БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ности "сырьевая теория") развиваются совр. канад. экономистами-историками Д. Крейтон ом, К. Барбером, X. Эйтки-ном, У. Истербруком и др.

В 1960-х гг. стали разрабатываться проблемы общественного потребления, трудовых отношений, безработицы и её причин, экономич. программирования. Начало развиваться новое прогрессивное направление, выступающее против растущей экономич. зависимости К. от США (X. Мак-Коллам, Дж. Минифи, Л. Ламетри, Д. Портер и др.). В ун-тах франкоязычной пров. Квебек сохранилось сильное влияние католич. церкви; осн. экономич. доктрина о классовом мире между трудом и капиталом получила здесь клери-кально-националистич. окраску.

Развитие марксистской экономич. теории находит своё выражение в программных документах Коммунистической партии К., работах Центра марксистских исследований, трудах экономистов-марксистов.

Центры , экономич. науки - ун-ты: Торонто, Королевский (Кингстон), Зап. Онтарио. Ведущая орг-ция, занимающаяся экономич. проблемами,- Департамент экономики и учёта (осн. в 1967). Экономич. журналы: "Canadian Journal of Economics" (с 1935), "Queen's Quarterly" (с 1893), "L'Actualite economique" (c 1925), "Relations industrielles" (c 1945).

T. К. Пажитнова.

XII. Печать. радиовещание, телевидение

В 1971 издавалось св. 1500 газет, журналов и др. периодич. изданий. На англ. языке: "Торонто дейли стар" ("Toronto Daily Star"), c 1892, тираж ок. 385 тыс. экз. (отражает точку зрения Либеральной партии); "Глоб энд мейл" ("The Globe and Mail"), с 1844 тираж 265 тыс. экз.; "Оттава джорнал" ("Ottawa Journal"), с 1885, тираж 84,5 тыс. экз.; "Монреаль стар" ("Montreal Star"), с 1869, тираж ок. 200 тыс. экз. (близка к руководству Прогрессивно-консервативной партии); "Газетт" ("Gazette"), с 1778, тираж 135 тыс. экз.; "Оттава ситизен" ("The Ottawa Citizen"), с 1844, тираж ок. 80 тыс. экз. На франц. языке: католич. газета "Девуар" ("Le Devoir"), с 1910, тираж ок. 40 тыс. экз.; "Пресс" ("La Presse"), с 1884, тираж 220 тыс. экз.; "Солей" ("Le Soleil"), с 1896, тираж ок. 160 тыс. экз.; "Друа" ("Le Droit"), с 1913, тираж ок. 40 тыс. экз. Осн. журналы: "Маклинс мэгэзин" ("Maclean's Magazine"), с 1905, тираж 625 тыс. экз.; "Уикенд мэгэзин" ("Weekend Magazine"), с 1951, тираж 2 млн. экз.; "Нортерн нейборс" ("Northern Neighbours"), Издания компартии К.- газ. "Канейдиан трибюн" ("Canadian Tribune"), с 1940, и теоретич. журн. "Комьюнист вью-пойнт" ("Communist Viewpoint"), с 1969.

В К. действует информац. агентство Канейдиан пресс (The Canadian Press), осн. в 1917.

Радиовещание и телевидение осуществляет Канад. радиовещат. корпорация (Си-Би-Си), осн. в 1936. Действуют св. 360 радиостанций и св. 300 телевиз. центров. В. В. Алексашкин.
XIII. Литература

Развивается в основном на англ, и франц. языках. Лит. произведения выходят также на рус., укр. и др. языках. Устное творчество коренного населения - индейцев и эскимосов - частично собрано англо-канад. писателями 20 в. Защите прав индейцев, лит. обработке их легенд посвятила свою жизнь поэтесса Полин Джонсон (1862-1913). О трагич. судьбе эскимосов рассказал в кн. "Люди Оленьего края" (1952) и "Отчаявшийся народ" (1959) Ф. Моуэт (р. 1921), автор книг об освоении канад. Севера.


Литература на французском языке. Период франц. колонизации отмечен произведениями на религ. темы и дневниками первопоселенцев. После установления англ, господства в К. (1763) во франкоязычной лит-ре нашло отражение сопротивление франко-канадцев англ, ассимиляции. Процесс формирования франко-канад. лит-ры в значит, степени проходил под воздействием франц. культуры, а также религ.-патрио-тич. и патриархальных идей. Оживление общественно-культурной жизни К. в сер. 19 в. способствовало возникновению патриотич. школы поэтов-романтиков, к к-рой принадлежали Л. Фрешетт (1839-1908), П. Леме (1837-1918) и др. Возглавлял её О. Кремази (1827-79) - первый крупный франко-канад. поэт, издававший первый лит. журнал "Les Soirees Canadiennes" (1861-65). Романтич. проза 19 в. (романы А. Жерен-Лажуа, 1824-82, Ф. де Гаспе-отца, 1786-1871) воспевала ист. прошлое. Возникшая в 1895 т. н. монреальская школа поэтов (TTT. Жиль, 1871 - 1918, Э. Неллиган, 1879-1941), большинство к-рых оставались романтиками, искала новые поэтич. средства и стремилась освободиться от влияния католич. идеологии. В нач. 20 в. распространилась региональная лит-pa, идеализировавшая патриархальный уклад жизни, религиозность крестьян. Роман Л. Эмона (1880- 1913) "Мария Шапдлен" (1916) оказал влияние на лит-ру о колон, периоде, обогатив её реалистич. элементами. В период между двумя мировыми войнами выступили поэты-последователи франц. парнасцев (см. "Яарнас"). С. Д. Гарно (1912-43) - один из первых поэтов, стремившихся передать трагич. мироощущение.

В 30-е гг. получил развитие реализм, к-рый в сер. 40-х гг. стал гл. направлением в лит-ре. Писатели обратились к социальным проблемам. P. Ле-млен (р. 1919) сатирически изображал служителей церкви, обличал ханжество и мещанство (роман "У подножия откоса", 1944); Габриель Руа (р. 1909) в романе "Счастье по случаю" (1945) показала жизнь рабочего предместья большого капиталистич. города, с психологич. глубиной раскрыла внутр. мир героев. В романах Ринге (наст, имя- Ф. Паннетон, 1895-1960) показан распад патриархального быта. С 50-х гг. проза всё больше тяготеет к психологизму, к изображению отчуждённости человека в капиталистич. обществе: произв. И. Терио (р. 1915), Э. Клутье (р. 1921). Протест против религ. аскетизма - содержание творчества А. Лан-жевена (р. 1927), А. Жиру (р. 1916); Ж. Ж. Ришар (р. 1911) в романе "Огонь в асбесте" (1956) показал столкновение рабочих с амер. капиталистами, хозяевами предприятий. Ю. Акен (р. 1929) призывает франко-канадцев к борьбе за нац. достоинство (роман "Ближайший эпизод", 1965). Романам К. Жасмена (р. 1930) свойствен абстрактный гуманизм. Мари Клер Бле (р. 1940) нарисовала реалистич. картину жизни франко-канадцев (роман "Один сезон из жизни Эмманюэля", 1966). Поэты кон. 40- 60-х гг. стремятся отражать интеллектуальную и эмоциональную жизнь современников. А. Гранбуа (р. 1900) обращается к темам любви, жизни и смерти; мотивы отчаяния в поэзии Анн Эбер (р. 1916) сменились осознанием величия и красоты окружающего мира; для стихов Рины Ланье (р. 1915) характерны религ.-мистич. настроения. Поэзия P. Жигера (р. 1929), Ж. Г. Пилона (р. 1930), П. Шамберлана (р. 1939), Ж. Бро (р. 1932) пронизана политич. звучанием. В их творчестве нашла отражение тема борьбы франко-канадцев против экономич. и политич. неравенства. Прозаик Л. Груль (1878-1967) и нек-рые его последователи заняли националистические позиции по отношению к англо-ка-надцам.


Литература на английском языке. Лит-pa раннего периода в большой мере была ограничена традициями англ, романтизма и зачастую носила подражат. характер. О трудностях освоения новых земель рассказали прозаики Фрэнсис Брук (1724-89), Кэтрин Трейл (1802-99), Сюзанна Муди (1803-85) и поэты О. Голдсмит (1787-1861) и А. Маклахлан (1818-96). Герой выходившей выпусками сатирич. книги T. Халибёртона (1796-1865) "Часовщик, или Рассуждения и поступки Сэма Слика из Сликвиля" - ловкий и бесчестный янки. T. н. поэты Конфедерации - романтики писали о красоте природы и призывали канадцев разных национальностей к объединению. Творчество входивших в эту группу Ч. Робертса (1860-1943) и У. Б. Кармена (1861- 1929) отмечено влиянием англ, поэтов Ф. У. Эмерсона, Дж. Китса и А. Суинберна; более самостоятельна поэзия Д. К. Скотта (1862-1947). Распространённый жанр прозы 2-й пол. 19 в.- ист. роман. В нач. 20 в. прозе свойственно областничество, излюбленный жанр - "местная идиллия". Мировое признание получило творчество С. Ликока (1869- 1944), рисовавшего нравы жителей канад. городков, власть денег, неприспособленность "маленького" человека.

Появляются лит. журналы, первые истории и антологии канад. лит-ры, создаётся (1921) Канад. ассоциация писателей, объединившая гл. обр. англо-канад. писателей. В эти годы выступили поэты У. Макдональд (р. 1880), страстный противник войны, интернационалист и демократ, и Э. Дж. Прэтт (1883- 1964), преклонявшийся перед могуществом природы и человека. MH. поэты 30-40-х гг. обращались к социальным проблемам: Патриция Пейдж (р. 1917), Л. Дьюдек (р. 1918), поэты, объединившиеся вокруг журн. "Preview" (1942-45) и "First Statement" (1942-45). Поэт-коммунист Д. Уоллес (р. 1890) пишет о борьбе трудящихся, об СССР. Традиции англ, семьи воспевала в идиллич. тонах Мазо де ла Рош (1879-1961) в многотомной хронике о семье Уайтоу-ков. Значит, место занимает анималистская тема, к к-рой обращались Ч. Роберте, Э. Сетон-Томпсон (1860-1946), соединивший художеств, вымысел с научностью, Серая Сова (наст, имя -Дж. Бе-лани, 1888-1938).

С сер. 20 в. лит-pa К. на англ. яз. стала приобретать отчётливо выраженные канад. нац. черты. С 40-х гг. развивается критич. реализм. Герои реалистич. романов Ф. Грова (1872 - 1948) - люди труда. Творчество писателя-реалиста M. Кэллехена (р. 1903) проникнуто гуманизмом, сочувствием к угнетённым. X. Мак-Леннан (р. 1907) в своих произв. призывает канадцев англ, и франц. происхождения к единству (роман "Два одиночества", 1945); некоммуникабельности людей в совр. капиталистич. обществе посвящён его роман "Возвращение сфинкса" (1967). Для реалистич. романов и рассказов (сб. "Мужчины и женщины", 1966) X. Гарнера (р. 1913) характерно глубокое понимание психологии канадцев. Тема MH. произведений 60-х гг. - хаос совр. капиталистич. действительности: "Высоко, где дуют ветры" (1960) Д. Уокера (р. 1911), "Император мороженого" (1965) Б. Мура (р. 1921), "Слова моего крика" (1966) P. Кретча (р. 1927), "Эреб" (1968) P. Хантера и др. Верой в рабочий класс, пониманием необходимости единства рабочих разных национальностей в борьбе за свои права отмечены романы Г. Буллера "Только сам человек" (1963) и "Квебек в огне" (1965). Д. Картер (р. 1910), пропагандист идей марксизма, редактор журнала об СССР "Northern Neighbours" - автор романов "Будущее за нас" (1950), "Сыновья без отцов" (1955).

Внимание передовых писателей К. привлекают такие проблемы, как угроза подчинения К. США, обострение нац. розни между франко-канадцами и англо-канадцами, проблемы канад. Севера и положение индейцев и эскимосов. С др. стороны, книжный рынок К. наводняется лит. поделками амер. происхождения, переполненными сценами секса, убийств и т. д.; их влияние сказывается на творчестве канад. писателей (романы Дж. Бау-эринга, П. Уэста, С. Саймонса).

Появляются работы по истории канад. лит-ры; с 1959 издаётся на англ. яз. журн. "Canadian Literature", освещающий проблемы англо-канад. и франко-канад. лит-р; журнал помещает также статьи на франц. яз.

Лит.: Ванникова H. И., Канадская литература на французском языке (1945-1965), M., 1969; её же, Две стороны одной проблемы, "Иностранная литература", 1970, № 7; Затерянная улица. Современная канадская новелла. [Предисл. Л. Орёл], M., 1971; Той gas G., His-toire de Ia litterature canadienne-francaise, P., 1960; Literary history of Canada, Toronto, 1965; Grandpre P., Dix ans de vie lit-teraire au Canada francais, Montreal, 1966; Sylvestre G., Canadian -writers, Toronto, [1966]; Story N., The Oxford companion to Canadian history and literature, Toronto, 1967; "Europe", 1969, Fevr.- Mars, № 478-479. Л. С. Орёл.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Ко времени европ. колонизации индейцы К. жили в землянках (охотники Скалистых гор), шалашах-вигвамах (лесные охотники), крытых шкурами палатках-типи (индейцы прерий), общинных каркасных домах, крытых корой (лесные земледельцы) или обшитых деревом (рыболовы зап.побережья). Иск-во индейцев представлено богатейшей полихромией резьбой по дереву (тотемные и намогильные столбы, маски, утварь с переплетением реальных и фантастич. мотивов - на зап. побережье), резьбой и гравировкой по камню, кости и рогу, украшениями из перьев и раковин, яркими узорными тканями, вышивкой (иглами дикобраза, волосом оленя и лося), росписями (сим-волич. мотивы, изображения животных, сцен войны и охоты). Эскимосы, жившие в куполообразных "иглу" из снега, полуподземных постройках из дерева, камня, костей, резали и гравировали по камню, кости и рогу.

В 17 - нач. 19 вв. выходцы из Франции принесли в вост. К. свои традиции - тип дома с массивными стенами и крутой крышей, зальные церкви с 1-2 башенками над фасадом, обществ, здания по франц. образцам (арх. Ж. Демер, T. Байарже), резьбу по дереву (Ф. Байарже, Л. Кевий-OH) и произ-во серебряных изделий (Ф. Ранвуазе)в духе барокко и классицизма, религ. и портретную живопись (Ф. Бо-кур, А. Пламондон). В колонизов. англичанами части К. во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. сложилась традиция рационального деревянного каркасного и каменного зодчества в духе классицизма (арх. Дж. Меррик), получила развитие пейзажная графика (T. Дейвис). С сер. 19 в. растут города; новые, возникающие на 3. страны, имеют прямоугольную сетку улиц и малоэтажную застройку. Эклектика характерна для церквей, адм. зданий, особняков в Оттаве, Монреале, Торонто, Квебеке (арх. Э. Леннокс, Дж. Лайл). С кон. 19 в. усилилось влияние архитектуры США (высотные конторские здания, отели - арх. Ф. Дар-линг, Дж. Пирсон). Наряду с подражателями франц. или амер. иск-ву с сер. 19 в. выдвинулись самобытные мастера пейзажа и сцен крестьянской, провинциальной или индейской жизни (П. Кейн, К. Кригхоф; на рубеже 19-20 вв.- X. Уотсон, X. Уокер, M. Каллен). В 20 в. расцвет нац. реалистич. иск-ва связан с лирическими гор. и сел. пейзажами (Дж. У. Моррис, К. Ганьон) и эпически широкими, ярко декоративными и романтичными образами нетронутой природы К. (T. Tомсон; "Группа семи" - Дж. Макдональд, А. Лизмер, Ф. Варли, А. Джэксон и др.), с нар. образами скульптора Фрэнсис Лоринг, с анима-листич. графикой Э. Сетон-Томпсона. В сер. 20 в. интенсивно перестраиваются и разрастаются старые города, расширяется жилищное стр-во, в т. ч. из дерева.

Эскимосская скульптура. Мастер Т е р о а п и к. "Мать с ребёнком". Мыльный камень. Середина 20 в.

Ф. Варли. "Залив Джорджиан-Бей". Около 1920. Национальная галерея Канады. Оттава.

Воздвигаются крупные пром. и обществ, комплексы из железобетона и стали в совр. формах (комбинат Аннесис-Ай-ленд, ратуша в Торонто, пл. Виль-Мари и Всемирная выставка 1967 в Монреале); по единым планам с применением принципов зонирования и микрорайонирования строятся города при пром. предприятиях (Китимат, Эллиот-Лейк), в т. ч. заполярные (Инувик). Социальные противоречия проявляются в контрастах грандиозных адм. и деловых комплексов и большого количества устарелой жилой застройки.


Л. А р ш а м б о. Декоративная композиция и ограда аэропорта Аплендс в Оттаве. Алюминий. 1960.


В совр. иск-ве преобладают модернистич. течения (живописец Ж. П. Риопель, скульптор Л. Аршамбо); реалистич. традиций придерживаются Ф. Тейлор, T.Макдональд, художники"Рабочей художественной лиги". Развиваются дизайн, ряд видов декоративного иск-ва (обработка металла, ковроделие, керамика). В нар. творчестве выделяются резьба по дереву и вышивка украинцев, каменная скульптура эскимосов. Прикладная графика в основном следует образцам "массовой культуры" США.

Илл. см. на вклейке, табл. XXXIV. XXXV (стр. 304-305).

Лит.: G о w a n s A. W., Looking at architecture in Canada, Toronto, 1958; Ross M. (ed.), The arts in Canada, [Toronto, 1958]; Hubbard R. H. (ed.), An antology of Canadian art, Toronto, 1960; Harper J. R., Painting in Canada, [Toronto], [1966].


XV. Музыка

Музыка составляла издавна важную часть быта коренных жителей страны и переселенцев. Муз. жизнь в силу особенностей ист. развития К. с 17 в. связана с англ, и франц. культурой. До кон. 18 в. была распространена преим. церк. музыка. Развитию светской музыки способствовали англ. воен. духовые оркестры. С кон. 18 в. устраивались концерты, в нач. 19 в.- оперные спектакли силами любителей. Среди первых канад. композиторов - француз Ж. Кенель, автор первой канад. оперы "Кола и Колинетта" (1790, Монреаль), немец Ф. Глаккемайер, англичанин T. Мольт.

Во 2-й пол. 19 в. оживляется муз. жизнь больших городов. Возникают об-ва любителей музыки (квартетное, филармоническое и др.), в К. выступают европ. музыканты, оперные труппы и симф. оркестры из США. Наряду с этим происходит становление собственно канад. нар. музыки (бытовых песен, романтич. баллад, рыбацких песен и т. п.). Один из первых активных муз. деятелей - комп. К. Лавалле, автор популярной патриотич. песни "О, Канада", ставшей нац. гимном.

В кон. 19 - нач. 20 вв. появляются проф. композиторы и музыканты-исполнители (получившие образование в Европе). Мировую известность приобрели певица Э. Альбани, скрипачка К. Парло (ученица Л. С. Ауэра). Создаются проф. оркестры, хоры.

Интенсивное развитие муз. жизни началось в сер. 40-х гг. 20 в. Этому способствовала деятельность композиторов X. Уиллана, А. Лалиберте, композитора, органиста и педагога Э. Макмиллана, дирижёра В. Пельтье, композитора и муз. деятеля К. Шампаня, композитора и фольклориста Э. Граттона.

Крупнейшие центры муз. культуры К.- Монреаль, Торонто, Квебек, Оттава, Виннипег. Здесь существуют оркестры, театр, коллективы, в основном частные. В 1949 создано 2 гос. муз. коллектива - Канад. оперная компания в Торонто, гастролирующая по всей стране, и Нац. молодёжный оркестр. В 1969 в Оттаве открыт Нац. центр искусств (оперный и драматич. театры, экспериментальная студия, концертный зал камерной музыки). В К.- 8 высших муз. , уч. заведений (консерваторий и муз. академий), в ряде городов открыты муз. школы и муз. факультеты при ун-тах. С 1965 в Монреале ежегодно проводятся междунар. муз. фестивали и конкурсы музыкантов-исполнителей.

Среди совр. музыкантов: композиторы - M. Блэкберн, Дж. Вайнцвайг, П. Меркюр, Ф. Морель, К. Пепен, Г. Риду, M. Сурден, X. Фридман и др.; дирижёры - Ж. Бодри, А. Бротт, П. Дерво, В. Фелдбрилл; пианисты - А. Гулд, А. Куэрти, И. Хеллер; скрипачка И. Гендель; певицы - Л. Маршалл, T. Стратас, M. Форестер; певцы -P. Верро, Э. Джонсон, Л. Килико, Л. Симоно. Канад. композиторы входят в проф. орг-цию - Канад. ассоциацию композиторов, авторов и издателей. Существуют также Канад. лига композиторов, Канад. муз. совет и отде