БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

огий распорядок дня, режим питания (детей до 3-4 мес обеспечивают женским молоком). Широко проводятся оздоровительные мероприятия (сон на воздухе, прогулки; на лето детей вывозят на дачи). Возглавляет Д. р. детский врач; воспитательной работой руководит педагог, при каждом Д. р. организуется попечительский совет. О. Г. Фролова.

ДОМ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ, см. в ст. Санитарное просвещение.

"ДОМ СВОБОДНОГО РЕБЁНКА", школа экспериментального типа для детей от 5 до 10 лет; была организована в 1906 членами Моск. кружка совместного воспитания и образования (во главе с К. Н. Вентцелем), выступившими в период Революции 1905-07 за создание "новых школ" на основе принципов, сформулированных представителями мелкобурж. теории свободного воспитания. "Д. с. р." представлял собой самоуправляющуюся пед. общину, объединявшую на равных началах детей, учителей и родителей. Сначала занятия строились на основе свободной группировки детей по их интересам. Центром всех занятий был творческий труд детей, обучение считалось второстепенным делом
и сводилось к объяснению вопросов, возникавших у детей в процессе трудовых занятий. Опыт работы "Д. с. р." показал, что воспитанники не получали знаний, необходимых для продолжения образования, и отдельные родители стали переводить своих детей в обычные школы. Руководители "Д. с. р." ввели регулярные учебные занятия, классно-урочную систему, временных учителей заменили штатными педагогами и т. п. Но все эти "новшества" противоречили теории свободного воспитания, и в 1909 "Д. с. р." прекратил своё существование. Лит.: Вентцель К. Н., Дом свободного ребенка (Как создать свободную школу), 3 изд.,М., 1923; Кистяковская М. В., Горбунов а-П осадова Е. Е., Первый опыт трудовой школы. "Дом свободного ребенка", М.- П., 1923; Чувашев И. В., Очерки по истории дошкольного воспитания в России (до Великой Октябрьской социалистической революции), М., 1955, с. 281 - 88. М. Ф. Шабаева.

ДОМ СОВЕТСКОЙ АРМИИ Центральный имени М. В. Фрун-з е (ЦДСА), культурно-просветительное учреждение Вооружённых Сил СССР. Предназначен для проведения полити-ко-воспитат. и культурно-художеств. работы среди военнослужащих, членов их семей, рабочих и служащих Сов. Армии. Основан по решению РВС СССР в 1925, открыт 23 февр. 1928 в Москве.

Ансамбль зданий ЦДСА (главный корпус, юж. и сев. флигеля, парадный двор с оградой, парк с прудом) представляет собой памятник архитектуры нач. 19 в. В здании с конца 18 в. до 1917 помещался женский Екатерининский ин-т (уч-ще св. Екатерины). Центральная часть здания построена в 1779. В 1802-07 центр. часть перестроена И. Д. Жилярди, к ней были пристроены флигеля. В 1818-27 под рук. Д. И. Жилярди и А. Г. Григорьева было произведено расширение здания и перекомпоновка фасада. В 1918-28 по проекту С. А. Торопова здание было реставрировано с постройкой парадной лестницы.

ЦДСА работает под руководством Гл. политич. управления Сов. Армии и ВМФ. ЦДСА располагает лекционными, концертными, кино- и выставочными залами, методич. кабинетами, учебными аудиториями, библиотекой (св. 500 тыс. томов), летним парком с массовым театром. Имеются залы отдыха, комнаты настольных игр, танцевальные залы, гостиница.

При ЦДСА функционируют: вечерний ун-т марксизма-ленинизма, нар. ун-т культуры, курсы по подготовке в воен. академии и иностр. языков, военно-научное об-во, лит. объединение, шахматный клуб, клуб филателистов. Через ЦДСА осуществляются постоянные связи армии и флота с деятелями науки, культуры и иск-ва. ЦДСА формирует и направляет в войска агитационно-пропагандистские и культу рно-художеств. бригады, выставки, осуществляет методич. помощь армейским и флотским культурно-про-светит. учреждениям, содействует командирам и политорганам войск в организации лекций, консультаций, учебно-методич. семинаров, теоретич. и прак-тич. конференций. ЦДСА издаёт инфор-мационно-методич. бюллетень, методич. пособия и др. материалы по культу рно-просветит. работе в войсках. 22 февр. 1968 ЦДСА награждён орденом Красной Звезды. М.И.Михайлов.

Центральный дом Советской Армии имени М. В. Фрунзе (б. Екатерининский институт, 1802 -07, архитектор И. Д. Жилярди: перестроен п 1818 - 27, архитекторы Д. И. Жилярди, А. Г. Григорьев).

ДОМ COЮЗOB в Москве, обществ. здание; одна из достопримечательностей столицы. Здание в стиле классицизма, построено (до 1775) М. Ф. Казаковым для кн. В. М. Долгорукова-Крымского. После приобретения (в 1784) дома и усадьбы моек, дворянством для "Благородного собрания" Казаков значительно расширил его, изменив планировку (1784-1790-е гг.): на месте внутр. двора был построен знаменитый двусветный Колонный зал (пл. 24,8 м X 39,5 м, вые. 14,5 м) С величеств, коринфской колоннадой. Зал украшают изящные хрустальные золочёные люстры и зеркала в форме окон, зрительно увеличивающие пространство зала, придающие ему торжественный и нарядный вид. Дом был выстроен из кирпича, с применением дерева в конструкциях перекрытий и колоннах. После пожара 1812 здание восстанавливалось арх. А. Н. Бакаревым. В 1903-08 дом был реконструирован арх. А. Ф. Мейснером: надстроен 3-й этаж, частично изменены гл. фасад и планировка помещений, прилегающих к Колонному залу.

В "Благородном собрании" моск, дворянство проводило приёмы. В 1860 отделение Российского музыкального об-ва положило начало систематич. сим-фонич. концертам в Колонном зале; организатором и дирижёром был Н. Г. Рубинштейн.

После Окт. революции 1917 здание декретом СНК передано профсоюзам, в нём размещены нек-рые проф. орг-ции. Д. С. стал центром пропаганды сов. лит-ры и иск-ва. Первый концерт для рабочей аудитории состоялся в 1918; тогда на выступлении А. В. Неждановой присутствовали В. И. Ленин и Н. К. Крупская. Д. С. проводит большую культурно-массовую работу: лекции гос. и обществ. деятелей по проблемам междунар. рабочего и коммунистич. движения, науки; творч. отчёты лучших самодеят. коллективов страны я мастеров иск-в; вечера передовиков и новаторов произ-ва; вечера отдыха; киноуниверситет; мероприятия для молодёжи и пионеров: клуб молодого рабочего, муз. вечера ровесников, симпозиум молодого ленинца, пионерские праздники, Недели детской книги. В 1917 впервые был проведён в Колонном зале праздник Новогодней ёлки, к-рый с 1935 стал традиционным.

В Колонном зале проходят съезды Советов, профсоюзов, отчётные парт. конференции Моск. гор. и обл. орг-ций КПСС, всесоюзные парт.-хоз. активы, съезды союзов писателей и композиторов. Проходили конгрессы Коминтерна, Профинтёрна, КИМа, всесоюзные совещания. Здесь св. 40 раз в 1918-22 выступал В. И. Ленин., В Д. С. выступали с докладами и речами выдающиеся деятели Советского государства и международного коммунистического движения. 23-27 янв. 1924 сов. народ прощался в Колонном зале Д. С. с В. И. Лениным. Колонный зал часто служит местом последнего прощания народа с умершими выдающимися деятелями советского и международного коммунистич. движения. Е. А. Белецкая, Ю. М. Попов.

Колонный зал Дома Союзов в Москве. 1790-е гг. Архитектор М. Ф. Казаков.

ДОМ ТЕХНИКИ, Дом научно-технической пропаганды, учреждение, ведущее научно-технич. пропаганду и организующее обмен передовым производственно-технич. опытом между рабочими и инженерно-технич. работниками одной или неск. отраслей пром-сти, транспорта, стр-ва. В СССР к нач. 1970-х гг. работало св. 100 Д. т.

Д. т. организуют обсуждения наиболее актуальных вопросов технич. совершенствования произ-ва с использованием новейших достижений науки и техники; вовлекают учёных, инженерно-технич. и научных работников в разработку рекомендаций по внедрению в произ-во прогрессивной технологии, комплексной механизации и автоматизации; выявляют для широкого распространения достижения передовых производств, коллективов, опыт новаторов и передовиков произ-ва; оказывают методич. помощь технич. кабинетам, технич. библиотекам и бюро технич. информации предприятий; организуют конференции, семинары, ун-ты технич. прогресса и экономич. знаний, лекции, доклады, консультации, экскурсии на передовые предприятия и др. Д. т. располагают: лекционными и выставочными залами, технич. кабинетами, фотолабораториями; нек-рые Д. т. имеют типографии или печатно-множит. лаборатории. Работа в Д. т. ведётся с помощью актива учёных, научных работников, инженеров, техников и рабочих, к-рые объединяются в самостоят. научно-технич. секции. Руководство секциями и координация их работы осуществляются имеющимися при Д. т. советами по научно-технич. пропаганде, состоящими из представителей секций, научных орг-ций и предприятий. Деятельность Д. т. проводится в тесном контакте с орг-циями Всесоюзного об-ва "Знание", центрами научно-технич. информации республик, краёв, областей, городов и Всесоюзного об-ва изобретателей и рационализаторов .

ДОМ УЧЁНЫХ, в СССР культурно-просветит. учреждение, организация науч. общественности. Первый Д. у. был открыт в 1921 в Петрограде при Центр, комиссии по улучшению быта учёных, организованной по указанию В. И. Ленина и при активном содействии М. Горького. В 1922 открылся Д. у. в Москве. К нач. 70-х гг. Д. у. имелись также в Новосибирске, Киеве, Одессе, Ташкенте, Саратове, Новочеркасске, Львове, Кировабаде, Краснодаре, Горьком, Харькове, Томске и ряде науч. центров Подмосковья. Моск. и Ленингр. Д. у. находятся в ведении АН СССР, другие - ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и науч. учреждений. Осн. задачи Д. у.: организация отдыха учёных, взаимная информация о новейших достижениях науки и техники, событиях общественно-политич. и культурной жизни, популяризация науч. достижений среди населения. Д. у. организуют отдых учёных на турбазах, в спортсекциях, проводят экскурсии и др. оздоровит, мероприятия. В Д. у. работают коллективы самодеятельности, науч. секции, устраиваются лекции и доклады на актуальные темы, лит. и муз. вечера, лекции-концерты, демонстрация кинофильмов, встречи с гос. и обществ, деятелями, писателями, новаторами произ-ва; Д. у. организуют лекции учёных на пром. и с.-х. предприятиях и т. д.

ДОМ УЧИТЕЛЯ, см. Дом работников просвещен ия.

ДОМ ХУДОЖНИКА московский, организация Моск. отделения Союза художников РСФСР. Осн. в 1949. Гл. задачи Д. х.: проведение политико-воспитат., культурно-массовой, выставочной работы, повышение проф. мастерства художников, а также работа по пропаганде произв. моск, художников. Д. х. организует лекции и доклады по вопросам марксистско-ленинской философии, эстетики и т. д., встречи художников с деятелями науки, литературы и т. д., выставки моск. художников (персональные, групповые, общемосковские), проводит работу со зрителями на выставках. При Д. х. работает 25 студий.

Д. х. имеются также в Ереване (Дом искусств), Казани и др. городах.

ДОМАГК (Domagk) Герхард (30.10.1895, Лагов, Бранденбург,-24.4.1964, Кёнигс-фельд, Шварцвальд), немецкий патолог и микробиолог. В 1921 окончил мед. ф-т ун-та в Киле. С 1928 проф. общей патологии и пат. анатомии в Мюнстере. С 1932 работал в области химиотерапии бактериальных инфекций. После 1949-в ФРГ. Создал (1934) 1-й эффективный препарат для лечения гонореи - домигон, Ввёл в практику лечения мн. инфекций соединения группы сульфанил-амидов. Разработал ряд новых препаратов для химиотерапии туберкулёза, опухолей и т. д. Нобелевская пр. (1939).

Соч.: Pathologische Anatomie und Chemotherapie der Infektionskrankheiten, Stuttg., 1947 (библ.).

ДОМАЖЛИЦЕ (Domazlice), город-заповедник в Чехословакии, в Чешской Социалистич. Республике, в предгорьях Чешского Леса. У стен Д. 14 авг. 1431 войска гуситов разгромили силы крестоносцев, осаждавших Д. Победа при Д. воспета в стихах Вавржинцем из Бржезовы.

Лит.: Rоubik F. aVachal К., Boj chodskeho lidu, PIzen, 1962.

ДОМАЖЛИЦКИЙ ПЕРЕВАЛ (Domazlicky prusmyk), перевал между хр. Чешский Лес и Шумава на границе ЧССР и ФРГ. Вые. 520 м.

ДОМАНЁВКА, посёлок гор. типа, центр Доманёвского р-на Николаевской обл. УССР, в 34 км от ж.-д. ст. Вознесенск (на линии Помошная - Колосовка). Сыродельный, кирпичный з-ды.

ДОМАНОВИЧ (ДомановиЬ) Радое (4.2.1873, Овсиште,- 4.8.1908, Белград), сербский писатель. Участник борьбы демократич. интеллигенции против абсолютизма династии Обреновичей. Крупнейший серб, сатирик, Д. в рассказах и повестях "Не понимаю!" (1898), "Клеймо" (1899), "Страдия" (1902), в много-числ. фельетонах высмеивал абсолютистскую власть, церк. иерархию, бурж. партии, разоблачал лжепатриотизм буржуазии, психологию мещанства. Используя фантастич. гротеск и карикатурные образы, Д. создал значит, художеств. обобщения.

С о ч. в рус. пер.: Повести и рассказы. [Предисл. М. Богданова], М., 1956; Страдия, М., 1957.

Лит. .-Богданов М. Б., Политическая сатира Радое Домановича, в кн.: Литература славянских народов, в. 3, М., 1958; Vuсеnov D., Radoje Domanovic, Beograd, 1959.

ДОМАНОВСКИЙ, Домановски (Domanovszky) Эндре (p. 23.1.1907, Будапешт), венгерский живописец-монументалист. Учился в АХ в Будапеште (1926-31). В произв. 50-60-х гг. (фреска гл. входа Металлургич. комбината в Дунауйвароше, 1955, илл. см. т. 4, табл. XLIII; сграффито для вокзала в Дебрецене, 1961; гобелен для Политех-нич. ин-та в Мишкольце, 1966-67) отразил социальные преобразования в Нар. Венгрии, создал эпически-обобщённые образы рабочих и крестьян. Работам Д. свойственны монументальная простота, свобода и непринуждённость композиции, эмоц. выразительность сдержанной, тонко разработанной цветовой гаммы.

Лит.: U j v а г i В., Domanovszky, Bdpst, 1969.

ДОМАР (Domar) Евсей Дейвид [наст. фам. Домашевицкий (Domashevitsky)] (p. 16.4.1914, Лодзь), американский бурж. экономист, один из основоположников теории экономич. роста (см. Экономического роста теории). В США с 1936. Окончил Калифорнийский ун-т в 1939. Степень доктора получил в 1947. С 1940 преподавал в амер. ун-тах и ин-тах. С 1957 проф. экономики Массачусетсского технологич. ин-та. Концепция Д. направлена на изыскание путей повышения темпов экономич. развития капитализма. Гл. внимание уделяется накоплению капитала. Д. отрицает существование объективных законов экономич. развития и решающее значение придаёт психологич. факторам.

Соч.: Essays in the theory of economic growth, N. Y., 1957.

Лит.: Альтер Л. Б., Буржуазная политическая экономия США, М., 1971, гл. 16; Осадчая И. М.,К оценке основных направлений в теории экономического роста, в сб.: Современный капитализм и буржуазная политическая экономия, М., 1967, с. 148-64.

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ, виды животных, разводимые человеком. Решающее значение в одомашнивании животных имела экономич. польза от их разведения. Приручённые животные были более надёжным источником пищи, чем дикие, кол-во к-рых вокруг человеческих поселений по мере совершенствования техники охоты быстро сокращалось. Все Д. ж. произошли от диких предков, но отличаются от них поведением, внешними формами, внутр. организацией, продуктивностью, что явилось результатом воздействия человека. За исключением шелковичных червей и пчёл, все Д. ж. относятся к позвоночным. Из большого числа видов диких животных одомашнена нек-рая часть, принадлежащая к различным типам, классам, отрядам, сем. и родам. К Д. ж. относят: собственно кр. рог. скот, овец, коз, сев. оленей, верблюдов, лам, буйволов, яков, бантенгов, гаялов, лошадей, свиней, собак, кошек, кроликов, морских свинок, кур, УТОК, гусей, индеек, цесарок, голубей, пчёл, тутовых шелкопрядов. Близки к Д. ж. нек-рые рыбы, разводимые в прудах и аквариумах, "декоративные" птицы (канарейки, павлины), лабораторные животные. Переходную ступень от диких к Д. ж. составляют олени маралы, пятнистые олени; лисицы, песцы, соболи, норки, нутрии, разводимые в клетках. Эти животные находятся в стадии одомашнивания.

По вопросу о диких предках Д. ж. в науке ещё нет ясности. Предполагают, что родичи домашних свиней - разные виды диких кабанов (европейские, индийские, средиземноморские), овец - дикие овцы, распространённые в Европе (Корсика, Сардиния), Передней, Ср. и Центр. Азии. Дикими предками коз считают бе-зоаровых и винторогих коз, кр. рог скота - диких туров. Относительно происхождения лошадей многие учёные сходятся на том, что основные родоначальники лошадей - тарпан и лошадь Пржевальского. Предками много-числ. пород домашних кур считают диких банкивских кур.

О времени и месте одомашнивания первых животных судят гл. обр. по раскопкам поселений первобытного человека. Раскопки свидетельствуют о том, что раньше др. животных - в эпоху мезолита - была одомашнена собака, в эпоху неолита - свинья, овца, коза, кр. рог. скот и позднее - лошадь. Т. к. периоды мезолита и неолита в разных местах земного шара начинались не одновременно, то в неолитич. культурах происходил процесс не только первичного одомашнивания животных, но и разведение уже одомашненных. Предположит, очаги происхождения Д. ж. определяются в значит, мере зоогеографич. ареалами их диких родичей. Однако легче устанавливаются места происхождения и одомашнивания тех животных, ареал предков к-рых во времена одомашнивания был небольшим (напр., яка, бантенга, кур и нек-рых др.). В отношении таких животных, как кр. рог. скот, собаки, свиньи, дикие предки к-рых имели широкое распространение в Азии, Африке и Европе, предположит, очаги происхождения установить труднее. Древними очагами происхождения Д. ж., по-видимому, были р-ны Ближнего и Переднего Востока, а затем р-ны древних культур в бассейнах pp. Нил, Тигр, Евфрат, Ганг, Инд, Амударья, Хуанхэ, в верховье Енисея и др., где раньше всего возникло земледелие.

Приручение Д. ж. происходило, вероятно, разными путями: естеств. сближение человека с животными, насильств. приручение молодых, а затем взрослых животных.

Из мн. видов Д. ж. выведены разнообразные породы, к-рые сложились под влиянием общественно-экономич., естест-венно-историч. условий и приспособлены для удовлетворения той или иной потребности человека. Превращение диких размножаемых в неволе животных в домашних и создание пород совершалось постепенно под влиянием новых условий среды и искусств, отбора. Вначале бессознательно, а впоследствии целеустремлённо человек добивался от Д. ж. всё большей продуктивности. Так, если дикая курица несёт в год ок. 15 яиц, то среди совр. культурных пород кур имеются несущие ок. 300 яиц в год; дикий кр. рог. ск