| BR>
300
По шкале расстояний и матовому стеклу Лупа сквозной наводки и приставной телескопический визир
ЭД
66
Синхронная съёмка О и ШЭ фильмов
3-КСХМ "Родина"
35
16-32
120 и 300
По шкале расстояний и матовому стеклу Лупа с зеркальным обтюратором
ЭД и Р
18
Несинхронная съёмка О и ШЭ фильмов
ПСК-29
3S
24
60 и 120
По шкале расстояний и матовому стеклу Лупа сквозной наводки
ЭД
22
Комбинированная съёмка О и ШЭ фильмов
1-КСРШ "Конвас-автомат"
35
8-32
60
По шкале расстояний и матовому стеклу Лупы (сменные) с зеркальным обтюратором
ЭД, П, Р
5,9 и 8
Съёмка с рук О и ШЭ фильмов
"Аррифлекс" (ФРГ)
35
8-30
60 и 120
По шкале расстояний и матовому стеклу Лупа с зеркальным обтюратором
ЭД
4,3
Съёмка с рук О фильмов
16-СК "Русь"
16
25
120 и 300
По шкале расстояний и матовому стеклу Лупа сквозной наводки и телескопический визир с поправкой на параллакс
ЭД и Р
21
Синхронная съёмка
16-СПМ
16
12-48
30 и 60
По шкале расстояний и матовому стеклу Лупа сквозной наводки
ЭД
3,8
Съёмка хроникально- документальных фильмов
"Красногорск-2"
16
8-48
30
По шкале расстояний и матовому стеклу Лупа с зеркальным обтюратором
П
3
Съёмка хроникальных и любительских фильмов
"Адмира 16А Электрик" (Чехословакия)
16
8; 16; 24; 32
15 и 30
По шкале расстояний и матовому стеклу Лупа сквозной наводки
ЭД
23
Хроникально- доку ментальная съёмка
"Кварц-5"
2X8
8-48
10
По шкале расстояний и матовому стеклу Лупа с зеркальным обтюратором
П
1,5
Съёмка хроникальных и любительских фильмов
"Кварц 2Х8С-1"
2Х8С
12; 18; 24 и 48
10
Объектив сфокусирован на расстояние 4 м Телескопический визир
П
1,2
Съёмка любительских фильмов формата "Супер-8"
"Канон-рефлекс-Зум-8-3" (Япония)
2X8
8; 12; 16; 24; 32; 48; 64
10
По шкале расстояний и матовому стеклу Лупа с зеркальным обтюратором
П
1,3
Хроникально- любительская съёмка
Примечание. В графе "Привод": ЭД - электродвигатель; Р - ручной; П - пружинный. В графе "Назначение": О - обычный; ШЭ - широкоэкранный; ШФ - широкоформатный. В графе "Шифр или название" все аппараты, кроме оговорённых, отечественного производства.
КИНОСЪЁМОЧНЫЙ ОБЪЕКТИВ,оптическая система, служащая для получения на киноплёнке изображения объекта съёмки. Осн. критериями для оценки качества изображения, даваемого К. о., являются фотографич. разрешающая сила, контраст изображения и распределение освещённости по полю кадра. Разрешающая сила большинства К. о. составляет 45-55 линий на 1 мм в центре поля и 25-35 линий на 1 мм на краях. Освещённость на краях поля кадра по отношению к центру находится в пределах 40-70% . К. о. принадлежат в основном к группе анастигматов. Конструктивно они выполняются в виде оправы с заключёнными в неё неск. (6-7) линзами и диафрагмой, имеющими одну главную оптич. ось. К. о. характеризуются фокусным расстоянием f', относительным отверстием 1:я и углом поля зрения 2то. В зависимости от формата кадра и назначения кинофильма различают К. о. для съёмки фильмов обычных (3 вида: нормальный, являющийся основным, комплект объективов с f от 28 до 100 мм, относит, отверстием 1:2-1:2,5 и 2 то = 52-15°, короткофокусные объективы с f' от 10 до 22мм, относит, отверстием 1:2-1:3 и 2w =107-63° для съёмки общих планов, длиннофокусные объективы с f от 150 до 1000 мм, относит, отверстием 1:2,8-1:6,3 и 2 то = 10-2° для съёмки удалённых объектов ), широкоэкранных (сочетание К, о. для съёмки обычныхфильмов и анаморфотных оптич. систем с цилиндрич. линзами в виде киносъёмочных блоков и насадок с f от 30 до 500 мм, относит, отверстием 1:2-1:4,5 и 1w = 77-5°), широкоформатных (объективы с f' от 28 до 150 мм, относит, отверстием 1:2,8-1:3,5 и 2ет = = 91-22°), узкоплёночных (профессиональных) 16-мм (объективы с f' от 10 до 75 мм, относительным отверстием 1:1,8-1:2,8 и 1w = 54-9°), любительских 8-мм (объективы с f от 10 до 13мм, относит, отверстием 1:1,8-1:2,8 и 7.W = 33-26°), а также К. о. спец. видов для съёмки комбинированных кадров, стереоскопия., панорамных и др. фильмов. В каждой из этих групп используются К. о. с переменным фокусным расстоянием (вариообъективы и трансфокаторы). Они получили широкое применение в телевидении и кинематографии для всех её видов и выпускаются с кратностью изменения фокусных расстояний от 2 до 10 раз и относит, отверстием 1:1,8-1:3,5.
Лит.: Новик Ф. С., Ногин П. А., Киносъёмочная оптика, М., 1968. Ф. С. Новик.
КИНОТЕАТР, общественное здание (или часть его), оборудованное для показа фильмов. Совр. К. в СССР и зарубежных странах представляет собой сложное сооружение. Осн. помещение К. - зрительный зал с большим светоотражающим звукопрозрачным экраном (шир. до 30 м) и установленными за ним мощными громкоговорителями. В крупных К. имеются система кондиционирования воздуха, акустически обработанные стены и потолок, декоративное освещение; кинопроекционный комплекс (за стеной зрительного зала) состоит из неск. мощных универсальных кинопроекторов для демонстрации обычных и широкоэкранных звуковых фильмов на киноплёнке шир. 35 мм и широкоформатных стереофонич. фильмов на киноплёнке шир. 70мм, мощных электронных усилителей звуковых частот, электропитающих устройств, темнителей света, автоматич. или полуавтоматич. системы управления киносеансом и др.; имеются также фойе для зрителей, служебные помещения.
В 50-60-е гг. появились К. спец. видов кинематографа - стереокино (с объёмным изображением), круговая кинопанорама. Широкое распространение получают крупные киноконцертные залы на 2500-4000 мест универсального назначения, технич. оборудование и акустика к-рых обеспечивают постановку больших концертных программ и показ всех видов фильмов (обычных, широкоэкранных и широкоформатных). Среди таких залов в СССР: Октябрьский зал в Ленинграде (4000 мест), Центр, концертный зал гостиницы "Россия" в Москве (3000 мест), гостиницы "Украина" в Киеве (4000 мест), Дворец иск-в в Ташкенте (2500 мест).
Один из самых крупных в мире залов многоцелевого назначения - Кремлёвский Дворец съездов в Москве (на 6150 мест), оборудованный комплексной звукотехнической системой для стереофонич. воспроизведения звука и изменения акустич. условий в различных режимах работы зала (съезды, концерты, оперные спектакли, показ фильмов) и мощной кинопроекционной аппаратурой, обеспечивающей показ всех совр. видов фильмов на экране (шир. 27 м), смонтированном на металлической раме, выдвигаемой электроприводом на авансцену зала.
Наибольшее распространение получили К. средней вместимости (от 300 до 1000 зрительских мест). В СССР К. в специализированных зданиях насчитывается ок. 13 000, в зданиях др. назначения (дворцы культуры, клубы и др.) - неск. десятков тысяч. Общее количество К. в мире - ок. 100 тыс. А. А. Хрущёв. Первые К. появились в кон. 1900-х гг. Они почти не отличались от залов для собраний или концертов (К. на Ноллендорфплац в Берлине, 1910, арх. О. Кауфман; "Художественный" в Москве, 1910-е гг., арх. Ф. О. Шехтель, и др.). В 20-е гг. строились разнообразные по архитектуре К. (неоклассич., в духе барокко, готики и др.), с традиционной театральной планировкой и пышным декором в интерьере ("Капитоль" в Берлине, 1925, арх. X. Пёльциг), и строго функциональные, отличающиеся максимальным удобством расположения мест в зрительном зале ("Универсум" в Берлине, 1928, арх. Э. Мендельзон; "Ударник" в .Москве, 1928-31, арх. Б. М. Иофан). Появились т. н. суперкино (на 4000-5000 зрителей), с широким применением металлических конструкций, дававших возможность перекрытия больших пролётов (в Стамфорд-Хилле, Великобритания, 1928, и др.). С 1934 в Зап. Европе строились здания меньших размеров (1200-2200 зрителей), упрощённых архит. форм и с уютными интерьерами ("Палас" в Чатеме, Великобритания, 1934).
Совр. отдельно стоящие здания К. строги по форме, построены на контрасте глухих кубических объёмов и больших остеклённых поверхностей гл. фасадов; глухие стены часто украшены мозаикой. Большое значение имеют декоративное освещение и реклама. Архит. облик фасадов находится в гармонич. единстве с лаконичным решением интерьеров.
.Лучшие образцы сов. К. -"Октябрь" (1967, арх. М. В. Посохин и др.), "Россия" (1961, арх. Ю. Н. Шевердяев и др.)оба в Москве, "Пионерис" в Риге (1961 - 1962, арх. Ю. Петерсон). Построенные в новых жилых районах здания К. способствуют организации городского пространства.
Илл. см. на вклейке, табл. IX (стр. 176-177).
Лит.: Качерович А. Н. и Хомутов Е. Е., Акустика и архитектура кинотеатра, М., 1961; Гнедовский Ю., Савченко М., Кинотеатры. (Основы проектирования), М., 1968.
КИНОТЕЛЕВИЗИОННАЯ ТЕХНИКА,способы фиксации и передачи изображений, для осуществления которых применяют сочетание технических средств кино и телевидения. К. т. связывает между собой кинотехнику, телевидение, видеозапись и является базой не только для производства телевиз. кинофильмов, но и для всё большего числа новейших технологич. процессов кинематографии. В области К. т. сложилось 5 осн. направлений: прямая киносъёмка телевиз. фильмов; киносъёмка с телевиз. видеоконтролем и контрольной видеозаписью; кинозапись телевиз. изображений с экрана кинескопа и непосредственно его электронным лучом; телевиз. видеоконтроль при монтаже и печати кинофильмов; передача по телевиз. тракту фильмов, снятых или напечатанных на киноплёнке, - телекинопроекция. В результате разработки методов кинозаписи электронным лучом в 1969-70 образовалось 6-е направление: показ спец. узкоплёночных фильмокопий на экранах обычных телевизоров посредством своего рода "телекинопроигрывателеи" (см. Кассетное кино). Кроме того, ведутся разработки способов кинотелевиз. комбинированных киносъёмок, перезаписи на киноплёнку магнитных видеограмм, изготовления контратипов кинофильмов путём перезаписи изображений электронным лучом (см. Контратипирование).
Прямая киносъёмка телевизионных фильмов является наиболее распространённым методом телевиз. фильмопроизводства. В странах с развитым телевидением выпуск телевиз. фильмов, снимаемых этим методом, в неск. раз превышает объём производства обычных кинофильмов. Меньшая деталировка и контрастность изображения при телевиз. показе определили технологию киносъёмки телевиз. фильмов, во многом отличающуюся от технологии кинопроизводства. Главные её особенности заключаются в широком применении 16-мм киноплёнки, в повышенной производительности путём съёмки более длинных эпизодов, чем в кино, с преимуществ, использованием крупных планов изображения. При съёмке художеств, телевиз. фильмов достигается существенное снижение производств, затрат за счёт широкого использования многосерийных постановок, более простого, чем в кино, декоративного оформления, удлинения монтажных эпизодов. Наибольшее повышение производительности получено облегчением условий работы актёров путём съёмки художеств, телевиз. фильмов в сюжетной последовательности, использования 2-3 телевиз. передающих камер одновременно, аналогично использованию их в прямых телевизионных передачах.
Киносъёмка G видеоконтролем имеет целью дальнейшее облегчение условий съёмки и повышение её производительности. Для этих целей применяется ряд различающихся по конструкции комплектов комбинированного кинотелевиз. оборудования. Комплект состоит из одной, двух и более кинокамер. К каждой из них пристроена малогабаритная телевиз. передающая камера. Изображение в кинокамере и телевиз. камере образуется общим объективом. Телевиз. изображение непрерывно передаётся на режиссёрский пульт, а киноизображение снимается только по командам режиссёра. Наибольшее распространение такие комплекты получили при многокамерной съёмке телевиз. фильмов, но в одно-, двухкамерных вариантах начинают применяться и в производстве кинофильмов. При многокамерной съёмке телевиз. фильмов (рис. 1) контрольные телевиз. изображения от комбинированных камер 1, 2 и 3 передаются на пульт 4 и воспроизводятся, отдельно для каждой из камер, на видеоконтрольных устройствах (мониторах)/, // и ///. Снимаемый эпизод, таким образом, всё время виден на пульте в трёх различных ракурсах или планах изображения. Включение камер на съёмку производится по выбору режиссёра непосредственно с пульта. Контрольное телевиз. изображение от снимающей в данный момент камеры дополнительно воспроизводится на выходном мониторе /V и может быть записано на контрольном видеомагнитофоне 5. В результате длинные эпизоды могут быть сыграны и снятыбез перерывов на переходы между монтажными планами, причём съёмка эпизода не только всё время контролируетсяна пульте, но и может быть повторно проверена и обсуждена по контрольной видеограмме. Применение видеоконтроля заметно повышает производительность киносъёмок.
Кинозапись телевизионных изображений непосредственно электронным лучом без преобразования его в свет также обеспечивает очень высокую производительность, т. к. электронная съёмка записываемых изображений проводится, как правило, несколькими телевиз. камерами, с непрерывным видеоконтролем. В созданных для этого в кон. 60-х гг. установках киноплёнка движется в вакуумированной камере на месте экрана кинескопа, так что электронный луч кинескопа образует на ней скрытое фотография, изображение, к-рое затем проявляется и копируется обычным способом. Детальность записанных этим способом чёрно-белых фильмов составляет неск. сот штрихов на мм. Это позволяет такому способу в ряде случаев успешно конкурировать с др. методами видеозаписи, а иногда и с прямой киносъёмкой телевиз. фильмов. Весьма высока также резкость записываемого изображения, что даёт возможность данным способом изготавливать высококачеств. дубль-негативы телевиз. и обычных кинофильмов, перезаписывать на киноплёнку цветоделённые изображения с магнитных видеограмм, записывать выходные буквенно-цифровые данные с электронных вычислит, машин и т. п.
Видеоконтроль при монтаже и печати кинофильмов был применён впервые в нач. 60-х гг. и получил распространение не только в производстве телевиз. фильмов, но и в кинематографии. Монтируемые или печатаемые фильмы воспроизводятся на телевиз. экране замкнутого телевиз. тракта с любой необходимой коррекцией столько раз, сколько требуется для решения данной технологич. задачи. При монтаже тем самым создаётся возможность подбирать композицию, не разрезая и не склеивая киноплёнки, пока не будет найдено наиболее выразительное решение. В этом случае каждый очередной вариант монтажа записывается на служебной дорожке магнитной ленты и при очередном сквозном просмотре воспроизводится на выходном мониторе (видеоконтрольном устройстве) видеозвукомонтажного стола. При печати кинофильмов видеоконтроль позволяет подбирать оптим. цветовые и градационные решения для каждого монтажного куска фильма ("старта") без необходимости печатать и проявлять контрольные пробы. Предназначенные для этого электронные цветоанализаторы (рис. 2) состоят из электроннолучевой трубки 1 с бегущим лучом, просвечивающим через объектив 2 цветной негатив 3, и системы дихроичных зеркал 4 с фотоэлектронными умножителями 5, создающими три цветоделённых видеосигнала: красный, зелёный и голубой. Сигналы усиливаются видеоусилителями 6 и могут корректироваться посредством регуляторов и матричных преобразователей 7 в соответствии с принятыми условиями фотообработки и печати данного фильма. В результате на выходном мониторе 8 образуется цветное изображение, в точности соответствующее (в зависимости от настройки) либо получаемому при данных условиях цветному позитивному изображению на киноплёнке, либо его изображению на экране типового телевизора, принимаемому за эталон.
Рис. 1. Схема комплекта аппаратуры для многокамерной киносъёмки телевизионных фильмов с видеоконтролем: /, 2, 3 - комбинированные кинокамеры; 4 - режиссёрский пульт; 5 - контрольный видеомагнитофон.
Рис. 2. Схема электронного цветоанализатора, применяемого при печати цветных телевизионных фильмов и обычных кинофильмов: 1 - электроннолучевая трубка; 2 - объектив; 3 - цветной негатив; 4 - система дихроичных зеркал; 5 - фотоэлектронные умножители; 6 - видеоусилители; 7 - регуляторы и матричные преобразователи сигналов; 8 -- выходной монитор.
Телекинопроекция фильмов возникла вместе с радиовещательным телевидением и является наиболее старым направлением работ в области К. т. За 30 лет развития её методы и средства неоднократно менялись. Постоянным оставалось лишь деление каждой телекиноустановки на 3 осн. части: проекционную, передающую и оптич. коммутатор для безостановочного перехода с одного кинопроекционного аппарата на другой и безостановочного переключения с рабочей передающей части (телевиз. камеры) на резервную. В СССР и во мн. др. стр |