БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

очном жиней горят но мне Змеи сердечной угрызенья...

А. С. Пушкин.


КАТАЕМА Сэн (3.12.1859, дер. Хадеги, пров. Мимасака, ныне часть посёлка Юге уезда Кумитё, префектуры Окаяма,- 5.11.1933, Москва), деятель японского и междунар. рабочего движения. Род. в крест, семье. С 1881 работал в Токио наборщиком. В 1884 уехал в США, где работал и одновременно учился. После окончания Йельского ун-та (1895) в 1896 возвратился в Японию и стал принимать активное участие в организации социали-стич. и рабочего движения. Был одним из создателей Об-ва содействия организации профсоюзов и Союза металлистов - первого япон. профсоюза (1897), Об-ва по изучению социализма (1898). В 1901 был одним из основателей япон. социал-демократия, партии, к-рая сразу же была распущена пр-вом; в 1903-04 активно сотрудничал в газете "Хэймин симбун". В 1900 заочно избран чл. бюро Исполкома 2-го Интернационала. В 1904 на Амстердамском конгрессе 2-го Интернационала решительно выступил против начавшейся рус.-япон. войны. За организацию стачки токийских трамвайщиков в 1911 К. был заключён в тюрьму, в к-рой пробыл 9 мес. В 1914 из-за полицейских репрессий уехал в США, где примкнул к амер. социалистич. движению, создал первые коммунистич. группы из япон. рабочих в США (1918). В 1920 перевёл на япон. яз. книгу В. И. Ленина "Государство и революция". Скрываясь от полицейских преследований, К. в 1921 переехал в Мексику, а оттуда в Сов. Россию. В 1922 был избран членом Исполкома Коминтерна (ИККИ), а затем членом Президиума ИККИ. К.- один из инициаторов создания компартии Японии (КПЯ) (1922). Последовательно боролся против уклонов в КПЯ, за её идейное и организац. укрепление и расширение связей с трудящимися. Принимал участие в антиимпериалнстич. конгрессах в Брюсселе (1927) и во Франк-фурте-на-Майне (1929), а также в ан-тивоен. конгрессе в Амстердаме (1932). Похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены. Соч.: Статьи п мемуары (К столетию со дня рождения), M., 1959; Воспоминания, пер. с япон., M., 1964. A. H. Романов.

C. Катаяма.


КАТЕБ (Kateb) Ясин (р. 6.8.1929, Константина), алжирский писатель. Сын адвоката. Одним из первых стремился обратить франц. яз. в средство для создания алж. нац. лит-ры (лирич. цикл "Разговор с самим собой", 1946; поэма "Недж-ма", 1948). К. использует магич. символику и родовые мифы в драме ("Труп в кольце", 1954-55), романе ("Неджма", 1956) и лирике ("Танец при свете костра", 1961, рус. пер. 1962). В фольклорно-реалистич. плане высмеяны феодализм (комедия "Порошок разума", 1959) и колониализм (комедия "Лютня и чемодан", 1963). Воплощению осн. тем - пробуждение личности и революц. действие народа и родины, слитых в символич. образе Неджмы (трагедия "Дикарка", 1962), подчас препятствует приверженность К. поэтике сюрреализма (роман "Звёздный полигон", 1966). Пр. Амруша (1963).

Соч.: L'homme aux sandales de caoutchouc, P., 1970.

Лит.: Dejeux J., Bibliographic de Ia litterature algerienne d'expression fran-caise, 1962 - 1967, "Cahiers algeriens de Ht-terature comparee", 1967, j\b 2.

В.П. Балашов.


КАТЕГОРИИ (от греч. kategoria - высказывание, обвинение; признак) в ф и-лософии, наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. К. возникли и развиваются как результат обобщения историч. развития познания и обществ, практики.

В ранних формах филос. мышления К. выступали в виде исходных принципов, "первоначал" мира: вода, воздух, земля, огонь, эфир и т. п. Когда возникло различение бытия и мышления, сознания и познания, К. приобрели логич. вид. Платон, напр., признавал уже пять осн. категорий: сущее, движение, покой, тождество и различие. Аристотель пишет специальный трактат "Категории", в к-ром К. трактуются как отражение и наивысшее обобщение объективной реальности. Он выделил десять категорий: сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и страдание. Однако Аристотель не раскрыл диалек-тич. взаимосвязи К. Система К., созданная Аристотелем, была господствующей в течение неск. веков.

В новое время мыслители выдвигали различные системы К., трактуя их или материалистически, или идеалистически. Так, И. Кант рассматривал К. как априорные формы рассудка. Они - только формы, в к-рые как бы отливается многообразное содержание материала познания, доставляемого им извне чувствами. По Канту, К. являются определениями не предметов самих по себе ("вещей в себе"), а познающего субъекта, структуры его мышления. Кант выделил такие категории: качество (реальность, от рицание, ограничение), количество (единство, множество, цельность), отношение (субстанция и свойство, причина и деиствие, взаимодействие), модальность (возможность и невозможность, действительность и недействительность, необходимость и случайность). Эта система охватывает наиболее важные К. человеч. мышления и во многом сохраняет свое значение до наст, времени.

Огромным прогрессом была система категорий Г. Гегеля, у к-рого философия есть не что иное, как диалектич. система К.- в мышлении, природе, духе, истории. Чисто логич. К. таковы: бытие (качество, количество, мера), сущность (основание, явление, действительность, причём в эту последнюю входят субстанция, причина и взаимодействие), понятие (субъект, объект, абсолютная идея). Гегель показал диалектику К., их взаимосвязь и взаимопереходы. Однако Гегель трактовал категории как порождение мыслящего мирового духа.

Нек-рые совр. бурж. философы рассматривают К. как особый, автономный мир идей, оторванный и от материального, объективного мира, и от субъективного мира человека. Субъективные идеалисты утверждают, что К. не имеют объективного содержания. Так, напр., представители экзистенциализма исходят из того, что любая категория, к-рой пользуется человек в своём мышлении, носит его своеобразную п глубоко личностную окраску. Для экзистенциализма крайне существенны интимно-личная сфера духовной жизни и формы её выражения в понятиях, символах, полных психологизма. В отличие от экзистенциализма, стремящегося "очеловечить" понятия К., лишить их объективного содержания, придать им эмоционально-субъективный смысл, неопозитивизм пытается свести К. философии к терминам формальной логики и понятиям спец. областей научного знания. Представители неотомизма вкладывают религиозный смысл в К., утверждая, что они существовали изначально в божественном разуме как прообразы реальных вещей, свойств и отношений .

Используя достижения мировой филос. мысли, марксизм разработал К. на диа-лектико-материалистич. основе. К. мате-риалистич. диалектики являются обобщением опыта познания и практики предшествующей истории человечества. Они включают в себя единичное, особенное, общее, часть, целое, форму, содержание, сущность, явление, закон, необходимость, случайность, возможность, действительность, качество, количество, меру и др. К., отражают весь мир (в той мере, в какой он познан), но не всё в мире. Они отражают его лишь в плоскости всеобщих свойств, отношений и закономерностей развития. К. являются основным интеллектуальным средством филос. познания как бытия, так и результатов конкретно-науч. и художеств, его отражения. Понятия спец. областей знания вырастают на почве исследования, обобщения какой-то отд. сферы бытия. Однако никакая система аналитич. понятий не исчерпывает всего богатства интеллектуального опыта человечества, воплощённого в глобальных филос. К.

К. являются узловыми пунктами познания, "ступеньками", моментами проникновения мышления в сущность вещей.

Характеризуя познават. значение К., В. И. Ленин писал: "Перед человеком сеть явлений природы. Инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из природы. Сознательный человек выделяет, категории суть ступеньки выделения, т. е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и овладевать ею" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 85), Выражая как бы каркас мира, категориальная структура мышления сравнительно устойчива. Вместе с тем она изменчива, исторична. Особенно подвижным является содержание К. В ходе истории изменялись роль и место отд. К. Материалистич. диалектика обогащается новыми К. (напр., структура, система и др.). Вместе с тем происходит углубление и обогащение уже имеющихся К.

К. являются идеальным аналогом материального мира, его общих свойств, связей и отношений. Отсюда вытекает их методологическая ценность и необходимость применения к исследованию явлений и природы, и общества, и мышления. К. диалектики, в отличие от общих понятий конкретных областей знания, к-рые играют методологич. роль лишь в определ. сфере мышления, пронизывают собой всю ткань науч. мышления. Отражая действительность, К. являются вместе с тем необходимым интеллектуальным средством её преобразования. Теоретич. воспроизведение действительности и её мысленное творческое преобразование возможно лишь в системе категорий. К. выступают в роли "мерки" умопостигаемого объекта, логич. средства его понимания и фиксации. Они суть организующие принципы мышления, узловые пункты связи субъекта и объекта, как бы эталоны, с помощью к-рых осмысливается всё богатство чувств, непосредственности.

К. философии, постоянно аккумулируя в себе результаты развития отд. специальных наук, способствуют выделению и синтезу мировоззренческих и общеметодологических моментов в содержании науч. мысли. Именно К. человеческого мышления - показатель уровня общеинтеллектуального развития человечества в данную историч. эпоху. И недаром Гегель называл философию эпохой, схваченной в мыслях. Благодаря К. единичные предметы воспринимаются и осмысливаются как частные проявления общего, включённые в систему обобщённых отношений. Усвоение К. в ходе индивидуального развития человека является необходимым условием формирования способности теоретич. мышления.

К. материалистич. диалектики находятся в определённой связи между собой и представляют систему. О составе К. этой системы и их иерархии ведутся дискуссии. Общепризнаны нек-рые исходные принципы её построения. Они заключаются в следующем. В объективной действительности всё взаимосвязано и находится во всеобщем взаимодействии. Поэтому и отражающие мир К. находятся в определённой взаимосвязи. Каждая из К. отражает к.-л. сторону объективного мира, а все вместе они "...охватывают условно, приблизительно универсальную закономерность вечно движущейся и развивающейся природы" (там же, с. 164). Каждая из К., отражая универсальную связь вещей, выражает тем самым нечто абсолютное. Поэтому ни одна из К. не может ни заменять, ни "снять", ни перейти в другую. Система К. строится на основе единства логического и исторического. Последовательное развёртывание К. в системе марксистской философии должно в сокращённом виде отражать историю формирования и развития категориальной структуры человеческого мышления, идущего от простого к сложному. К. связаны между собой так, что каждая из них может быть осмыслена лишь как элемент всей системы К. Процесс развития явлений состоит в том, что они шаг за шагом переходят от простых к сложным, от низших к высшим формам бытия. В такой же последовательности совершается и познание.

Лит.: Категории материалистической диалектики, M., 1956; Георгиев Ф. И., Категории материалистической диалектики, M., 1960; Шептулин А. П., Система категорий диалектики, M., 1967.

А. Г. Спиркин.


КАТЕГОРИИ СЕМЯН, группы семян разной сортовой ценности, характеризуемые предельными нормами (в % ) сортовой чистоты или типичности; см. Семенной материал.

КАТЕГОРИЙНАЯ ТЕЛЕГРАММА, условное наименование телеграфного сообщения определённой важности и спешности. В СССР телеграммы разделяются на категории и передаются с соблюдением следующей очерёдности: "вне категории", "внеочередные" ("SOS", "шторм" с предупреждением об опасных явлениях погоды и стихийных бедствиях, "авиа" и т. п.), "высшие правительственные", "правительственные", "срочные" и "обыкновенные". Контрольные сроки обработки телеграмм внутри телеграфа: внекатего-рийных и "SOS" - немедленно; внеочередных - 3-6 мин; высших правительственных, правительственных и срочных - 20 мин; обыкновенных - 40 мин (с доставкой адресатам в течение 1 ч).


КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ (от лат. imperativus - повелительный), термин, введённый нем. философом И. Кантом и обозначающий основной закон, или правило, его этики. Имеет две формулировки: "...поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом" (Кант И., Соч., т. 4, ч. 1, M., 1965, с. 260) и "...поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству" (там же, с. 270). Первая формулировка выражает характерное для Канта формальное понимание этики, вторая ограничивает этот формализм. Согласно Канту, К. и. является всеобщим общеобязательным принципом, к-рым должны руководствоваться все люди независимо от их происхождения, положения и т. д. Отвлечённо-формальный характер К. и. был подвергнут критике Гегелем.

Характеризуя постулаты кантовской этики, К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что Кант "...превратил материально мотивированные определения воли французской буржуазии в чистые самоопределения ,,свободной вол и", воли в себе и для себя, человеческой воли, и сделал из неё, таким образом, чисто идеологические определения понятий и моральные постулаты" (Соч., 2 изд., т. 3, с. 184).

Лит.: Williams T. С., The concept of the categorical imperative, Oxf., 1968.


КАТЕГОРИЯ, 1)группа, разряд, степень. 2) См. Категории, Категория в языкознании.


КАТЕГОРИЯ в языкознании, языковые значения, соотносящиеся и взаимосвязанные на основании общего семантического признака и представляющие собой замкнутую систему подразделений этого признака. Напр., К. лица в рус. яз. (объединяющая 3 значения на основе признака - участие в речевом акте), К. рода рус. прилагательных, лекснч. К. цвето-обозначения. К. различаются по характеру их семантики (денотативные, семан-тико-синтаксич. и др.), по степени обязательности их в данном языке (грамма-тич., неграмматич.), по способам выражения (морфологич., лексич., синтак-сич.). Близкие по семантике К. могут быть обязательными в одних и необязательными в других языках. Так, К. локативных отношений у существительных реализуется в лакском яз. в К. серии местных падежей (к ъ а т л у и н - "на дом", къатлуйнмай - "по направлению на дом", къатлуйх - "сверху дома мимо" и др.), а в рус. яз. соответствующие значения выражаются отдельными лексич. единицами. Грамматич. (обязательные) К. образуют в языке жёсткие иерархич. системы. Напр., в венг. языке в существительном выражается К. числа, притяжательное™, лица и числа обладателя, релятив, число релятива, падеж. Б. Ю. Городецкий.


КАТЕДЕР-СОЦИАЛИЗМ (нем. Kathedersozialismus, от Katheder - кафедра), разновидность бурж. социализма. Возник в Германии в 60-/0-е гг. 19 в. в качестве реакции представителей офиц. нем. бурж. науки (гл. обр. политич. экономии) на рост социалистич. сознательности рабочего класса. В 1872 они объединились в Союз социальной политики с целью борьбы против марксизма и проповеди с университетских кафедр необходимости вмешательства гос-ва в эко-номич. и социальные отношения якобы для введения "социализма" сверху. Идейные истоки К.-с.- в концепции "социальной монархии" Л. Штейна (Германия) (см. "Государственный социализм"). К.-с. был "...естественным и неизбежным выражением теоретической трусости и политической растерянности тамошней буржуазии" (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 479). Катедер-социалисты (Г. Шмоллер, Л. Брентано, А. Вагнер, Г. Геркнер, А. Шеффле) выступили апологетами гос. капитализма, насаждавшегося в Германии, изображали прусско-юнкерское-гос-во "народным государством", чиновничество и монархич. власть "единственно нейтральными элементами в классовой борьбе", способными обеспечить, улучшение положения трудящихся, "справедливое распределение капитала", доказывали возможность социального решения рабочего вопроса путём полицейской регламентации труда, возрождения обычаев ср.-век. цехов и пр. Толкование катедер-социалистами ряда положений марксистской политич. экономии в духе бурж. либерализма подготовило почву для ревизионизма в нем. социал-демократии. К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли критике К.-с., капитулянтство перед ним оппортунистов. В. И. Ленин вскрыл связь К.-с., "легального марксизма" в России и междунар. ревизионизма. В конце 19 - нач. 20 вв. влияние К.-с. значительно упало. Некоторые его идеи позднее были восприняты идеологами реформизма, политической реакции. В 1948 в ФРГ воссоздан Союз социальной политики (с 1956 - Общество по экономическим и социальным наукам).

Лит.: Маркс К., Замечания на книгу А. Вагнера..., Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19; Энгельс Ф., Брентано contra Маркс, там же, т. 22; Ленин В. И., Аграрный вопрос и "критики Маркса", Поли. собр. соч., 5 изд., т. 5; его же, Против бойкота,, там же, т. 16; его же, Анкета об организациях крупного капитала, там же, т. 21; Volkerling F., Der deutsche Kathe-der-Sozialismus, В., 1959. E. Г. Панфилов.


КАТЕЛИНО (Cathelineau) Жак (5.1. 1759, Ле-Пен-ан-Мож, -14.7.1793, Сен-Флоран-ле-Вьей), один из воен. руководителей мятежа в Вандее в период Великой франц. революции. Из крестьян. С марта 1793 возглавлял крест, отряды мятежников. Руководил взятием гг. TTTn-лс, Сомюр и др. В июне 1793 был избран -"главнокомандующим католич. и королев, армий" вандейцев. Во гл. армии двинулся в июле 1793 на штурм Нанта, близ к-рого в бою был смертельно ранен.

КАТЕНИН Павел Александрович [11(22). 12.1792, дер. Шаёво Костромской губ.,- 23.5(4.6). 1853, там же], русский писатель и театральный деятель. Участник Отечеств, войны 1812. Один из руководителей Военного об-ва - тайной декабристской организации. В 1820 по политич. мотивам отстранён от службы. Долгие годы провёл в деревне. Печататься начал перед Отечеств, войной 1812. Возглавил одно из течений декабристского романтизма. Автор баллады "Ольга" (1816), резко отличающейся по своим художеств, принципам от поэзии В. А. Жуковского и вызвавшей полемику: ориентация б