БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

(печень, лёгкие, кишечник и др.) содержат преим. Д. Наряду с адреналином и норадреналином Д. в небольших кол-вах секрети-руется надпочечниками, что свидетельствует о возможной самостоят, гормональной функции Д. В центр, нервной системе Д. содержится преим. в двигательных центрах, выполняя роль медиатора. Выделение Д. с мочой у здоровых людей в среднем составляет 210-255 мкг в сутки.

ДОФИН (франц. dauphin), с 12 в. титул феод, владетелей графств Оверни и Вьеннуа (впоследствии Дофине). После присоединения в сер. 14 в. терр. Дофине к владениям франц. короля Д.- титул наследника франц. престола; отменён в 1830.

ДОФИНЕ (Dauphine), историческая область на Ю.-В. Франции, б. ч. в Альпах и в долине Роны. Терр. Д. соответствует департаментам Изер, Дром, Верх. Альпы. Пл. 20,4 тыс. км2. Нас. 1,3 млн. чел. (1968). Ок. 20% нас. занято в с. х-ве, 37% в пром-сти (1962). На базе гидроэнергетики развиты электрохимия и электрометаллургия. Машиностроение, текст., пищ. пром-сть (Гренобль, Баланс, Роман). Посевы зерновых, виноградарство, садоводство, огородничество гл. обр. в долинах pp. Роны, Изера и др.; в горах -животноводство. Туризм.

Терр. Д. сложилась после распада Бургундского королевства в 11 в.; ядром было графство Вьеннуа, к к-рому постепенно был присоединён ещё ряд феод, владений. Графы вьеннские из рода д'Альбон присвоили себе титул дофинов, отчего в 13 в. на их владения было перенесено назв. Дофине. В 1349 граф Ум-берт II продал Дофине Карлу Валуа (будущему франц. королю Карлу V). Но Д. не было присоединено к королев, домену, а стало апанажем (с центром Гренобль) наследников престола, принимавших титул и герб дофинов вьенн-ских. До нач. 17 в. Д. сохраняла свои привилегии, в т. ч. провинц. штаты (1357-1628). Во 2-й пол. 16 в. Д.- арена религиозных войн. Преследования гугенотов в кон. 17 - нач. 18 вв. вызвали эмиграцию ок. 1/4 нас. В период войн Людовика XIV (правил в 1643-1715) пров. Д. подвергалась нашествию савой-ских войск. В 17-18 вв. Д.- очаг крупных нар. движений. С разделом терр. Франции на департаменты (1790) пров. Д. перестала существовать.

Лит.: Blet Н. Е. et Letonne1iег G., Le Dauphine, recueil de textes his-toriques, choisis et commentes, [Grenoble, 1938]; Letonnelier G., Histoire du Dauphine, [2 ed.], P., 1958.

ДОФЛЕЙН (Doflein) Франц (5.4.1873, Париж,- 24.8.1924, Оберниг, близ Бреслау), немецкий зоолог. Проф. во Фрей-бурге (с 1912) и Бреслау (с 1918). Осн. работы по беспозвоночным (ракообразным, насекомым, простейшим). "Руководство протозоологии" Д. (6 из д., 1949)-полная сводка по зоологии простейших. В книге "Поездка в Восточную Азию" (1906) Д. описал животный мир дальневосточных морей и Зондских о-вов.

С о ч. в рус. пер.: Строение и жизнь животных в их взаимном соотношении, т. 1, СПБ, 1913 (совм. с Р. Гессом).

ДОХА, город, столица гос-ва Катар. 65 тыс. жит. (1969). Порт на берегу Персидского зал., на вост. побережье п-ова Катар. Важный торг, центр. Металлообработка, 2 ТЭС, ловля рыбы; добыча жемчуга. Вывоз жемчуга, рыбы, фиников. Аэропорт между нар. значения. Близ Д.- цем. завод.

ДОХОД НАЦИОНАЛЬНЫЙ, см. Национальный доход.

ДОХОДНЫЙ ДОМ, тип архитектурного сооружения, многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи квартир в наём. Этот тип сложился в Европе к 1830-40-м гг. Д. д. в кон. 19 - нач. 20 вв. обычно занимал по периметру весь принадлежащий домовладельцу участок; незастроенным оставался лишь небольшой внутр. двор-колодец. Для Д. д. характерна сотоподобная пространств, структура; однородные по планировке квартиры группируются вокруг лестничных клеток или коридоров, вдоль галерей (в галерейных домах). В 19 - нач. 20 вв. лишь парадный, уличный фасад Д. д. получал архит. обработку, к-рая имеет обычно декоративный характер и не связана с конструкцией здания. Д. д. стал в 20 в. одним из осн. типов жилья горожан мн. развитых капиталистич. стран. Подробнее см. в ст. Жилище.

Доходный дом Московского купеческого общества. 1912-15. Арх. В. В. Щервуд И. А. Герман и А. Е. Сергеев.

ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ, см. Государственные доходы.

ДОХОДЫ КОЛХОЗОВ, средства в ден. или натуральной форме, полученные в результате хоз. и финанс. деятельности колхозов. Различают неск. видов Д. к.

Денежный Д. к. - сумма ден. средств, полученных колхозом после реализации продукции, за выполненные работы и предоставленные услуги на стороне, а также в виде страховых возмещений, процентов по вкладам и т. п. Ден. средства колхоз использует в первую очередь для расчётов с колхозниками по труду, для покрытия др. производств, затрат, на внесение платежей гос-ву и возврат ден. ссуд, образование и пополнение обществ, фондов колхоза. При распределении ден. Д. к. должно обеспечиваться правильное сочетание накопления и потребления, постоянный рост производств., страховых и культурно-бытовых обществ, фондов, повышение жизненного уровня колхозников. Ден. Д. к. (в ценах соответствующих лет) составляли в 1965 - 19,9 млрд. руб., в 1970 - 31,7 млрд. руб.

Валовой Д. к. - часть валовой продукции колхоза в текущих ценах, к-рая остаётся после возмещения материальных затрат на произ-во продукции. Валовой Д. к. создаётся трудом колхозников, затраченным в процессе произ-ва продукции. За счёт валового дохода колхоз образует фонд оплаты труда колхозников, включая гарантированную оплату труда. В среднем по колхозам страны эта часть валового дохода в 1970 составила 61%. За счёт валового дохода колхоз также отчисляет средства в централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников в размере 4% от суммы валового дохода и социального страхования в размере 2,4% от размера фонда оплаты труда. Оставшаяся часть валового Д. к. образует чистый Д. к. Валовой Д. к. (в ценах соответствующих лет) составлял в 1965 - 17,9 млрд. руб., в 1970 - 22,7 млрд. руб.

Чистый Д. к.- прибавочный продукт, созданный трудом колхозников. Его величина отражает конечные результаты х-ва, показывает уровень эффективности колхозного произ-ва. Чистый Д. к. используется на уплату налогов и ден. платежей гос-ву (страховые взносы, проценты Госбанку); на увеличение осн. и оборотных фондов колхозов (размер отчислений устанавливается ежегодно в каждом колхозе), на расширение произ-ва (приобретение новых машин, механизмов и оборудования, стр-во производственных помещений, покупку племенного скота, многолетние насаждения, улучшение земель и т. д.). Часть чистого Д. к. передаётся гос-ву через закупочные цены. Оставшаяся часть чистого Д. к. используется на создание обществ. фондов потребления: культурно-бытового, фонда социального обеспечения и материальной помощи колхозникам. Кроме того, за счёт чистого Д. к. создаётся фонд материального поощрения колхозников и специалистов, образуется и пополняется резервный фонд.

Т. о., валовой Д. к. делится между всем обществом в целом в лице гос-ва и непосредственными его производителями-колхозниками. Та часть валового дохода, к-рая поступает в распоряжение гос-ва, используется для укрепления обороны страны, развития здравоохранения и образования, содержания гос. аппарата. М. Я. Лемешев.

ДОХТУРОВ Дмитрий Сергеевич [1756 -14(26).11.1816, Москва], герой Отечественной войны 1812, ген. от инфантерии (1810). В армии с 1781, участвовал в рус.-швед. войне 1788-90 и в войнах 1805-07 и 1812-14 против наполеоновской Франции. Под Аустерлицем командовал дивизией; под Фридландом, командуя центром, прикрывал отход армии за р. Алле. В 1812 командир 6-го корпуса, вывел его из окружения в р-не Лиды, участвовал в обороне Смоленска. В Бородинском сражении командовал сначала центром, затем после ранения П. И. Багратиона лев. крылом. Своевременный вывод корпуса Д. к Малоярославцу сыграл решающую роль в победоносном исходе сражения под этим городом. В 1814 командовал прав. крылом рус. армии, наступавшей на Париж.

Лит.: Военная галлерея 1812 года, [т. 11, СПБ, 1912.

ДОЦЕНТ (от лат. docens, род. падеж docentis - обучающий), учёное звание преподавателей высшего учебного заведения. В России зва-ние Д. было введено университетским уставом 1863 (Д. назывались штатные преподаватели, имевшие учёную степень магистра). В 1884 звание Д. было отменено и введено звание приват-доцента. В СССР звание Д. присваивается Высшей аттестационной комиссией (ВАК) по представлению советов вузов, как правило, кандидатам наук, к-рые прошли по конкурсу на должность Д. и успешно проработали не менее года, а также высококвалифицированным специалистам без учёной степени, но с большим производств, стажем, избранным по конкурсу на должность Д. при успешной их пед. деятельности в течение семестра. В 1937-71 в звании Д. ВАКом утверждено 111 367 чел., в т.ч. 7653-по физ.-матем. наукам, 5269 - хим., 4192 - биол., 1894 - геолого-минерало-гич., 35 327-технич., 4900- с.-х., 9050 -историч., 8006 - экономич., 2572 - фи-лос., 6376 - филологич., 1226 - геогра-фич., 1620 - юридич., 3218 - пед., 11 939-мед., 409-фармацевтич., 1447 -ветеринарным наукам, 2722 - по искусствоведению, 688 - архитектуре, 2400 -военным и 437 - военно-морским наукам, 22 - по психологии (присваивается с 1969).

Звание Д. имеется также в вузах Болгарии, Чехословакии, Австрии, Швеции и др. стран. Оно присваивается, как правило, лицам, имеющим учёную степень магистра. См. также Учёные звания и степени. м. Н. Волков.

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, отрасль педагогики, изучающая закономерности воспитания детей дошкольного, в т. ч. и раннего, возраста. Д. п. тесно связана с детской психологией, возрастной анатомией и физиологией, педиатрией, гигиеной, а также с рядом др. наук (языкознанием, эстетикой, этикой и т. д.). Д. п. выделилась из общей педагогики во 2-й пол. 19 в. Это было обусловлено, с одной стороны, развитием детской психологии и становлением её как самостоят, отрасли знания, а с другой - появлением и распространением воспитат. дошкольных учреждений в связи с вовлечением женщин в фабричное произ-во. Впервые обосновал идею обществ, воспитания детей с первых лет их жизни и создал первое дошкольное учреждение для пролетарских детей англ, социалист-утопист Р. Оуэн. Выделению Д. п. в спец. отрасль способствовали пед. система и практич. деятельность нем. педагога Ф. фребеля. В России огромное влияние на развитие Д. п. в 60-е гг. 19 в. оказал К. Д. Ушинский. С нач. 20 в. в бурж. Д. п. и практике получили распространение идеи саморазвития личности ребёнка в процессе свободного воспитания, биологизаторские, прагматические и др. теории.

Осн. задача сов. Д. п.- разработка содержания, форм и методов коммунистического воспитания детей дошкольного возраста. Огромная роль в выработке тео-ретич. основ марксистской Д. п. принадлежит Н. К. Крупской. Нек-рые важные проблемы (о коллективе и личности, о семейном воспитании) были освещены А. С. Макаренко. Большое значение для определения задач и средств воспитания дошкольников имели всероссийские съезды (1-й - в 1919) и конференции по дошкольному воспитанию, к-рыми руководили Н. К. Крупская и А. В. Луначарский.

Сов. Д. п. и психологией разработана новая система сенсорного воспитания, основанная на целенаправленном формировании сенсорных способностей детей в разных видах деятельности. Большим достижением сов. Д. п. является разработанная чл.-корр. АПН РСФСР А. П. Усовой и др. система дидактики дет. сада. Ведутся плодотворные исследования, направленные на более полное использование возможностей умственного развития детей дошкольного возраста, повышение роли дошкольного воспитания в решении общих задач совершенствования системы нар. образования в связи с требованиями научно-технич. прогресса. В 1970 состоялась 1-я Всесоюзная конференция по актуальным проблемам обществ, дошкольного воспитания и вопросам подготовки детей к школе.

В Д. п. получили теоретич. освещение проблемы нравственного воспитания. В центре внимания - вопросы формирования личности ребёнка, положит, взаимоотношений детей в совместной деятельности, развития коллективизма, нравственных представлений, воспитания начал патрио-тич. чувств. Большое место отводится вопросам трудового воспитания дошкольников в детском саду и семье, в процессе к-рого формируются первые трудовые навыки и любовь к труду. Активно разрабатываются проблемы эстетич. воспитания. Исследуется изобразительная, музыкальная, художественно-речевая деятельность детей. С кон. 1950-х гг. разрабатывается система эстетич. воспитания в детском саду; проводится комплексное исследование по вопросу формирования детского творчества, выясняются взаимосвязи художеств. творчества и обучения дошкольника. В сов. Д. п. научно обоснована теория физич. воспитания детей дошкольного возраста. Начата разработка актуальной проблемы работоспособности и утомляемости детей при физич. и умственных нагрузках.

Значит. развитие в сов. Д. п. получили проблемы игры - влияние воспитателя на её содержание, отбор воспитательно ценных игр, воспитание ребёнка в игре, формирование начал коллективизма, особенности дидактич. игр. В 1960-х гг. появились исследования, в к-рых изучается роль игры как формы организации жизни детей, её влияние на развитие "детского общества". Исследователи вопросов раннего детства создали систему обществ, воспитания детей раннего возраста; были усилены дидактич. компоненты в играх и занятиях с маленькими детьми.

Проблемы Д. п. разносторонне и комплексно разрабатываются в Ин-те дошкольного воспитания АПН СССР (осн. в 1960). Большую н.-и. работу проводят ин-ты школ и педагогики союзных республик, кафедры Д. п. пед. ин-тов.

Результаты науч. исследований и передовой опыт в области дошкольного воспитания нашли отражение в "Программе воспитания в детском саду" (1962). В усовершенствованной программе (издана вновь в 1969) особое внимание уделено общевоспитательным и общеразвивающим функциям детского сада, его роли в подготовке детей к школе. Развитию Д. п. содействуют науч. и методич. журналы "Советская педагогика", "Дошкольное воспитание" и др. Сов. Д. п. широко использует передовой опыт социалистич. стран и оказывает влияние на развитие Д. п. в этих странах. С 1959 раз в 2 года проводятся семинары научных и практических дошкольных специалистов стран социалистич. содружества.

Лит.: Крупская Н. К., Педагогические сочинения, т. 6, М., 1959; Макаренко А. С., Соч., т. 4, М.,1957; Аркин Е. А., Ребёнок в дошкольные годы, под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова, [М.,1968]; Усова А. П., Обучение в детском саду, 2 изд., М., 1970; Сорокина А. И., Дошкольная педагогика, М., 1961; Запорожец А. В., Маркова Т. А., Дошкольное воспитание, в кн.: Народное образование в СССР, М., 1967; Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду, под ред. А. П. Усовой и Н. П. Сакулиной, М., 1965; Умственное воспитание детей раннего возраста, под ред. Е. И. Радиной, М., 1968; Нечаева В. Г., Маркова Т. А., Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А., Формирование коллективных взаимоотношении детей старшего дошкольного возраста, М., 1968; Трудовое воспитание в детском саду, под ред. В. Г. Нечаевой, М., 1964; Жуковская Р. И., Воспитание ребёнка в игре, М., 1963; Психология и педагогика игры дошкольника, под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой, М., 1966; Система эстетического воспитания в детском саду, под ред. Н. А. Ветлугиноц, М. , 1962; Ветлугина Н. А., Музыкальное развитие ребёнка, М., 1968; Сакулина Н. П., Рисование в дошкольном детстве, [М.], 1965; Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Гимнастика в детском саду, М., 1969; Родители и дети, под ред. Е. И. Волковой, М., 1961. Г.Л.Маркова.

"ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ", ежемесячный методич. журнал Мин-ва просвещения РСФСР. Издаётся в Москве с 1928. В журн. освещаются вопросы теории и практики воспитания детей дошкольного возраста, совр. проблемы дошкольной педагогики, детской психологии, методика и дидактика воспитания и обучения в детском саду, передовой опыт работы дошкольных учреждений, вопросы семейного воспитания, связи семьи и детского сада. В отделе "Критика и библиография" публикуются рецензии на методич., пед. и детскую лит-ру, аннотированные списки книг. Тираж (1972) ок. 480 тыс. экз.

ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, учреждения для общественного воспитания детей раннего и дошкольного возраста. В СССР в систему Д. у. входят детские ясли, ясли-сады, детские сады. В. И. Ленин, придавая огромное значение развитию сети Д. у., называл их "ростками коммунизма". В статье "Великий почин" он писал: "Общественные столовые, ясли, детские сады - вот образчики этих ростков, вот те простые, будничные, ничего пышного, велеречивого, торжественного не предполагающие средства, которые на деле способны освободить женщину, на деле способны уменьшить и уничтожить ее неравенство с мужчиной по ее роли в общественном производстве и в общественной жизни" (Полн, собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 24).

В СССР обществ. дошкольное воспитание как органич. часть системы нар. образования пользуется вниманием и заботой со стороны Коммунистич. партии и Сов. правительства. Воспитание детей в Д. у. ведётся по единой программе на научной основе сов. дошкольной педагогики. На 1 янв. 1971 насчитывалось 83 тыс. детских садов и яслей-садов, в к-рых воспитывалось 8 млн. 100 тыс. детей. Для детей с физич. и психич. недостатками имеются спец. Д. у., находящиеся в системе Мин-ва здравоохранения СССР. Подготовка специалистов для работы в Д. у. ведётся в пед. уч-щах и пед. ин-тах. Опыт работы Д. у., методика и теория обществ. дошкольного воспитания освещаются журн. "Дошкольное воспитание".

В зарубежных странах Д. у. имеют различные наименования: детский сад, материнская школа, школа для малышей, школы Монтессори, центры для игр маленьких детей, дошкольные центры и др. М. В. Залужская.

ДПА [Deutsche Presse-Agentur (DPA)], центральное телеграфное агентство ФРГ. Осн. в авг. 1949 путём слияния информационных агентств западных оккупационных зон Германии. Имеет своих представителей в 66 странах и более 100 зарубежных заказчиков. ДПА организовано в форме акционерного об-ва и формально считается независимым; фактически отражает точку зрения правящих кругов ФРГ.

ДРА, У э д - Д р а, река на С.-З. Африки, в Марокко. Дл. 1150 км. Берёт начало на юж. склоне Высокого Атласа истоками Дадес и Имини, течёт к Атлан-тич. ок. Постоянное течение реки составляет 200 км, т. к. её воды почти полностью используются для орошения. Вода доходит до океана л