БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

енами пушья-митров в Зап. Индии и с эфталитами на сев.-зап. границе гос-ва. При Будха-гупте начался распад гос-ва Г. От него отпали Гуджарат, Малва, в нач. 6 в. эфта-литы овладели зап. частью гос-ва. Ок. 528 гуптский правитель Баладитья в союзе с правителем Центр. Индии Яшодхар-маном из Мандасора разбил эфталитов, и их власть в Индии была (за исключением С.-З.) уничтожена. Однако Г. были настолько ослаблены войнами с эфтали-тами и, по-видимому, серьёзным внутр. кризисом в гос-ве, что не смогли предотвратить его окончат. распада. В кон. 6 в. гос-во Г. перестало существовать. Эпоха Г. отмечена расцветом экономики, иск-ва и лит-ры.

Лит.: Mookerji Radhakumud, The Gupta empire, Bombay, 1948; The history and culture of the Indian people, 2 ed., v. 3, L., 1954.



ГУРАГЕ, народ, живущий в Эфиопии, в юго-зап. областях пров. Шоа, пров. Арусси и в Аддис-Абебе. Числ. св. 500 тыс. чел. (1967, оценка). Язык Г. относится к семитской группе семито-хамитской семьи языков. Среди Г. есть мусульмане и христиане-монофиситы. Осн. занятие - земледелие в сочетании с животноводством. Г. славятся также как очень искусные ремесленники. Г. - одна из групп формирующейся эфиопской нации (см. Эфиопы).

ГУРАЛИ (польск. gorali - горцы), самоназвание нескольких этнографических групп поляков.



ГУРАМИ (Osphronemus goramy), рыба подотряда лабиринтовых (Anabantoi-dei) отр. окунеобразных. Дл. тела до 60 см. Окраска яркая и красивая. Брюшные плавники имеют по одному жёсткому шипу и по 5 мягких лучей, первый из к-рых превращён в длинную гибкую нить, служащую органом осязания. Г. питается гл. обр. водными растениями; из пузырьков воздуха и растений строит простое гнездо яйцевидной формы, в к-рое откладывает икру. Область естеств. распространения - Малайский архипелаг; Г. расселена в Индии, Китае, Африке, Австралии. Объект прудового рыбоводства. Мясо очень вкусно. Любители содержат в аквариумах жемчужных и пятнистых Г., относящихся к роду Trychogaster.

Лит.: Никольский Г. В., Частная ихтиология, 2 изд., М., 1954; Ильин М. Н., Аквариумное рыбоводство, 2 изд., М., 1968.



ГУРАМИШВИЛИ Давид [1705, с. Саrурамо,близ Мцхеты,-21.7(1.8).1792, Миргород], грузинский поэт. Из древнего княжеского рода. Судя по его стихам, Г. получил хорошее образование. Юношей попал в плен к лезгинам, увезён в горы, бежал оттуда и пробрался к берегам Терека, где ему оказал помощь рус. поселенец. В 1729-30 Г. был в Москве в свите царя Вахтанга VI, после смерти к-рого, в 1738 принял русское подданство и был зачислен рядовым груз. гусарского полка. Участвовал в европ. походах, был с 1758 около года в плену у пруссаков. В 1760 вышел в отставку и занялся с. х-вом на полученных им землях в Миргороде (Украина).

Автор знаменитого автобиографич. сб-ка "Давитиани" (т. е. "Давидово"), датированного сент. 1787, к-рый состоит из двух поэм и лирич. стихов. В идейно насыщенной поэме " Беды Грузии " правдиво изображён трагич. период истории Грузии 1-й пол. 18 в., причём в повествование искусно вплетены злоключения самого поэта. Г. выступает как поэт-гражданин, патриот; он клеймит междоусобные войны, разложившуюся светскую и духовную феод. знать, сетует на судьбу горячо любимой отчизны, страдающей от внутр. неурядиц, от вторжения турок и персов. Высокая простота и народность формы, напряжённый драматизм поэмы определили её влияние на груз. поэзию 19 и 20 вв. В буколич. поэме "Пастух Кацвия" Г. увлекательно и непринуждённо описывает идиллич. жизнь крестьян и пастухов на фоне великолепно изображаемых укр. степных пейзажей. Г. привлекают душевная простота и стойкость нравств. устоев здоровых и жизнерадостных деревенских тружеников. Освободив груз. поэзию от вост. экзотики, от книжной вычурности, Г. первый внёс в поэзию элементы нар. речи. Поэма "Пастух Кацвия" замечательна новизной тематики, живостью изложения, чувством юмора. Большая часть лирич. стихов Г. написана в песенном жанре на мотивы нар. романсов. Стих Г. напевен, изящен, лёгок. Он пользуется широкой популярностью среди груз. народа. В 1949 на могиле поэта в Миргороде воздвигнут памятник. Портрет стр. 451.



В рус. пер.- Давитиани. Стихотворения и поэмы. Пер. с груз. Н. Заболоцкого, Тб., 1954; Стихотворения и поэмы. [Пер. с груз., вступит. ст. и примеч. Г. Леонидзе], Л., 1956; Давитиани переклад М. Бажана, К., 1955.

Лит.: Барамидзе А. Г., Д. Гура-мишвили. Краткий очерк жизни и творчества, Тб., 1955.



ГУРАРА, группа оазисов и населённых пунктов в Алжире, в Сахаре, в вилайе Саура, на транссахарском караванном пути, к Ю. от Б. Зап. Эрга. 40 тыс. жит. (1966). Гл. нас. пункт и торг. центр - Ти-мимун (15,3 тыс. жит.). Осн. занятия оседлого населения - возделывание финиковой пальмы (395 тыс. деревьев), зерновых, кустарные промыслы (особенно выделка драпировочных тканей).

ГУРБАН (Hurban) Йосеф Милослав (19.3.1817, Бецков,-21.2.1888, Гльбоке), словацкий писатель и обществ. деятель, сподвижник Л. Штура, В 1842-77 (с перерывами) издавал альманах "Нит-ра" ("Nitra"). В 1846 основал журн. "Словенские погляды" ("Slovensky Pohlady"). Один из руководителей словац. восстания 1848. С 1869 редактировал газ. "Цир-кевни листы" ("Cirkevni listy"), на страницах к-рой отстаивал права словац. языка, за что подвергался преследованиям властей.

Соч.: Cesta slowake ku bratzum slawanskym na Morawe a w Cechach, Pest, 1841.

Лит.: Golan K., Sturovske pokolenie, Brat., 1964; losef Milosav Hurban. [Sbormk pri prilezitosti 150. vyrocla jeho narodenia], Brat., 1967, (библ.).



ГУРБАНИ (гг. рожд. и смерти неизв.), азербайджанский ашуг и поэт 16 в. Любовную лирику Г. отличают искренность чувств и светское мироощущение. Порой в его стихах звучат мотивы протеста против несправедливостей мира. Творчество Г. оказало влияние на развитие ашугской поэзии. Анонимный дастан "Гурбани", созданный, вероятно, в 17-18 вв., включает эпизоды из биографии поэта и образцы его лирики.

Соч.: Ашыглар, Бакы, 1960; в рус. пер., в кн.: Антология азербайджанской поэзии, т. 1, 1960.

Лит.: А р а с л ы h., Ашыг ^арадычылыгы, Бакы, 1960.



ГУРБАХШ СИНГХ (р. 26.4.1895),пенджабский писатель. Окончил инж. колледж. Начал печататься в 1911. Основал журнал "Прит лари" (с 1933). Дебютировал как поэт и драматург. Первая пьеса "Раджкумари Латика" вышла в 1923. Творч. активность Г. С. проявилась в период роста нац.-освободит. движения (рассказ "Патриот", автобиографич. рассказ "Вечно пылающий светоч" и др.). Переводит на пенджабский яз. соч. М. Горького, В. Гюго, У. Уитмена, Т. Харди и др. Участник Движения сторонников мира.

Лит.: Серебряков И. Д., Пенджабская литература, М., 1963; Самойлов И., По страницам журнала "Прит лари", "Иностранная литература", 1955, № 3; Curbakhsh Singh auk Sahitt Samachar, javan-dar, 1958. И. Д. Серебряков.


0725.htm
ГУСИТСКИЕ ВОЙНЫ, см. Гуситское революционное движение.

ГУСИТСКИЕ ПЕСНИ, чешские нар. духовные гимны, созданные в период гуситских войн 1419-37. Г. п. носили мужеств. и суровый характер, в них отражалась революц. направленность гуситского движения. В противовес като-лич. лат. гимнам они исполнялись на чеш. яз. Г. п. связаны с нар. мелодикой, одноголосны, их мелодии небольшого диапазона, основаны гл. обр. на церковных ладах (см. Средневековые лады), лишены колоратурных украшений, исполнялись без сопровождения (орган и др. инструменты гуситами запрещались). Благодаря лёгкости исполнения Г. п. (простота мелодии, доступность текста) они получили широкое распространение и имели важное значение для развития проф. чеш. музыки (мелодия гимна то-боритов "Кто же вы, божьи воины" использована Б. Сметаной, А. Дворжаком и др.). Осн. источник Г. п.- "Йистебниц-кий канционал" (1420) - сб. гуситских хоралов, литургич. песнопений, молитв, коляд, в т. ч. 77 песен таборитов и чашников.

Лит.: Бэлза И., История чешской музыкальной культуры, т. 1, М., 1959; Н е-едлы 3., Гуситство и искусство. Избр. труды, [пер. с чеш.], М., 1960; D a n h е 1-ka J., Husitske pisne, Praha, 1952.



ГУСИТСКОЕ РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ, борьба чешского народа в 1-й пол. 15 в. против католич. церкви, феод. эксплуатации и нем. засилья, вылившаяся в т. н. гуситские войны (1419-37), охарактеризованные Ф. Энгельсом как "...национально-чешская крестьянская война против немецкого дворянства и верховной власти германского императора, носившая религиозную окраску" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6, с. 180). Причинами Г. р. д. были усиление феод. эксплуатации чеш. крестьянства со стороны светских и духовных феодалов (увеличение поборов и барщинных повинностей), коррупция католич. церкви, вызывавшей всеобщую ненависть своим богатством и развращённостью клира, всё возраставшее нем. засилье, борьба между ремесленниками и патрициатом (преим. немецким) в городах, тяжёлое положение гор. бедноты (плебса).

Реформац. деятельность нар. проповедников - Вальдхаузера, Милича из Кромержижа, Матвея из Янова, выступление Яна Гуса и его сподвижников - Иеронима Пражского и др.- создали не-посредств. предпосылки для развития Г. р. д. Казнь Гуса (1415) и Иеронима (1416) по решению Констанцского собора вызвала взрыв нар. возмущения в стране. Крестьяне громили монастыри, с весны 1419 по призыву нар. проповедников Микулаша из Гуси, Яна Чапека, Вацлава Коранды и др. тысячные толпы крестьян собирались на горах Табор, Ореб, Беранек и др. Приверженцы Реформации называли себя гуситами.

Логически обоснованное (Якоубком из Стршибра) и введённое в практику требование причащения "под обоими видами", т. е. хлебом и вином (что по католическому учению являлось привилегией духовенства), стало общим требованием всех гуситов, а чаша - символом движения. 30 июля 1419 произошло революционное выступление пражского плебса во главе с Яном Желивским, положившее начало вооружённой борьбе, охватившей всю Чехию. Центрами движения стали гг. Прага, Пльзень, Табор. Чехия раскололась на два враждующих лагеря - феод.-католич. и гуситский. К феод.-католич. лагерю принадлежали высшее духовенство, многие чеш. паны, нем. патрициат городов, нек-рая часть низшего дворянства. Они выступали в тесном контакте с римско-католич. курией, крупными феодалами зап.-европ. стран и наследником чеш. престола имп. Сигизмундом I. В гуситском лагере было подавляющее большинство населения Чехии. В нём с самого начала обозначилось два крыла - умеренное и радикальное, имевшие разные цели, но в моменты опасности, угрожавшей со стороны феод.-католич. лагеря, объединявшие свои усилия. Умеренные гуситы ограничивали свои стремления секуляризацией церковных земель, реформой церкви, боролись за дешёвую, национальную чеш. церковь. Одним из их осн. требований было признание чаши для мирян (отсюда их назв. чашники). Умеренные объединяли магистров-богословов Карлова ун-та, часть панов и рыцарей, ср. духовенство, богатых ремесленников. Программа их была изложена в т. н. Четырёх пражских статьях (июль 1420). К радикальному крылу - "общине таборской" (как они называли себя, отсюда их назв. табориты) - принадлежали широкие слои крестьянства, гор. плебс, бедное духовенство, часть мелкого дворянства, ремесленники. Требования таборитов, изложенные в программе т. н. Двенадцать пражских статей (авг. 1420), были направлены на радикальную реформу церкви, лишение её богатств и власти, ликвидацию частной собственности, феод, привилегий. В Таборе была сделана попытка осуществить общность имущества и создать общество всеобщего равенства. В проповедях левых таборитских священников (получивших в Чехии название пикартов) звучали хилиастич. призывы к созданию перед концом мира тысячелетнего царства социальной справедливости путём вооруж. борьбы.

В апр. 1420 папа Мартин V и имп. Сигизмунд I объявили крестовый поход против Чехии. Крестоносцы осадили Прагу,но 14 июля были наголову разбиты гуситами под руководством Яна Жижки на Витковой горе (впоследствии в его честь назв. Жижковой). Руководимые талантливыми полководцами Жижкой, Прокопом Великим (Большим) и др., применившие новую тактику боя (повозки в форме подвижного лагеря; новые рода войск-повозочные и пушкарские), таборитские войска стали грозной воен. силой. В 1419-21 с особой силой проявился нар. характер Г. р. д. (историки ЧССР назвали этот период временем "гегемонии бедноты"). Однако внутри лагеря таборитов наметился раскол между радикально настроенной крест.-плебейской массой (пикартами) и умеренными выразителями интересов зажиточного крестьянства. Представители последних в 1421 расправились с вождями пикар-тов - Яном Быдлинским, Мартином Гуской и др. Торжество бюргерской оппозиции завершилось убийством Же-ливского 9 марта 1422.

После поражения у Витковой горы участников 1-го крестового похода европ. реакция организовала ещё ряд крестовых походов, окончившихся провалом. Под руководством Жижки был разгромлен (10 янв. 1422 под Немецки-Бродом) 2-й крестовый поход, 3-й завершился бегством крестоносцев из-под Тахова (осень 1422). В дальнейшем имп. войско было разбито Прокопом Великим при Усти над Лабой (16 июня 1426). Были также отражены 4-й и 5-й крестовые походы (4 авг. 1427 у Тахова и 14 авг. 1431 при Домажлице). Табориты и "сироты"(так называли себя после смерти в 1424 Жижки войска, до того находившиеся под его непосредств. командованием) совершили за пределы страны ряд т. н. "прекрасных" походов (в Силезию, 1427-28; Саксонию, Верх. Франконию и Баварию, 1429-30; в Вост. Словакию и к Балтийскому морю, 1433), к-рые оказали революционизирующее влияние на соседние народы.

Несмотря на воен. успехи, многолетняя борьба, постоянные вторжения врагов, опустошавших страну, разрушили производит. силы Чехии и побудили рыцарские и бюргерские элементы к примирению с имп. Сигизмундом I. Однако переговоры, к-рые вела чеш. делегация во главе с Прокопом Великим на Базель-ском церк. соборе, успехом не увенчались. Тогда чашники пошли на предательство, открыто соединились с силами реакции и 30 мая 1434 в бою под Липанами разгромили войско Прокопа Великого. Отряды таборитов под команд. гетмана Яна Рогача из Дубы продолжали оказывать сопротивление до 1437, когда пала их последняя крепость Сион. Ре-волюц. движение было подавлено. На основе Пражских компактатов (1436) было признано лишь причащение "под обоими видами".

Г. р. д. - важнейший этап в истории Чехии, источник революц. и нац. традиций чеш. народа. В ходе его была сделана попытка революц. путём уничтожить феод. строй. Несмотря на поражение таборитов, был нанесён удар католич. церкви, задержано вторичное закрепощение крестьян.

Г. р. д. заложило основы общеевроп. Реформации.

Лит.: Рубцов Б. Т., Гуситские войны, М., 1955; Озолин А. И., Из истории гуситского революционного движения, Саратов, 1962 (обзор источников и историографии); Ваrtоs F. M., Husitska revo-luce, [t.] 1 - 2, Praha, 1965-66.

Н.М.Пашаева.



ГУСКА (Houska, Hiiska) Мартин (прозвище Локвис - красноречивый) (г. рожд. неизв.- ум. 21.8.1421, г. Роуд-нице, Сев. Чехия), идеолог крест.-плебейского крыла таборитов - т. н. пикартов (см. Пикардство), священник из Моравии. В 1421 после разгрома пикар-тов ушёл из Табора, но был схвачен умеренными таборитами и сожжён. Учение Г. известно по нек-рым выпискам из его трактатов, приводимых в соч. его противников. В проповедях, носивших хилиастич. характер, Г. предсказывал появление нового обществ. строя, при к-ром не будет частной собственности, духовных и светских властей. Г. требовал ликвидации сословного и имуществ. неравенства, упразднения культа и религ. таинств, к-рые называл суевериями.

Лит.: Лаврентий из Бржезовой, Гуситская хроника, [пер. с лат.], М., 1962. См. также лит. при ст. Гуситское революционное движение.



ГУСЛЕ (серб.-хорв. и словен.), гусла (болг.), народный смычковый инструмент юж. славян. Корпус деревянный долблёный, овальной или грушевидной формы, открытая сторона его затянута кожаной мембраной. Струны волосяные, одна или две; исполнитель лишь прикасается к ним пальцами, а не прижимает их к грифу. Г. используются гл. обр. для аккомпанемента пению.

ГУСЛИ, русский щипковый инструмент. Известен в двух разновидностях. Первая имеет крыловидную (в более поздних образцах треугольную) форму, от 5 до 14 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы, вторая - шлемовидную форму и 10-30 струн такой же настройки. На крыловидных Г. (их называют также звончатыми) играют, как правило, бряцая по всем струнам и глуша ненужные звуки пальцами левой руки, на шлемовидных, или псалтыревидных, струны защипывают обеими руками. На Г. аккомпанировали собственному пению, исполняли нар. песни и танцы, играли соло и в ансамбле с др. инструментами. Г. были одним из самых популярных инструментов в нар. быту и исполнительской практике скоморохов. Наиболее ранние сведения о Г. относятся к 6 в. Крыловидные Г. пользовались распространением в сев.-зап. р-нах, граничащих с Прибалтикой, Карелией и Финляндией, где бытует родственный инструмент под нац. названием - каннель (эст.), кокле (латыш.), канклес (литов.), кантеле (карел., фин.). Шлемовидные Г. у рус. населения вышли из употребления и встречаются только у народов Поволжья. В кон. 16 - нач. 17 вв. появилась третья разновидность инструмента - прямоугольные (настольные) Г. с корпусом продолговатой формы, внутри к-рого натянуто 50-60 струн первоначально диатонич., а затем хроматич. строя. При игре струны защипывают пальцами обеих рук. Инструмент находил применение в городском и усадебном быту. На нём исполнялись обработки нар. песен и танцев, инструментальные пьесы, отрывки из опер и т. д.

В 1900-х гг. О. У. Смоленский и Н. И. Привалов усовершенствовали крыловидные Г. и создали их семейство - Г.-пикколо, прима, альт, бас. Эти инструменты используются и в совр. ансамблях Г., т. н. хорах гусляров. В 1914 Н. П. Фомин на основе прямоугольных Г. создал клавишные Г., к-рые (иногда в паре с обычными) используются в оркестрах рус. нар. инструментов.

Певец М. К. Северский (1882-1954) постоянно выступал на концертной эстраде и по радио с исполнением рус. нар. песен и былин, аккомпанируя себе на Г.

Лит.: Фаминцын А. С., Гусли. Русский народный музыкальный инструмент, СПБ, 1890; Сок