| елезы парные. Развитие с метаморфозом. В классе К. 1 отряд Echinodera (св. 30 видов). Распространены широко; в СССР - в прибрежной зоне и на глубинах до 400 м в Чёрном, Балтийском, Беринговом и дальневосточных морях. Питаются одноклеточными водорослями и детритом. Лит : Догель В. А., Зоология беспозвоночных, 5 изд., М., 1959. Б. Е. Быховский.
Киноринх Semnoderes armigera.
КИНОСЕТЬ в СССР, совокупность культурно-зрелищных предприятий, осуществляющих показ фильмов населению, - кинотеатры, клубы и др. Киноустановки подразделяются на городские и сельские, постоянные и сезонные, стационарные и передвижные, демонстрирующие фильмы обычные и широкоэкранные (на 35-л(м плёнке), широкоформатные (на 70-мм плёнке), узкоплёночные (на 8-мм и 16-мм плёнке), стереоскопические и для круговой кинопанорамы. Осн. задача К. - обеспечить регулярный показ фильмов на всей территории страны, способствовать коммунистич. воспитанию трудящихся средствами кино. Насчитывается (на 1 янв. 1972): ок. 157 тыс. кинотеатров и киноустановок (ок. 24 тыс. в городе и ок. 133 тыс. в сельской местности; ок. 560 широкоформатных и ок. 74 тыс. широкоэкранных кинотеатров). Данные о числе киноустановок в союзных республиках см. в табл.
Число киноустановок по союзным республикам (на конец года)
1940
1950
1960
1971
1940
1950
1960
1971
СССР
28 000
42 032
103 387
156 913
Литовская ССР
66
266
1146
1541
РСФСР
17 646
27 205
64 305
95 841
Молдавская ССР
106
394
1012
1815
Украинская ССР
5 822
7 188
19 668
28 822
Латвийская ССР
77
288
1109
1301
Белорусская ССР
763
1 531
4 014
6 556
Киргизская ССР
213
384
752
1103
Узбекская ССР
622
931
2 178
3 976
Таджикская ССР
140
332
510
1051
Казахская ССР
1 270
1 569
4 679
8 958
Армянская ССР
168
374
534
746
Грузинская ССР
351
515
1 305
1 875
Туркменская ССР
274
272
457
775
Азербайджанская ССР
426
576
1 301
2 039
Эстонская ССР
56
207
417
514
КИНОСИТА Дзюндзи (р. 2.8.1914, Токио), японский драматург и теоретик театра. Окончил отделение англ, лит-ры Токийского ун-та (1939). Первое значит, произв. - ист. драма "Буря" (1947). Его драмы отличаются реализмом, органич. связью с традициями нар. творчества, глубиной отражения совр. япон. действительности: "В одной восточной стране" (1959), "Остров Окинава" (1963) и др. Большим успехом пользуются пьесы, написанные на темы нар. сказок (напр., "Сказ о Хикоити", 1946). К. - автор драмы о Р. Зорге: "Японец по имени Отто" (1962). Известны его теоретич. труды: "Мир драмы" (1959), "Проблемы японского народного сказа" (1955).
Соч.: Киносита Дзюндзи сакухин сю, т. 1 - 7, Токио, 1962; в рус. пер.- Успение лягушки, М., 1958; Журавлиные перья, "Театр", 1955, № 12.
Лит.: Театр и драматургия Японии, М., 1965. К. Рехо.
КИНОСКЕФАЛЫ (греч. Kynos kephalai, букв. -собачьи головы), гряда холмов в Фессалии (Греция), северо-западнее г. Фивы, в р-не к-рой в 197 до н. э. во время 2-й Македонской войны 200-197 до н. э. произошло сражение между рим. армией консула Т. Квинкция Фламинина и войсками макед. царя Филиппа V. Силы сторон составляли по 26 тыс. чел. В сражении рим. армия, имевшая манипулярный строй, одержала победу над тяжёлой фалангой макед. войск. Победа при К. означала конец макед. владычества в Греции, большая часть к-рой оказалась в зависимости от Рима.
КИНОСТУДИЯ (от кино... и итал. studio - изучение; комната для занятий), предприятие по производству кинофильмов, сочетающее художественно-творч. и производственно-технич. процессы.
Сов. К. является предприятием с завершённым циклом произ-ва, обеспечивающим весь процесс создания кинокартины от сценария до фильмокопии. В зависимости от характера выпускаемых фильмов различают К.: художеств, фильмов, документальных фильмов, научнопопулярных и учебных фильмов, мультипликац. кинокартин. Осн. производств, звено на К. - съёмочная группа. Она объединяет на период постановки фильма, наряду с режиссёром-постановщиком, актёрами, художниками, операторами, звукооператорами, звукооформителями и музыкантами, инженерно-технич. работников и рабочих различных специальностей, гримёров, костюмеров, монтажёров, специалистов по комбинированным киносъёмкам и мн. др. Сценарный отдел выполняет работу по подготовке сценария, начиная с заказа его автору до окончат, редакции текста фильма. В течение подготовит, периода подбираются актёры, делаются эскизы декораций, костюмов, выполняются др. работы. Цеха и мастерские К. готовят костюмы, мебель, реквизит и все необходимые приспособления для съёмок. Во время съёмочного периода (см. Киносъёмка) большой объём работ выполняют: отдел декоративно-технич. сооружений, цеха съёмочной техники, звукотехнический, светотехнический, комбинированных съёмок, монтажа и обработки фильмов (обработка киноплёнок и изготовление фильмокопий законченных произ-вом фильмов). Существенное значение для работы К. имеет планировка её территории и помещений. Большая часть съёмок художеств, (игровых) фильмов проводится в съёмочных павильонах (см. Павильон киносъёмочный), являющихся осн. производств, помещениями К. Они оснащаются различного рода приспособлениями для механизации трудоёмких работ и спец. электрооборудованием; стены и потолки покрываются звукопоглощающим материалом. Оборудование рабочего потолка (система колосниковых переходов, подвесных электроталей и мостков) служит для крепления элементов декораций, подъёма осветит, аппаратуры, подвески фонов, а также для монтажа подвесных осветительных лесов. Размеры павильонов - от 200 до 5000 м2 при высоте от 6 до 25 м. Мн. съёмки проводятся также на спец. площадках и в бассейнах при К. и вне К. (натурные съёмки). Для этих съёмок используется передвижное оборудование. Многочисленные технологич. операции осуществляются в аппаратных записи и перезаписи звука, монтажных комнатах, на специализированных установках для комбинированных съёмок. Контрольные просмотры отснятого материала, в т. ч. во время монтажа фильма, проводятся в просмотровых залах К.
К. документально-хроникальных фильмов по структуре и оснащению отличаются от К. художеств, фильмов. Осн. вид съёмок на таких К. - натурные съёмки. К. научно-популярных и учебных фильмов сочетают в производств. работе методы, характерные при создании как игровых художеств, и документальных, так и мультипликац. фильмов. Специфич. особенность произ-ва научно-популярных, учебных и технич. фильмов-широкое применение скоростной киносъёмки, микрокиносъёмки, подводной киносъёмки и др. На К. мультипликац. фильмов используются одноплановые и многоплановые мультипликационные станки, специализированные съёмочные киноаппараты. К. выпускают также телевизионные фильмы по заказам студий телевидения.
Наиболее крупные сов. К. находятся в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Тбилиси, Ташкенте, Риге, Одессе. При большом объёме произ-ва для улучшения художественно-творч. руководства съемочными группами создаются творч. объединения, к-рые несут ответственность за выполнение производств, плана и качество фильмов. Художеств, совет К., состоящий из ведущих творч. работников, обсуждает сценарии, просматривает отснятый съёмочными группами материал, эскизы декораций и костюмов, прослушивает написанную композиторами музыку, даёт оценку законченному фильму.
Лит.: Коноплёв Б. Н., Основы фнльмопроизводства, М., 1969. Б. Н. Коноплёв, В. Б. Толмачёв
КИНОСЦЕНАРИЙ, см. Сценарий.
КИНОСЪЁМКА, важнейший этап работы по созданию фильма, представляющий собой художественно-творч. и одновременно производственно-технич. процесс, в к-ром участвуют осн. состав съёмочной группы (актёры, операторы, художники, звукооператоры, их ассистенты и помощники, монтажёры, организаторы произ-ва), а также работники цехов и отделов киностудии, под руководством режиссёра-постановщика. К. осуществляется при помощи киносъёмочного аппарата, а иногда и спец. приспособлений, операторского транспорта. В результате К. и последующей лабораторной обработки киноплёнки получают серию негативных изображений последовательных фаз движения снимаемого объекта или изменения его состояния. В зависимости от условий, в к-рых проводится К., различают: павильонную К. (в специально оборудованных павильонах киностудии), выездную (в помещениях, расположенных вне киностудии) и К. на натуре (см. Натурная площадка). Большое значение в съёмочном процессе имеет освещение, к-рое служит для выявления фактуры снимаемого объекта, изменения тональности, передачи пространства, а также для достижения спец. эффектов. В технологич. отношении К. подразделяются на синхронные, осуществляющиеся одновременно со звукозаписью, и "немые" - с предварительным или последующим озвучиванием, а также без него.
КИНОСЪЁМОЧНЫЙ АППАРАТ, аппарат для съёмки объектов на киноплёнку через определённые промежутки времени в виде серии последоват. изображений (кинокадров), используемых для создания кинофильма.
Оптич. часть К. а. (рис. 1) включает: съёмочный объектив /, образующий изображение объекта на светочувствит. слое киноплёнки, визирную систему (визир) для наблюдения за объектом съёмки и необходимого расположения К. а. относительно объекта. В зеркальных К. а. световые лучи направляются в визирлупу 5 зеркалом 4 и зеркальным обтюратором 2 во время перекрывания им световых лучей, идущих к кадровому окну 9. Изображение, наблюдаемое через визир-лупу, получается на матированной плоской поверхности коллективной линзы 3. К. а. может иметь один постоянный объектив, жёстко встроенный в корпус, или набор сменных объективов с различными фокусными расстояниями. Сменные объективы на К. а. устанавливаются либо в индивидуальных переходных оправах, либо на поворотном устройстве, наз. турелью. Для изменения фокусного расстояния постоянного объектива применяются насадки (обычно телескопич. системы различного углового увеличения), к-рые тоже можно устанавливать на турели. Нек-рые К. а. снабжаются объективами с переменным фокусным расстоянием (вариообъективами). Визирные устройства К. а. подразделяются на параллаксные и беспараллаксные. У параллаксных визиров линия визирования смещена относительно оптич. оси съёмочного объектива на нек-рое расстояние, вследствие чего поле зрения визира смещено относительно поля изображения съёмочного объектива. К беспараллаксным визирам относятся лупы сквозной наводки и зеркальные визиры.
Механич. часть К. а. включает лентопротяжный механизм, привод и обтюратор. Лентопротяжный механизм перемещает киноплёнку из подающей кассеты 6 в принимающую кассету 14. Тянущий зубчатый барабан 7 равномерно вытягивает киноплёнку из подающей кассеты и затем подаёт её в фильмовый канал 10. Прерывистое (скачкообразное) перемещение киноплёнки мимо кадрового окна 9 осуществляется скачковым механизмом // обычно грейферного типа. Перед фильмовым каналом и за скачковым механизмом киноплёнка образует петли 8 и 12, обеспечивающие беспрепятственную работу скачкового механизма. Для подачи нужного количества киноплёнки в принимающую кассету 14 служит задерживающий зубчатый барабан 13, обеспечивающий равномерную подачу киноплёнки в принимающую кассету. Тянущий барабан, скачковый механизм, задерживающий барабан и приводной вал сердечника принимающей кассеты вращаются принудительно с определённой скоростью в соответствии с частотой съёмки. Лентопротяжный механизм включает также различного рода вспомогат. приспособления: придерживающие и направляющие ролики, плёнкосниматели и др. Обтюратор 2, выполняемый обычно в виде диска с секторным вырезом (углом светового выреза аса), предназначен для периодич. перекрывания световых лучей, идущих к кадровому окну, во время перемещения киноплёнки на шаг кадра. В нек-рых К. а. этог угол может изменяться вручную или автоматически для съёмки в "затемнение" или из "затемнения", а также для регулирования продолжительности времени экспонирования (выдержки) светочувствительного слоя киноплёнки.
Рис. 1. Принципиальная схема киносъёмочного аппарата с зеркальным визиром: 1 - съёмочный объектив; 2 - зеркальный обтюратор; 3 - коллективная линза; 4 - зеркало; 5 - визир-лупа; б - подающая кассета; 7 - тянущий зубчатый барабан; 8 -- верхняя петля; 9 - кадровое окно; 10 - фильмовый канал; 11 - скачковый механизм; 12 - нижняя петля; 13 - задерживающий зубчатый барабан; 14 - принимающая кассета.
Рис. 2. Киносъёмочный аппарат 70-КСК.
Рис. 3. Киносъёмочный аппарат 3-КСХМ "Родина".
Рис. 4. Киносъёмочный аппарат 1-КСРШ "Конвас-автомат".
Рис. 5. Киносъёмочный аппарат 16-СП.
Рис. 6. Киносъёмочный аппарат •"Красногорск".
Как отечеств., так и иностранные К. а. выпускаются для съёмки на различную по ширине киноплёнку и разный формат кадра (см. табл.). В зависимости от этого различают К. а. для съёмки широкоформатных фильмов на 70-мм киноплёнку (рис.2); обычных, широкоэкранных и кашетированных фильмов на 35-мм киноплёнку (рис. 3 и 4); телевизионных, хроникальных, научных, учебных и любительских фильмов на 16-мм киноплёнку (рис. 5 и 6); учебных и любительских фильмов на 8-мм или 2Х8-мм киноплёнку (рис. 7). По назначению и конструктивным особенностям различают К. а. ручные и стационарные. К. а. подразделяются на синхронные с низким уровнем шума для съёмки изображений с одновременной (синхронной) записью звука на отд., чаще магнитную, ленту; прецизионныес повышенной точностью перемещения киноплёнки на шаг кадра для комбинированных киносъёмок в две и более экспозиции; специализированные для съёмки панорамных, кругорамных, стереоскопич. фильмов и т. п.; любительские с использованием 16-мм и 8-мм (2х8-мм) киноплёнок; специальные с высокими скоростями (частотами) съёмки для регистрации быстропротекающих или кратковременных процессов, а также используемые в авиации и при космич. полётах. Большинство отечеств, и иностранных любительских К. а. снабжается встроенными экспонометрич. устройствами, служащими для автоматизации процесса установки нужного значения светового отверстия диафрагмы съёмочного объектива. К. а. снабжаются также различного рода вспомогат. приспособлениями, такими, как: анаморфотные насадки для съёмки широкоэкранных фильмов, светофильтры, светозащитные бленды, маски (каше), указатели метража плёнки и т. д.
Профессиональные и любительские К. а. совершенствуются как путём улучшения существующих моделей, так и посредством разработки новых конструкций. Улучшение К. а. достигается в основном изменением таких узлов и механизмов, к-рые расширяют эксплуатац. возможности: увеличением ёмкости кассет, применением объективов с переменным фокусным расстоянием, автоматизацией процессов фокусировки объектива и установки экспозиции, дистанционным управлением работой аппарата и т. д. Любительские К. а. последних выпусков (1970) предназначены для съёмки на 8-мм киноплёнку с увеличенным по площади кадром (формат "Супер-8"). Интенсивно улучшаются и разрабатываются также К. а. для проведения научно-исследоват. съёмок: малогабаритные авиац. кинокамеры, киноустановки для микрокиносъёмки, скоростные и растровые кинокамеры, фоторегистрирующие установки и т. п. См. Кинотехника.
Лит.: В е и з е Г., Киносъёмочная камера, пер. с нем., М., 1958; Гордийчук И. Б., Советская киносъёмочная аппаратура, М., 1966; Кулагин С. В., Киносъёмочная и кинопроекционная аппаратура, М., 1967. С. В. Кулагин.
Рис. 7. Киносъёмочный аппарат "Кварц-5".
Характеристики некоторых киносъёмочных аппаратов (на 1971)
Шифр или название
Ширина плёнки, мм
Частоты съёмки, кадр/сек
Ёмкость кассет, м
Способ фокусировки объектива и система визирования
Привод
Масса кг
Назначение
1-СШС "Россия"
70
24
300
По шкале расстояний и матовому стеклу Лупа с зеркальным обтюратором
ЭД
68
Синхронная съёмка ШФ фильмов
70-КСК
70
12-90
150 и 300
По шкале расстояний и матовому стеклу Лупа сквозной наводки и приставной телескопический визир
ЭД
4.5
Комбинированная и ускоренная съёмка ШФ фильмов
1-КСШР
70
12-32
40 и 75
По шкале расстояний и матовому стеклу Лупа с зеркальным обтюратором
ЭД и Р
7
Съёмка с рук ШФ фильмов
3-КСС
"Мир"
35
24
< |