| BR>
ГЬЕЛЛЕРУП (Gjellerup) Карл (2.6.1857, Рохольте, Дания, -11.10.1919, м. Клоц-ше, Германия), датский писатель. Писал на дат. и нем. языках. Первый роман Г. "Идеалист" (1878) о жизни молодёжи и положении женщины в обществе написан в бурж.-радикальном духе. На раннем этапе творчества Г. примыкал к либеральному течению, возглавлявшемуся Г. Брандесом, к-рому посвятил сб. стихов "Боярышник"(1881). Затем испытал влияние декаданса; увлекался философией А. Шопенгауэра. Роман "Ученик германцев" (1882) содержит критику бурж. либерализма. Романы "Минна" (1889),"Мельница" (1896) выдвигают абстрактно-этич. идеалы. Позднее творчество Г. отмечено интересом к религиозным учениям Индии (романы "Пилигрим Кама-нита", 1906, и др.). Автор драм, критич. и историч. исследований.
Соч.: Awelighet og moral, Kbh., 1881; Verdensvandrerne, Kbh., 1910; Den gyldne Gren, Kbh., 1917.
Лит.: Тиандер К., Датско-русские исследования, в. 2, СПБ, 1913; Bang H., Realisme og realister, Kbh., 1879; Jen-sen С., Vore dages digtere, Kbh., 1898.
А. А. Китлов.
ГЬЯНТЗЕ, город в Китае; см. Джангдзе.
ГЭ БАО-ЦЮАНЬ (р. 1913, пров. Цзянсу), китайский литературовед и переводчик. Род. в семье провинциального учителя; получил образование в Шанхае. Был корреспондентом оппозиц. либерально-бурж. газ. "Дагунбао" в Москве (1935- 1937). После победы революции в Китае Г. Б. был зам. ген. секретаря Об-ва советско-китайской дружбы. Автор кн.: "Беседы о Советском Союзе", "Очерк советской литературы", статей о творчестве А. С. Пушкина, А. П. Чехова, М. Горького. Переводил на китайский язык произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского, М. Горького, М. В. Исаковского и др.
Соч. в рус. пер.: Лу Синь и Советский Союз, "Тр. ин-та востоковедения", 1940, сб. 2.
ГЭЛАО, кэлао, илао, народность в КНР. Живут в зап. части пров. Гуйчжоу и Лунлиньском авт. уезде Гуанси-Чжуанского авт. р-на. Числ. ок. 45 тыс. чел. (1968, оценка). Язык Г. относят к чжуан-тунской (либо к мяо-яоской) ветви китайско-тибетской семьи языков. Соседние народы (и, буи, мяо) считают Г. древнейшим населением зоны их расселения. Документально известны с 10 в. (сунский период). Сохраняют древние анимистические верования. Осн. занятие - земледелие; развиты ремёсла (кузнечное дело, вышивание и др.).
Лит.: Народы Юго-Восточной Азии, М.,1966.
ГЭЛАОХОЙ ("Общество старшего брата") или Гэдихой ("Общество братьев"), тайные антиманьчжурские об-ва, возникшие в Китае во 2-й пол. 17 в. Состояли из крестьян, гор. бедноты и люмпен-пролетарских слоев. Руководителями были, как правило, шэнъши. Осн. требование - "Долой (династию) Цин, восстановим (династию) Мин". В кон. 19 в. активно выступали против деятельности иностр. миссионеров. Районы наибольшей активности - Центр. и Вост. Китай. В период подготовки и проведения Синьхайской революции (1911-13) использовались бурж. революционерами в борьбе против Цинской монархии. В новейшее время выродились в реакц. орг-ции и потеряли своё значение.
ГЭЛЫ, гаэлы, гойделы, группа древних кельтских племён (см. Кельты), поселившихся в 4 в. до н. э. в Ирландии. Смешавшись с местным доиндоевропей-ским населением, они положили начало образованию ирл. народности (см. Ирландцы). Часть Г. в 5-6 вв. н. э. переселилась в Шотландию, где наряду с пиктами участвовала в формировании шотл. народности (см. Шотландцы). Название "Г." сохранилось за этнической группой, населяющей горные р-ны Сев. Шотландии и Гебридские о-ва. Числ. ок. 100 тыс. чел. (1970, оценка). Совр. Г. в быту говорят на гэльском языке, почтивсе знают также англ. яз. Верующие Г. - пресвитериане и католики. Осн. занятие - животноводство.
Лит.: Народы зарубежной Европы, т. 2, М., 1965.
ГЭЛЬСКАЯ ЛИГА (Gaelic League), организация ирландской бурж. интеллигенции. Осн. 31 июля 1893. Ставила своей целью возрождение гэльского яз. и замену англ. культуры в Ирландии кельтско-ирландской. Способствовала развитию нац. лит-ры, музыки, театра. Особенно усилила деятельность в нач. 20 в., распространив своё влияние также на ирландцев, проживавших в др. странах. Содействовала созданию Нац. ирл. ун-та (1909) с кафедрами кельт. археологии, истории Ирландии, ирл. языка и ирл. литературы. Деятельность Г. л. в известной мере отражала протест нар. масс против нац. угнетения Ирландии, но, в общем, была далека от подлинных целей освободит. борьбы.
ГЭЛЬСКИЙ ЯЗЫК, гаэльский, шотландский [от гэлы (гаэлы)], язык шотландцев, населяющих сев. (горную) часть Шотландии и Гебридские о-ва. Принадлежит наряду с ирландским и мэнкским к гойдельской ветви кельтских языков. Г. я.- потомок языка ирландцев, начавших переселяться в Шотландию с 5 в. н. э. Начал обособляться от ирландского яз. только с 13 в. Памятники 11-15 вв. в языковом отношении не отличаются от ирландских. Один из древнейших памятников собственно Г. я.- "Книга Лисморского аббата" - относится к нач. 16 в. Совр. Г. я. распадается на вост. и зап. диалектные области. Письменный лит. язык, оформившийся в 18 - нач. 19 вв., чрезвычайно консервативен, поэтому лит. произв. на Г. я. создаются на диалектах с о. или м. нормализованной орфографией. Отличия от ирл. яз. заключаются в фонетике, упрощении именной и глагольной систем и в наличии скандинавизмов в лексике. По переписи 1961, на Г. я. говорит ок. 80 тыс. чел., но из них говорящих только на Г. я.- ок. 1 тыс. чел.
Лит.: Stewart A., Elements of Gaelic grammar, 5 ed., Edinburgh, 1901; Dwe1ly E., The illustrated Gaelic-English dictionary, 5 ed., Glasgow, 1949. А. А. Королёв.
ГЭМБЛ, название пещеры близ г. Наку-ру в Кении. Во время раскопок 1927- 1929 в ней были открыты пять скелетов людей, относящихся к периоду мезолита. Найденные здесь же кам. орудия принадлежат к т. н. капсийской культуре. Антропологич. тип этих людей может быть определён как протоэфиопский, несколько более массивный, чем совр. представители эфиопской расы.
ГЭМПШИР (Hampshire), графство в Великобритании; см. Хэмпшир.
"ГЭНДЗИ-МОНОГАТАРИ" ("Повесть о принце Гэндзи"), японский роман кон. 10 - нач. 11 вв. придворной дамы Му-расаки Сикибу. Состоит из 64 глав. Считается вершиной лит-ры придворной аристократии 9-12 вв. в Японии. По содержанию делится на три части: 1-я - молодость Гэндзи, описания его любовных похождений; 2-я - зрелые годы, ссылка Гэндзи, возвращение в столицу, годы его славы и смерть; 3-я часть посвящена жизни приёмного сына Гэндзи - принца Каору. Общая идея романа - буддийская карма (возмездие). Образ героя идеализирован, но др. действующие лица и обстановка описаны живо и реалистично. Роман оказал влияние на развитиеяпон. лит-ры; пересказы и подражания "Г.-м." появлялись вплоть до 19 в., отд. мотивы использовались в драмах.
Лит.: Конрад Н, И., Японская литература в образцах и очерках, Л., 1927; Восток. Сборник, т. 1, М,- Л., 1935; Литература Востока в средние века, ч. 1, [М.], 1970, с. 274-79; Гэндзи-моногатари, Икэда Кикан-котю, т. 1 - 7, Токио, 1955-56; The tale of Genji. transl. from the Japan by A. Waley, N. Y., 1923. Н. Г. Иваненко.
ГЭНРО, с кон. 19 в. и до 1940 внеконституц. орган в Японии, состоявший из приближённых к императору старейших руководящих политич. деятелей страны, к-рые также назывались Г. Почётный пожизненный титул Г. носили 9 гос. деятелей. Г. рекомендовал императору премьер-министра и состав кабинета министров, давал советы по всем др. важнейшим политич. делам, включая объявление войны и заключение мира. Институт Г. автоматически прекратил существование после смерти Сайондзи - последнего Г.
ГЭНЪЁСЯ ("Общество чёрного океана"), шовинистич. об-во в Японии в 1881 -1946. Было тесно связано с наиболее агрессивными группировками финанс. капитала, помещиков, военщиной и бюрократией. Вело пропаганду широкой экспансии, выступало за фашизацию страны.
ГЭНЬХЭ, правый приток р. Аргунь в Китае (авт. р-н Внутренняя Монголия). Дл. ок. 300 км, пл. бассейна 13,8 тыс. км2. Берёт начало в сев. части Б. Хинга-на. Повышенная водность в тёплое время года и низкий осенне-зимний сток. Долина в значительной части заболочена. Сплав леса.
ГЭРДНЕР (Gairdner), бессточное мелководное солёное озеро в Юж. Австралии, к С. от зал. Спенсер. Расположено на полупустынной равнине с дюнным рельефом из красноцветных песков, на выс. ок. 100 м. Пл. ок. 4,7 тыс. км2. В сухое время года - плоская впадина, покрытая вязким илом и соляной коркой.
ГЭРИ (Gary), город на С. США, в шт. Индиана, юго-вост. пригород Чикаго, расположенный на юж. берегу оз. Мичиган. 175 тыс. жит. (1970). Осн. в 1905-06 Стальным трестом США. Вместе с примыкающими пунктами Ист-Чикаго, Ин-диана-Харбор и др. образует крупнейший центр чёрной металлургии США; в пром-сти занято 100 тыс. чел., в т. ч. до 80 тыс. в металлургии и связанных с ней отраслях (коксохимия, произ-во стройматериалов, металлообработка).
ГЭС, распространённое сокращение слов гидроэлектрическая станция.
"ГЭСЭРИАДА" (полное назв.-"Повесть о Гэсэр-хане, владыке десяти стран света"), эпический цикл устных и письменных сказаний о Гэсэр-хане, широко распространявшихся в Центр. и Вост. Азии. Окончательно сложился в 16- 17 вв. Известны тибет. и монг. прозаические и бурят. стихотворный варианты "Г.". Осн. содержание многочисл. версий "Г." сводится к борьбе просвещённого и храброго правителя страны Амдо в Сев.-Вост. Тибете против зла и социальной несправедливости. Герой эпоса Гэсэр - сказочный богатырь, к-poro называют "искоренителем десяти зол в десяти странах света". "Г." отражает мечты народа об идеальном царстве и справедливом правителе. В первых семи песнях бурят. варианта обнаруживаются антиламаистские мотивы. "Г." содержит обширные данные по шаманистской космогонии.
Изд.: Гесериада, пер., вступит, ст. и ком-мент. С. А. Козина, М.-Л., 1935 (имеется библ.); Гэсэр. Бурятский героический эпос, пер. с бурят. С. Липкина. [Сводный текст Намжила Балдано, М., 1968].
Лит.: Дамдинсурэн Ц., Исторические корни Гэсэриады, М., 1957; Михайлов Г. И., Гэсэриада, "Советская этнография", 1955, № 1; Stein R. A., Recher-ches sur 1'ёрорёе et le barde au Tibet, P., 1959.
ГЭЦЗЮ, город на Ю. Китая, в пров. Юньнань. 159,6 тыс. жит. (1953). Осн. центр добычи и выплавки олова, а также добычи свинцово-цинковых руд. Ж.-д. станция на линии Бисэчай - Шипин.
ГЮБЕР РОБЕР (1733-1808), французский живописец; см. Робер Ю.
ГЮБНЕР (Hubner) Карл Вильгельм (1814-1879), немецкий живописец; см. Хюбнер К. В.
ГЮБНЕРИТ [по имени нем. минералога 19 в. А. Гюбнера (правильнее Хюбнер; A. Hubner)], минерал, богатый Мn, член изоморфного ряда вольфрамита с содержанием марганца от 17,6 до 23,4%. Хим. формула (Mn, Fe)WO4. Характерны полуметаллич. блеск и буро-красный с фиолетовым оттенком цвет кристаллов. См. также Вольфрамит, Вольфраматы природные.
ГЮБНЕРОВА (НuЬnеrоvа) Мария (12.10. 1862, Жамберк,-5.8.1931, Прага), чешская актриса. В 1880-95 выступала в провинциальных труппах, с 1896 актриса Национального театра в Праге. Выдающаяся представительница реалистич. традиций чеш. сценич. иск-ва, Г. создала ряд значит. образов нац. драматургии. Играла в рус. классич. пьесах ("Ревизор" Гоголя, "Бесприданница" Островского, и др.). Среди лучших работ Г.-сатирич. образ пани Дульской ("Мораль пани Дульской" Запольской).
ГЮБШМАН, Хюбшман (Hubsch-mann) Генрих (1.7.1848, Эрфурт,-21.1. 1908, Страсбург), немецкий филолог. Представитель индоевропейской компаративистики младограмматич. направления. Проф. Страсбургского ун-та. Наиболее известен как арменист и иранист. Первым установил на основании звуко-соответствий особое место армянского яз., относимого до него к иран. группе, а также принадлежность к иран. группе афганского яз., к-рый до него причисляли к индийским или к промежуточным между индийскими и иранскими яз. Соч.; Zur Casuslehre, Munch., 1875; Uber die Stellung des Armenischen im Kreise der indogermanischen Sprachen, "Zeitschrift fur yergleichende Sprachforschung der indogermanischen Sprachen", 1877, Bd 23; Iranische Studien, там же, 1879, Bd 24; Das indogermanische Vokalsystem, Stras., 1885; Etymologie und Lautlehre der ossetischen Sorache, Stras., 1887; Armenische Grammatik, 2 Aufl., Lpz., 1966; Persische Studien, Stras., 1895.
ГЮГО (Hugo) Виктор Мари (26.2.1802, Безансон,-22.5.1885, Париж), французский писатель, глава и теоретик франц. демократич. романтизма. Род. в семье наполеоновского генерала. Мать-роялистка стремилась привить сыну свои политич. взгляды, что сказалось на его раннем творчестве: в первом сб. Г. "Оды и различные стихотворения" (1822), отмеченном влиянием Ф. Р. Шатобриана, воспевалась династия Бурбонов. Его юношеские романы тоже были проникнуты монархич. тенденцией, противоречиво уживавшейся с демократич. симпатиями автора. Новый период началсядля Г. со 2-й пол. 20-х гг. в обстановке приближавшейся Июльской революции 1830. Он сблизился с либерально-демократич. оппозицией; объявил войну эпигонскому классицизму, пользовавшемуся офиц. покровительством Реставрации. В стихах 1825-28 (вошли в сб. "Восточные мотивы", 1829) Г. обратился к теме Востока; его влекла не только живописная экзотика, излюбленная романтиками, но и сочувствие нац.-освободит. борьбе греков против тур. ига. Новое, прогрессивное содержание требовало новой, свободной формы. Отбросив классич. александрийский стих, Г. создаёт гибкие ритмы, сложные рифмы, вводит в поэзию бытовое просторечие.
Предисл. Г. к его драме "Кромвель" (1827), героем к-рой был выдающийся деятель Англ. бурж. революции 17 в.,сыграло роль эстетич. манифеста демократически настроенных романтиков. Догматам классицизма, тирании "правил" Г. противопоставил полную свободу драма-тич. творчества. Он отвергал традиционные "единства", омертвевшие правила строгого разделения жанров, призывал вводить в сферу иск-ва комическое наравне с трагическим, уродливое - с прекрасным, низменное - с возвышенным. Теория гротеска, к-рую развивал Г., при всем её метафизич. характере выражала стремление воплотить жизнь в иск-ве полнее, чем это допускала классич. школа 17-18 вв. Пост. драмы "Эрна-ни" (1829) в февр. 1830, в канун революции, послужила сигналом для "битвы романтиков с классиками", завершившейся победой новой школы. Образ вступившего в единоборство с королём Эрнани, благородного разбойника, объявленного вне закона, воспринимался как живое воплощение бунтарских идей. Драмы Г. "Марион Делорм" (1829), "Король забавляется" (1832), "Мария Тюдор" (1833), "Рюи Блаз" (1838) тоже были проникнуты духом свободолюбия.
Первый значит. роман Г. "Собор Парижской богоматери" (1831) воскрешал жизнь Парижа 15 в. Созданный под впечатлением Июльской революции, он был пронизан новой для Г. антиклерикальной тенденцией. Сумрачный образ собора выступает в романе как символ католицизма, веками подавлявшего человека. Демократич. симпатии Г. снова проявились в том, что высокие нравственные качества он находит только в низах ср.-век. общества - в уличной танцовщице Эсмеральде и звонаре Квазимодо.
В 30-е гг. появились лирич. сб-ки Г.: "Осенние листья" (1831), "Песни сумерек" (1835), "Внутренние голоса" (1837), "Лучи и тени" (1840). В рассказе "Клод Ге" (1834) Г. выступил против смертной казни. Но Г. был непоследователен. Временный спад революц. движения привёл в 40-е гг. к примирению с Июльской монархией. Противоречивая обществ. позиция Г. сопровождалась творческим кризисом. Опубл. в 1843 драма "Бургграфы" оказалась неудачной.
Бурж.-демократич. революция 1848 вывела Г. из идейного тупика. Он стал в ряды защитников республики. В печати и с трибуны Нац. собрания Г. разоблачал Луи Бонапарта, к-рый после контрреволюц. переворота 1851 был провозглашён (1852) императором Наполеоном III. Вынужденный покинуть Францию, Г. переехал в Брюссель; позднее поселился на о-вах в проливе Ла-Манш, во владениях Англии (Джерси - с 1852, Герн-си - с 1855). В 1852 Г. написал кн. "История одного преступления" (т. 1-2, изд. 1877-78) и политич. памфлет "Наполеон Малый". Сб. политич. стихов "Возмездие" (1853), заклеймивших Наполеона III и его клику, стал образцом гражд. лирики и позднее оказал влияние на парижских коммунаров.
В романе "Отверженные" (1862) Г. изобразил жизнь разных слоев франц. общества. Повествуя о судьбе безработного, попавшего на каторгу за кражу булки, и швеи, вынужденной продавать себя, чтобы спасти своего ребёнка, Г. доказывал, что преступления и нищета - неизбежное порождение капитализма. По мере нарастания антибурж. пафоса у Г. складывался сентиментально-филантропич. идеал, наметившийся ещё в 30-е гг. под влиянием утопич. социализма. Однако утопической проповеди примирения классов противоречили лучшие страницы романа, овеянные духом революции. Правдивые картины жизни и страданий народа свидетельствовали о реалистич. струе в творчестве Г. В центре романа "Труженики моря" (1866) - борьба человека со стихиями природы. В романе "Человек, который смеётся" (1869) Г. описывал жизнь Англии на рубеже 17-18 вв., изобличая произвол монархии и жестокость аристократии. Основные композиц. приёмы - романтич. антитеза и гротеск - служили Г. для противопоставления эгоизму аристократии нравств. чистоты людей из народа.
Г, вернулся на родину в 1870 после низложения Наполеона III. На события франко-прусской войны 1870-71 и Парижской Коммуны 1871 он отозвался сб. стихов "Грозный год" (1872). В романе "Девяносто третий год" (1874) Г. воссоздал картину борьбы якобинской республики против вандейского мятежа и с симпатией нарисовал образы деятелей революции. Из поздних произв. интересен поэтич. сб. "Искусство быть дедом" (1877). В 1883 появилась 3-я серия "Легенды веков" (1-я - 1859, 2-я - 1877) - лиро-эпич. собрания историч. преданий и легенд, воскрешающих библейские, античные и средневековые образы.
В России 19 в. передовые писатели (в т. ч. А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, М. Е. Салтыков-Щедрин) высоко ценили общественное содержание соч. Г, и его любовь к народу, хотя и осуждали присущие ему утопич. иллюзии. Г. был одним из любимых писателей Л. Н. Толстого.
Соч.: CEuvres completes, v. 1-48, P., 1904-38; в рус. пер.- Собр. соч., т. 1 -15, |