БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ств, культурой.

Иконопись К. известна с 14-15 вв. В это время она является архаизирующей ветвью новгородского искусства ("Апостол Пётр", икона 14 в., Рус. музей, Ленинград). К 16 в. в иконописи проступают местные черты: примитивность иконописной техники, простота живописного языка (грубая обработка доски, плохо отшлифованный левкас, пастозное письмо). Цвет становится гуще и внутренне напряжённее, рисунок обобщён, композиция без излишней детализации. Для художеств, строя иконописи характерна большая предметно-духовная значимость, подчиняющая себе декоративное начало ("Пётр и Павел", икона 15 в., Музей изобразит, иск-в Карел. АССР, Петрозаводск). Излюбленные сюжеты -"Никола", "Огненное восхождение пророка Ильи", "Чудо о Флоре и Лавре" (икона "Огненное восхождение пророка Ильи", 16 в., Музей изобразит, иск-в Карел. АССР, Петрозаводск). Иконопись развивалась вплоть до 18 в. и только в 19 в. окончательно утратила свои художеств, качества.

Обилие лесных массивов обусловило широкое развитие деревянной архитектуры, многие памятники к-рой - шедевры рус. нац. архитектуры. Как и в др. р-нах рус. Севера, здесь встречаются клетские (прямоугольный сруб под двускатной крышей) церкви (Лазаревская церковь из Муромского монастыря, кон. 14 в.; илл. см. т. 8, табл. VII), шатровые храмы (церкви в с. Чёлмужи, 1605, на о. Лычном, 1620, в дер. Линдозеро, 1634, Космозеро, 1720, Успенская в Кондопоге, 1774). Со 2-й пол. 17 в. появляются новые типы церквей - кубоватые (см. Бочка; четверик, покрытый квадратным в плане куполом, увенчанным луковичными главами; в с. Вирма, 1759, в Ильинском погосте на Водлозере, 1798) и живописные многоглавые (22-главая Преображенская церковь, 1714, и 9-главая Покровская церковь, 1764, погоста Кижи). Преобладающий тип жилого дома - деревянная срубная постройка "брусом" (жилые и хоз. помещения собраны в вытянутое прямоугольное здание под 2-скатной крышей) или "кошелем" (все помещения сгруппированы в квадратный в плане сруб, имеющий крышу с 2 скатами неравной длины). Постройки сев. р-нов К. отличаются суровой простотой и скупостью декора; более приветливы и нарядны жилые дома и культовые постройки юж. и юго-зап. р-нов.

Камень с Бесова Носа на Онежском озере с выбитыми изображениями животных и орудий труда. Неолит. Эрмитаж. Ленинград.

Клетская часовня из деревни Леликозеро.

2-я пол. 18 в. Историко-архитектурный музей-заповедник Кижи.

С развитием пром-сти и ростом городов в 18 в. началось кам. стр-во, интересным примером к-рого является ансамбль Круглой пл. (ныне пл. Ленина) в Петрозаводске, состоявшей первоначально из 8 отд. зданий в стиле классицизма (1775, арх. E. С. Назаров); после перестроек (1787-89 и 1839) образовались 2 больших полукруглых здания с флигелями, отличающихся ясностью композиции, благородством простых форм. В сов. время стр-во получило широкий размах. Изменилась столица республики - Петрозаводск, реконструируются старые (Олонец, Кемь; Сердо-боль, ныне Сортавала), растут новые (Медвежьегорск, Беломорск, Сегежа) города, где строятся большие жилые районы и крупные обществ, здания. В 1940-50-е гг. в архитектуре использовались ордерные элементы (Дом связи, 1950, арх. А. К. Андреев, Русский драматич. театр Карел. АССР, 1953-55, арх. С. Г. Бродский, скульптор С. T. Конёнков, Публичная б-ка, 1959, арх. К. Я. Гу-тин,- все в Петрозаводске; дома культуры в Сегеже, Кондопоге), а также декоративные мотивы нар. деревянной архитектуры (летний кинотеатр в Петрозаводске, 1949, арх. M. Г. Старченко). В I960-70-х гг. возводятся крупные пром. и обществ, здания по проектам института "Карелгражданпроект", в которых выражено стремление архитекторов к простоте и ясности форм (Выг-островская ГЭС, 1961, гл. инж. Г. И. Конёнков; Финский драматич. театр в Петрозаводске, реконструкция 1965, арх. С. Г. Бродский). В 1943 создано Карел, отделение Союза архитекторов СССР (в 1972 - 22 чл.).

C. Г. Бродский. Финский драматический театр в Петрозаводске. Реконструкция 1965.

В 20 в. появляется светское изобразит, иск-во, в становлении к-рого особое место занимает творчество В.Н.Попова, примыкавшего к передвижникам. Он возглавил художеств, школу (1919-21) и студию изобразит, иск-ва (открыта в 1936) при Доме нар. творчества в Петрозаводске. Произведения живописцев 1930-х гг. (В. H. Попов, Д. С. Ершов, А. И. Ka-цеблин) изображали преобразование края, становление новой жизни. В 1940 был создан респ. Союз художников (в 1972 - 30 членов). В живописи 1950-70-х гг. значит, роль играют пейзаж, часто с жанровыми мотивами (С. X. Юнтунен, В. M. Авдышева, Б. H. Поморцев), портрет (Г. А. Стронк, Ф. Э. Ниеминен, E. К. Пехова), натюрморт (Л. Ф. Лан-кинен, В. M. Авдышева).

С 1950-х гг. развивается графика: рисунки, линогравюры и офорты А. Ф. Козлова посвящены детской тематике; меняющийся облик края запечатлен в офортах 3. E. Львовича, С. И. Грязева, в линогравюрах В. П. Тервинского; поэзия и красота природы раскрыты в цветных и чёрно-белых линогравюрах А. И. Авдышева, М.А.Игнатьевой и др. В 1960-70-е гг. развивается портретная и жанровая скульптура (Л. Ф. и Г. Ф. Ланкинены, В. В. Афанасьев, Э. А. Акулов).

Нар. декоративное иск-во представлено выемчатой и ажурной резьбой по дереву с несложным узором (ёлочки, ромбы, розетки), к-рая украшает храмы, избы, мебель, посуду.Наряду с резьбой для украшения зданий и бытовых предметов употреблялась декоративная роспись. Распространена вышивка.

Илл. см. на вклейке, табл. XLII (стр. 432-433).

Музыка. Муз. иск-во дореволюц. К. существовало исключительно в нар. традиции. Нац. своеобразием отмечены карел., фин., вепские и поморские песни. Богатая и многообразная карел, нар.-песенная культура формировалась и развивалась в разностороннем общении карелов с народами, населявшими соседние территории. Одна из её старейших разновидностей - руны (карело-финские эпич. песни). В начальных образцах они имели диапазон квинты или кварты и состояли из 2 периодически повторяющихся диато-нич. попевок (осн. размеры 3/а и 5U). Исполнение рун (преим. одноголосное или диалог 2 рунопевцев) иногда сопровождалось игрой на кантеле - нац. щипковом инструменте. Другие нар. инструменты - йоухикко и вирсиканнель (смычковые инструменты), берестяной пастушеский рожок. Наиболее известные рунопевцы К. в 19 в.- А. Перттунен и его сын Мийхкали, А. Малинен, В. Киэлевяйнен. Рус. былины и сказы создавали и исполняли T. Г. и И. T. Ря-бинины, В.Щегрлёнок и др. Фольклорные мелодии, рождённые на терр. К., встречаются в сочинениях рус. композиторов - M. И. Глинки, M. П. Мусоргского, А. С. Аренского и др.

После Окт. революции появились сборники нар. песен и их обработок, первые произв. проф. муз. культурны, написанные К. Э. Раутио, Л. К. Йоусиненым, Л. Я. Теплицким. Автор первой карел, симфонии - Г.-Р. Синисало ("Богатыри леса", 1948), он же создал первый нац. балет ("Сампо", пост. 1959). P. С. Пергамент явился автором первой нац. комич. оперы ("Кумоха", концертное исполнение 1949, 2-я ред. пост. 1959), симф. поэмы "Айно" (1937), оратории "Обретённое счастье" (1952); он же ввёл в состав классич. инструм. ансамблей нар. инструмент кантеле. Среди др. значит, соч. нац. музыки - симфония-кантата "Кан-телетар" и сюита "Симфонические руны" Э. Патлаенко, оратория "Песни Поморья" А. Лемана и др. В становлении и развитии муз.-историч. науки в К. большая роль принадлежит трудам музыковеда Г. И. Лапчинского.

В К. работают: Муз. т-р Карел. АССР (осн. в 1955), в составе труппы театра - певцы нар. арт. РСФСР С. И. Губина, нар. арт. Карел. АССР 3. H. Эстрин, Ю. M. Сидоров и др., дирижёр И. Э. Шерман; симф. оркестр Карел, радио и телевидения (осн. в 1933), Гос. ансамбль песни и танца Карел. АССР "Кантеле" (осн. в 1936), филармония (осн. в 1939), филиал Ленингр. консерватории (осн. в 1967), муз. уч-ще (осн. в 1938), 17 муз. школ. В 1937 основан Союз композиторов Карел. АССР.



Драматический театр. До Окт. социа-листич. революции в К. нац. театра не было; в Петрозаводске ежегодно гастролировали рус. труппы. В 1918-20 здесь работал рус. Нар. театр драмы, возглавлявшийся H. В. Петровым. В 1929 начал работать Театр рус. драмы, в 1955 преобразованный в муз.-драматич., а в 1970 в Рус. драматич. театр Карел. АССР. В 1932 создан впервые в истории К. нац. Фин. драматич. театр, в труппу к-рого вошли выпускники карел, отделения Ленингр. художеств, студии и участники самодеятельности. Театр ставит финскую, рус. и зап.-европ. классику, пьесы сов. авторов, произв. прогрессивной зарубежной драматургии. Среди спектаклей: "Разлом" Б. А. Лавренёва (1932), "Любовь Яровая" К. А. Тренёва (1935), "Сапожники из Нумми" А. Киви (1937), "Мой друг" H. Ф. Погодина, "Егор Булычев и другие" M. Горького (оба в 1940), "На сплавной реке" T. Пак-кала (1946), "Женщины Нискавуори" X. Вуолийоки (1948), "Ветер с юга" по Э. Грину (1949), "Глушь пробуждается" T. Ланкинена и H. Якколы (1956), "Бабье лето" M. Лассилы (1964), "Белая болезнь" К. Чапека, "Мамаша Кураж" Б. Брехта (оба в 1966), "Четвёртый позвонок" M. Ларни (1967), "Дикий капитан" Ю. Смуула (1968), "Дом Бернарды Аль-бы" Ф. Гарсиа Лорки, "Примешь ли меня, земля карельская?" А. Тимонена (оба в 1969), "Под северной звездой" по В. Линне (1971). Русский драматич. театр осуществил постановку спектаклей: "Девичье озеро" (1939) и "Сокровище Сампо" (1940) Д. А. Щеглова, "Кремлёвские куранты" H. Ф. Погодина (1941), "Русские люди" К. M. Симонова (1942), "Палата" С. И. Алёшина (1962), "Машенька" A. H. Афиногенова (1964), "Последние" M. Горького, "Шторм" В. H. Билль-Белоцерковского (оба в 1968), "Мария" А. Д. Салынского (1970) и др.

В 1959 театры К. участвовали в Декаде карел, иск-ва и лит-ры в Москве.

В республике в разное время работали актёры и реж. Я. H. Чаров, Г. А. Белов, П. П. Гайдебуров, P. Нюстрем, Г. С.Оль-швангер, А. В. Пергамент, П. H. Чаплыгин, А. И. Шибуева, M. В. Сулимов и др. Среди деятелей театр, иск-ва (1972): нар. арт. СССР E. С. Томберг, нар. арт. РСФСР Д. К. Карпова. T. И. Ланки-нен, T. И. Ромпайнен, Ю. А. Хумппи, засл. деятели иск-в РСФСР В. Э. Суни, С. А. Туорила, нар. артисты Карел. АССР В. Д. Томашевская, В. А. Фино-геева, Б. И. Хотянов. В Петрозаводске имеется Театр кукол (осн. в 1935).

Лит.: Очерки истории Карелии, т. 1 - 2, Петрозаводск, 1957-64; Б у б р и х Д. В., Происхождение карельского народа, Петрозаводск, 1947; Материалы по истории Карелии XII-XVI вв., Петрозаводск, 1941; Карелия в XVII в. Сб. документов, Петрозаводск, 1948; Балагуров Я. А., Фабрично-заводские рабочие дореволюционной Карелии, [1861 - 1917 гг.], Петрозаводск, 1968; Борьба за установление и упрочение Советской власти в Карелии. Сб. документов и материалов, Петрозаводск, 1957; Карелия в период гражданской войны и иностранной интервенции 1918 - 1920 гг. Сб. документов и материалов, Петрозаводск, 1964; M а-шезерский В. И., Установление Советской власти в Карелии (1917 - 1918), Петрозаводск, 1957; К у д ж и е в В. M., Карельская Трудовая Коммуна, Петрозаводск, 1970; 50 лет Советской Карелии. Сб., Петрозаводск, 1970; Карельская АССР, M., 1956; Севере-Запад РСФСР, M. 1964; Карельская АССР за 50 лет. Стат сб., Петрозаводск, 1967; Июдин И. M. К р и в ч е н о к И. E., Карельская АССР 50 лет. Цифры и факты, Петрозаводск 1970; Вале н тик И. Я., Семилетка Карелии в действии. Цифры и факты Петрозаводск, 1963; Российская Федерация Европейский Север, M-, 1971 (Серия "Советский Союз"); Очерк истории советской литературы Карелии, Петрозаводск, 1969; Карельская литература. Сборник критических статей, Петрозаводск, 1959; Летопись литературной жизни Карелии (1917 -1961), Петрозаводск, 1963; Летопись литературной жизни Карелии (1962 - 1966), Петрозаводск, 1968; Писатели Карелии. Петрозаводск,1970; Агапов В., Вышивки Заонежья, "На рубеже", Петрозаводск, 1948, № 1; Ополов-ников А. В., Памятники деревянного зодчества Карело-Финской CCP, M., 1955; Плотников В., Изобразительное искусство Советской Карелии, Л., 1961; Живопись древней Карелии. [Альбом], Петрозаводск, 1966; Савватеев Ю. А., Рисунки на скалах, Петрозаводск, 1967; Турина H. H., Мир глазами древнего художника Карелии, Л., 1967; Гудков В. П., Музыка карельских пастухов, в сб.: Начало, кн. 2, 1934; его же, Карельское кантеле, "Народное творчество", 1937, № 8; Песни народов Карело-Финской CCP.

Сб. сост. В. П. Гудков и H. H. Леви, Петрозаводск, 1941; P я у з о в С. H., Музыкальная к-ультура Карельской АССР, в кн.; Музыкальная культура автономных республик РСФСР, [M.], 1957; Гавр и лов M., Синисало Г., Кантеле, "Советская музыка", 1952, № 9; Гиппиус E., Э в а л ь д 3., Карельская народная песня, там же, 1940, № 9; Карельские народные песни, Сб. Сост. и вступ. ст. Л. M. Кершнер, M., 1962; Русские народные песни Поморья. Сост. и собиратель С. H. Кондратьева, M., 1966; Л а п ч и н с к и и Г. И., Музыкальная культура Карелии, Л., 1968; его же, Музыка Советской Карелии, Петрозаводск, 1970; Государственный Карело-фпнский драматический театр, [Таллин], 1956; К о л о-сенок С., Леонтьев И., За полвека, "На рубеже", Петрозаводск, 1958, №1; Смирнов П.Я., Воспоминания о театре. Из истории петрозаводского театра, Петрозаводск, 1960.


КАРЕЛЬСКАЯ БЕРЁЗА, особая форма бородавчатой берёзы, характеризующаяся утолщениями на стволе и узорчатой мра-моровидной текстурой древесины (тёмно-коричневые включения на светло-жёлтом фоне). Встречается разбросанно в лесах Карелии и далее на В. до Урала, а также в Латвии, Белоруссии, в странах Скандинавского п-ова. Высоко ценится в про-из-ве мебели, художеств, столярных и токарных изделий, для внутр. отделки зданий.

Лит.: Соколов H. О., Карельская береза, Петрозаводск, 1950; Л ю б а в-ская А. Я., Селекция и разведение карельской березы, M., 1966.


КАРЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА, археол. культура племён охотников и рыболовов, живших в кон. 3 - кон. 1-го тыс. до н. э. (эпохи неолита, бронзы, раннего железа) на терр. совр. Карел. АССР. В период неолита для неё характерны грубые орудия из сланца и кварца, местная толстостенная керамика типа "сперрингс" (назв. по одноим. финскому местечку, близ к-рого впервые была найдена) и ямочно-гребенчатая керамика волго-окского типа. Во 2-м и 1-м тыс. до н. э. обработка кам. орудий становится более совершенной, распространяется тонкостенная керамика с примесью асбеста в глине. Изготовление меди и медных изделий известно здесь с сер. 2-го тыс. до н.э., железа -с 4-3 вв. до н.э. Предполагают, что создателями К. к. были племена, образовавшиеся в результате смешения местного населения (вероятно, предков саамов) с проникшими сюда в 6-3-м тыс. до н. э. с Ю. и Ю.-З. протоугрофиннами.

Лит.: Панкрушев Г. А., Племена Карелии в эпоху неолита и раннего металла, М.- Л., 1964. Г. А. Панкрушев.

КАРЕЛЬСКАЯ СКЛАДЧАТОСТЬ, совокупность тектонич. процессов (складчатости, горообразования, гранитообра-зования и регионального метаморфизма), завершивших накопление геосинклинальных толщ ниж. и среднего протерозоя вост. части Балтийского щита. Время проявления К. с. разделяется на две эпохи (фазы) - раннекарельскую (~ 2000- 1900 млн. лет) и позднекарельскую (~ 1750-1650 млн. лет). В зап. Финляндии аналогом К. с. являлась свекофен-ская складчатость. В раннекарельскую эпоху произошла частичная, а в позднекарельскую - полная стабилизация большей части Балтийского щита.

КАРЕЛЬСКАЯ ТРУДОВАЯ КОМMУHA, автономное областное объединение в составе РСФСР, образованное декретом ВЦИК от 8 июня 1920 из населённых карелами местностей Олонецкой и Apхангельской губ. Декретом ВЦИК от 25 июля 1923 К. т. к. была преобразована в Карельскую АССР.

КАРЕЛЬСКИЙ БЕРЕГ, название сев. части зап. берега Белого м. от устья р. Кемь до вершины Кандалакшской губы. Сев. часть более возвышенна и изрезана, чем южная. Покрыт сосновыми лесами. Много болот.


КАРЕЛЬСКИЙ ПЕРЕШЕЕК, перешеек между Финским заливом Балтийского м. и Ладожским оз., в Ленинградской обл. РСФСР. На Ю. граничит с Приневской низменностью. Сложен на С. гл. обр. гранитами и гнейсами, в центре и на Ю.- ледниковыми, озёрно-ледниковыми отложениями (пески с галькой, суглинки, глины и т. п.). Характеризуется грядовым рельефом с преобладающими высотами ок. 50 м, в юж. части - холмисто-моренным: озы, камы и моренные плато (Лем-боловская возвышенность вые. до 173 м). К. п. пересекается многоводной р. Вуоксой. Многочисленны озёра ледникового происхождения. Преобладают хвойные леса (на С.- еловые, на Ю.- сосняки). На К. п. расположены города Выборг, Приозёрск, Всеволжск,на побережье Финского зал.- многочисл. дачные посёлки и курорты (Сестрорецк, Зеленогорск, Репино и др.), входящие в Ленинградский курортный район. Развит туризм.

С кон. 9 в. К. п.- часть терр. Руси. В нач. 17 в. захвачен Швецией. По Hиштадтскому мирному договору 1721 К.п. возвращён России. В 1918-40 большая часть К. п. входила в состав Финляндии. В 1927-39 на К. п. с помощью западно-европ. держав была создана сильная укреплённая полоса (см. Маннергейма линия). После сов.-финл. войны 1939-40, по мирному договору от 12 марта 1940, К. п. отошёл к СССР. Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 К. п. в июле 1941 был оккупирован нем.-финл. войсками. В результате Выборгскои операции 1944 К. п. был освобождён Сов. Армией и, согласно перемирию 19 сент. 1944, вновь вошёл в состав СССР.

MH. места на К. п. имеют ист. значение: рус. крепости Корела, Тиверск (13 в.), Орехов (14 в.); швед, крепость Выборг (14-18 вв.). В пос. Куоккала (ныне Репино) в 1902-30 жил рус. худ. И. E. Репин. На К. п. в период 1906- 1917 неоднократно проживал В. И. Ленин; дома-музеи Ленина в Выборге и Ильичёве, памятники-музеи - "Сарай" (пос. Разлив) и "Шалаш" (Сестрорецкий Разлив). В местах, где происходили ожесточённые бои в годы Великой Отечеств, войны 1941-45, - на Лемболовской возвышенности, в Всеволжске, Выборге и др. созданы мемориальные комплексы ("Лемболовская твердыня", Румбо-ловская гора" и др.). Вдоль транспортной магистрали, соединявшей Ленинград с тыловыми р-нами страны (см. "Дорога жизни"), установлены мемориальные столбы, а на берегу Ладожского озера - скульптурная композиция "Разорванное кольцо".


КАРЕЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ АКАДЕМИИ НАУК СССР, организован в Петрозаводске в 1945, первоначально как Карело-Финская н.-и. база АН СССР, в 1949-56- Карело-Финский филиал АН СССР. В состав филиала входят (1972): н.-и. ин-ты - геологии; леса; биологии