| >
1,7
3
Li
32
30
34
Se
0,05
0,09
4
Be
3,8
2
35
Br
2,1
2,9
66
Dy
5
6,1
5
В
12
9
36
Кг
67
Но
1,7
1,8
6
С
200
320
37
Rb
150
120
68
Ег
3,3
3,4
7
N
19
20
38
Sr
340
290
69
Ти
0,27
8
О
470000
472500
39
Y
29
34
70
Yb
3,3
3,4
9
F
660
720
40
Zr
170
160
71
Lu
0,8
1,1
10
Ne
41
Nb
20
20
72
Hf
1
3
11
Na
25000
24500
42
Mo
1,1
1
73
Та
2,5
3,4
12
Mg
18700
13900
43
Tc
74
W
1,3
1,3
13
Al
80500
78300
44
Ru
(0,001)
75
Re
0,0007
(0,001)
14
Si
295000
305400
45
Rh
(0,001)
76
Os
(0,001)
15
P
930
810
46
Pd
0,013
0,01
77
IT
(0,001)
16
S
370
310
47
Ag
0,07
0,0-6
78
Pt
(0,005)
17
Cl
170
320
48
Cd
0,13
79
Au
0,0043
0,004
18
Ar
(0,04)
49
In
0,25
0,07
80
Hg
0,083
0,08
19
К
25000
28200
50
Sn
2,5
3
81
Tl
1
1,3
20
Ca
33000
28700
51
Sb
0,5
82
Pb
16
15
21
Sc
10
14
52
Те
0,001
(0,002)
83
Bi
0,009
0,2
22
Ti
4500
4700
53
I
0,4
84
Po
23
V
90
95
54
Xe
85
At
24
Cr
83
70
55
Cs
3,7
2,7
86
Rn
25
Mn
1000
690
56
Ba
650
590
87
Fr
26
Fe
46500
35400
57
La
49
44
88
Ra
27
Co
18
12
58
Ce
70
75
89
Ac
28
Ni
58
44
59
Pr
9
7,6
90
Th
13
11
29
Cu
47
30
60
Nd
37
30
91
Pa
30
Zn
83
60
61
Pm
92
U
2,5
3,5
31
Ga
19
17
62
Sm
8
8,6
Лит.: Taylor S. R., Abundance of chemical elements in the continental crust: a new table, "Geochimica et Cosmochimica Acta", 1964, v. 28, № 8, p. 1273-85; W edepohl K. H., Geochemie, В.. 1967 (Sammlung Goschen, Bd 1224 -1224a/1224b). В. В. Щербина.
КЛАРКИЯ (Clarkia), род травянистых растений сем. кипрейных, очень близкий к роду годеция и часто объединяемый с ним. Ок. 10 видов на западе Сев. Америки. Как декоративные используют неприхотливые обильноцветущие однолетники, главным образом К. н о г о тк о в у ю (С. unguiculata, С. elegans) и К. хорошенькую (С. pulchel-1а). Известно много форм и сортов К. с простыми и махровыми цветками, различающихся по окраске (белая, розовая, сиреневая, красно-пурпуровая) и по высоте.
КЛАРНЕТ [нем. Klarinette, франц. clarinette, итал. clarinetto; от лат. clarus - ясный (звук)], музыкальный инструмент семейства деревянных духовых. Произошёл от свирели. Имеет форму трубки с небольшим раструбом и клювообразным мундштуком, к к -рому крепится одинарная трость (камышовая пластинка). Длина канала - 590-680 мм. Совр. К. имеет примерно 20 клапанов и 7 отверстий, снабжённых т. н. очками. Изготовляется из древесины гренадиллового или эбенового дерева и из пластмассы. Существуют инструменты в неск. строях (тонах); наиболее употребительны К. в строе си-бемоль и ля. К.- транспонирующий инструмент (в строе си-бемоль звучит на большую секунду, а в строе ля - на малую терцию ниже, чем йотируется). Диапазон (по написанию): ми малой октавы - до 3-й октавы. Разновидности: малый; альтовый, или теноровый (известен под назв. бассетгорн); бас-К.; контрабасовый К.
Лит.: Благодатов Г., Кларнет, М., 1965.
"КЛАРТЕ" (франц. clarte - ясность, свет), первое междунар. объединение писателей и деятелей культуры, выступившее против империалиста, войны 1914-1918, за переустройство общества на социалистич. началах. Создано А. Барбюсом в 1919. В состав Междунар. руководящего комитета "К." вошли Барбюс, А. Франс, П. Вайян-Кутюрье, Р. Лефевр, художник Т. А. Стейнлен (Франция), Г. Уэллс, Т. Харди, Б. Шоу (Англия), В. Бласко Ибаньес (Испания), Г. Брандес (Дания), Э. Синклер (США). В Австрии среди организаторов движения был С. Цвейг, в Германии - Г. Манн, в Турции членом "К." был Назым Хикмет; группы "К." возникли в странах Лат. Америки. В Чехословакии во главе группы "К." стали писатели С. К. Нейман, И. Ольбрахт и учёный 3. Несдлы. Брошюра "Свет из бездны. К чему стремится группа ,,Кларте"" (1920), написанная Барбюсом, явилась манифестом "К."; в нём Барбюс писал о мировом значении рус. революции, осуждал блокаду и иностр. интервенцию в Сов. Россию и определял осн. цель "К." как "революцию в умах" - борьбу за освобождение человечества от предрассудков, порождаемых бурж. обществом и религией. В окт. 1919 Барбюс начал издавать газету, а с нряб. 1921 - журн. "Кларте". Журнал вёл борьбу с реакцией 20-х гг. за передовое иск-во, знакомил с успехами культурного стр-ва в Сов. России, с творчеством М. Горького, В. В. Маяковского. В журнале печатались работы В. И. Ленина, А. В. Луначарского, М. Горького. В. И. Ленин высоко оценил антимилитаристскую деятельность группы "К.", послав ей в 1922 приветствие (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 299). Неоднородность обществ. -политических взглядов участников группы привела к разногласиям. Распаду "К." способствовали пришедшие к руководству журнала анархиствующие, левацкие и сектантски настроенные литераторы (М. Фурнье, Ж. Микаэль и др.). Формально Барбюс, сторонник 3-го Интернационала, ушёл из редакции журнала в 1924 (от фактич. руководства отошёл раньше). Потеряв прежнее значение, журнал прекратил существование в 1928.
Лит.: В и д а л ь А., А. Барбюс - солдат мира, пер. с французского- Предисловие Ж. Дюкло. [Послесловие Ф. С. Наркирьера], М., 1962; Наркирьер Ф., Французская революционная литература (1914-1924), М., 1965; Brett V., Н. Вагbusse. Sa marche vers la clarte, son mouvement Clarte, Prague, 1963. В. С. Лозовецкий.
КЛАР-ЭЛЬВЕН, Кларельвен (Klaralven), река в Норвегии и Швеции. Дл. ок. 500 км, пл. басс. 11,8 тыс. км2. В верховьях протекает через озёра Руген и Фемунн, течёт пренм. по горно-холмистой местности, где участки с порогами, водопадами и водоскатами перемежаются с плёсами и озёровидными расширениями. Впадает в оз. Венерн у г. Карльстад. Имеет снеговое питание с весеннелетним половодьем, ср. расход воды в устье 165 М31сек, ледостав в низовьях 5 мес, в верховьях до 7 мес. Неск. крупных ГЭС, сплав леса. Судоходна до г. Мункфорс (Швеция).
КЛАС (Claesz) Питер (1597 или 1598, Бург-Штейнфурт, Вестфалия, - похоронен 1.10.1661, Харлем), голландский живописец. Работал в Харлеме. Картины К. с изображением накрытых столов ("завтра.от") отличаются скромностью подобранных предметов (глиняный кувшин, селёдка, стакан, айва, трубка) и простотой композиции. К. первым из мастеров натюрмортной живописи оценил роль света, воздушной среды и единого тона в колорите как важных средств, к-рыми может быть выражено единство предметного мира и окружающей среды.
Лит.: Vroom N. R. A., De schilders van het monochrome banketje, Amst., 1945.
П. К л а с. "Завтрак". 1642. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
КЛАСС (от лат. classis - разряд, группа) (биол.), одна из высших таксономич. (систематических) категорий животных и растений. К. объединяет родственные отряды (животных) или порядки (растений). Напр., отряды грызунов, насекомоядных, хищных и др. объединяют в К. млекопитающих. В свою очередь, К., представители к-рых сходны по общему плану строения и происходят от общих предков, объединяют в типы (животных) или отделы (растений). Напр., К. рыб, земноводных, пресмыкающихся, млекопитающих и др. составляют тип хордовых животных; К. однодольных и двудольных растений -отдел покрытосеменных (цветковых) растений. Понятие "К." введено в систематику франц. ботаником Ж. Турнефором и впоследствии принято К. Линнеем в его "Системе природы" (1735).
КЛАСС (в логике), понятие, выражающее совокупность (множество) предметов, удовлетворяющих к.-л. условиям или признакам (иногда различают понятия "К." и "множество", что бывает связано со спец. вопросами множеств теории); про такие предметы говорят, что они являются элементами (данного) К. (отношение принадлежности элемента классу обозначается обычно знаком € ; запись fl€A читается: "я есть элемент класса А"). Предполагается, что в связи с каждым свойством (понятием о свойстве) можно рассматривать К. предметов, имеющих это свойство (напр., свойству быть чётным числом соответствует К. всех чётных чисел). К.,соответствующий нек-рому свойству, может состоять из любого к он е ч н о г о числа предметов (конечные К. часто задаются перечнем своих элементов - списком их названий); он может быть бесконечным (напр., упомянутый К. всех чётных чисел) или пустым (т. е. вовсе не содержать элементов; пустой К. обычно обозначается Л или 0). К., состоящий только из одного элемента, наз. единичным, или сингулярным (сингулярные и пустые К. Аристотель не вводил при построении своей силлогики; см. Силлогизм).Пустому К. противополагается универсальный К. (обозначается V), уточняющий круг исследуемых предметов и состоящий из всех объектов подлежащей рассмотрению предметной области. Геометрич. К. изображаются обычно фигурами, ограниченными простыми замкнутыми кривыми (напр., окружностями на плоскости). Рассматриваются операции над К. иотношения между К. Операции над К.: пересечение классов А и В - класс (обычное обозначение: ЛИВ), состоящий из всех тех, и только тех элементов, к-рые содержатся в обоих классах А а В; объединение классов А и В - класс (Лив), состоящий из всех тех, и только тех элементов, к-рые содержатся хотя бы в одном из классов А или В; дополнение класса А - класс А, состоящий из всех тех, и только тех предметов универсального К., к-рые не входят в класс А. Отношения между (двумя произвольными) К.: тождественности (совпадения); включения - один К. является частью (подклассом) другого; частичного совпадения (когда К. имеют хотя бы один общий элемент) и исключения (когда они не имеют общих элементов). Изучение свойств операций над К. и отношений между К. проводится в логике классов.
Лит.: Гильберт Д., А к к е рман В., Основы теоретической логики, пер. с нем., М., 1947; Тар скин А., Введение в логику и методологию дедуктизных наук, пер. с англ., М., 1948; Яновская С. А., Логика классов, в кн.: Философская энциклопедия, т. 3, М., 1964; Кузичев А. С., Диаграммы Венна, М., 1968; Мендельсон Э., Введение в математическую логику, пер. с англ., М., 1971. А. С. Кузичев.
КЛАСС общественный, см. Классы.
КЛАССИКА (от лат. classicus - образцовый). Первоначально "классик"- относящийся к первому разряду, "классу", высшей из пяти цензовых категорий, на к-рые, по преданию, были разделены граждане Др. Рима. В метафорич. смысле ("элита") слово "классики" было впервые употреблено Цицероном, а применительно к лит-ре - Авлом Геллием (2 в.). Гуманисты Возрождения, для к-рых "избранниками" в области лит-ры и иск-ва были все античные писатели, живописцы, скульпторы, архитекторы и т. п., называли их классиками. Такой же смысл вкладывали в слова "классика", "классики", "классический" представители классицизма (называя "классиками" и художников своего направления).
Науку, изучающую античную культуру на основе чтения и объяснения древних авторов, с 17-18 вв. стали обозначать термином "классическая филология" (см. Филология).
В эпоху Возрождения начал складываться тип общего ср. образования, в основу к-рого положено изучение лат. и греч. ("классических") языков и античной ("классической") лит-ры - классическое образование. Тогда же стала зарождаться особая система выразительных средств хореографич. иск-ва - классический танец.
Одновременно распространялось и широкое употребление понятий "классика", "классики", "классический" в значении лучшего, совершенного, образцового, первого в своём роде. Так, классиками стали называть всех выдающихся мастеров лит-ры и иск-ва, творчество к-рых имеет непреходящую ценность не только для нац., но и мировой культуры (У. Шекспир, Рафаэль, И. В. Гёте, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и др.). А под классич. иск-вом подразумевают не только творения художников древнегреч. классики 5-4 вв. до н. э. и Высокого Возрождения кон. 15-нач. 16 вв., к к-рым традиционно прилагается этот термин, но и иск-во периодов расцвета в той или иной стране (напр., классическая лит-ра 8 в. в Китае, классическая опера 19 в. в России и т. п.).
Широкому толкованию классического свойствен и дополнит, смысловой оттенок- показательный, характерный, представительный, типичный. Так, говорят о "классическом французском романе 19 века", имея в виду определяющие для лит-ры эпохи реалистич. произведения Стендаля, О. Бальзака, Г. Флобера и др.; о "классической венской оперетте", подразумевая творчество И. Штрауса-сына, Ф, Легара, И. Кальмана и т. д. Столь же условны термины типа "классическая манера", "классическая традиция" и т. п.
Определение "классический" |