| Гравюра периода Мин.
В связи с общим подъёмом культуры в период Тан (7-10 вв.) поднялся уровень муз. образования (в 714 открылось 5 спец. муз. учебных заведений), были созданы первые придворные актёрские проф. группы, в т. ч. "Грушевый сад" ("Лиюань"), ставшая исполнительской школой, к-рая объединила мн. музыкантов. Крупнейшее муз.-теоретич. соч.- трактат "Записки о музыке" Дуань Ань-цзе - относится к 10 в.
В период Сун (10-13 вв.) возрождается в изменённом виде конфуцианская теория музыки, по к-рой главное - непосредств. этич. действенность музыки, второстепенное - её эстетич. принципы: муз. философия, теория. 13 в. отмечен широким развитием демократич. муз. жанров, в т. ч. нар. песенного иск-ва, тесно связанного с театром этого времени: 4-актная драма цзацзюй осн. на нар. песнях Сев. К. (Гуань Хань-цин написал св. 60 пьес, используя сев.-кит. муз. фольклор); многочастная драма чуаньци строилась на нар. музыке Юж. К. В 15-16 вв. достигло высокого развития муз.театр. иск-во, связанное с творчеством актёра и композитора Вэй Лян-фу.
Заключительный этап в развитии классич. музыки К. относится к периоду династии Мин (14-17 вв.), когда Чжу Цзай-юй (в 16 в.) развил принцип равномерно-темперированного 12-ступенного звукоряда, завершив достижения системы люй.
С 17 в. до новейшего времени кит. музыка остаётся традиционной. Однако наблюдается тенденция к её демократизации. Для 18-19 вв. характерны европ. влияния, усилившиеся на рубеже 1920 вв.
После движения "4 мая" (1919) представители революционно настроенной молодёжи получают муз. образование в Европе, стремятся внести в музыку К. достижения муз. иск-ва др. стран (среди них - Си Син-хай). В 1932 композиторы Не Эр (автор песни "Марш добровольцев", ставшей гос. гимном КНР) и Люй Цзи организовали революц. группу музыкантов, создавших в период нац.-освободит, движения против япон. захватчиков популярные патриотич. 'массовые песни.
В первые годы после образования КНР (1949) развитию музыки в К. способствовали организац. мероприятия пр-ва. В 1949 создана Всекитайская ассоциация лит-ры и иск-ва; в 1953 при ней был организован Союз кит. композиторов.
С кон. 1950-х гг. наметился переход к созданию упрощённых, вульгаризаторских произв. В 1-й пол. 1960-х гг. и особенно в ходе "культурной революции" (2-я пол. 1960-х гг.) музыка была призвана в основном иллюстрировать политические лозунги китайского руководства.
В ходе "культурной революции" прекратилось исполнение зарубежной и кит. музыки, написанной до 1966. Были разрешены к постановке лишь неск. "образцовых" пьес пекинской муз. драмы и балетов ("образцовые", т. е. признаваемые "подлинно революционными", "отвечающими идеям Мао Цзэ-дуна"; служащие образцом для творчества и для подражания в жизни). На основе "образцовой" пьесы "Шацзябан" создана одноим. "оркестровая музыка" (термин "симфония" как европейский не употребляется) для симф. оркестра с участием кит. нац. инструментов. В концертные программы включаются арии из пекинской муз. драмы "Красный фонарь" в сопровождении фп. Если во 2-й пол. 1960-х гг. фп. музыка была запрещена и рояли и пианино уничтожались, то в 1970-е гг. фп. вновь было допущено на концертную эстраду. Использование фп. музыки разрешалось в соответствии с тезисом Мао Цзэ-дуна: "Поставить иностранное на службу китайскому". В 1970 создан фп. концерт "Хуанхэ" - коллективная переработка кантаты того же назв. композитора Си Син-хая. Это произв. стало исполняться только оркестром, т. к. текст был запрещён как не отвечающий "идеям Мао Цзэ-дуна", в нём сделаны купюры с целью уничтожения влияния рус. и сов. музыки, ощутимого в нек-рых частях кантаты и характерного для творчества Си Син-хая в целом. Исполняются 10 песен на новые тексты, написанные в духе культа личности Мао Цзэ-дуна. В период "культурной революции" исполнение нар. музыки самодеятельными и проф. коллективами было запрещено, певцов и инструменталистов стали привлекать к физич. работе. В 1970-е гг. музыкантам было разрешено включать в репертуар официально допущенные произв. нар. иск-ва. В 1972 издан сб. "Песни с поля боя", состоящий из песен периода "культурной революции "; эти песни исполняются повсеместно.
К нач. 1970-х гг. имелись 3 консерватории - в Пекине, Тяньцзине и Шанхае; 4 муз. ин-та - в Ухане (Хубэй), Шэньяне (Ляонин), Сиане (Шэньси), Чэнду (Сычуань). Эти консерватории и ин-ты не были закрыты, однако сведений о систематич. обучении в них и выпуске студентов нет.
Лит.: Шнеерсон Г. М., Музыкальная культура Китая, М., 1952; Музыкальные инструменты Китая. Авторизованный пер. с кит. под ред. и с доп. И. 3. Алендера, М., 1958; Музыкальная эстетика стран Востока, М., 1967, с. 140-245; Лисевич И. С., Древняя китайская поэзия и народная песня, М., 1969; Сорокин В. Ф., Трактат "Рассуждение о пении", в кн.: Историко-филологические исследования, М., 1967, с. 487 - 492; В а л и ц к и и В., "Культурная революция" в музыке, "Советская музыка", 1970, М° 8, с. 129 - 38. Е. В. Виноградова, А. Н. Желожовцев.
Таблица XVII
К ст. Киров. 1. Гостиница "Центральная". 1937. Архитектор И. Л. Чарушин. 2. Ротонда в парке имени Степана Халтурина. 1837. Архитектор А. Л. Витберг. 3. Лыжный трамплин. 1951. Инженер А. В. Казенин. 4. Художественный музей имени А. М. Горького. Начало 19 в. Архитектор И. Дюсор де Невиль. 5. Успенский собор в Трифоновском монастыре. 1689. 6. Драматический театр имени С. М. Кирова. 1939. Архитектор Фёдоров. 7. Памятник В. И. Ленину. Гранит. 1970. Скульпторы М. М. Кошкин, Ф. А. Шпак, архитектор И. М. Синица. 8. Дом Советов. 1946. Архитектор Е. И. Громаковский. 9. Памятник кировчанам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-45. Бетон. 1967. Архитектор Ю. И. Кармазин. 10. Центральный универмаг. 1970. Архитектор Г. С. Турок. 11. Гостиница "Вятка". 1967. Архитектор Чернов.
Таблица XVIII
К ст. Китай. 1. Пустыня Такла-Макан на западе страны. 2. Гребневая зона гор Восточного Тянь-Шаня. 3. Овражная эрозия на Лёссовом плато. 4. Река Янцзы в среднем течении. 5. Берег острова Хайнань. 6. Среднегорный рельеф на юге Китая.
Таблица XIX
К ст. Китай. 1. Пекин. Главная улица Чанъаньцзе. 2. Шанхай. Набережная Вайтань (р. Хуанпу). 3. Гуанчжоу (б. Кантон). Набережная р. Жемчужной (дельта р. Сицзян). 4. Циндао. Город на побережье полуострова Шаньдун. 5. Ухань. Мост через р. Янцзы. 6. Гуйлинь. Вид на город в долине р. Гуйцзян.
Таблица XX
К ст. Китай. 1. "Дворец в Лояне". Шёлк, тушь, водяные краски. 8 в. 2. Ч ж о у Ф а н. "Чаепитие под мелодию циня". Шёлк, тушь, водяные краски. 8 в. Галерея Нельсона. Канзас-Сити. 3. Ли Гун-линь. "Портрет Вэймо". 11 в. Шёлк, тушь. Национальный музей. Токио. 4. Ли Тан. "Деревенский лекарь". Шёлк, тушь. 11 -12 вв. Музей Гугун. Пекин. 5. Ц и Б а и - ш и. "Белка". Бумага, тушь, водяные краски, 1930-е гг. Музей Гугун. Пекин, б. В э и ь Тун. "Ветка бамбука". Шёлк, тушь. 11 в. Раньше - в Музее Гугун, Пекин. 7. Д у н Юань. Пейзаж. 10 в. Раньше-в Музее Гугун, Пекин. 8. Л и Ц ю н ь. "Рассвет". Цветная гравюра. 1957, 9, Ма Юань. "Причудливая сосна". Шёлк, тушь, водяные краски. 12 в. Городской музей. Шанхай. 10. С ю и Б э й-х у п. "Сорока". Бумага, тушь. 1948. Музей искусства народов Востока. Москва.
Таблица XXI
К ст. Китай. 1. Керамический сосуд. Культура Яншао. 3-2-е тысячелетия до н. э. 2. Обратная сторона бронзового зеркала с инкрустацией перламутром. Период Тан. Исторический музей. Пекин, 3. Бронзовый сосуд-чху" для жертвенного вина. Период Шан. 4. Ваза из горного хрусталя с подвесными кольцами. 18 в. Музей Гугун. Пекин. 5. Золотое украшение для причёски в форме птицы-феникса. Период Суп. Собрание К. Кемпе. Экольсунд. в. Модель пагоды. Серебро. 19 в. 7. Шкатулка из чёрного лака с инкрустацией перламутром. 19 в. 8. Ч ж у X у а-ю. Серебряная чаша для вина в форме лодки с фигурой путешественника Чжан Чэня. 1375. Лондонский университет. 9. Керамическая фигура льва. Период Тан. Британский музей. Лондон. 10. Ажурная стопка для кистей. Слоновая кость, 19 в. (6, 7, 10- Музеи искусства народов Востока, Москва).
Таблица XXII
К ст. Китай. 1. Статуэтка, изображающая музыканта-барабанщика. 3 в. до н. э. - 3 в. н. э. 2. Фигурки актёров 7-9 вв., обнаруженные при раскопках могилы в г. Сиань. 3. Мэй Лань-фая в пьесе "Полотняная повязка". 1916. 4. "Месть рыбака". Шанхайский театр пекинской музыкальной драмы. 1959 (в ролях-Чжоу Синь-фан и Ли Юй-жу). 5. Сцена из спектакля "Приём Цзяв-Вэя". Театр юэцзяоцзюй провинции Хэнань. 1956. 6. Сцена "образцового спектакля" - музыкальной драмы "Шацзябан" в исполнении пекинского театра цзинцзюй. 7. Сцена из балета "Башня Лэйфынта". Центральный театр оперы и балета КНР. 1956. 8, 9. Кадры из фильмов: 8. "Стальной солдат". Реж. Чэн Инь. 1950. 9. "Седая девушка". Реж. Ван Бинь и Чжан Шуй-хуа. 1951.
Таблица XXIII
К ст. Кишинёв. 1. Проспект Ленина. 2. Бульвар Негруцци. 3. Площадь Освобождения. В центре - монумент в честь освобождения Молдавии от немецко-фашистских захватчиков (бронза, гранит, 1969, скульпторы Л. И. Дубиновский, Н. М. Эпельбаум, архитекторы И. Н. Гриценко, А. Г. Колотовкин, А. И. Минаев). 4. Площадь Победы. Справа - памятник В. И. Ленину (гранит, 1949, скульптор С. Д. Меркуров, архитекторы А. В. Щусев, В. Д. Турчанинов). 5, Жилой район Рышкановка. 1960-е гг.
Таблица XXIV
К ст. Кишинёв. 1. Площадь Победы. На втором плане - Дом правительства Молдавской ССР (1964, архитектор С. Д. Фридлин). 2. Здание Академии наук Молдавской ССР. 1951. Архитекторы В. П. Меднек, А. С. Веденкин. 3. Церковь Рождества богородицы ("Мазаракиевская"). 18 в. 4. Памятник Г. И. Котовскому. Бронза, гранит. 1953. Л. И. Дубиновский, И. Г. Першудчев, А. И. Посядо, К. Д. Китайка, архитектор Ф. П. Наумов. 5. Кафедральный собор (ныне - филиал Художественного музея Молдавской ССР). 1830-35. Архитектор А. И. Мельников. 6. Молдавский музыкальнодраматический театр им. А. С. Пушкина. Реконструкция 1953. 7. Здание вокзала. 1948. Архитектор Л. М. Чуприн.
XVI. Театр Театр, иск-во К. зародилось гл. обр. в нар. формах песенно-танцевального творчества, в песнях и танцах светских и религ. ритуалов, а также в форме "бай си" ("сто представлений"), включавшей мн. элементы цирковых жанров. В письменных памятниках 2-1-го тыс. до н. э. упоминаются термины "чан-к" ("поющий актёр") и "пай-ю" ("шут", "комик"). Происходивший в период Хань (3 в. до н. э.3 в. н. э.) рост городов и ремёсел оказал влияние на развитие театр, иск-ва. В бай си начинают вводиться сценки бытового содержания В период Тан (7-10 вв.), характеризующийся высоким развитием культуры, большое распространение получил буддизм, повлиявший на кит. лит-ру и иск-во, в частности на расцвет танцевального иск-ва. Появляется новая сценич. песенно-танцевальная форма - дацюйч Она явилась одной из основ кит. театра, объединив музыку, пение, танец и пантомиму. Стали популярными сатирич. пьески-диалоги "Игра о цаньцзюне", где высмеивались действия властей, продажные чиновники и др. Появились первые амплуа: находчивый остряк - цаньцзюнь и наивный глупец - цаньгу. Представление носило импровизац. характер. В сер. 8 в. при дворе танского имп. Сюань-цзуна была создана театр, школа "Грушевый сад"("Лиюань"), где готовили музыкантов, танцовщиц и певид для дворцовых представлений. Это же название получила и придворная актёрская труппа.
В 10-12 вв. происходит дальнейшее формирование театра, появляются проф. актёрские труппы. Одной из первых драматич. форм становятся пьесы цзацзюй (смешанные представления) - комич. импровизац. сценки. В 13-14 вв. театр К. достиг зрелости. В период господства монг. завоевателей он выполнял важную обществ, функцию, выражая протест против власти чужеземцев, социального произвола. К 13 в. относится расцвет драмы цзацзюй, для к-рой характерно деление пьесы на 4 акта, чёткость и простота композиции, напряжённость конфликта. Каждый акт строился на одной мелодии, в каждом акте - один поющий персонаж. Кит. драма развивалась по двум направлениям. Пьесы цзацзюй относятся к сев. ветви театра (бэйцюй). В этом жанре писали драматурги Гуань Хань-цин ("Обида Доу Э"), Ван Ши-фу ("Западный флигель"), Бо Пу ("Дождь в платанах") и др. Одновременно формировалась юж. ветвь (наньси), представленная драматич. формой чуаньци, характерной отсутствием стройности композиции, произвольностью размера пьесы и числа мелодий (в каждом акте несколько поющих персонажей). Происходило дальнейшее развитие условных средств сценич. выразительности, становившихся осн. эстетич. формой кит. традиц театра.
В 14-17 вв. были введены строгие цензурные ограничения на драматургию как самый демократич. лит. жанр. Мн. спектакли запрещались. Дальнейшее развитие театра происходило гл. обр. на периферии, где складывались первые локальные театр, жанры: иянский театр (пров. Цзянси) и куньцюй (уезда Куньшань той же провинции). Иянский театр по тематике и средствам актёрской выразительности был более демократичным. Ставились спектакли на бытовые темы, позже - инсценировки популярных романов ("Троецарствие" Ло Гуань-чжуна, "Речные заводи"Ши Най-аня, "Путешествие на Запад" У Чэн-эня). Изображение ист. событий (сцены сражений, поединки) обусловило развитие акробатич. и фехтовальной техники. Куньцюй - театр аристократич. слоев общества и интеллигенции. Лирико-бытовая тематика характерна для пьес этого вида театра, отличит.особенностью его была виртуозная вокальная и танцевальная техника исполнителя; к кон. 18 в. жанр потерял популярность из-за ориентации театра только на избранные слои общества.
В 17-19 вв. появились многочисл. местные (связанные с определённой терр. областью) театр жанры: банцзы, циньцян, юэцзюй и др. В сер. 19 в. на основе мн. местных театров, в т. ч. куньцюй, сложилась новая форма - пекинская музыкальная драма (цзинси), со временем сформировавшаяся в общенац. кит. классич. муз. драму. В цзинси получили выражение основные черты китайского театра.
Одна из особенностей иск-ва актёра кит. театра - игра с воображаемыми предметами, условные приёмы выразительности, стилизованные движения и жесты. В гриме и костюме широко используется символика цвета, орнамента. Твёрдо укоренилась система амплуа: амплуа героя - шэн делится на субамплуа гражданских (вэнынэн) и военных (ушэн) персонажей. Вэньшэн в зависимости от возраста подразделяется на пожилых и молодых героев (лаошэн и сяошэн). Амплуа героини - дань разделяется на субамплуа: пожилая героиня - лаодань, женщина в скромных (синих) одеждах - цинъи, характерная героиня (девушка в пёстром наряде) - хуадань, военная героиня - удань и даомадань, девочкаподросток - сяодань. Характерные мужские роли - цзин разделяются на воен. и гражд. персонажи - уцзин и вэньцзин.
С историей пекинской муз. драмы 20 в. связано творчество мн. актёров, основателей различных направлений кит. актёрского иск-ва: Тань Синь-пэй, Ван Яоцин, Мэй Лань-фан, Чжоу Синь-фан, Чэн Янь-цю, Оуян Юй-цянь и др. Они углубляли и переосмысливали трактовку традиц. сценич. образов. В нач. 20 в. под влиянием роста демократич. и революц. настроений стал формироваться совр. драматич. театр. Его становление происходило под воздействием европ. драматич. иск-ва. Первая драматич. труппа "Весенняя ива" ("Чуньлюшэ") была организована в 1907 кит. студентами, обучавшимися в Японии, где ставились пьесы европ. драматургов. В том же году в К. был создан первый проф. драматич. театр "Весеннее солнце" ("Чуньяншэ"). При режиме Юань Ши-кая (1912-16) прогрессивные деятели драматич. театра подверглись репрессиям, в результате чего театр отошёл от актуальной тематики.
Нек-рые попытки модернизации традиц. театра были предприняты под влиянием революц. движения "4 мая" (1919). В 1927 в Шанхае прогрессивные театр, деятели, драматурги и актёры совр. драматич. и традиц. театров объединились в "Южное общество" (" Наньгошэ" ). В 1930 возникла Лига левых театр, деятелей. В 30-х гг. совр. драматич. театры ставят пьесы рус. и зап.-европ. драматургии: "Ревизор" Н. В. Гоголя, "Гроза" А. Н. Островского, "На дне" М. Горького, "Нора" Г. Ибсена и произв. нац. драматургии.
В период войны против япон. захватчиков (1937-45) в освобождённых р-нах появились сценич. произв. на актуальные темы, воплощённые средствами традиц. театра, а также пьесы традиц. репертуара в новой редакции. Во 2-й пол. 40-х гг. наряду с классическими появились и новые произв. в жанре пекинской музыкальной драмы ("Седая девушка" и др.).
После образования КНР (1949) был создан комитет по проведению театр, реформы. В 1951 изданы Указания Гос. адм. совета Центр, нар. пр-ва о проведении реформы классич. драмы, в к-рых выдвигались задачи упорядочения репертуара, реорганизации системы подготовки актёров и драматургов и др. В 1952 на 1-м Всекитайском смотре театра и драмы подведены итоги реформы. Было представлено св. 150 пьес 23 видов классич. кит. театра. Наряду с переработанными пьесами были показаны новые на темы современности, созданные на основе мелодий местных нар. театров. Известные кит. актёры: Мэй Лань-фан, Чжоу Синь-фан, Чэн Янь-цю, Юань Сюэ-фэнь, Чан Сянюй, Ван Яо-цин, Гэй Цзяо-тянь были отмечены Почётными премиями. С нач. 60-х гг. на театр были перенесены методы администрирования. Классич. репертуар стал подвергаться резкой критике. Появились произв. в жанре цзинси, поев, "актуальным проблемам" политич. и эксномич. жизни страны ("Никогда нельзя забывать" и др.). В 1963-64 был поставлен вопрос о "революции" в театре, об изгнании классич. пьес и замене их "современными революционными пьесами". Осн. направление в культурной и театральной политике 60-х гг. было выражено в тезисе "не разрушив старого, не построишь нового". В результате этой политики театр К. оказался в тяжёлом творч. кризисе. Произошло резкое сокращение проф. коллективов: в 1964 их было св. 20, в 1970 - всего 9: Первая труппа пекинской муз. драмы, Театр цзинцзюй Пекина, труппа "Алеет Восток" театра цзинси и др. Театры давали спектакли лишь в праздничные кампании. Старшее поколение актёров и режиссёров было отстранено от работы. Репертуар состоял из неск. "образцовых" пьес: в театре цзинси - "Красный фонарь", "Взятие горы Вэйхушань", "Шацзябан" и др.; в драматич. театре - "Порт" и др.
В 50-е гг. в К. было создано Пекинское хореографич. уч-ще, при к-ром работ |