| я схема.
Энергетические (деривационные) К. подводят воду из реки, водохранилища, озера к гидроэлектрической станции или отводят от неё воду, прошедшую через турбины (рис. 2). Они характеризуются сравнительно небольшой длиной: подводящие К. обычно не превышают 5-10 км (макс. 30 км), отводящие- редко достигают неск. км. Расход воды (пропускная способность) энергетич. К. бывает различным, превышая в отд. случаях 1000 м31сек (напр., пропускная способность деривационного К. при ГЭС Монтелимар во Франции 1860 м31сек). В СССР деривационные К. имеются на ГЭС: Земо-Авчальской, Рионской, Кондопожской, на Севанском каскаде и др.
Рис. 2. Схема ГЭС деривационного типа: / - деривационный подводящий канал; 2 - деривационный отводящий канал; 3 - здание ГЭС; 4 - напорный бассейн; 5 - водосбросный канал; в - головной водозаборный узел; 7 - река.
Оросительные (ирригационные) К., предназначенные для подачи воды к орошаемым земельным массивам, обычно образуют систему К. магистральных, распределительных, собственно оросительных (оросителей) и водосбросных (см. Орошение). В оросительные К. вода поступает самотёком или подаётся насосами. В крупных ирригационных системах длина магистральных К. нередко достигает неск. сот км (Каракумский канал, 1-я очередь, до г. Ашхабада, - свыше 800 км, Северо-Крымский канал - более 400 км, Большой Ферганский канал - ок. 300 км). Расходы воды в головной части этих К.- 250-500 м31сек.
Обводнительные К. подают воду для нужд с. х-ва (гл. обр. животноводства) в безводные и засушливые районы (напр., обводнительные К. в низовьях Волги, К. Терско-Кумской обводнит, системы). Поскольку при обводнении на засушливых землях обычно образуются мелкие (оазисного характера) орошаемые участки, обводнительные К. часто являются одновременно и оросительными (напр., Невинномысский, Кубань-Калаусский и др. K-).
Осушительные К. собирают воду, поступающую из осушительной или дренажной сети (на заболоченной или излишне увлажнённой территории), и отводят её в водоприёмник (реку, озеро, море) самотёком или с помощью насосных станций (см. Мелиорация). Осушительные К. трассируются, как правило, по наиболее низким отметкам осушаемой территории (по тальвегам).
Водопроводные К. служат для подачи воды от источника водоснабжения к месту её потребления - пром. р-ну, городу, посёлку и т. п. К большим водопроводным К. в СССР относятся каналы: Иртыш - Караганда общей протяжённостью ок. 460 км я пропускной способностью в головной части 75 м3/сек; Северский Донец - Донбасс - ок. 130 км, при головном расходе воды 25 м3/сек. Условия эксплуатации и санитарные требования иногда вызывают необходимость делать водопроводные К. закрытыми (напр., водопроводный К. дл. ок. 30 км. подающий воду из Учинского водохранилища к Москве).
Лесосплавные К. устраиваются для сплава леса молем или плотами обычно от мест его заготовки до лесосплавной реки или лесопильного завода (см. Лесосплав). Лесосплавные К. сооружаются также в р-нах гидроузлов для направления лесосплава в обход гидротехнич. сооружений.
Рыбоводные К. служат для подачи воды на искусственные нерестилища, для соединения с рекой отд. изолированных водоёмов (озёр), в к-рых водится рыба, для опреснения лиманов (напр., в низовьях р. Кубани) и т. п.
Комплексные К. сооружают для решения одновременно неск. водохо-зяйственных задач. Особенно большое развитие эти К. получили в СССР в связи с комплексным использованием речных водных ресурсов. Напр., К. имени Москвы осуществляет подачу воды для судоходства, водоснабжения и обводнения г. Москвы; Волго-Донской К. имени В. И. Ленина (вместе с Цимлянской ГЭС) - судоходно-ирригационно-обвод-нителъный и энергетич. комплекс; К. Иртыш - Караганда, кроме осн. задачи - водоснабжения, решает и вопросы орошения земель в Центр. Казахстане.
Формы поперечного сечения К. (рис. 3) зависят от его назначения, строит, свойств грунтов, условий производства земляных работ и др.
Рис. 3. Формы поперечного сечения каналов: а - трапецеидальная; 6 - прямоугольная; в - полигональная.
Наиболее распространённые формы сечений К., сооружаемых в мягких грунтах,- трапецеидальная и полигональная. Последняя обычно применяется при сооружении больших судоходных К. Прямоугольное сечение целесообразно при проведении К. в скальных выемках. Иногда (напр., при прохождении трассы К. в пределах населённых пунктов, на косогорных участках и т. д.) прямоугольное сечение в мягких грунтах обеспечивается сооружением вертикальных подпорных стенок.
Размеры сечения К. определяются гидравлич. расчётом по заданному расходу воды и допустимым для условий данного К. скоростям течения, а для судоходных и лесосплавных К., кроме того,- габаритами пропускаемых судов и плотов. Отношение площади живого сечения судоходных К. к площади миделе ва сечения расчётного судна должно быть не менее 4 для К. на водных путях 1-й категории; 3,5 (2-й категории); 3 (3-й и 4-й категорий); при меньших значениях этого отношения существенно возрастает сопротивление движению судна. Уклоны (заложения) откосов К. устанавливают в зависимости от характера грунтов. При большой глубине выемок, а также в сложных геологич. условиях устойчивость откосов проверяется расчётом.
Скорости течения воды, допустимые в К., имеют предельные значения: максимальные, исключающие возможность размыва ложа К., и минимальные, обеспечивающие незаносимость (не-заиляемость) ложа К. и не допускающие его зарастания растительностью. Так, например, безопасными в отношении размыва для К., проведённых в мягких грунтах (пески, суглинки), при глубине воды более 3 м являются скорости в пределах 0,4-1,5 м/сек; в твёрдых породах (мергели, песчаники) - 3,1-5,6 м/сек. Для определения незаиля-ющих скоростей воды пользуются формулами, осн. на принципе т. н. наносо-транспортирующей способности потока. Минимальные скорости в К., при к-рых не должно быть зарастания их ложа: 0,3 м/сек - для малых К. и 0,5- для больших К.
Облицовки ложа (одежды) К. устраиваются для предохранения его от размыва течением и волнами, сок-- ращения потерь воды на фильтрацию в грунт и уменьшения шероховатости дна и откосов (для увеличения пропускной способности К.). Облицовки, служащие только для защиты откосов К. от размыва, выполняются в виде каменного мощения, каменной укладки и наброски, а также в виде бетонных и железобетонных плит. Такие облицовки применяются обычно на судоходных К. На оросительных, обводнительных и осушительных К. используются иногда дерновые фашинно-хворостяные, плетнёвые и др. крепления. Противофильтрационные облицовки (экраны) выполняются обычно из глин, суглинков и из хорошо разложившегося торфа. Для предохранения экранов от механич. повреждений и температурных влияний их покрывают защитным слоем из песчаного или гравелистого грунта. Бетонные, железобетонные (рис. 4) и асфальтобетонные облицовки наиболее универсальны: они надёжно защищают ложе К. от размыва, обеспечивают его водонепроницаемость, увеличивают пропускную способность. Вместе с тем они позволяют полностью механизировать строит, работы. Для борьбы с фильтрацией на К., кроме устройства облицовок (экранов), применяют также колъматаж, механич. уплотнение грунтов, плёнки из синтетических материалов и др. способы.
Рис. 4. Облицовка ложа канала бетонными плитами.
Сооружения на К. Кроме спец. сооружений, связанных с эксплуатацией К. (шлюзы на судоходных К., насосные станции на машинных К., водоспуски и др.), на трассе всех К. возводят также большое количество гидротехнич. сооружений различного назначения. К ним относятся сооружения в местах пересечений К. с водотоками (трубы, дюкеры, акведуки), с путями сообщений (виадуки, туннели, мосты, паромные переправы и др.) и в местах резкого перелома рельефа местности (перепады, быстротоки).
Историческая справка. Задолго до н. э. в древних гос-вах Югс-Востока и Востока с развитием земледелия появилась необходимость в устройстве оросительных и обводнительных К. Известно, напр., орошение в долине р. Нил в Египте за 4400 лет до н. э. ив Китае (на р. Янцзы) в 3-м тыс. до н. э. Строительство судоходных К. также началось ещё в древности (напр., К. от Нила к Красному морю существовал в 6 в. до н. э.; китайский Великий канал). В ср. века судоходные К. сооружались гл. обр. в Голландии, Франции, Англии. Большое значение для строительства судоходных К. имело изобретение в 15 в. в Голландии камерного шлюза. В 16-
Рис. 5. Современные каналы: 1. Канал имени Москвы (СССР). 2. Северо-Крымский магистральный канал (СССР). 3. Ирригационный канал Сан-Луис (США, Калифорния). 4. Северный канал (Франция). 5. Сайменский канал (Финляндия).
17 вв. развитие торговли и мануфактурного произ-ва потребовало улучшения путей сообщения и устройства судоходных К. В 17-18 вв. и 1-й пол. 19 в. водные пути были основными, самыми экономичными транспортными артериями. К числу наиболее значит, сооружений этого периода относятся судоходные К. во Франции (Сена - Луара, Лангедокский, Центральный и др.), в Германии (Финов, Одер- Шпре, Одер - Висла, Эльба-Xaфель и др.), в Англии (Бриджуотер, Каледонский и др.). В связи с широким развитием мировой торговли, а также в стратегич. целях во 2-й пол. 19 в. и в 20 в. сооружаются морские К.- Суэцкий, Кильский, Панамский. На территории СССР К. для целей орошения строились ещё в 8-6 вв. до н. э. в древних гос-вах Хорезме и Урарту. Известны оросительные К., построенные в 12-13 вв. н. э. в Грузии (Алазанский, Самгорский). В дальнейшем строительство К. развивалось в основном в целях улучшения речного судоходства (напр., судоходный К. на р. Сухоне, 13 в.), для гидроэнерге-тич. целей (подвод воды к водяным мельницам), иногда для осушения земель. Интенсивное строительство К. развернулось при Петре I. Ивановским К. была соединена р. Ока с верховьями р. Дона, построены Вышневолоцкая система, соединившая Волгу с р. Метой и Балтийским м., Приладожские К. и позднее - судоходные соединения: Мариинское, Тихвинское, Огинское, Северо-Двинское и др. Новый этап в строительстве судоходных, энергетич., ирригационных и др. К. на территории СССР начался после Великой О. социалистич. революции. Уже в 1918 проводились изыскания для сооружения Волго-Донского К. В восстановительный период и особенно в годы довоенных пятилеток в СССР широко развернулось строительство К., имеющих комплексное нар.-хоз. значение. Большую роль в строительстве энергетич. К. сыграл план ГОЭЛРО, в соответствии с к-рым был построен ряд гидроэлектростанций (напр., Земо-Авчальская и Кондопож-ская) с деривационными К. Крупнейшим ирригационным комплексом довоенных пятилеток является Большой Ферганский К. В 30-е гг. сооружены К. Беломорско-Балтийский и имени Москвы, ряд оросительных К. в Cp. Азии и на Кавказе. После Великой Отечеств, войны 1941 - 1945 строительство К. осуществлялось в ещё более широких масштабах. Были построены и вступили в строй К.: Волго-Донской имени В. И. Ленина, Каракумский (до Ашхабада), Южный Голодно-степский, Донской магистральный, Севе-ро-Крымский, Сев. Донец - Донбасс, Днепр - Кривой Рог, Аму-Бухарский и MH. др.
Лит.: Угинчус А. А., Каналы и сооружения на них, M., 1953; А с к о ч е н с к и й A. H., Орошение и обводнение в СССР, M., 1967; Г р и ш ин M. M., Гидротехнические сооружения, M., 1968.
П. H. Кораблинов.
1122.htm
КАНАЛЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ в международном праве, искусственные водные пути, соединяющие морские пространства и используемые для междунар. судоходства. К. м., сокращая мировые морские пути, играют важную роль в морском судоходстве и мировой торговле, через них идут крупные потоки судов и грузов; они также имеют большое воен-но-стратегич. значение (напр., Килъ-ский канал. Суэцкий канал, Панамский канал). С точки зрения правового положения, К. м. следует отличать от проливов, являющихся естеств. морскими путями, а также от каналов национальных (внутренних), к-рые для междунар. судоходства не используются и находятся под исключит, суверенитетом данного гос-ва.
К. м. как искусств, сооружения, расположенные на территории соответствующего гос-ва, являются неотъемлемой частью его территории и подчинены его юрисдикции с учётом международно-правовой регламентации; возможна сдача К. м. в аренду другому гос-ву (см. Аренда международно-правовая).
Режим плавания через К. м. регулируется междунар. конвенциями. В основе этого режима - принцип свободы прохода судов всех стран по К. м-, уважение со стороны государств-пользователей К. м. суверенных прав гос-ва, по территории к-рого проведён канал, изъятие К. м. из сферы военных действий в случае вооружённого конфликта, обязанность уплаты установленных сборов за проход.
Лит.: Бараболя П. Д., И в а на щ е н-KO Л. А., Колесник Д. H., Международно-правовой режим важнейших проливов и каналов, M., 1965.
КАНАЛЬНЫЙ РЕАКТОР, ядерный реактор, состоящий из системы отд. каналов, пространство между к-рыми заполнено замедлителем нейтронов. Тепловыделяющие элементы с ядерным топливом размещаются внутри каждого канала и охлаждаются индивидуальным потоком теплоносителя. Подвод и отвод теплоносителя в канале осуществляется по трубопроводам. К. р. из-за конструктивных особенностей принципиально не имеют ограничений размеров активной зоны, что при намечающейся тенденции увеличения единичных мощностей реакторов выгодно отличает их от корпусных реакторов, для к-рых увеличение мощности и соответственно размеров активной зоны сопряжено с трудностями в изготовлении, транспортировке и монтаже больших корпусов. Разделение теплоносителя и замедлителя в К. р. обеспечивает хороший баланс нейтронов и эффективный теплосъём в активной зоне. Это достигается соответствующим подбором вещества замедлителя и теплоносителя. Широкое развитие получили
К. р., в к-рых замедлителем является графит, имеющий удовлетворительные ядерные характеристики, а теплоносителем - обычная вода с её хорошими теп-лофизич. свойствами.
В К. р. с помощью спец. машин возможна перегрузка топлива на ходу, т. е. без остановки и расхолаживания реактора, что улучшает экономич. показатели энергетич. установки и обеспечивает бесперебойное снабжение потребителей электроэнергией. Наличие активной зоны, состоящей из отдельных каналов, позволяет организовать индивидуальный контроль за состоянием каждой топливной сборки и в случае повреждения произвести её немедленную замену. Однако, ввиду значит, размеров активной зоны К. р., её удельная нагрузка в неск. раз ниже, чем, напр., в корпусных реакторах, и обычно не превышает в среднем 15 квт на 1 л активной зоны. Наличие разветвлённой сети трубопроводов, подводящих и отводящих теплоноситель к каналам реактора, усложняет его компоновку и обслуживание и увеличивает вероятность возникновения неплотностей и течей.
К. р. различных типов получили широкое распространение во многих странах мира. Напр., реактор SGHWR с тяжеловодным замедлителем, охлаждаемый кипящей лёгкой водой (Великобритания), уран-графитовый реактор NPR с водяным теплоносителем (США), уран-графитовый реактор AGR с газовым охлаждением (Великобритания), К. р. типа CANDU с тяжеловодным замедлителем и теплоносителем (Канада), тяжеловодный реактор КС-150 с газовым охлаждением (Чехословакия) и т. д. В СССР накоплен большой опыт создания и эксплуатации К. р. Это исследовательские реакторы и энергетические реакторы, размножители-реакторы и реакторы, представляющие собой их комбинацию (двух-целевые реакторы). В качестве замедлителя нейтронов в К. р. используется графит, тяжёлая вода, бериллий, в качестве теплоносителя - обычная вода, пароводяная смесь, перегретый пар, углекислый газ и т. д.
Хорошие экономич. характеристики и отсутствие ограничений по увеличению единичной мощности К. р., несмотря на небольшую энергонапряжённость их активной зоны, благоприятствуют дальнейшему развитию К. р. В СССР предусмотрено сооружение нескольких атомных электростанций с серийными уран-графитовыми кипящими К. р. типа РБМ-К мощностью 1000 Мвт. Первая из этих двухреакторных атомных электростанций - Ленинградская - находится в стадии монтажного оборудования.
В. П. Василевский.
КАНАЛЬНЫЙ ТРАНЗИСТОР, то же, что полевой транзистор.
КАНАМИЦИН (Kantrex, Resistomycin), антибиотик группы аминогликозидов. Получен из актиномицета Streptomyces kanamyceticus в 1957. Растворим в воде, термостабилен, полиосновного характера. К. активен в отношении большинства грамположительных и грамотрицатель-ных бактерий, а также микобактерий. Не действует на дрожжи, грибы, энтерококки, бактероиды. Применяют раствор К.-сульфата (внутримышечно) при лечении туберкулёза. Мало токсичен, однако в больших дозах обладает побочным действием: влияет на почки, слуховые нервы и др.
KAHAHEA (Cananea), город на С.-З. Мексики, в шт. Сонора. Расположен на вые. св. 1500 м. 21 тыс. жит. (1960). Ж.-д. веткой соединён с ж. д. США. Центр добычи меди. Медеплавильный з-д (40 тыс. т черновой меди в год) принадлежит компании США "Анаконда".
KAHАП, вид однолетних лубоволокни-стых растений сем. мальвовых; то же, что кенаф.
КАНАРЕЕЧНИК (Phalaris), род однолетних или многолетних трав сем. злаков. Соцветие - колосовидная или лопастная метёлка. Колоски сжатые с боков, одноцветковые; колосковые чешуи по килю часто с крылом. OK . 40 видов в умеренном поясе обоих полушарий. Наиболее известен К. Канарский (Ph. canariensis), произрастающий в зап. Средиземноморье. В СССР иногда культивируется как кормовое растение и встречается изредка как одичавшее или заносное. Плоды его - хороший корм для комнатных птиц (т. н. канареечное семя). Широко распространён К. тростниковидный, или двукисточник (Ph. arundinaceae; иногда выделяется в монотипный род Typhoides). Растёт по берегам водоёмов, влажным лугам и т. п.; ценное сенокосное растение. Пестролистные формы его разводят как декоративные растения.
Канареечник: / - канареечник Канарский; 1а - детали цветка; 16 - колосок; 2 - канареечник тростниковидный; 2а - колосок.
КАНАРЕЕЧНОЕ СЕМЯ, плоды злака канареечника (гл. обр. Канарского).
КАНАРЕЙКА (Serinus canaria), птица сем. вьюрковых отряда воробьиных. Дл. тела 12-14 см- У самца спина жёлто-зелёная с тёмными пестринами, грудь и горло жёлтые. Самка зеленоватой окраски. Распространена К. на Мадейре, Азорских и Канарских о-вах (отсю |