Урге-ла..." (1765), "Жнецы" (1768) и др., к-рые отличались реалистич. яркостью характеристик героев из народа. Творчество Д., сочетавшее лучшие черты итал. оперы-буффа и франц. комич. оперы, оказало влияние на франц. оперных композиторов 18 в.

Лит.: Ля-Лоранси Л. де, Французская комическая опера XVIII в., пер. с франц., М., 1937. с. 102-105.

ДУНИКОВСКИИ (Dunikowski) Kcaверий (24.11.1875, Краков,-26.1.1964, Варшава), польский скульптор и живописец. Учился в мастерской Б.Сыревича в Варшаве и в Школе изящных иск-в в Кракове (окончил в 1897). В 1914-1923 работал за границей, гл.обр. в Париже. Преподавал в школах изящных иск-в в Варшаве (1904-09), Кракове (1923-39, 1946-55), в Высшей школе пластич. иск-в во Вроцлаве (с 1959).

К. Дуниковский. "Голова польки". Дерево. 1917-20. Национальный музей. Варшава.

Во время 2-й мировой войны 1939-45 был заключён в концлагерь в Освенциме. В ранних работах Д. со свойственной им живописной свободой лепки (портрет X. Щиглиньского, бронза, 1898, Нац. музей, Варшава) проявляется влияние импрессионизма и отчасти стиля "ло-дернь. В 1910-х гг. скульптор обращается к приёмам кубизма и экспрессионизма (пам. Болеславу Храброму, дерево, гипс, 1916-17, Нац. музей, Варшава). Для зрелого стиля Д., сложившегося в 20-е -30-е гг., характерны пластич. обобщённость и конструктивная ясность форм, внутр. цельность образов (цикл "Вавель-ские головы", дерево, 1925-29 и с 1955, замок на Вавеле, пам. Ю. Дитлю, бронза, гранит, 1937-39,- в Кракове). В Нар. Польше Д. создал ряд монументов, отличающихся суровой героикой, выразит, сопоставлением геометризов. объёмов, ор-ганич. синтезом архитектуры, скульптуры и врезанного в плоскость камня контурного рисунка (пам. силезским повстанцам близ Катовице, камень, 1949-1952; монумент Освобождения в Олыпты-не, гранит, 1949-55). Д.- автор ряда живописных циклов ("Освенцим", 1948-1961, и др.), к-рым свойственна драма-тич. экспрессия. Лауреат Гос. пр. ПНР (1949). В 1960-е гг. в Варшаве основан музей Д.

Лит.: Уразова Л., Ксаверий Дуниковский, М., 1965; [W а 1 i с k i M., Wojciechowski A.], Xawerego Dunikowskiego "Glowy wawelskie", Warsz., 1956. Л. И. Тананаева.

ДУНИН-МАРЦИНКЕВИЧ Викентий Иванович [1807, Бобруйский у., - 5(17). 12. 1884], белорусский писатель. Род. в дворянской семье. Учился на мед. ф-те Виленского ун-та.Был чиновником.С 1840 жил в имении под Минском. В 1846 написал либретто оперы "Сельская идиллия" (муз. С. Монюшко). В сентиментально-дидактич. поэмах ("Гапон", 1855, и др.) и стихотв. рассказах ("Купала", 1856; "Щаровские дожинки", 1857) Д. изображал гл. обр. деревню. Он возвеличивал крестьянина как носителя высоких моральных качеств и духовной одарённости, вместе с тем поэтизируя феод.-крепостнич. отношения. В его комедиях "Пинская шляхта" (1866), "Сватовство" (1870), опубликованы лишь после Окт. революции, созданы сатирические образы чиновников, разоблачаются кулаки-мироеды. Первый переводчик на белорусский яз. "Пана Тадеуша" А. Мицкевича (1859).

Соч.: Збор творау, Мшск, 1958; в рус. пер., в кн.: Белорусские поэты, М. -Л., 1963.

Лит.: Майхровiч С. К., B.I. Душн-Марцшкевiч, Мшск, 1955; Семяновiч А. А., Драматурпя В. I. Дунша-Марщнкевiча, в кн.: Беларуская Лiгаратура, [T.] 2, Miнск, 1959.

ДУНИТ [по назв. горы Дун (Dun) в Новой Зеландии], магматическая горная порода, ультраосновная, чёрного, тёмно-или светло-зелёного цвета; состоит на 85-100% из оливина, в качестве примесей содержит хромит, иногда совместно с магнетитом. Д. очень богат магнием и содержит мало кремнезёма. Редко встречается в неизменённом виде, обычно более или менее серпентинизирован и даже целиком превращён в змеевик. Д. связан постепенными переходами с нек-рыми габбро и пироксенитами. Д. широко распространены, обычно это силлы, параллельные линзы и секущие трубки; реже образуют крупные интрузивные тела (напр., пояса Д. вдоль всего Урала и Му-годжар). Существует мнение, что Д. представляют собой блоки верхней мантии, тектонически внедрённые в молодые породы верхней части земной коры. С Д. связаны месторождения разнообразных полезных ископаемых (хромитов, платины, никеля, кобальта, талька, хризотил-асбеста и др.). Д. используются для изготовления огнеупорных материалов.

ДУНКАН, Данкан (Duncan) Айседора (27.5.1878, Сан-Франциско,-14.9.1927, Ницца), американская танцовщица. Одна из первых совр. танцовщиц, противопоставившая классич. школе балета свободный пластич. танец. В 1903 впервые выступила с концертной программой в Будапеште. Отрицая школу классич. танца, Д. выдвигала принципы общедоступности танц. иск-ва, отстаивала идею всеобщего художеств, воспитания детей. В своих творч. поисках опиралась на образцы др.-греч. пластич. иск-ва, стремилась органически связать танец и музыку. Д. отказалась от условных жестов и поз, пользовалась естественными выразит, движениями. Балетный костюм (пачку, трико) заменила свободной туникой, танцевала без обуви ("танец босоножек"). Д. считала, что движения в танце обусловливаются "внутренним импульсом". В концертных выступлениях использовала классич. симфонич. и фп. музыку, иллюстрируя танцем произв. Л. Бетховена, П. И. Чайковского и др. Танец Д. близок пантомиме, он состоял из элементов ходьбы, бега на "полупальцах", выразит, жестов. Танцовщица достигала большого эмоционального воздействия на зрителя. "Свободные движения", не подкреплённые техникой танца, значительно обедняли её иск-во. Д. не оставила системы, к-рая могла бы удовлетворить требованиям проф. хо-реографич. иск-ва. Основанные Д. школы в Германии (1904), Франции (1912), США (1915) существовали недолго. Д. гастролировала по Европе, неоднократно приезжала в Россию (1905, 1907-13), одна из первых зарубежных артистов, оценивших значение социалистич. гос-ва для развития иск-ва (создала ряд танцев на революционные темы). В 1921-24 жила в СССР. В 1921 организовала в Москве студию (существовала до 1949), к-рой после отъезда Д. руководила её приёмная дочь Ирма Д.

Айседора Дункан. Карандаш. 1908. Художник Л. С. Бакст.

А. Дункан в тунике.

Соч.: Моя жизнь. [Автобиография], пер. [с англ.], М., 1930; Танец будущего, пер., М., 1907.

Лит.: Левинсон А., Старый и новый балет, П., 1917; Шнеидер И., Встречи с Есениным. Воспоминания, М., 1965; Sеrof f V., The real Isadora. A biography, N. Y., 1971. Н.П. Рославлева.

ДУНЛИНЬ, оппозиционная группировка в Китае в кон. 16-1-й пол. 17 вв., объединявшая учёных, чиновников, представителей нек-рых групп горожан. Названа по академии в г. Уси. Возглавлялась б. придворным чиновником Гу Сянь-чэном. Д. ратовала за ликвидацию влияния придворных евнухов на гос. дела, за покровительство ремёслам и торговле, за умеренные политические, экономические и военные реформы. После длительной борьбы феодальная реакция в 1620 разгромила Д.

ДУНС СКОТ (Duns Scotus) (ок. 1266-1308), средневековый философ-схоласт; см. Иоанн Дуне Скот.

ДУНСЯН, народность, живущая в пров. Ганьсу в Китае; в прошлом в рус. лит-ре были известны под именем широнгол-монголов. Числ. ок. 0,2 млн. чел. (1967, оценка). Язык Д. входит в группу монгольских языков, но имеет много заимствований из китайского (до 25-30% лексики) и арабского (в религ. быту, именах) языков. Религия - ислам. По существующему у Д. преданию, Чингисхан поселил их в Ганьсу для охраны зап. границ его владений. В 1929 Д. были сселены в один горный р-н к В. от г. Линься. Осн. занятие - земледелие, подсобное - скотоводство. В быту и культуре Д. много общего с окружающими их хуэй.

Лит.: Народы Восточной Азии, М. - Л., 1965; Тодаева Б. X., Монгольские языки и диалекты, М., 1960.

ДУНТИНХУ, озеро в Китае, в пров. Хунань, в басс. р. Янцзы. Расположено на болотистой равнине, имеет низкие берега. В Д. впадают судоходные pp. Юаньцзян, Сянцзян, Цзышуй. Озеро 5 рукавами соединено с р. Янцзы, для к-рой служит регулятором, принимая во время половодья (с мая по сентябрь) от 40 до 60% её стока. Уровень Д. поднимается летом до 15 м, а его площадь возрастает с 4-5 тыс. км2до 10-12 тыс. км2, вызывая наводнения. Зимой сток из Д. направлен в сторону Янцзы, озеро мелеет, на нём образуется много о-вов. Рыболовство, судоходство.

ДУНХАЙ, китайское название Восточно-Китайского моря.

ДУН-ХУ ("Восточные ху"), китайское название группы племён, обитавших в древности в Вост. Монголии и Юж. Маньчжурии; их влияние распространялось на Ю.-З. до совр. Чжанцзякоу (Калгана), на С. до Хинганского хребта. Этнич. принадлежность Д.-х. до сих пор окончательно не выяснена. Одни учёные (Н. Я. Бичурин, Г. Е. Грумм-Гржимайло) считали их протомонг. племенами, другие - тунгусскими или тюрк. племенами. Д.-х.- кочевые племена, находившиеся на стадии первобытнообщинных отношений. До 3 в. до н. э. Д.-х. не уступали по силе и влиянию хунну и нек-рое время даже получали от них дань. В кон. 3 в. до н. э. Д.-х. были разгромлены хунну. Спасшиеся от разгрома остатки Д.-х. стали известны в дальнейшем под назв. ухуань и сяньби.

ДУНЦЗИНЧЭН, город в Сев.-Вост. Китае, на р. Муданьцзян, близ к-рого расположены развалины древнего города Ху-хань - Верхней (главной) столицы гос-ва Бохай. Осн. в 755, разрушен киданями в 926. Почти квадратный в плане город площадью ок. 16 км2окружали ров и мощная, одетая камнем земляная стена с 10 воротами. Пересечения прямых улиц образовывали св. 80 кварталов. Гл. улица (шир. 87 м) шла от юж. центр. ворот на С. к обнесённой стеной резиденции правителя. Раскопки 1931 и 1933-34 выявили здесь 6 дворцов, 6 буддийских храмов, сад с прудом и 2 острова с кам. беседками. Стены зданий каркасного типа из гладкого и орнаментированного кирпича украшались белой и крашеной штукатуркой, фресками, крыши крылись черепицей с серой и зелёной глазурью. Обложенные камнем земляные стилобаты украшали гранитные головы львов. Уцелел резной фонарь-курильница из базальта в виде восьмиугольной беседки на столбе с капителью и основанием в виде лотосов. Найдены жернова, ступы крупорушек, жел. шлемы, наконечники стрел, литейная форма, пряслица, скульптуры будд из терракоты и всадников из меди, глиняная и фарфоровая посуда и др.

Лит.: Окладников А. П., Остатки Бохайской столицы у г. Дунцзинчэн на р. Муданцзян, "Советская археология", 1957, № 3.

B.C. Стариков.

ДУНЦЗЯН, река в Юж. Китае. Истоки и верх, течение - в пров. Цзянси, остальная, большая часть - в пров. Гуандун. Впадает в эстуарий р. Сицзян, ниже г. Гуанчжоу. Дл. 503 км. Пл. бассейна 32,3 тыс. км2. Многоводна во вторую половину лета. Орошает крупные с.-х. р-ны. Рыболовство. Судоходна до г. Лунчуань.

ДУН ЧЖУН-ШУ (приблизительно 179-104 до н. э.), китайский философ, по предложению к-рого конфуцианство в 136 до н. э. было провозглашено офиц. идеологией. В соч. "Чуньцю фаньлу" ("Обильная роса летописи Чуньцю") Д. Ч.-ш. наделяет небо (тянь) атрибутами обладающего моральным сознанием бога, к-рый карает за преступное управление, насылая стихийные бедствия, и указывает на неправильности в поведении правителя и его приближённых при помощи необычных явлений природы, нарушающих естеств. порядок. Чиновники-конфуцианцы пытались воспользоваться этой теорией для ограничения императорского деспотизма. В космологич. спекуляциях Д. Ч.-ш. осуществляется слияние конфуцианства с теориями инь-ян и пяти первоэлементов (см. Китай, раздел Общественные науки).

Лит.: Frankе О., Studien zur Geschi-chte des Konfuzianischen Dogmas und der chinesischen Staatsreligion: Das Problem des Tsch'un-ts' iu und Tung Tschung-schu's Tsch'un-ts'iu fan Ju, Hamb., 1920; Shryock J. K., The origin and development of the state cult of Confucius, N. Y., 1966.

ДУНША, Дуншацюньдао, Пратас, остров в Юж.-Китайском м. Расположен в 250 км от юж. побережья Китая. Рыболовство, залежи гуано. К В. от Д.- дугообразный коралловый риф дл. св. 50 км.

ДУНЬХУАН, город в Китае, на крайнем 3. пров. Ганьсу. 33 тыс. жит. (1950). В 1-м тыс. н. э. Д.- важный пункт на Великом шёлковом пути, связывавшем Китай с Юж. и Зап. Азией, а через последнюю и с Европой. В 14 км к Ю.-В. от Д. расположен пещерный буддийский монастырь Цяньфодун ("Пещеры тысячи Будд"; 353-366). Сохранилось ок. 480 пещер (крупнейшая - Могао, 366) со скульптурой и росписями клеевыми красками по сухому грунту (4-14 вв.). Росписи 4-6 вв. (многофигурные сцены, иллюстрирующие буддийские легенды) выполнены в виде фризообразных симметричных композиций, воспринимающихся как декоративный узор. В пещерах 6-11 вв. росписи, объединённые единым сюжетом (буддийские проповеди, а также пейзажи и сцены из нар. жизни), нередко занимают целую стену и отличаются большой жизненностью образов, динамичностью композиции. В 1899 в одной из пещер было обнаружено св. 20 тыс. рукописей на языках Китая. Индии, Ср. и Передней Азии и ок. 150 свитков, содержащих произв. буддийской иконографии (в основном 8-10 вв.). Здесь же были найдены ранние образцы кит. книгопечатания. В 1907 б. ч. этих находок была вывезена в Великобританию и передана Британскому музею экспедицией А. Стейна, часть находится в Пекинской библиотеке.

Лит.: Дьяконова Н. В., Буддийские памятники Дуньхуана, в кн.: Тр. отдела Востока Государственного Эрмитажа, т. 4, Л., 1947; Виноградова Е. В., Выдающийся памятник китайского национального искусства, "Вестник истории мировой культуры", 1958, №2; Цзян Лян-фу, Дуньхуан. Вэйдады вэньхуа баоцан (Дунь-хуан - великая сокровищница культуры), Шанхай, 1956. Н. С. Николаева, В. А. Рубин.

Дуньхуан. "Уборка урожая". Стенная живопись клееными красками, 11 з.

ДУОДЕЦИМА (от лат. duodecima -двенадцатая), в музыке интервал, сумма децимы и терции или октавы и квинты; см. Интезал.

ДУОЛЬ (от лат. duo - два), в музыке двудольная ритмическая фигура, применяемая в простом трёхдольном или включающем трёхдольность сложном такте (6/4, 6/8, 9/8, 12/8 и т. п.) вместо аналогичной по длительности трёхдольной фигуры; см. Ритмическое деление.

ДУОПОЛИЯ (от лат. duo- два и греч. poles - продавец), термин, применяемый в бурж. политэкономии для обозначения рыночной структуры отрасли х-ва в развитых капиталистич. странах, при к-рой существуют только два поставщика определённого товара и между ними нет моно-полистич. соглашений о ценах, рынках сбыта, квотах произ-