БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ники иск-ва восходят к 4 в. до н . э. (мелкая пластика и керамика из раскопок в Кават-Кала). От периода поселения каракалпаков в бассейне р. Жанадарьи (2-я пол. 18 в.) сохранились остатки многочисл. ирри-гац. сооружений [больших плотин, водохранилищ, хаузов (прудов)], развалины домов и усадеб (напр., усадьба Орунбай-Кала). Нар. жилище каракалпаков - юрта (кочевое) и глинобитный дом или камышовая мазанка (в сев. р-нах) с юртой при них (оседлое). На терр. К. находятся памятники эллинистич. Хорезма: Топрак-Кала, Гяур-Кала и др. В сов. время выросли города (Нукус, Бируни и др.) и ряд посёлков гор. типа. Хутора сменяются сел. поселениями и городами с регулярной планировкой, организованным центром и типовой застройкой. Сохраняются и традиц. типы жилищ. Большое место в гор. и сел. застройке занимают сады и парки.

С древних времён у народов К. развиты резьба по дереву (двери юрты) с инкрустацией сукном и слоновой костью, тиснение по коже, ковроделие, ткачество, вышивка. В утеплении и декоративной отделке юрты большое место занимают ковры, кошмы, ковровые тесьмы ("ак-КУР"), широкие полосы с бахромой ("жан-бау"), на белом фоне к-рых располагаются узоры, выполненные в мягких коричневых, розовых, нежно-зелёных и жёлтых тонах. Для изделий 20 в. характерно сочетание красного и жёлтого с коричневым, зелёным и синим. Каракалп. ювелиры в изготовлении украшений для женской одежды, мужских поясов, конской сбруи сочетают серебро, иногда позолоченное, с сердоликами, кораллами и бирюзой. Для иск-ва К. типичен строгий геом. и растит, орнамент, осн. мотив к-рого-"муйиз" (бараньи рога).

1. Юрта (внешний вид). 2. Двери юрты. 3. Ворота глинобитной усадьбы.

С 1930-х гг. развивается станковое изобразит, иск-во. Работают скульпторы Дж. Куттымуратов, Д. Турениязов, живописцы Ж. Беканов, Б. Серекеев, Ф. ю. Мадгазин, И. В. Савицкий, А. Курбанба-ев, графики К. Бердимуратов, К. Нажимов, театральные художники Б. Д. Каменев, К. Саипов и др.

Илл. см. на вклейке, табл. XXXIX (стр. 304-305). Л.А.Шарафутдинова.

Музыка. Каракалп. муз. культура имеет древнюю историю. До Октябрьской революции она была представлена устным нар. творчеством. Носителями и хранителями муз. культуры были нар. певцы - бахсы, исполнявшие лирич. песни и эпос в сопровождении дутара, сказители - жырау, исполнявшие героич. эпос в сопровождении кобуза, инструменталисты - сазенде, киссаханы, которые являлись создателями песен и инструментальных пьес. Среди них: Га-рипнияз, Ещбай, Акымбет, Муса, Суй-еу, Шерназар, Арзы, Жуман, Ещан, Орынбай. Песни каракалпаков разнообразны по жанрам и тематике. Нар. песни в основном диатонпчны, в мелодии широко применяются глиссандо, форшлаги и др. украшения.

Из муз. инструментов наиболее популярны двухструнный щипковый инструмент - дутар и смычковые - кобуз, гыр-жак, духовые (деревянные) - баламан (типа свирели), най и сурнай (род флейты), а также ударный - дэп (бубен). У женщин - шынкобуз, изготовленный из маленького кусочка железа.

После Октябрьской революции в К. развивается проф. музыкальная культура. Начиная с кон. 1940-х гг. появляются сочинения для симф. оркестра (симф. поэмы "Каракалпакстан", "Кырк кыз" А. Халимова, симф. поэма "Бузатау", симф. сюита "Юность" А. Султанова, "Каракалпакская рапсодия" Ф. Назарова, сюита на каракалпакские темы "Нигарим", "Теке Налыш", "Адыннан" А. Ф. Козловского), хоры ("Каракалпак-стан" Ж. Шамуратова и M. Насимова, "Моя родина" А. Султанова, "Мир" А. Халимова), музыка к спектаклям. В области песни работают Ж. Шамуратов, А. Султанов, К. Турдыкулов, H. Маха-матдинов, К. Абдуллаев, M. Жиемура-тов и др. Опубликованы записи каракалп. нар. песен А. Халимова (1959) и В. Шафранникова (1959).

Большой вклад в развитие нац. муз. культуры внесли нар. арт. СССР А. Шамуратова, нар. арт. Узб. CCP Г. Шира-зиева, P. Сеитов, С. Мамбетова, А. Атамуратова, засл. арт. Каракалп. АССР И. Рафикова, Г. Тлеумуратов и др.

В республике работают: Каракалп. муз.-драматич. театр им. К. С. Станиславского (1930), Филармония им. Бердаха (1946), оркестр нар. инструментов (1968), Каракалп. отделение Союза композиторов Узб.CCP (1967), муз.-хореогра-фич. уч-ще в Нукусе (осн. 1960), 6 муз. школ. Муз. отдел сектора искусствознания Каракалп. филиала АН Узб. CCP (1959) ведёт работу по собиранию и изучению каракалп. нар. музыки.


Драматический театр. Элементы драмы и театра содержались в обрядах и играх каракалп. народа, в нар. эпосе, в исполнительском творчестве нар. мастеров (бахсы и жырау), в иск-ве проф. острословов (наиболее известны во 2-й пол. 19- нач. 20 вв.- Омирбек-лаккы, Кампакал-кемпир, Даулет-лаккы, Ты-ным-кыз). Со 2-й пол. 19 в. распространилось иск-во маскарапазов, заимствованное у хорезмских узбеков. Формирование проф. каракалп. театра началось после Окт. революции и протекало в тесной взаимосвязи с культурами др. народов СССР, особенно с узбекской и русской. С кон. 1917 организовывались мно-гочисл. самодеятельные кружки в Петро-александровске, Кунграде, Ходжейли, Чимбае, Шурахане и др. В 1925 по инициативе педагога 3. Ф. Касымова при Турткульском пед. техникуме была создана первая каракалп. труппа "Танг нуры" ("Утренняя заря"). В 20-е гг. появились произв. нац. драматургии-"Девушка, нашедшая себе равного" А. Утепова, "Сайеке батыр" К. Авезова, "Ерназар - Верблюжий глаз" С. Мажитова и др. В 1928 на основе труппы, руководимой 3. Ф. Касымовым, возник новый театр, коллектив также под назв. "Танг нуры", организованный драматургом А. Утепо-вым, одним из основоположников каракалп. театра и драматургии, автором MH. пьес (был также актёром, режиссёром, руководил театр, труппами в разных р-нах К.). На базе этого коллектива в 1930 в Турткуле (в 1942 переведён в Нукус) создан Каракалп. муз.-драматич. театр, к-рому присвоено (в 1939) имя К. С. Станиславского. В 1939 состав театра укрепился выпускниками каракалп. студии ГИТИСа, воспитанниками О. И. Пыжовой и Б. В. Бибикова. В репертуар вошли студийные спектакли, в т. ч. "Бедность не порок" A. H. Островского, "Проделки Скапена" Мольера, "Первая конная" В. В. Вишневского. Среди спектаклей 40-50-х гг.: "Алпамыс" H. Давкараева, "Проделки Майсары" X. Хамзы, "Насильно мил не будешь" С. Ходжаниязова, "Гариб-Ашик" А. Бе-гимова и T. Алланазарова, "Айгуль и Абат", "Лейтенант Елмуратов", "Раушан" Дж. Аймурзаева, "Русские люди" К. M. Симонова, "Украденное счастье" И. Я. Франко, "Тартюф" Мольера. В 1967 впервые на сцене каракалп. театра создан образ В. И. Ленина в спектакле "Семья" И. Ф. Попова. В числе др. постановок 60- нач. 70-х гг.: "Источник жизни" Дж. Аймурзаева, "Дочь Каракалпакии" Г. Абдулова и T. Баяндиева, "Талуас" С. Ходжаниязова, "Путеводная звезда" К. Яшена, "Отелло" У. Шекспира. В республике работают (1972): нар. арт. СССР А. Шамуратова, нар. арт. Узб. CCP и Каракалп. АССР Ю. Маму-тов, С. Авезова, О. Давлетова, 3. Зари-пов, P. Сайтов, Г. Шеразиева, нар. арт. Каракалп. АССР.P. Адикова, С. Алла-муратова, T. Ахметова, X. Сапаров, О. Умиткулов, С. Утепбергенов, Ш. Уте-муратов, засл. деятель иск-в Каракалп. АССР К. Саипов, засл. арт. Каракалп. АССР H. Ансатбаева, Д. Ранов, С. Па-луанов. т. Б.Баяндиев.

Лит.: Очерки истории Каракалпакской АССР, т. 1 - 2, Таш., 1964; Народы Средней Азии и Казахстана, т. I1M.. 1962; T о л-стов С. П., По древним дельтам Оксан Яксарта, M., 1962; Камалов С. К., Каракалпаки в XVIII - XIX вв. (К истории взаимоотношений с Россией и среднеазиатскими ханствами), Таш., 1968; Борьба трудящихся Каракалпакии против социального и колониального гнета (1873- февр. 1917), Таш., 1971; Каракалпакия в период победы социализма и коммунистического строительства, Таш., 1969; Цапенко H., T а д-жимов Т., Каракалпакская АССР (Краткий справочник), Таш., 1960; Узбекистан, M., 1967 (серия "Советский Союз"); Народное хозяйство Каракалпакской АССР. Статистический сб., Нукус, 1967; Экономическое преобразование Каракалпакии за годы Советской власти, Нукус, 1969; 3 а р и п о в X., Медетуллаев Ж., Yстирттин хэзирги жагдаты хэм келешеги, Некие, 1969; P з а е в К. Р., Медетуллаев Ж. M., Ресурсы сельского хозяйства Каракалпакии, Нукус, 1972; Давкараев H., Очерки по истории дореволюционной каракалпакской литературы, Таш., 1959; Нурмухаме-до в M., Краткий очерк истории каракалпакской советской литературы, Таш., 1959; его же, Каракалпакская советская проза, Таш., 1968; Антология каракалпакской поэзии, Таш., 1968; Каракалпак совет эдебияты тарий-хынын очерклери, Ташкент - Самарканд, 1968; Ж д а н к о T. А., Народное орнаментальное искусство каракалпаков, в кн.: Труды хорезмской экспедиции, т. 3, M., 1958; Савицкий И. В., Резьба по дереву каракалпаков, Таш., 1965; Алламура-тов А., Каракалпакстан искусствосынын тарийхынан, Некие, 1968; Алланаза-р о в T., Каракалпакский советский театр, Таш., 1966; Баяндиев Т., Каракалпакский театр им. К. С. Станиславского, Таш., 1970.


КАРАКАЛПАКСКАЯ СТЕПЬ, Язъяванская степь, центральная часть Ферганской долины, в Андижанской обл. Узб. CCP. Поверхность сложена суглинками, глинами, песками и галечниками. Занята солончаковыми и заболоченными пространствами. Имеются участки такыров и бугристых песков. Характерны солянки, сарсазан, ажрек (на солончаках), полынь, эфемеры, тополь, гребенщик (на песках). Используется гл. обр. как пастбище.

КАРАКАЛПАКСКИЙ ЯЗЫК, язык каракалпаков, осн. населения Каракалп. АССР; каракалпаки живут также в Хорезмской и Ферганской обл. Узб. CCP, Ташаузской обл. Туркм. CCP, Казах. CCP и в Афганистане. Число говорящих на К. я. 228 тыс. чел. (1970, перепись). Относится к кыпчакской группе тюркских яз. Осн. диалекты: северо-восточный и юго-западный. Для К. я. характерна замена общетюрк. "ч" и "ш" соответственно "ш" и "с" (каш-- "убегать" вместо кач-, бас -"голова" вместо баш), что сближает его с ногайским и казах. яз. Лит. К. я. формировался после Ве" ликой Окт. социалистич. революции. Письменность К. я. до 1928- на базе араб, алфавита, с 1928-40- на лат. основе, с 1940- на русской.

Лит.: M а л о в С. E., Заметки о каракалпакском языке, Нукус, 1966; Баскаков H. А., Каракалпакский язык, т. 1 - 2, M.- Л., 1951-52; У б а и д у л л а-е в К., Хэзирги заман каракалпак тили. Фонетика, Некие, 1965; Бердимура-тов E., Хэзиргн заман каракалпак тилиниц лексикологнясы, Некие, 1968; Каракалпак-ско-русский словарь, под ред. H. А. Баскакова, M., 1958; Русско-каракалпакский словарь, под ред. H. А. Баскакова, M., 1967; M е п-ges К., Qaraqalpaq grammar, t. 1-Fonolo-gia, N. Y., 1947.


КАРАКАРЫ (Daptriinae), подсемейство птиц сем. соколиных отряда хищных птиц. В отличие от наст, соколов, у К. нет зубца на надклювье, щёки, а иногда и горло голые или слабо оперённые, крылья тупые, цевки длинные, когти слабые. К. летают относительно плохо, но быстро бегают и держатся преим. на земле. Насекомоядны или всеядны; часто кормятся падалью. Распространены в Америке (от юга США до Огненной Земли). 4 рода с 9 видами. Типичный вид - каранча (Polyborus plancus); дл. ок. 70 см, спинная сторона чёрно-бурая со светлыми поперечными полосками, на голове хохол. Обитает на открытых равнинных местах. Гнездится на кустах, в кладке 2-3 яйца, насиживание 28 суток.


КАРАКАС (Caracas), столица Венесуэлы, важный политич., торг.-финанс., пром.-трансп. и культурный центр страны. Расположен в горной долине Карибских Анд, на выс. 900-1000 м, в 13-14 км от побережья Карибского м. Климат субэкваториальный, влажный, ср. темп-ра января 18,6 0C, июля 21,2 0C, осадков 820 мм в год. В 1812 и 1900 город почти полностью разрушался землетрясениями. К. с прилегающей к нему территорией выделен в федеральный (столичный) округ, пл. 1,9 тыс. км2. Нас. (с пригородами, занимающими территорию и за пределами федерального округа) 2,2 млн. чел. (1970). Управление К. осуществляет губернатор, назначаемый президентом; имеется также муниципальный совет, избираемый населением.

Основан исп. конкистадором Диего де Лосада (на месте сожжённого поселения индейцев племени Каракас) в день св. Якова (25 июля 1567) под назв. Сантьяго-де-Леон-де-Каракас.

Каракас. Вид части города.

Каракас. Магистраль Авенида Боливар.

В 16-17 вв. подвергался нападениям пиратов. С 1577 - резиденция исп. губернатора, с 1777 - столица генерал-капитанства Венесуэла. В апр. 1810 в К. произошло восстание, явившееся началом Войны за независимость испанских колоний в Америке 1810-26. В годы войны К. был местом жесточайших схваток патриотов с испанцами. После распада в 1830 Великой Колумбии и образования республики Венесуэлы стал её столицей. После 2-й мировой войны 1939-45 - важнейший в стране центр рабочего и студенческого движения.

В К. имеются предприятия пищевкусовой, текст., швейной, кож.-обув., хим., нефтехим., фармацевтич., резинотехнич., стекольной, бум., цем., метал лообр. пром-сти; сборка автомобилей и др. машин. Конторы крупнейших нац. и иностр. банков, пром. и торг, компаний. Ж. д. и шоссе К. соединён с портом Ла-Гуайра, междунар. аэропортом Майкетия, гг.Маракай, Валенсия и др., а Панамериканским шоссе- с Боготой (Колумбия), на Ю.-В. отходит шоссе, ведущее к г. Сью-дад-Боливар.

С колон, времён город имел правильную сеть улиц. На центр, площади Пла-са Боливар - собор (осн. постройка - 1664-74, архитектор П. де Медина). С 1936 реконструируются старые и прокладываются новые магистрали, строятся парадные ансамбли обществ, и деловых зданий-обществ, центр "Симон Боливар" (1938, арх. С. Домингес), университетский городок (начат в 1944, арх. К. P. Вильянуэва), Авенида Боливар с 2 небоскрёбами Торрес дель силенсио (илл. см. т. 4, табл. XLVI, рис. 8), пл. Пласа Венесуэла с небоскрёбом Эдифисио полар (1952-54, арх. X. M. Га-лиа, M. Вегас Пачеко), а также жилые комплексы Серро-Гранде, Эль-Параисо, Серро-Белен; обществ, здания сер. 20 в.- Музей изящных иск-в (арх. О. Ни-мейер), Нац. пантеон, Капитолий и др. Сохраняются р-ны трущоб.

В К. находятся: гос. Центр, ун-т, 2 частных ун-та (Санта-Мария и като-лич. ун-т Андрее Бельо), 8 колледжей музыки и иск-ва, Нац. пед. ин-т и Высшая мед. школа; Венесуэльская академия языка, Нац. академия истории, Нац. мед. академия, Академия политич. и социальных наук, Академия физич., математич. и естеств. наук и др. н.-и. учреждения, ряд междунар. об-в (в т. ч. Междунар. ин-т эксперимент, медицины); Нац. 6-ка, Б-ка Центр, ун-та, академич. б-ки; Музей Боливара, Дом-музей Боливара, Музей изящных иск-в, Коллекция птиц Венесуэлы, Музей естеств. наук, Музей колон, иск-ва.

Имеются театральные здания и театрально-концертные залы (используются также для демонстрации фильмов): "Атенео", "Театро Альберто де Пас", "Тилинго", "Флорида", "Урданета", "Карибе", "Лидо", "Аула Магна", "Театро насьональ", "Театро мунисипаль", "Кон-ча Акустика" (открытый амфитеатр), Театр кукол. В них выступают труппы "Университарио", "Компас", "Маскарас", "Театро дель Дуэнде", "Леонсио Марти-нес", "Театро де Больсильо", труппа под рук. P. Антильяно. Работают муз. уч. заведения: Академия музыки "Падре Co-хо", Академия музыки Фишера и др.

Лит.: Венесуэла. Экономика, политика, культура, M., 1967; Столицы стран мира, M., 1966; Villanueva C. R., Caracas de ауег у de hoy, Caracas, [1943].

Каракас. Жилой район.


КАРАКАТИЦА (Sepia), род головоногих моллюсков отряда десятиногих. Тело продолговатое (дл. до 25 см), уплощенное; по бокам имеются плавники. "Руки" снабжены присосками; две более длинные "руки" расширены на концах и служат для ловли добычи. Раковина внутренняя, расположена под мантией на спине. Секрет большой чернильной железы (вырост прямой кишки) служит средством самозащиты - К. выбрасывает его в воду в виде "чернильной бомбы", похожей по форме на К., и т. о. дезориентирует врага; при соприкосновении врага с "бомбой" она взрывается, создавая "дымовую завесу". К. ведёт придонный образ жизни; цвет тела гармонирует с субстратом; по грунту ползает с помощью "рук"; медленно плавает с помощью плавников; может быстро плавать, выбрасывая воду из мантии (реактивное движение). К. населяет прибрежные воды (до глуб. 200 м) тропич. и тёплых морей. Мясо К. употребляют в пищу. Секрет чернильной железы (сепия) используется в живописи как очень стойкая тёмно-коричневая краска. И. M. Лихарев.

Каракатица: 1- общий вид со спинной стороны; 2 - яйца: 3 - раковина с брюшной стороны.


КАРАКЕЕВ Курман-Гали (р. 7.11.1913, с. Курменты, ныне Тюпского р-на Hc-сык-Кульской обл. Кирг. CCP), советский историк, акад. (1960) и президент (с 1960) АН Кирг. CCP, чл.-корр. АН СССР (1968). Чл. КПСС с 1938. Из крестьян. Окончил Высшую парт, школу при ЦК КПСС (1946) и Академию обществ, наук при ЦК КПСС (1959). В 1939-59 секретарь Тянь-Шань-ского и Иссык-Кульского обкомов партии, редактор республиканских газет "Кызыл Кыргызстан" ("Красная Киргизия"), зав. отделом пропаганды и агитации ЦК КП Киргизии, секретарь (с 1947) ЦК КП Киргизии. Осн. область науч. работы - история КПСС, история СССР, культурное строительство. Переводчик и редактор переводов произв. классиков марксизма-ленинизма на кирг. язык. Соавтор и редактор "Очерков истории Коммунистической партии Киргизии" (1966),"Истории КиргизскойССР"(3 изд., 1967), "Истории коммунистических организаций Средней Азии" (1967), капитального труда "Победа Советской власти в Средней Азии и Казахстане" (1967) и др. изданий. Деп. Верх. Совета СССР 6-8-го созывов. Делегат 22-го (1961) и 23-го(1966) съездов КПСС. Награждён орденом Ленина, 4 др. орденами, а также медалями.

КАРА-КИРГИЗЫ, распространённое в дореволюц. лит-ре название киргизов.

КАРАКИТАЕВ ГОСУДАРСТВО, Kaра-киданей гос-во, феод, гос-во в Cp. и Центр. Азии (ок. 1140-1213) со столицей в Хусыордо (Баласагун) на р. Чу. Основатель - Елюй Даши (из рода, правившего империей киданей - народности монгольской группы) в 1124 принял титул гурхана (главы союза равноправных племён). После разгрома чжурчженями в 1125 империи киданей он с группой сторонников бежал на С. Завладев всем Туркестаном с помощью поселившихся здесь ранее киданей, стал императором в 1141. Гурханы выпускали свою монету киданьского образца, но мало влияли на экономику и внутр. жизнь края, ограничиваясь сбором налогов и дани с вассалов (Балх, Хорезм, Гаочан и др.). Дважды К. г. правили женщины. К. г. занимало терр. от Амударьи и оз. Балхаш до Куньлуня и нагорий Бэйшаня. Падение К. г. связано с захватом монголами Вост. Туркестана и п