| - ян. Эти идеи слились позднее с учением о взаимопревращении пяти первостихий (металл, дерево, вода, огонь и земля) и, будучи дополнены идеей об изначальной первостихий "ци" (пар, эфир), были усвоены почти всеми филос. школами. Материалистич. теорию познания развили поздние монеты (3 в. до н. э.); подобно Аристотелю, они разработали систему категорий, в основе к-рых лежали категории "причины" ("гу"), "рода" ("лэй"), "необходимости" ("ои"), "длительности" и "протяжённости", "тождества" и "различия", "бытия".
Крупнейшим материалистом и просветителем К. был Ван Чун (1 в. н. э.). Основу мира, согласно Ван Чуну, составляет вечно существующая материальная субстанция "юань-ци"; лёгкие частицы ("ян-ци") образуют небо и космос, сгущённые ("инь-ци") - землю и небесные тела. Взаимодействие этих частиц рождает всё сущее.
Буддийская философия развивалась в К., ассимилируя элементы кит. филос. идей, что было, в частности, причиной появления различных течений и сект в буддизме. Школа тяньтай соединила традиц. положения буддизма с конфуцианскими идеями о человеколюбии и гармонии человека и космоса. Соединение буддизма с принципами даосизма, особенно с идеями Чжуан-цзы об "уравнивании вещей" и самосозерцании, привело к возникновению секты Чан, распространившей затем своё влияние на Японию (япон. название - "дзэн"). Это течение буддийской мысли сохранилось до наших дней, став в качестве формы медитации весьма модным среди бурж. интеллигенции на Западе (см. Дзэн).
Конфуцианство и даосизм, противостоя буддизму, со своей стороны, ассимилировали отд. его элементы. Даосизм усвоил в основном ритуальные стороны буддизма, превратившись в результате этого в разновидность магии и прекратив своё существование как филос. течение (3 в.). В конфуцианстве же, претерпевшем сложную эволюцию, в конце концов взяли верх рационалистич. элементы. Чжоу Дунь-и, Чжан Цзай (11 в.), продолжая линию Хань Юя (кон. 8-нач. 9 вв.), развивают космогонические идеи о материальной субстанции "ци", выступающей в различных формах и сочетаниях и образующей сначала "пять первостихий", а затем и всё сущее. Однако под влиянием буддийских идей о нирване Чжан Цзай выступает с учением о примирении противоположных сил "инь" и "ян" в высшей гармонии. В дальнейшем конфуцианство усваивает идеалистически-рационалистич. моменты философии буддизма, что приводит к появлению т. н. неоконфуцианства (12 в., Чжу Си). Взгляды Чжу Си носят дуалистич. характер, т. к. он пытался соединить учение Чжоу Дунь-и и Чжан Цзая о "ци" как материальной субстанции с тезисом об абсолютном разуме-законе "ли", к-рый неизменен и абсолютен, предшествует всему и возвышается над всем, однако может существовать лишь в "ци". Неоконфуцианство дало новый толчок к филос. спорам материалистов и идеалистов относительно единства духа и материи .
Крупнейшим представителем субъективного идеализма в ср.-век. К. был Ван Ян-мин (кон. 15 - нач. 16 вв.), к-рый возродил тезис Конфуция о врождённом знании, придав ему всеобщий и абсолютный характер. Ван Ян-мин преодолевает дуализм Чжу Си, объявляя "ли" источником и корнем всего существующего.
Материалистич. трактовку этих вопросов дал Ван Чуань-шань (17 в.), утверждавший взаимосвязь "ли" и "ци" и объявлявший первоосновой материальную субстанцию "ци". Ван Чуань-шань возродил идею Мо-цзы о развитии человечества от звероподобного состояния к справедливости, воплощаемой в гос-ве.
В 17-18 вв. кит. философия занималась гл. обр. комментированием "священных книг" Конфуция и Мэн-цзы, развиваясь в рамках интерпретации идей Чжу Си или Чжан Цзая, или Ван Чуаньшаня.
В 19 в. возникает политич. идеология просветительства и социальных реформ. После Тайнинского восстания, к-рое выдвинуло великую утопию уравнительного крест, коммунизма, кит. реформаторы стали требовать замены абсолютистского монархич. строя конституц. монархией (Кан Ю-вэй, Лян Ци-чао, Тань Сы-тун). Их концепции гос-ва основывались на идеалистич. представлениях в духе "обществ, договора" (призыв возродить гармонию в отношениях между государем и народом). Реформаторы, за исключением Тань Сы-туна, отвергали революц. пути и осн. методом преобразования общества считали деятельность просвещённых представителей господствующей знати и воспитание людей в духе первоначальных этич. норм конфуцианства.
В нач. 20 в. в К. получают широкое распространение бурж. политич., филос. и социологич. теории (позитивистские и эволюционистские идеи англ, философа Г. Спенсера, социал-дарвинистские взгляды, пропагандировавшиеся Янь Фу, и др.). В обстановке общего кризиса кит. общества и нарастания революц. ситуации в стране усиливается идеологич. борьба. Реформаторы Кан Ю-вэй, Лян Ци-чао резко склоняются вправо. Прогрессивные идеи реформаторов развивает в революц.демократич. направлении выдающийся кит. мыслитель Сунь Ят-сен, в основе политич. доктрины к-рого лежат три принципа: нации, народовластия и "народного благоденствия".
Под влиянием Великой Окт. революции в России в К. получают распространение идеи марксизма-ленинизма, особенно после образования КПК. Видную роль в этом сыграл журн. "Синь циннянь" ("Новая молодёжь"), а затем "Гунчандан" ("Коммунист"). Первые кит. марксисты Ли Да-чжао, Цюй Цю-бо, Дэн Чжун-ся и др. вели острую идейную борьбу с бурж. и феод, идеологией.
После образования в 1949 Китайской Народной Республики марксизм-ленинизм, в т. ч. диалектич. и историч. ма териализм, стал руководящей теоретич. основой в борьбе за социализм и получил широкое распространение в стране. Были созданы филос. учреждения, объединяющим центром к-рых явился Ин-т философии АН. Кит. философами-марксистами был создан ряд трудов по вопросам диалектич. и историч. материализма, критики совр. бурж. философии. Большое внимание уделялось изучению истории философии (Хоу Вай-лу [и др.], "История китайских идеологий", т. 1-5, 1957-60, и др.). Переводились и издавались важнейшие труды сов. философов, было завершено издание Полного собр. соч. В. И. Ленина, началось издание Собр. соч. К. Маркса и Ф. Энгельса. С конца 50-х гг. и особенно со времени "культурной революции" (2-я пол. 60-х гг.), когда "идеи Мао Цзэ-дуна", маоизм - эклектич. смесь традиц. воззрений с воинствующим национализмом, элементами утопического социализма и вульгарными интерпретациями марксизма - провозглашается высшим достижением философской мысли, по существу прекращаются исследовательские работы в области философии. В нач. 1966 закрыт журн. "Чжэсюе яньцзю" ("Философские исследования"), прекращено издание трудов по философии. В 1971 возобновилось издание отдельных книг по истории кит. философии. М. Л. Титаренко.
Историческая наука. В 1-м тыс. до н. э. происходил процесс накопления ист. знаний, составлялись первые летописи и нек-рые ист. сочинения. В 4-3 вв. до н. э. создаются книги, посвящённые легендарной древности, эпохам Инь (16-11 вв. до н. э.)и Чжоу (11-3 вв. до н. э.). В их числе: "Чуньцю" (хроника царства Лу), "Цзо чжуань" (летопись эпохи Чжоу), "Шан шу" ("Книга исторических преданий"), "Го юй" ("Речи царств") и др. В этих сочинениях господствуют идеи древнего конфуцианства, сводящиеся к вере во всемогущество неба, к прославлению правителей легендарного "золотого века" Яо и Шуня. Во 2 в. до н. э. - 6 в. н. э. закладываются основы ист. науки, формируется концепция ист. процесса. Труд Сыма Цяня "Ши цзи" ("Исторические записки") (нач. 1 в. до н. э.) был первой всеобщей историей К., в к-рой автор применил комплексный описательно-биографич. и хронологич. методы изложения. По образцу "Ши цзи" в дальнейшем создаются офиц. истории династий (т. н. чжэн ши)"Хань шу" ("История Хань"), составленная в 1 в. н. э. Бань Гу, "Сань го чжи" ("История Троецарствия"), составленная Чэнь Шоу, и др. В основе ист. концепции Сыма Цяня лежала теория философаконфуцианца 2 в. до н. э. Дун Чжун-шу о "трёх основах" (небо, земля, человек) и его учение о борьбе светлого и тёмного начал и 5 стихий; эти положения Дун Чжун-шу были перенесены на область истории. Во взглядах Бань Гу ослабла вера в небо, но усилились идеи всемогущества гос-ва и монарха, отражавшие цели ханьского конфуцианства.
Заметное место в историографии занимают периоды Тан и Сун (7-13 вв.), совпавшие с подъёмом феод, гос-ва. Развивалась офиц. историография, к-рая всё больше переходила в ведение гос. чиновников, регулярно составлялись истории прошедших династий. Появилась первая ист. компиляция-"Тун дянь" ("Политический свод"), собранная в 8 в. Ду Ю. В труде Лю Чжи-цзи в 8 в. "Ши тун" ("Проникновение в историю") впервые критически оценено историографическое наследие, осуждены ошибки и тенденциозность нек-рых ист. писаний. Общей истории были посвящены в 11 -12 вв. труд Сыма Гуана "Цзы чжи тун цзянь" ("Всеобщее обозрение событий, управлению помогающее") с обзором событий с 403 до н. э. до 959 н. э. и сочинение Чжу Си "Тун цзянь ган му", проникнутое духом легитимизма и идеями конфуцианской ортодоксии. Одновременно в ист. мысли сказывалось и влияние даосских идей (Шао Юн). Немаловажную роль в распространении ист. знаний, в сохранении историографич. традиций сыграло распространение книгопечатания. Происходило дальнейшее расширение источниковедческой базы, офиц. историография совершенствовалась. В эпоху Сун (960-1279) появился жанр сочинений "цзи ши бэнь-мо" - описание событий "с начала до конца", издавались сборники законов, впервые были собраны надписи на камне и бронзе. Составлены новые своды: "Тун чжи" ("Исторический свод") Чжэн Цяо, "Вэньсянь тункао" ("Исследование древних текстов и их традиций") - историко-лит. компиляция Ма Дуань-линя, энциклопедии "Тайпин юй-лань" ("Императорский просмотр") и "Це фу юань гуй" ("Сокровищница библиотек").
Последний этап развития феод, историографии падает на 17-18 вв. Маньчжурские захватчики боролись против идей патриотизма, осуществляли т. н. литературную инквизицию. За правдивое воссоздание истории кит. династии Мин (1368-1644) были казнены Дай Мин-щи и др. В эти века в среде кит. учёных усилилось движение за критич. подход к историографич. наследию, к традиционной офиц. лит-ре. Своими работами в этой области известны вост.-чжэцзянская группа (Хуан Цзун-си, Вань Сы-тун, Цюань Цзу-ван) и школа критич. исследований (Гу Янь-у, Цянь Да-синь и др.). В труде Чжан Сюэ-чэна "Вэнь ши тун-и" ("Общий смысл литературы и истории") поставлены проблемы сознания и морали историка, соотношения субъективного и объективного, правдивости описания.
Для кит. офиц. историографии в целом было характерно презрительное отношение к выступлениям нар. масс против феод, гнёта, к освободит, борьбе неханьских (некитайских) народов, насильственно включённых в состав кит. империи. В 19 в. заметно усилилась патриотич. тема в историографии и интерес к внеш. миру (Линь Цзэ-сюй, Вэй Юань, Се Фучэн). Началось знакомство кит. интеллигенции с бурж. наукой Запада. В работах Кан Ю-вэя (1858-1927) традиц. теории древних школ получили развитие в виде учения о трёх эпохах истории. Кан Ю-вэй,Лян Ци-чао и др. подвергали систематич. критике древние тексты, изучали методологию ист. исследований.
В 20 в. в кит. историографию, с одной стороны, проникли бурж. идеалистич. теории, с другой - происходило постепенное знакомство с марксизмом. Глашатаем историко-материалистич. идей в кит. историографии стал выдающийся кит. марксист Ли Да-чжао. Развитие историографии шло сложным путём. Сохраняли свою силу традиц. взгляды и методы, были опубликованы истории династий Юань и Цин и десятки трудов старого жанра. В то же время обнаружение новых находок и материалов (надписи на костях, ханьские тексты из Цзюйяна, императорские архивы) расширило базу исследований. Большой вклад в развитие ист. науки внесли Ло Чжэнь-юй, Дун Цзо-бинь, Ван Го-вэй и др. Критич. подход к древности проявили учёные, связанные с изданием "Гу ши бянь" ("Дискуссии по древней истории").
В годы гоминьдановского господства (1927-49) в области истории развёртывалась острая идейная борьба между прогрессивными и реакционными взглядами. В офиц. историографии проповедовались конфуцианские идеи, реакц. бурж. теории и открытый национализм (Дай Цзи-тао, Цзян Тин-фу, Тао Сишэн и др.). Наряду с этим росла прогрессивная лит-pa, публиковались труды Фань Вэнь-ланя, Хоу Вай-лу, Цзянь Бо-цзаня, Го Мо-жо. В 1941 вышла коллективная работа "Краткая история Китая", в к-рой заметно стремление раскрыть историю кит. общества в свете марксистского учения об обществ.-экономич. формациях.
Создание КНР, провозглашение марксистско-ленинской идеологии основой науч. творчества открывали для развития историографии новые большие возможности. В 1949-58 ист. наука сделала заметные успехи. Созданы три ин-та истории, Ин-т археологии Кит. АН. Начали выходить ист. журн. "Лиши яньцзю" ("Изучение истории") (с 1954), "Каогу" ("Археология") и др. Развёртывались археол. поиски, давшие хорошие результаты в изучении культур Яншао и Луншань, продвинулось изучение обществ Инь, Чжоу и Хань. Вокруг узловых проблем средневековья (характер феод, общества, формы землевладения, крест, восстания, зарождение раннекапиталистич. отношений) развернулись дискуссии. Опубликовано большое число документов и материалов по новой истории: документы восстаний тайпинов, няньцзюней, ихэтуаней, истории Синьхайской революции, движения "4 мая" и др. Изучение новейшей истории ещё не получило широкого развития, но вместе с тем была проделана полезная работа по републикации парт, журналов, материалов по рабочему движению, по гражд. войнам.
Значительно менее продуктивным для историков оказался период 1959-65, что прямо было связано с политич. ситуацией в стране. Во 2-й пол. 60-х гг., в период "культурной революции", перестали выходить книги и журналы по истории, видные историки (У Хань, Цзянь Бо-цзань, Хоу Вай-лу и др.) подверглись нападкам и гонениям, науч. ин-ты бездействовали. Всё это серьёзно задержало развитие кит. историографии. Р. В, Вятпкин.
Экономическая наука. Возникновение экономич. мысли К. относится к 1-му тыс. до н. э. Между представителями ведущих школ филос. мысли Др. К.: конфуцианской, даосизма, моизма (последователей Мо-цзы), легистов - на протяжении веков шла острая полемика о взаимоотношениях рабства и общины, об экономич возможностях и недостатках общины, о степени вмешательства гос-ва в экономич. жизнь, о проблемах гос. монополии, торговли, финансов.
Так, конфуцианцы большое значение придавали увеличению богатства народа и гос-ва, усилению его могущества, причём источником богатства они считали труд. Монеты, исходя из признания равенства людей от природы, выступали против сословности, привилегий знати, угнетающей крестьян и ремесленников. Оставаясь на позициях частной собственности, они стремились к развитию свободной инициативы мелких производителей.,, к всеобщему участию в физич. труде для создания совместными усилиями всеобщего благополучия. Школа легистов и её крупнейший представитель Хань Фзй утверждали необходимость укрепления экономич. и воен. могущества гос-ва. Основой экономики они считали с. х-во, поэтому требовали поощрения земледельцев.
В феод. К. во время Тайнинского восстания (1850-64) выдвигалась идея создания справедливого обществ, строя на основе уравнительности всех его членов в сфере произ-ва И распределения. В кон. 19 в., когда в среде прогрессивной интеллигенции К. возникло движение т. н. реформаторов, его руководители Кан Ю-вэй, Лян Ци-чао, Тань Сы-тун считали, что преодолеть экономич. и политич. отсталость К. можно только идя по пути Запада, овладев его политич. и науч.-технич. опытом, и выдвигали идею проведения реформ сверху. На смену реформаторам пришло движение революц. бурж. демократии в лице её наиболее последовательной идеологии - суньятсенизма.
После победы Великой Окт. социалистич. революции в России в К. первым пропагандистом марксизма, в т. ч. и экономич. учения К. Маркса, был Ли Да-чжао. Он подчёркивал, что идеи науч. коммунизма указывают путь для решения всех коренных проблем К. Марксистское движение в К. развивалось и укреплялось в острой борьбе c идеологией феод, компрадорской реакции, бурж. реформизма и мелкобурж. стихийности.
После образования КНР, в период с 1949 до 1958, характерным был подход с марксистских позиций к проблемам строительства социализма в К., изучение и использование опыта экономич. строительства в СССР. Были созданы науч. и уч. заведения, занимавшиеся экономич. исследованиями и подготовкой экономич. кадров (до 1966): Ин-т экономики Кит. АН в Пекине; Отделение Ин-та экономики Кит. АН в Шанхае; Нар. ун-т в Чанчуне; Нанькайский гос. ун-т в Тяньцзине; Финансово-валютный ин-т в Шанхае; ин-ты с. х-ва в гг. Ухань, Нанкин, Гуанчжоу, Чэнду,• организован ряд периодич. изданий, освещавших вопросы экономики страны: "Цзинцзи яньцзю" ("Экономические исследования") - ежемесячный журнал, орган Ин-та экономики Кит. АН (Пекин, 1955-66); "Цзинцзи чжоубао" ("Экономический ежеквартальный вестник"; Шанхай, 1948-54); чЦзихуа цзинцзи" ("Плановое хозяйство"; Пекин, 1956-58), в 1959 объединён с "Тун-цзы гунцзо" ("Статистическая работа"; Пекин, 1957-58) под общим названием "Цзи-хуа юйтун-цзы" ("Экономика и статистика"; Пекин, до 1960 включительно); "Цзисехуа нунье" ("Механизированное сельское хозяйство"; Пекин, 1954-57); "Цай-чжэн" ("Финансы"; Пекин, 1958-63); "Чжунго нунбао" ("Сельское хозяйство Китая"; Пекин, 1950-65); "Чжунго цзиньюн" ("Денежное обращение Китая"; Пекин, 1950-1959). В КНР обсуждались проблемы характера действия объективных экономич. законов в условиях К., использования товарно-ден. отношений, форм и методов планирования. При этом происходила борьба двух направлений экономич. мысли - научного, марксистско-ленинского, и волюнтаристского, мелкобуржуазного. Последнее взяло верх в годы "большого скачка" и "культурной революции". В К. были отвергнуты теоретич. закономерности социалистич. строительства, получили распространение разного рода "новые" экономич. теории, напр, концепция "волнообразного развития народного хозяйства", утверждающая, что для социалистич. экономики характерно не планомерное, а скачкообразное развитие, при к-ром подъёмы периодически сменяются спадами во всех отраслях экономики. Выдвижение курса: "сельское хозяйство - основа экономики, а промышленность - ведущая сила" - явилось фактически отступлением от политики социалистич. индустриализации, затормозило её развитие и пагубно сказалось на всём нар. х-ве |