БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

были опубликованы официальные сведения о ликвидации к 1954 оспы, к 1959 - холеры, резком снижении заболеваемости чумой, малярией, филяриатозами, брюшным тифом, дизентерией, туберкулёзом, нек-рыми детскими инфекциями и др.

По распространению болезней выявляются след, р-ны: Северо-Восточный К. эндемичен по геморрагич. нефрозонефриту (провинции Хэйлунцзян и Гирин); Северный К. характеризуется распространением кала-азара, вухерериоза, в провинциях Хэнань и Шэньси отмечается эндемич. зоб; для Центрального и Южного К. характерны япон. шистосоматоз, анкилостомидозы; на равнинах и в р-не средневысотных гор и холмистых возвышенностей гиперэндемична малярия; в Южном К. встречается проказа. В Сычуани высока заболеваемость дерматитами, регистрируется эндемич. зоб. Краевая патология в Синьцзянском и Цинхай-Тибетском р-нах и Внутренней Монголии изучена слабо. По сообщению радиостанции провинции Гуандун, в начале 1972 в этой провинции 19 млн. чел. (из 42,8 млн. жит.) болели малярией; 8,3 млн. чел. были поражены шистосоматозом (в 1960 во всём К. зарегистрировано 7 млн. случаев болезни).

В 1950 в КНР впервые были созданы сан.-эпидемиологич. станции, число к-рых в 1958 достигло 1,4 тыс. В 1959 в стране было 570 тыс. больничных коек и 760 тыс. т. н. "лёгких коек" (внебольничных). В 1957 насчитывалось 38 укрупнённых мед. и фармацевтич. ин-тов, 32 мед. и 2 фармацевтич. ин-та, 4 ин-та народной медицины. С 1959 подобные данные не публиковались.

С 1966 мед. ин-ты и училища фактически прекратили выпуск специалистов. Мн. дипломированные врачи были отстранены от работы, большинство из них послано "перевоспитываться" в т. н. "школы 7 мая", чем дезорганизована деятельность леч. учреждений. Произошло сокращение расходов на здравоохранение. Заболеваемость различными болезнями возросла. По сообщению радиостанции провинции Хунань (1969), крестьяне предпочитают обращаться за помощью к местным знахарям, а не к т. н. "босоногим врачам", к-рые обучались своему ремеслу всего неск. недель. Медициной и здравоохранением в провинции (как и во всём К.) стали ведать военные.

Ветеринарное дело. На терр. К. продолжают регистрироваться особо опасные инфекц. болезни с.-х. животных: перипневмония кр. рог. скота (47 новых вспышек в 1969), классич. чума свиней (37 вспышек в 1969), сап (71 вспышка в 1969), болезнь Ньюкасла (45 вспышек в 1969). Разнообразие природных и хоз. условий, обусловливающих патологию животных (наличие переносчиков, скученное содержание, слабый вет. контроль), приводит к широкому распространению заразных и незаразных болезней. Снижение уровня заболеваемости тормозится малочисленностью квалифицированных специалистов, отсутствием надёжных мер профилактики и борьбы, слабым контролем за проводимыми мероприятиями. Гос. вет. служба в К. находится в ведении Мин-ва с. х-ва, провинциальных, гор., районных и уездных органов с. х-ва. Вследствие малочисленности и слабости гос. вет. сети лечением животных занимаются также "народные" ветеринары. Специалистов высшей квалификации готовят на вет. ф-тах с.-х. вузов (Пекин, Нанкин, Харбин и др.). Н. -и. работой по ветеринарии руководит Всекитайская с.-х. академия, в ведении к-рой находятся вет. и с.-х. н.-и. ин-ты (Харбинский н.-и. вет. ин-т, Ланьчжоуский н.-и. вет. ин-т, Уханьский НИИ по с. х-ву и др.).

X. Народное образование Вплоть до нач. 20 в. в К. существовала традиц. система образования, основанная на изучении древних классич. конфуцианских книг. В 1902-03 были предприняты первые реформы просвещения, в результате к-рых сложилась школьная система по образцу европ. стран. До 1949 более 90% населения было неграмотно. После создания КНР (1949) началась коренная перестройка системы образования. В 1951 новой реформой была установлена следующая система. Начальное звено - детские сады для детей в возрасте от 3 до 7 лет (в 1957 в них воспитывалось 1088 тыс. детей). В возрасте 7 лет дети поступали в 6-летнюю начальную школу (в 1959/60 уч. г. обучалось 90 млн. уч-ся, или 87% детей соответствующего возраста). Ср. школа 6-летняя, подразделялась на младшую и старшую ср. школы по 3 года обучения каждая (в 1959/60 уч. г.- 8520 тыс. уч-ся). На базе начальной школы были созданы проф.-технич. и пед. уч-ща 1-й ступени, на базе младшей ср. школы - проф.технич. и пед. уч-ща 2-й ступени (в 1958/59 уч. г. в проф. уч-щах обучалось 850 тыс. уч-ся, в пед. уч-щах - 620 тыс. уч-ся). В 1957 имелось 227 вузов, в т. ч. 15 ун-тов, 48 втузов, 53 пед. ин-та. Крупнейшие и старейшие вузы: Пекинский, Нанькайский, Цинхуа, Уханьский, Фуданьский, Нанкинский ун-ты. В высших уч. заведениях в 1959/60 уч. г. обучалось 900 тыс. студентов.

За 1949-57 кит. народ с помощью СССР и др. социалистич. стран добился больших успехов в области образования. Процент неграмотности к 1956 сократился до 78, была создана система уч. заведений для взрослых.

Помощь Сов. Союза имела решающее значение при создании широкой сети производств.-технич. обучения, к-рая обеспечила подготовку св. миллиона квалифициров. рабочих за годы 1-го пятилетнего плана. В период с 1949 по 1959 более 760 сов. специалистов читали лекции в уч. заведениях КНР. С их участием было создано 337 кафедр и ок. 560 лабораторий. Сов. специалисты за этот период подготовили св. 4 тыс. аспирантов и обучили более 7 тыс. кит. преподавателей. В высших уч. заведениях СССР (до начала кит. "культурной революции") подготовлено более 10 тыс. кит. специалистов высшей квалификации, причём Сов. Союз взял на себя 50% всех расходов по их обучению и стипендиальному обеспечению. После объявления политики "большого скачка" в 1958 нар. образование в КНР вступило в полосу продолжит, кризиса. Число учащихся стало сокращаться. Снизилось качество обучения. Статистич. данные о состоянии нар. образования в КНР перестали публиковаться. Кризис нар. образования в К. достиг особой остроты во время "культурной революции" (2-я пол. 60-х гг.). Объявленная 13 июня 1966 реформа образования не проводилась в течение 2 с лишним лет. С началом " культурной революции " занятия во всех уч. заведениях были полностью прекращены в течение 1966/67, 1967/68 уч. гг.

В конце 60-х годов в КНР более 66% населения было неграмотно. С осени 1968 начали возобновляться занятия в школах, а с 1970 и в вузах.

С нач. 70-х гг. в КНР введена следующая система нар. образования. Созданы дошкольные учреждения при пром. предприятиях в городах и при нар. коммунах в сел. местности Основу системы образования вместо бывшей 12-летней общеобразоват. школы составляет 9-летняя школа для детей и подростков в возрасте от 7 до 15 лет (5 лет - начальная школа, 2 года - младшая ср. школа, 2 года - старшая ср. школа). На базе младшей ср. школы осуществляется проф.-технич. подготовка (в течение 2 лет) и подготовка учителей для начальной школы (в течение 2 лет). Начальная школа и младшая ср. школа в сел. местности работают по системе "половина времени на труд, половина - на учёбу". После окончания 9-летней школы поступить в высшее уч. заведение можно только после стажа (минимум 3 г ) практич. работы в пром-сти, с. х-ве или службы в армии. Срок обучения в вузах сокращён до 2-3 лет.

По оценкам амер. печати (см. журн. "Phi Delta Kappan", 1972, april, p. 491, 495), в 1971/72 уч. г. в начальных школах К. обучалось ок. 120 млн. уч-ся, в ср. уч. заведениях ок. 30 млн. уч-ся, в вузах ок. 2 млн. студентов; охват детей начальной школой в городе ок. 95% , в сел. местности ок. 60%; в начальных и ср. школах работало ок. 3,5 млн. учителей. Проводимая реформа образования предусматривает сделать основой обучения и воспитания "идеи Мао Цзэ-дуна"; обратить большое внимание на воен. подготовку уч-ся; создать при уч. заведениях уч.производств. базы, чтобы содержать уч. заведения без помощи гос-ва.

Крупнейшие библиотеки: Нац. Пекинская (4,4 млн. тт.), Центральная б-ка АН КНР в Пекине (2,5 млн. тт.), Нанкинская б-ка (2,3 млн. тт.). Музеи: быв. Императорский дворец (Гугун) и Музей истории К. в Пекине, Шанхайский музей и мн. др. В.З.Клепиков.

XI. Наука и научные учреждения

1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ Естественнонаучные исследования с древности до образования КНР. За свою более чем трёхтысячелетнюю историю кит. народ внёс весомый вклад в развитие естеств. наук и техники. Мн. важные открытия и изобретения были сделаны в К. на неск. столетий раньше, чем в др. странах, в т. ч. европейских (изобретение компаса, сейсмоскопа, спидометра, бумаги, пороха, книгопечатания и др.).

Математика получила в Китае значительное развитие уже при Ханьской династии. В 1-й пол. 2 в. до н. э. Чжан Цан нашёл и описал метод решения систем ур-ний 1-й степени с 2 и 3 неизвестными. Впоследствии матем. исследования были продолжены Цзин Чоучаном; он впервые ввёл понятие отрицат. величин и указал правила действий над ними, а также дал описание способа извлечения квадратных и кубич. корней. Между 2 и 6 вв. кит. учёные разработали оригинальный способ решения в целых числах систем неопределённых уравнений 1-й степени, изложенный Сунь-цзы; в Европе этот метод был вновь открыт лишь в 1801 К. Гауссом. Вычисляя отношение длины окружности к её диаметру, Цзу Чун-чжи получил для я приближение, дающее 7 верных значащих цифр, к-рое в Европе вновь найдено лишь в 16 в. В сер. 11 в. Цзя Сянем был изложен способ извлечения корней выше 2-й степени. Труды выдающихся математиков Цзя Сяня, Ян Хуэя, Чжу Ши-цзе и др. свидетельствуют о том, что китайские учёные уже в 11-14 вв. знали свойства биномиальных коэффициентов и были знакомы с т. н. треугольником Паскаля (арифметич. треугольником).

Астрономия в К. относится к числу наиболее древних наук, о чём свидетельствуют упоминания о кометах и планетах в ист. памятниках 1-го тыс. до н. э. В этот период китайцы уже знали о периодичности затмений; первая запись о солнечном затмении относится к 720 до н. э. Самый древний из дошедших до наших дней звёздных каталогов (на 807 звёзд) был составлен Ши Шэнем в 4 в. до н. э. В 28 до н. э. в К. была сделана первая запись наблюдения солнечных пятен. В нач. 8 в. н. э. буддийский монах И Син совместно с Лян Лин-цзанем высказал мнение об изменчивости расстояний между "неподвижными" звёздами.

Географич. знания накапливались в К. с глубокой древности. За неск. веков до н. э. китайцы вышли к окраинным морям Тихого ок., плавали в этом р-не и совершили ряд геогр. открытий. Путешествие Чжан Цяня в 138-126 до н. э. в Ср. Азию положило начало изучению китайцами стран и народов, живших к 3. от К., и возникновению караванной торговли между К. и Ср. Азией по т. н. Великому шёлковому пути. В 629 путешественник и философ Сюань-Цзан совершил путешествие к устью Ганга, на юг Индии. В эпоху Сун (960-1279), когда, в отличие от периода Тан (618-907), внешние торг, и политич. связи К. по его сухопутным границам ослабли, а мор. торговля, особенно с араб, странами, Кореей, Японией, Индокитаем и юж. о-вами, усилилась, значит, развития достигли мореплавание и судостроение. В период Мин (1368-1644) геогр. науку К. существенно обогатили 7 мор. путешествий к зап. побережью Индии, в страны Центр, и Юго-Вост. Азии, к берегам Африки, совершённых в 1-й трети 15 в. путешественником и флотоводцем Чжэн Хэ. Своими успехами кит. путешественники и мореплаватели в значит, степени были обязаны компасу, изобретённому в К. Сохранилась медная пластинка компаса с нанесёнными на неё делениями времён Первой Ханьской династии (206 до н. э. - 25 н. э.). В нач. 3 в. Ма Цзюнь создал компас др. конструкции, предназначенный для установки на повозке. Другим важным достижением явилось изобретение (в 3 в.) прибора для измерения пройденного расстояния, своеобразного спидометра в виде тележки. Важным для географии было измерение длины градуса меридиана, проведённое в 725 Наньгун Шо. Чжан Хэн изобрёл первый в мире сейсмоскоп - прибор, показывавший на эпицентр землетрясения (описание этого сейсмоскопа сохранилось в записях биографии Чжан Хэна).

История медицины в К. насчитывает ок. 3000 лет. Наблюдения лекарей, обобщённые (предположительно) врачом Бянь Цао в самой древней в мире мед. книге "Нэйцзин" (6 в. дон. э.), сыграли важную роль в развитии кит. медицины. Больших успехов достигла медицина в период Второй Ханьской династии (25-220). В конце этого периода врач Жун Фэнь написал первую в мире "Фармакологию" ("Бэнь цао"). Значительными были достижения хирургии: в период Хань уже производились операции с применением усыпляющих средств (общий наркоз). В мед. книгах периода Сун появились указания на метод лечения при помощи иглоукалывания и прижигания (чжень-цзютерапия). Кит. фармакология отличалась от европейской широтой использования лечебных средств. Общее число лекарств, прописей в кит. медицине 16-18 вв. составляло ок. 62 тыс. (примерно половина их впоследствии была утеряна). В последней трети 19 в. в К. начали появляться сан. учреждения европ. типа, в к-рых работали иностр. врачи. Первое кит. лечебное учреждение европ. типа открылось в 1904. Однако науч. исследования в области медицины находились гл. обр.в руках иностранцев и ограничивались узким кругом проблем. Созданные в Нанкине и Пекине н.-и. ин-т медицины (1928) и н.-и. ин-т фармакологии (1929) занимались лишь вопросами европ. медицины. Кит. медицина вследствие преследований гоминьдановских властей (в 1929 врачам - представителям китмедицины было запрещено заниматься практикой) переживала период упадка.

О развитии в К. практич. химии свидетельствует тот факт, что китайцы первыми в мире научились использовать, селитру для произ-ва пороха. Уже в 10 в. в К. порох применялся при изготовлении ракет для фейерверков, а с нач. 11 в.для стрельбы.

Богатую историю имеет в К. техника. В период Инь (16-11 вв. до н. э.) были развиты выплавка бронзы, произ-ва белой керамики и гончарное дело. В 35 вв. н. э. изобретён фарфор. Большой прогресс в изготовлении фарфора был достигнут в период династии Сун. Начиная с периода Мин для украшения фарфоровых изделий широко применяется подглазурный кобальт. В кон. 19 в. в. произ-ве фарфора начался упадок, продолжавшийся и в 1-й пол. 20 в. вплоть до образования КНР.

Важную роль в жизни кит. народа играли проводившиеся с глубокой древности грандиозные строит, работы, способствовавшие развитию строит, техники. Уже в 6 в. до н. э. началось сооружение самого большого в мире Великого канала, строительство к-рого продолжалось более 2000 лет и к-рый к 13 в. соединил Пекин (на С.) с Ханчжоу (на Ю.). Канал снабжён многочисл. гидротехнич. сооружениями. Другим выдающимся сооружением была Великая китайская стена.

Большое внимание в К. уделялось ирригад. и дорожному стр-ву. Грандиозные размеры приняли, в частности, рытьё каналов и стр-во почтовых дорог при Цинь Ши-хуанди.

Изобретение бумаги (2 в. н. э.) явилось крупнейшим вкладом кит. народа в мировую цивилизацию. В 4 в. бумага полностью вытеснила ранее использовавшиеся для письма бамбуковые пластинки и шёлк. Бумага из К. была завезена (через Корею) в Японию, а также в. Ср. Азию и Персию. В результате крестовых походов державшееся в секрете искусство изготовления бумаги стало известно в Зап. Европе. История книгопечатания в К. восходит к 5-6 вв. Первоначально текст книги высекался на камне и затем перепечатывался на бумагу. Этот процесс привёл к развитию литографии, В дальнейшем постепенно стали переходить к печатанию с гравированных досок (ксилография), получившему распространение в 9 в. Книгопечатание подвижным шрифтом было изобретено в период между 1041 и 1048 кузнецом Би Шэном, изготовившим первые литеры из глины. Металлич. шрифты применялись в К. с 15 в. Важным достижением явилось изобретение многокрасочной печати. Впервые в две краски была отпечатана книга, вышедшая в К. в 1340.

В период Тан (в 7 в.) была создана т. н. Палата учёных, в обязанности к-рой входили проведение науч. работ и: составление энциклопедич. словарей. После того как в 14 в. было ликвидировано монг. иго, значительно задержавшее развитие науки в К., в период династии Мин Палата учёных была преобразована в т. н. Ханьлинскую академию, просуществовавшую до 1911.

Установление в 17 в. власти маньчжурской династии Цин привело к консервации феод, отношений в К., что резко затормозило развитие культуры и науки. С 40-х гг. 19 в. К. постепенно превращается в полуколонию капиталистич. держав, политика к-рых в К. привела к глубокому упадку науки.

Первые н.-и. учреждения совр. типа созданы в К. лишь в конце 20-х гг. 20 в.: в 1928 в Нанкине была организована Центр, н.-и. академия (первоначально 9, позднее 13 н.-и. ин-тов), а в 1929 - Пекинская н.-и. академия (7 н.-и. ин-тов и кабинет кристаллографии), а также Маньчжурская академия (с центром в Чанчуне). Однако в период господства гоминьдановской реакции К. сильно отставал в развитии науки от передовых стран мира. В этих условиях науч. исследования развивались в немногих областях, в к-рых работали видные кит. учёные (геолог Ли Сы-гуан и нек-рые Др.). И. М. Фёдоров.

Развитие естественных и технических наук в Китайской Народной Республике. С образованием КНР (1949) впервые появились благоприятные условия для планового развития кит. науки и техники. В 1949-57 парт, и гос. руководство поощряло развитие науки и техники на широком фронте, активно используя науч.-технич. достижения в интересах развития социалистич. экономики. В этот период были проведены важные мероприятия по реорганизации системы науч. учреждений и созданию новых н.-и. орг-ций. Постоянно росли гос. ассигнования на исследовательские работы: с 4 млн. юаней в 1950 до 38 млн. в 1955 и 239 млн. в 1957.

Успешному развитию кит. науки и техники после победы нар. революции в значит, степени способствовало тесное сотрудничество между СССР и КНР, особенно расширявшееся и укреплявшееся в годы 1-й пятилетки. Большое значение для К. имели в 50-е годы совместные науч. исследования. Только вузы СССР и КНР вели совместные разработки по 124 науч. темам. С помощью Сов. Союза в К. были организованы исследования по важнейшим новым науч. направлениям, создан и оснащён оборудованием ряд ведущих науч. ин-тов и центров. При активном участии сов. учёных в 1956 был составлен перспективный план развития науки КНР, предусматривавший достижение К. к 1967 мирового науч. уровня и разрешение проблемы подготовки собств. науч. кадров. В 1951-60 только в АН СССР прошли подготовку св. 900 науч. работников из КНР,