| , определяя интерес к ней зрителей.
Наиболее распространённые жанры К.- эксцентрич. "комическая", музыкально-танц. обозрения и ревю, бытовые сатирич. и лирич. комедии, фантастич., абсурдные и пародийные, а также трагикомич. фильмы.
Эксцентрич. "комическая", впитавшая опыт цирка, карикатуры, комикса, построенная на бурном внешнем действии, погонях, падениях, драках, сложилась в 10-20-е гг. 20 в. (А. Дид, М. Линдер, Франция; Ч. Чаплин, Б. Китон, Г. Ллойд, США). Её герои - неизменяющиеся комедийные типы-"маски" маленького находчивого бродяжки, рассеянного, но преуспевающего щеголя, никогда не улыбающегося чудака и др., переходящие из фильма в фильм и поднимающиеся порой до резкого сатирич. обличения бурж. общества. В звуковом кино традиции "комической" развивали муз. эксцентрики - бр. Маркс, позднее Д. Кей и Д. Люпс (США). Большой тонкости и разнообразия достигли актёры Ж. Тати, Фернандель, П. Этекс, Л. де Фюнес (Франция). Почти в каждой стране в разное время выдвигались комедийные актёры, создававшие национальные по характеру образы и получавшие иногда всемирную известность: в Дании-Пат и Паташон, в Великобритании - Н. Уиздом, в Италии - Тото, в Мексике - Кантинфлас, в Польше - А. Дымша. Приёмы "комической" используют совр. режиссёры - Р. Лестер (Великобритания) и др. Близки к "комической" музыкально-танцевальные ревю и обозрения с участием популярных певцов и танцоров: Ф. Астера, Д. Дурбин (США), М. Рёкк (Австрия, ФРГ), Ф. Гааль (Венгрия), М. Шевалье (Франция). Эти К. строятся как цепь эстрадных номеров, связанных примитивным любовным сюжетом. К опыту литературы и театра, особенно т. н. "комедии положений", обращаются режиссёры, ставящие бытовые, а в бурж. странах - и салонные К. с лирич. или сатирич. окраской: Э. Любич, Ф. Капра (США), В. Де Сика, А. Сорди, П. Джерми (Италия), Ж. Беккер, Ж. Ле Шануа (Франция) и мн. др. Политич., филос. и этич. проблемы поднимают в своих фильмах реж. Р. Клер (Франция), И. ПопескуГопо (Румыния), используя при этом элементы фантастики. Особое значение имеют резко антибурж. сатирич. комедии X. А. Бардема и Л. Берланги (Испания), 3. Дулова (ГДР), К. Гофмана (ФРГ). Трагич. ирония отличает комедии реж. 4. Кричтона, А. Маккендрика (Великобритания) с участием актёра А. Гиннесса. Для сов. К. характерно решение важных обществ, и моральных проблем, органич. сочетание сатирич. и лирич., жизнеутверждающих элементов. В 20-е гг. в "немом" кино большим успехом пользовались К. реж. Я. А. Протазанова, Б. В. Барнета, Н. П. Охлопкова, А. И. Медведкина с участием актёров И. В. Ильинского, В. П. Фогеля, В. П. Марецкой, О. А. Жизневой, А. П. Кторова. С введением звука в кино наибольшее распространение получили музыкальные К. режиссёров: Г. В. Александрова, включающие острые сатирич. эпизоды, И. А. Пырьева, лирически прославляющие труд, А. В. Ивановского, К. К. Юдина. Получили известность актёры Л. П. Орлова, Н. А. Крючков, Р. Я. Плятт, М. А. Ладынина, 3. А. Фёдорова, В. С. Володин и др. Большой вклад в развитие К. внесли режиссёры Украины, Грузии, Армении, творчество к-рых тесно связано с традициями нац. театр, иск-ва и лит-ры. Во 2-й половине 50-х-60-х гг. в области К. выдвинулись реж. Э. А. Рязанов, Л. И. Гайдай, Г. Н. Данелия, актёры Ю. В. Никулин, Е. П. Леонов, А. Д. Папанов и др.
Элементы К. органически входят в кинопроизведения др. жанров кино - в ист. эпопеи и драмы, приключенч. детективные фильмы, что особенно характерно для совр. кинорежиссёров, сочетающих в поисках новых форм элементы различных жанров.
Лит.: Арнольд и Э. М., Комическое в кино, М.- Л., 1929; Юренев Р. Н., Советская кинокомедия, М., 1964; его же, Смещное на экране, М., 1964; Комики мирового экрана, М., 1966; Durgnat R., The crazy mirror, L., Г1969]. P. Н.Юренев.
КИНОКОПИРОВАЛЬНЫЙ АППАРАТ, аппарат для печатания изображения и фонограммы в кинофильме. По способу печатания различают К. а. контактные (киноплёнки во время экспонирования плотно прижимаются друг к другу) и оптические (копируемое изображение проецируется через оптич. систему на светочувствит. слой киноплёнки). Оптические К. а., кроме копирования в масштабе 1:1, позволяют переводить изображения с одного формата на другой, напр, с 35-мм киноплёнки на 16-мм и 8-мм, с 16-мм на 35-мм и т. п., а также изготовлять комбинированные изображения, впечатывать надписи в кадр и т. д. Печатание изображения может происходить прерывисто (рис.) - в тот момент, когда в кадровом окне К. а. киноплёнки находятся в строго фиксированном положении, или непрерывно - в процессе движения киноплёнок у щели, через к-рую они засвечиваются. Печатание фонограмм всегда осуществляется при непрерывном движении киноплёнок. Число возможных экспозиций у большинства К. а. равно 20. Их можно применять в различных сочетаниях. При прерывистом движении киноплёнок смена экспозиций происходит во время закрытия светового потока обтюратором, при непрерывном движении - на площади одного кадра. Экспозицию в процессе печатания регулируют механич. способами, устанавливая диафрагмы, серые светофильтры или др. приспособления на пути светового потока, освещающего кадровое окно или щель, и электрич. способом - изменением накала нити печатающей лампы. Многие К. а. снабжены блокирующими устройствами для остановки аппарата в случае окончания копируемого изображения, обрыва киноплёнки, перегорания печатающей лампы и т. д., а также пылеотсосами, счётчиками и др. вспомогат. механизмами. К. а. относятся к прецизионному оборудованию киностудий и копировальных фабрик и регулярно проверяются на устойчивость кадра, резкость изображения( отсутствие повреждений киноплёнок и т. д. По производительности К. а. весьма различны: от 2 кадров в сек до неск. тыс. м в час.
Типовая принципиальная схема лентопротяжного механизма кинокопировального аппарата контактной печати изображения при прерывистом движении киноплёнок в месте печати: 1 - киноплёнка с негативным изображением; 2 - рулон киноплёнки; 3 - тянущий киноплёнку зубчатый барабан; 4 - петля киноплёнки; 5 - фильмовый канал; 6 - петля киноплёнки; 7 - задерживающий киноплёнку зубчатый барабан; 8 - рулон киноплёнки; 9 - рулон неэкспонированной киноплёнки; 10 - зуб грейферного механизма для продвижения киноплёнок; 11 - зуб контргрейфера, фиксирующий киноплёнки в момент печати; 12 - пульсирующая рамка для прижатия киноплёнок друг к другу во время экспозиции; 13 - обтюратор, перекрывающий свет во время передвижения киноплёнки.
Лит.: Проворнов С. М., Голод И. С., Бернштейн Н. Д., Кинокопировальная аппаратура, М., 1962; И о ф и с Е. А., Кинопленки и их обработка, М., 1964. Е.А.Иофис.
КИНОЛОГИЯ (от греч. kyon, род. падеж kynos - собака и ... логия), наука о собаках. К. изучает анатомию и физиологию (в т. ч. закономерности высшей нервной деятельности и поведения) собаки, происхождение и эволюцию пород домашних собак, разведение и селекцию, кормление, содержание, дрессировку и использование для охоты, сторожевой, караульной, розыскной и др. видов службы, а также в декоративных целях. К.- основа совр. собаководства. В СССР преподаётся на факультетах охотоведения высших и средних уч. заведений. Н.-и. работа по К. ведётся Всесоюзным н.-и. ин-том охотничьего хозяйства и звероводства. Большую кинологич. работу ведут клубы служебного собаководства ДОСААФ и кинологич. секции обществ охотников. Метоцич. руководство осуществляют Центр, клуб служебного собаководства ДОСААФ и Всесоюзный кинологич. совет при Гл. управлении по охране природы, заповедникам и охотничьему хозяйствуМинистерства с. х-ва СССР, к-рые разрабатывают стандарты пород собак, разводимых в СССР, правила и положения кинологич. работы. При Междунар. кинологич. федерации, объединяющей кинологич. организации 34 стран, имеется научная комиссия по К. Существует также Кинологич. уния, объединяющая кинологич. орг-ции 10 стран.
Лит.: Мюллер Г., Здоровая собака (Кинология), пер. с нем., Витебск, 1929; К п о г г F., S e u р е 1 1., Aufzucht von Hunden, 2Aufl., В., 1965; Охотничье собаководство, [сост. А. В. Платонов], М., 1966; Служебная собака, под ред. В. Н. Зубко, М., 1970; Охотничье собаководство СССР, Киров, 1971. А. Т. Войлочников.
КИНОЛЮБИТЕЛЬСТВО, вид самодеятельного иск-ва, возникший вместе с изобретением кинематографа и получивший распространение во мн. странах. В Сов. Союзе развитие К. началось после организации (в 1925) Общества друзей сов. кино (ОДСК) в Москве, ячейки которого зарождались по всей стране. Во мн. городах возникали комсомольские любительские кинокружки - Кинорабмол. Широкому развитию К. способствовала созданная в 1957 Всесоюзная комиссия по работе с кинолюбителями Союза кинематографистов СССР. Любительские фильмы снимаются отд. лицами; мн. из этих фильмов поев, семейным событиям, туристским походам; большую ценность представляют киносъёмки, осуществляемые специалистами разл. отраслей наук и являющиеся важным материалом для науч. работы и обмена опытом. Документальные, художественные, спортивные и др. фильмы создаются также творч. коллективами, любительскими киностудиями при уч. заведениях, крупных предприятиях, дворцах культуры, домах пионеров, колх. и совх. клубах, в Сов. Армии. Любительским киностудиям оказывают помощь кинематографисты-профессионалы, большая работа проводится ВЦСПС, в ведении к-рого находится св. 4000 коллективов. Бюро пропаганды сов. киноискусства Союза кинематографистов СССР выпускает (с 1966) серию брошюр под назв. "Библиотека кинолюбителя".
Важным организующим фактором для К. стали Всесоюзные смотры любительских фильмов (проводятся с 1957); работы, премированные на смотрах, включаются в программы кинотеатров. Значит, роль в популяризации К. играет телевизионный кинолюбительский клуб "Объектив" (организован в 1962), к-рый демонстрирует любительские фильмы, проводит междунар. телевизионные смотры. Фильмы сов. кинолюбителей отмечены премиями на Междунар. кинофестивалях в Чехословакии, Югославии, Канаде, Франции, Италии. Сов. кинолюбители участвуют.в междунар. кинолюбительском движении, состоят членами Междунар. ассоциации любительского кино (с 1961).
Киносамодеятельность создаёт своеобразную летопись жизни страны, фиксирует достижения др. видов художеств, самодеятельности, имеет большое значение как один из видов культ.-просвет, работы, способствует эстетич. росту сов. людей, особенно молодёжи. Мн. бывшие кинолюбители работают в проф. кино. Об аппаратуре, используемой в любительском кино, см. в ст. Киносъёмочный аппарат и Кинопроекционный аппарат.
КИНОМУЗЫКА, один из компонентов кинопроизведения, одно из его важных выразительных средств. Первоначально, в немом кинематографе, музыка имела чисто прикладное значение: пианист сопровождал своей игрой демонстрацию кинофильма (для музыкантов-иллюстраторов выпускались специальные альбомы). Однако уже в этот период делались попытки создавать оригинальную музыку для каждого фильма (музыка К. Сен-Санса к премьере фильма "Убийство герцога Гиза", 1908, и др.). С изобретением звукозаписывающей аппаратуры (кон. 1920-х - нач. 1930-х гг.) каждый фильм получает свою собственную фонограмму. Музыка становится частью структуры кинопроизведения.
С момента рождения звукового кино произошло разделение музыки фильма на внутрикадровую, конкретную, мотивированную (звучание изображаемого в кадре инструмента, радиорепродуктора, пение действующего лица и т. д.) и закадровую, "авторскую", "условную", наиболее ясно выражающую идею фильма, характеризующую события, выражающую скрытое течение сюжета. Часто композиторы, вводя конкретный муз. материал, стремились дать собственную интерпретацию муз. образов самой жизни, преобразовывали внутрикадровую К. в закадровую. В 1930-е гг. одной из наиболее популярных форм музыкальной характеристики персонажа в фильме становится песня, отличающаяся простотой, лаконизмом, завершённостью, доходчивостью. Класспч. образцы К. этого вида создал И. О. Дунаевский. Его музыка, песни к фильмам "Весёлые ребята" (1934), "ВолгаВолга" (1938) и др., отличающиеся мелодичностью, лейтмотивностью характеристик, проникнутые жизнерадостным мироощущением, приобрели широкую популярность. Песенную традицию оформления фильма развивали композиторы - братья Дан. Я. и Дм. Я. Покрасс, Т. Н. Хренников, позднее, в 5060-е гг.,-Н. В. Богословский, А. Я. Эшпай, А. Н. Пахмутова, А. П. Петров, В. Е. Баснер, М. Г. Фрадкин и др.
Большой вклад в развитие К. внесли крупнейшие советские композиторы-симфонисты, пришедшие в кинематограф в 1930-е гг.,- Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин и др. Подлинно творческое содружество связывало композитора С. С. Прокофьева и режиссёра С. М. Эйзенштейна, работавших над проблемой звукозрительной структуры фильма. Музыка Прокофьева к фильмам Эйзенштейна "Александр Невский" (1938), "Иван Грозный" (1-я серия - 1945, 2-я - 1958) отличается скульптурной выпуклостью муз. образов, их точным совпадением с ритмикой и динамикой изобразительного решения (новаторски разработанный звукозрительный контрапункт достигает особого совершенства в сцене ледового побоища из фильма "Александр Невский"). Стремление к эксперименту, открытию новых возможностей сочетания К. и изображения характерно для творчества советских композиторов 1950-60-х гг.
Совр. кинематограф предусматривает наличие в фильме муз. концепции. Она строится на использовании как закадровой, так и внутрикадровой, мотивированной К., к-рая нередко становится способом ненавязчивого, но глубокого и тонкого проникновения в суть человеческих характеров. Наряду с широким применением приёма прямого параллелизма, когда К. усиливает ту или иную эмоцию, настроение, выраженные экраном, всё большую роль начинает играть "контрапунктическое" использование К. Построенный часто на контрастном сопоставлении музыки и изображения, "контрапунктический" приём усиливает драматизм показываемых событий. Значительную эволюцию претерпел муз. лейтмотив, раскрывающий часто общую идею фильма. Важнейшее место музыка занимает в муз. фильмах, поев, рассказу о композиторах, певцах, музыкантах. В этих фильмах она либо выполняет определённые драматургич. функции (если это рассказ о создании того или иного муз. произв.), либо включается в картину как вставнсй номер.
Музыка - обязательная участница мультипликационных, документальных и научно-популярных фильмов. В мультипликационном кино сложились свои законы муз. оформления. Наиболее распространённый из них - приём точного параллелизма музыки и изображения: мелодия буквально повторяет или даже имитирует движение на экране (получаемый эффект может быть как пародийным, так и лирическим). Значительный интерес в этом отношении представляют фильмы амер. кинорежиссёра У. Диснея и особенно его картины из серии "Забавные симфонии" ("Танец скелетов" на музыку симфонич. поэмы К. СснСанса, и др.). Равноправная в совр. кинематографе среди др. компонентов фильма, К. нередко становится ключом к раскрытию идейно-тематического замысла кинопроизведения.
Лит.- Лондон К., Музыка фильма, пер. с нем., М.- Л., 1937; Иоффе И., Музыка советского кино, Л., 1938; Корган о в Т., Фролов И., Кино и музыка. Музыка в драматургии фильма, М., 1964; Петрова И. Ф., Музыка советского кино, М., 1964; Из переписки С. Прокофьева в С. Эйзенштейна. "Советская музыка", 1961, № 4; Эйзенштейн С. М., Режиссер и композитор, там же, 1964, № 8; Фрид Э., Музыка советского кино. Л., 1967; Лисса 3., Эстетика киномузыкн, М., 1971; Е i s I е г Н., Composing for the films, N. Y., 1947; Man veil R. and H u n t 1 е у ]., The technique of film music, L.- N. Y., 1957; Colpi H., Defense et illustration de la musique, dans le film, Lyon, 1963; Adorno Theqdor W. et Eisler Hans, Musique de cinema, P.. 1972. М. Шилова.
КИНОПЕРЕДВИЖКА, портативная киноустановка для демонстрирования, в основном, узкоплёночных (ш-мм) кинофильмов в небольших зрительных залах, не оборудованных стационарными кинопроекц. установками. В период становления и развития сов. кинематографии К. сыграла огромную роль в идейно-политич. и научно-культурной пропаганде на обширной территории нашей страны, особенно в сельских районах.
Комплект кинопередвижки "Украина" в рабочем состоянии: 1 - кинопроекционный аппарат; 2 - усилитель электрических сигналов; 3 - громкоговорящее устройство; 4 - автотрансформатор. Кинопроекционный экран не показан.
К. применяется в отдалённых сельских районах, на полевых станах, в зимовках, изыскательских экспедициях, на лесоразработках и др. подобных объектах, а также широко используется в учебной работе.
В комплект К. (рис.) обычно входят: кинопроекц. аппарат, усилитель электрич. сигналов звуковых частот, громкоговорящее устройство, автотрансформатор для напряжений 127 в и 220 в, сворачивающийся кинопроекционный экран. Во время демонстрирования кинофильма кинопроекционный аппарат устанавливается либо на штатив-треногу (для фильмов на 35-мм киноплёнке с фотографич. фонограммой), либо на корпус усилителя (для фильмов на 16-мм киноплёнке с фотографич. или магнитной фонограммой). Для местностей, не имеющих электросети, в комплект К. добавляется небольшая передвижная электростанция. Общая электрич. мощность, потребляемая К.,600-700 вт для 35-л"м и ок. 500 вт для 16-мм фильмов, масса её комплекта (без электростанции) - 100-110 кг для 35-мм и ок. 70 кг для 16-мм фильмов, номинальная мощность звуковоспроизводящей аппаратуры - ок. 10 вт. Для перемещения К. с одного места на другое пользуются автотранспортом; в нек-рых случаях оборудуются спец. автокинопередвижки. В. И. Ушагина.
КИНОПЛЁНКА, светочувствит. материал в виде тонкой гибкой ленты с перфорациями по краям, используемый при производстве (съёмке и печатании) фильмов. См. Плёнка кино- и фотографическая.
КИНОПРОЕКЦИОННЫЙ АППАРАТ, кинопроектор (от кино... и лат. projicio - бросаю вперёд), аппарат для проецирования кинофильмов на экран. Осн. элементами К. а. являются: лентопротяжный механизм, обеспечивающий движение кинофильма; подающая и принимающая кассеты (при автоматич. процессе демонстрирования кинофильма вместо кассет могут применяться бесперемоточные устройства); осветительнопроекц. система для освещения экрана и проецирования изображения; устройства для звуковоспроизведения, электрич. питания и управления работой аппарата. Кинофильм в К. а. движется прерывисто посредством мальтийского или грейферного механизма (см. Скачковые механизмы). Во время остановки кинокадра в кадровом окне происхо |