БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

произв. для детей выступали крупнейшие писатели: в Польше -Г. Сенкевич, М. Конопницкая, Ю. Ту-вим, Я. Корчак; в Болгарии - Елин Пелин; в Чехословакии - М. Майерова, И. Плева и др. Во мн. странах популярны повести-сказки швед. писательницы А. Линдгрен; весёлые стихи и сказки прогрессивного итал. писателя Дж. Ро-дари и др.

В. Хауф. "Карлик Нос" (Москва, 1938). Илл. Б. Е. Ефимова.

Художеств, уровень специально Д. л., за немногими исключениями, в прошлом был значительно ниже уровня лит-ры для взрослых. Осн. недостатки книг для детей во мн. странах - сентиментальность, примитивность сюжетов и характеров, навязчивая дидактичность. Мн. книги были проникнуты духом шовинизма, воспитывали религиозность. Лит. пищей для детей крестьян и рабочих, кроме произв. нар. творчества, были чаще всего лубочные и близкие к ним по типу дешёвые издания.

В капиталистич. странах, особенно в США, большое распространение сейчас получила низкопробна ч детективная лит-pa, оказывающая растлевающее влияние на юных читателей.

В России книги для детей издавались с 18 в. Первый рус. журнал для детей "Детское чтение для сердца и разума" (1785-89) был основан Н. И. Новиковым. Он был зачинателем рус. научно-популярной Д. л. Против безыдейности и антихудожественности Д. л. вели борьбу крупнейшие деятели рус. культуры: А. С. Пушкин, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский.

Важной вехой в истории рус. Д. л. были "Новая азбука" (1875) и входившие в её состав четыре "Русские книги для чтения" (кн. 1-4, 1875-85) Л. Н. Толстого. Принципиальное значение имели забота Толстого о народности Д. л. и его поиски художеств, средств для лит. общения с детьми. В те же годы хрестоматийные рассказы для детей писал выдающийся педагог К. Д. Ушинский. В 19 - нач. 20 вв. стихи для детей писали Н. А. Некрасов, А. Н. Плещеев, А. Н. Майков, Я. П. Полонский, А. А. Блок; сказки, рассказы и повести - В. Ф. Одоевский, В. И. Даль, А. А. Погорельский, Д. В. Григорович, К. М. Станюкович, Д. Н. Мамин-Сибиряк, А. П. Чехов, А. С. Серафимович, А. И. Куприн, А. И. Свирский; укр. писатели М. Коцюбинский, Леся Украинка; арм. поэт О. Туманян и др. Их произведения противостояли реакционной и ремесленной Д. л.

Перед сов. Д. л. встали новые задачи огромной важности. Они вытекали из требования В. И. Ленина: "Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 309). Писатели должны были, опираясь на опыт реалистич. лит-ры, найти формы для выражения новых тем.

У истоков сов. Д. л. стояли М. Горький и Н. К. Крупская. Они сыграли огромную роль в собирании сил Д. л., в разработке тематич. планов, в борьбе за повышение её идейно-художеств. уровня. При их неустанном внимании Д. л. всё активнее решала задачу освещения подлинно нар. жизни, проблем современности, классовой борьбы. Позже, на протяжении длит, времени заботу о Д. л. осуществлял А. А. Фадеев.

Как и взрослая, сов. Д. л. отражает различные этапы истории: произв. о революции и Гражд. войне, о восстановлении нар. х-ва, о выполнении первых пятилеток, индустриализации страны, коллективизации с. х-ва, о Великой Отечеств, войне, годах строительства коммунизма и т. д. Но существенная разница между нач. периодом сов. Д. л. и её последующим состоянием заключается в том, что в первые годы Сов. власти дет. писателей было мало, они не могли взять на себя задачу освещения большого круга важнейших вопросов; Д. л. отставала от жизни. Кроме того, теоретич. путаница в определении специфики Д. л. приводила ко многим затяжным болезням: излишней "инфантильности", примитивности, искусственности сюжета, к стремлению ряда писателей показывать жизнь только через героя-ребёнка. Всё это снижало художеств, уровень Д. л.

К. Чуковский. "Крокодил". Илл. Ре-ми (1916).

Решит, перелом начался с приходом в Д. л. высоко одарённых писателей.

Социальную и политич. тему в подлинно художеств, воплощении ввёл в поэзию для детей В. В. Маяковский. Он открывал детям смысл происходящей в мире социальной борьбы, воспитывал любовь к труду ("Конь-огонь", 1927, "Кем быть?", 1929). В стих. "Что такое хорошо и что такое плохо" (1925) поэт беседует с малышами об отваге, справедливости, трудолюбии.

Сов. Д. л. многим в своём развитии обязана С. Я. Маршаку, чья поэтич., организационно-издат. и редакторская деятельность ускорила расцвет в стране лит-ры для детей и юношества. Эмоциональной насыщенностью, юмором, динамичностью завоевали любовь читателей его произв. для детей: "Пожар" (1923), "Почта" (1927), воспевающие благородство самоотверженного труда. В 1924-25 он возглавлял журн. "Новый Робинзон"; с 1924 на протяжении ряда лет руководил дет. отделом ОГИЗа. Вокруг Маршака в кон. 20-30-х гг. группировались одарённые молодые поэты, прозаики, учёные, художники, мн. из к-рых в дальнейшем навсегда связали свою судьбу с Д. л.

Одним из первых в сов. время стал писать для детей К. И. Чуковский. Борясь против статичности, вялости до-революц. стихов для детей, он создал озорные, ритмически чёткие, со звонкими рифмами стихотворные сказки для малышей ^"Крокодил", 1917, "Мойдодыр", "Тараканище", 1923). Затем в строй дет. писателей вступили А. Гайдар, А. Барто, В. Катаев, Л. Кассиль, М. Пришвин, К. Паустовский, С. Михалков, Р. Фраерман, Ю. Олеша, Л. Во-ронкова, А. Мусатов, Л. Квиткэ, А. Кожевников, И. Василенко, В. Бианки, Е. Чарушин, О. Иваненко, Я. Мавр, В. Осеева и др. Писатели научились говорить с детьми разных возрастов в интересной, доходчивой форме о всём важном, что происходило и происходит в мире, в стране, в семье, в пионерском отряде, в школе.

В. Маяковский. "Детям" (Москва, 1948). Илл. А.Ф. Пахомова.

В 30-х гг. ведущее место в Д. л. заняли темы социалистяч. строительства и ком-мунистич. морали. Маршак в "Войне с Днепром" (1931) рассказывает детям о строительстве Днепрогэса; в острой са-тирич. поэме "Мистер Твистер" (1933) он высмеивает уродливую жизнь миллионеров; позднее Маршак создаёт поэмы о героизме сов. людей на войне ("Почта военная", 1944) и в мирное время ("Ледяной остров", 1947). А. Барто пишет весёлые, часто остро сатирические стихи о сов. детях, их отношении к людям, к "воим делам и т. д. ("Звенигород", 1948, "Ему четырнадцать лет", 1949). Юмору в кн. С. Михалкова, Н. Носова, Ю. Сотника, А. Алексина сопутствует забота о воспитании у детей принципов высокой морали. Михалков в стих. "Дядя Стёпа" (1936) создаёт запоминающийся образ положит. героя, наделённого высокими моральными качествами. Поэтич.видению мира, любви к сов. людям, отважным в труде и в бою, учат проникнутые оптимизмом и лиричностью стихи 3. Александровой, Е. Благининой, Н. Забилы, Е. Тарахов-ской, Н. Саконской, Н. Кончаловской, Б. Заходера, И. Токмаковой и др.

Большое значение для развития реа-листич. направления в прозе для детей имели повести и рассказы Б. Житкова. Облик его героев раскрывается в тяжёлых испытаниях, обнаруживающих истинное лицо человека. О том, как под влиянием сов. действительности менялась жизнь бывших беспризорников, написаны повесть Г. Белых и Л. Пантелеева "Республика Шкид" (1927), повесть Л. Пантелеева "Часы" (1928). Особое значение имела вошедшая в круг юношеского чтения "Педагогическая поэма" (1933-35) А. Макаренко, показывающая сложный процесс перевоспитания беспризорников и юных правонарушителей трудом, учением и самодисциплиной. В это же время вошла в круг чтения подростков знаменитая повесть Н. Островского "Как закалялась сталь" (1932-34).

О подростках, формировавшихся в горниле первых лет революции и Гражд. войны, написана одна из самых значит, книг сов. Д. л.- повесть А. Гайдара -"Школа" (1930). Как и в др. его повестях ("Дальние страны", 1932, "Военная тайна", 1935, "Судьба барабанщика", 1939, -"Чук и Гек", 1939, и др.), здесь настойчиво звучит тема самовоспитания, ответственности за свои поступки. Мн. повести Гайдара, оставаясь реалистическими, насыщены приключениями; они показывают, как в трудных обстоятельствах складывается характер героя. Судьба повести "Тимур и его команда" (1941), породившая движение "тимуровцев", свидетельствует о действенности лучших книг сов. Д. л.

Формированию сов. подростков посвящены задорные, остросюжетные книги Л. Кассиля "Кондуит" (1930) и "Швамбрания" (1933), "Черемыш, брат героя" (1938). К. Паустовский в повестях "Ка-ра-бугаз" (1932) и "Колхида" (1934) рассказывает о героическом труде людей. Историко-революционной теме посвящена повесть В. Катаева "Белеет парус одинокий" (1936). Р. Фраерман с большой психологич. глубиной раскрывает юношеские чувства дружбы и любви ("Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви", 1939). Становление характера юноши в социалистич. об-ве изображено в романе В. Каверина "Два капитана" (ч. 1-2, 1940-45), сочетающем бытовой и приключенч. жанры. В. Бианки, Е. Чарушин пробуждают своими рассказами любовь детей к родной природе.

С наступлением Великой Отечеств, войны 1941-45 с особой остротой встала перед Д. л. задача усиления её гражданственности. В центре внимания дет. писателей были две осн. темы: героизм современных воинов на фронте и трудовой героизм народа (в т. ч. и подростков) в тылу.

Написанные для взрослых "Молодая гвардия" (1945, 2-я ред. 1951) А. Фадеева и "Повесть о настоящем человеке" (1946) Б. Полевого сразу стали любимыми книгами подростков. О героич. борьбе народа против немецко-фашист-ских захватчиков рассказывает повесть В. Катаева "Сын полка" (1945); Л. Кассиль и М. Поляновский создают документ, повесть о юном разведчике партизанского отряда "Улица младшего сына" (1949). Глубоко психологич. повесть Л. Воронковой "Девочка из города".

(1943), о гуманизме сов. людей, была переведена на мн. языки. О том, как дети заменили в труде ушедших на фронт отцов и братьев, рассказано в повестях Л. Кассиля "Дорогие мои мальчишки" (1944), И. Ликстанова" Малышок" (1947), В. Осеевой "Васек Трубачёв и его товарищи" (кн. 1-2, 1947-51). Со времени войны темы патриотич. подвига и темы труда, участия детей в больших делах отцов заняли в Д. л. главенствующее место. О жизни учеников ремесл. училища рассказывает И. Василенко в повести "Звёздочка" (1948), о послевоен. деревне, о восстановлении хозяйства - Л. Воронкова в повести "Село Городище" (1947), А. Мусатов в повести "Стожары" (1948). О жизни сов. школьников и труде учителей рассказали писатели, обладающие опытом педагогич. работы: М. Прилежаева ("Юность Маши Строговой", "С тобой товарищи"), Ф. Вигдорова ("Мой класс", "Дорога в жизнь") и мн. др. Жизни сов. детей, вопросам комму-нистич. нравственности и морали поев, повести и рассказы В. Беляева, С. Баруздина, А. Батрова, Л. Будогосской, Ю. Сотника, Я. Тайца, Е. Рысса, Н. Пе-черского, Р. Погодина, Ю. Томина, Ю. Яковлева и др.

Большое значение для воспитания юных читателей в духе коммунизма имели биографич. книги о В. И. Ленине и его ближайших соратниках. В 30-е гг. написаны "Рассказы о Ленине" А. Кононова, повесть о детстве С. М. Кирова "Мальчик из Уржума" А. Голубевой, рассказы о Ф. Э. Дзержинском Ю. Германа, повесть о жизни Н. Э. Баумана "Грач -птица весенняя" С. Мстиславского и др. Особенно много создано книг на истори-ко-революц. темы в послевоен. годы -к 50-летию Сов. государства и 100-летию со дня рождения В. И. Ленина.

Лениниана для детей состоит из книг-воспоминаний: Н. К. Крупской, М. И. Ульяновой, А. И. Ульяновой-Елизаровой, Н. И. Веретенникова, Г. М. Кржижановского, В. Д. Бонч-Бруевича, Е. Д. Стасовой, а также из книг: "Наш Ленин" Б. Полевого и Н. Жукова, "Жизнь Ленина" М. Прилежаевой, её же повестей "Три недели покоя", "Удивительный год", книг 3. Воскресенской "Сердце матери", "Сквозь ледяную мглу", "Встреча", "Утро", Е. Драбкиной "Баллада о большевистском подполье", А. Рутько "Детство на Волге", В. Катаева "Маленькая железная дверь в стене", Л. Радищева "На всю жизнь", С. Дангу-лова "Тропа", С. Михалкова "В музее В. И. Ленина", Л. Савельева "Часы и карта Октября". С. Виноградской "Искорка". В изд-ве "Детская литература" выходит серия "Историко-революционная библиотека школьника". В неё входят произв., освещающие жизнь и деятельность соратников В. И.Ленина, борьбу Коммунистич. партии против царизма, за диктатуру пролетариата. В жанре историко-доку-ментального рассказа и повести работали С. Голубое, С. Григорьев, С. Злобин, Н. Кончаловская, А. Слонимский, В. Шкловский, позже - С. Алексеев, Л. Воронкова, А. Гессен, Л. Рубинштейн и др. Широкую известность получила автобиографич. трилогия А. Бруштейн "Дорога уходит в даль...", освещающая события, предшествующие Революции 1905-07.

В 50-60-е гг. усиливается внимание писателей к внутр. миру детей, к их гражданскому облику. Формированию чувств и этических принципов детей и подростков поев, роман Н. Дубова "Горе одному", его повести "Огни на реке", "Мальчик у моря", "Беглец" и др.; повесть С. Георгиевской "Отрочество"; повести Л. Воронковой "Старшая сестра" и "Личное счастье", А. Кузнецовой "Честное комсомольское" и "Много на земле дорог", В. Киселёва "Девочка и птицелет", А. Рыбакова"Приключения Кроша" и "Неизвестный солдат", Г. Федосеева "Тропою испытаний" и "Пашка из Медвежьего лога", А. Алексина "А тем временем где-то...", "Мой брат играет на кларнете" и др.

В Д. л. проведена огромная работа по собиранию и обработке кар. сказок -в ней приняли участие А. Н. Толстой, Д. Нагишкин, М. Булатов, Т. Габбе, А. Любарская, В. Важдаев, А. Нечаев и др. Среди сказок, созданных писателями, популярны "Золотой ключик" А. Толстого (по мотивам сказки итальянского писателя К. Коллоди "Приключения Пиноккио"), "Три толстяка" Ю. Оле-ши, "Сказка о Мальчише-Кибальчише" А. Гайдара, сказочная трилогия Н. Носова о Незнайке.

Принципиальное значение имело создание сов. научно-художеств. Д. л., пионерами к-рой явились Б. Житков, М. Ильин, Л. Гумилевский. Написанные для детей книги М. Ильина "Рассказ о великом плане" (1930) и "Горы и люди" (1935), поев, первой пятилетке, получили широкое признание и у взрослых читателей. Успехи научно-художеств. Д. л. связаны с природоведч. книгами В. Бианки, Н. Плавилыцикова, Н. Михайлова, Г. Скребицкого, И. Халифмана, Н.Слад-кова; о науке и технике - О. Писаржев-ского, В. Болховитинова, В. Пекелиса, В. Вебера, В. Захарченко, Ю. Фиалко-ва и др. В создании научно-художеств. Д. л. приняли участие и виднейшие учёные - В. А. Обручев, А. Е. Ферсман и др. С произв. о науке и технике будущего в жанре науч. фантастики выступили Г. Адамов, А. Беляев, А. Казанцев; в послевоен. годы - И. Ефремов,

В. Немцов, Л. Платов, бр. А. и Б. Стругацкие, Н. Томан и др.

В круг чтения сов. детей входят произв. писателей союзных и автономных республик: укр. писателей - П. Панча, Н. Трублаини, П. Воронько, М. Стель-маха, В. Бычко, Ю. Збанацкого; белорус.- Я. Мавра, А. Якимовича, В. Ду-бовки; груз. - Н. Накашидзе, Марид-жан, Н. Думбадзе; арм.- С. Капутикян, В. Ананяна; азерб. - С. Велиева, М. Дильбази; казах.- С. Муканова, С. Бегалина; туркм.- Б. Кербабаева, К. Тангрыкулиева; узб.- К. Мухамма-ди, Хакима Назира; тадж. - С. Айни, М. Миршакара; эст. - Эно Рауда; молд.- Е. Букова; кирг.- Ч. Айтматова, ITT. Бейшеналиева; латыш.-Ю. Ванага, В. Лукса, А. Григулиса; литов.- К. Кубилинскаса, М. Слуцкиса; даг.- Р. Гамзатова, Р. Рашидова; башк.- М. Карима, А. Бикчентаева; тат.- Г. Губая; мар. - К. Васина; морд.- Н. Эркая; якут.- С. Данилова и мн. др.

Значит, роль в собирании кадров сов. дет. писателей сыграли журн. для детей: "Ёж" (1928-35), "Чиж" (1930-41), "Мурзилка" (с 1924), "Пионер" (с 1924), "Дружные ребята" (1927-53), "Костёр" (1936-47, возобновлён в 1956) и др. (см. Детские и юношеские журналы).

Пионером сов. драматургии для детей была А. Бруштейн, она же явилась организатором мн. театров юного зрителя; ею написано более 60 пьес. В разные годы работали в дет. драматургии С. Маршак, С. Михалков, В. Катаев, В. Любимова, А. Барто, Е. Шварц, В. Розов, Т. Габбе и др. Сеть дет. театров в Сов. Союзе чрезвычайно широка.

В СССР издаётся много классич. иностр. книг и книг совр. авторов в переводах с языков народов социалистич. стран, а также произв. совр. прогрессивных писателей Запада.

Сов. Д. л. - явление принципиально новое в истории мировой культуры. Впервые в мире она стала подлинно народной; по своему идейно-художеств. уровню она стоит в одном ряду с лит-рой для взрослых. Сов. Д. л. воспитывает своих читателей в духе революц. традиций и является важной областью общественного, нравственно-эстетич. воспитания подрастающего поколения. Неустанную заботу о Д. л. проявляют Коммуни-стич. партия и правительство Сов. Союза (см. пост. ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему развитию советской детской литературы", принятое в 1969). Переводы лучших произв. сов. дет. писателей издаются почти на всех языках мира.

Лит.: Белинский В. Г., Чернышевский Н.Г..Добролюбов Н.А., О детской литературе, М., 1954; Крупская Н. К., О детской литературе и детском чтении. Статьи и высказывания, М., 1954; Горький М.,О детской литературе. Статьи и высказывания, письма, 3 изд., М., 1968; Маршак С. Я.,О большой литературе для маленьких, в кн.: Первый съезд сов. писателей. Стенографический отчет, М., 1934; его же, Воспитание словом. Статьи. Заметки. Воспоминания, М., 1964; Бабушкина А. П., История русской детской литературы, М., 1948; Фучик Ю., О детской литературе, в его кн.: Избр. очерки и статьи, М., 1950; Макаренко А. С., О детской литературе и детском чтении. (Статьи, рецензии, письма), М., 1955; Кон Л. Ф., Советская детская литература. 1917 - 1929, М., 1960; Шкловский В., Старое и новое, М., 1966; С м и р н о в а В. В., О детях и для детей. 2 изд., М., 1967; Б р а н-ди с Е., От Эзопа до Джанни Родарп, М.,

1965; Ивич А., Воспитание поколении. О советской литературе для детей, [4 изд. ], М., 1969; Лупанова И., Полвека. Советская детская литература. 1917 -1967. Очерки, М., 1969; Старцев И. И., Детская литература. Библиография. (1918 - 1966), [в. 1 -11], М.- Л., 1933 -70; его же, Вопросы детской литературы и детского чтения, [в. 1 - 2], М., 1962-67; Советские детские писатели. Биобиблиография, словарь (1917 -1957), М., 1961; Hurlimann В., Euro-paische Kinderbucher in drei Jahrhunderten, [2 erw. Aufl.], Z.- Freiburg im Breisgau, 1963; Pellowski A., The world of children's literature, N. Y.- L., 19