БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ежит в области избыточного и достаточного увлажнения (лесная зона), среднее - неустойчивого (зоны лесостепи и степи), нижнее - недостаточного увлажнения (зона степи). В верховьях (от истока до г. Дорогобужа) течёт к низменных, частично заболоченных и покрытых преим. сосновыми, местами берёзовыми или еловыми лесами берегах, ниже (до г. Шклова) - среди холмистой местности; долина реки здесь узка (0,5-1 км), пойма местами отсутствует. В районе неск. выше г. Орши находятся Кобе-лякские пороги. На участке Могилёв - Киев долина реки становится более широкой, пойма достигает 14 км ширины и обычно покрыта заливными лугами, зарослями кустарников, сосново-широколиств. лесами. В верх. течении Д. принимает: Друть, Березину, Припять - справа; Сож, Десну - слева. Почти на всём протяжении ср. течения долина широкая (6-18 км), характеризуется наличием древних террас (особенно по левобережью). Прав, берег возвышен и круто обрывается к реке. Средний и ниж. Д. (от устья Припяти до Каховки) представляет собой цепь следующих друг за другом водохранилищ (Киевское, Кременчугское, Днепродзержинское, Днепровское и Ка-ховское), только ниже г. Днепродзержинска сохранился небольшой участок естеств. русла. В районе ср. течения в Д. впадают: слева - Сула, Псёл, Ворск-ла, Самара; справа - Рось. В низовьях Д. протекает среди степей по Причерно-морской низм. Здесь в Каховское водохранилище впадают: справа - Базавлук и Ингулец, слева - Конка.

Питание Д. смешанное. Осн. сток формируется выше г. Киева. Гл. источник питания - снеговые воды; в верх, течении они составляют ок. 50%, подземные -27% и дождевые - св. 23% . Ниже роль снеговых вод возрастает, а дождевых резко уменьшается. Ср. расход у г. Киева 7000м3/сек, наибольший -25 000 м3/сек, наименьший - 200 м3/сек. Ср. годовой сток в устье 53 км3, в многоводный год 73 км3, в маловодный 24 км3; ср. расход 1670 м3/сек. За период весеннего половодья проходит 60-70%, а иногда и 80% годового стока; летом низкая межень; осенью (при выпадении дождей) и зимой (при оттепелях) паводки. Замерзает Д. в декабре; ср. сроки вскрытия: для верх. Д. - нач. апреля, для среднего - сер. марта, для нижнего - нач. марта.

Д. и его притоки являются осн. водными путями БССР и УССР. Река судоходна от устья до г. Дорогобужа на протяжении 1990 км. Гл. пристани и порты - Могилёв, Рогачёв, Жлобин, Киев, Канев, Черкассы, Кременчуг, Днепропетровск, Запорожье, Никополь, Херсон (см. Днепровского бассейна речные порты). Искусств, водными системами Д. соединяется с pp. басе. Балтийского м.: с Зап. Двиной -Березинской системой, с Неманом -Днепровско-Неманской, с Бугом - Дне-провско-Бугской. На реке созданы Киевская, Кременчугская, Днепродзер-жинская, Днепровская (см. Днепрогэс им. В. И. Ленина) и Каховская ГЭС, строится (1971) Каневская ГЭС (см. Днепровский каскад). Из Каховского водохранилища берут начало канал Д. -Кривой Рог и Северо-Крымский канал.

Историческая справка. Ещё в глубокой древности Д. становится важным торг, путём, связывающим области Прибалтики с Причерноморьем. По Д. шла торговля с античными колониями в Причерноморье. В связи с нашествиями кочевников (гуннов, болгар) значение Д. как торгового пути несколько ослабевает, но с 7 в. в процессе образования славянского Древ-нерус. гос-ва (см. также Путь "из варяг в греки") снова усиливается: на Д. возникают крупные города (Киев, Смоленск, Чернигов, Переяслав, Любеч, Вышгород). В результате монг.-тат. нашествия произошёл массовый отлив населения из ср. Поднепровья на С. и С.-В.; в 14-16 вв. Д. сохраняет своё торг, значение лишь в верх. и частью в ср. течении. В 16 в. на Д. ниже порогов возникает казачья община - Сечь Запорожская. Активизация ср. Поднепровья в хоз. обороте начинается с 17 в. в связи с ослаблением Крымского ханства. Присоединение в 18 в. Юж. Украины и Крыма к России восстановило роль Д. как крупного торг, пути, связывавшего Россию с Чёрным м., и привело к бурной колонизации края. Развитие пром-сти в 19 в. (Екатеринослав и др.) определило дальнейший рост значения Д., хотя существование порогов мешало сквозному движению судов по Д. Во время советско-польской войны 1920 (в апр. - мае) и борьбы с войсками Врангеля (авг. 1920) на Д. происходили крупные бои. В годы социалистич. строительства пороги на Д. были взорваны, и в 1932 построен Днепрогэс, что обусловило огромный рост роли Д. в экономике страны. Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 на Д., являвшемся важным стратегич. рубежом, происходили крупные боевые действия в 1941 и особенно в 1943.

Битва за Днепр 1943. В 1943 на Д. развернулась одна из крупнейших битв Великой Отечественной войны 1941-45, к-рая делится на 2 этапа: 1-й - авг. -сент. 1943 и 2-й - окт. - дек. 1943.

Ещё в ходе Курской битвы 1943 Ставка Верховного Главнокомандования (ВГК) поставила задачу перед войсками Центр, (ген. армии К. К. Рокоссовский), Воронежского (ген. армии Н. Ф. Ватутин), Степного (ген. армии И. С. Конев), Юго-Зап. (ген. армии Р. Я. Малиновский) и Юж. (ген.-полк., затем ген. армии Ф. И. Толбухин) фронтов разгромить гл. силы врага на юж. крыле сов.-герм, фронта, освободить Левобережную Украину, выйти к Днепру и захватить плацдармы на его прав. берегу от Жлобина до Херсона. После провала наступления под Курском нем.-фаш. командование рассчитывало упорной обороной остановить наступление сов. войск на линии Велиж-Дорогобуж-Брянск - Сумы - pp. Северский Донец и Миус; одновременно по приказу Гитлера от 11 авг. было начато стр-во стратегич. оборонительного рубежа (т. и. "Восточного вала") по линии р. Нарва -Псков - Витебск- Орша -р. Сож - ср. течение Днепра - р. Молочная. Днепр с его высоким обрывистым прав, берегом составлял гл. часть "Восточного вала".

К нач. битвы за Д. на юго-зап. стратегич. направлении сов. войскам противостояла сильная группировка противника в составе 2-й армии из группы армий "Центр", 4-й танк., 8-й, 1-й танк, и 6-й армий группы армий "Юг" (ген.-фельдмаршал Э. Манштейн) - всего 1240 тыс. чел., 12 600 орудий и миномётов, ок. 2100 танков и штурмовых орудий и до 2000 самолётов. В составе сов. войск насчитывалось 2633 тыс. чел., св.51 200 орудий и миномётов, св. 2400 танков и само-ходно-арт. установок и 2850 самолётов. Битва за Д. началась на различных направлениях неодновременно и состояла из ряда объединённых общим замыслом операций фронтов и групп фронтов.

26 авг. войска Центр, фронта начали наступление, нанося гл. удар на Севск -Новгород-Северский. Враг оказывал упорное сопротивление. Наибольшего успеха добились войска 60-й армии на второстепенном направлении, к-рые продвинулись южнее Севска до 60 км и развернули наступление на Нежин. Нем.-фаш. войска, оборонявшиеся перед Воронежским фронтом, в ночь на 25 авг. начали отход из ахтырского выступа. Войска Воронежского фронта 25 авг. овладели Ахтыркой и развернули наступление на Полтаву, Кременчуг. Войска Степного фронта после освобождения Харькова (23 авг.) до конца августа вели бои западнее и юго-западнее его и, сломив сопротивление врага, продолжали наступление на Красноград - Верхнеднепровск. Наступление войск Юго-Зап. фронта в Донбассе, начавшееся ещё 13-16 авг., развивалось медленно. Однако оно сковало крупные силы врага и способствовало прорыву обороны противника на р. Миус войсками Юж. фронта, к-рые, перейдя в наступление 18 авг., 30 авг. освободили Таганрог. Это вынудило нем.-фаш. войска 1 сент. начать отвод части своих сил из Донбасса на 3. В этих условиях Ставка ВГК приняла решение сосредоточить осн. усилия войск на киевском и кременчугском направлениях.

В нач. сентября наступление развернулось на всей терр. Левобережной Украины. Не имея сил сдержать натиск сов. войск, нем.-фаш. командование приняло решение на общий отход к Д., применяя тактику выжженной земли. Сов. войска неотступно преследовали противника, в его тылу активную борьбу развернули партизаны. Войска Центр, фронта, развивая наступление, форсировали р. Десна, вышли к Д. у устья Припяти и форсировали его в ночь на 21 сент. соединениями 13-й армии. Войска Воронежского фронта к исходу 21 сент. достигли Д. в р-не Великого Букрина и форсировали его соединениями 3-й гвард. танк, армии. Войска лев. крыла Степного фронта 23 сент. вышли к Д. (7-я гвард. армия). Войска Юго-Зап. фронта освободили Донбасс и 22 сент. отбросили противника к Д. на участке Днепропетровск, Запорожье, а 25 сент. силами 6-й армии форсировали Д. Войска Юж. фронта вышли к р. Молочной К концу сент. войска 4 фронтов вышли к Д. от Лоева до Запорожья, преодолели наиболее укреплённую часть "Восточного вала" и захватили 23 тактич. плацдарма на правом берегу Д.

На 2-м этапе битвы за Д. развернулась борьба за расширение захваченных плацдармов. Сов. командование планировало освободить Киев, Днепропетровск, Кривой Рог и затем перейти к освобождению Правобережной Украины, а также разгромить врага на рубеже р. Молочной, освободить Сев. Таврию и создать условия для освобождения Крыма. Наступление войск Воронежского (с 20 окт. 1-го Укр.) фронта на киевском направлении началось 12 окт. и завершилось 6 нояб. освобождением Киева (см. Киевская наступательная операция 1943). Войска фронта продолжали наступление на Коростень, Житомир, фастов и отразили контрнаступление противника, начатое 15 нояб. На прав. берегу Д. в р-не Киева был создан важный стратегич. плацдарм протяжённостью св. 500 км по фронту. Одновременно войска 2-го, 3-го и 4-го Укр. (до 20 окт. Степного, Юго-Зап. и Южного) фронтов вели упорные бои на кировоградском и криворожском направлениях и в Сев. Таврии. В ходе 3-месячных боёв войска 2-го и 3-го Укр. фронтов ликвидировали запорожский плацдарм противника на лев. берегу Д., 14 окт. освободили Запорожье, а 25 окт. Днепропетровск. Войска 4-го Укр. фронта, начав наступление 26 сент., прорвали оборону на р. Молочной, 23 окт. освободили Мелитополь и вышли к низовьям Д. и Перекопскому перешейку. В ходе дальнейшего наступления сов. войска захватили к кон.
1943 на прав, берегу Д. 2-й плацдарм стратегич. значения в р-не Кременчуга, Пятихаток, Днепродзержинска протяжённостью по фронту до 450 км. В результате битвы за Д. вражеский план стабилизации фронта на Д. был сорван. Успеху сухопутных войск во многом содействовала авиация, значит. помощь при форсировании Д. оказали партизаны. Благодаря успешному завершению битвы за Д. были созданы условия для освобождения Правобережной Украины и Крыма. В этой битве войска проявили массовый героизм, 2438 воинов удостоены звания Героя Сов. Союза за форсирование Д.

Илл. см. на вклейке, табл. XV (стр. 176-177).

Лит.: Давыдов Л. К., Гидрография СССР, т. 2, Л., 1955; Мирошниченко Б. А., По Днепру (Путеводитель), М., 1967; Лапоногов А. Н., По Днепру (Путеводитель), М., 1970; 50 лет Вооруженных Сил СССР, М., 1968; История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941 - 1945, 2 изд., т. 3, М., 1964; Уткин Г. М., Штурм "Восточного вала", М., 1967. Г. А. Колтунов.

БИТВА ЗА ДНЕПР (август-декабрь 1943 г.)



ДНЕПРОВСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ. Впервые создана в 1737 под команд, вице-адм. Н. А. Сенявина. Состояла из мелких судов и поддерживала рус. войска во время рус.-тур. войн 18 в., просуществовала до 1789.

В марте 1919 для содействия Красной Армии в боях с петлюровцами и белогвардейцами на Днепре создано неск. отрядов судов, объединённых в авг. 1919 в Д. в. ф., к-рая успешно участвовала в боях и особенно отличилась во время Киевской операции 1920; в том же году расформирована.

В окт. 1925 в Киеве создан отряд судов, переформированный в июне 1931 в Д. в. ф., к-рая в 1939 участвовала в освободит, походе в Зап. Украину и Зап. Белоруссию. В июне 1940 расформирована и её корабли вошли в состав Дунайской воен. флотилии и вновь созданной Пинской воен. флотилии (командующий контр-адм. Д. Д. Рогачёв), имевшей в своём составе 17 мониторов и канонерских лодок, 22 бронекатера, 19 сторожевых кораблей и др. В нач. Великой Отечеств, войны 1941-45 Пинская флотилия приняла активное участие в боевых действиях в Полесье, под Бобруйском, Гомелем, Кременчугом и в обороне Киева. Большинство кораблей флотилии погибло в боях, остальные были взорваны в сент. 1941. После выхода сов. войск на Днепр в сент. 1943 Д. в. ф. была воссоздана (командующий капитан 1-го ранга В. В. Григорьев) и с окт. 1943 действовала на pp. Припять, Березина, Днепр, Зап. Буг, Висла, Одер и Шпре, поддерживая огнём сухопутные войска, высаживая десанты, обеспечивая переправы. К нач. 1945 насчитывала ок. 130 кораблей (в т. ч. 6 канонерских лодок, 34 бронекатера, 16 сторожевых кораблей, 4 миномётных катера, 9 плавучих батарей). Награждена орденом Красного Знамени (1944) и орденом Ушакова 1-й степени (1945). После войны расформирована.

Лит.: Вьюненко Н. П., Мордвинов Р. Н., Военные флотилии в Великой Отечественной войне, М., 1957; Локтионов И. И., Пинская и Днепровская флотилии в Великой Отечественной войне, М., 1958.

ДНЕПРОВСКИЙ КАСКАД, каскад электростанций на р. Днепре. Проектная мощность 6 ГЭС каскада ок. 3780 Мет (с учётом начатого расширения Днепрогэса), среднегодовая выработка энергии 9,8 млрд. квт*ч. Верх, ступенью каскада является Киевская ГЭС, введённая в действие в 1968. Её полная мощность (вместе с гидроаккумулирующей электростанцией - Г АЭС) 551 Мвт. Строится (1971) 2-я ступень - Каневская ГЭС (420 Мвт). 3-я - Кременчугская ГЭС (625 Мвт) пущена в 1960. 4-я - Днепро-дзержинская ГЭС (352 Мвт) пущена в 1964. 5-я - Днепрогэс им. В. И. Ленина (650 Мвт) введена в действие в 1932, 6-я ступень - Каховская ГЭС (351 Мвт) пущена в 1956. С 1969 сооружается Днепрогэс II мощностью 828 Мвт в основном для покрытия пиков электропотребления в энергосистеме. Все ГЭС каскада входят в состав Единой энергетич. системы Ев-роп. части СССР. Создание крупных водохранилищ при Д. к. позволило осуществить годичное регулирование стока Днепра и использовать его для электроснабжения, водного транспорта, орошения земель юга Украины и сев. части Крымского п-ова и улучшения водоснабжения пром. районов Криворожья и Донбасса.

В. Ю. Стеклов.

ДНЕПРОВСКИЙ ЛИМАН, залив сев.-зап. части Чёрного м. у берегов УССР. Вдаётся в сушу на 55 км. Шир. 7,4-16,7 км. Глуб. ок. 5 м. На 3. отгорожен от моря низкой песчаной Кинбурнской косой. Соединяется с Чёрным м. проливом шир. 4,3 км. Вода солоноватая. Зимой замерзает. В Д. л. впадают pp. Днепр и Юж. Буг.

ДНЕПРОВСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД им. Ф. Э. Дзержинского, крупный металлургич. завод СССР в г. Днепродзержинске Днепропетровской обл. УССР. Построен в 1887-89 Южно-Русским днепровским металлургич. об-вом. Накануне 1-й мировой войны 1914-18 был самым крупным металлургич. заводом России, им тогда выпускалось 13-14% всего производимого в стране чугуна, стали и проката. Рабочие завода активно участвовали в революц. движении, неоднократно бастовали. С оружием в руках они защищали Родину в период Гражданской войны и воен. интервенции 1918-20. В 1919 рабочие построили 2 крупных бронепоезда -"Советская Россия" и "Советская Украина". После длительной консервации Д. м. з. был вновь введён в действие в апр. 1925. За годы довоен. пятилеток завод подвергся коренной реконструкции. Были построены 3 крупные полностью механизированные доменные печи, агломерац. ф-ка, новый мартеновский цех, мощный блюминг и универсальный стан. Старые цехи и агрегаты значительно модернизированы. В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 нем.-фаш. оккупанты причинили заводу огромный ущерб. После их изгнания (1943) завод был восстановлен и к 1951 достиг своей довоенной мощности, затем расширен и реконструирован. Выпуск продукции систематически увеличивается. Завод награждён орденом Ленина (1966). Т. И. Тарасенко.

ДНЕПРОВСКО-БУГСКИЙ КАНАЛ, соединяет р. Пина (приток Припяти; басе. Днепра) с р. Мухавец (приток Буга; басе. Вислы). Дл. 196 км (канализованная часть р. Пина -74 км, водораздельная часть канала - 58 км; канализованная часть р. Мухавец - 64 км).

Работы по сооружению Д.-Б. к. начались в 1775, но вскоре были заброшены, строительство возобновлено в 1837, осн. работы произведены в 1846-48. С захватом в 1919 Зап. Белоруссии панской Польшей канал был разрушен. После воссоединения Зап. Белоруссии с БССР канал восстановлен и введён в эксплуатацию. Во время Великой Отечеств, войны 1941 -1945 гидросооружения канала были разрушены; в 1945-46 канал восстановлен и реконструирован. Канал тупиковый, выхода на р. Буг не имеет (в устье Мухав-ца - глухая плотина для подпора воды), движение судов до г. Бреста. Перевозятся гл. обр. жел. руда (на экспорт с перегрузкой в Бресте на ж. д.), лес, минеральные строит. материалы.

ДНЕПРОВСКОГО БАССЕЙНА РЕЧHЫE ПОРТЫ, основные воднотранспортные центры, организующие перевозки грузов и пассажиров по Днепру и его притокам, связывающим пром. и с.-х. районы УССР и частично БССР с приречными пунктами бассейна, и перевалку грузов на жел. дороги и с жел. дорог. С 1967 перевозки в бассейне осуществляются и на судах смешанного типа, могущих заходить в порты Дуная, Чёрного, Азовского и Средиземного морей.

Начало портового стр-ва в бассейне относится к 1899 - времени сооружения гавани у Киева. До 1-й мировой войны 1914-18 стр-во портов в Киеве, Екатери-нославе (Днепропетровск) и Херсоне под рук. Киевского округа путей сообщения шло медленно. Перегрузочных механизмов, кроме нескольких плавучих зерноперегружателей в Херсоне, не было. Грузовые работы производились вручную. С созданием на Днепре гос. пароходства (1922) началось интенсивное портово-пристанское стр-во. Доля механизированных грузовых работ в 1940 составила 2/3 от всех перегрузочных операций в бассейне. Были построены каменные склады, бетонированные грузовые площадки, речные вокзалы в крупных пунктах; для причала пассажирских судов использовались дебаркадеры. В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 фашистские захватчики разрушили причалы, склады, перегрузочные механизмы. После войны заново сооружены речные порты в Черкассах, Кременчуге, Днепродзержинске, Никополе, капитально реконструированы в Киеве, Днепропетровске, Херсоне. Построены вокзалы в Черкассах, Днепропетровске, Запорожье, Херсоне, а в 1959 в Киеве. Средствами портов охвачено по сухогрузам 85,6% общего объёма грузооборота портов, 13,6% - средствами грузовладельцев (1970). Комплексная механизация груз, операций в 1970 достигла 97,6%. Киевский, Днепропетровский и Запорожский порт им. В. И. Ленина являются перевалочными для грузов, отправл