| ыдыкбекова.
Рост худож. мастерства, широта тематич. диапазона, дальнейшее углубление реализма характеризуют кирг. лит-ру на совр. этапе. Тема "народ и революция" разрабатывается в романах "Среди гор" (кн. 1-2, 1955-58) Сыдыкбекова, "Последний патрон" (1955) Н. Байтемирова (р.1916), "Фронт"(ч.1-2,1961-66) У.Абдукаимова (1909-63), "Жить хочется" (кн. 1-2, 1960-65) М. Абдукаримова (р. 1910), в повести "Ласточка" (1961) Ш. Бейшеналиева (р. 1928) и др. Историч. событиям 19 в. поев, роман Т. Касымбекова (р. 1931) "Сломанный меч" (в кн. 1 - 2, 1966-1971). В кон. 50-60-х гг. появились и завоевали признание пьесы "На высокой земле" (1956) Маликова, "Судьба отца" (1961) Б. Джакиева (р. 1936), "Совесть не прощает" (1964) Т. Абдумомунова (р. 1922).
Жизнь и духовный мир нашего современника находятся в центре внимания талантливого прозаика, лауреата Ленинской пр. (1963), нар. писателя Кирг. ССР (1968) Ч. Айтматова (р. 1928). Он работает преим. в области рассказа и небольшой повести - жанров, к-рые получили в кирг. лит-ре широкое развитие, особенно в творчестве писателей, пришедших в лит-ру в послевоен. годы,Map Байджиев (р. 1935), К. Бобулов (р. 1936), Ш. Абдыраманов (р. 1930) и др. Проза Айтматова (повести "Джамиля", 1958; "Первый учитель", 1961; "Прощай, Гульсары", 1966; "Белый пароход", 1970, и др.) ознаменовала выход кирг. лит-ры не только на общесоюзную, но и на мировую арену.
В поэзии ярко раскрылся талант С. Эралиева (р. 1921). В поэме"Ак мээр" (1959), написанной по фольклорным мотивам, показана трагич. судьба кирг. девушки в дореволюц. годы. Эралиев ввёл в кирг. поэзию белый стих (сб. "Белые запахи", 1969). Успешно работают в области детской лит-ры М. Джангазиев (р. 1921), Бейшеналиев, А. Айтбаева (р. 1917) и др.
С 1926 развивается лит. критика. Начиная с этого времени вступают один за другим в лит-ру критики и литературоведы: К. Рахматуллин (1903-46), О. Джакишев (р. 1909), Б. Керимджанова (р. 1920), А. Салиев (р. 1926), К. Асаналиев (р. 1928), Бобулов, Ш. Уметалиев (р. 1926), М. Борбугулов (р. 1930), Дж. Таштемиров (р. 1913) и др.
В Киргизии выросли кадры профессиональных переводчиков: Абдукаимов, С. Бектурсунов (1909-1962), О. Орозбаев (р. 1919), К. Эшмамбетов и др. Благодаря им стали достоянием кирг. читателей произведения русской и зарубежной классики, книги писателей братских республик. Произв. кирг. писателей изданы в переводе на мн. языки народов СССР: рус., азерб., латыш., тат., узб., укр. и др. Творческие связи кирг. писателей с литераторами др. республик осуществляются и в процессе совместных непосредственных встреч, особенно во время таких мероприятий, как декады, недели, дни литературы и иск-ва.
В 1927 в К. был создан лит. кружок "Кызыл учкун" ("Красная искра"). В 1930 возникла Кирг. АПП, к-рая входила в систему РАПП. В 1932 состоялась 1-я конференция кирг. писателей, затем был создан ССП К. 1-й съезд сов. писателей К. состоялся в 1934, 2-й - в 1954, 3-й - в 1959, 4-й - в 1966, 5-й - в 1971.
Лит.: Керимджанова Б., Умета л и е в Ш., Киргизская советская литература, Фр., 1955; Керимджанова Б., Киргизская советская литература за 40 лет, в кн.: Юбилейная научная сессия АН Киргизской ССР, Фр., 1958; Самаганов Д ж., Горький и киргизская литература, Фр., 1958; Борбугулов М., Пути развития киргизской советской драматургии, Фр., 1958; Очерки истории киргизской советской литературы, Фр., 1961; Кыдырбаева Р., К проблеме традиционного и индивидуального в эпосе "Манас", Фр., 1967; А с а н ал и е в К-, Открытие человека современности, Фр., 1968; Бегалиев С.. О поэтике эпоса "Манас", Фр., 1968; Бобулов К., Развитие реализма в киргизской прозе, Фр., 1969; Самаганов Дж., Писатели Советского Киргизстана. Биобиблиографии, справочник, Фр., 1969; История киргизской советской литературы, М., 1970; Кулбатыров Д., Орус-кыргыз адабий байланышы, Фр., 1967; Садыков А., Кыргыз совет адабиятындагы улуттук жана интернационал дык проблема, Фр., 1969. Р. 3. Кыдырбаева.
XV. Архитектура и изобразительное искусство
Древнейшие памятники иск-ва на терр. К. восходят к эпохе неолита (изображе ния животных в пещере Ак-Чункур). К эпохе бронзы относятся лепная керамика с наколотым или штампованным геом. орнаментом (на юге К., в Чуйской, Таласской и Кетмень-Тюбинской долинах) и часть наскальных изображений животных, сцен пахоты и охоты (в урочище Саймалы-Таш в р-не Ферганского хр.). Укрепл. валами и башнями оседлые
поселения с глинобитными и сырцовыми постройками открыты на Ю. (Шурабашат, 4-1 вв. до н. э.) и С.-З. (долина р. Чаткал). К кон. 1-го тыс. до н. э. относятся найденные на Ю. и Ю.-З. К. крашеная и расписная керамика, украшения из золота и бронзы, а также выразительные наскальные росписи (силуэтные изображения лошадей в Араване, сцены культовых плясок в Саймалы-Таш). В сев. р-нах К. и Тянь-Шане у кочевников саков (7-3 вв. до н. э.) и усуней (2 в. до н.э.- 5 в. н. э.) бронз, литые фигурки яков, козлов, львов, барсов украшали жертвенные столы, светильники, котлы (находки на берегу оз. Иссык-Куль), металлич. части конского убора.
Бронзовый светильник с фигурками животных. 7-3 вв. до н. э.
До монг.-тат. завоевания на терр. К. параллельно развивалась культура оседлого и кочевого населения. В 5-10 вв. строились крепости и замки феодалов, города, состоящие из цитадели, "шахристана" (собственно города, обнесённого стенами) и укреплённого ремесл. пригорода (на Ю.- гг. Узген, Ош и др.; в долине р. Чаткал - Кюльбесхан и др.), возникли колонии согдийцев (в долинах pp. Талас и Чу). Постройки возводились из "пахсы" (битой глины) и сырцового кирпича, со сводчатыми сырцовыми или плоскими дерев, перекрытиями. Памятники архитектуры, скульптуры, живописи и декоративно-прикладного иск-ва (ажурные бронз, золочёные бляхи с изображениями Будды и буддийских божеств) 5Ювв. найдены на городище Ак-Бешим.На Тянь-Шане обнаружены остатки ставок тюрк, ханов - обнесённые пахсовыми стенами с башнями, прямоугольные в плане территории (почти без застройки), к-рые служили укрытием кочевникам во время войны(Кошой-Курган и др.). Сооружались укрепл. караван-сараи с "гофрированными" стенами (Чалдывар на р. Манакельды). На Краснореченском городище (раскопан согдийский замок 4-5 вв.) найдена огромная (св. 12 м) статуя Будды из литой глины, с тонко проработанной драпировкой и многоцветной раскраской. В К. обнаружено также много намогильных кам. изваяний людей с грубо моделиров. фигурами и лицами. У оседлого населения были распространены керамич. посуда с ангобом, скупо украшенная крупным узором (жгуты, треугольники, зигзаги), глиняные схематич. фигурки животных и людей (находки из Сокулука), оссуарии с резным орнаментом (иногда с изображением человека). Встречаются и тонко моделиров. скульпт. изображения, напр, форма-штамп с изображением головы "царя" (из Сокулука). У кочевников (тюрк, племена) распространены металлич. пряжки, накладки на конскую сбрую, подвески-медальоны с геом. или растит, орнаментом, тонко переплетённым, включающим изображения оленей, барсов, козлов (находки из Ак-Бешима, Сокулука, Кочкорской долины и др.).
В период мусульм. гос-ва Караханидов (сер. 10-12 вв.) строились монументальные культовые здания: мечети, минареты (минареты 11 в. на городище Бурана и в Узгене), мавзолеи (портально-купольные; группа из 3 мавзолеев в Узгене, 11 -12 вв.). Архит. декор этого времени - узорная кладка кирпича, резьба по ганчу и терракоте (геом. узоры, надписи, растит, мотивы). В декоративноприкладном иск-ве осн. место занимала керамика: неглазуров. сосуды со штампов., резным или лепным орнаментом, поливные - с подглазурной росписью тёмно-коричневым или оливково-зелёным по белому фону и гравировкой (ленточные плетёнки, розетки, надписи; иногда фигурки фазана, медведя, лягушки и пр.).
В результате монг.-тат. завоевания (1-я четв. 13 в.) города пришли в упадок. В 13-20 вв. из монументальных построек сооружались гл. обр. мавзолеи (Манаса мавзолей, 14 в.) и караван-сараи (ТашРабат на р. Каракоюм, 15 в..).
После вхождения К. в состав России (1860-70-е гг.) стали развиваться города; были составлены проекты планировки Пишпека (ныне г.Фрунзе), Каракола (ныне Пржевальск), Токмака; в основу была положена прямоуг. планировка с разбивкой на мелкие кварталы, к-рые застраивались 1-этажными глинобитными или сырцовыми домами. В декоративно-прикладном иск-ве этого времени большое место занимало ковроделие: изготовлялись войлочные ковры-"ширдаки" с различной техникой выполнения узора (мозаичный, аппликационный и вкатанный), ворсовые ковры и ковровые подвесные полки для юрт. Вышивкой украшались настенные панно из бархата или сукна ("тушкийизы"), сумки для посуды, предметы одежды, попоны. Плелись узорные циновки из травы чий. Ювелирные украшения (накладки на сёдла и сбрую, браслеты, кольца, серьги, фибулы, накосники и пр.) делались из серебра и покрывались гравиров. узором, насечкой, штамповкой, чернением. Для декоративно-прикладного иск-ва К. характерны лаконизм орнамента, уравновешенность композиции, чёткий ритм, яркая красочность (красный, синий, оранжевый, коричневый и белый цвета). В узорах преобладают крупные округлые формы и мотив "рога барана".
Декоративно-прикладное искусство Киргизии. 1. Форма-штамп с изображением головы "царя". 6-8 вв. Найдена на городище Сокулук. 2. Бронзовая бляха из буддийского храма в Ак-Бешиме. Кон. 7 -нач. 8 вв. 3. Фрагмент расписного керамического блюда. 11 - 12 вв.
В сов. время возводятся хорошо распланированные, благоустроенные, озеленённые города и посёлки, совр. жилые дома, обществ, и пром. сооружения. Ряд зданий 2-й пол. 20-х - нач. 30-х гг. выстроен в духе совр. архитектуры. С сер. 30-х гг. в архитектуре используются формы классич. зодчества: колоннады, портики, большие арочные проёмы и др. С кон. 30-хгг. в архит. декоре широко применялся нац. орнамент (Летний театр в парке им. И. В. Панфилова во Фрунзе, 1940, арх. Г.А.Градов). Некритич. использование классич. и нац. наследия приводило подчас к эклектике. С кон. 40-х гг. были разработаны ген. планы мн. городов К. (ген. план г. Фрунзе, 1948-58, с учётом рельефа местности, условий водоснабжения и проветривания, предусматривающий чёткое функциональное зонирование жилых и производств, р-нов). С кон. 50-х гг. строятся здания с применением сборного железобетона и стекла (здания АН Кирг. ССР, 1960-е гг., и Театра рус. драмы им. Н. К. Крупской, 1971, во Фрунзе). Ведётся курортное стр-во (на оз. Иссык-Куль создаётся крупный курортный р-н). Разрабатываются ген. планы городов (новый ген. план Фрунзе,1971, арх. В. И. Ненароков, В. П. Шерстнёв), совхозов и колхозных посёлков (ЧекКимень, арх. М. В. Климов). Возводятся ирригац. сооружения (Ортотокойское водохранилище с плотиной, 1963, инж. В. А. Васильев). С нач. 1960-х гг. строятся первые микрорайоны в г. Фрунзе, а позднее в Оше и др. городах. Работают архитекторы Е. Г. Писарской, В. Е. Нусов, Г. П. Кутателадзе, В. В. Лызенко, Л. Г. Куцемелов и др.
В становлении изобразит, иск-ва сов. К. большую роль сыграли рус. живописцы В. В. Образцов и С. А. Чуйков и приехавшие сюда в 30-е гг. живописцы И. П. Гальченко, А. И. Игнатьев, скульптор О. М. Мануйлова. В 30-е гг. начал работать один из основателей кирг. нац. школы живописи Г. Айтиев. В 1935 во Фрунзе открылась художественная студия (с 1939 - Художественное уч-ще). Осн. развитие в 30-е гг. получила живопись, преим. пейзажная с элементами жанра и портретная (Чуйков, Айтиев, С. Акылбеков и др.). В кон. 30-х гг. в К. начали работать графики Л. А. Ильина, А. Н. Михалёв, А. А. Сгибнев. В годы Великой Отечеств, войны развивалась агитац. и сатирич. графика (плакат, карикатура), создавались произв. скульптуры и живописи, посвящённые героям войны (пам. И. В. Панфилову во Фрунзе, 1942, А. А. и О. М. Мануйловы). В живописи 50-х гг. продолжали развиваться портрет и пейзаж (Айтиев, Д. Кожахметов, Акылбеков); характерно стремление показать человека в неразрывном единстве с окружающим пейзажем. Возрос интерес к тематич. картине, к образу нового, свободного человека труда (Л. Ф. Деймант, Ф. М. Стукошин и др.). В кон. 50-60-х гг. творч. отряд художников К. пополнился М. Оморкуловым, А. Усубалиевым, С. Ишеновым, Д. Джумабаевым, А. Семеновым, Е. Г. Кузовкиным, 3. Хабибулиным, М. Сыдыкбаевым и др. В 60-е гг. интенсивнее, чем прежде, развивалась скульптура, начали работать скульпторы-киргизы со спец. образованием (Т. Садыков, А. Мухутдинов). Созданы значит, произв. монументально-декоративного иск-ва (рельефы на Мемориальном музее М. В. Фрунзе в г. Фрунзе, 1967, худ. А. Ф. Воронин, А. Н. Каменский, С. Бакашов). В театре успешно работают худ. А. В. Арефьев, А. Молдахматов и др.
Богатые традиции кирг. декоративноприкладного иск-ва продолжают развиваться в ковроделии, вышивке, изделиях из кожи, в текст, и керамич. пром-сти.
Архитекторов готовит Политехнич. ин-т (Фрунзе). В 1941 был основан Союз архитекторов Кирг. ССР, в 1958 - Союз художников Кирг. ССР (оргкомитет создан в 1933).
Илл. см. на вклейках - к стр. 168-169 и табл. XIV, XV (стр. 176-177).
Лит.: Лазаренко П. И., Архитектура Киргизской ССР, в кн.: Архитектура республик Средней Азии, М., 1951; Изобразительное искусство Киргизской ССР. [Альбом, текст С. Б. Волосович], М., 1957; Иванов С. В., М а х о в а Е. И., Декоративно-прикладное искусство киргизского народа, М., 1960; Кожемяко П. Н., Винник Д. Ф,, Археологические исследования на территории Киргизии, "Вестник АН СССР", 1962, № 7; Ну со в В. Е., Памятники архитектуры Киргизстана, Фр., 1963; Черкасова Н., Путь в сорок лет, "Творчество", 1967, № 7; Попова О., Молодые монументалисты Киргизии, "Творчество", 1969, № 9; Н усо в В. Е., Архитектура Киргизии с древнейших времён до наших дней, Фр., 1971. А. М. Прибыткова, В. В. Курбатов, М. Н. Халаминская.
XVI. Музыка
До Окт. революции кирг. музыка существовала лишь в устной нар. традиции. Хорового многоголосия и ансамблевой игры на инструментах киргизы в дореволюц. время не знали. Вок. музыка была представлена одноголосной песней. В основе нар. музыки 7-ступенные диатонич. лады (звукоряды натурального и миксолидийского мажора, натурального и дорийского, реже - фригийского минора). Метрика очень разнообразна, весьма часты чередования сложных тактов. Мелодии нар. песен широкие, распевные; в эпич. и обрядовых песнях - речитативные. Среди жанров песен: обрядовые ("кошок" - песни-причеты и "жарамазан" - песни-колядки), трудовые ("бекбекей" - ночная песня женщин, караулящих овечьи стада, "шырылдан" - песня табунщиков, "оп-майда" - песня погонщика во время молотьбы), лирические ("кюйген", "секетбай", "секет" - общее назв. песен любовного содержания, "арман" - песни жалобы, тоски, горя), колыбельные ("бешик ыры"), игровые ("селькинчек" - "качели"), шуточные песни-состязания ("кайым-айтышуу"), песни для детей ("балдар ыры"). В инструм. музыке распространён жанр кюу - большая пьеса, носящая программный характер. Нар. инструменты: комуз (3-струнный щипковый), кыл кыяк (2-струнный смычковый), жыгач ооз комуз (деревянный) и темир комуз (железный) - типы варгана, чоор (пастушеская свирель), сурнай (типа гобоя); медный духовой - керней, добулбас или доол (тип литавры).
Носители кирг. нар. муз. культуры - акыны, инструменталисты - комузчи, кыякчи и др. Среди крупнейших акынов - Токтогул Сатылганов, К. Акиев, А. Усенбаев, О. Болобалаев, Атай Огонбаев; нар. певцов - А. Темиров, М. Баетов; нар. инструменталистов - Мураталы Куренкеев, К. Орозов, И. Туманов, Ч. Иманкулов, С. Бекмуратов, Ш. Шеркулов; нар. композиторов-мелодистов - Дж. Шералиев, Б. Эгинчиев. Кирг. муз. фольклор записывается с 1925. Опубликованы сборники А. В. Затаевича и В. С. Виноградова.
После Окт. революции расцвело творчество акынов и музыкантов. Появились произв. проф. кирг. музыки. В их создании принимали участие рус. сов. композиторы, нар. артисты Кирг. ССР В. А. Власов, В. Г. Фере, М. Р. Раухвергер. В 1930-х гг. создают произв. кирг. композиторы-профессионалы А. Малдыбаев, М. Абдраев, А. Тулеев, А. Аманбаев. Возникли опера, балет, симфония. Становлению оперы предшествовало создание муз. драм: "Алтын кыз" ("Золотая девушка") Власова и Фере (пост. 1937, Кирг. муз.-драм, театр), "Аджал ордуна" ("Не смерть, а жизнь") Власова, Малдыбаева и Фере (пост. 1938, там же). По мотивам нар. эпоса "Манас" написана первая кирг. опера-"Айчурек" ("Лунная красавица") Власова, Малдыбаева и Фере, пост, в 1939. В кирг. операх и муз. драмах получила воплощение разнообразная тематика: борьбе за свободу и независимость посвящены муз. драма "Аджал ордуна", оперы "Токтогул" (пост. 1958), "Манас" (пост. 1946) Власова, Малдыбаева и Фере, "Ак шумкар" ("Белый сокол") С. Н. Ряузова (пост. 1957); Великой Отечеств, войне 1941-45 посвящены оперы "Патриоты" Власова, Малдыбаева и Фере (пост. 1941) и "Сердце матери" С. Л. Германова (пост. 1965); раскрепощению женщины - "Айдар и Айша" А. Аманбаева и Германова (пост. 1952), "Джамиля" Раухвергера (пост. 1961); колхозному строительству - "На берегах Иссык-Куля" Власова, Малдыбаева и Фере (пост. 1951), "Молодые сердца" Абдраева (пост. 1953). Лирич. эпос отражён в опере "Олджобай и Кишимджан" Абдраева (пост. 1965). Возникают произв. в области балетного жанра (см. раздел Танец. Балет) и муз. комедии на совр. темы -"Ким-кантти" ("Кто что сделал") Абдраева, Малдыбаева, Аманбаева, А. Тулеева (пост. 1943), "Холостяки" Аманбаева (пост. 1960), "Осторожно, невеста!" Н. Давлесова (пост. 1971).
Симф. произведения на кирг. фольклорной основе появились в 40-50 х гг. (симфонии Н. П. Ракова, Фере, симф. поэмы Власова). Несколько позднее выступили кирг. композиторы: Тулеев - автор симфонии (1961) и "Героической поэмы" (1954), Т. Эрматов, а также А. Джаныбеков, Абдраев, Аманбаев. Развитие получил кантатно-ораториальный жанр. Совр. тематике посвящены вок.-симф. поэмы "Великая заря" (1967), "Ленинский Киргизстан" (1970) Абдраева, кантата "Цвети, Киргизстан" К. Молдобасанова (1967), оратория "Сын киргиза" Абдраева и Малдыбаева (1967) и др. Созданы камерно-инструментальные произв., массовые песни, романсы, хоры и др.
За годы Сов. власти выросли муз.исполнительские силы: певцы - нар. артисты СССР С. Киизбаева, А. Малдыбаев, А. Мырзабаев, нар. артисты Кирг. ССР К. Чодронов, М. Мустаева, М. Махмутова, А. Джумабаев, И. Деркембаева, С. Токтоналиев; дирижёры нар. арт. Кирг. ССР А. Джумахматов, К. Молдобасанов, |