БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

35) К. С. Гамсахурдиа (р. 1891) показал картины крушения старого мира, утверждения новой, социалистич. жизни.

Его роман "Десница великого мастера" (1939) о жизни Г. в 10-11 вв.- крупный вклад в сов. историч. романистику. Вслед за романом "Бата Кекия" (1933) Шенгелая опубликовал романы "Заря" (1940) и "Вдохновение" (отд. изд. 1949), повествующие о глубоких социальных сдвигах в 20 в. А. Н. Кутатели (р. 1897) в романе "Лицом к лицу" (кн. 1-4, 1933-43) отразил борьбу груз. народа за свержение меньшевистской диктатуры и установление Сов. власти в Г. Истории большевистских орг-ций Г. посвящены романы "Кецхо-вели" (1941) Лисашвили и "На берегу Лиахви" Б. И. Чхеидзе (р. 1901), повести Д. С. Сулиашвили (1884-1964). К числу крупнейших произв. груз. прозы 30-х гг. относится историч. роман Джавахишвили "Арсен из Марабды". Комедия Какабадзе "Свадьба в колхозе" (пост. 1938) и пьесы С. Д. Клдиашвили "Поколение героев" (1937), Вакели "Зависть" (1937), Г. Д. Баазова (1904-37) "Немые заговорили" (1931), В. И. Габескириа (1903- 1964) "Их повесть" (1943) в правдивых сценич. образах раскрывали духовный мир сов. человека. Эпизоды революц. борьбы груз. народа на заре 20 в. воссоздали в своих пьесах Дадиани ("Из искры", 1937) и Баазов ("Ицка Рижина-швили").

В годы Великой Отечеств. войны 1941 - 1945 написаны эпич. поэмы С. И. Чиковани "Песнь о Давиде Гурамишвили" (1944) и Г. Г. Абашидзе "Непобедимый Кавказ" (1944). Расцвела патриотич. лирика: стихи Г. В. Табидзе, Леонидзе, С. И. Чиковани, И. В. Абашидзе, Мирц-хулавы, Каладзе, Д. А. Гачечиладзе (р. 1902) и др. Появились историч. драмы Шаншиашвили "Герои Крцаниси" (пост. 1942) и Л. П. Готуа(р. 1905)"Ирак-лий II" и "Давид Строитель". Борьба сов. народа против нем.-фаш. захватчиков - тема пьес "Батальон идёт на Запад" (1941) и "Небо Москвы" Г. Д. Мдивани (р. 1905), "Гора дум" Г. И. Шатберашвили (1910-65), "Непобедимые" (1943) Готуа и др.

В послевоен. время в поэмах Леонидзе "Портохала" (изд. 1951) и "Бершоула" (1951), в циклах стихов И. В. Абашидзе "Песня жатвы" и "Цветёт Гурия" нарисованы типич. образы людей мирного созидат. труда. Лирич. циклы С. И. Чиковани "На польской дороге" и "Весна на Одере", Р. А. Маргиани (р. 1916) "Песни Коммунизма", И. Е. Нонешвили (р. 1918) "За мир" отражали стремление сов. людей к упрочению мира и дружбы между народами. Высокую оценку получили лирич. циклы Г. Г. Абашидзе "На южной границе" (1949) и "Ленин в Самгори" (1950).

Груз. поэзию обогатили стихи X. М. Беру лава (р. 1924), О. С. Челидзе (р. 1924), А. П. Шенгелия (р. 1914), М. С. Лебанидзе (р. 1922), Ш. 3. Ами-сулашвили (р. 1915), Т. А. Джангулашви-ли (р. 1923) и др. поэтов, вступивших в лит-ру в начале послевоен. периода. Великой Отечеств. войне посвящён роман Киачели "Человек гор" (1948) и повесть Шенгелая "Красный мак" (1949). К числу значит. произведений груз. драматургии послевоен. периода относятся пьесы И. О. Мосашвили (1896-1954)"Начальник станции" (1947), "Потопленные камни" (1949), "Его звезда" (1950) и "Путь в грядущее" (1953), лирич. комедия М. Г. Бараташвили (р. 1908) "Стрекоза" (1953), пьесы М. Н. Мревлишвили (р. 1904) "Очаг Ха-ратели" и "Николоз Бараташвили".

Ведущее место в грузинской лит-ре 50-60-х гг. принадлежит прозе, в к-рой преобладает тематика современности: роман Гамсахурдиа "Цветение лозы" (1956), романы А. И. Белиашвили (1903-61) "Перевал" (1956), "Рустави" (ч. 1-2, 1959-60) и "Швидкаца" (1960-61), цикл новелл К. А. Лордкипанидзе о Великой Отечеств. войне; социалистич. деревне посвящена первая книга его романа "Волшебный камень" (1955-56), а также романы Р. А. Джапаридзе (р. 1923) "Вдова солдата" (кн. 1-2, 1960) и Т. Г. Донжашвили (р. 1916) "На Алаза-ни" (1956). Историч. прошлое Г. отражено в тетралогии Гамсахурдиа "Давид Строитель" (кн. 1-4, 1946-58), в исто-рич. романах Г. Г. Абашидзе "Долгая ночь" и "Лашарела" (кн. 1, 1957), Белиашвили "Бесики" (1946), Готуа "Удел героев" (кн. 1-4, 1958-62). Правдивые образы современников нарисованы в романе В. Т1Т. Авалиани (р. 1914) "Новые горизонты", в книгах повестей и рассказов О. Р. Чхеидзе (р. 1920), Г. К. На-трошвили (р. 1910), Г. С. Чиковани (р. 1910), Мревлишвили, Шатберашвили, А. И. Ломидзе (р. 1907), М. В. Асатиани (1909-70). Романы прозаиков Н. В. Дум-бадзе (р. 1928; "Я, бабушка, Илико и Илларион", "Я вижу солнце", "Солнечная ночь", "Не бойся, мама!"), А. С. Сулакаури (р. 1927; "Золотая рыба"), О. Ш. Иоселиани (р. 1931; "Полдень" и "Кончилась зима"), Э. Л. Кипиани (р. 1924; "Красные облака") произв. Р. К. Инанишвили (р. 1926) заняли прочное место в груз. лит-ре.

Груз. поэзия конца 50-х и 60-х гг., освобождаясь от излишней помпезности, риторики и одописных тенденций 30- 40-х гг., глубже проникает в духовный мир сов. человека, многогранно отражает его чувства и мысли. Показательны книги стихов И. В. Абашидзе "Приближение" и особенно циклы "По следам Руставели" и "Палестина, Палестина", воссоздающие образ великого груз. поэта; последние поэтич. циклы Леонидзе и С. И. Чиковани, поэма Каладзе "Отец", книги Маргиани "Пробуждение", Ноне-швили "По всему миру", новые стихи Гачечиладзе, Гомиашвили и др. Наряду с мастерами старшего поколения активно работают поэты А. П. Каландадзе (р. 1924), М. И. Мачавариани (р. 1929), О. И. Чиладзе (р. 1933), Ш. Г. Нишниа-нидзе (р. 1929), Дж. А. Чарквиани (р. 1931), Ф. И. Халваши (р. 1925), М. Г. Квливидзе (р. 1925), В. С. Сула-беридзе (р. 1919), М. Ф. Поцхишвили (р. 1930), Н. В. Гурешидзе (р. 1927) и др.

Преодолевая отриц. влияние теории бесконфликтности, груз. драматурги создали ряд интересных пьес: М. Н. Мревлишвили "Лавина" (1956) и "Пламенный мечтатель" (1961), Бараташвили "Мое Квавилети", Г. Г. Абашидзе "Мать" и "Путешествие в три времени", М. В. Джапаридзе (1906-64) "Земляки" (1956), Вакели "Деловой человек", О. И. Чиджавадзе (р. 1909) "Крот" и "Счастливый неудачник". Появились историч. драмы Г. Н. Нахуцришвили (р. 1902) "Цицамури" и "Пиросмани", пьесы В. Л. Канделаки (р. 1918) и К. М. Буачидзе (р. 1914), Г. Л. Келба-киани (р. 1910) и др. Видное место в репертуаре груз. театров заняли пьесы Г. М. Хухашвили (р. 1926), А. И. Ге-цадзе (р. 1929), Иоселиани и др.

Популярностью пользуются произв., созданные для детей Накашидзе, Ма-риджан (М. М. Алексидзе, р. 1890), А. А. Хахуташвили (1888-1960), И. Л. Сихарулидзе (1889-1963), Л. И. Мегрелидзе (1883-1968), М. А. Мревлишвили (р. 1909), Р. К. Коркиа (р. 1894), Н. В. Чачава (р. 1901), А. С. Сулакаури (р. 1927) и др.

Капитальные труды по истории груз. лит-ры создали учёные-литературоведы К. С. Кекелидзе (1879-1962), С. Г. Ка-ухчишвили (р. 1895), П. И. Ингороква (р. 1893), С. И. Хундадзе (1860-1928), В. И. Котетишвили (1893-1937), Г. Д. Кикодзе (1886-1960), А. Г. Бара-мидзе (р. 1902), М. 3. Зандукели (1889- 1968), Г. Н. Абзианидзе (р. 1907), Л. Н. Асатиани (1900-55). Проблемы развития сов. лит-ры разрабатывают литературоведы и критики: Г. Н. Джиблад-зе (р. 1913), С. Е. Чилая (р. 1911), Ш. Д. Радиани (р. 1904), В. Д. Жгенти (р. 1903), Г. К. Натрошвили (р. 1910), Л. Г. Каландадзе (р. 1904), Д. Г. Бена-швили (р. 1910), И. В. Цулукидзе (р. 1899), Е. Д. Карелишвили (р. 1908), Г. И. Мерквиладзе (р. 1914), В. Н. Зам-бахидзе (р. 1902), Г. Г. Маргвелашвили (р. 1923), В. Г. Мачавариани (р. 1906), Г. Ш. Цицишвили (р. 1929), Г. Л. Асатиани (р. 1928), Г. Е. Гвердцители (р. 1930) и др.

За годы Сов. власти произв. груз. писателей переведены на языки мн. народов СССР и зарубежных стран. Полный перевод на рус. яз. "Витязя в тигровой шкуре" Руставели был сделан 5 раз: К. Д. Бальмонтом (частично опубл. в 1917, полностью в 1933), П. Петренко, Г. К. Цагарели, Ш. Нуцубидзе и Н. А. Заболоцким. Мн. груз. поэты прозвучали на рус. яз. в переводах Н. С. Тихонова, Б. Л. Пастернака, П. Г. Антокольского, А. А. Ахматовой, И. Л. Сельвинского, В. К. Звягинцевой, М. А. Светлова, А. П. Межирова, Е. А. Евтушенко, Б. А. Ахмадуллиной, Е. М. Винокурова и др.

Груз. языкознание зародилось на рубеже 19-20 вв. (А. Цагарели, Н. Марр, И. Джавахишвили). Осн. проблемы, разрабатываемые груз. языковедами: изучение структуры и истории картвельских языков, структуры горских кавк. языков и вопросов теории языкознания (А. Шанидзе, Г. Ахвледиа-ни, А. Чикобава и др.). Важнейшие центры языкознания Г.: Н.-и. ин-т языкознания АН Груз. ССР, соответств. кафедры Тбилисского ун-та, Абхазский ин-т языка, лит-ры и истории им. Д. Н. Гулиа АН Груз. ССР, кафедры пед. вузов Г. Лит.: Xаханов А., Очерки по истории грузинской словесности, в. 1-4, М., 1895 - 1906; Грузинские народные сказки, под ред. М. Чиковани, Тб., 1956; Сказания и легенды, Тб., .1963; Чиковани М., Народный грузинский эпос о Прикованном Амирани, М., 1966; Грузинский юмор, Тб., 1967; Кекелидзе К., Конспективный курс истории древнегрузинской литературы, Тб., 1939; его же, Памятники древнегрузинской агиографической литературы, Тб., 1956; Барамидзе А., Радиани Ш., Жгенти Б., История грузинской литературы, Тб., 1958; Кикодзе Г., Грузинские классики, Тб., 1942; Г-ольцев В., Грузинские писатели XIX века, М., 1948; Шадури В. .Декабристская литература и грузинская общественность, Тб., 1958; Николадзе А. К., Русско-грузинские литературные связи (19 в.), Тб., 1958; Гамезардашвили Д. М., Становление критического реализма в грузинской литературе, Тб., 1959; его же, Романтики и реалисты в грузинской литературе XIX века. Тб., 1963; Чилая

С., Очерки истории грузинской советской литературы, Тб., 1960; Маргвелашвили Г., Литературно-критические статьи, Тб., 1958; Асатиани Л. Н., Дружба братских литератур, Тб., 1958; Суровцев Ю.,О поэтах и поэзии. Сб. ст., Тб., 1962; Барамидзе А., Гамезардашвили Д.,

Грузинская литература, Тб. , 1968.

Б. Жгенти.


0723.htm
ГУМАНИЗМ (от лат. humanus - человеческий, человечный), исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.

Идеи Г. имеют длительную предысторию. Мотивы человечности, человеколюбия, мечты о счастье и справедливости можно обнаружить в произведениях устного нар. творчества, в литературе, нрав-ственно-филос. и религ. концепциях различных народов начиная с глубокой древности. Но система взглядов Г. впервые формируется в эпоху Возрождения. Г. выступил в это время как широкое течение обществ. мысли, охватившее философию, филологию, литературу, искусство и запечатлевшееся в сознании эпохи. Г. формировался в борьбе с феод. идеологией, религ. догматикой, духовной диктатурой церкви. Гуманисты, возродив к жизни множество лит. памятников классич. древности, использовали их для развития светской культуры и образованности. Они противопоставили богословско-схо-ластич. знанию знание светское, религ. аскетизму - наслаждение жизнью, уничижению человека - идеал свободной всесторонне развитой личности. В 14 - 15 вв. центром гуманистич. мысли была Италия (Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Лоренцо Балла, Пико делла Мирандола, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланд-жело и др.), затем Г. распространяется и в др. европ. странах одновременно с движением Реформации. Многие великие мыслители и художники того времени внесли свой вклад в развитие Г.- М. Монтень, Ф. Рабле (Франция), У. Шекспир, Ф. Бэкон (Англия), Л. Ви-вес, М. Сервантес (Испания), У. Гуттен, А. Дюрер (Германия), Эразм Роттердамский и др. Г. эпохи Возрождения был одним из гл. выражений того переворота в культуре и мировоззрении, к-рый отражал начавшееся становление капитали-стич. отношений. Дальнейшее развитие идей Г. связано с обществ. мыслью периода бурж. революций (17-нач. 19 вв.). Идеологи нарождавшейся буржуазии разрабатывали идеи "естественных прав" человека, выдвигали в качестве критерия пригодности социального устройства его соответствие абстрактной "природе человека", пытались найти пути сочетания блага личности и обществ. интересов, опираясь на теорию "разумного эгоизма", правильно понятого личного интереса. Франц. просветители 18 в. - П. Гольбах, А. К. Гельвеции, Д. Дидро и др.- отчётливо связали Г. с материализмом и атеизмом. Ряд принципов Г. был разработан в немецкой классич. философии. И. Кант выдвинул идею вечного мира, сформулировал положение, выражающее сущность Г.,- человек может быть для другого человека только целью, но не средством. Правда, осуществление этих принципов было отнесено Кантом в неопределённое будущее.

Система гуманистич. воззрений, созданных в условиях поднимающегося капитализма, явилась великим завоеванием обществ. мысли. Вместе с тем она была внутренне противоречива и исторически ограничена, ибо опиралась на индивидуалистич. концепцию личности, на абстрактное понимание человека. Эта противоречивость абстрактного Г. отчётливо обнаружилась с утверждением капитализма - строя, где в прямую противоположность идеалам Г. человек превращается в средство производства капитала, подчиняется господству чуждых ему стихийных социальных сил и законов, капиталистич. разделения труда, к-рое уродует личность, делает её односторонней. Господство частной собственности и разделения труда порождает различные виды отчуждения человека. Это доказывает, что на основе частной собственности принципы Г. не могут стать нормами отношений между людьми. Критикуя частную собственность, Т. Мор, Т. Кампанелла, Морелли и Г. Мабли считали, что, лишь заменив её общностью имущества, человечество сможет достичь счастья и благополучия. Эти идеи были развиты великими социалистами-утопистами А. Сен-Симоном, Ш. Фурье, Р. Оуэном, к-рые видели противоречия уже сложившегося капиталистич. строя и, вдохновляясь идеалами Г., разрабатывали проекты реформирования общества на началах социализма. Однако они не смогли найти реальных путей создания социалистич. общества, и в их представлениях о будущем наряду с гениальными догадками было много фантастического. Гумани-стич. традицию в обществ. мысли России в 19 в. представляли революц. демократы - А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, А. Н. Добролюбов, Т. Г. Шевченко и др. Идеи Г. вдохновляли классиков великой рус. литературы 19 в. Новый этап в развитии Г. начался с возникновением марксизма, к-рый отверг отвлечённую, внеисторич. трактовку "природы человека" лишь как биологической "родовой сущности" и утвердил её научное конкретно-историч. понимание, показав, что "...сущность человека... есть совокупность всех общественных отношений" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 3). Марксизм отказался от абстрактного, надклассового подхода к проблемам Г. и поставил их на реальную историч. почву, сформулировал новую концепцию Г.- пролетарский, или социалистич., Г., вобравший в себя лучшие достижения гуманистич. мысли прошлого. К. Маркс впервые определил реальные пути осуществления идеалов Г., связав его с научной теорией обществ. развития, с революц. движением пролетариата, с борьбой за коммунизм. Коммунизм ликвидирует частную собственность и эксплуатацию человека человеком, нац. гнёт и расовую дискриминацию, социальные антагонизмы и войны, устраняет все формы отчуждения, ставит достижения науки и культуры на службу человека, создаёт материальные, социальные и духовные предпосылки для гармоничного и всестороннего развития свободной человеческой личности. При коммунизме труд из средства к жизни превращается в первую жизненную потребность, а высшей целью общества становится развитие самого человека. Поэтому Маркс назвал коммунизм реальным, практическим Г. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, 1956, с. 637). Противники коммунизма отрицают гуманистич. характер марксизма на том основании, что он опирается на материализм и включает в себя теорию классовой борьбы. Эта критика несостоятельна, ибо материализм, признавая ценность земной жизни, ориентирует на её преобразование в интересах человека, а марксистская теория классовой борьбы как ничем не заменимого средства решения социальных проблем при переходе к социализму вовсе не является апологией насилия. Она оправдывает вынужденное применение революц. насилия для подавления сопротивления меньшинства в интересах большинства, в тех условиях, когда без него становится невозможным решение назревших социальных проблем. Марксистское мировоззрение - революционно-критическое и гуманистическое одновременно. Идеи марксистского Г. получили свою дальнейшую конкретизацию в трудах В. И. Ленина, исследовавшего новую эпоху развития капитализма, революц. процессы этой эпохи, а также начало эпохи перехода от капитализма к социализму, когда эти идеи стали практически претворяться в жизнь.

Социалистич. Г. противостоит абстрактному Г., к-рый проповедует "человечность вообще", вне связи с борьбой за действительное освобождение человека от всех видов эксплуатации. Но в рамках идей абстрактного Г. можно выделить две осн. тенденции. С одной стороны, идеи абстрактного Г. используются для маскировки антигуманистич. характера совр. капитализма, для критики социализма, для борьбы с коммунистич. мировоззрением, для фальсификации социалистич. Г. С другой стороны, в бурж. обществе имеются слои и группы, к-рые стоят на позициях абстрактного Г., но критически относятся к капитализму, выступают за мир и демократию, озабочены будущим человечества. Развязанные империализмом две мировые войны, человеконенавистническая теория и практика фашизма, открыто поправшего принципы Г., продолжающийся разгул расизма, милитаризм, гонка вооружений, нависшая над миром ядерная угроза весьма остро ставят перед человечеством проблемы Г. Люди, выступающие с позиций абстрактного Г. против империализма и порождаемого им социального зла, являются в определённой мере союзниками революционного социалистического Г. в борьбе за действительное счастье человека.

Принципы марксистского, социалистич. Г. извращают правые и "левые" ревизионисты. Те и другие по существу отождествляют социалистич. Г. с абстрактным Г. Но если первые видят в абстрактно-гуманистич. принципах существо марксизма вообще, то вторые отвергают всякий Г. как бурж. концепцию. На самом деле жизнь доказывает правоту принципов социалистич. Г. С победой социализма сначала в СССР, а затем и в др. странах социалистич. содружества идеи марксистского Г. получили реальное практич. подкрепление в гуманистич. завоеваниях нового социального строя, избравшего девизом своего даль