| ного зуба его пломбированием. Для этого оперативно удаляют размягчённый дентин и формируют полость, удобную для фиксации пломбы.
Профилактика: в период формирования и минерализации зубов (с 4- 5 мес внутриутробного развития до 11 -летнего возраста) - меры, направленные на повышение устойчивости зубов к кариесу (обеспечение организма необходимыми солями, в первую очередь кальция и фосфора, витамином D). После прорезывания зубов - рациональный режим питания, санация полости рта и т. п.
Лит.: Руководство по терапевтической стоматологии, M., 1967; PiIz W., Plathner С., Taatz H., Grundlagen der Kariologie und Endodontie, Lpz., 1969.
В. H. Исаев.
КАРИЙОН (от франц. carrillon, букв.- трезвон), 1) название муз. пьесы, подражающей колокольному перезвону. 2) Ударный муз. инструмент - набор колоколов; см. Колокольчики.
КАРИЙСКАЯ КАТОРГА, политич. каторга в царской России на р. Каре (Забайкалье), часть Нерчинском каторги. Возникла в 1838. Для разработки золотых россыпей на Кару отправляли каторжан, сначала уголовных, а с 1873 и политических. На Каре было 7 тюрем, из них 1 политич., построенная в 1881. К. к. отбыло 211-217 политич. заключённых (из них 32 женщины), гл. обр. народники, осуждённые по процессам 70-80-х гг. (И. H. Мышкин, E. К. Брешко-Брешков-ская, E. H. Ковальская, H. А. Ишутин, П. А. Алексеев, П. И. Войнаралъский и др.). Из них 25 чел. были приговорены к бессрочным каторжным работам, 22 чел.- к 20 годам каторги. Положение политич. заключенных резко ухудшилось в 1882 после неудачного побега 8 каторжан под рук. Мышкина. Заключённые ответили на репрессии длительными голодовками. В 1888 на К. к. начались новые волнения, вызванные издевательствами над политич. заключёнными (Ковальской). Массовые самоубийства на Каре, вспыхнувшие в ходе волнений (т. н. Ka-рийская трагедия), привели к ликвидации К. к. в 1890. Политич. заключённые были переведены в Акатуй, где их поместили вместе с у головными, с к-рыми уравняли в условиях работы, питании и наказаниях.
Лит.: Кара и другие тюрьмы Нерчинской каторги, M., 1927; Гернет M. И., История царской тюрьмы, т. 3. M., 1961.
Я. M. Шорр.
КАРИЙСКАЯ ТРАГЕДИЯ, массовое самоубийство политических заключённых в России на Карийской каторге ъ 1889. Политич. заключённые этой каторги постоянно сопротивлялись произволу тюремного начальства. 11 авг. 1888 за отказ встать перед приамурским генерал-губернатором A. H. Корфом заключённая E. H. Ковальская была переведена в Читинскую тюрьму. Перевод сопровождался издевательствами. Узнав об этом, её товарищи (M. П. Ковалевская, M. В. Ka-люжная и H. С. Смирницкая) потребовали уволить виновника издевательств - коменданта тюрьмы Масюкова. На отказ они ответили длительными голодовками (в авг. 1888, мае, сент. 1889). Но администрация не пошла на уступки. Волнения в тюрьме не прекращались. За попытку нанести Масюкову пощёчину заключённая H. К. Сигида 7 нояб. 1889 была высечена. В ту же ночь в знак протеста Сигида, Ковалевская, Калюжная и Смирницкая отравились; 14 чел. в мужской политич. тюрьме 12 нояб. приняли яд (из них двое - И. В. Калюжный и С. H. Бобохов - умерли). К. т. вынудила царское пр-во ликвидировать Карийскую каторгу в 1890.
Лит.: Гернет M. H., История царской тюрьмы, т. 3 (1870 - 1900), M., 1961, с. 323-30.
КАРИКАТУРА (итал. caricatura, от caricare - нагружать, преувеличивать), способ художеств, типизации, использование средств шаржа и гротеска для критически целенаправленного, тенденциозного преувеличения и подчёркивания негативных сторон жизненных явлений или лиц; в К., составляющей специфич. область проявления комического в изобразит, иск-ве, сатира и юмор служат для критики, разоблачения, осмеяния к.-л. социальных, обществ.-политич., бытовых явлений. В широком смысле слова под К. понимают всякое изображение, где сознательно создаётся комич. эффект, соединяются реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей, изменяются соотношения их с окружающей средой, используются неожиданные сопоставления и уподобления. К. в этом значении обладает широчайшим диапазоном тем и может быть сопоставлена с карнавальным действом, театр, буффонадой, лит. бурлеском и эпиграммой. Истоки такой К. восходят к антич. художеств, культуре; позднее её можно видеть в ср.-век. рельефах, в нар. творчестве, особенно в лубке. Методы К. могут быть использованы в различных видах и жанрах иск-ва (напр., в плакате).
В более узком смысле К.- особый жанр изобразит, иск-ва (как правило, графики; гораздо реже используются средства живописи и скульптуры), являющийся осн. формой изобразит, сатиры и обладающий ясной идейной социально-критич. направленностью. Расцвет К. связан обычно с периодами крупных обществ, конфликтов, с эпохами наибольшей активности нар. масс, когда она оказывается сильным и действенным средством борьбы демократия, сил. Зарождение жанра К. связано с Крестьянской войной 1524-26 в Германии, Реформацией, первыми бурж. революциями 16-18 вв. в Нидерландах, Англии, Франции. В этот период отчётливо видна непосредств. связь К. с лубком, с нар. моралью, с эсте-тич. принципами фольклора, что характерной для MH. позднейших этапов развития К. (рус. К. 1812, мекс. политич. графика 1910-х гг., кит. 1920-х гг.). Важную роль в К. играет текст. Активная обществ, роль К. сказывается и в формах её бытования - самых массовых из всех, какие знало изобразит, иск-во. Поставив себе на службу наиболее многотиражные виды графики - ксилографию, офорт, литографию - и типографский станок, К. распространяется в виде "летучих листков",журнальных и газетных иллюстраций, широко доступных альбомов и т. д. Обладая собственными социальными разоблачительными задачами и своей образной спецификой, К. несёт и идейно-художеств. стилевые черты иск-ва своего времени: принципы классицизма обнаруживаются во MH. К. кон. 18 - нач. 19 вв., воздействие стиля "модерн" - в журнальной К. рубежа 19-20 вв.,связь с экспрессионизмом - у ряда нем. карикатуристов 1910-20-х гг. и т. д. При этом К. представляет те стороны иск-ва своей эпохи, к-рые наиболее прямо обращены к социальной злобе дня; этим она воздействует и на общее развитие иск-ва, способствуя его сближению с острыми обществ, проблемами.
Самостоят, эстетич. значимость К. была впервые теоретически осмыслена в нач. 19 в. романтиками, чья эстетика отводила иронии и гротеску одно из видных мест. Но уже в 1-й пол. 18 в.картины и гравюры У. Хогарта, высмеивающие нравы тогдашнего англ, общества, положили начало систематич. развитию К. как важной области изобразит, творчества. Вслед за Хогартом англ. проф. графики-карикатуристы 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. Дж. Гилрей, T. Роулендсон, Дж. Крук-шанк выработали свой тип К.: они преобразовывали жанровые сцены в особый тип театрализованного зрелища, обнажающего уродливые и смешные стороны действительности. Социально-обличит. пафос англ. К. не поднимался выше "парламентского оппозиционерства" и осмеяния нравов, но в ней сформировались MH. характерные творческие приёмы европ. К. Тогда же определилась спе-цифич. для К. оперативность отклика на все крупные события обществ, и гос. жизни, междунар. политики: таковы K.-лубки Великой франц. революции, англ, "антинаполеоновские листы" и рус. сати-рич. "нар. картинки" И. И. Теребенёва, А. Г. Венецианова, И. А. Иванова, направленные против захватнич. притязаний Наполеона и французомании дворянства. Язвительные "портреты" крепостников создал А. О. Орловский. Наконец, в сатирических офортах Ф. Гойи, бичующих испанскую реакцию и мракобесие,
О. Д о м ь е. "Ведь это маленькая шутка!". Гравюра на дереве. 1834.
зверства французских оккупантов, гротескный язык К. приобрёл небывалую силу и глубину художественного воздействия.
В 19-20 вв. развитие К. тесно связано с лит. публицистикой (от политич. памфлета до бытового фельетона), с передовой журналистикой и её социально-политич. устремлениями. Повседневное сотрудничество карикатуристов в журналах и газетах стало обычной формой их творч. деятельности. Прогрессивная К. 19 в., участвуя в классовых боях, много внимания уделяла гл. теме кри-тич. реализма - отстаиванию прав и достоинства личности в условиях власти денег. Антибурж. пафос окрашивает творчество крупнейшего карикатуриста О. Домье, с его богатством градаций от резкого обличения до грустного юмора, и К. Парижской Коммуны 1871 (Ж. Пи-лотель, Молок и др.). В условиях цензурных стеснений острая социальная сатира выступала часто в форме бытовой К., нравоописательных сцен, в к-рых осмеивались пороки политич. строя и обществ, жизни. Текст помогал читателю угадывать скрытый сатирич. смысл сцены. Этот приём характерен для карикатуристов русских сатирич. журналов сео. 19 в. - "Искры", "Гудка" и др. (H. А. Степанов, H. В. Иевлев, П. M. Шмельков), участвовавших в ре-волюц.-демократич. борьбе против самодержавия и крепостничества. Из лубка пришли в К. иносказания, сатирич. сцены-аллегории, в к-рых собирательные понятия - труд, капитал, свобода - представлены в виде персонажей. Одним из самых действенных и ёмких сатирич. средств стал гротескный обобщённый образ - "социальная маска" - то портрет-шарж, то собирательный образ, воплощающие типич. черты господствующих классов. Таковы созданные франц. карикатуристами - Ш. Филипоном, Гранви-лем,Домье и др. - обличит, образы "короля-буржуа" Луи Филиппа и проходимца Робера Макера. Сатирич. портреты царя и его сановников, перерастающие в социальные маски, создавались в рус. политической графике, ставшей важным фактом обществ, жизни в годы Революции 1905-07 (В. А. Серов, Б. M. Кустодиев, E. E. Лансере). В выработке гротескного лаконичного графич. языка К. участвовали художники нем. журнала "Симплициссимус" (осн. в 1896), рус. журналов "Сатирикон" (1908-14) и "Новый Сатирикон" (1913-18).
В 20 в. К. отразила усложнившееся соотношение обществ, сил. Так, в К. Революции 1905-07 в России, наряду с общедемократич. борьбой за свободу, получили выражение и социалистич. идеи, позже развитые политич. графикой дооктябрьской большевистской газеты "Правда". Большого напряжения и эмоциональной остроты достигла антимилитаристская К., протестующая против захватнич. политики империализма, несущей человечеству муки и страдания; особенно сильное влияние оказала на К. политическая графика Ф. Мазереля с её сочетанием гротеска, трагизма и романтической патетики. С резким обострением классовой борьбы пролетариата в 1910-20-е гг. передовые карикатуристы всё чаще связывают своё творчество с рабочей и коммунистич. прессой (P. Майнор, У. Гроппер, Ф. Эллис, Дж. Бёрк в США; Жорж Г рос, О. Дике, Г. Цилле, P. Шлихтер в Германии; Л. Лафорж, P. Дюбоск, P. Каброль во Франции; И. Лада в Чехословакии). С 1930-х гг. важную роль играла антифашистская сатирич. графика (И. Беш-ков в Болгарии, Д. Ло в Великобритании). В послевоен. годы стали широко известны прогрессивные карикатуристы Жан Эффель, Л. Миттельбер (Франция), X. Бидструп (Дания).
В сов. иск-ве в первые годы Сов. власти К. стала составной частью разных видов агитационно-массового искусства. В сатирич. плакате (в т. ч. в "Окнах РОСТА") революц. лет (M.M.Черепных, В. В. Маяковский, Д. С. Моор, В. H. Де-ни, В. В. Лебедев) сложились идейно-художеств. принципы и стилистика сов. К.- её политич. активность, непосредств. обращение к широчайшим нар. массам, социальная определённость критич. пафоса, направленного против внешних и внутр. врагов революции. В 1920-30-х гг. в РСФСР и др. республиках появились многочисленные сатирические журналы, ставшие центром развития проф. К. Среди её мастеров - И. А. Малютин, M. M. Черемных, А. А. Радаков, Л. Г. Бродаты, Б. E. Ефимов, H. Э. Радлов, Ю. А. Ганф, К. П. Ротов, Б. И. Антоновский, Кукрыниксы, A. M. Каневский, В. H. Горяев, К. С. Елисеев, Б. И. Проро-
B. А. Серов. "1905 год. После усмирения". Карандаш. 1905. Третьяковская галерея. Москва.
ков, Д. В. Сойфертис, И. M. Семенов, А. Азимзаде, В. Г. Литвиненко. Большое политич. значение приобрели регулярно публикуемые газетами К., обличающие силы мировой реакции, империализма и колониализма. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 К. как один из самых массовых видов иск-ва сыграла важную роль в патриотич. воспитании народа, в борьбе с фаш. агрессией. Она получила широкое распространение в журналах, газетах (в т. ч. фронтовых), агитац. листовках, большое место заняла в плакате (в т. ч. в "Окнах ТАСС"). В послевоен. период расширяется круг тем К., обращающейся к различным сторонам междунар. и внутр. жизни, истории, быта, к борьбе с пережитками капитализма. Мастера сов. К., как и карикатуристы социалистич. стран (А. Бай-ер-Ред, X. Зандберг в ГДР, Б. Линке, Э. Липиньский в Польше, С. Велев в Болгарии, Чик Дамадьян в Румынии), активно борются за коммунистич. идеалы. Илл. см. на вклейке, табл; XLIII, XLIV (стр. 432-433).
Лит.: Ш в ы р о в А. В., Трубачёв С. С., Иллюстрированная история карикатуры с древнейших времён до наших дней, СПБ. 1903 [на обложке 1904]; А ц а р к и-н а Э. H., Революционная карикатура Германии 1848-1870 годов, М.- Л., 1931; Яворская H., Современная революционная политическая сатира на Западе, М.- Л., 1932; Некрасова E., Очерки по истории английской карикатуры конца XVIII и начала XIX веков, [Л.], 1935; Варшавский Л. Р., Русская карикатура 40-50-х годов XIX века, M., 1937; Кали-тина H. H., Политическая карикатура Франции 30-х годов XIX столетия, Л., 1955; Ефимов Б. E., Основы понимания карикатуры, M., 1961; CT ы калин С., Кременская И., Советская сатирическая печать. 1917 - 1963, M., 1963; С т е р-нин Г., Очерки русской сатирической графики, M., 1964; Виппер Б. Р., Статьи об искусстве, [M., 1970], с. 129 - 136; Champfleury [F l е u r у-Н u s s о n J. ], Histoire de Ia caricature, ..., [livres] 1 - 5, P., 1865 - 80; F и с h s E., Die Karikatur der europaischen Volker vom Altertum bis zur Neuzeit, 2. Ai'fl., Bd 1-2, B., 1902, 3. Aufl.. Bd 1 - 2. B.. 1904; Hofmann W., Die Karikatur von Leonardo bis Picasso, W., 1956. Г. Ю. CmcpHKK.
КАРИКАШ (Karikas) Фридьеш (4.11. 1892, с. Борошшебеш,-5.3.1938, Москва), венгерский писатель. Чл. КПСС с 1917. В годы 1-й мировой войны 1914- 1918, находясь в рядах австро-венг. армии, в 1914 попал в рус. плен; в дни Октябрьской социалистич. революции участвовал в уличных боях в Москве. В 1918 вернулся в Венгрию, был политич. комиссаром 39-й бригады, боровшейся за Венгерскую советскую республику, после поражения к-рой жил в эмиграции. В нач. 30-х гг. возвратился на родину, но был арестован и неск. лет провёл в тюрьме, после чего эмигрировал в СССР. Лит. известность К. принесли рассказы о венг. красноармейцах, участниках обороны Сов. Венгрии от интервентов - сб. "Разные люди" (1932; рус. пер. с венг. рукописи -"39-я бригада", 1927; новый рус. пер.- "Янош Корбей", 1959).
Соч. в рус. пер.: Усы. Рассказы, пер. с венг., M., 1970.
КАРИМ Мустай (псевдоним; наст, имя Мустафа Сафич Каримов) (р. 20.10.1919, дер. Кляшево, ныне Чиш-минского р-на Башк. АССР), башкирский советский поэт, нар. поэт Башк. АССР (1963). Чл. КПСС с 1944. Окончил ф-т языка и лит-ры Башкирского пед. института (1940). Участник Великой Отечеств. войны 1941-45. Печатается с 1935. Первые сб-ки стихов "Отряд тронулся" (1938, совм. с В. Нафико-вым) и "Весенние голоса " (1941). Героика и трагизм Великой Отечественной войны 1941-45 нашли отражение в поэмах "Декабрьская песня" (1942), "Уль-масбай" (1942-44), "Чёрные воды" (1961) и во MH. лирич. стихах. В послевоен. лирике отражена трудовая жизнь башк. народа (стихи "Девушки нашего колхоза", 1948; "Сабантуй", 1953, и др.). Совр. поэзия К. характеризуется углублением социально-философских мотивов (кн. "Реки разговаривают", 1961; "Когда прилетели журавли", 1964, и др.). К.- автор пьес "Свадьба продолжается" (1947), "Похищение девушки" (1959), "В ночь лунного затмения" (1964; Гос. пр. РСФСР им. К. С. Станиславского, 1967), "Страна Айгуль" (1969) и др. К. написал повести для детей. Перевёл на башк. яз. произв. T. Г. Шевченко и др. Произв. К. переведены на MH. яз. Пред. правления СП Башкирии (1951-62), секретарь правления СП РСФСР (с 1962). Деп. Верх. Совета РСФСР 4-го и 5-го созывов. Зам. пред. Президиума Верх. Совета РСФСР (с 1963). Гос. пр. Башк. АССР им. Салавата Юлаева (1967). Награждён орденом Ленина, 5 др. орденами, а также медалями.
M. Карим.
Соч.: Кутэрелгэн тсояшка каран, ©фе, I960; Ьайланма эсэрзэр, т. 1 - 2, вфе, 1966; Эсэрээр, 5 томда, т. 1-4, вфв, 1971-72-; в рус. пер.- Избр. произв., т. 1 - 2, Уфа, 1969; Годам во след, M., 1971; Салават. Драматическая поэма, "Дружба народов", 1973, № 1.
Лит.: Хрен ков Дм., Мустай Карим, M., 1969. Г. Б. Хусаинов.
КАРИМ Фатых [27.12.1908(9.1.1909), дер. Ает, ныне Бижбулякского р-на Башк. АССР, -19.2.1945, пос. Победа Калининградской обл.], татарский советский поэт. Участник Великой Отечеств, войны 1941-45, погиб на фронте. Печатался с 1928. Первый сб. стихов - "Начальная песня" - опубл. в 1931. Наиболее значит, произв. К. являются "Седьмая печь" (1932), "Шумная заря" (1933), в к-рых отразился процесс индустриализации страны и коллективизации с. х-ва. К.- автор ряда произв., созданных на фронте (сб-ки "Любовь и ненависть", 1943; "Мелодия и сила", 1944; повесть "Записки разведчика", 1944). Награждён 2 орденами, а также медалями.
Соч.: Эсэрлэр. [3. Мэжитов кереш сузе белэн], т. 1 - 3, Казан, 1957; Сайланма эсэрлэр, Казан, 1969; в рус. пер.- Избранные стихи и поэмы, Каз., 1957.
Лит. .-ГиниятуллинаА., Писатели Советского Татарстана. Биобиблиографический справочник, Каз., 1970. М.Гайнуллин.
КАРИМ Ханиф (псевд.; наст, имя Xa-ниф Каримович Каримов) [р. 25.7(7.8).1910, с. Верхние Киги, ныне Кигинского р-на Башк. АССР], башкирский советский поэт. Чл. КПСС с 1932. Участник Великой Отечеств, войны 1941-45. В 1938 окончил лит. ф-т Башк. пед. института в Уфе. Первый сб. стихов -"Песня часового" (1934). В поэмах "Девушка" (1935), "Аул" (1940) K. изобразил переход крестьян к новой жизни. В сб-ках "Стихи" (1942), "Для любви нет смерти" (1943), "Дороги войны" (1944) выражены мысли и стремления сов. воина-освободителя. MH. послевоен. стихам К. присущи задушевность, песенность (сб-ки "Утренние думы", 1964; "В стране молодости", 1967). Выступает и как прозаик (сб. рассказов "Лесная тропа", 1965 |