БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

льшая беседка на высоком каменном основании), "тин" (беседка в парке), "лян" (галерея) - лежит простейшая ячейка каркаса, образованная 4 столбами и системой балок перекрытия. Сочетание этих ячеек создаёт конструктивную и пространств, основу самых различных зданий. Стены не являются несущим элементом; изогнутые по краям, поддерживаемые покрытыми красным лаком столбами, балками и системой "доугунов", черепичные крыши как бы парят в воздухе (храм Фогуан в горах Утайшань, 857; илл. см. т. 8, с. 121). Монументальная ясность и рациональность присущи танским кирпичным пагодам, почти лишённым декора и построенным на ритме простых прямых линий и повторяющихся объёмов (Даяньта, 652, перестроена в 704, и Сяояньта, 707-709, - обе близ Сианя).

Градостроит. мероприятия периода Сун связаны с расширением торговли, увеличением населения. Кварталы северосунской столицы Бяньлян (ныне Кайфын) не имеют стен, дворцовая часть перемещается в центр, по сторонам главной магистрали выстраиваются ряды лавок. Архитектура этого времени тяготеет к большему изяществу форм,лёгкости и стройности пропорций. В декоре зданий применяются цветные изразцы и роспись.

Для пагод сунского периода характерны более вытянутые пропорции, более сложные планы (Баочу, 968, и Люхэта, 970-1156 в Ханчжоу; Тета, или "Железная" пагода, в Кайфыне, 1041-48; Бэйсыта в Сучжоу, 1031-62). В новой (с 1127) столице Ханчжоу и др. местах к Ю. от р. Янцзы культивируются комплексы небольших по размерам садов, имитирующие естеств. природу. Искусств, ландшафты с некрашеными беседками и заросшими водоёмами отвечали требованиям простоты и естественности.

Монументальной скульптуре и погребальной пластике периода Тан свойственны те же гармония и мощь, что и архитектуре. Статуи пещерных храмов Дуньхуана и Лунмыня отличаются пластич. красотой, жизнеутверждающим духом, непринуждённостью движении. Лица буддийских божеств (при соблюдении художниками общих иконографич. законов) отражают кит. нац. тип. Тела и одежды приобретают мягкость и объёмность (статуя Будды Вайрочана в Лунмыне, 7 в.). Рельефы и мелкая пластика из погребений отличаются большим сюжетным многообразием, повествовательностью, остротой характеристик. В период Сун гармония физич. и духовного начал постепенно утрачивается. Пропорции тел удлиняются, жесты становятся более манерными (женские статуи из пещерного храма Тайюань). Вместо камня применяются лак, сандаловое дерево, золочёная бронза.

Высшим достижением иск-ва ср.-век. К. является живопись, в к-рой с наибольшей полнотой воплощены гуманистич. идеалы. Культовые настенные храмовые росписи (минеральными водяными красками по сухому известковому грунту, нанесённому на слой глины, смешанной с пенькой), исполненные по образцам известных живописцев того времени (У Даоцзы, Янь Ли-бэнь), отличаются светской направленностью (бытовые сцены, портреты жертвователей и чиновников, пейзажи). Установились определённые жанры в станковой живописи: портрет (Янь Либэнь, Хань Хуан, Чжоу Фан, У Дао-цзы), живопись "цветов и птиц" (Бянь Луань), анималистич. жанр (Хан Гань). Пейзаж "шань-шуй" ("горы-воды") приобретает самостоят, значение и тесно сплетается с возвышенной поэзией и древними представлениями о силах мироздания. Своеобразные художеств. приёмы позволяют достигать больших обобщений, создают впечатление цельности природы как части бескрайнего мира (вытянутая форма свитка, композиц. построение с высоко поднятой линией горизонта, противопоставление разномасштабных предметов, создание между дальними и ближними предметами возд. среды в виде тумана, воды и облаков). Многокрасочны, ярки и нарядны плоскостные пейзажи Ли Сы-сюня и Ли Чжао-дао; более пространственны и эпичны монохромные пейзажи Ван Вэя.

В периоды "Пяти династий" (907 - 960) и Сун филос. направленность пейзажной живописи влияет и на др. живописные жанры, в т. ч. на жанр "цветов и птиц" (Сюй Си, Хуан Цюань),передающий через малый фрагмент природы большие филос. идеи (Цзин Хао, Цзюй Жань, Цуй Бо), Значит, место в это время занимает "живопись учёных" (Су Ши, Вэнь Тун, Ми Фэй) - поэтов, литераторов, считавших себя независимыми от академического направления и писавших в свободной, текучей манере, стараясь (как и живописцы, связанные с идеалами буддийской секты Чань,-Му-ци, Лян Кай, Ин Юй-цзянь) отобразить в своём творчестве "дао" - скрытый смысл явления, движение Вселенной, её душу. Пейзажи периода Сев. Сун (960-1127) изображают мир в его необъятности, суровым и величественным, отдалённым от человека (Го Си, Фань Куань, Ми Фэй, Ли Чэн и Гао Кэ-гун). Творческие достижения живописцев обобщаются в трактатах, по своей поэтич. форме созвучных живописи (трактаты Чжань Янь-юаня,9 в., Цзин Хао, 10 в., Го Си, сер. 11 в.).

В период Юж. Сун (1127-1279) на смену грандиозным ландшафтам приходит пейзаж, приближённый к людям, воспевающий простую, мягкую природу. Настроения, переданные через пейзаж,овеяны большим лиризмом, часто грустны или тревожны (картины Ли Тана, Ли Ди, Ма Юаня, Ся Гуя и др.).

Такого же высокого расцвета в периоды Тан и Сун достигает декоративно-прикладное иск-во. Появились многообразные изделия из фарфора: напр., белоснежный фарфор из г. Сийчжоу, в к-ром, несмотря на влияние изощрённых иранских орнаментальных мотивов, сохранялась монументальность формы древних изделий. Известны изящно простые по формам серо-голубые и серо-зелёные керамические сосуды из мастерских сел. Лунцюань-яо, Гуань-яо и Гэ-яо, подражающие драгоценному нефриту, белые сосуды с рельефным орнаментом из Динчжоу-яо и чёрно-белые из Цычжоу-яо с изысканным рисунком. Распространились ткани-"кэ-сы", узоры к-рых создавались по мотивам, заимствованным из живописи.

В период монг. династии Юань (13-14 вв.) продолжали сохраняться и развивались традиции танского и сунского иск-ва. Перестраиваются ансамбли юаньской столицы Даду (позже Пекин), расширяется её территория. Создаются дворцовые комплексы, главные здания к-рых соединяются посредине галереей, образуя обширные квадратные в плане дворы. Крыши дворцов покрываются цветной глазурованной черепицей, методы изготовления которой пришли из Средней Азии. В живописи наблюдается известная стабилизация жанров. Пейзажи Ни Цзаня, Хуан Гун-вана, Ван Мэна, У Чжэня и др. ещё более лиричны и интимны, чем сунские. Излюбленный аллегорический мотив - бамбук, сгибаемый бурей. Мастера направления "живописи учёных" используют пористую бумагу, их палитра монохромна или неярка.

Искусство периода Сун. 1. Цуй Б о. "Бамбук и цапля". Ок. 1070. 2. Ц з юй Жаль. "Снег". 10 в. 3. Ц у и Б о. "Одинокий гусь". 11 в. (Все три - шёлк, тушь. Музей Гугун. Пекин.)

Мемориальные мраморные ворота-"пайлоу" в императорском погребальном комплексе Шисаньлин близ Пекина. 1541.

Пекин. Комплекс императорского дворца - "Запретный город" (15 в.). 1. Ворота Умынь.

2. Павильон Чжунхэдянь.

В периоды Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911) наивысшего расцвета достигли архитектура и декоративно-прикладное иск-во. Окончательно утвердились принципы регулярной, строго симметричной планировки городов, с огромными комплексами дворцовых и храмовых зданий (Пекин, Нанкин). Грандиозные масштабы и пространств, размах присущи и погребальным сооружениям (комплекс Шисаньлин близ Пекина, 15-17 вв., со скульптурной "аллеей духов" протяжённостью ок. 1 км). Типы построек с усовершенствованным стоечно-балочным каркасом оставались почти неизменными до кон. 19 в., хотя наряду с деревом шире применялись камень и кирпич (новый тип - кирпичный безбалочный храм-"уляндянь" в Нанкине, 1398). Сооружения приобретают большую динамичность, декоративность; системы "доугунов" становятся более дробными, занимая всё подкровельное пространство, и так же, как и потолки интерьеров, расписываются яркими красками с применением позолоты и введением жанровых и пейзажных мотивов. Дворцовые и храмовые сооружения 18-19 вв. приобрели особую пышность, ещё более возросла роль декоративного убранства (загородный парк Ихэюань близ Пекина с лёгкими причудливыми беседками, многочисл. орнаментальной скульптурой), утрачивалась объёмная цельность сооружений (храм Юнхэгун в Пекине). К кон. 19 - нач. 20 вв. растущие вычурность и прихотливость узоров привели к утрате органич. соединения орнамента и формы.

Живопись периодов Мин и Цин отличается от прошлого значительным усилением консервативности, канонизацией художеств, приёмов. Прошлые достижения становятся схемами, а мастера - подражателями стилям прошлых эпох. Более свободно творчество мастеров, живших вдали от столицы и образовавших многочисл. художеств, школы - чжэцзянскую (Дай Цзинь), сучжоускую (Шэнь Чжоу, Вэнь Чжэн-мин)и др. Яркий мастер жанра "цветов и птиц" этого времени Сюй Вэй писал в свободной эскизной манере "се-и" ("живопись идей") широкой, насыщенной влагой кистью. Мастера бытового жанра Чоу Ин, Тан Инь, Чэнь Хун-шоу и др. создавали картины, иллюстрирующие старинные легенды и поэмы, в тонкой и подробной графич. манере "гун-би". Широкое распространение в периоды Мин и Цин получили лубок, гравюра на дереве и книжная иллюстрация. В период Цин, отличавшийся эклектичностью, в разных стилях и манерах работали пейзажисты Ван Хой, Ван Ши-минь, Ван Цзянь, Ван Юнь-ци (группа "четырёх Ванов"), в традиц. манере жанра "цветов и птиц" писал Юань Шоу-пин, живописцы Ши Тао и Чжу Да подражали Сюй Вэю.

В 14-19 вв. возросло произ-во многоцветного фарфора с пейзажными, жанровыми, растит, мотивами, выполненными подглазуркой росписью синим кобальтом, свинцовыми глазурями, надглазурными яркими красками ("доу-цай" - борьба цветов). Изготовлялся и белый фарфор (в Дэхуа), появилась перегородчатая эмаль. В традициях прошлого выполняются изделия из красного резного лака (сосуды, мебель, садовые скамейки), вышивки, ткани-"кэ-сы", резьба по камню, бамбуку и кости.

Во 2-й пол. 19 в. в превращённом в полуколонию К. резко обострились социальные и культурные противоречия. Во всех областях культурной жизни наблюдался застой. Общий упадок отразился и на архитектуре, и на декоративно-прикладном иск-ве, произведения к-рого были подчас вычурными и безвкусными. Крупные города (Шанхай, Тяньцзинь, Нанкин, ГуанЧжоу)застраивались эклектичными зданиями европ. типа - кам. домами с затейливыми арками, стилизов. в нац. традициях. Окраины, представлявшие собой грязные трущобы с извилистыми переулками, были застроены мазанками, бамбуковыми фанзами. Не менее эклектичным был и т. н. кит. ренессанс (дворцовый павильон Цинъяньфан в форме корабля в парке Ихэюань, б-ка - в Пекине), механически соединивший черты кит. и европ. архитектуры.

Парк Ихэюань близ Пекина (16-18 вв.). 1. Искусственное озеро Куньминху. 2. Беседка ("тин").

Гао Цзяньфу. "Сова в осеннем лесу". Бумага, тушь, водяные краски. 20 в. Художественный музей провинции Гуандун. Гуанчжоу.

Ближе всего связанными с жизнью народа оказались гравюра и лубок, носители демократич. тенденций. Первыми мастерами, сумевшими приблизить традиц. иск-во к жизни, были Жэнь Бо-нянь, У Чан-ши, Чэнь Шицзэн, Гао Цзянь-фу, стремившиеся вновь утвердить красоту мира природы (см. Гохуа). Появилась живопись маслом европ. типа. Великая Окт. социалистич. революция в России вызвала в К. подъём демократич. сил. В 1920-е гг. появляются плакат, гравюра нового типа, формируется революц. карикатура. Наиболее широко гравюра К. соприкоснулась с жизнью народа в 1940-е гг., после того как была создана Академия иск-в им. Лу Синя (1938) и сформировался круг совр. мастеров. Серии гравюр Гу Юаня, листы Ли Хуа,Ма Да и др. соединяют остроту и лаконизм традиц. манеры с новым мировосприятием.

Образование КНР в 1949 создало новые возможности для развития демократич. культуры. Развернулись градостроит. работы. Императорские дворцы и сады были переоборудованы в музеи и парки. Были созданы многие жилые и обществ, сооружения, расширены улицы и площади, с кон. 1950-х гг. используется принцип застройки микрорайонами. В проектировании и стр-ве большую помощь оказывали специалисты СССР и др. социалистич. стран. В архитектуре 1950-х гг. зодчие К. соединяли декоративные элементы традиц. архитектуры с совр. строит, конструкциями (здание Всекитайского собрания нар. представителей, гостиница "Пекин", гостиница "Дружба", Центр, вокзал - все в Пекине).

В живописи КНР 1950-х гг. значит, роль играет творчество Ци Бай-ши, Пань Тянь-шоу, Хуан Бинь-хуна и Сюй Бэйхуна. Не выходя за круг традиц. мотивов пейзажа, жанра "цветов и птиц", Ци Бай-ши раскрывал красоту природы, Сюй Бэй-хун создавал образы современников - портреты рабочих, деятелей культуры, стремясь соединить приёмы живописи "гохуа" с приёмами совр. европ. живописи. В ист., бытовом и пейзажном жанрах тот же метод использовали Ли Кэ-жань, Цзян Чжао-хэ и др. Получили распространение многие отрасли декоративно-прикладного иск-ва. Появилось иск-во весьма разнообразной художественной вырезки (т. н. оконные цветы). Значительное место занимают выделка художественных тканей и вышивка.

Жилые дома из бамбука в провинции Юньнань в Юго-Западном Китае. 20 в.

Годы "культурной революции" были периодом упадка кит. изобразит, иск-ва. По существу, его единств, областью, имевшей право на существование, был политический плакат, целиком посвящённый пропаганде "культурной революции" и "идей Мао".

Нек-рое оживление наблюдается с нач. 1972, о чём, в частности, свидетельствует проведение Всекитайской художеств, выставки и Всекитайской выставки кустарно-художеств. изделий.

Разнообразие климатич. условий нашло отражение в народной архитектуре К. На Ю.- лёгкие деревянные здания с высоко поднятыми углами крыш, на С.- массивные постройки с глинобитными стенами, в центр, р-нах - прямоугольные в плане каркасные хижины, в горных р-нах - дома пещерного типа. Самобытна архитектура авт. р-нов К.Тибета (см. Тибетский автономный район) и Синьцзяна (см. СиньцзянУйгурский автономный район).

Илл. см. на вклейках - к стр. 232-233 и табл. XX, XXI (стр. 240-241).

Лит.: Разумовский К. И., Китайское искусство, в кн.: Китай. История, экономика, культура, М.- Л., 1940; В е с т ф ален Э. X., Кречетова М. Н., Китайский фарфор, Л., 1947; Глухарёва О. иДенике Б., Краткая история искусства Китая, М.- Л., 1948; К о ч е т ова С., Фарфор и бумага в искусстве Китая, М. -Л., 1956; [Муриан И.], Современный китайский лубок, М., 1958; Глухарёва О. Н., Искусство народного Китая..., М., 1958; Кречетова М. Н., Резной камень Китая в Эрмитаже, Л., 1960; Виноградова Н. А., Искусство средневекового Китая, М., 1962; её же, Искусство Китая, в кн.: Всеобщая история искусств, т. 1, М., 1956; т. 2, кн. 2, М., 1961; т. 6, кн. 2, М., 1965; её же, Китайская пейзажная живопись, М., 1972; Архитектура Китая, в кн.: .Всеобщая история архитектуры, т. 1, М., 1970, т. 9, М., 1971; Cohn W., Chinese painting, L., 1948; S о р е г A., The art and architecture of China, Harmondsworth, 1956; Siren O., Chinese painting: leading masters and principles, v. 1-7, L.- N. Y., 1956-58.

Н, А. Виноградова.

XV. Музыка

Муз. культура К.- одна из древнейших в мире. Её истоки восходят к первобытным песням и пляскам, достаточно высоко развитым уже во 2-м тысячелетии до н. э.

В текстах 11-6 вв. дон. э. слово "юэ" (музыка) выражало широкое понятие, включавшее поэзию, танцы, изобразит, иск-во. Т. о., музыка с древности была связана с различными сторонами жизни и деятельности человека.

Представленные в кн. "Шицзин" ("Книга песен") 3000 нар. песен, ритуальных гимнов (11-6 вв. до н. э.)- выдающийся памятник нар. песенного иск-ва; считается, что эта книга положила начало развитию собственно истории кит. музыки. В 6 в. до н. э. песня стала обособляться от пляски, превращаясь в самостоятельный вид иск-ва. В понимании древних кит. философов, музыка призвана была играть практич. роль. Конфуций утверждал, что прекрасная музыка способствует истинному гос. устройству, поэтому она обладает строго определённой структурой. С древности в К. существовала муз. система люй (строй, мера), изобретение к-рой приписывается мифич. правителю Хуан-ди. В основе люй - 12-ступенный звукоряд, к-рый образован 12 бамбуковыми трубками различной величины, расположенными в таком соотношении, что возникала цепь восходящих квартовых ходов. Люй содержала в себе возможности строгой темперации (равномерная темперация осуществлена в 16 в. н. э.). В 7 в. до н. э., в соответствии с развитием интонац. природы кит. яз., в музыке К. было выделено 5 важнейших звуков, образующих пентатонный звукоряд (см. Пентатоника), происхождение к-рого объяснялось подражанием природе. Традиц. кит. оркестр включает ок. 100 инструментов. Наибольшая (ок. 30 видов) - струнная группа: щипковые - сэ, цинь, пипа, смычковые - ху (эрху, сыху, баньху); духовые инструменты: флейты - сяо (продольная), пайсяо (многоствольная, вид флейты пана), шэн (язычковый; даёт аккордовое звучание); ударные - барабаны, колокола.

Нар. песне К. свойственно одноголосие, гетерофония, повторяющиеся ритмы; манера исполнения отличается фальцетной, горловой окраской звука.

С 5 в. до н. э., с развитием конфуцианства, музыка в К. приобретает особенно важное обществ, значение. Осн. категории доктрины Конфуция - "жэнь" (гуманность) и "ли" (ритуал, система морально-этических принципов) - выступают в неразрывном единстве с музыкой. В период Хань (206 до н. э.-220 н. э.) общий культурный подъём сказывается и на усиленном развитии муз. иск-ва, когда собиранием и изучением муз. фольклора занималась созданная несколько ранее Юэфу (спец. муз. палата). В ведении последней находились исполнители на муз. инструментах, певцы, танцоры, с ней были связаны крупнейшие музыканты К.

В 3-6 вв. на характер музыки оказало влияние распространившееся в К. даосско-буддийское мировоззрение. В сочинении о цитре Цзи Кана (3 в.)понимание музыки как наивысшего выражения "дао"сути бытия - противопоставлено доктрине Конфуция; музыка стала индивидуальной, мистич. сферой, а не только обществ, категорией. В 5-10 вв. в К. вместе с буддизмом пришло влияние муз. культур др. народов, что сказалось на расширении состава оркестра за счёт новых инструментов и на ладовой структуре музыки. Первое проф. произв., дошедшее до нас в нотной записи,- пьеса для циня "Юланьпу" ("Одинокая орхидея"), приписываемая Цю Мину (6 в.).

Игра в ножной мяч в сопровождении оркестра.