БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

джагирдар - получал долю гос. земельного налога с Д. в свою пользу и был обязан за это содержать оп-редел. отряд наёмной конницы. Средний размер Д. был огромным (примерно до 100 тыс. га). Великие Моголы часто перемещали джагирдаров из одного владения в другое, опасаясь их сепаратистских устремлений. В 17 в. появляется тенденция к перерождению Д. в наследств, владение (что осуществляется в 18 в.).

Лит.: Антонова К. А., Очерки общественных отношений и политического строя Могольской Индии времен Акбара (1556-1605), М., 1952; Ашрафян К. 3., Аграрный строй Северной Индии (XIII - середина XVIII вв.), М., 1965.

ДЖАДИДИЗМ (от араб. усул-и-джадид - новый метод), бурж.-либеральное, националистич. движение, зародившееся в 80-х гг. 19 в. среди татарской буржуазии в Крыму и Поволжье, в Азербайджане, а с 90-х гг. 19 в. распространившееся в Ср. Азии. Первоначально - узкое, культурнич. движение за реформу старой системы мусульм. образования (обучение грамоте путём зазубривания отдельных сур Корана), за необходимость европ. образования для мусульман. В новоме-тодных школах детей обучали по новому для мусульман звуковому методу. В Ср. Азии в период Революции 1905-07 и в последующие годы Д. вышел из первоначальных культурнич. рамок и приобрёл ярко выраженную окраску бурж.-либерального, контрреволюц. политич. движения и идеологич. течения. Социальной базой Д. были преим. бурж. слои населения Ср. Азии и часть нац. интеллигенции. Джадиды ориентировались на тур. пантюркистов, поддерживали тесные связи с тэт. и азерб. пантюркистами. Вместе с тем они являлись фактически сторонниками царизма и пытались удерживать массы от революц. выступлений. Среднеазиатский Д. до 1917 не сумел приобрести определённых организац. форм. Джади-дами паз. тех, кто высказывался за необходимость ликвидации нек-рых феод, пережитков, стеснительных для нарождающейся буржуазии, за ограниченную реформу ислама и религ. школ, за приспособление ислама к бурж. развитию нац. окраин Росс, империи и потребностям нац. буржуазии. Но определённой программы, как и руководящего центра и устава, джадиды не имели. Они группировались вокруг отд. джадидских издательств, газет и журналов, к-рые легально издавались в Туркестане и Бухаре, вокруг новометодных школ, благотворительных обществ и т. п. К ним временами примыкали отд. представители демокра-тич. интеллигенции (напр., Хамза Ха-ким-заде, Садриддин Айни и др.), но с Д. как политич. течением они фактически не имели ничего общего. Сильное влияние на развитие Д. в Ср. Азии оказала бурж. младотурецкая Революция 1908.

После Февр. революции 1917 джадиды создали свои националистич. партии: Шуро-и-ислам в Туркестане, младобу-харскую и младохивинскую партии в Бухаре и Хиве. После победы Окт. революции 1917 джадиды были в числе организаторов Гражд. войны против Сов. власти, вдохновителями реакционной т. н. "Кокандской автономии", вступали в соглашение с рус. белогвардейцами (А. И. Дутовым и др.) и эмиром Бухарским, активно участвовали в басмаческом движении. С установлением Сов. власти в Ср. Азии Д. был ликвидирован.

Лит.: Гафуров Б. Г., История таджикского народа. В кратком изложении, т. 1, 3 изд., М., 1955; Пясковский А.В., Революция 1905-1907 годов в Туркестане, М., 1958, с. 542 - 66; История Узбекской ССР, т. 2, Таш., 1968; Вахабов М. Г., О социальной природе среднеазиатского джа-дидизма и его эволюции в период Великой Октябрьской революции, "История СССР", 1963, № 2. А. В. Пясковский.

ДЖАЗ (англ, jazz), род профессионального муз. искусства. Сложился на рубеже 19 и 20 вв. в результате синтеза элементов двух муз. культур - европейской и африканской, осуществлённого неграми США. Афр. элементы - полиритмичность, многократная повторяемость осн. мотива, исполнение по схеме "зов и ответ", вокальная экспрессивность, импровизационность - вошли в джаз вместе с распространёнными формами негритянского муз. фольклора-обрядовыми плясками, рабочими песнями, спиричуэлс и блюзами. Слово * Д." первоначально в сочетании "джаз-банд" стало применяться в сер. 1-го десятилетия 20 в. в Юж. штатах для обозначения музыки, создаваемой небольшими нью-орлеанскими ансамблями (в составе трубы, кларнета, тромбона, банджо, тубы или контрабаса, ударных и фп.) в процессе коллективной импровизации на темы блюзов, рэгтаймов и популярных европ. песен и танцев. Среди основателей Д., принадлежащих к нью-орле-анскому стилю: трубач и певец Л. Армстронг, трубач Кинг Оливер, кларнетист Дж. Доде, тромбонист К. Ори, пианист Джелли Ролл Мортон и др. Вслед за этим стали возникать ансамбли белых музыкантов, т. н. диксиленды, перенимавшие манеру исполнения негритянского Д. Развитие диксиленд-ансамблей во многом способствовало распространению Д. за пределы Юж. штатов. В 20-е гг. Д. получает широкую популярность в США, проникает в Европу. Центр развития Д. перемещается в Чикаго, возникает т. н. чикагский стиль, отличающийся более строгой композиционной организацией и усилением роли солирующих голосов. Превращение Д. в объект коммерческой эксплуатации снижало его художеств, ценность. Пытаясь преодолеть сложившиеся эстрадные штампы, негритянские исполнители ищут новые пути развития Д. В 30-е гг. возникает стиль свинг (перекличка 3 групп духовых инструментов - саксофонов, труб и тромбонов, создающая эффект ритмич. раскачки, англ, swing) с типичными для него большим составом оркестра (15-17 исполнителей), полным отказом от коллективной импровизации в пользу сольной, значит, усилением роли композитора-аранжировщика.

Среди крупнейших представителей свинга - оркестры Дюка Эллингтона, Ф. Хендерсона, У. Бейзи, У. Уэбба, Дж. Лансфорда. Достижения негритянских музыкантов заимствовали Б. Гуд-мен, Т. Дорси, Г. Миллер и др. В тот же период пианист Т. Уилсон, вибрафо-нист Л. Хэмптон, тенор-саксофонисты К. Хокинс и Л. Янг, выступая с малыми ансамблями, развивают жанр камерного джаза. В нач. 40-х гг. альт-саксофонист Ч. Паркер, трубач Дж. Гиллеспи, пианист Т. Монк, ударники К. Кларк и М. Роуч радикально изменили саму концепцию Д., отказавшись от танцеваль-ности, мелодич. симметрии, живописных эффектов свинга. Новый стиль, названный звукоподражательным словом "бибоп", принёс угловатые, насыщенные диссонансами темы, аскетически сухое звучание, свободную, не связанную с исходной мелодией импровизацию, опирающуюся на сложную последовательность аккордов. Развитие совр. Д. происходит в борьбе разных течений - т. н. коммерческого, составляющего часть бурж. развлекательной индустрии, и творческого, направленного на поиск новых художеств, средств. Прогрессивные музыканты стремятся сохранить связь Д. с нар. истоками и традициями, одновременно используя различные элементы классической и совр. музыки. К крупным мастерам совр. Д. принадлежат Дюк Эллингтон, Г. Шул-лер, Дж. Льюис, Г. Эванс, М. Дейвис, С. Роллинз, Дж. Колтрейн, О. Колмен, Ч. Ллойд, А. Шепп, А. Айлер, С. Тейлор и др. В сер. 50-х гг. сплав отд. элементов джаза, блюза и сельского фольклора белых американцев, получивший название "рок-н-ролл" (англ. rock'n'roll - качайся и катись), затем "бит-бит" (англ, big beat - большой удар), породил течение т. н. поп-музыки (сокр. от популярная). Несмотря на усиленную эксплуатацию поп-музыки дельцами бурж. эстрады, отд. ансамблям ("Битлз", "Чикаго" и др.) удалось создать в этом жанре ряд подлинно художественных произведений.

Распространение Д. за пределами США началось с 20-х гг. 20 в., но по-настоящему самобытные коллективы, развивающие Д. на основе нац. традиций, сложились лишь в 40-50-х гг. Таковы оркестры под рук. Дж. Данкворта (Англия), М. Леграна (Франция), К. Влаха и Г. Брома (Чехословакия), К. Эдельха-гена (ФРГ), К. Комеды (Польша) и др.

Становление Д. в СССР относится к середине 20-х гг. и связано с коллективами под рук. В. Я. Парнаха, А. Н. Цфасмана, Г. В. Лансберга, Л. Я. Теплицкого. В 1929 был организован Гос. эстрадный оркестр под упр. Л. О. Утёсова, сыгравший важную роль в формировании сов. стиля Д., связанного с массовой и эстрадной песнями. В 30-40-е гг. известность завоевали оркестры А. В. Варламова, Я. Б. Скоморовского, Э. И. Рознера, О. Н. Лундстрема. Другое направление сов. Д. развивают малые импровизационные ансамбли, практика к-рых начинает складываться с кон. 50-х гг. Они стремятся создавать произв. на материале песен-но-танц. фольклора народов СССР. Наибольший вклад в это направление внесли ансамбли под рук. А. Е. Товмасяна, Н. Н. Громина, А. Н. Зубова, Г. А. Га-раняна, Г. К. Лукьянова, Е. Д. Гсворгя-на, А. Н. Козлова и др. Широкую известность приобрели оркестры, организованные в республиках Сов. Союза.

Музыка Д. оказала заметное влияние на развитие муз. иск-ва 20 в. Элементы Д. используются в сочинениях мн. крупных композиторов - К. Дебюсси, М. Равеля, Дж. Гершвина, П. Хиндемита, И. Ф. Стравинского, Д. Мийо, А. Коп-ленда, М. Блицстайна, Л. Бернстайна и др., а в сов. музыке - И. О. Дунаевского, А. Я. Эшпая, К. Караева, Р. К. Щедрина, М. М. Кажлаева, А. П. Петрова и др.

Лит.: Джаз-банд и современная музыка. Сб. статей под ред. С. Гинзбурга, Л., 1926; МысовскийВ., Феиертаг В., Джаз, Л., 1960; Утесов Л., С песней по жизни, М., 1961; Конен В., Пути развития американской музыки, 2 изд., М., 1965; Ч е р-новА., Бялик М., О легкой музыке. О джазе. О хорошем вкусе, М.- Л., 1965; Армстронг Л., Моя жизнь в музыке, "Театр", 1965, № 10, 12; 1966, № 2, 3; П е-реверзев Л., Из истории джаза, "Музыкальная жизнь", 1966, № 3, 5, 9, 12; Feather L., The encyclopedia of jazz in the sixties, N. Y., [1966]; Оjakaar V., Dzass-musika, Tallinn, 1966. Л. Б. Переверзев.

ДЖАЗМУРИАН, бессточная впадина на Ю. Иранского нагорья в Иране. Дл. ок. 300 км, шир. до 140 км, вые. ок. 360 м. Плоская заболоченная равнина с крупными массивами подвижных песков. Весной во время разлива рек заливается водой, образуя мелководное (20-30 см), слабо солоноватое озеро с изменчивыми очертаниями и размерами, зарослями тростника по берегам.

ДЖАЙДАРА (от узб. жайдари - местный), порода грубошёрстных курдючных овец мясо-сального направления. Создана скрещиванием местных курдючных овец Узбекистана с др. местными породами. Овцы крупные, с крепкой конституцией, глубоким и широким туловищем, на коротких крепких ногах. Отличаются выносливостью, приспособленностью к круглогодовому содержанию на пастбищах, способностью к быстрому нагулу. Масса баранов 95-100 кг, маток 70-72кг. Валухи в 11/2-летнем возрасте весят ок. 80 кг, убойный выход 52-56%. Мясо и сало высокого качества. Настриг шерсти с баранов 2,7-3,5 кг, с маток 2-3 кг. Шерсть грубая, неоднородная, содержание пуха в ней 45-60% . Цвет шерсти в основном чёрный и рыжий, встречается бурый и серый. Распространена порода в Самаркандской обл. Узб. ССР.

ДЖАЙЛОЛО, встречающееся в лит-ре назв. острова в Индонезии; см. Халъ-махера.

ДЖАЙЛОЛО (Djailolo), город и порт в Индонезии, на зап. побережье о. Халь-махера. Вывоз пряностей, копры и ценных пород древесины.

ДЖАЙНИЗМ, одно из основных религиозно-филос. учений Индии, возникшее в 6 в. до н. э. Основателем Д. считается странствующий проповедник Вардхама-на, к-рому впоследствии были даны имена Махавиры ("великого героя") и Джины ("победителя") - отсюда назв. учения. В ходе своего развития Д. разделился на ряд сект, из к-рых наиболее значительные: секта дигамбаров, т. е. обнажённых (букв. - "одетых странами света"), и секта шветамбаров ("одетых в белое"). Ядро религ.-филос. лит-ры Д.- джайн-ский канон (в основе к-рого лежат т. н. Джайна-сутры). Среди неканонич. лит-ры наибольший интерес представляют сочинения Умашрати (1 в. дон. э.) и Сидд-хасены Диракара (6 в. н. э.). Д., как и параллельный ему буддизм, явился реакцией на ритуализм и абстрактную спекулятивность брахманизма. Д. отверг авторитет Вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст).

Учение о дживах, или живых существах, и свойственных им двух видах бытия - бытии несовершенном и бытии совершенном, является основой Д. В состоянии несовершенного бытия джива, сущность к-рого заключается в вечной, обладающей сознанием душе, находится в соединении с "материей", образующей тело дживы. Тело, оплетая душу, повергает дживу в состояние страдания, к-рое и служит отличит, признаком несовершенного бытия. В зависимости от соотношения духовного и телесного элементов эти дживы образуют своеобразную лестницу: на низшей её ступени располагаются дживы, представляющие формы, в к-рые выливается существование неорга-нич. веществ и растений. На более высокой ступени пребывают дживы, имеющие форму животных, людей, богов. (Т. о., бог в Д.- только одна из форм несовершенного бытия дживы.) Капля росы, человек, бог - ступени единой системы принципиально одинаковых видов бытия, характеризующегося отягощённостью материей. Вверху иерархии джив находятся "освобождённые" дживы, для к-рых не существует материальных уз и даже духовных условий, ограничивающих их существование, и они способны полностью управлять собств. бытием. Освобождения могут достичь только дживы, получившие форму человеческого существа. Такие дживы паз. Титханкары; они являются в мир с известной периодичностью. Вардхамана считается последним из них в данную эру (двадцать четвёртым).

Осн. путём к "освобождению" Д. считает аскетизм. Аскетич. принципы Д. предусматривают активное истребление телесного элемента (конкретные правила джайнского аскетизма включают в себя, помимо отказа от одежды, строгого поста и пр., всевозможные мучения и истязания). Наряду с подавлением телесного начала правила джайнского поведения требуют неуклонного соблюдения принципа ахимсы, заключающегося в отказе от причинения малейшего вреда любому живому существу. Подчёркивание преимущественного и, в частности, нравств. значения аскетизма и строжайшее соблюдение аскетич. образа жизни, предусматривающего тщательную разработку правил этого поведения, отличают Д. не только от буддизма, но и от всех др. систем Индии, также подчёркивающих важность аскетизма. Практич. часть Д. включает определ. обрядность, к-рая, вопреки принципиальному со стороны Д. отрицанию ритуальности, выработалась под влиянием потребностей "массового" почитания (храмовое почитание Титханкаров, публичная исповедь, чтение джайнских текстов и др.).

Д., в отличие от буддизма, строго онто-логичен - имеет учение о бытии; душа (джива) и "недуша" (аджива), включающая материальное, признаются в качестве равноправных, вечно существующих начал - субстанций. Т. о., Д., в отличие от брахманизма, дуалистичен (см. Дуализм). Наряду с дживами и адживами, представляющими две осн. сущности (таттвы) онтологии Д., существуют ещё 5 таттв, исчерпывающих все возможные виды отношений и взаимосвязи дживы и адживы. Каждая из 7 таттв определ. образом классифицируется и иерархически членится. В частности, материя делится на тонкую (кармическую), представляющую нечто вроде "силы", и грубую, ощущаемую органами чувств и делимую на атомы (ану).

Не вышедший за пределы Индии Д. сохранил здесь своё влияние. В нач. 70-х гг. в Индии (гл. обр. в Гуджарате и Раджастхане) насчитывалось неск. миллионов его приверженцев, в основном принадлежащих к торг, и ремесл. кастам (соблюдение ахимсы делает невозможным для джайна земледелие, т. к. вспашка земли влечёт за собой убийство живых существ). Джайны (торговцы и ростовщики) представляют в совр. Индии значит, финансовую и экономич. силу. Последователи Д. имеют неск. десятков институтов и колледжей и ряд журналов.

Лит.: Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956, с. 240 -89; G 1 a s е п а р р Н., Der Jainismus. Eine indische Erlosungsreligion, В., 1925; Champat Rai Jain, The practical Dharma, Allahabad, 1929; S с h u b-ring W., Die Lehre der Jainas. Nach den alten Quellen dargestellt, В., 1935; Т h o-m a s P., Hindu religion, customs and manners, Bombay, [1948]. В. П. Лучина.

ДЖАЙПУР, город в сев.-зап. Индии, на полупустынной окраине плато Мал-ва. Адм. центр штата Раджастхан. 533,2 тыс. жит. (1969). Важнейший экономический и культурный центр штата. Торгово-трансп. узел. Хл.-бум., кож.-обув., керамич., пищ. пром-сть; ж.-д. и авторем. мастерские. Художеств, кустарные промыслы (изделия из мрамора, слоновой кости, металла, ткани с золотой и серебряной отделкой). Ун-т. Центр туризма.

Д. осн. в 1728. Окружён стенами и разделён на кварталы, образуемые пересекающимися под прямым углом улицами, к-рые ориентированы по странам света. Центр, часть Д. занимает дворцовый комплекс (18 в.) с садами, бассейнами, фонтанами, дворцом Чандра-Махал (включает художеств. Музей махараджи Джайпура), обсерваторией Джантар-Мантар и дворцом Хава-Махал (-"Дворец Ветров"; 1751-68). За пределами гор. стен к Ю.-новая часть Д. (сер. 19-20 вв.) с гостиницами, кинотеатрами, магазинами, школой художеств, ремёсел, парком.

Джайпур. Хава-Махал ("Дворец Ветров"). 1751-68.

ДЖАЙЯВАРМАН VII, король Камбуджадеши (в ист. лит-ре известна как Ангкорская Камбоджа). В годы правления Д. VII (1181-1219) страна достигла наивысшего могущества. Ангкорская монархия распространила своё влияние на С. до Вьентьяна, на В., после захвата Тьям-пы,- до Вост.-Кит. м., на Ю.- до центр, части Малайского п-ова, на 3.- до Бирмы. При Д. VII велось небывалое по своим масштабам храмовое строительство, крупнейшее в Юго-Вост. Азии.

ДЖАКАРТА (Djakarta), столица Индонезии. Расположена на сев.-зап. побережье о. Ява, при впадении р. Чиливунг в Яванское м. Климат тропический экваториальный; среднегодовая темп-ра 27 °С; осадков 1784 мм в год; влажность 80%. Административно Д. вместе с пригородами образует особую единицу - Большую Д. Пл. Большой Д. 577 км2. Нас. 4,4 млн. чел. (1970). Город быстро растёт: 681 тыс. жит. в 1941, 1933 тыс. жит. в 1957 и 2906,5 тыс. жит. в 1961. Гор. управление в Д. осуществляется выборным муниципальным советом во главе с мэром города.

В 16 в. на месте совр. Д. находился г. Сундакелапа, в 1527 он присоединён к Бантаму и переименован в Джаякерту, в нач. 17 в. разрушен голландцами. В 1619 на месте Джаякерты голландцы построили крепость Батавия. Выросший вокруг неё город в 1621 получил то же название. До конца голл. господства в Индонезии (1945) Батавия была резиденцией ген.-губернатора и столицей колонии. С нач. 20 в. город стал крупным центром индонез. нац.-освободит. движения.

Джакарта. На переднем плане один из городских каналов.

17 авг. 1945 здесь была провозглашена