БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

звития" и т. д.

Несмотря на достижения сов. учёных-психологов, Д. п. в этот период имела и ряд существенных недостатков, связанных с некритич. использованием зарубежных идеалистич. и механистич. концепций, что сказывалось гл. обр. в значит, влиянии педологии. Для начавшегося в 30-х гг. преодоления этих недостатков важное значение имела разработка проблемы роли деятельности в психич. развитии (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Проводились интенсивные исследования содержания и структуры различных видов детской деятельности (игра, труд, учение) и их влияния на развитие восприятия (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теп лов, Д. Г. Элькин), памяти (П. И. Зинченко, А. А. Смирнов), мышления (П. Я. Гальперин, Г. С. Костюк, А. А. Люблинская, Н. А. Менчинская, Д. Б. Эльконин), развитие речевой системы и её регулирующей роли в поведении (А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец), а также на формирование самосознания (Б. Г. Ананьев) и качеств личности ребёнка (Л. И. Божович, В. Н. Мясищев и др.).

Условия возникновения установок личности и их влияние на протекание психич. процессов у ребёнка изучаются груз, психологич. школой (Д. Н. Узнадзе, Р. Г. Натадзе, Б. И. Хачапуридзе и др.).

Если в 30-40-е гг. внимание уделялось гл. обр. Констатации глобальной зависимости протекания и развития психич. процессов у ребёнка от характера и структуры его деятельности, то в 50-х гг. в ряде работ (Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. А. Смирнов, Б. М. Теп-лов и др.) началось изучение внутренней природы этих зависимостей и механизмов формирования психич. отражения в человеческом онтогенезе. При разработке этих проблем сов. психологи опирались на положение И. П. Павлова о рефлекторной природе психики и о роли ориентировочных рефлексов в образовании временных связей. В проведённых психологич. исследованиях было обнаружено, в частности, особое значение ориентировочной основы действий в онтогенезе психич. процессов (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) и закономерный, поэтапный ход их формирования у ребёнка с последовательными переходами от внешних, материальных действий к действиям идеальным, совершаемым в уме в плане представлений и понятий (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и др.). Проведённые в последние годы исследования формирования психич. процессов и свойств личности у ребёнка (Л. И. Божович, Л. В. Занков, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия), а также упомянутые выше работы создали необходимые психологич. основы для разработки новых, более эффективных методов обучения, к-рые позволяют детям усваивать такие знания и овладевать такими способами действий, к-рые ранее считались малодоступными.

Вместе с тем эти исследования позволили обнаружить значительно большие, чем это предполагалось до сих пор, возрастные психофизиология, возможности дошкольников и младших школьников, что позволило определить психологич. критерии обогащения познават. содержания программ дошкольного воспитания и начального обучения и наметить более высокие требования к воспитательно-образовательной работе детского сада и начальных классов школы (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин).

Признание детерминированности психич. развития объективными условиями существования и подчёркивание ведущей роли обучения в этом процессе не означают отрицания внутренней логики этого развития, известной его "спонтанности". На разных возрастных ступенях дети оказываются особо чувствительными, "сензитивными", к усвоению определённых содержаний, в то время как другие усваиваются ими плохо или вовсе не усваиваются (Л. С. Выготский). В процессе развития обнаруживаются противоречия; напр., противоречия между новыми возросшими психофизиологич. возможностями ребёнка и старыми, ранее сложившимися видами деятельности и формами взаимоотношений с окружающими людьми. Такого рода противоречия могут с особой остротой обнаружиться в периоды "возрастных кризисов" (напр., в период кризиса подросткового возраста). Сложная и мало разработанная проблема внутренних противоречий развития ребёнка, имеющая важнейшее значение для диалектико-материалистич. понимания онтогенеза человеческой психики, освещается в работах Г. С. Костюка, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др.

Лит.: Сеченов И. М., Избр. произв., 2 изд., М., 1958; У ш пне кий К. Д., Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Собр. соч., т. 8 -9, М.- Л., 1950; Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, 2 изд., М., 1946; Выготский Л. С.. Избр. психологические исследования..., М., 1956; его же, Развитие высших психических функций, М., 1960; Блонский П. П.. Избр. психологические произведения, М., 1964; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, [2 изд.], М., 1965; Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребёнка. [Сб. статей], отв. ред. А. Р. Лурия, т. 1 - 2, М., 1956 - 58; Вопросы детской психологии, ч. 1 - 2, отв. ред. Б. Г. Ананьев, "Изв. АПН РСФСР", 1948, в. 17 - 18; Обучение и развитие. [Сб. статей], М., 1966; Левитов Н. Д.. Детская и педагогическая психология, М., 1958; Люблинская А. А.. Очерки психического развития ребёнка. (Ранний и дошкольный возраст), М., 1959; Менчинская Н. А., Развитие психики ребёнка. Дневник матери, [2 изд.], М., 1957; Эльконин Д. Б., Детская психология (развитие ребёнка от рождения до семи лет), М.. 1960; Запорожец А. В., Развитие произвольных движений, М., 1960; Психология детей дошкольного возраста, под ред. Запорожца А. В. и Эльконина Д. Б., М., 1964; Божович Л. И., Личность и её формирование в детском возрасте, М., 1968; Штерн (Стерн) В., Психология раннего детства до шестилетнего возраста, пер. с нем., 2 изд.. П., 1922; Пиаже Ж., Речь и мышление ребёнка, пер. с франц., М. - Л., 1932; Валлон А., От действия к мысли, пер. с франц., М., 1956; Пирьов Г. Д., Детская психология и дефектология, [2 изд.], София, 1959; Пиаже Ж. цИнель-дер Б., Генезис элементарных логических структур, пер. с франц., М., 1963; Пиаже Ж., Избр. психологические труды, пер. с франц., [М., 1969]; Исследование развития познавательной деятельности, под ред. Дж. Брунера [и др.], пер. с англ., М., 1971; Рiаget J., La formation du symbole chez 1'enfant, 2 ed., Nchat. -P., [1959]; Саrmichael L., Manual of child psychology, ed. by P. H. Mussen, 3 ed., v. 1-2, N. Y., 1970; Wallon H., L'evolution psycholo-gique de 1'enfant, 4ed., P., 1952; Baldwin A., Theories of child development, N. Y., 1967. А. В. Запорожец.

ДЕТСКАЯ РЕЧЬ, совокупность особенностей речи ребёнка (преим. преддошколь-ника и дошкольника), обусловленных возрастом (и уровнем интеллектуального развития) и не связанных непосредственно ни со спецификой определённого языка, ни со спецификой речевой ситуации. Особенности Д. р. могут быть звуковыми (неумение произносить те или иные звуки или сочетания звуков), грамматическими (ограниченность числа употребляемых конструкций, своеобразное количественное соотношение слов различных частей речи, не существующие в речи взрослых новообразования вроде "ко-патка" и т. д.) и семантическими. Эти последние связаны не столько с отбором и употреблением к.-л. слов, семантич. рядов или групп (хотя оно тоже имеет место), сколько с отличиями в способе означения. Развитие способа означения ("развитие понятий") подробно проанализировано сов. психологом Л. С. Выготским.

Нередко Д. р. и её развитие понимаются в чисто лингвистич. плане. Однако "усвоение детьми языка не есть приспособление слов, их складывание в памяти и оживление с помощью речи, но развитие языковой способности с возрастом и упражнением" (В. Гумбольдт). Внешние, доступные простому наблюдению особенности Д. р. являются лишь отражением "глубинных" (могущих быть исследованными путём эксперимента) процессов психич. развития ребёнка, неотъемлемой частью к-рого и является развитие Д. р. Но эксперимент ещё не занял достаточного места в изучении Д. р. Недостаточное внимание уделяется в психологии также межкультурным или межъязыковым исследованиям Д. р. у разных народов (эта работа начата в США в Калифорнийском ун-те). Малоисследованную проблему составляет развитие функций Д. р.

Россия, а затем СССР - родина науч. изучения Д. р. Серьёзная работа по изучению Д. р. ведётся также в Чехословакии, Польше, Румынии, Франции, США, Италии и др. странах.

Лит.: Выготский Л. С., Избранные психологические исследования. Мышление и речь, М., 1956; Гвоздев А.Н., Вопросы изучения детской речи, М., 1961; Леонтьев А. А., Слово в речевой деятельности, М., 1965; Розенгарт-Пуп-к о Г. Л., Формирование речи у детей раннего возраста, М., 1963; Державин Н. С., Изучение языкового развития у ребёнка русской речи, в сб.: АН СССР - академику Н. Я. Марру, М.-Л., 1935; Чуковский К., От двух до пяти, 20 изд., М., 1969; Эльконин Д. Б., Развитие речи в дошкольном возрасте, М., 1958; Jacob-son R., Child language, aphasia and phonological universals, The Hague - P., 1968; The acquisition of language, ed. by U. Bellugi and R. Brown, Lafayette, 1964; E r v i n-T r i р р S., Review of child development research, v. 2, N. Y., 1966; A field manual for cross-cultural study of the acquisition of communicative competence, Berkeley, 1967.

А. А. Леонтьев.

ДЕТСКАЯ СМЕРТНОСТЬ, число живорождённых, умерших на протяжении первого года жизни. Д. с. вместе с рождаемостью и смертностью является статистич. показателем естественного движения населения; выражается числом умерших детей на 100 или 1000 живорождённых. В СССР живорождённым считается ребёнок, хоть раз вздохнувший. Д. с. зависит в основном от со-циально-экономич. причин и смещается в ту или иную сторону при их изменении. Благодаря мероприятиям системы охраны материнства и детства и созданной сов. врачами системы антенатальной охраны плода Д. с. в СССР резко снизилась (см. табл.).

Показатели детской смертности в России и СССР



Количество умерших детей на 1000 родившихся

1913

1940

1950

1960

1970



269

182

81

35

25




В социалистич. странах Д. с., по данным ООН, в 1969 составила (на 1000 родившихся): Болгария - 30,5, Венгрия -35,6, ГДР -20,4, Польша - 34,3, Румыния -54,9, Чехословакия -22,9. В отличие от СССР, в нек-рых капиталистич. странах детей, умерших до регистрации рождения, учитывают как мертворождённых; поэтому показатель Д. с. в этих странах не соответствует действительности, является заниженным.

ДЕТСКАЯ ЭКСКУРСИОННО-ТУРИСТСКАЯ СТАНЦИЯ, внешкольное учреждение, являющееся организационным и инструктивно-методич. центром экскурсионно-туристской и краеведческой работы с уч-ся. Работает под руководством органов нар. образования, в контакте с комитетами комсомола, советами пионерской организации, советами по туризму.

Первое сов. учреждение по экскурсионно-туристской работе с детьми - Бюро школьных экскурсий при Наркомпросе РСФСР - было создано в Москве в 1918 и затем преобразовано в Центр, опытно-показательную экскурсионную базу Наркомпроса, на основе к-рой в 1932 открылась первая Центральная Д. э.-т. с. (ныне Центральная Д. э.-т. с. Мин-ва просвещения РСФСР). За годы Сов. власти Д. э.-т. с. были созданы во всех республиках, в большинстве краёв, областей страны. В 1971 в СССР функционировало 169 Д. э.-т. с.

На Д. э.-т. с. и при их содействии в школах создаются кружки, клубы и общества туристов, краеведов, путешественников, прокатные базы и пункты туристского снаряжения и др. Значит, место в работе Д. э.-т. с. занимают походы и экспедиции по заданию различных организаций, учреждений, предприятий и др. (изучение природных богатств края, участие в историч. и археологич. изысканиях).

Д. э.-т. с. разрабатывают вопросы содержания, форм и методов экскурсионно-туристской работы.

Г. П. Чубарова.

ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ, группа заболеваний, встречающихся преим. или исключительно в детском возрасте и связанных с особенностями развития детского организма. Интенсивный рост и развитие ребёнка обусловливают анатомо-физиол. особенности его организма и своеобразие патологии. Даже заболевания, встречающиеся преим. у взрослых, имеют у детей своеобразное течение, к-рое также зависит от возраста ребёнка. В развитии ребёнка в мед. практике различают два периода - внутриутробный и внеутроб-нып, к-рый, в свою очередь, условно делится на след, периоды: новорождённости (первые 18-24 дня), грудного возраста (до 1 года), раннего детского возраста (от 1 до 3 лет), дошкольный (от 3 до 7 лет), младший школьный (от 7 до 12 лет), старший школьный (от 12 до 17 лет) и подростковый (15-17 лет). Для каждого возрастного периода характерны определённые группы заболеваний.

В период новорождённости (см. Новорождённый ребёнок) происходит приспособление организма к новым условиям жизни. Функциональные системы его организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, к-рое легко нарушается. В этом периоде выявляются изменения в организме ребёнка, связанные с нарушениями развития плода во внутриутробном периоде (внутриутробная асфиксия плода; заболевание матери: листериоз, токсоплазмоз, краснуха, грипп и др.; воздействие на её организм нек-рых хим. веществ, напр, алкоголя, лучистой энергии и др.). С первых дней после рождения проявляются пороки развития, недоношенность, последствия родовой травмы (внутричерепные кровоизлияния и др.), гемолитическая болезнь новорождённых, а также нек-рые наследственные заболевания. Высокая чувствительность новорождённых к кок-ковой и вирусной инфекциям обусловливает частое возникновение у них гнойно-септич. заболеваний кожи и пупка, острых вирусных и бактериальных заболевании органов дыхания.

Быстрое нарастание массы тела ребёнка в грудном возрасте (см. Грудной ребёнок) и интенсивный обмен веществ определяют значит, потребность ребёнка в пище (на 1 кг массы тела ребёнка по калорийности в 2-2,5 раза больше, чем взрослому). Т. о., нагрузка на функционально-несовершенную пищеварительную систему ребёнка резко повышена, что обусловливает частое развитие у детей этого возраста желудочно-кишечных заболеваний (диспепсия), а также заболеваний желудочно-кишечного тракта, вызываемых бактериями и вирусами (дизентерия, колиэнтерит, вирусные поносы), и хронич. расстройства питания (дистрофия детская), особенно при нарушении его режима. Неправильное вскармливание, недостаточное пользование воздухом и солнцем могут привести к развитию рахита. В связи с большой потребностью ребёнка в кислороде повышена функциональная нагрузка на его органы дыхания (число дыханий в минуту и количество пропускаемого воздуха относительно больше, чем у взрослого), нежность и ранимость слизистых оболочек органов дыхания обусловливают их частые заболевания. В этом возрасте нередки воспаления лёгких бактериального и вирусного происхождения. В раннем детском и дошкольном возрастах повышается заболеваемость острыми детскими инфекциями: корью, коклюшем, ветряной оспой, скарлатиной, дифтерией, а также туберкулёзом. Это объясняется снижением титра антител (см. Иммунитет), полученных ребёнком от матери, а также возрастающим контактом детей со сверстниками и окружающими. Учащаются заболевания, в развитии к-рых большую роль играет аллергия (бронхиальная астма, ревматизм, экзема, нефрит и др.). У детей младшего школьного возраста наряду с острыми инфекционными заболеваниями наблюдаются расстройства внутр. секреции, учащается заболеваемость ревматизмом, болезнями сердца и нервной системы. В старшем школьном и подростковом возрастах в период полового созревания могут выявляться расстройства внутр. секреции, аномалии половой сферы. Чаще встречаются психоневрозы, ревматизм, расстройства сердечно-сосудистой системы, в частности сосудистые дистонии; возможны обострения туберкулёза.

Профилактика Д. б.: антенатальная охрана плода, предупреждение родовых травм, тщательный уход за новорождёнными, правильный режим питания и закаливания, борьба с инфекционными заболеваниями (профилактич. прививки против туберкулёза, оспы, дифтерии, кори и др.); обеспечение нормального физ. развития (физкультура, спорт, закаливание организма с самого раннего возраста).

Наука, изучающая Д. б., наз. педиатрией.

Лит.: Белоусов В. А., Учебник детских болезней, М., 1963; Тур А. Ф., Пропедевтика детских болезней, 5 изд., Л., 1967. Р. Н. Рылеева, М- Я. Студеникин.

ДЕТСКИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, добровольные массовые объединения детей и подростков, осуществляющие под руководством комму-нистич. и рабочих партий, демократич., профсоюзных, женских, молодёжных и др. прогрессивных организаций или в контакте с ними идейно-политическое и нравственное воспитание подрастающего поколения; являются организационной формой участия детей и подростков в борьбе трудящихся за социализм и коммунизм, за мир и демократию, за нац. независимость и социальный прогресс. Д. д. о. строят свою работу на основе широкого использования самодеятельности и самоуправления, методов игры и соревнования, с учётом психолого-педагогич. закономерностей воспитания и развития личности в детском и подростковом возрасте. Принципы, содержание, формы, методы деятельности Д. д. о., их структура, символика и атрибуты обусловлены целями и задачами организаций, социальными и нац. условиями их ,; работы, особенностями историч. развития страны. Д. д. о. действуют в социалистич. странах, в странах, добившихся нац. независимости, и в капиталистич. странах. Первые Д. д. о. возникли на рубеже 19-20 вв., когда в условиях обострения противоречий капитализма под влиянием классовой борьбы пролетариата получило развитие молодёжное революц. движение; рабочие подростки участвовали в стачках и забастовках, митингах и демонстрациях трудящихся, распространяли нелегальную лит-ру, активно помогали социалистич. союзам молодёжи. В 1916-17 по решению Междунар. бюро ассоциации социалистич. юношеских союзов в ряде стран создаются детские социалистич. группы и союзы: "Друзья детства" (Австрия), "Воскресные школы" (Великобритания и скандинавские страны), "Юный союз часов мира и саг" (Швеция) и др. Однако деятельность этих групп и союзов носила в основном культурнич., просветительский характер.

Победа Великой Окт. социалистич. революции в России, создание коммуни-стич. партий и под их руководством ком-мунистич. союзов молод