БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

м и др.

ДОМОВЫЕ ГРИБЫ, группа базидиальных грибов, вызывающих гниение древесины в постройках. Ок. 50 видов. Быстрее других разрушают древесину настоящий Д. г. и белые Д. г. Меньший вред наносят малый, корио-леллюс рядовой, плёнчатый и шахтный Д. г. Остальные значительно менее вредны. Д. г. распознают по внешнему виду и микроскопич. особенностям грибницы и плодовых тел. Развитию их способствует гл. обр. излишняя влажность древесины.

Лит.: Флеров Б. К., Домовые грибы и меры борьбы с ними, М., 1935; Бондарцев А. С., Пособие для определения домовых грибов, М.- Л., 1956.

ДОМОВЫЙ СЫЧ (Athene noctua), птица отряда сов. Дл. тела ок. 25 см. Весит 150-170 г. Самцы и самки окрашены одинаково: спина светло-бурая или песочная, на плечевых перьях округлые белые пятна, брюшко белое с буроватыми продольными пестрина-ми. Распространён в Центр, и Юж. Европе, Сев. Африке и Азии (исключая Сев.). В СССР - в ср. и юж. полосе Европ. части, а также в Ср. Азии, Казахстане, Юж. Алтае, Туве и Забайкалье. В Европ. части СССР селится у жилья, гнездится в постройках; на В. обитает в сухих степях и пустынях, гнездится в норах, грудах камней и т. п. Живёт оседло. В кладке 4-6 яиц. Питается мелкими грызунами, насекомыми, реже птицами. Близкий вид-A. brama-живёт на Ю. Азии.


ДОМОДЕДОВО, город (до 1947-посёлок) в Моск. обл. РСФСР, на шоссе Москва - Кашира. Ж.-д. ст. на линии Москва - Кашира, в 37 км к Ю. от Москвы. 36 тыс. жит. (1970). Произ-во металлич. конструкций, машиностроение, произ-во стройматериалов. Швейная и шерстопрядильная ф-ки. Близ города - один из аэропортов Москвы - Домодедово (открыт в 1965).

ДОМОДОССОЛА (Domodossola), город в Сев. Италии, в обл. Пьемонт (пров. Новара). 18,3 тыс. жит. (1965). Ж.-д. узел близ Симплонского туннеля. Произ-во ферросплавов, хим. удобрений, цемента; крупные ГЭС.

ДОМОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ (ДСК), предприятие, осуществляющее комплектное изготовление элементов (конструкций, деталей) полносборных зданий, их транспортирование на строит, площадку, монтаж и послемонтажные работы со сдачей готовых зданий в эксплуатацию. ДСК - новая, прогрессивная форма организации индустриального домостроения в СССР. Основа производств, деятельности ДСК состоит в том, что обычно разрозненные процессы заводского изготовления сборных элементов, их доставки на строит, площадку, монтажа и отделки зданий, выполняемые отд. самостоят, подразделениями, объединяются здесь в непрерывный техноло-гич. поток, находящийся под единым руководством. В состав ДСК, как правило, входят производств, база (заводы или цехи крупнопанельного домостроения или железобетонных изделий), строительно-монтажные управления и участки, а также различные вспомогательные службы. По хозяйственно-правовому положению ДСК приравниваются к строит, трестам и находятся в подчинении соответствующих министерств или строит, управлений.

Имеется неск. типов ДСК. Наибольшее распространение получили ДСК, производств, база и строительно-монтажные подразделения к-рых находятся на внутр. хозяйственном расчёте и едином строит, балансе. Нек-рые комбинаты имеют самостоятельные промышленный и строительный балансы (напр., ДСК-1 Главное-строя). Технология производств, предприятий, входящих в состав ДСК, определяется типом зданий.

Годовые производств, мощности ДСК (1970) - до 450-500 тыс. м2 жилой площади в зависимости от условий строительства (рассредоточенное стр-во или сосредоточенная застройка жилыми массивами и микрорайонами)и объёма строительно монтажных работ. При размещении ДСК учитываются наиболее целесообразные расстояния транспортирования конструкций и изделий. Доставка сборных элементов на строит, площадку производится собств. транспортом ДСК или же спец. автотранспортными предприятиями. В обоих случаях организация работы позволяет вести монтаж зданий по часовым графикам непосредственно с транспортных средств ("с колёс"), минуя перегрузки на приобъектных складах.

ДСК, как правило, осуществляет возведение надземной части здания. Работы т. н. нулевого цикла, а иногда отделочные и санитарно-технич. работы могут выполняться специализиров. организациями на правах субподряда (см. Подряд). Конечной продукцией ДСК является принятое в эксплуатацию здание, по к-рому производятся все денежные расчёты и оценивается деятельность комбината. Это упрощает систему расчётов (поскольку отпадает необходимость в промежуточных платежах), а также стимулирует ритмичность ввода зданий в эксплуатацию в течение всего года, сокращает продолжительность и снижает объём незавершённого строительства.

Деятельность мн. ДСК свидетельствует об их высокой экономической эффективности. По сравнению с обычными подрядными орг-циями, ведущими стр-во крупнопанельных жилых и обществ, зданий, производительность труда рабочих на ДСК выше, а затраты труда на 1 м2 жилой площади ниже в среднем на 20-23% ; продолжительность стр-ва надземной части здания меньше на 22-26%, численность рабочих на сопоставимый объём строительно-монтажных работ ниже на 20-25% , а адм.-хоз. персонала - на 15-17% . Впервые ДСК были созданы в 1959 в системе Главленинградстроя (Полюстровский, Обуховский и др.), в 1962 организованы в Москве и в дальнейшем получили распространение в др. городах СССР. На первом этапе своей деятельности ДСК выпускали 1-2 типа жилых домов, что нередко приводило к однообразию и невыразительности жилой застройки. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по улучшению качества жилищно-гражданского строительства " (1969) признано целесообразным осуществить перевод ДСК на новую технологию произ-ва с тем, чтобы обеспечить выпуск комплектов деталей для строительства жилых домов различной протяжённости и этажности с разнообразными вариантами архитектурно-планировочных решений и внешней отделки.

Лит.: Гирский В. А., Голубев А. Д., Штейнберг А. С., Заводское производство крупнопанельных домов. (Заводы и домостроительные комбинаты), М., 1967; Указания по организации и деятельности домостроительных комбинатов в жилищно-гражданском строительстве, Л., 1968. Ю. Б. Монфред, И. И. Цыганков.

"ДОМОСТРОЙ", лит. произведение сер. 16 в., содержащее свод правил поведения горожанина, к-рыми он должен руководствоваться в отношении к светским властям и церкви, семье и слугам. В -"Д." подробно излагаются наставления по приготовлению пищи, приёму гостей, свадебным и др. обрядам, воспитанию детей, ведению х-ва, торговле, платежу налогов, вплоть до советов по лечению больных. В нём отразились изменения в социаль-но-экономич. жизни 16 в. и в мировоззрении зажиточного горожанина. Однако новые элементы в "Д." тесно переплетены со старыми представлениями. Х-во горожанина уже связано с рынком, но ещё делаются крупные запасы впрок; говорится о добровольной службе слуг, но предусматривается также и применение труда холопов. Богатый горожанин, по "Д.", обязан своим положением в обществе не благородному происхождению, а своему труду, личной инициативе. "Д." требует подчинения главе еемьи - "господину", а в обществ, жизни - царю и властям. Жена, по "Д.", участвует в организации х-ва и в воспитании детей, но её, как и слуг, следует в случае провинности наказывать. В рекомендациях по воспитанию детей наблюдается тенденция к обучению их "рукоделию", т. е. ремеслу и торговле; при этом даётся знаменитый совет о "сокрушении ребер" строптивым и непослушным. "Д." написан разговорным языком, образным и выразительным.

Публ.: Домострой по списку императорского Общества истории и древностей российских, М., 1882; Домострой по Коншнн-скому списку н подобным, подготовка текста А. Орлова, кн. 1 - 2, М., 1908 - 10.

Лит.: Соколова М. А., Очерки по языку деловых памятников XVI в., Л., 1957; Зимин А. А., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958, с. 55-70 (библ.).

В. И. Корецкий.

ДОМРА, домра, рус. щипковый струнный муз. инструмент. Звук извлекается плектром. Наибольшее распространение Д. имела в 16-17 вв. преим. среди музыкантов-скоморохов. Во 2-й пол. 18 в. стала выходить из употребления. В 1896-1900 3-струнная Д. по указаниям В. В. Андреева была реконструирована Ф. С- Пасербским и включена в состав балалаечного ансамбля. Реконструированная Д. различных размеров (475-1100 мм) и звукового диапазона (пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас) получила квартовый строй (как у балалайки) и полный хроматич. звукоряд. В 1908-17 Г. П. Любимов и С. Ф. Буров сконструировали семейство 4-струнных Д. квинтового строя (от пикколо до контрабаса). Большое распространение Д. получила в сов. оркестрах рус. нар. инструментов - балалаечно-домровых (3-струнная Д.) и домровых (4-струнная Д.).

ДОМСКАЯ ЦЕРКОВЬ (нем. Domkirche - соборная церковь, латыш. Doma baznica, эст. toomkirik), собор М а-рас в Риге, наиболее значительный памятник средневекового зодчества Латвии. Заложена (1211-ок. 1215) как трёх-нефная романская базилика с монастырём для капитула (высшего духовенства Ливонии), завершена ок. 1270 неизв. мастером из Кёльна по типу зального храма с башней на зап. фасаде. Ок. 1300 достроена как базилика, перекрытая готич. сводами (вые. ср. нефа 26 м). Частично перестраивалась до кон. 19 в. Боковые капеллы - 13 (?) и 15 вв.; клуатр и зал капитула с резьбой на капителях - 1-я пол. 13 в.; в 1776 завершение собора получило барочные очертания. В интерьере Д. ц.: резные кафедра (1641), скамьи и эпитафии (16-17 вв.) - маньеризм, барокко', скульптурные надгробия (14-17 вв.); живопись- преим. на хорах (в основном 18в.); витражи (19 в.). В каменно-кирпичной Д. ц. и её клуатре величеств, простота пространств, решении романской архитектуры сочетается со скупым готич. декором. Стр-во Д. ц. способствовало распространению в архитектуре Прибалтики переходных романо-готических форм. После реставрации (1959-60) Д. ц., обладающая хорошей акустикой и одним из лучших в СССР органов, преобразована в концертный зал-музей. Вместе с быв. монастырём и неск. др. постройками 13-19 вв. Д. ц. составляет цельный архит. комплекс и является одной из осн. градостроит. доминант Старого города, определяющих характерный силуэт Риги. Илл. см. при ст. Латвийская Советская Социалистическая Республика.

Лит.: Васильев Ю. М., Рига. Памятники зодчества, Рига, 1971, с. 86-103; Neumann W., Der Dom zu St. Marien in Riga. Baugeschichte und Baubeschreibung, Riga, 1912. Ю. М. Васильев.

ДОМЬЕ (Daumier) Оноре Викторьен (26.2.1808, Марсель,-11.2.1879, Вальмон-ДУа, близ Парижа), французский график, живописец и скульптор. Сын мастера-стекольщика. С 1814 жил в Париже, где в 1820-х гг. брал уроки живописи и рисунка, овладевал ремеслом литографа, выполнял мелкие литографские работы. Творчество Д. сложилось на основе наблюдения уличной жизни Парижа и вни-мат. изучения классич. иск-ва. Д., по-видимому, участвовал в Революции 1830, а с установлением Июльской монархии стал политич. карикатуристом и завоевал обществ. признание беспощадной острогротескной сатирой на Луи Филиппа и правящую бурж. верхушку. Обладая политич. проницательностью и темпераментом борца, Д. сознательно и целеустремлённо связал своё иск-во с демократич. движением. Карикатуры Д. распространялись в виде отд. листов или публиковались в иллюстриров. изданиях, где сотрудничал Д. (в "Силуэт", "Silhouette", 1830-31; в основанных издателем Ш. Филипоном "Карикатюр", "Caricature", 1831-35, и "Шаривари", "Charivari", 1833-60 и 1863-72). Смело и точно вылепленные скульпт. эскизы-бюсты бурж. политич. деятелей (раскраш. глина, ок. 1830-32, сохранились 36 бюстов в частном собр.) послужили основой для серии литографич. портретов-шаржей ("Знаменитости золотой середины", 1832-33). В 1832 Д. за карикатуру на короля (литография "Гаргантюа", 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революц. убеждения. Высокой степени художеств. обобщения, мощной скульптурности форм, эмоцион. выразительности контура и светотени Д. добился в литографиях 1834; в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих, их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов -"Законодательное чрево"; "Все мы честные люди, обнимемся", "Этого можно отпустить на свободу"); глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими ("Улица Транснонен 15 апреля 1834 года"); в литографиях "Свобода печати" и "Современный Галилей" Д. создал героич. образ рабочего-революционера .

О. Домье. "Ратапуаль". Бронза. 1850. Лувр. Париж.

Запрещение политич. карикатуры и закрытие "Карикатюр" (1835) вынудили Д. ограничиться бытовой сатирой. В сериях литографий "Парижские типы" (1839-40), "Супружеские нравы" (1839-1842), "Лучшие дни жизни" (1843-1846), "Люди юстиции" (1845-48), "Добрые буржуа" (1846-49) Д. едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физ. убожество буржуа, раскрывал характер бурж. социальной среды, формирующей личность обывателя. Типич. образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Д. создал в 100 листах серии "Карикатюрана" (1836-38), рассказывающей о похождениях авантюриста Ро-бера Макера. В сериях "Древняя история" (1841-43), "Трагико-классические физиономии" (1841) Д. зло пародировал бурж. академич. иск-во с его лицемерным культом классич. героев. Виртуозно сочетая гротескную фантазию и точность наблюдения, Д. придал публицистич. обличит. заострённость самому графич. языку: язвительная, жалящая выразительность линии как бы срывала с буржуа маску благопристойности, обнаруживая под ней бездушие и пошлое самодовольство. Зрелым литографиям Д. присущи динамика и сочная бархатистость штриха, свобода в передаче психологич. оттенков, движения, света и воздуха. Д. создавал и рисунки для гравюр на дереве (гл. обр. книжные иллюстрации). Новый недолгий подъём франц. политич. карикатуры связан с Революцией 1848-49. Приветствуя революцию, Д. разоблачал её врагов; олицетворением бонапартизма стал образ-тип политич. проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экз. в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. В 1848 Д. выполнил для конкурса живописный эскиз "Республика 1848 года" (вариант в Лувре). С этого времени Д. всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. В новаторской по тематике и художеств, языку живописи Д. нашли воплощение пафос революц. борьбы ("Восстание", ок. 1848; "Семья на баррикадах", Нац. гал., Прага) и неудержимое движение людских толп ("Эмигранты", ок. 1848-49, Музей изящных иск-в Монреаль), уважение и сочувствие художника трудящимся ("Прачка", ок. 1859-60, Лувр; "Вагон 3-го класса", ок. 1862-63, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и злая издёвка над беспринципностью бурж. юстиции ("Защитник", акварель, частное собр.). Особенно увлекала Д. тема иск-ва: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия; излюбленные мотивы живописи Д.- театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры ("Мелодрама", ок. 1856-60, Новая пинакотека, Мюнхен; "Криспен и Скапен", ок. 1860, Лувр; "Совет молодому художнику", 1860-е гг., Нац. гал. иск-ва, Вашингтон). Д. создал ряд портретов, картин на лит., религ., мифологич. сюжеты; серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комич. внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды ("Дон Кихот", ок. 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). В живописи Д. особенно сильно ощутимы связь художника с романтизмом, переосмысление его традиций: героич. величие переплетается с гротеском, драма с сатирой, острая характерность образов сочетается со свободой письма, смелой обобщённостью, экспрессией, мощью пластич. формы и световых контрастов; на протяжении 1850-60-х гг. всё напряжённее и стремительнее становится динамичная композиция, объём лаконично лепится цветовым пятном и энергичным, сочным мазком.

О. Домье.

Донателло.

В кон. 60-х гг. бытовая сатира стала уступать место в литографиях Д. новым темам: художник с тревогой следил за ростом милитаризма и колониализма, за расправой с нац.-освободит, движениями, за происками военщины и церкви, франко-прусской войне 1870-71 посвящён последний шедевр Д.- альбом -"Осада"; аллегорич. образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий ("Империя - это мир", 1870; "Потрясённая наследством", 1871). Огромное наследие Д. (ок. 4 тыс. литографий, св. 900 рисунков для гравюр, св. 700 картин и акварелей, св. 60 скульпт. работ), одна из вершин критич. реализма в мировом иск-ве, характеризует Д. как великого художника-новатора, защитника интересов трудящихся.

Илл. см. на вклейке к стр. 448-449.

Лит.: 3амятина А. Н., Оноре Домье. 1808 - 1879, М., 1954: Кал и тина Н., Оноре Домье. 1808 - 1879, М., 1955; Герман М. Ю., Домье, М., 1962; Daumier raconte par lui-meme et par ses amis, Vesenaz -Gen., P., 1945; [Adhemar J.], Hpnore Daumier, P., 1954; В a 1 z e r W., Der junge Daumier und seine Kampfgefahrten, Dresden, 1965. А. Н. Замятина.

ДОМЬЯНИЧ (Domjanic) Драгутин (12. 9.1875, Крче, - 7. 6. 1933, Загреб), хорватский поэт. По образованию юрист. Печатался с 1895. Первая кн. стихов вышла в 1909. Романтич. поэзия Д. близка модернизму. В стихах, написанных на кайкавском наречии, выражены любовь к родному краю и сочувствие угнетённому крестьянству. Рост демократич. движения в стране и 1-я мировая война 1914-18 нашли отражение в стихах на социальные и антивоен. темы. Д. переводил соч. С. Я. Надсбна, Л. Н. Толстого, М. Горького.

Соч.: Izabrane pjesme, Zagreb, 1924; Pjesme i popevke, Zagreb, 1955 (здесь статья Славко Колара); в рус. пер., в кн.: Поэты Югославии, М., 1957.

Лит.: Siсе1 М., Pregled novije hrvatske knjizevnosti, Zagreb, 1966.

ДОМЭЙ, сокращённое наименование Дзэнниппон родо содомэй - Всеяпонской конфедерации труда.

ДОМЭЙ ЦУСИН (япон.- Союз телеграфных агентств), япон. телеграфное агентство. Образовано в 1936. Пользовалось монополией на распространение иностр. информации в Японии. Ликвидировано в окт. 1945. В нояб. 1945 вместо него было создано агентство Киодо цусин.

ДОНЕЦ. (псевд.; наст, имя и фам. Цыденжап Дондупович Дондубон) [31. 3 (13. 4). 1905, улус Аяга, ныне Бичурского аймака Бурят. АССР,- 1938], бурятский советский писатель. Чл. КПСС с 1925. Род. в крест. семье. Был нар. комиссаром просвещения Бурят-Монг. АССР, редактором г