БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

порядке отнесения населённых пунктов к категории городов, рабочих и курортных посёлков" от 12 сент. 1957 устанавливает след. категории Г. Российской Федерации: Г. районного подчинения (культурные и пром. центры с населением не менее 12 тыс. чел., из к-рых не менее 85% составляют рабочие, служащие и члены их семей); Г. краевого, обл. и республиканского (АССР) подчинения(крупные пром. и культурно-политич. центры с населением св. 50 тыс.); в особую категорию выделены гг. Москва и Ленинград.

Население Г. составляет (нач. 70-х гг. 20 в.) 1/3 всего населения мира. В Африке в Г. живёт менее 1/5 населения, в зарубежной Азии - св. 1/5, в Америке и зарубежной Европе - до 3/5, в Австралийском Союзе - св. 83% . В СССР в 1970 в Г. проживало 56% населения.

Больших Г., к к-рым относят Г., имеющие св. 100 тыс. жит., в мире ок. 2 тыс., в т. ч. св. 100 (с пригородами до 150) Г.-"миллионеров" (см. табл. 1), из них в СССР

- 10.Г. (особенно большой совр. Г.) выступает в жизни общества как чрезвычайно многоплановый социальный организм, как сложный экономико-географич., архитектурный и инженерно-строительный, а также культурный комплекс. Г. представляет собой историческую категорию, обусловленную в первую очередь социально-экономич. структурой общества. Возникнув с переходом от первобытнообщинного строя к классовому обществу, Г. получал всё большее развитие по мере углубления общественного разделения труда. На протяжении истории характер Г., место, занимаемое ими в обществ. производстве и в обществ. жизни в целом, их социальный облик, их внешний вид и т. д. существенно изменялись, отражая в первую очередь достигнутый обществом уровень развития производит. сил и производств. отношений. Экономико-географический и социологический очерк. С экономико-географической точки зрения Г. являются прежде



* Численность населения городов СССР

- по данным ЦСУ СССР; население остальных городов- гл. обр. по данным Demographic Yearbook, 1969, UN, а также по нац. источникам.




Город

Страна

Численность населения, тыс. жит.

Год оценки или переписи
города

с пригородами (или конурбация)
Александрия

Египет

1803,9



1966
Амстердам

Нидерланды

831,5

1040,4

1970
Афины

Греция



2500

1971
Ахмадабад

Индия

1507 ,9

1582,5

1969
Багдад

Ирак

1745,3

1965
Баку

СССР

1292



1971
Балтимор

США

905,8

2070,7

1970
Бангкок

Таиланд

2040



1968
Барселона

Испания

1794,4

1968
Белград

Югославия

1204

1971
Белу-Оризонти

Бразилия

1167



1968
Бенгалуру

Индия

1027 ,3

1744,9

1969
Берлин

ГДР

1085



1971
Берлин Западный

-

2124



1970
Бирмингем

Великобритания

1074,9

2446,4

1968
Богота

Колумбия

2512

1970
Бомбей

Индия

5534,4



1969
Брюссель

Бельгия

1077,0

1968
Будапешт

Венгрия

1940



1970
Бухарест

Румыния

1555

1969
Буэнос-Айрес

Аргентина

3549,0

9070,0

1969
Варшава

Польша

1308

1970
Вашингтон

США

756,5

2861,1

1970
Вена

Австрия

1643,0



1970
Гавана

Куба

1755

1970
Гамбург

ФРГ

1826,4

1968
Гвадалахара

Мексика

1352,0

1969
Глазго

Великобритания

956,2

1764,4

1967
Горький

СССР

1189



1971
Гуанчжоу (Кантон)

Китай

1840

1957
Дакка

Бангладеш

829

1969
Дели

Индия

3600

1971
Детройт

США

1511,5

4199,9

1970
Джакарта

Индонезия

2906,5

1961
Йокохама

Япония

2047,0

1968
Каир

Египет

4225,7

1966
Калькутта

Индия

3134,2

5074,7

1969
Канпур

Индия

1163,5

1275,8

1969
Каракас

Венесуэла

786,7

2064,0

1969
Карачи

Пакистан

3060,0



1969
Касабланка

Марокко

1320,0



1969
Киев

СССР

1693



1971
Киото

Япония

1410,0

1968
Китакюсю

Япония

1050,0

1968
Кливленд

США

750,9

2064,2

1970
Кобе

Япония

1253,0

1968
Копенгаген

Дания

863,7

1377,9

1966
Куйбышев

СССР

1069



1971
Лахор

Пакистан

1823,0

1969
Ленинград

СССР

4002



1971
Лима

Перу

2415,7

1969
Лион

Франция

527,8

1074,8

1968
Лондон

Великобритания

7763,8

1968
Лос-Анджелес

США

2816,0

7032.1

1970
Люйда

Китай

1508,0

1957
Мадрас

Индия

2047,7



1969
Мадрид

Испания

2850,6

1968


Город

Страна

Численность населения, тыс. жит.

Год оценки или переписи
города

с пригородами (или конурбация)
Манила

Филиппины

1499,0

1968
Мельбурн

Австралийский Союз

76,2 2108.5

1968
Мехико

Мексика

3483,6



1969
Милан

Италия

1687,3

1968
Монреаль

Канада

1222,0

2527,0

1968
Монтевидео

Уругвай

1250



1967
Монтеррей

Мексика

1011,9



1969
Москва

СССР

7172



1971
Мюнхен

ФРГ

1260,6



1968
Нагоя

Япония

1996,0

1968
Нанкин

Китай

1419,0



1957
Неаполь

Италия

1267.0

1968
Новосибирск

СССР

1180



1971
Нью-Йорк

США

7867,8

16135,5

1970
Осака

Япония

3078,0

1968
Париж

Франция

2590,8

8196,7

1968
Пекин

Китай

4010,0



1957
Прага

Чехословакия

1105,6



1970
Пусан

Юж. Корея

1425,7



1966
Пхеньян

КНДР

1000

1970
Рисифи

Бразилия

1100,5



1968
Рим

Италия

2656.1

1968
Рио-де-Жанейро

Бразилия

4207,3



1968
Сайгон

Юж. Вьетнам

1682,0

1968
Сан-Паулу

Бразилия

5684,7

1968
Сантьяго

Чили

2447,7

1967
Сан-Франциско

США

715,7

3109,5

1970
Свердловск

СССР

1048



1971
Сеул

Юж. Корея

3794,9

1966
Сиань

Китай

1310,0



1957
Сидней

Австралийский Союз

155,5

2444,7

1968
Сингапур

Сингапур

1987,9



1968
София

Болгария

973,5

1969
Стамбул

Турция

1742,0

2043,4

1965
Стокгольм

Швеция

756,7

1288,8

1968
Сурабая

Индонезия

1007,9



1961
Тайбэй

Китай

1604,0



1969
Тайюань

Китай

1020,0



1957
Ташкент

СССР

1424



1971
Тегеран

Иран

2719,7

1966
Токио

Япония

9012,0

11350.0

1968
Турин

Италия

1142,2

1968
Тяньцзинь

Китай

3220,0



1957
Ухань

Китай

2146



1957
Филадельфия

США

1948,6

4817 ,9

1970
Хайдарабад

Индия

1294,8

1363,4

1969
Ханой

ДРВ

1096

1963
Харбин

Китай

1552,0



1957
Харьков

СССР

1248



1971
Хьюстон

США

1232,8

1985,0

1970
Циндао

Китай

1121,0



1957
Чикаго

США

3366,9

7612,3

1970
Чунцин

Китай

2121



1957
Чэнду

Китай

1107



1957
Шанхай

Китай

6900



1957
Шэньян

Китай

2411



1957

всего местами средоточия промышленного производства и циркуляции значительных масс товаров, что определяет и развитие в них транспортных функций. Возникновение и развитие городов неотделимо от появления и углубления территориального (географического) разделения труда. Это и определяет производственные функции Г.: в сфере промышленности, транспорта, обмена, а также произ-ва услуг для тяготеющих к Г. ареалов. Наряду с основной массой Г., базой развития к-рых являются функции обществ. производства, имеются и др. типы Г., основанные на функциях административных (хотя обычно они сочетаются с торговыми и производственными), военных (Г.-крепости), связанные с культурой и наукой (университетские Г., такие, как Оксфорд, Гейдельберг, Тарту, в новейшее время - "Г. науки", напр. Дубна), с оздоровлением и отдыхом (Г.-курорты, напр. Сочи, Карлови-Вари), религией (Г.- религиозные центры, напр. Мекка, Лурд) и т. п. Типология Г. по их функциям (а также величине, зависящей, в свою очередь, от объёма этих функций) должна быть дополнена признаками географич. положения Г. и характера его связей с тяготеющей к нему территорией, Так, среди Г. пром. профиля можно выделить Г., расположенные вблизи месторождений полезных ископаемых или источников энергии (напр., Г. Донбасса или Рурского басс.); в транспортных узлах, в густозаселённых районах, где велики или особенно дёшевы ресурсы рабочей силы; в р-нах, обладающих значит. ресурсами с.-х. сырья (особая разновидность - Г.- центры плантационного хозяйства) и т. п. Г.-порты различаются по роли в их функциях экспорта, импорта и внутр. перевозок. Во всех случаях для оценки экон.-географич. условий развития Г. важны величина и хоз. насыщенность тяготеющей к нему территории; для портов часто особенно выигрышно расположение в устье большой реки, с хорошо развитым бассейном (Ленинград, Нью-Йорк, Роттердам, Гамбург), около пролива (Стамбул, Копенгаген), или на далеко выдающемся крупном мысу (Дакар, Кейптаун). Поскольку экономико-географич. факторы, определяющие тип Г. через его функции, исторически изменчивы, могут исторически менять свой профиль и сами Г. Существенна и природная обстановка, в к-рой развивается Г., напр. его расположение близ горных проходов (многие Г. Сев. Италии), на судоходной реке (напр., волжские Г.), в удобной бухте (напр., Владивосток), на рубеже природных зон и т. п.

В ходе ист. развития одни Г. утрачивали своё значение (или даже вовсе исчезали, о чём свидетельствуют "мёртвые города"), другие усиливали его, приобретая всё более обширное поле тяготения. Величина последнего зависит и от развития системы трансп. связей; прогресс транспорта способствует развитию более крупных Г., оставляя за мелкими роль лишь местных центров. В целом историч. развитие ведёт ко всё большей урбанизации населения и укрупнению Г. Степень урбанизации страны - важный показатель уровня её экономич. развития. Для совр. урбанизации характерно широкое распространение групповых форм гор. расселения (так, в СССР в локальных группах Г. сосредоточено св. 3/4 гор. населения). Нередко вблизи совр. больших Г. находятся города-спутники. Часто Г. срастаются, образуя агломерации (см. Агломерация населённых пунктов) или конурбации (наиболее известные примеры - огромная сплошь урбанизированная полоса в США - от Бостона до Вашингтона - т. н. мегалополис; официальные конурбации в Великобритании и мн. др.). В социалистич. странах групповые формы городского расселения упорядочиваются с помощью районных планировок.

В Г. в сконцентрированном виде проявляются производств. отношения, определяющие социальный строй данного общества (см. ниже - Исторический очерк развития Г.).

Г. представляет собой определённый, отличный от деревни тип социальной организации (общности), жителям к-рого присущи черты, объединяемые понятием гор. образа жизни. Для Г. характерна концентрация и интенсивность различных форм социального общения, специфическая (по сравнению с деревней) демографич., проф. и организац. структура. Так, крупный совр. Г. отличается высокой степенью разнообразия видов профессий, концентрацией квалифицированной рабочей силы, повышенной долей занятости в сферах науки, культуры, управления (особенно возрастающей в условиях совр. научно-технич. революции), развитой системой гос. и обществ. организаций и т. д. В противовес относит. стабильности ср.-век. Г., социальная организация совр. Г. отличается высокой динамичностью структуры, множественностью и разнообразием внеш. и внутр. связей, отсутствием замкнутых социальных "ячеек" (община, цех). Гор. образ жизни отличается большим разнообразием жизненных укладов, потребностей, вкусов, привычек. Традиции, обычаи играют в Г. значительно меньшую роль, чем в деревне. Г., особенно крупные, притягивая население из обширных ареалов, становятся очагами смешения различных этнич. групп и их взаимной ассимиляции; в то же время в капитали-стич. и др. Г. досоциалистич. эпохи имеют место уродливые явления этнической сегрегации (напр., существование негритянских гетто в США).

Совр. Г., особенно крупный, представляет собой сложный строит.-инж. комплекс, систему инж. сооружений и коммуникаций (водопровод, канализация, сеть тепло- и газопроводов, кабелей и наземных линий электропередач, устройства городского транспорта и т. п.), необходимых для нормальной эксплуатации жилого фонда, для взаимных связей между собой жилых р-нов, территорий пром. предприятий, конечных пунктов внегородского транспорта, общественных и торговых центров. Важное значение для создания здоровых, удобных и культурных условий жизни населения имеет уровень благоустройства Г. - развитие городского транспорта, создание сети коммунально-бытовых учреждений, гор. освещения, мероприятия по озеленению Г., их санитарной очистке и т. д. (см. ст. Благоустройство населённых мест, Городское хозяйство). Система сани-тарно-гигиенич. мероприятий в современном Г. направлена на устранение отрицательных последствий, которые имеет для здоровья человека жизнь в большом Г., таких, как перенаселённость, недостаток чистого воздуха и света, оторванность от природы, повышенная запылённость (см. также Городской климат), шум, нервные перегрузки, с чем связано значительное распространение в Г. нек-рых болезней: сердечно-сосудистых, рака лёгких, нервных болезней, туберкулёза.



Облик города, непре