| али курсы балетмейстеров. Руководили курсами сов. педагоги В. И. Цаплин и П. А. Гусев. С '1959 при уч-ще функционировала экспериментальная труппа, в репертуаре к-рой были "Лебединое озеро" П. И. Чайковского, "Корсар" (1959) и"Жнзель" (1960) А. Адана, "Бахчисарайский фонтан" Б. В. Асафьева (1962) и др. В 1963 было образовано хореографическое училище в Шанхае. В репертуаре балетной труппы Центрального театра оперы и балета (открыт в 1953) спектакли "Белая Змейка", "Волшебный фонарь" и др. В 60-е гг. создан балет на современную тему - "Красный женский батальон".
До событий "культурной революции" существовал Союз хореографов. В кон. 60-х гг. создана Рабоче-крестьянская солдатская балетная труппа. Балетное иск-во К. сочетает приёмы европейского балета с элементами китайского национального танца.
Илл. см. на вклейке, табл. XXII (стр. 240-241).
Лит.: Васильев В. А., Китайский театр, в кн.: Восточный театр, Л., 1929; Меньшиков Л. Н., Реформа китайской классической драмы, М., 1959; Мэй Ланьфан, Сорок лет на сцене, [пер. с кит.], М., 1963; Серова С., Пекинская музыкальная драма, М., 1970; Гай да И. В.,
Китайский традиционный театр сицюй, М., 1971; Arlington L. A., The Chinese drama from the earliest times untiel today. Shanghai, 1930; Z u n в С., Secrets of the Chinese drama, N. Y., 1964; Чжоу И-бай, Чжунго сицзюйши чанбянь (Большая история китайского театра), Пекин, 1960. С. А. Серова.
Цирк. О многовековой истории кит. цирка свидетельствуют памятники с изображением различных цирковых упражнений. В кит. цирке преобладают партерные жанры (т. е. акробатика, гимнастика, эквилибристика, жонглирование, иллюзионное иск-во), для него характерно трюковое многообразие, виртуозность исполнителей. Особый интерес представляют специфич. трюковые комбинации и номера: кит. игры, кит. ремни, кит. стол, эквилибр на мачте, прыжки через обручи, утыканные острыми ножами, и др. Для кит. цирка характерна связь с нац. театром (актёры к-рого владеют различными видами искусств, включая и цирковое). Стационарные цирки появились в К. впервые в сер. 20 в. (Чунцинский цирк). Существует ряд передвижных цирковых коллективов, крупнейший - Чунцинский цирковой ансамбль, а также стационарный цирк в Шанхае.
Лит,: Ш и р а и А., Китайский цирк, "Советский цирк", 1959, Jvjb 10; Левин А л., Цирк в древнем Китае, там же. А. Я. Шнеер.
XVII. Кино Произ-во художеств, (игровых) фильмов началось в 1913, но кинематография К. находилась в руках иностранцев. Только в 1917 вышел фильм, поставленный кит. фирмой. С 20-х гг. на киностудиях начали работать представители прогрессивной интеллигенции. Фильмы этого периода затрагивали значит, обществ, проблемы, пробуждали чувства патриотизма, звали на борьбу с япон. агрессией. Появились талантливые актёры: Юань Лин-юй, ЦзиньЯнь, Юань Му-чжи. Фильм "Песня рыбака" (1935, реж. Цай Чу-шэн) получил междунар. признание. В период войны с Японией (1937-45) выпуск фильмов резко сократился. На оккупиров. терр. работала прояпонская кинофирма "Май Эй", фильмы к-рой пропагандировали милитаристскую политику Японии. После 1945 на экранах гоминьдановского К. демонстрировались преим. кинокартины Голливуда (США, 90%проката). Выходили и отд. кит. фильмы прогрессивного содержания:"Весенние воды текут на восток" (реж. Цай Чу-шэн и Чжэн Цзюнь-ли), "Дорога в 8 тысяч ли, луна и облака" (реж. Ши Дун-шань) (оба в 1947), "Надежда в людях" (19-9, реж. Шэнь Фу) и др. В 1949 вышел первый на освобождённой территории художеств, фильм "Мост" (реж. Ван Бинь) о героин, труде кит. рабочих. Кинематографисты стремились сочетать традиции прогрессивного демократического киноискусства 30-х гг. с опытом революц. кино Яньаня, где с 1938 работала группа документалистов во главе с реж. Юань Му-чжи, снимавших фильмы о боях и о жизни в освобождённых р-нах. После провозглашения КНР (1949) началась национализация кинопредприятий. Среди кинокартин 50-х гг.: "Дочери Китая" (реж. Лин Цзыфэн и Чжай Цян), "Стальной солдат" (реж. Чэнь Инь), "Седая девушка" (реж. Ван Бинь и Чжан Шуй-хуа), "Моление о счастье" (реж. Сан Ху, по новелле Лу Синя), "Дочь партии" (реж. Линь Нун), "Новая история старого солдата" (реж. Шэнь Фу), "Чжао И-мань" (реж. Ша Мэн), "Во имя мира" (реж. Хуан Цзолинь), "Лавка Линя" (реж. Чжан Шуйхуа, по повести Мао Дуня), "Лян Шаньбо и Чжу Ин-тай" (реж. Сан Ху). Ставились фильмы совм. с СССР. В 1950 в Пекине был создан ин-т кинематографии, готовивший режиссёров, актёров и технич. специалистов. В 1956-57 было выпущено 78 кинокартин. В 1959 имелось 33 киностудии, из к-рых 11 было оборудовано для выпуска художеств, фильмов. Осн. кинематографич, центры страны - Пекин, Шанхай, Чанчунь. После начавшегося в 1958 "большого скачка" были сняты помпезные документальные киноленты об "успехах", но вскоре фильмы на совр. темы в связи с резким ухудшением экономического положения страны перестали выпускаться. С 1960 значит, место в кинопродукции заняли историко-революц. фильмы и экранизации нац. лит.-театр, классики: "Февраль - ранняя весна" (реж. Се Те-ли), "Сестры по сцене" (реж. Се Цзинь), "Волны южного моря" (реж. Цай Чу-шэн), "Обида Доу Э" (реж. Чжан Синь-ши, по пьесе Гуань Хань-щша), "Сон в красном тереме" (реж. Цэнь Фань) и др. С 1961 резко сократилась и постепенно прекратилась полностью демонстрация сов. фильмов в кинотеатрах.
С началом "культурной революции" в сер. 60-х гг. художеств, фильмы не ставились; снимались и демонстрировались лишь документальные фильмы, киножурнал "Новости" (нерегулярно), поев. гл. обр. официальным праздникам, приёмам и т. п.
После 1969 появляются отд. кинофильмы (в 1971-5) и телефильмы, в основе к-рых "образцовые" балеты и оперы (кинолента по балету "Красный женский батальон", 1970, была показана в 1971 на Междунар. кинофестивале в Венеции, во время кинонедели в Вене, по телевидению в США, и др.). С 1971 производство документальных фильмов по сравнению со 2-й пол. 60-х гг. увеличилось. В1971-72 выпущены муз. кинокартины "Шацзябан" (исполняется симф. музыка), "Хуанхэ" (фп. концерт), "Красный фонарь" (арии из одноим. муз. драмы в сопровождении фортепьяно). Из игровых фильмов 1-й пол. 60-х гг. демонстрируется "Подземная война" (1965), иллюстрирующий идеи Мао Цзэ-дуна о "народной войне". В кинопрокат изредка поступают художественные фильмы Албании, КНДР, ДРВ.
Илл. см. на вклейке, табл. XXII (стр. 240-241). А. Н. Желоховцев.
КИТАЙ-ГОРОД, древний р-н Москвы, включая Красную площадь, примыкающий с В. к Кремлю (см. Кремль Московский). Назван К.-г. в 16 в., вероятно, от слова "кита"- вязка жердей, к-рые применялись в конструкциях деревянно-земляных укреплений, предшествовавших каменным. Поселение в юж. части К.-г. существовало с 11 в. (см. Зарядье). К 14 в. ремесл. и торг, посад, получивший назв. Большого, или Великого, занял всю терр. между р. Москвой и р. Неглинной. Древнейшей его магистралью была Великая ул., шедшая по берегу р. Москвы от Кремля к пристани, затем образовались ул. Варьская (позднее - Варварка), Ильинская, Никольская (совр. ул. Разина, Куйбышева, 25 Октября) и др. К кон. 14 в. был построен земляной вал, в 1534 созданы ров и деревянно-земляные укрепления (по линии совр. пл. Революции, пр. К. Маркса, пл. Дзержинского, Новой и Старой площадей, Китайского проезда и набережной р. Москвы). В 1535-38 по этой линии построены кам. стены (арх. Петрок Малый, сохранились фрагменты) с 13 башнями, из к-рых 6 имели ворота. Толщина стен (ок. 6м) была почти равна их высоте (6,3 м). С кон. 15 в. на терр. К.-г, появились дворы бояр и духовенства, в 16 в.- здания нек-рых приказов. Ремесленники постепенно переселялись на окраины, но К.-г. оставался гл. торг, центром Москвы. В К.-г. строились Соляной, Кузнецкий и Мытный дворы, таможня, гостиные дворы. На Никольской ул. в 1563 был построен Печатный двор. В 1610-12 К.-г. был сожжён захватившими Москву поляками. Среди каменных зданий, выстроенных во 2-й четверти 17 в., были церковь Троицы (Грузинской богоматери) в Никитниках (1628-53, росписи 1652-53), палаты бояр Романовых, Посольский и Печатный дворы и др. В 1664 построен и новый Гостиный двор. Для основанного в 1634 Знаменского монастыря был сооружён в 1679-89 собор (арх. Ф. Григорьев, Г. Анисимов). К.-г. был значит, культ. центром Москвы. В Заиконоспасском монастыре на Никольской ул. в 1687 была открыта Славяно-греко-латинская академия. С нач. 18 в. он стал преим. торг, районом Москвы. Здесь находился и Моск. магистрат. В 1790-1805 на месте старого сооружён новый Гостиный двор (по проекту Дж. Кваренги, арх. С. А. Карин и И. С. Селехов). В 1812 К.-г. сгорел. При восстановлении застраивался преим. кам. зданиями. В нач. 20 в. К.-г. стал средоточием банков, торговых контор и складов, застройка его была очень тесной. В октябрьские дни 1917 революционные отряды по Никольской ул. наступали на занятый белогвардейцами Кремль.
За годы Сов. власти проведена реконструкция терр. быв. К.-г. (снесены ветхие строения, расширены узкие проезды, для чего снесена большая часть стен, построены станции метро и т. д.).
Лит.: История Москвы, т. 1-6, М., 1952 - 59; Сытин П. В., Из истории московских улиц. (Очерки), 3 изд.. М., 1958, с. 67 -114; Рабинович М. Г., О древней Москве, М., 1964, с. 50-55, 61-146. М. Г. Рабинович.
Никольские ворота Китай-города. 1535-38.
КИТАЙГОРОДСКИЙ Исаак Ильич [ 15(27 ).4.1888, Кременчуг,-26.6.1965, Москва], советский учёный в области физико-химии и технологии стекла, засл. деятель науки и техники РСФСР (1959). Окончил Киевский политехнич. ин-т (1910). Проф. Московского химико-технологич. ин-та им. Д. И. Менделеева (1933-65). Осн. труды по процессам стекловарения, разработке методов получения стекла, пеностекла и сверхпрочного искусств, камня. К. создал новый класс стеклокристаллич. материалов - ситаллов. Автор широко известного учебника по технологии стекла, переведённого на немецкий, венгерский и чешский языки. Гос. премии СССР (1941 и 1950) и Ленинская премия (1963). Награждён 4 орденами, а также медалями.
Соч.: Теория стеклообразования и методы варки стекла, М.- Л., 1935; Стекло и стекловарение, М., 1950; Технология стекла, 3 изд., М., 1961 (совм. с др.).
КИТАЙКА, китайская, или сливолистная, яблоня (Malus prunifolia), вид яблони с мелкими плодами. Отличается большой морозо- и засухоустойчивостью, применяется как подвой. Рано вступает в пору плодоношения и при хорошем уходе ежегодно даёт обильные урожаи. В СССР культивируется в сев. р-нах плодоводства, в щтр. р-не, Поволжье, Сибири, на Урале и Д. Востоке. Плоды - с неопадающими чашелистиками, разнообразные по величине, форме, окраске и вкусу, используются на варенье, глазированные фрукты и др. И. В. Мичурин путём гибридизации К. с культурными сортами вывел ценные сорта: К. золотую раннюю, К. анисовую, Бельфлёр-китайку и др.
КИТАЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК (КАН), Академия наук КНР, высшее науч. учреждение страны, координирующее исследования по всем отраслям науки, а также руководящее мн. н.-и. организациями. Создана в ноябре 1949 на основе объединения Центр, н.-и. академии в Нанкине и Пекинской н.-и. академии. Во главе КАН стоит Академич. совет, руководящий отделениями АН и избирающий Постоянный комитет в составе президента, 6 вице-президентов и генерального секретаря. Президентом КАН был назначен (в 1949) Го Мо-жо.
Вначале (1949) в подчинении КАН находилось 16 н.-и. ин-тов и 6 лабораторий, 224 науч. сотрудника. С учётом советского опыта КАН строила свою деятельность по трём осн. направлениям: руководство науч. работой в стране, укрепление сотрудничества между науч. организациями, изучение достижений зарубежной науки и техники. АН СССР оказала КАН большую помощь в развёртывании исследований и подготовке кадров. В 1954 в составе КАН было 4 отделения: физ., хим. и матем. наук; биол. наук и наук о Земле (в 1957 оно было разделено на 2 отделения - биол. наук и геолого-геогр. наук); технич. наук; обществ, наук. В первые годы КАН имела свои филиалы в Шанхае, Нанкине, Куньмине.
В 1958 правительство КНР приняло решение создать в каждой провинции, а также в автономных районах филиалы КАН; к кон. 1959 было 26 филиалов. Однако в 1961-62 провинц. филиалы КАН упразднены, остались 5 районных филиалов, В 1962 число НИИ в КАН превысило 110 и в дальнейшем мало изменялось. Количество науч. сотрудников в 1962 составило 8 тыс., в т. ч. с учёными степенями ок. 1 тыс. В 1967 в КАН работало около 10 тыс. сотрудников, в т. ч. научных ок. половины состава.
В состав КАН входят Комитет по атомной энергии, Научно-технич. ун-т (готовит науч. кадры), Ин-т науч. и технич.информации, несколько комитетов по различным отраслям науки, руководящих специализированными НИИ, В. И. Акимов.
КИТАЙСКАЯ КРАПИВА, волокнистое растение сем. крапивных; то же, что рами.
КИТАЙСКАЯ РОЗА, декоративный кустарник сем. мальвовых, культивируемый в комнатах; относится к роду гибискус.
КИТАЙСКАЯ ЧАНЧУНЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (КЧЖД; с 1953Харбинская ж. д.), ж.-д. магистраль в Сев.-Вост. Китае, от станции Маньчжурия через Харбин до Суйфыньхэ и от Харбина до Даляня (Дальнего), с ветками: Ляоян - Бэньси, Суцзятунь - Фушунь, Дашицяо - Инкоу, Цзиньчжоу - Чэньцзытун, Чжоушуйцзы - Люйшунь (Порт-Артур). КЧЖД под назв. Китайско-Восточной ж. д. (КВЖД) была построена Россией в 1897-1903 по рус.-кит. договору 1896. По окончании русско-японской войны 1904-05 юж. направление КВЖД от Куанчэнцзы (Чанчуня) до Даляня и Люйшуня по Портсмутскому мирному договору 1905 отошло к Японии и было названо ЮжноМаньчжурской ж. д. (ЮМЖД). В 1918 Япония ввела свои войска в р-н КВЖД и в 1920 пыталась завладеть ею. На Вашингтонской конференции 1921-22 происходила острая борьба держав за обладание КВЖД. По сов.-кит. соглашению 31 мая 1924 КВЖД была признана чисто коммерч. предприятием, совместно управляемым СССР и Китаем. В 1929 китайские милитаристы совершили нападение на КВЖД и границы СССР, но были отбиты частями Красной Армии. После оккупации в 1931 Сев.-Вост. Китая (Маньчжурии) Японией КВЖД была превращена япон. империалистами в р-н антисов. провокаций. В 1935 СССР пришлось продать КВЖД властям Маньчжоу-Го за небольшую сумму (140 млн. иен). После освобождения Красной Армией Сев.-Вост. Китая и поражения Японии во 2-й мировой войне ЮМЖД и КВЖД по сов.-кит. соглашению от 14 авг. 1945 поступили в совм. управление СССР и Китая, получив общее назв.- КЧЖД. Сов. Союз принял участие в восстановлении х-ва КЧЖД. После образования КНР в соответствии с новым сов.-кит. соглашением о КЧЖД от 14 февр. 1950 Сов. пр-во безвозмездно передало пр-ву КНР все свои права по совм. управлению КЧЖД со всем принадлежащим ей имуществом (передача оформлена протоколом от 31 дек. 1952). л. М. Малухин.
КИТАЙСКИЕ ГУСИ, группа домашних гусей, берущая начало от дикого шишковидного гуся, обитающего в Маньчжурии, Сев. Китае и на Ю.-В. Сибири. По цвету оперения встречаются две разновидности К. г.- белая и бурая. По яйценоскости занимают одно из первых мест среди других пород гусей. Ср. яйценоскость 3050 яиц, максимальная - св. 90 яиц. Масса яиц 130-140 г. Масса гусаков 4,04,5 кг, гусынь 3,8-4,0 кг. Мясные качества невысокие. Помеси от скрещивания с мясными породами гусей обладают высокой яйценоскостью и хорошими мясными качествами. Распространены К. г. во мн. странах, в т. ч. и в СССР. Э. Э. Пенионжкевич.
КИТАЙСКИЙ ОКУНЬ, рыба сем. морских окуней; то же, что ауха.
КИТАЙСКИЙ ОРЕХ, то же, что арахис.
КИТАЙСКИЙ ЯЗЫК, язык китайцев, офиц. язык КНР. На К. я. говорит 95% населения страны (св. 730 млн. чел., 1970, оценка) и кит. население Индонезии, Камбоджи, Лаоса, Вьетнама, Бирмы, Малайзии, Таиланда, Сингапура и др. (св. 20 млн. чел.). К. я. относится к китайско-тибетской семье языков, распадается на 7 основных диалектных групп: северную (свыше 70% говорящих), У, Сян, Гань, Хакка, Юэ, Минь. Диалекты различаются фонетически, что затрудняет или делает невозможным междиалектное общение, лексикой, отчасти грамматикой, однако основы их грамматич. строя и словарного состава едины. Диалекты связаны регулярными звуковыми соответствиями (определённым звукам одного диалекта соответствуют определённые звуки другого диалекта).
Древнейшие письм. памятники (гадательные надписи на бронзе, камнях, костях и черепашьих панцирях) восходят, по-видимому, ко 2-й пол. 2-го тыс. до н. э. Древнейшие лит. памятники -"Шуцзин" ("Книга истории") и "Шицзин" ("Книга песен") (1-я пол. 1-го тыс. дон. э.). На основе живых диалектов того времени сложился лит. др.-кит. яз.- вэньянь, к-рый с течением времени разошёлся с языком устного общения и стал (уже в 1-м тыс. н. э.) непонятным на слух. Этот письм. язык, отражающий нормы др.-кит. яз., использовался в качестве лит. яз. до 20 в., хотя и претерпел в течение веков значит, изменения (в частности, пополнился терминологией). К нач. 1-го тыс. н. э. относятся образцы нового письм. языка, отражавшего разговорную речь - байхуа (простой, понятный язык). Сев. байхуа лёг в основу общенародного К. я., получившего название путунхуа (общепонятный язык). В 1-й пол. 20 в. путунхуа полностью утвердился в письм. общении, вытеснив вэньянь, и стал нац. лит. яз. Совр. К. я. существует в двух формах - письм. и устной. В грамматич. и лексич. отношении нац. лит. К. я. опирается на северные диалекты. Его фонетич. нормой является пекинское произношение. Древний К. я. в его письм. иероглифич. форме, скрывав; шей реальный звуковой состав слов,язык односложный, в к-ром слова одноморфемны, неизменяемы и лишены грамматич. формы. Реконструкции звучания др.-кит. слов обнаружили сложную структуру слога в древнем К. я., в частности стечения согласных в начале слога и разнообразные конечнослоговые согласные. Нек-рые согласные в составе слога, по-видимому, имели характер префиксов и суффиксов. Это даёт основание полагать, что др.-кит. яз. имел достаточно сложную морфологич. систему, к-рая впоследствии была утрачена, и слово не было одноморфемным.
Становление нового языка байхуа сопровождалось появлением новых морфологич. черт - развитием двусложной (и, соответственно, двуморфемной) нормы слова, появлением словообразовательных и формообразовательных аффиксов, развившихся из знаменательных слов. Одновременно упростился звуковой состав слога (исчезновение стечений согласных, падение почти всех конечнослоговых согласных и т. п.).
Звуковой состав К. я. в области |