| ную. На С. господствовали сначала монголоязычные кидане, от назв. к-рых происходит рус. слово "Китай", а затем чжурчжени, говорившие на языках тунгусо-маньчжурской группы. На Ю. страны, где продолжала править кит. династия, усилился приток К. с С. В сер. 13 в. гос-ва, существовавшие на терр. совр. Китая, были завоёваны монголами. После изгнания монголов (1368), в период династии Мин, продолжалось переселение К. из басс. Хуанхэ и Янцзы на Ю. В период маньчжурской династии Цин (1644-1911) сложились в основном совр. политич. границы Китая. Завоевательные войны Цинов часто сопровождались истреблением больших групп коренного населения. В кон. 18 в., после завоевания Джунгарского ханства, начинается переселение К. во вновь образованную пров. Синьцзян (букв. - новая граница), к-рое продолжается до наст, времени. В кон. 19- нач. 20 вв., в период развития капитализма и формирования кит. нации в Китае, К. постепенно заселяют Маньчжурию.
Св. 80% К. " в КНР занято в с. х-ве. Большое развитие получили различные виды ремёсел, как хоз.-бытовых (ткачество, гончарство, плотничество, плетение и т. д.), так и художественных (перегородчатая эмаль, резьба по дереву, кости, камню, лепка, расписной и резной лак, парча, вышивки и т. д.); славится кит. фарфор. Об истории, х-ве и культуре К. см. в ст. Китай.
Лит.: Народы Восточной Азии, М.- Л., 1965; Очерки общей этнографии. Зарубежная Азия, в. 1, М., 1959; Линь Яо-хуа, Чебоксаров Н. Н., Хозяйственно-культурные типы Китая, в кн.: Восточно-азиатский этнографический сб., в. 2, М., 1961; Алексеев В. М., В старом Китае. Дневники путешествия 1907, М., 1958; Китайская Народная Республика. Экономика, государство и право, культура, М., 1970; Latourette К. S., The Chinese. Their history and culture, 3 ed., N. Y., 1957; W infield G. F., China. The land and the people, N.Y., 1950. Н. Н. Чебоксаров.
КИТАКАМИ река на С. о. Хонсю, в Японии. Дл. 243 км. Истоки на зап. склоне хр. Китаками, большей частью протекает с С. на Ю. в продольной тектонич. долине. Впадает в зал. Исиномаки Тихого ок. Весенне-летнее половодье. Лесосплав, ГЭС. В низовьях доступна для плоскодонных судов. В долине К.- обширные рисовые поля. На К.- города Мориока, Мидзусава, в устье - порт Исиномаки.
КИТАКАМИ, горы на С.-В. о. Хонсю, в Японии. Дл. ок. 200 км, шир. до 60 км, выс. до 1914 м (г. Хаятине). На 3. ограничены долинами pp. Китаками и Мабети, на В. обрываются к Тихому ок., образуя в юж. части многочисл. заливы и бухты. Сложены преим. палеозойскими метаморфич. породами. Месторождение жел. руды (Камаиси). Широколиста, и смешанные леса. Лесное х-во, в долинах - земледелие, скотоводство. Мор. рыболовство.
КИТАКЮСЮ, город и порт в Японии, на крайнем С. о. Кюсю, у прол. Симоносеки, в префектуре Фукуока. Образован в 1963 путём слияния пром. центров - гг. Явата, Тобата, Кокура и двух внешнеторг. портов - гг. Вакамацу и Модзи. Нас. 1042 тыс. чел. (1970). Экономически активного населения 455 тыс. чел., в т. ч. в обрабат. пром-сти 28%, торговле 23%, строительстве 10% и в сфере обслуживания 16%. К.- важный трансп. узел, один из крупнейших индустриальных центров Японии, в к-ром сосредоточены многочисл. предприятия тяжёлой и лёгкой пром-сти. Ведущие отрасли тяжёлой пром-сти: чёрная металлургия и коксохимия, химия и машиностроение, военная пром-сть (произ-во артиллерийских орудий, снарядов). В Кокуре - угольно-энергетич. комбинат. Металлургич. комбинат Явата Сэйтэцу - один из крупнейших в мире. Имеется пищевкусовая и текст, пром-сть. К. связан с о. Хонсю многоярусным подводным туннелем Симоносеки - Модзи. Н. А. Смирнов.
КИТАМУРА Тококу (29.12.1868, Одавара, префектура Канагава,-16.5.1894), японский поэт и публицист. Руководитель группы молодых писателей, издававших журн, "Бунгаку-кай" ("Мир литературы", 1893-98). Призывая к борьбе со старой феод, моралью, К. вместе с тем выступал против слепого подражания Западу: сб. "Стихи узника" (1889). Для следующего сб. его стихов "Песни сказочной страны" (1891) характерны мотивы отчаяния, романтич. бегство от действительности. Среди публицистич. статей К. выделяются: "Народ и идеология" (1893), "Идеалы простого народа в эпоху Токугава" (1892). Покончил жизнь самоубийством.
Лит.: История современной японской литературы, М., 1961; Григорьева Т., Логунова В., Японская литература, М., 1964.
КИТАРА, см. Кифара.
КИТВЕ-НКАНА (Kitwe-Nkana), город в Замбии. Образован в результате объединения гг. Китве и Нкана. 179,3 тыс. жит. (1969, с пригородами). Важнейший торг, центр, обслуживающий меденосный пояс страны. Ж.-д. веткой связан с центром обрабат. пром-сти г. Ндола. В Нкане - крупный медный рудник.
КИТЕЙ (греч. Kytaion), античный город на Керченском п-ове (в 40 км к Ю. от Керчи). Существовал в 5 в. до н. э. - 4 в. н. э. в составе Боспорского государства. В 4 в. до н. э. был окружён кам. оборонит, стеной, дополнительно укреплённой в 1-е вв. н. э. Имел смешанное греко-скифское население, занимавшееся гл. обр. земледелием. В 1918 на городище был найден мраморный храмовой стол с греч. надписью. Раскопки проводились в 1927-29 и 1957.
КИТИМАТ (Kitimat), город и порт в Канаде, на берегу Тихого ок., в пров. Брит. Колумбия. 14 тыс. жит. (1971). Центр алюм., целлюлозно-бум. и лесопил. пром-сти. Алюминиевый з-д (проектная мощность 500 тыс. т; в строй введено 230 тыс. т), работает на энергии подземной ГЭС Кемано (к Ю. от К.) и алюм. сырье Ямайки, Гайаны, Австралии; принадлежит филиалу монополии США "Алкоа". Вывоз алюминия, пиломатериалов и бумажной массы.
КИТИРА (Kythera), остров в Средиземном м., ок. юж. берега п-ова Пелопоннес. Принадлежит Греции. Пл. 281 км2. Вые. до 507 м. Берега крутые. Кустарниковая растительность. Субтропич. земледелие, рыболовство.
КИТИРА, пролив между о-вами Китира и Андикитира, соединяет Эгейское и Ионическое моря. Шир. ок. 31 км. Глубины до 165 м. Течения направлены на 3., их скорость 1-2 км!час.
КИТО (Quito), столица Экуадора, политич. и экономич. центр страны. Расположен на юж. склоне вулкана Пичинча, на выс. 2818 м, в 24 км кЮ. от экватора. Климат экваториальный, высокогорный, среднемесячные темп-ры ок. 25 °С. Осадков 1100-1200 мм в год. 512 тыс. жит. (1971). Гор. управление осуществляет выборный муниципальный совет, во главе к-рого стоит мэр, также избираемый населением.
К. осн. 6 дек. 1534 исп. конкистадором С. Белалькасаром на месте древнего индейского города. В период исп. владычества К.- центр колонии (т. н. Области К.). В К. неоднократно вспыхивали восстания против исп. ига (1592,1765, 1809). Близ К. 24 мая 1822 состоялось сражение при Пичинче, в результате к-рого исп. войска были наголову разбиты и Область К. вошла в Великую Колумбию. После выхода Области К. из состава Великой Колумбии К. - столица (1830) Республики Экуадор. С начала 20 в. в К. активизируется рабочее движение (созываются рабочие конгрессы, издаётся социалистическая газета), после 2-й мировой войны - студенческое движение.
В К. предприятия текст., пищевкус., кож.-обув., мебельной, химико-фармацевтич. пром-сти. Кустарные промыслы (произ-во ювелирных изделий, шляп и др.). Жел. дорогой и шоссе столица связана с крупнейшими городами долины Анд и побережья Тихого ок. Панамер. шоссе соединяет К. с Боготой (Колумбия) и Лимой (Перу). Аэропорт.
К. имеет не вполне правильную планировку, хотя преобладает прямоугольная сетка улиц. В центре - площади Пласа Индепенденсия (Независимости; с Дворцом пр-ва, 1747), Пласа Боливар и Пласа Сукре. Сохранились 1-2-этажная застройка, церкви в духе платереско и барокко (Сан-Франсиско, 1534-1650, apx. X. Рикке, А. Родригес; собор, 1557-17 в.; Эль Саграрио, 1699-1706), монастыри (с большими клуатрами, с живописью и дерев, полихромией скульптурой местных мастеров, с обильной резьбой и позолотой) и др. постройки колон, периода. Лишь в сер. 20 в. со стр-вом пром. и жилых р-нов облик К. начал меняться. Среди новых зданий - парламент, Мин-во иностр. дел, отель "Кито".
В К.: Центр, ун-т Экуадора, Католич. ун-т Экуадора, Нац. политехнич. школа, Нац. женский колледж имени 24 мая, Женский пед. ин-т, Лат.-амер. центр по подготовке журналистов, Нац. академия музыки, изящных иск-в и хореографии; Академия наук Экуадора, Мед. академия и другие науч. об-ва и учреждения, обсерватория, ботанич. сад; Нац. б-ка, б-ка Центр, ун-та, Муниципальная б-ка, Нац. музей колон, иск-ва, Городской музей иск-в и истории, Музей муз. инструментов, Музей археологии и этнографии, Музей Центр, ун-та, Музей минералогии (петрографии) и др. Среди крупных театральных зданий - Нац. театр Сукре и "Боливар".
Лит.: Barrera I. J., Quito colonial, Quiot, 1927.
КИТОБОЙНЫЙ ПРОМЫСЕЛ, отрасль пром-сти, занимающаяся добычей и переработкой китов, а также произ-вом продукции из китового сырья. В 9-10 вв. прибрежный промысел вели жители Кольского и Пиренейского п-овов. Наиболее интенсивной была охота на гладких китов в Бискайском зал. К кон. 15 в. количество китов в этом р-не резко сократилось. Постепенно поиск стали вести всё дальше от берега, что способствовало возникновению судового промысла гладких китов в нач. 16 в. Охотились на парусных судах, оснащённых неск. шлюпками-вельботами. Кита забрасывали ручными гарпунами, а затем добивали пиками и разделывали на плаву.
В 16 в. за гладкими китами начали охотиться у вост. берегов Сев. Америки. В 17-19 вв. шёл интенсивный промысел гренландских гладких китов в р-не Шпицбергена и о. Ян-Майен, а в 18 в. начался промысел этих китов в море Баффина и в проливе Дейвиса. В 13-19 вв. проводилась активная охота на австрал. гладких китов в тёплой и приантарктич. зонах Юж. полушария.
Судовой промысел кашалотов начался на Ю. сев. Атлантики в нач. 18 в. Он успешно продолжался до сер. 19 в. в тёплой и умеренной зонах Атлантического, Индийского и Тихого ок. и был прекращён в связи с резким снижением количества китов. Последние парусные суда находились на промысле в сев. Атлантике в 1925. Промысел кашалотов продолжается с вельботов ручными гарпунами лишь в р-не Азорских о-вов и о. Мадейры (Португалия).
К сер. 19 в. почти все р-ны промысла гладких китов были опустошены, оставались незатронутыми запасы китов-полосатиков. Эти киты, в отличие от гладких китов и кашалотов, тонули после убоя, что делало невозможным их обработку на плаву. В 1863 Свенд Фойн (Норвегия) изобрёл гарпунную пушку и предложил туши китов накачивать воздухом, что позволяло буксировать их к береговым перерабатывающим станциям. Первое китобойное судно с паровой машиной, гарпунной пушкой и компрессором вышло на промысел в 1868 и добыло 30 китов у берегов Норвегии. Этим было положено начало совр. береговому К. п.
К кон. 19 в. полосатики во мн. р-нах сев. Атлантики были почти уничтожены. Норвежские промышленники в 90-х гг. 19 в. организовали экспедиции в воды Антарктики, где были отмечены многочисл. стада китов. В сезон 1904-05 на о. Юж. Георгия (Антарктика) была открыта первая береговая китобойная станция, а в следующем сезоне (1905-06) из сев. Атлантики в этот р-н пришла китобаза "Адмирален" (Норвегия) с 2 судами для ведения промысла в открытом море (пелагич. промысла). Затем возникли многочисл. береговые станции на ряде антарктич. о-вов, на юге Африки и юге Америки.
В сезон 1925-26 в море Росса впервые работала норвежская китобаза "Лансинг" со слипом - наклонной плоскостью для подъёма добытых китов на палубу. Это новшество, предложенное норв. капитаном П. Сёрле, положило начало совр. пелагич. промыслу китов. Оно позволило охватить промыслом всю акваторию Антарктики, а добытых китов разделывать и перерабатывать на борту судна практически в любую погоду. К сер. 30-х гг. почти все китобазы были оборудованы слипами. Развитие пелагического промысла резко снизило значение берегового К. п. в Антарктике и в сезон 1965-66 он полностью прекратился.
Основу совр. прибрежного К. п. составляют береговая станция (реже китобаза) для разделки китов с комплексом оборудования по произ-ву и хранению продукции. При ведении охоты суда удаляются от станции на расстояние до 100 миль. Пелагич. промысел, как правило, проходит в открытом океане и ведётся флотилиями, состоящими из крупного суднакитобазы и китобойных судов. Китобаза - многопалубное океанич. судно (типа танкера) водоизмещением до 45 тыс. т, рассчитанное на длит, автономное плавание. Китобаза (рис. 1) предназначена для разделки и переработки китов и произ-ва из них продукции. Китобойные суда (с автономностью плавания не более 1 месяца) получают с китобазы продовольствие, горюче-смазочные материалы и всё необходимое для ведения К. п. Мощные силовые установки обеспечивают китобазам скорость 15 м. миль/ч и более. Основные данные о китобойных базах приведены в табл. на стр. 248.
Китобойные суда (рис. 2) длиной до 65 м, шир. до 9,5 м и водоизмещением до 916 т располагают двитат. установкой (паровой или дизельной) мощностью до 3870 кет (5260 л. с.) и обладают скоростью хода до 18-20 м. миль/у и хорошей манёвренностью. Они вооружены гарпунной пушкой и имеют амортизац. систему для предотвращения разрыва линя (и каната) во время рывков кита, лебедку для подтягивания его к борту, компрессор для накачивания воздуха в тушу, а также навигационные и поисковые приборы.
Рис. 1. Китобаза "Советская Россия"; а - общий вид; 6 - разрез; 1 -полубак; 2 - носовая надстройка; 3 - поворотный кран; 4 - фальшборт; 5 - жировой завод; 6 - средняя надстройка с грузовыми стрелами и лебёдками; 7 - кормовая надстройка; 8 - ангар вертолёта (размещается между трубами машинного отделения); 9 - слип; 10 - твиндек-склады муки; 11 - танки для жира и жидкого топлива; 12 - доночное насосное отделение; 13 - морозильное отделение; 14 - рефрижераторные трюмы; 15 - компрессорное отделение.
Рис. 2. Советское китобойное судно.
Рис. 3. Комбинированное китобойное судно-китобаза (Норвегия).
Основные данные о китобойных базах, действовавших в 1973
Страна
Наименование китобаз
Год постройки
Водоизмещение, т
Экипаж, чел.
Главные размерения, м
Скорость хода, макс. м. миль/ч2
Мощность машин, л. с-3
наибольшая длина
ширина
высота
осадка
СССР
"Советская Украина" и "Советская Россия"
1959, 1961
44900
522
217,8
25,8
19,0
10,8
16,0
15000
СССР
"Юрий Долгорукий"
1960
39980
527
207,4
24,0
19,4
12,1
17,4
24920
СССР
"Владивосток" и "Дальний Восток"
1963
26500
374
182,0
23,8
17,0
8,9
14,0
6250
Япония
"Кёкиё-Мару" № 3
1969
23087
500
184,2
23,5
17,4
10,6
14,0
6920
Япония
"Ниссин-Мару" № 3
1967
23107
440
182,3
23,8
17,7
10,7
13,2
6750
Япония
"Тонан-Мару" № 2
1971
13098
300
170,2
21,5
17,1
10,0
15,3
11600
Япония
"Чио-Мару"
1968
9026
400
142,7
18,9
12,1
8,2
16,5
5600
1 Или модернизации. 2 1 м. миля/ч=1,852 км/ч. 3 1 л. с.=0,735 кет
В кон. 60-х гг. появились комбинированные суда (рис. 3) для добычи и обработки китов (напр., типа "Педер Хюзе", Норвегия). Поиск китов производится визуально (с использованием оптич. приборов) и гидролокатором, к-рый повышает эффективность охоты вдвое. По фонтану - в хорошую погоду он виден за 4-5 м. миль - возможно определить вид кита. Охота слагается из ряда операций: сближение с китом на дистанцию выстрела, выстрел, подтягивание кита к китобойцу (если кит только ранен, делается 1-2 добойных выстрела), накачивание туши воздухом и взятие его под борт для буксировки к китобазе. Если кита предполагается оставить в море, то к нему прикрепляют флаг (ставят "на флаг"), радиобуй, что облегчает его последующий поиск. Сырьё перерабатывается на высокопроизводит. технологич. линиях различного назначения: для получения жира под давлением или под вакуумом (более прогрессивный способ), приготовления мясной и кормовой муки; упаренного бульона. Жир беззубых китов применяется в пищ., кож., мыловаренной и др. отраслях пром-сти, кашалотовый жир - в текст., химич. пром-сти, спермацет кашалота и амбра - в парфюмерной и косметич. пром-сти. Мороженое мясо китов используется в пищу. Из него изготовляют колбасы, консервы, белковые концентраты и т. д. Из печени и эндокринных желез вырабатывают витамины, леч. препараты, их используют также в пищевой и кож. пром-сти. Мука кормовая и упаренные бульоны добавляются в корм животных и птиц. С одного условного синего кита (или голубого кита) можно получить продукции на 22 тыс. руб., причём за жир - только 25% |