| едитными учреждениями. К. о. регистрируются в кассовой книге.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР, основная форма планирования и регулирования денежного обращения в стране; документ, определяющий гл. направления движения наличных денег, размеры и источники их поступления в кассы Госбанка, размеры и целевое направление их выдачи из касс Госбанка, а также изменения количества денег в обращении, исходя из плановых объёмов и экономич. содержания потоков движения наличных денег в нар. х-ве, идущих гл. обр. от социалистич. предприятий и орг-ций к населению (при выплате доходов населению) и от населения к предприятиям и орг-циям (при использовании населением своих доходов на приобретение товаров, оплату услуг и др. платежи) (см. также Кассовое планирование).
К. п. составляется на год и на каждый квартал (с помесячным распределением) по следующей номенклатуре (см. табл.).
В составлении и исполнении К. п. участвуют все звенья системы Госбанка, а также все предприятия, учреждения и орг-ций, имеющие в банке расчётные или текущие счета. К. п. утверждается Сов. Мин. СССР.
Лит. см. при ст. Кассовое планирование. П. П. Росляков.
Схема кассового плана Госбанка СССР
Приход
Расход
Поступления торговой выручки
Выдачи на заработную плату
>> выручки ж.-д., водного и возд. транспорта
>> на с.-х. заготовки и закупки
>> налогов и сборов
>> со счетов колхозов
>> квартирной платы и коммунальных платежей
>> вкладов на несельскохозяйств. заготовки и на др. цели
>> выручки местного транспорта
>> ссуд на индивидуальное жил. строительство , хоз. обзаведение и операции ломбардов
>> на счета колхозов
>> подкреплений предприятиям министерств связи
>> от почтовых предприятий министерств связи
>> от сберкасс
>> подкреплений сберкассам
>> выручки зрелищных предприятий
>> на выплату пенсий , пособий и страховых возмещений
>> выручки предприятий бытового обслуживания
>> на счета жил. кооперативов
Прочие поступления
>> на командировочные и хоз. -операционные расходы
Итого
Итого
Превышение расхода над приходом
Превышение прихода над расходом
КАССОЛА (Cassola) Карло (р. 17.3.1917, Рим), итальянский писатель. Первые сб-ки рассказов относятся к 1941-42. Участник Движения Сопротивления, к-рому посвящён роман "Фаусто и Анна" (1952). Наиболее известны повести К. "Старые товарищи" (1953, рус. пер. 1965) - о жизни и борьбе группы коммунистов-подпольщиков в годы фашизма и Сопротивления, и "Рубка леса" (опубл. 1953, рус. пер. 1958), где К. показывает своего героя в единстве с природой, в труде. В романе "Невеста Бубе" (I960, рус. пер. 1965) К. возвращается к тематике Сопротивления в свете послевоен. проблем. В последующих произв. ("Чёрствое сердце", 1961; "Памятные времена", 1966; "Страх и печаль", 1970) К. отходит от социальной и политич. темы, концентрируя внимание на внутр. переживаниях персонажей.
Соч.: Un matrimonio del dopoguerra, Torino, 1957; Una relazione, Torino, 1969; в рус. пер. - Баба, в кн.; Итальянская новелла XX века, M., 1969.
Лит.: Потапова 3. M., Неореализм в итальянской литературе, M., 1961; "M а с-chioni Jodi R., Cassola, Firenze, 1967 (библ. с. 117 - 26). Г. Д. Богемский,
КАССОНЕ (итал. cassone), тип деревянного сундука-ларя, распространённый в Италии в ср. века и в эпоху Возрождения. Передние и боковые стенки К. украшались позолоченным или раскрашенным стукко, резьбой, а также живописью (преим. сцены светского характера), к-рую иногда выполняли крупные художники (напр., Боттичелли, Уччслло). В кон. 15 в. усилилось влияние архитектуры на отделку К.: стенки нередко делятся на филёнки с резьбой и интарсией.
Лит.: Ф а е к с о н Л., Итальянские свадебные сундуки, "Декоративное искусство СССР", 1967, № i; S с h и Ь г i n g P., Cassone, Lpz., 1923.
КАССУ (Cassou) Жан (р. 9.7.1897, Деу-сто, близ Бильбао, Испания), французский писатель. Сын инженера. Окончил лит. ф-т в Париже. Автор исследований по музыке, лит-ре, изобразит, иск-ву, в частности испанскому. В посвящённом Парижской Коммуне 1871 романе "Кровавые дни Парижа" (1935, рус. пер. 1937) К. обратился к теме револкш. пролетарской борьбы в ист. аспекте. Участник франц. Движения Сопротивления.
Возмущением и надеждой исполнена книга его стихов "Тридцать три сонета, созданные в тюрьме" (1944). В романе "Центр мира" (оконч. 1939, изд. 1945) отображён период от кануна 1-й до кануна 2-й мировой войны. К. остаётся неизменным противником империализма и реакции.
Соч.' Grandeur et infamie de TolstoT, Р.. [1932]; Le livre de Lazare, P., 1955; La clef des songes, Lausanne, [1964]; Le voisino-ge des cavernes. P., [1971]; в рус. пер. - Ж. Кассу о повести В. Познера "Испания - первая любовь", "Иностранная литература". 1967, № 11.
Лит.: История французской литературы, т. 4, M., 1963; Georgel P., J. Cassou... Choix de textes. Bibliographic, portrait, facsimile, P., 1967 (Poetes d' aujourd'hui).
Л. Т. Белугинз.
КАСТАЛЬСКИЙ Александр Дмитриевич [16(28).11.1856, Москва,-17.12.1026, там же], советский композитор, деятель хоровой культуры и муз. фольклорист. В 1893 окончил Моск. консерваторию (учился у П. И. Чайковского, С. И. Танеева и H. А. Губерта). С 1887 преподаватель моск, синодального уч-ща, преобразованного в 1918 в моек. нар. хоровую академию (с 1910 директор). С 1918 вёл активную и разнообразную муз.-просветительную работу в муз. отделах Нар-компроса, Пролеткульта, Политпросвета, Военкомата Москвы. С 1922 проф. Моск. консерватории. Среди учеников К. композиторы Д. С. Васильев-Буглай, А. А. Давиденко и др. Сыграл видную роль в развитии рус. хоровой музыки. В нач. 20-х гг. К. выступил одним из первых авторов массовых революц. песен и крупных хоровых соч., посвящённых сов. действительности [для чтеца, хора и симф. оркестра -"В. И. Ленину" ("У гроба", 1924) и др.]. Автор хоровых обработок нар. песен. К. принадлежат исследования по рус. нар. творчеству. Лит.: Статьи, воспоминания, материалы. [Сост. Д. В. Житомирский], M., 1960 (библ.).
КАСТАЛЬСКИЙ ИСТОЧНИК, родник на горе Парнас вблизи Дельф (в Центр. Греции). В Др. Греции К. и. почитался как священный ключ бога Аполлона и муз, дарующий вдохновение поэтам и музыкантам. Вода К. и. служила также для очистительного омовения многочисл. паломникам, направляющимся в Дель-фы.
КАСТАНЬЕТЫ (исп. castanetas, от лат. castanea - каштан), ударный муз. инструмент, распространённый преим. в Испании, а также в Юж. Италии и странах Лат. Америки. К. состоят из 2 пар деревянных (или пластмассовых) пластинок в форме раковин. Каждая пара соединяется петлей из шнурка. Ритмич. постукиванием К. сопровождают обычно нар. песни и пляски. Применяются также в оркестре.
КАСТАНЬИНО (Castagnino) Хуан Карлос (18.11.1908, Мар-дель-Плата, - 21.4.1972, Буэнос-Айрес), аргентинский живописец и график. Учился в Высшей нац. художеств, школе в Буэнос-Айресе (1929-34). В 1938-40 работал в Италии, Франции, Испании. Представитель ар-гент. "нового реализма", К. в 1930- 1940-х гг. вместе с Д. Сикейросом, А. Верни и др. работал над монументальными росписями, гл. обр. на темы совр. жизни и истории аргент. народа. Выполнил росписи в "Галерее Мира" (1945), "Парижской галерее" ("Человек - Космос - Надежда", 1959), галерее "Обелиск" ("Пробуждающаяся улица", 1961) и др. обществ, зданиях Буэнос-Айреса. Картины и рисунки К. посвящены борьбе народа за свои права. Илл. см. также т. 2, стр. 178.
X. К. Кастаньино. Рисунок из цикла "Мартин Фьерро". Чернила. 1962.
КАСТАHЬO (собственно Анд ре а дель Каста нь о, Andrea del Casta-gno) (ок. 1421, Кастаньо, Тоскана, -19.8. 1457, Флоренция), итальянский живописец Раннего Возрождения. Представитель демократич. линии во флорентийском иск-ве сер. 15 и. Сформировался под воздействием творчества Мазаччо, Донателло и Паоло Уччелло. Работал гл. обр. во Флоренции, а также в Венеции (1442) и, возможно, Риме (1454). Выполнил фрески, изображающие "9 знаменитых людей" (в т. ч. портреты Данте, Боккаччо, Петрарки, кондотьера Пиппо Спа-HO и др., между 1445 и 1457, ныне в монастыре Сант-Аполлония во Флоренции, превращённом в музей К.). Для живописной манеры К. характерны энергичная пластнч. моделировка форм, звучный колорит, напряжённая выразительность поз и ракурсов, к-рая часто придаёт работам К. драматич. остроту (фресковые росписи "Троица" в церкви Сан-тиссима-Аннунциата во Флоренции, 1454-.55, и "Тайная вечеря", между 1445 и 1457, ныне в музее К.). Исполненные жизненной энергии, грубовато-выразительные, мужеств. образы К. воплощают характерные черты человека эпохи Возрождения. Илл. см. т. 5, стр. 276; т. 9, табл. XX (стр. 193).
Лит.: Richter G. M., Andrea del Castagno, Chi., 1943; R u s s о 1 i F., Andrea del Castagno, Mil., 1957. В.Э.Маркова.
КАСТЕЕВ Абылхан [р.1(14).1.1904, с.Чи-жин, ныне Панфиловского р-на Талды-
A. Кастеев. "ТурксиЗ". Акварель.1932. Казахская художественная галерея им T. Г. Шевченко. Алма-Ата.
Курганской обл. Казах. CCP], советский живописец и акварелист, нар. художник Казах. CCP (1944). Чл. КПСС с 1949. Учился у H. Г. Хлудова (1929-31). Автор жанровых композиций на темы быта до-революц. и сов. Казахстана (серия "Старый и новый быт", начата в 1930-е гг.), портретов ("Амангельды Иманов", 1950), а также пейзажей (серия "На земле казахстанской", акварель, 1955-65; все назв. произв.- в Казах, художеств, гал. им. T. Г.Шевченко, Алма-Ата; "Каратау-ская обогатительная", 1967). Награждён 3 орденами, а также медалями. Илл. см. также на вклейке к ст. Казахская CCP.
Лит.: Микульская E. Г., Абылхан Кастеев..., А.-А., 1956; А. Кастеев, Каталог юбилейной выставки, А.-А., 1964.
КАСТЕКС (Castex) Рауль Виктор Пат-рис (27.10.1878, Сент-Омер,-11.1.1968), французский воен.-мор. теоретик, адмирал (1935). На флоте с 1898. Окончил Высш. школу мореходства (1917). Преподавал в воен.-мор. уч-ще (в 30-х гг. начальник воен.-мор. уч-ща), а затем в Высш. воен. школе нац. обороны. С 1939 в отставке. Автор многих воен.-теоре-тич. работ. В наиболее крупном теоретич. труде о стратегич. теории К. отрицает целесообразность крупных сражений на море и считает гл. задачей флота защиту своих мор. коммуникаций и нарушение коммуникаций противника, а также участие в десантных операциях во взаимодействии с др. видами вооруж. сил; подчёркивал особое значение мор. сил в длительных войнах.
Соч.: Theories strategiques, v. 1 - 5, P., 1929 - 35.
КАСТЕЛАР-И-РИПОЛЬ (Castelar у Ripoll) Эмилио (8.9.1832, Кадис,- 25.5.1899, Сан-Педро-дель-Пинатар), испанский политич. деятель, лидер правых республиканцев, писатель, историк. Окончил (1853) Мадридский ун-т, в 1858-66 возглавлял кафедру истории Испании этого ун-та. После неудавшегося заговора республиканцев (1866) эмигрировал во Францию, где находился до начала Исп. революции 1868-74. Выступал против монархии, за установление в Испании республики. По возвращении на родину был депутатом Учредит, кортесов, затем мин. иностр. дел (февр.- июнь 1873), пред, кортесов (авг.- сент. 1873) и президентом республики (7 сент. 1873- 3 япв. 1874). После реставрации монархии (1874) был избран депутатом кортесов.
Выступал против монархич. конституции 1876. В 1888 отошёл от политич. жизни. К.- автор большого числа исторических работ, романов, воспоминаний и путевых заметок.
Соч.; Historia de Europa en el siglo XIX. t. 1-6, Madrid, 1895-1901; Cuestiones po-liticas у sociales, t. 1-3, Madrid, 1870; Historia del movimiento republicano en Europa, v. 1-2, Madrid, 1873-74; Historia del des-cubrimiento de America, Madrid. 1892; La Rusia contemporanea..., Madrid, 1881; Obras escogidas, v. 1-12, Madrid, 1922-23.
X. Гарсии.
КАСТЕЛЛАММАРЕ-ДИ-СТАБИЯ (Castellammare di Stabia), город, порт и курорт в Юж. Италии, в обл. Кампания, в пров. Неаполь, на берегу Неаполитанского зал. Тирренского м. 70,3 тыс. жит. (1969). Судоверфь, з-ды стального литья и проката, трансп. оборудования; вагоностроение, цем. пром-сть; произ-во плодовых консервов, оливкового масла, сыра. Близ города крупный амер. нефте-перерабат. з-д.
КАСТЕЛЛУЧЧО (Castelluccio), археологическая культура раннего бронзозого века (кон. 3-го -1-я пол. 2-го тыс. до н. э.), распространённая на Ю. и Ю.-В. Сицилии. Характеризуется небольшими поселениями, иногда укреплёнными, с эллиптическими в плане, частично углублёнными в землю жилищами, погребениями в катакомбах, заброшенных кремнёвых выработках и естеств. пещерах. Керамика - амфоры и др. сосуды, расписанные коричневыми или чёрными перекрещивающимися лентами по жёлтому или красному фону. Орудия - кремнёвые с двусторонней обработкой, топоры из базальта и гринштейна, зернотёрки и др. Украшения - подвески и бусы из камня, кости, меди. Особенно интересны костяные пластины, украшенные рядом шишечек и тонкими узорами (возможно, схематизированные идолы), аналогичные найденным на о. Мальта, в Юго-Вост. Италии, Юж. Греции и Трое. Культура К. обнаруживает также древние связи с элладской культурой (её средним этапом) и с культурой Сев.-Зап. Анатолии кон. 3-го тыс. до н. э.
Лит.: Ч а и л д Г., У истоков европейской цивилизации, пер. с англ., M.. 1952; Вегпа-b 6 В г е a L., Sicily before the Gre°ks, N. Y., 1966. B.C. Титов.
КАСТЕЛЬНО (Castelnau) Франсис (1812, Лондон,-4.2.1880, Мельбурн), французский путешественник, начальник правительств, науч. экспедиции по изучению Бразильского плоскогорья и Амагюн-ской низм., дважды пересекший Юж. Америку. В 1843-45 К., выйдя из Рио-де-Жанейро, проследил на Бразильском плоскогорье всю долину р. Арагуая, от её устья поднялся по долине притока Арагуаи р. Токантинс до его верховьев; затем, повернув на 3., исследовал плато Мату-Гросу, где точно установил исток р. Парагвай, пересек равнину Чако-Бо-реаль, плато Альтиплано и, перевалив Анды, вышел к г. Лима, пройдя на лошадях и пешком более 10 тыс. км. В 1846- 1847экспедиция К.,следуя от Лимы на В., снова перевалила Анды, прошла вниз по долинам pp. Урубамба и Укаяли до 8° ю. ш. и по pp. Укаяли и Амазонка спустилась до моря, проделав ещё ок. 8 тыс. км.
Соч.: Expedition dans les parties centrales de Г Amerique du Sud, pt. 1 - 7, P., 1850 - 61.
Лит.: Магидович И. П., История открытия и исследования Центральной и Южной Америки, M., 1965.
КАСТЕЛЬНО (Castelnau) Эдуар, виконт д е Кюрьер (de Curieres) (24.12.1851, Сент-Африк,-18.3.1944, Монтастрюк, Верхняя Гаронна), французский генерал. Участник франко-прус. войны 1870-71. С 1911 1-й помощник нач. Генштаба и с 1913 чл. Высш. воен. совета, участвовал в разработке плана стра-тегич. развёртывания войны с Германией. Во время 1-й мировой войны 1914-18 командовал армией, группой армий во Франции, с дек. 1915 до сер. 1916 нач. штаба главнокомандующего франц. армией Ж. Жоффра. В 1919-23 деп. Нац. собрания Франции и пред. воен. комиссии.
КАСТЕЛЬОН-ДЕ-ЛА-ПЛАНА (Castel-lon de Ia Plana), город в Испании, в обл. Валенсия. Адм. ц. провинции Кастельон. 85 тыс. жит. (1970). Центр орошаемого с.-х. р-на, известного своими цитрусовыми. Произ-во плодоовощных консервов, текст., цем. и хим. пром-сть. Новый центр нефтепереработки и нефтехимии.
КАСТИЛИЯ (Castilla, от castello - замок; К.- страна замков), феодальное гос-во в центр, части Пиренейского п-ова в 11-15 вв. С 923- графство в составе королевства Леон, с 1035- королевство (со столицей Бургос). В последующий период К. не раз объединялась с Леоном (1037-65, 1072-1157, окончательно в 1230), превратившись в наиболее могу-ществ. гос-во Пиренейского п-ова (столицей объединённого королевства стал г. Толедо). Сыграла ведущую роль в Реконкисте, расширив свою терр. в борьбе с арабами до юж. побережья (завоевание Кадиса в 1262). Успехи К. закреплялись широким передвижением населения с С. на Ю. на протяжении 11-13 вв. С целью привлечения крестьян к участию в Реконкисте сел. общинам широко жаловались права бегетрий. Почти общим правилом стало признание за феод, зависимыми крестьянами личной свободы и права перехода к др. феодалу. Гор. и деревенские общины наделялись правами и вольностями (фуэрос). Представители горожан с сер. 13 в. получили доступ в кортесы. Стремление феодалов закрепостить крестьянство вызвало ряд крест, волнений в 15 в. Династич. уния К. и Арагона в 1479 положила начало фактич. объединению Испании в единое гос-во. С. В. Фрязинов.
КАСТИЛИЯ НОВАЯ, историческая область в Испании; см. Новая Кастилия.
КАСТИЛИЯ СТАРАЯ, историческая область в Испании; см. Старая Кастилия.
КАСТИЛЬОНЕ (Castiglione) Бальдас-сарре (6.12.1478, Казатико, близ Ман-туи,-2.2.1529, Толедо, Испания), итальянский писатель. Наиболее известное произв. К.- трактат в форме бесед "Придворный" (кн. 1-4, 1528). Созданный К. в духе позднего гуманизма кодекс идеального придворного (а шире - воспитанного, всесторонне образованного и развитого человека) имел в 16- нач. 17 вв. общеевроп. хождение и отражён в художеств, лит-ре.
С о ч.: Opere, a cura di C. Cordie, Mil. - Napoli, [I960]; в рус. пер. - Из "Книги о придворном", в кн.: Хрестоматия по зарубежной литературе. Эпоха Возрождения. Сост. Б. И. Пуришев, |