| редь, опускается, пока он холоднее окружающего воздуха. Но восходящий воздух вследствие расширения охлаждается на 1 °С на 100 м подъёма (пока в нём не началась конденсация) - т. н. сухоадиабатич. градиент, а после начала конденсации (образования облаков), сопровождающейся выделением скрытой теплоты,- на переменную величину в несколько десятых долей градуса на 100 м подъёма (т. н. влажноадиабатич. градиент). Поэтому для поддержания К. нужно, чтобы вертик. градиент темп-ры в атм. столбе был больше сухоадиабатич. градиента до уровня, на к-ром начинается конденсация, и больше влажнодиабатического над этим уровнем, т. е. атмосфера должна обладать неустойчивой стратификацией (см. Стратификация атмосферы). Такие условия создаются летом в воздухе над прогретой сушей и во все времена года в воздухе, движущемся с более холодной на более тёплую поверхность. Слои с малыми вертик. градиентами темп-ры, особенно с инверсиями температуры, являются для К. задерживающими слоями.
Лит.: Матвеев Л. Т., Основы общей метеорологии, Л., 1965; Ш м е т е р С. М., Физика конвективных облаков. Л., 1972. С. П.Хромов.
КОНВЕКЦИЯ в океане, вертикальное движение воды, вызванное изменением её плотности в результате изменения темп-ры или солёности. Если плотность воды однородна по горизонтали и с глубиной возрастает, то вода находится в равновесии. В противном случае начинается опускание более плотной воды до глубины, на к-рой плотность опустившейся воды станет равной плотности окружающих вод. К. ведёт к перемешиванию и выравниванию по вертикали физич. и химич. характеристик воды, обогащению кислородом нижележащих слоев и т. д. В придонных областях океана (в частности, в глубоководных впадинах) могут иметь место случаи уменьшения плотности с глубиной, напр, за счёт геотермич. притока тепла из недр Земли. В ряде случаев это уменьшение плотности с глубиной сопровождается К., охватывающей значит, толщу придонных вод (порядка неск. сотен м по вертикали).
Большую роль в режиме океана играет К. в период осенне-зимнего охлаждения (т. н. зимняя вертикальная циркуляция), т. к. в этот период К. распространяется на большие глубины, а в отдельных субтропич. и тропич. морях с большой солёностью воды - до дна (Средиземное море, Красное море, Персидский зал.). Поскольку благодаря К. зимой в океане непрерывно происходит подъём к поверхности более тёплых вод с глубин, климат прилегающих стран смягчается. А. М. Муромцев.
КОНВЕНТ национальный (Convention nationale), высший законодат. и исполнит, орган первой французской республики, действовавший с 21 сент. 1792 по 26 окт. 1795. Был избран после народного восстания 10 авг. 1792, свергнувшего монархию и заставившего Законодательное собрание отменить цензовую избират. систему и декретировать созыв К. Выборы в К. были двухстепенными, в них участвовали все мужчины (исключая домашнюю прислугу), достигшие 21 года. Депутаты К. составляли 3 группировки: жирондисты, пытавшиеся затормозить движение революции вперёд, якобинцы, стремившиеся к дальнейшему углублению революции, и "болото", занимавшее колеблющуюся позицию, поддерживавшее тех, кто в тот или иной момент был сильнее. В истории К. различают 3 периода. Жирондистский К., во время к-рого руководство принадлежало жирондистам. Однако, вопреки их сопротивлению, незначит. большинством голосов К. в ходе процесса над бывшим королём принял предложение якобинцев о казни Людовика XVI (янв. 1793), а затем декрет о максимуме (май 1793). Нар. восстание 31 мая-2 июня 1793 привело к изгнанию жирондистов из К. и к передаче всей полноты власти якобинцам. Якобинский К. являлся высшим органом якобинской диктатуры, выполнившей важнейшие задачи революции (организация сил нации для победы над контрреволюцией, ликвидация феодальных отношений в деревне, принятие демократической конституции 1793 и др.). К. и подотчётные ему Комитет общественного спасения, Комитет общественной безопасности и др. комитеты составляли революц. правительство якобинцев. К. этого периода получил высокую оценку В. И. Ленина, писавшего: "...чтобы быть конвентом, для этого надо сметь, уметь, иметь силу наносить беспощадные удары контрреволюции, а не соглашаться с нею" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 34, с. 37). Термидорианский переворот (июль 1794) положил начало т. н. Те рмидорианскому К., ликвидировавшему в интересах контрреволюц. крупной буржуазии осн. социальные и демократич. завоевания якобинцев и подготовившему переход к режиму Директории. А. 3. Манфред.
КОНВЕНТСКИЙ ДОМ, тип кирпичного замка-монастыря, сложившийся в кон. 13-14 вв. в Сев. Польше и Прибалтике. К. д. (Верхний замок в Мальборке, Польша, ок. 1280; замки в Вентспилсе, Латв. ССР, окончен в 1290, Кингисеппе, Эст. ССР, 14 в.) возводились нем. рыцарским орденом и состояли из массивных зданий (с капеллами, спальнями и пр.), сплошь ограждавших прямоугольный двор. Мощные наружные стены и башни на углах К. д. обеспечивали его оборону. Илл. см. т. 4, стр. 520.
КОНВЕНЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ (от лат. conventio - соглашение), в широком смысле слова - любое междунар. соглашение, устанавливающее взаимные права и обязанности гос-в, ратифицировавших его. Однако, как правило, К. м. называют междунар. соглашения, регулирующие отношения между гос-вами в к.-л. спец. области (см. Договор международный).
Наибольшее значение имеют многосторонние К. м., к-рые являются как бы актами международно-правового законодательства (traites-lois, law making treaties) и содержат нормы общего характера. К. м. этого типа можно подразделить на неск. групп. 1) К. м., устанавливающие правовой режим той или иной терр. или к.-л. обязательства политич. характера, связанные с ней (первая такая К. м. была включена в заключит, акт Венского конгресса 1814-15, содержавший постановление "Относительно признания и гарантии постоянного нейтралитета Швейцарии"). 2) К. м. по морскому праву. На Женевской конференции 1958 подписана целая серия К. м. по этому вопросу: Об открытом море; О территориальном море и прилежащей зоне; О континентальном шельфе; О рыболовстве и охране ресурсов открытого моря. К этой же группе относятся конвенции, касающиеся правового режима каналов международных, рек международных и проливов международных, а также К. м. по конкретным вопросам морского судоходства: Об охране подводных телеграфных кабелей 1884; Об оказании помощи и спасении на море 1910; О режиме морских портов 1923; Об охране человеческой жизни на море 1960 и др. 3) К. м., устанавливающие правовой режим воз д. пространства и полётов возд. судов: О междунар. гражданской авиации 1944; Об унификации нек-рых правил, касающихся междунар. воздушных перевозок 1944; О междунар. признании прав на воздушные суда 1948 и др. 4) Группа К. м., к-рая регламентирует вопросы, связанные с освоением космического пространства (см. Космическое право). 5) К. м., направленные на защиту прав человека, развитие политич., экономич. и гражд. прав населения: междунар. пакты о правах человека; О правовом положении беженцев 1951; О политич. правах женщин 1952; О недопустимости дискриминации в области образования 1960; О ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 и др. 6) К. м. по вопросам борьбы с преступностью: Относительно рабства 1926; О борьбе с распространением порнографических изданий 1923; О борьбе с подделкой ден. знаков 1929; Единая К. м. о наркотических средствах 1961; О преступлениях и некоторых др. актах, совершённых на борту возд. судна 1963; О борьбе с незаконным захватом возд. судов 1970 и др. 7) К. м., связанные совместной борьбой гос-в с преступлениями против человечества: О предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948; О неприменении срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности 1968 и др. (см. также Военные преступники). 8) К. м. о законах и обычаях войны (см. также Гаагские конвенции, Женевские конвенции 1949). 9) К. м. по вопросам дипломатич. и консульского права: Венская конвенция о консульских сношениях 1963; Конвенция о спец. миссиях 1969 (см. также Консульское право). 10) К. м., поев, правовому положению международных организации, их должностных лиц и сотрудников. 11) К. м. по вопросам мирного разрешения междунар. споров и конфликтов (наиболее подробно эти вопросы впервые были разработаны на Гаагских конференциях 1899 и 1907). 12) К. м., касающиеся условий труда, принимаются Международной организацией труда (МОТ).
Особая группа К. м. устанавливает общие правила заключения, изменения и прекращения действия междунар. договоров и соглашений. На Конференции ООН по праву междунар. договоров (1968 и 1969) была впервые разработана и принята К. м. о праве международных договоров.
К. м. могут приниматься также отд. группами гос-в (т. н. региональные К. м.).
Лит.: Курс международного права, т. 4, М., 1968. с. 130 - 310. В.И.Менжинский.
КОНВЕНЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПО ОХРАНЕ АВТОРСКИХ ПРАВ, многосторонние междунар. договоры, устанавливающие обязательства гос-в по охране авторского права на произведения, принадлежащие гражданам других участвующих в договоре стран или впервые опубликованные в этих странах. Наибольшее значение имеют Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 и Всемирная (Универсальная) Женевская конвенция об авторском праве 1952 (вступила в силу в 1955); её членами являются 64 гос-ва, в т. ч. Венгрия, Куба, Чехословакия, Югославия. СССР участвует в этой конвенции (в редакции 1952) с 27 мая 1973. Конвенция, разработанная под эгидой ЮНЕСКО, ставит целью обеспечить уважение прав личности и благоприятствовать развитию лит-ры, науки и иск-ва, способствовать обмену культурными ценностями и лучшему междунар. взаимопониманию. Она распространяется на произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, гравюры и скульптуры. Гос-ва - члены Конвенции на равных началах с произведениями своих граждан предоставляют охрану произведениям граждан других странучастниц (независимо от места опубликования) и произведениям, впервые выпущенным в свет на территории любой другой страны-участницы независимо от гражданства авторов. При этом гос-ва обязаны обеспечить исключит, право на перевод и охрану произведения в течение не менее чем 25 лет после смерти автора, принять все меры, необходимые для обеспечения достаточной и эффективной охраны прав авторов и других обладателей авторского права. Если законодательство к.-л. из стран-участниц требует соблюдения формальностей для охраны прав автора (как, напр., в США), что эти требования считаются выполненными, если на всех экземплярах произведения помещён особый знак © с указанием обладателя авторского права и года первой публикации произведения.
В СССР охране по нормам Женевской конвенции подлежат произведения, впервые выпущенные в свет за рубежом после 27 мая 1973 (на ранее выпущенные произведения действие конвенции не распространяется).
Бернская конвенция 1886 неоднократно пересматривалась, в т. ч. в Берлине (1908), Риме (1928), Брюсселе (1948), Стокгольме (1967) и Париже (1971). На 1 янв. 1973 в этой конвенции участвуют 63 гос-ва, 46 из них применяют конвенцию в редакции 1948 (СССР не участвует в Бернской конвенции). 39 стран, участвующих как в Бернской, так и в Женевской конвенциях, в отношениях между собой применяют только Бернскую конвенцию. Члены Бернской конвенции образуют Междунар. союз по охране лит. и художеств, произведений (т. н. Бернский союз); его адм. функции выполняет Всемирная организация интеллектуальной собственности.
Наряду с. участием в междунар. конвенциях гос-ва могут заключать мбжду собой двусторонние соглашения об охране авторских прав. СССР имеет такие соглашения с Венгрией (действует с 1 янв. 1968) и с Болгарией (действует с 1 янв. 1972). По этим соглашениям каждая сторона признаёт авторские права граждан другой стороны на произведения, впервые выпущенные в свет на территории другой стороны, и предоставляет им охрану в принципе на тех же условиях, что и произведениям собств. граждан. И. А.Грингольц.
КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ (от лат. сопventio - соглашение), направление в филос. истолковании науки, согласно к-рому в основе математич. и естеств.науч. теорий лежат произвольные соглашения (условности, определения, конвенции между учёными), выбор к-рых регулируется лишь соображениями удобства, целесообразности, "принципом экономии мышления" и т. п. Основоположником К. был А. Пуанкаре (Франция), развивший К. в применении к физике и особенно к математике. Аксиоматизация ряда математич. дисциплин, развитие неевклидовых геометрий, показавших, что одному и тому же пространству могут соответствовать различные, но эквивалентные друг другу геометрии, привели его к выводу, будто геометрия не имеет опытного происхождения и ничего не говорит о реальном мире. Следующий этап К. связан с развитием математич. логики в 30-х гг. 20 в. и особенно ярко выражен в ранних работах Р. Карнапа (Австрия) и К. Аидукевича (Польша). Карнап сформулировал т. н. принцип терпимости, согласно к-рому в основу каждой естеств.-науч. теории можно положить любую систему аксиом и правил синтаксиса. Айдукевич развивал точку зрения "радикального К.", согласно к-рой изображение мира в науке зависит от выбора понятийного аппарата, причём в этом выборе мы свободны. Однако ни Карнап, ни Айдукевич в дальнейшем не смогли последовательно провести свою точку зрения и видоизменили свою концепцию. В наст, время К. в чистом виде не встречается; отд. его элементы имеются в неопозитивизме, прагматизме и операционализме.
Критикуя К., диалектич. материализм видит его несостоятельность в отрицании им объективной основы конвенций в науке, в том, что он абстрагируется от содержат, аспектов науч. знания. И. С. Добронравов.
КОНВЕНЦИОННЫЕ ЗАПРЕЩЕНИЯ, распоряжения управлений жел. дорог о временном прекращении перевозки грузов в определённом направлении или приёма грузов на к.-л. станцию назначения по техническим причинам. В числе таких причин могли быть: размыв пути, повреждение ж.-д. моста и т. д. Термин "К. з." возник в России во 2-й пол. 19 в., когда большинство жел. дорог страны были частными и перевозка грузов производилась по правилам, введённым в соответствии с соглашением (конвенцией), принятым всеми жел. дорогами России. Аналогичные общеобязательные правила до сих пор существуют в тех капиталистич. странах, где жел. дороги являются частной собственностью. В 70-80-х гг. 19 в. начали проводиться междунар. конгрессы и конференции по вопросам ж.-д. транспорта, где разрабатывались вопросы строительства и эксплуатации жел. дорог. Впоследствии возник (1922) Междунар. союз железных дорог (МСЖД), координирующий отношения между жел. дорогами стран Зап. Европы и осуществляющий при необходимости мероприятия, обозначаемые термином "К. з.".
В СССР, где все жел. дороги принадлежат гос-ву, термин "К. з." не применяется. В 1956 социалистич. странами - членами СЭВ была создана Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД), к-рая наряду с координацией работы железнодорожного транспорта регламентирует К. з., связанные с невозможностью в силу технических причин международных перевозок грузов на к.-л. направлениях или приёма грузов на определённые станции назначения одной из дорог стран, входящих в ОСЖД.
Лит.: Международные железнодорожные сообщения, М., 1959; Железные дороги мира, пер. с англ., М., 1959. А. В. Гришин.
КОНВЕНЦИОННЫЕ СТАВКИ, ставки таможенного тарифа, выработанные путём заключения соглашения (договора, конвенции) между гос-вами. К. с. не могут быть изменены в течение срока действия договора, по к-рому они приняты. В совр. таможенных тарифах К. с. отводятся спец. графы. К. с. появились в практике капиталистич. гос-в с 60-х гг. 19 в. С ростом монополистич. капитала и обострением борьбы между отд. капиталистич. гос-вами и их группировками в практике междунар. отношений возникли таможенные конвенции, представляющие собой один из видов многосторонних торг, соглашений, регулирующих вопросы таможенного обложения. Примером многосторонней таможенной конвенции может служить Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), действующее с 1948. А. В. Гришин.
КОНВЕНЦИЯ О БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОМ ОРУЖИИ [офиц.- Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожен и и], подготовлена в 1971 Комитетом по разоружению, одобрена 26-й сессией Ген. Ассамблеи ООН и открыта для подписания в Москве, Вашингтоне и Лондоне 10 апр. 1972 (на 12 марта 1973 подписана 111 гос-вами). Приобретает силу после сдачи на хранение ратификационных грамот пр-вами 22 стран, в т. ч. пр-вами СССР, США и Великобритании, назначенных депозитариями. Является бессрочной; о выходе из конвенции гос-воучастник обязано уведомить за три месяца всех других её участников и Совет Безопасности ООН с объяснением тех исключит, обстоятельств (угроза высшим интересам страны), к-рые побудили предпринять такой шаг.
Гос-ва, подписавшие конвенцию (она состоит из преамбулы и 15 статей), взяли на себя следующие обязательства: не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать, не сохранять и не передавать микробиологич. или др. биологич. агенты или токсины таких видов и в таких количествах, к-рые не предназначены для профилактич., защитных или других мирных целей; не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать, не сохранять и не передавать оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или в вооруж. конфликтах; уничтожить в течение 9 мес. или переключить на мирные цели с соблюдением необходимых мер предосторожности все агенты, токсины, оружие, оборудование и средства доставки (ст. I-III); консультироваться и сотрудничать друг с другом, а также путём использования соответствующих междунар. процедур в рамках ООН в решении любых вопросов, к-рые могут возникнуть в связи с выполнением положений конвенции (ст. V); сотрудничать в проведе-. нии любых расследований, к-рые могут быть предприняты Советом Безопасности ООН по жалобе, полученной им относительно нарушения тем или иным участником конвенции её положений (ст. VI); всемерно способствовать обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией об использовании биологических средств в мирных целях (ст. X).
Участники конвенции обязались (ст. IX |