БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

я, равновесие этих сил нарушается, и под действием тяготения, несбалансированного силами давления, звезда стремительно сжимается - происходит К. г. Процесс длится всего доли секунды, но за это время плотность центр, частей звезды возрастает до плотности атомного ядра, составляющей 1014 г/см3. Теперь уже мощные силы отталкивания прижатых друг к другу ядерных частиц замедляют или даже останавливают сжатие вещества в центр, областях звезды. Падающие внеш. слои наталкиваются на остановившиеся, и возникает идущая наружу ударная волна, к-рая усиливается поглощением идущих изнутри нейтрино и детонацией остатков ядерного "горючего" в оболочке звезды. Внешние слои звезды выбрасываются в пространство. Этот процесс выброса наблюдается в виде вспышки сверхновой звезды. Оставшееся после выброса оболочки ядро звезды с массой, не превышающей двух масс Солнца, представляет собой нейтронную звезду. Такие звёзды астрономы наблюдают как источники пульсирующего радиоизлучения - пульсары. Если масса ядра звезды велика (больше двух масс Солнца), то отталкивание ядерных частиц не в состоянии противостоять тяготению, и ядро звезды после быстрого остывания будет продолжать сжиматься. При этом поле её тяготения возрастает настолько, что начинают играть роль эффекты общей теории относительности (см. Относительности теория), и никакие силы уже не в состоянии остановить сжатие. Эта стадия эволюции звёзд наз. релятивистским К. г. Когда радиус звезды становится равным критическому значению - т. н. гравитационному радиусу (определяемому массой звезды и равному 3 М0 км, где Мо - масса звезды, выраженная в массах Солнца), поле тяготения уже не выпускает никакое излучение, никакие частицы. Такой небесный объект наз. "чёрной дырой", или "застывшей звездой". Лит.: Зельдович Я. Б., Новиков И. Д., Теория тяготения и эволюция звезд, М., 1971. И.Д.Новиков.

КОЛЛАР (Kollar) Ян (29.7.1793, с. Мошовце, Словакия,- 24.1.1852, Вена), чешский и словацкий поэт, деятель культуры. Из крест, семьи. Окончил Йенский ун-т (1819), был священником. С 1849 преподавал слав, археологию в Венском ун-те. В деятельности К., принадлежащей как чеш., так и словацкой культуре, отразились идеи нац. Возрождения. Первый сб. "Стихотворения" вышел в 1821. Главное произв. К.- поэма "Дочь Славы" (1824, доп. изд. 1832), в к-рой прославляется многовековая борьба славян против иноземных угнетателей. Идеи патриотизма, просветительства, гуманизма и дружбы славянских народов, содержащиеся в поэме, оказали большое влияние на развитие обществ, мысли чехов и словаков. Взаимоотношениям и сотрудничеству слав, народов посвящён трактат К. "О литературной взаимности славян" (1836). К. занимался также изучением фольклора, собиранием словацких нар. песен (совм. с П. И. Шафариком); выпустил 2-томное издание "Национальные песни или светские песни словаков в Венгрии..." (1834-35).

Соч.: Vybrane spisy, sv. 1 - 2, Praha, 1952 - 56; Narodnie spievanky, dl 1 - 2, Brat., 1953; в рус. пер., в кн.: Антология чешской поэзии, т. 1, М., 1959; Словацкая поэзия XIX-XX вв., М., 1964.

Лит.: Богданова И. А., Я. Коллар, в кн.: Очерки истории чешской литературы XIX-XX вв., М., 1963; Зайцева А. К., Ян Коллар, в кн.: История словацкой литературы. М., 1970; N е } е d I у Z., J. Kollar, Praha, 1945; Rosenbaum К., J. Kollar pevec lasky k narody, Martin, 1956. Л. С. Кишкин.

КОЛЛАРГОЛ, коллоидальное серебро, лекарственный препарат, синевато-чёрные мелкие пластинки, растворимые в воде с образованием коллоидального раствора. Содержат 70% серебра. Применяются в виде растворов для промывания гнойных ран, мочевого пузыря при циститах и уретритах, глаз (в виде капель) при конъюнктивитах и т. п. Иногда применяют в виде мази при рожистых воспалениях и др.

КОЛЛАТЕРАЛИ [от лат. con (cum) - с, вместе и lateralis - боковой], боковые или окольные пути кровотока, обеспечивающие приток или отток крови в обход осн. кровеносного ствола. К. осуществляют кровоснабжение органов при тромбозе, эмболиях, сдавлениях сосудов, при их перевязке и т. д. Различают внутрисистемные К.- анастомозы между ветвями одноимённой артерии (или вены) и межсистемные К. по анастомозам различных артерий и вен.

КОЛЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПУЧОК, пучок проводящих тканей древесины (ксилемы) и луба (флоэмы) в стеблях и листьях растений. В стеблях наружная сторона К. п. состоит из флоэмы, внутренняя - из ксилемы. К. п. бывают закрытыми и открытыми. Закрытые К. п. не дают вторичного прироста в толщину, т. к. в них нет камбия. "la.-ui... К. п. имеются в стеблях почти всех однодольных растений. В открытых К. п., характерных для стеблей двудольных, голосеменных и нек-рых папоротникообразных растений, между флоэмой и ксилемой имеется слой клеток камбия. В результате деления его клеток образуются новые элементы флоэмы и ксилемы (вторичное утолщение стебля). Ср. Биколлатералъный пучок, Концентрический пучок, Радиальный пучок.

Поперечный разрез через открытый коллатеральный пучок у лютика ползучего: 1 - флоэма; 2 - ксилема;3 - камбий; 4 - склеренхима.

КОЛЛЕ КУЭТО (Kolle Cueto) Xopxe (р.20.4.1930, Суданьес, деп. Чукисака), деятель рабочего движения Боливии. По профессии учитель. В 1950 вступил в Коммунистич. партию Боливии (КПБ). С 1954 чл. ЦК КПБ, с 1968 первый секретарь ЦК КПБ. За революц. деятельность неоднократно подвергался арестам.

КОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬ, принцип управления, при к-ром руководство осуществляется группой лиц, обладающих равными обязанностями и правами в решении вопросов, отнесённых к компетенции данного органа. При совещательной форме К. предполагается коллективное обсуждение вопросов и коллективная выработка рекомендаций по тому или иному вопросу, решение же принимается единолично руководителем коллегии.

К. - высший принцип руководства КПСС. Принцип коллективности парт, руководства обоснован в трудах К.. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина; основами его являются демократический централизм, организационное строение партии, закреплённые в Уставе Коммунистической партии Советского Союза. К.-одна из ленинских норм парт, жизни. Она выражается в широком обмене мнениями на парт, съездах, конференциях, собраниях, заседаниях партийных комитетов, что позволяет перед принятием решения всесторонне анализировать ту или иную проблему и в максимальной степени гарантирует от ошибок. Ленин в строгом соблюдении принципа К. видел гарантию от случайности в принимаемых решениях. К. аккумулирует знания, опыт, единство воли и действий коммунистов, служит средством контроля и своевременного вскрытия недостатков и ошибок в работе. Принцип К. исключает своеволие и самоуправство, игнорирование мнения коллектива, подмену науч. руководства волюнтаристскими решениями. К. означает реализацию воли большинства коммунистов, к-рая выражена в парт, решениях. Свобода обсуждения, критики, отстаивания своего мнения до принятия решения и единство действий после принятия решения, становящегося законом для коммунистов,- в этом суть К. парт, руководства. Опыт КПСС учит, что последовательное соблюдение принципа К. наряду с укреплением сознательной дисциплины, единства действий коммунистов, повышением на этой основе творч. активности парт, масс - непременное и важнейшее условие успешного осуществления партией своей роли коллективного вождя и организатора. Принцип К. действует и в др. коммунистических партиях.

В социалистич. странах К.- важнейший принцип деятельности гос. органов, а также органов различных обществ, организаций трудящихся. В. И. Ленин писал: "Коллегиальное обсуждение и решение всех вопросов управления в советских учреждениях должно сопровождаться установлением самой точной ответственности каждого из стоящих на любой советской должности лиц за выполнение определенных, ясно и недвусмысленно очерченных, заданий и практических работ" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 365). В. И. Ленин связывал принцип К. с принципом единоличной ответственности. Сочетание К. с единоличной ответственностью обеспечивает использование знаний ц опыта многих, предотвращает субъективизм и обезличку в процессе принятия решений и их реализации (см. также Единоначалие).

В гос. управлении социалистич. стран используются обе формы К. - совещательная и решающая. Коллегиально обсуждают и решают вопросы верховные органы власти (Верховные Советы в СССР, Сейм в Польше, Нар. собрание в Болгарии и др.), пр-ва (Советы Министров, Гос. советы и др.), президиумы Верховных Советов, народных (национальных) собраний; исполкомы местных органов власти. В СССР решающая К. применяется в деятельности нек-рых органов отраслевого управления, напр. гос. комитетов Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик. Так, в положении о Гос. комитете Совета Министров СССР по науке и технике указано, что комитет коллегиально решает вопросы, связанные с определением осн. направлений развития науки и техники в СССР, с разработкой межотраслевых науч.технич. проблем, повышением эффективности науч. исследований и обеспечением быстрого внедрения достижений науки и техники в нар. х-во и др.

В ряде социалистич. гос-в (в т. ч. и в СССР) существуют коллегии министерств, решения к-рых приобретают силу в том случае, если с ними согласен министр. Будучи пред, коллегии, министр вправе провести в жизнь своё единоличное решение, не совпадающее с решением коллегии (аналогично правовое положение коллегий комитетов при Совете Министров СССР). К.- ведущий принцип деятельности судов социалистич. стран. В СССР рекомендательные решения принимают многие коллегиальные органы, действующие на обществ, началах: постоянно действующие производств, совещания на предприятиях, науч.-технич. советы при министерствах, комиссии содействия при районных отделах социального обеспечения и др.

Совершенствование работы гос. аппарата, в т. ч. аппарата управления х-вом, в социалистич. гос-вах проводится в плане усиления и совершенствования К. Программа КПСС 1961 придаёт важное значение последовательному осуществлению К. в работе всех звеньев гос. и хоз. аппаратов. А. Е. Лунёв.

КОЛЛЕГИИ (лат., ед. ч. collegium) в Др. Риме, корпорации лиц, связанных отправлением культа или общей профессией. Различались К. религиозные, жреческие (арвальских братьев, понтификов, авгуров, фециалов, салиев и др.), ремесленные, ветеранские, погребальные и др. Во главе К. стоял выборный магистр. Каждые 5 лет список членов К. пересматривался. К. имели общие святыни, помещения для совершения релит, обрядов, собраний и совместных трапез, общую кассу, а также патронов из высших сословий. С 1 в. до н. э. К.,

особенно ремесленные и жителей кварталов, объединявшие свободных и рабов, активно вмешивались в политич. жизнь, что приводило к их периодическому запрещению (напр., после т. н. первого заговора Каталины в 66 до н. э.). В эпоху империи К. функционировали лишь с разрешения пр-ва. Наряду с традиционными К. создавались новые: августалов, ведавшие отправлением культа императора, домашние - состояли из рабов-для почитания гения господина, и др. В период поздней империи членство в большинстве ремесленных К. становится принудительным.

Лит.: Кулаковский Ю., Коллегии в древнем Риме, К., 1882; Ш т а е рман Е. М., Рабские коллегии и фамилии в период империи, "Вестник древней истории", 1950, №3. И. Л. Маяк.

КОЛЛЕГИИ в России, в 18 в."центр, учреждения, ведавшие отд. отраслями гос. управления. Введены правительством Петра I вместо приказов в целях централизации гос. управления и чёткого разграничения функций между ведомствами. В 1717-21 были установлены штаты и назначены президенты 12 К.: Коллегии иностранных дел, Военной коллегии, Адмиралтейств-коллегий, Камер-коллегии, Штатс-контор коллегии, Ревизион-коллегии, Юстиц-коллегии, Бергколлегии, Мануфактур-коллегии, Коммерц-коллегии, Вотчинной коллегии и Главного магистрата. В 1718-20 были определены функции, утверждены структура и штаты К., а также Генеральный регламент К. (1720). Каждая К. состояла из присутствия (президент, вице-президент, 4 советника, 4 асессора и секретарь) и штата чиновников и канцеляристов. К. подчинялись императору и Сенату. При К. состоял фискал (позже прокурор), контролировавший деятельность К. Некоторые К. имели свои местные учреждения. В 1722-27 и 1764-86 существовала Малороссийская коллегия в качестве органа управления Украиной. В 1726 была создана Коллегия экономии, ок. 1725 - Юстиц-К. лифляндских, эстляндских и финляндских дел, в 1736 - Камер-контора лифляндских, эстляндских и финляндских дел. При преемниках Петра I были временно ликвидированы Мануфактур- и Берг-К. В 1763 создана Медицинская К. В связи с губернской реформой 1775 и созданием на местах широкой сети учреждений, к к-рым перешла значит, часть функций К., в 80-х гг. 18 в. были упразднены Штате-, Ревизией-, Камер-и Юстиц-К., К. экономии. Остальные К. просуществовали до нач. 19 в., когда были ликвидированы в связи с учреждением министерств.

Лит.: Воскресенский Н. А., Законодательные акты Петра I, т. 1, М.- Л., 1945; Государственные учреждения России в XVIII в. Подготовил к печати А. В. Чернов, М., 1960. С.М.Троицкий.

КОЛЛЕГИУМ (от лат. collegium - товарищество, содружество), закрытое среднее, редко высшее учебное заведение в 16-18 вв. в Зап. Европе. К.открывались гл. обр. иезуитами (см. Иезуитское воспитание), принимались в них только дети господствующих классов. Преподавались "семь свободных искусств" и богословие, изучались также лат. и греч. языки, давались в небольшом объёме сведения по литературе, географии и истории. В России был известен Харьковский К. (осн. в 1721 в г. Белгороде), в к-ром преподавал Г. С. Сковорода.

КОЛЛЕГИЯ, группа лиц, имеющая право совместного решения вопросов, отнесённых к её компетенции. В социалистич. гос-вах К.- коллективный орган, осуществляющий функции власти, управления или правосудия. См. также Коллегиальность.

КОЛЛЕГИЯ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ, Иностранная коллегия, центральное гос. учреждение России, ведавшее внеш. политикой. Учреждена в 1720 вместо Посольского приказа. Ведала организацией внеш. сношений с иностр. roc-вами, а также с уральскими казаками, калмыками; почтовым делом (до 1782) и управлением Украиной (в 1727-34 и 1749-56). В 18 в. в числе президентов К. и. д. были Г. И. Головкин (см. Головкины), А. И. Остерман, А. П. Бестужев-Рюмин, Н. И. Панин, А. А. Безбородко и др. Подчинялась императору, минуя Сенат, в отдельные периоды - Верх, тайному совету и Кабинету министров. В 1802 была подчинена министру иностр. дел, а в 1832 после реорганизации Мин-ва иностр. дел упразднена.

КОЛЛЕГИЯ ЭКОНОМИИ, Коллегия экономии синодального правления, в 18 в. центральное гос. учреждение России, ведавшее делами по управлению архиерейскими, монастырскими и синодальными имениями и сбором с них казённых доходов. Учреждена в 1726 в связи с разделением Синода на 2 департамента, ведавших духовными и хоз. делами. Департамент по хоз. делам был преобразован в К. э., что отражало стремление подчинить церковь гос-ву. Находилась в ведении Сената. В 1744 ликвидирована в связи с тем, что церковь добилась возвращения духовных вотчин в ведение Синода. После секуляризации церковных имений в 1763 К. э. была восстановлена для управления экономич. имениями. Упразднена в 1786.

КОЛЛЕДЖ (англ, college), учебное заведение в Великобритании, странах, входящих в Содружество, возглавляемое Великобританией, и в США. Различают три основных типа К.: 1) соответствующие уровню высшей школы; 2) занимающие промежуточное положение между ср. и высшими уч. заведениями; 3) соответствующие уровню ср. школы и предназначенные для уч-ся старше 16 лет.

К. возникли в начале 13 в. в Великобритании. Исторически сложившийся тип К. в традиционном виде сохранился в старинных ун-тах (Оксфордском университете и Кембриджском университете). К., входящие в состав этих ун-тов, занимают отдельные здания, в к-рых студенты разных ф-тов не только обучаются, но и живут.

К., входящие в состав др. ун-тов Великобритании, как правило, представляют собой специализированные уч. заведения (типа советских высших уч. заведений), пользующиеся известной самостоятельностью.

Существуют К. университетского типа - высшее уч. заведение, не входящее в ун-т и не пользующееся его правами (в первую очередь правом присуждения степени и выдачи дипломов), но прикрепляемое к крупному ун-ту, при к-ром окончившие курс студенты держат экзамены по университетской программе. Обычно К. университетского типа со временем становятся полноправными ун-тами (все существовавшие до 1957 К. этого типа стали ун-тами).

Технич., пед. и др. спец. К.- наиболее доступные детям трудящихся учебные заведения Великобритании. Технич. и др. спец. К. местного значения готовят высококвалифицированных рабочих, мастеров н техников. Более высокую квалификацию дают региональные технич. К. К числу высших уч. заведений относятся только зональные технич. К., технич. К. повышенного типа и нац. К. Инженеров высшей квалификации готовят К., входящие в состав ун-тов (в первую очередь Имперский К. наук и технологии Лондонского университета). Пед. К. готовят учителей начальных и ср. школ. Для поступления в пед. К. требуется окончание средней грамматической школы.

По традиции К. наз. и отдельные старинные привилегированные ср. школы (Итон, Уинчестер), по своему типу ничем не отличающиеся от других паблик скулз, и нек-рые частные уч. заведения, малодоступные детям трудящихся из-за высокой платы за обучение.

В США первые К. возникли в 17 в. (по образцу английских) как высшие уч. заведения, готовившие священнослужителей и гос. служащих. На основе наиболее крупных К. путём присоединения к ним мед., юридич., богословских школ (или ф-тов) в 1-й пол. 19 в. были созданы первые ун-ты. К.- наиболее распространённый тип высшего уч. заведения, причём одни из них являются составной частью ун-тов, а другие существуют как самостоят, уч. заведения. Большинство К.- 4-летние, готовящие к степени бакалавра; принимаются лица, окончившие 12-летнюю ср. школу. В состав каждого ун-та входит, по меньшей мере, один К. гуманитарных и естеств. наук, прохождение 1-3 курсов или окончание к-рого даёт право поступать на один из ф-тов ун-та. Во многих К., кроме общеооразоват. подготовки, можно получить и специальность.

Технич. К. готовят инженеров, учительские - учителей элементарных и ср. школ.

К. с земельным наделом организованы в к