БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

аждом штате с целью распространения знаний гл. обр. в области с.-х. наук и технич. специальностей. При К. имеются опытные станции для проведения исследовательской работы.

В США имеется также большое количество 2-летних младших К., предназначенных преим. для усовершенствования общеобразоват. подготовки и фактически являющихся повышенными ср. школами. В этих К. можно получить подготовку к нек-рым специальностям, не требующим (в США) высшего образования (напр., к библиотечной работе). Имеются также младшие технич. К., выпускающие техников. Обучение в К. платное, в частных плата значительно выше.

КОЛЛЕЖ (франц. college), учебное заведение во Франции, Бельгии, франкоязычных кантонах Швейцарии и ряде стран Африки и Азии, ранее входивших в состав франц. колониальной империи. Во Франции первые К. возникли в ср. века при ун-тах. В период Великой французской революции все К. были закрыты. В 1808 наименование "К." было присвоено средним школам, находившимся на бюджете местных властей либо в частных руках, тогда как гос. ср. школы наз. лицеями. До 1959 франц.

К.- полное ср. уч. заведение, равноценное лицею: те же сроки обучения, отделения, программы. Согласно реформе 1959 единств, типом полной ср. школы во Франции стал лицей. Одновременно были созданы общеобразовательные К. (colleges d'enseignement general) - неполные ср. уч. заведения (4 года обучения на базе пятилетнего элементарного цикла), окончание к-рых даёт право поступать только в ср. спец. уч. заведения и в старшие классы лицея. В 1963 во Франции созданы К. ср. образования - уч. заведения для детей в возрасте 11-15 лет, в которых объединены 69-е классы лицея, классы общеобразоват. К. и старшие классы начальной школы.

К- в странах Африки и Азии (Алжире, Марокко, Лаосе, Камбодже и др.) являются, как правило, неполными ср. школами; в Бельгии - женские ср. школы.

КОЛЛЕЖ ДЕ ФРАНС (College de France), одно из старейших н.-и. и учебных учреждений Франции. Ведёт свою историю с 1530, когда под влиянием идей гуманизма в противовес кастовой рутине и религиозной схоластике, господствовавших в Парижском и др. ун-тах Франции, королём Франциском I была учреждена группа королевских лекторов, передовых представителей франц. научной мысли 16 в. (первые лекторы: П. Данес и Ж. Туссен - греч. язык; А. Гидасериус, Ф. Ватабль и П. Паради - др.-евр. язык; О. Фин - математика; Б. Массой - лат. красноречие). Изучение древних языков открывало доступ к историч. и лит. источникам, пробуждавшим новые научные веяния. В 17-18 вв. королевские лекторы имели свою корпорацию, признанную гос-вом; К. де Ф. насчитывал ок. 20 кафедр по лит-ре, праву, истории, математике, физике, естеств. наукам. В 19 в. и в нач. 20 в. в К. де Ф. работали Ж. Б. Деламбр (математика), Ж. Адамар (механика), А. Ампер, П. Ланжевен, Ф. ЖолиоКюри (физика), М. Бертло (химия), К. Бернар (физиология), Ж. Ипполит (философия), А. Мазон (рус. язык и лит-pa). Декретом от 24 мая 1911 определена задача К. де Ф.- способствовать прогрессу науки своими науч. трудами и исследованиями, обучением, к-рое ведётся по этим трудам и исследованиям (без присуждения обучающимся учёных степеней и дипломов), науч. миссиями за границей и публикациями. К. де Ф. находится в ведении Мин-ва нац. образования Франции и финансируется гос-вом; ёяд кафедр создан на частные средства. 1971-72 в К. де Ф. функционировали 52 кафедры и значит, число науч. лабораторий разного профиля. К. де Ф. не имеет стабильных уч. планов и программ, не проводит никаких экзаменов для слушателей (как правило, лиц с высшим образованием, желающих повысить свой науч. уровень). Профессора кафедр ежегодно сами определяют темы лекционных курсов, к-рые непосредственно связаны с их н.-и. работой. Вход на лекции свободный. В К. де Ф. работают выдающиеся учёные - Ж. Лере (математика), А. Лихнерович (матем. физика), Ф. Перрен (атомная физика), Ж. Моно (молекулярная биология), Ф. Жакоб (генетика), Э. Вольф (экспериментальная эмбриология), Ф. Перру (экономика), П. Лемерль (история и цивилизация Византии), Ф. Бродель (история) и др. В 1970 создана кафедра, на к-рой может читать лекции иностр. профессор, приглашённый администрацией. В 1972 цикл лекций прочитал сов. акад. Л. А. Арцимович. А. М. Чикалов.

КОЛЛЕКТИВ социалистический (от лат. collectivus - собирательный), одна из важнейших ячеек социалистич. общества; относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной обществ, задачи. К. сочетает интересы индивида и общества и основан на общности целей, принципах социалистич. сотрудничества, выступающих для его членов в виде ценностных ориентации и норм деятельности.

В соответствии с видом деятельности различаются К. трудовые, учебные, военные, бытовые, спортивные, художеств, самодеятельности и др. Осн. место в обществе принадлежит трудовым К., среди к-рых важнейшими являются производственные К.

Социалистич. революция создаёт материальные и духовные условия (обществ, собственность на средства произ-ва, социалистич. нормы отношений, идеалы, ценности и др.), обеспечивающие создание различного рода К. С развитием социалистич. общества происходят изменения в функциях и структуре К., его движение от первоначальных к более зрелым формам коммунистич. типа.

Главными функциями К. являются: предметная - непосредственное осуществление той задачи, ради которой он возник и существует; социально-воспитательная - обеспечение сочетания интересов общества и индивида путём развития разнообразных способностей индивида. Размер и задача К. обусловливают его организац. структуру: она может быть одно-, двух- или многоступенчатой (напр., бригада, цех, завод). В качестве первичного уровня К. выступает малая группа, где существуют непосредств, отношения между индивидами. К. обладает как официальной (формальной) структурой, так и социально-психологич. (неформальной) структурой, складывающейся на основе личных симпатий и антипатий. Поскольку личностные отношения существенно влияют на поведение людей, в т. ч. и на их отношение к труду, установление оптимального отношения между формальной и неформальной структурами имеет большое значение для успешного функционирования К.

В каждом К. наблюдается определённая степень изменения состава. Это вызывается как объективными причинами, обусловленными технич. прогрессом, законом перемены труда, демографич. и иными законами, так и субъективными, зависящими от характера отношений внутри К. Нек-рые К. периодически изменяют свой состав (уч. заведения, армейские подразделения). Существуют также временные К. (напр., К. строителей ГЭС).

Важнейшую роль в К. играют ячейки массовых обществ, организаций - партийных, комсомольских, профессиональных и др., которые призваны активно влиять на деятельность К., поднимать сознание его членов до уровня требований, предъявляемых обществом, противодействовать возникновению местничества, т. н. коллективного эгоизма.

Положение и ценность человека в К. определяются преим. его личными качествами и способностями, от к-рыхзависит в значит, степени и характер его отношений с др. членами К. Каждый человек обычно принадлежит к неск. К. (трудовому, бытовому, спортивному или др.), где развиваются его различные способности.

Оценка К.- могучий стимул деловой и обществ, активности индивида, побуждающий его к постоянному совершенствованию, способствующий развитию коллективизма. Член К. нравственно ответствен не только за свою деятельность, но и за деятельность др. членов К. и всего К. в целом. Он должен сопоставлять свои действия с действиями К. и подчиняться требованиям коллективной дисциплины. Отд. индивид иногда может лучше понимать задачи, объективно стоящие перед К., нежели большинство его членов. В этом случае индивид имеет право и морально обязан выступить против большинства членов своего К. в интересах общества, а в конечном счёте и самого К. Показателями уровня развития К. служат: степень единства индивида и К. при условии возрастающей обществ, активности индивида и его требований к самому себе и к К. (включая его руководителей); степень единства К. и общества при условии растущей самостоятельности действий К., предполагающей высокую сознательность его членов.

В развитом социалистич. обществе возрастает соответствие интересов общества, трудового К. и индивида. Важная роль в этом принадлежит социалистическому соревнованию, одна из основных функций к-рого состоит в том, чтобы поднимать менее развитые в социальном отношении К. до уровня передовых. Примером таких К. являются К. коммунистич. труда. Движение за коммунистич. отношение к труду становится делом сознательного творчества всё более широких масс трудящихся и находит яркое выражение в разработке и осуществлении планов социального развития трудовых К. К. играют огромную роль в формировании у сов. людей коммунистич. мировоззрения, воспитании коммунистич. отношения к труду и сознат. дисциплины, преодолении пережитков прошлого в сознании и поведении. В трудовых К. осуществляется одна из центр, задач партии - всё более широкое вовлечение трудящихся в управление произ-вом и обществом. См. также ст. Коллективы и ударники коммунистического труда. Н. И. Лапин.

КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА в СССР, преобразование мелких, единоличных крест, х-в в крупные обществ, социалистич. х-ва путём кооперирования. В переходный период от капитализма к социализму важнейшим звеном социалистич. реконструкции экономики является социалистич. преобразование с. х-ва, т. е. формирование социалистич. производственных отношений в деревне. Этот процесс предполагает, с одной стороны, создание крупных государственных предприятий, с другой - постепенное объединение единоличных крестьянских х-в в коллективные хозяйства. С.-х. государствен ные предприятия (совхозы) создавались на гос. землях, гл. обр. на базе национализированных помещичьих х-в. Являясь крупными производителями продуктов, они одновременно оказывали крестьянам помощь в освоении новейших приёмов агротехники, обеспечивали их семенами, племенным скотом, техникой (на условиях проката) и т. д. Совхозы служили для крестьян убедительным примером преимуществ социалистич. организации произ-ва. Однако удельный вес этих х-в в общем объёме с.-х. произ-ва в переходный период был сравнительно невелик. В с. х-ве преобладали миллионы мелких крест, х-в. Существование мелкотоварного произ-ва создавало постоянную угрозу реставрации капитализма, поскольку оно служило почвой, рождавшей и питавшей буржуазию. Нельзя было продолжительное время базировать диктатуру пролетариата и социалистич. строительство на разных основах - на социалистической пром-сти и индивидуальном крестьянском хозяйстве. Прочной опорой диктатуры пролетариата могло быть только крупное общественное с.-х. производство, организованное на социалистич. началах. Между социалистич. пром-стью, развивающейся по законам расширенного воспроизводства, и преимущественно мелкотоварным с. х-вом, не всегда осуществлявшим даже простое воспроизводство, существовало глубокое противоречие. С. х-во, базируясь гл. обр. на мелкой частной собственности и ручной технике, отставало от пром-сти и всё в меньшей мере могло удовлетворять растущий спрос гор. населения на продовольств. товары, а пром-сти - на с.-х. сырьё. Только в результате замены мелкотоварного крест, х-ва крупным механизированным произ-вом, имеющим высокую товарность, можно было преодолеть отставание с. х-ва и поднять произ-во с.-х. продукции до размеров, удовлетворяющих потребности страны.

Переход к крупному произ-ву в с. х-ве вызывался и коренными интересами самого крестьянства, т. к. давал возможность решить проблему повышения его жизненного уровня. Социалистич. гос-во оказывало деревенской бедноте и крестьянам-середнякам помощь, но в самом мелком х-ве применение машинной техлики и достижений новейшей науки крайне ограничено, непроизводительно расходуется труд, сильна зависимость от стихийных сил природы и т. д. Лишь переход к крупному социалистич. произ-ву может обеспечить трудящемуся крестьянству систематич. улучшение материальных и культурных условий жизни, ликвидировать агр. перенаселение, облегчить труд в с. х-ве.

Вопрос о пути социалистич. преобразования крест, х-ва был поставлен и в принципе решён основоположниками науч. коммунизма (см. Кооперация, раздел Теории). В. И. Ленин разработал конкретный план социалистического переустройства деревни и вовлечения крестьян в дело строительства социализма через кооперацию от низших её форм к высшей (производственной) (см. Кооперативный план В. И. Ленина). Национализация земли и превращение её в общенар. собственность послужили важнейшими предпосылками перехода крестьян на путь социализма. Коммунистич. партия и Сов. правительство сразу же после победы Окт. социалистич. революции стали проводить линию на постепенное социалистич. преобразование деревни, на создание крупного х-ва в земледелии. В декрете ВЦИК "О социализации земли" (янв. 1918) была поставлена задача развивать коллективные х-ва в земледелии, им обеспечивались определённые преимущества перед мелкими единоличными х-вами. В кон. 1917 - нач. 1919 гг. в деревне стали возникать коллективные х-ва: коммуны сельскохозяйственные, товарищества по совместной обработке земли (ТОЗы), с.-х. артели и т. п. Коммунистич. партия, В. И. Ленин внимательно изучали опыт строительства социализма в деревне. В декрете ВЦИК "О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию" (февр. 1919) были определены задачи коллективных х-в, содержались конкретные указания по осн. вопросам их деятельности, орг-ции управления, взаимоотношений с гос. органами, использования созданной ими продукции и т. д.

В программе партии, принятой 8-м съездом РКП(б) (1919), отмечалось, что Сов. власть, осуществив полную отмену частной собственности на землю, перешла к проведению в жизнь целого ряда мер по организации крупного социалистич. земледелия.

В результате последовательного проведения в жизнь кооперативного плана В. И. Ленина и большой организац. и финанс. помощи гос-ва положение трудящихся крестьян в период восстановления нар. х-ва заметно улучшилось. В деревне значительно выросла доля середняков. Если до революции беднота составляла 65% всех крест, дворов, то в 1928-29 удельный вес её снизился до 35%, середняцких х-в стало 60% вместо 20%, удельный вес кулаков снизился с 15 до 5%. Однако кулацкие х-ва обладали значит, частью (15-20% ) средств произ-ва, в т. ч. примерно Чз с.-х. машин.

Одновременно были достигнуты успехи в развитии кооперации потребительской и кооперации сельскохозяйственной, к-рые выросли в мощный организм, игравший вместе с гос. торговлей решающую роль в товарообороте между городом и деревней. В 1929 в с.-х. кооперативах состояло 13 млн. членов - более 55% бедняцко-середняцких х-в; в потребительской кооперации насчитывалось ок. 14 млн. пайщиков. С.-х. кооперация приобрела большое значение в заготовках продукции земледелия и животноводства. В 1929 она заготовила ок. 36% товарного хлеба, 60% льноволокна, всю товарную продукцию хлопка, сах. свёклы и табака, 65% животного масла, 50% яиц. Одним из средств приобщения крестьян к коллективным формам х-ва явилось проведение широкой контрактации с.-х. продуктов. Через контрактацию Сов. гос-во оказывало поддержку бедняцкосередняцким х-вам и кооперативам. По договорам х-ва получали семена, ден. авансы, гос-во гарантировало им сбыт продукции, приобретение необходимых пром. товаров. В 1929 в систему договорных контрактационных отношений было вовлечено ок. 8 млн. крест, х-в по сравнению с 2 млн. в 1927. Важным условием проведения К. с. х. было осуществление культурной революции.

Однако к нач. 1-й пятилетки (1928) в с. х-ве продолжали преобладать мелкие единоличные крест, х-ва (до 25 млн. х-в, см. табл. 1).



Табл. 1. - Число сепъскохозяйственных предприятий и хозяйств до начала массовой коллективизации















Хозяйства

Удельный вес в посевной площади , %

Ср. размер посева на одно х-во, га





Единоличные

97,3

4,5





Колхозы

1,2

42,0





Совхозы

1,5

800,0

















В с.-х. произ-ве преобладал ручной труд. В 1928 вручную было посеяно 74,4% яровых культур, сжато и скошено зерновых культур серпом и ручной косой 44,4%, обмолочено зерновых цепом и др. ручными способами 40,7% . Отсталость с. х-ва сдерживала темпы индустриализации страны. Перевод с. х-ва на путь крупного социалистич. машинного произ-ва, способного поднять производительность труда и товарность, ликвидировать источники роста капиталистич. элементов, покончить с кулацкой эксплуатацией, стал необходимым условием социалистич. строительства.

Ист. значение имели решения 15-го съезда ВКП(б) (1927), провозгласившего курс на К. с. х. На основе решений 15-го съезда в 1928 был проведён ряд мероприятий по усилению гос. помощи колхозам (кредитование, снабжение машинами и орудиями, налоговые льготы и т. д.), развёртыванию широкой пропаганды идей К. с. х.

Коллективизация была делом новым и весьма сложным. Приходилось преодолевать вековую силу привычки мелкого собственника, изменять его психологию, убеждать его в преимуществах коллективного труда. К коллективизации было приковано внимание всей партии, Сов. гос-ва. Партийные, советские и кооперативные организации стали непосредственными организаторами колхозов. К лету 1928 число колхозов достигло 33,3 тыс., а к лету 1929 - 57 тыс. (в 1927 их было 14,8 тыс.). Осн. фигурой в колхозном движении 1928-29 оставалась крест, беднота, экономич. положение к-рой при кооперировании значительно улучшалось. В этот период сохранялось разнообразие форм колхозного строительства. Наибольшее распространение получили ТОЗы (60,2% коллективных х-в), в к-рых значит, часть средств произ-ва ещё оставалась в личной собственности.

К кон. 1929 начался этап сплошной. К. с. х., характеризовавшийся массовым вступлением крестьян в колхозы.

Ноябр