БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

68; Doyle В., The Who's who of children's literature, L., 1968; A critical history of children's literature, L., 1969. А.Ивич.

"ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА", крупнейшее в СССР специализированное издательство, выпускающее книги для детей и подростков. Создано по пост. ЦК ВКП(б) в 1933 (до 1963 - Детгиз). В организации и работе издательства активное участие принимал М. Горький. Идейно-художеств. и творческие традиции, сложившиеся в издательстве, во многом обязаны советам и помощи Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, А. А. Фадеева, С. Я. Маршака и др. видных деятелей сов. культуры. "Д. л." издаёт произв. классиков рус. и мировой лит-ры, народов СССР, книги сов. писателей и совр. зарубежных прогрессивных писателей. Огромными тиоажами выпускаются книги популярнейших дет. сов. писателей - С. Маршака, К. Чуковского, А. Гайдара, С. Михалкова, Л. Кассиля, А. Барто, М. Ильина, Н. Носова и др. Книги иллюстрированы лучшими мастерами графики - В. Лебедевым, В. Конашевичем, В. Фаворским, Ю. Васнецовым, Е. Чарушиным, Д. Шмариновым. Б. Дехтерёвым и мн. др. В 1970 издательство выпустило 588 назв. книг тиражом 163 173 тыс. экз. Всего издано за 1933-70 17103 назв. книг тиражом 2645 млн. экз.

За активное участие в развитии сов. дет. лит-ры издательство "Д. л." в 1969 награждено орденом Трудового Красного Знамени.

При издательстве создан Дом детской книги, занимающийся изучением проблем лит-ры для детей и дет. чтения. "Д. л." имеет отделение в Ленинграде с филиалом Дома дет. книги. К. Ф. Пискунов.

"ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА", 1) ежемесячный лит.-критич. и библиографии, журнал, посвящённый вопросам истории, теории и критики лит-ры и иск-ва для детей, а также организации детского чтения. Выходит с января 1966 в Москве. Орган Союзов писателей СССР и РСФСР и Комитетов по печати при Совете Министров СССР и РСФСР. Предназначен для специалистов в области детской лит-ры и руководителей детского чтения. Имеет постоянные рубрики и разделы: публицистика, критика и теория, история детской лит-ры и журналистики, детская лит-pa народов СССР, зарубежная детская лит-pa, оформление детской книги; в помощь учителям начальной школы ведётся раздел "В библиотечку учителя", для родителей - "Родительский университет" и т. д. Тираж журнала (1971) 80 тыс. экз. 2) Бюллетень, издававшийся Критико-библиографич. ин-том в 1932-1935 (в 1933-34 под назв. "Детская и юношеская литература", с 1935 -"Д. л."); в 1936-41 выходил как литературно-критический и библиографический журнал, орган ЦК ВЛКСМ.

И. П. Мотяшов.

ДЕТСКАЯ МУЗЫКА, музыка, предназначенная для слушания и исполнения детьми. Лучшие произв. Д. м. отличаются конкретностью сюжета, живым поэтич. содержанием, образностью выражения, простотой и чёткостью формы. Произв., предназначенные для исполнения детьми, пишутся в соответствии с их исполнительскими возможностями. В вокальных произв. учитываются диапазон голоса, особенности звукоизвлечения и дикции детей определённого возраста, хоровая подготовка, в инструм. пьесах -степень технич. трудности. Круг муз. произв., доступных восприятию детей и исполняемых в детской аудитории, значительно шире области собственно Д. м. Детские песни существуют в нар. творчестве (хороводные песни, считалки, прибаутки и др.). Образцами классич. Д. м. являются песни и пьесы П. И. Чайковского (сб. детских песен, "Детский альбом" для фп.), "Первоначальная полька" М. И. Глинки, фп. пьесы И. С. Баха ("Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах"), Р. Шумана ("Альбом для юношества", песни, хоры), И. Брамса ("Детские народные песни"), А. К. Лядова (детские песни на нар. слова), Б. Бартока ("Для детей" 4 фп. тетради) и др.

Самостоятельный раздел муз. творчества составляют произв. на сюжеты из детской жизни, рассчитанные на исполнение проф. артистами и не предназначенные специально для детской аудитории. К классич. образцам такого рода музыки принадлежат балет П. И. Чайковского "Щелкунчик", названный Б. В. Асафьевым "гениальной симфонией детства", цикл романсов "Детская" М. П. Мусоргского, в к-ром композитор с поразительной силой проник в мир детской психологии, "Детские сцены" для фп. Р. Шумана, оркестровая сюита "Игра детей" Ж. Визе. Неразрывно связана с поэтич. детскими образами колыбельная песня, нашедшая разнообразное претворение как в нар. музыке, так и в песенном, инструментальном и оперном творчестве композиторов.

Д. м. получила широкое распространение в творчестве сов. композиторов, особенно в песне (Д. Б. Кабалевский, М. И. Красев, И. О. Дунаевский, Р. Г. Бойко и др.). Детские песни создаются в содружестве с поэтами С. В. Михалковым, А. Л. Барто, О. И. Высотской и др. Среди крупных произв. для детей- симфонич. сказка "Петя и волк" С. С. Прокофьева. Мн. произв. сов. композиторов написаны на сюжеты сказок: оперы "Маша и Медведь" и "Мо-розко" Красева, "Сказка о рыбаке и рыбке" Л. А, Половинкнна (по А. С. Пушкину) и др.; балеты "Аистёнок" Д. Л. Клебанова, "Доктор Айболит" И. В. Морозова (по К. И. Чуковскому) и др. Много песен и инструментальных произв. написано сов. композиторами для детского радиовещания, к спектаклям детских драма-тич. театров, детским фильмам. В 1965 основан Московский детский муз. театр - единственный в мире. Значит, место в Д. м. занимает инструктивно-пе-дагогич. репертуар (сб. пьес А. Ф. Гедике, Р. М. Глиэра, Е. Ф. Гнесиной, Д. Б. Кабалевского и др.). Среди совр. западноевроп. композиторов известен своей творч. деятельностью в области Д. м. нем. комп. К. Орф - автор 5-томного собрания "Музыка для детей" ("Шульверк") и сб. "Музыка для юношества" (оба изд. совм. с Г. Кетман). Развитие муз. творчества для детей тесно связано с ростом детской исполнительской культуры, со всей системой муз. образования и воспитанием детей. Созданию п популяризации Д. м. в СССР содействует комиссия по музыкально-эстетич. воспитанию детей и юношества Союза композиторов СССР. Разработкой вопросов м; . воспитания детей занимается Академия педагргич. наук СССР. Большую работу ведёт Между-нар. об-во муз. воспитания.

Лит.: Асафьев Б., Русская музыка о детях и для детей, "Советская музыка", 1948, jNfe 6; С а ц Н., Дети приходят в театр, М., 1961; Рзанкина Т., Композиторы - детям, Л., 1962. Ю. Б. Алиев.

ДЕТСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ, преступность несовершеннолетних, общественно опасные действия несовершеннолетних, ответственность за к-рые предусмотрена уголовным законом. От Д. п. следует отличать общественно опасные действия малолетних, не могущих по возрасту нести уголовную ответственность (см. Дети).

В условиях эксплуататорского общества Д. п., как и вообще преступность, обусловлена социально-экономич. строем этого общества, присуща самой его природе. Д. п. - спутник бурж. общества, в к-ром постоянными социальными явлениями стали безработица, неуверенность в завтрашнем дне, трудность получения образования, особенно сильно действующие на молодёжь. Существенное влияние на рост Д. п. оказывают такие распространённые в условиях бурж. общества явления, как наркомания, азартные игры и т. п. Разлагающе действует на молодёжь профессиональная преступность, принявшая в капитали-стич. странах массовый характер (см. Организованная преступность). Бурж. печать, кино, радио, телевидение, разжигающие шовинизм, расовую ненависть, низменные инстинкты в подрастающем поколении, воспитывают в нём культ жестокости и силы. По оценке комиссии конгресса США (1967), тема преступности и насилия характерна для 60% телевизионных передач.

Неуклонный рост Д. п. в капиталистич. обществе значительно обгоняет рост населения соответствующих возрастов. В свою очередь, в составе Д. п. наблюдается опережающий рост преступности подростков младшего возраста, девочек, увеличение доли опасных преступлений. В США количество дел в судах для несовершеннолетних возросло с 1948 по 1956 на 70% (население соответств. возраста -на 16% ), а с 1956 по 1965 ещё в 2 раза. В 1967 за совершение преступлений было арестовано 759 тыс. лиц в возрасте до 18 лет. В Великобритании, где численность несовершеннолетних в возрасте 10-17 лет, по сравнению с 1938, уменьшилась, уровень Д. п. был в 1967 выше довоенного в 2,8 раза (в группе возраста 14-17 лет) и в 1,5 раза (в группе 10-13 лет). В ФРГ в 1969 рост числа осуждённых в возрасте 14-17 лет за уголовные преступления составил 175% к уровню 1948. В Дании и Швеции уровень Д. п. увеличился го сравнению с 1939 в 2,3 и 2,5 раза соответственно.

Большинство трудов бурж. исследователей, не желающих называть гл. причины Д. п., коренящиеся в самой сущности эксплуататорского строя, носят описательный, фактографич. характер. содержат попытки свести проблему к пси-хологич. или микросоциальным факторам (см. также Дифференцированной связи теория). Некоторые авторы объясняют рост Д. п. так наз. "сексуальной революцией" в среде несовершеннолетних, кризисом семьи, наличием самостоятельной "молодёжной субкультуры" и т. п. Довольно широкое распространение получили антинаучные концепции "прирождённой склонности" части подростков к преступлению в силу наследственной отягощённости, специфики подсознательных психич. процессов и даже "специфики расы или группы".

Причины Д. п. в социалистич. обществе, где ликвидированы её коренные причины, носят характер пережитков, связаны с неправильным воспитанием, отрицат. влиянием в семье, подстрекательством со стороны преступных элементов. Возрастные особенности несовершеннолетних -недостаток жизненного опыта, склонность к подражанию, трудность правильной оценки нек-рых явлений, эмоциональная возбудимость и др.- усиливают опасность усвоения отрицат. взглядов и привычек в случае попадания под нежелательное влияние, особенно тогда, когда не обеспечивается должное воспитательное воздействие и контроль за поведением подростков. Отрицат. влияние старших членов семьи (пьянство, скандалы, проявления жестокости и др.) прослеживается примерно в 30-40% случаев преступлений несовершеннолетних, подстрекательство со стороны преступных элементов - в 20-30% и т. д. Большинство несовершеннолетних преступников происходит из семей с низким образоват. уровнем родителей. В то же время ни по материальному уровню семьи, ни по жилищным условиям существенных различий между семьями правонарушителей и несовершеннолетних, не совершающих преступлений, нет.

Решающее значение в борьбе за ликвидацию Д. п. в социалистич. обществе имеет система мероприятий по непрерывному повышению благосостояния, культуры и сознательности членов общества, создающих, как указывается в Программе КПСС, все необходимые предпосылки искоренения преступности. Систематически осуществляются мероприятия, направленные на дальнейшее улучшение воспитания в семье, школе, обществ, организациях, на организацию культурного досуга несовершеннолетних по месту жительства и т. д. В школах и крупных жилищно-эксплуатащюнных конторах введены должности организаторов внешкольной работы с детьми. Запрещено исключение детей из школы, перевод их в др. учебные заведения (напр., в профессио-нально-технич. училища), увольнение работающих подростков без разрешения комиссии по делам несовершеннолетних. Для трудоустройства несовершеннолетних на всех предприятиях введена бронь приёма на работу молодёжи, оканчивающей школу. До 2% поступлений от жилого фонда отчисляется на финансирование работы с детьми по месту жительства; расширяется сеть культурно-воспитат. учреждений. Важное значение имеют меры, специально предназначенные для борьбы с Д. п.: а) помощь несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания (см. также Опека, Попечительство), и их устройство; б) предотвращение перехода на преступный путь подростков, допускающих малозначительные правонарушения; в) уголовно-правовые меры борьбы с Д. п., в т. ч. усиление ответственности взрослых за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность. Сов. законодательством установлен ряд особенностей рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних, обеспечивающих охрану интересов подростков и выявление причин совершения преступления (подробнее см. в ст. Несовершеннолетние). Г. М, Минъковский.

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психич. развития ребёнка. Имеет ряд общих проблем с педагогической психологией. Тесно связана с педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией, в особенности с физиологией высшей нервной деятельности ребёнка. Изучение происхождения и развития психических процессов в онтогенезе проливает свет на их природу и, т. о., способствует решению вопросов общей психологии, а также нек-рых философских проблем. В. И. Ленин относил историю умств. развития ребёнка к тем областям знания, на основе к-рых должны строиться материалистич. диалектика и теория познания. Исследования в области Д. п. имеют важное значение для пед. практики, поскольку знание условий и закономерностей психич. развития ребёнка необходимо для сознательного управления этим процессом. Исследования различных форм аномального развития психики очень важны для дефектологии и детской психиатрии.

Предметом Д. п. является изучение условий и движущих причин онтогенеза человеческой психики, развития отдельных психич. процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), а также различных видов детской деятельности (игр, труда, учения), формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных психологич. особенностей детей.

Отдельные психич. процессы развиваются не самостоятельно, а как свойства целостной личности ребёнка, к-рый обладает определёнными природными задатками и к-рый живёт, действует и воспитывается в определённых социальных условиях. В процессе превращения беспомощного младенца в самостоятельного взрослого человека, являющегося полноценным членом общества, происходит и развитие психики ребёнка, усложняется и совершенствуется отражение им объективной действительности. В соответствии с таким диалектико-материалистич. пониманием предмета Д. п. её исследования направлены не только на констатацию происходящих в психике возрастных изменений, но и на выяснение лежащих в их основе механизмов, а также на установление закономерных зависимостей этих изменений от условий жизни и деятельности ребёнка, от его взаимоотношений с окружающими людьми.

К числу методов, используемых в Д. п., относятся: систематич. наблюдение, беседы, собирание и анализ продуктов детской деятельности (рисования, лепки, конструирования, лит. творчества), а также различные виды эксперимента. Важную роль играет также психологич. изучение опыта воспитателей и учителей.

Изучение проблем Д. п. проводится либо в форме "про дольного исследования" (изучается общее психич. развитие или развитие отдельных психич. процессов у одних и тех же детей на протяжении более или менее продолжительного периода их жизни), либо в форме "поперечных срезов" (один и тот же психич. процесс изучается с помощью относительно кратковременных экспериментов у различных групп детей, стоящих на различных возрастных ступенях своего развития).

Д. п., долгое время развивавшаяся внутри общей психологии, выделилась в самостоятельную отрасль знания в сер. 19 в. Это обусловливалось возросшими требованиями педагогич. практики и было связано с появлением эволюц. теории Ч. Дарвина, разработкой объективных, экспериментальных методов психофизио-логич. исследований и т. д. В ранний период становления Д. п. происходило первоначальное накопление эмпирич. материала путём проведения дневниковых записей наблюдений за развитием отдельных детей. Позднее были предприняты экспериментальные исследования в области Д. п. и начались систематизация и осмысление накопленного материала. Появились обобщающие труды по Д. п. (В. Штерн, К. Бюлер, К. Коффка, А. Гезелль и др.).

Время формирования Д. и. совпало с периодом кризиса методологических основ буржуазной науки вообще и психологической науки в частности. В связи с этим в зап.-европ. и амер. Д. п., наряду с прогрессивными, материалистич. тенденциями (ярким выразителем которых является, напр., выдающийся психолог-коммунист А. Валлон), широкое распространение получили различного рода идеалистич. и вульгарно-механистич. концепции, трактовавшие фактич. данные в духе субъективной, эмпирической психологии, вюрцбургской школы, персонализма, фрейдизма, гештальтпсихоло-гии, бихевиоризма и т. д. Вместе с тем продолжалось накопление фактич. материала, и в последние десятилетия были достигнуты определённые успехи в экспериментальных исследованиях по проблемам Д. п., в особенности в области изучения развития познавательных процессов у детей (Ж. Пиаже, Б. Инхельдер, Дж. Брунер и др.).

В рус. дореволюц. Д. п. различного рода реакционным идеалистич. концепциям, пользовавшимся поддержкой царского правительства и буржуазно-помещичьей верхушки, противостояло прогрессивное, материалистич. направление, к-рое складывалось под влиянием передовых идей революц. демократов и успехов естествознания. В 60-е гг. 19 в. И. М. Сеченов выдвинул положение о рефлекторном происхождении психич. процессов и о их формировании у детей под влиянием условий жизни и воспитания. Важное значение для Д. п. имели труды К. Д. Ушинского и его последователей (П. Ф. Каптерев и др.), к-рые связали изучение детской психики с разработкой педагогич. проблем. Большую роль в развёртывании конкретных исследований по Д. п. и разработке объективных методов изучения развития детской личности сыграли П. Ф. Лесгафт, А. Ф. Лазурский, А. П. Нечаев, Н. Н. Рыбников, Н. А. Сикорский и др.

После Великой Окт. социалистич. революции Д. п. развивалась на теоретич. основе диалектич. материализма. Большую роль в разработке проблемы физиологических основ психического развития сыграли исследования учеников И. П. Павлова и В. М. Бехтерева, занимавшихся изучением высшей нервной деятельности у детей. Первые попытки подойти к проблемам Д. п. с позиций марксизма-ленинизма были сделаны в 20-х гг. К. Н. Корниловым и П. П. Блонским. В дальнейшем Л. С. Выготский совместно с А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым и другими начал теоретич. и экспериментальную разработку проблем общественно-историч. обусловленности психич. развития ребёнка и изучение роли усвоения обществ, опыта в онтогенетич. формировании высших, специфически человеческих психич. процессов. На основе этих исследований было выдвинуто весьма существенное в теоретич. и практич. отношении положение о ведущей роли обучения в психич. развитии ребёнка, о "ближайшей зоне ра