| с. конференции всех европ. гос-в. Сов. пр-во, к-рое неоднократно выступало за экономич. сотрудничество с др. державами, получив приглашение на конференцию (оно было передано 7 янв. пр-вом Италии), незамедлительно ответило согласием. К. к. утвердила предварит, порядок дня и "Основные условия, необходимые для плодотворной работы" Генуэзской конференции (в 6 параграфах). 1-й параграф "условий" содержал признание за каждой нацией "права избирать для себя ту систему, которую она предпочитает". В. И. Ленин отмечал, что 1-й параграф резолюции К. к., "...признавая равноправие двух систем собственности (капиталистической, или частной собственности, и коммунистической, принятой пока лишь в РСФСР), вынужден, таким образом, признать, хотя и косвенно, крах, банкротство первой системы собственности, неизбежность соглашения ее со второй, как равной с равным" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 192-93). Остальные параграфы предусматривали гарантии для иностр. капитала и имущества в России; признание ею всех частных долгов и обязательств прежних пр-в и др. Особо указывалось, что зап. державы признают Сов. пр-во лишь после принятия им перечисленных условий. Эти условия представляли собой обречённую на неудачу попытку заставить Сов. пр-во средствами диплома-тич. давления пойти на серьёзные принципиальные уступки капиталистич. странам.
К. к. предоставила Германии отсрочку по ближайшим репарационным платежам. В ходе конференции велись переговоры об англо-франц. гарантийном пакте (пакт должен был обеспечить Франции помощь со стороны Великобритании в случае нападения Германии), но соглашение не было достигнуто.
Публ.: Документы внешней политики СССР, [т. 5], M., 1961; Материалы Генуэзской конференции, M., 1922, с. 3-10.
А. И. Степанов.
КАННЫ (Саппе; лат. Cannae), селение в Юго-Вост. Италии, на р. Ауфид (ныне Офанто), близ к-рого 2 авг. 216 до н. э. произошло крупнейшее сражение во время 2-й Пунической войны (см. Пунические войны) между римской армией (80 тыс. пехоты и 6 тыс. конницы; в сражении участвовало 63 тыс. пехоты и 6 тыс. конницы), к-рой в день сражения командовал консул Теренций Варрон, и карфагенской армией Ганнибала (40 тыс. пехоты и 10 тыс. конницы). Рим. пехота, имея глубокий и плотный боевой порядок, атаковала центр карфагенского войска и потеснила его. Однако карфагенская конница разгромила на флангах рим. конницу, после чего рим. пехота была окружена и почти вся уничтожена. Римляне потеряли 48 тыс. убитыми и 10 тыс. пленными, карфагеняне - 6 тыс. убитыми. После поражения рим. армии MH. южноитал. и сицилийские города перешли на сторону Ганнибала. Однако из-за недостатка сил он не смог воспользоваться победой и двинуться на Рим. Сражение при К. является выдающимся образцом воен. искусства. "Никогда еще не было такого полного разгрома целой армии" (Энгельс Ф., Избр. воен. произведения, 1956, с. 211).
Лит.: Разин E. А., История военного искусства, т. 1, M., 1955; Строков А. А., История военного искусства, т. 1, M., 1955; Дельбрюк Г., История военного искусства в рамках политической истории, т. 1, M., 1936; Шлиффен А., Канны, 2 изд., M., 1938.
KAHO (Сапо) Алонсо (крещён 19.3.1601, Гранада,- ум. 3.9.1667, там же), испанский скульптор и живописец, представитель барокко. Учился в Севилье у X. Монтаньеса и Ф. Пачеко (с 1616). Работал в Севилье (до 1637), Мадриде, Валенсии, Гранаде (с 1652). Идущая от традиций дерев, раскрашенной скульптуры полихромная пластика К. (ретаб-ло церкви Санта-Мария в Лебрихе, пров. Севилья, 1628-38; статуи и бюсты святых для собора в Гранаде, 1658-60) монументальна по характеру, отличается тонкой одухотворённостью и жизненно-конкретной экспрессией.
A. К а н о. "Мадонна" (фрагмент). Дерево, роспись. 1660. Собор в Гранаде.
Менее самобытна живопись К. ("Мадонна, вручающая младенца Христа св. Антонию", 1645-52, Прадо, Мадрид; цикл картин "Семь радостей Марии", 1652-64, собор в Гранаде), отмеченная чертами идеализации, внешней красивости и влиянием итал. иск-ва. Созданный К. проект зап. фасада собора в Гранаде осуществлён в 1703 арх. X. Гранадосом. Илл. см. также т. 8, табл. VI (стр. 48-49).
Лит.: Wethey H. E., Alonso Cano, Princeton, 1955.
KAHO (Капо), город на С. Нигерии, адм. центр шт. Кано. 351,2 тыс. жит. (1970). Ж.-Д. станция. Узел шосс. дорог. Аэропорт междунар. значения. Крупный центр ремесла и торговли арахисом, хлопком, козьей кожей и шкурами. Произ-во: арахисового масла, мясных консервов, мыла, кожаной обуви, дубильных веществ, цемента; текст, ф-ка. До 19 в. К.- столица города-гос-ва народа хауса - Кано (см. Хауса государства).
КАНО, одна из школ японской живописи, существующая со 2-й пол. 15 в. и названная по имени своих основателей Кано Масанобу и Кано Мотонобу. Для произв. художников К. раннего этапа (2-я пол. 15-1-я пол. 16 вв.; гл. обр. пейзажи, живопись "цветов и птиц" на свитках, ширмах, раздвижных дверях), опиравшихся на традиции школы Ямато-э и монохромной живописи, характерно сочетание условно-декоративной композиции с подчёркнуто правдоподобными деталями (птицы, ветки деревьев). В живописи К. периода расцвета (кон. 16- 1-я пол. 17 вв.) отд. детали, приобретая нек-рую условность, целиком подчиняются орнаментально-декоративному строю композиции (Кано Эйтоку, Кано Санраку, Кано Танъю и др.). Живопись художников К. во 2-й пол. 17-20 вв. (Кано Ясунобу, Кано Цунэнобу, Тайкан Ёкояма и др.) при всём мастерстве исполнения становится иногда холодной и безжизненной, являясь, в сущности, повторением старых образцов.
К а н о м o т о н о б у. Пейзаж из серии "Восемь видов Киото". Свиток. Живопись на бумаге. Конец 15- 1-я половина 16 вв. Монастырь Такайэн, Киото.
Илл. см. на вклейке, табл. XXXVII (стр. 304-305).
Лит.: Бродский В. E., Японское классическое искусство, M., 1969.
KAHОAC (Canoas), город на Ю. Бразилии в шт. Риу-Гранди-ду-Сул. 122 тыс. жит. (1968). Ж.-д. станция. Узел автодорог. Произ-во стройматериалов (стекло, цемент), металлургия, трансп. машиностроение, электротехнич., хим., меб., целлюлозно-бумажная, мясохладобойная пром-сть. Близ К.- нефтеперерабат. з-д (гос. компании "Петробраз").
KAHOBA (Canova) Антонио (1.11.1757, Поссаньо, обл. Венеция,-13.10.1822, Венеция), итальянский скульптор-классицист. Учился в Венеции (1768-74) у скульптора Дж. Торретти. Работал гл. обр. в Венеции и Риме. В ранних произв. следовал традициям иск-ва барокко. Впоследствии вступил на путь формального подражания антич. скульптуре. В выполненных К. эффектных надгробиях (надгробие Климента XIII, 1792, собор св. Петра, Рим), статуях мифологич. героев ("Амур и Психея", 1793, Лувр, Париж, 1800, Эрмитаж, Ленинград), идеализированных портретах ("Паолина Боргезе в виде Венеры", 1805-07, Гал. Боргезе, Рим) торжеств, спокойствие композиции, ясность и изящество пропорций сочетаются с холодной отвлечённостью образов, чертами сенти-мент. слащавости и салонной красивости, безжизненностью гладкой, отполированной поверхности мрамора. Творчество К-явилось одним из тех образцов, на к-рые ориентировалась европ. академич. скульптура 19 в.
A. К а н о в а. "Персей". Мрамор. 1801. Музей. Пио-Клементино.Ватикан.
Лит.: Косарева H. К., Канова и его произведения в Эрмитаже, 2 изд.. Л., 1963; Coletti L. (ed.), Mostra Canoviana. [Catalogo], Treviso, 1957.
KAHOBAC ДЕЛЬ КАСТИЛЬО (Сапоvas del Castillo) Антонио (8.2.1828, Малага,-8.8.1897, Санта-Агеда), испанский гос. деятель, писатель, историк. В молодости был либералом, участвовал в разработке т. н. Мансанаресской программы 1854, предусматривавшей созыв учредит, кортесов, уменьшение налогов, создание нар. милиции. В 1857 губернатор Кадиса, в 1864 министр финансов. В годы Революции 1868-74 выступал против республики, за монархию Бур-бонов. Был одним из гл. вдохновителей Реставрации 1874. К. д. К.- основатель (1875) и лидер Консервативной партии. В 1875-81 (с короткими перерывами), 1884-85, 1890-92 и 1895-97 был премьер-министром. Способствовал упрочению конституционно-монархич. системы в стране. Убит итал. анархистом.
Соч.: Historia de Ia decadencia de Espana..., 2 ed., Madrid, 1910; Estudios del reinado de Felipe IV, v. 1 - 2, Madrid, 1888; Obras poeti-cas, Madrid, 1887.
КАНОН (от греч. kanon - норма, правило), свод положений, имеющих догматический характер. 1) Библейский К.- совокупность книг Библии, признаваемых церковью "боговдохновенными" (в отличие от апокрифов) и применяемых при богослужении в качестве "священного писания". К. Ветхого завета, написанного на др.-евр. яз., сложился к нач. 2 в. н. э. К. Ветхого завета в греч. пер. (сложившийся позднее) отличается от него составом книг и редакцией их. К. Нового завета был определён Афанасием Александрийским в 367, но споры (особенно по поводу включения в него Апокалипсиса) продолжались вплоть до 9 в. К. православной, католической и протестантской церквей различаются составом произведений. 2) Церковный К.-установленные христ. церковью правила в области вероучения, культа, организации церкви и возведённые в "закон" высшей церк. инстанцией (церк. соборами, гл. обр. Вселенскими соборами, папскими декреталиями). См. Каноническое право.
КАНОН в изобразительном искусстве, совокупность твёрдо установленных правил, определяющих в художеств, произв. нормы композиции и колорита, систему пропорций, либо иконографию данного типа изображения; К. наз. также произв., служащее нормативным образцом. Системы К., связанные с религ. предписаниями, господствовали в иск-ве Др. Востока и средних веков (церковно-догматич. К.-"подлинники" в иконописи). Для античности и Возрождения характерны попытки рационалистич. путём найти идеальную закономерность в пропорциях человеческого тела и вывести неизменные, математически обоснованные правила построения человеческой фигуры.
КАНОН, форма многоголосной музыки, основанная на проведении во всех голосах одной и той же мелодии, к-рая в каждом последующем голосе вступает ещё до того, как она закончилась в предыдущем (принцип строгойимитации). Наиболее распространены 2- и 3-голосные К., однако встречаются и К. на 4-5 голосов. Мелодия в К. может начинаться в каждом последующем голосе с того же звука или со звука, отстоящего от него на любой интервал. Существуют виды К., в к-рых мелодия в последующих голосах проходит с увеличением или уменьшением всех длительностей, в ином метрич. оформлении, в обращении (меняется направление интервалов), в противодвижении (от последнего звука к первому) и т. п. Встречаются т. н. д в о и н о и К., в к-ром имитируются 2 одновременно звучащие мелодии-темы; бесконечный К., где окончание подводится к началу т. о., что он может повторяться любое число раз. В загадочном К. выписана только мелодия, и условия её имитирования должен установить исполнитель. К. возник ок. 12 в. и особенно широко использовался с 14 в. в эпоху господства полифонии; в 15 в. на канонич. основе часто строились крупные произв. культовой музыки (канонич. месса). В последующее время К. чаще применяется как элемент др. формы (напр., фуги). Высочайшего развития К. достиг в творчестве И. С. Баха. Замечательные образцы К. принадлежат и рус. композиторам (квартет "Какое чудное мгновенье" из 1-го действия "Руслана и Людмилы" Глинки, дуэт "Враги" из 2-й картины 2-го действия "Евгения Онегина" Чайковского и др.).
Лит.: Танеев С., Учение о каноне, M., 1929; Богатырев С.. Двойной канон, М.- Л., 1947. Т.Ф.Мюллер.
KAHОН, канун, струнный щипковый муз. инструмент. Распространён в странах Бл. и Cp. Востока. В Сов. Союзе встречается в Армении. Дл. 800-900 мм. Корпус плоский. Число струн 24. Настройка диатоническая. Звук извлекается плектром, надетым на палец подобно напёрстку.
КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА (франц. canonniere, от canon - пушка), боевой арт. корабль, предназначенный для ведения боевых действий в прибрежных р-нах моря, на мелководье и на реках.
Канонерская лодка.
К. л. подразделяются на морские и речные. К. л. бывают спец. постройки, но в воен. время их число обычно увеличивается за счёт переоборудования мелкосидящих судов торгового, промыслового и технич. флота. К. л. используются для нанесения арт. ударов по береговым объектам, живой силе и боевой технике противника, уничтожения малых прибрежных кораблей н судов, арт. поддержки приморских флангов сухопутных войск. Кроме того, они могут использоваться в десантных и противодесантных действиях, для постановки мин, перевозки войск, конвойной, дозорной служб и решения др. задач. Водоизмещение К. л. не превышает 2,5 тыс. т; скорость хода 9-20 узлов (17-37 км в час). Гл. вооружение 2-5 арт. установок калибром 76-152 мм. Для обороны от возд. противника К. л. могут иметь малокалиберные (20-37-мм) зенитные автома-тич. пушки и крупнокалиберные зенитные пулемёты. После 2-й мировой войны 1939-45 в связи с развитием береговой ракетной артиллерии роль К. л. как морских арт. кораблей прибрежного действия, по иностр. данным, снизилась, но для действий на озёрах и реках в военное время они не утратили своего значения. Б. Ф. Балев.
КАНОНИЗАЦИЯ (позднелат. canoni-zatio, от греч. kanonizo - определяю на основании правила, узаконяю, от ka-пбп - правило, канон), в католической и православной церквах включение того или иного лица в число святых. В католицизме представляет собой акт, строго разработанный в юрид. и богослужебном отношениях. Общецерк. порядок К. был введён папой Александром III во 2-й пол. 12 в. и закреплён в 1200 Иннокентием III: право К. стало прерогативой лишь рим. пап. Проводя К., церковь всегда преследует политические цели.
В православии такого строгого порядка проведения К., как в католицизме, нет. В России общецерк. К. была введена в 16 в. и поставлена под контроль царя, а со времени Петра I совершалась согласно императорским указам по представлению Синода.
КАНОНИК (от позднелат. canonicus), в католич. и англиканской церквах член капитула.
КАНОНИР (нем. Kanonier), в дореволюционной России рядовой солдат артиллерии.
КАНОНИЧЕСКИЙ АНСАМБЛЬ, статистический ансамбль для макроско-пич. систем (напр., газа в сосуде, кристалла), находящихся в тепловом контакте с окружающей средой, темп-pa к-рой неизменна. Такие системы можно рассматривать как малые части (подсистемы) большой замкнутой системы, находящейся в состоянии теплового равновесия. Для К. а. характерно, что взаимодействие подсистемы с остальной частью замкнутой системы (т. н. термостатом) считается слабым, так что энергией этого взаимодействия можно пренебречь по сравнению с энергией подсистемы. Поэтому имеет смысл говорить об энергии подсистемы как об определённой величине. Однако взаимодействие между подсистемой и термостатом ведёт к обмену энергией между ними, вследствие чего подсистема может находиться в различных энергетич. состояниях. Распределение вероятностей различных микроскопич. состояний подсистемы (т. е. состояний, определяемых значениями координат и скоростей всех слагающих подсистему частиц) даётся каноническим Гиббса распределением.
Понятие о К. а. было введено Дж. У. Гиббсом', оно позволяет легко получить основные результаты статистической физики, в частности вывести законы термодинамики.
Лит. см. при ст. Статистическая физика. Г. Я. Мякишев.
КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО, совокупность решений церк. соборов и постановлений рим. пап. В К. п. нашло отражение положение, "...которое занимала церковь в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Первая кодификация К. п. была предпринята в 12 в. болонским монахом Гра-цианом, написавшим трактат "Согласование разноречивых канонов", к-рый получил значение источника права. В 1582 в правление папы Григория XIII был издан "Свод канонического права" (Corpus juris canonici), представлявший собой дополненное и переработанное издание трактата Грациана. Особенно широкой компетенция церковных судов была в ср. века, характеризовавшиеся укреплением связи между церковью и гос-вом. К церковной юрисдикции относилась значит, часть внецерковных (гл. обр. гражданских) правоотношений: брачно-семейные, имуществ. и даже уголовные. Соответственно и нормы К. п. не ограничивались внутрицерковной орг-цией и отношениями, захватывая различные отрасли права.
Развитие абсолютизма и повышение роли светских судов привели к постепенному сужению сферы действия К. п., окончательно закреплённому при бурж. строе. Напр., "Кодекс канонического права 1917", изданный папой Бенедиктом XV, регулирует только внутрицерков-ные дела. Содержащиеся в этом кодексе нормы можно рассматривать как правовые лишь в той мере, в какой они признаются обязательными тем или иным гос-вом.
В православной церкви К. п. именуется совокупность канонич. правил, установленных гл. обр. на церк. соборах. Значит, часть этих правил включалась в церковное право, действовавшее в царской России, и. С. Грацианский.
КАНОНИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ, то же, что Гиббса распределение каноническое.
КАНОННИКОВ Иннокентий Иванович [16(28).5.1854, Иркутск, - 2(15).3.1902, Казань], русский химик. По окончании Казанского ун-та (1875) преподавал там же (с 1886 профессор). В 1884 показал, что удельная рефракция раствора равна сумме удельных рефракций растворённого вещества и растворителя. К. установил циклич. строение нек-рых терпенов, наличие двойной связи в малеиновой к-те, бициклич. структуры в молекуле камфоры и др.; нашёл зависимость между углом вращения плоскости поляризации и минимальным углом отклонения преломлённого луча. В 1890 К. показал, что удельное вращение смеси веществ есть среднее из величин удельного вращения компонентов.
Лит.: Сорокин В. И., Памяти Иннокентия Ивановича Канонникова, "Журнал Русского физико-химического об-ва, часть химическая", 1902, т. 34, отдел 1. в. 5, с. 450-57.
КАНОПА (от греч. Kanobos - назв. города в Древнем Египте, у устья Нила), 1) в Др. Египте 4 высоких сосуда (из алебастра, фаянса и др. материалов), в к-рые клали внутренности покойного, вынутые при бальзамировании. Крышки К. делали в форме голов сыновей бога Гора (павиана - Хапи, человека - Амсет, сокола - Кебексенуф, шакала - Дуаму-теф). К. ставили в спец. ящик с рельефными изобра |