| да название). В 16 в. завезена в Европу и одомашнена, легко размножается в неволе. Выведено много пород, различающихся по экстерьеру и пению, ради к-рого К. содержат в клетках.
Канарейка (Serinus canaria).
Близкий к К. вид - канареечный вьюрок (S. serinus), иногда считающийся лишь подвидом К., распространён в Сев.-Зап. Африке, Малой Азии, Аравийском п-ове и в Европе (кроме С.); в СССР - на западе Европ. части. Селится в садах и парках; гнёзда на деревьях, в кладке 3-5 яиц; насиживает самка 13 суток. Питается гл. обр. семенами.
Лит.: Л у к и н a E. В., Певчие и цветные канарейки, M., 1966.
КАНАРИС (Kanaris) Константинос (ок. 1790, о. Псара,- 14.9.1877, Афины), греческий гос. деятель, флотоводец. Участник Греческой национально-освободительной революции 1821-29. В 1826 был избран деп. Нац. собрания. В 1843-44, 1854 мин. морского флота Греции. В 1864-65, 1877 возглавлял пр-во Греции. Выступал сторонником конституции.
КАНАРИС (Canaris) Фридрих Вильгельм (1.1.1887, Аплербек, близ Дортмунда,- 9.4.1945, лагерь Флоссенбюрг), нем.-фаш. воен. деятель, адмирал (1940). Род. в семье директора сталелитейного з-да. На флоте с 1905. Во время 1-й мировой войны 1914-18 служил на крейсере "Дрезден", после потопления к-рого в 1915 был интернирован в Чили. В 1916 заслан герм, разведкой в Испанию, где развернул широкую шпионскую деятельность, организовал снабжение герм, подводных лодок с терр. Испании и Португалии. После Ноябрьской революции 1918 в Германии - адъютант воен. министра Г. Носке, участвовал в организации убийства К. Либкнехта и P. Люксембург, а затем возглавлял "следствие" по этому делу. Участник т. н. Каппов-ского путча 1920. В последующие годы служил в герм. ВМФ, установил тесные связи с национал-социалистами. С 1935 нач. управления разведки и контрразведки ("абвера") при воен. мин-ве, а с 1938 при верх, командовании вооруж. сил. Организатор междунар. воен. провокаций и диверсий [при захвате Австрии (1938), Чехословакии (1939), нападении на Польшу (1939) и др.]. Создал широкую шпионско-диверсионную сеть в странах Европы, Азии, Африки и Америки. В февр. 1944 уволен в отставку. В условиях приближавшегося поражения фаш. Германии принял в 1944 участие в заговоре генералов против Гитлера, был арестован и повешен.
КАНАРСКАЯ КОТЛОВИНА, в Атлантич. ок.; см. Северо-Африканская котловина,
КАНАРСКИЕ ОСТРОВА (исп. Islas Canarias, букв.- собачьи острова, от лат. canis - собака; по словам др.-рим. учёного Плиния Старшего, на одном из этих островов водились большие собаки), группа островов в Атлантич. ок., в 100-120 км от сев.-зап. берегов Африки. Территория Испании; по адм. делению Испании образуют 2 провинции: Лас-Пальмас и Санта-Крус-де-Тенерифе. Наиболее значит, о-ва: Гран-Канария, Тенерифе, Фуэртевентура. Пл. о-вов 7,3 тыс. км2. Общая числ. жителей 1,2 млн. чел. (1970, перепись). Осн. население - испанцы, в состав к-рых влились группы коренного населения - гуанчей. Говорят на исп. языке. Религия - католицизм.
Острова сложены базальтами; много потухших и действующих вулканов (на Тенерифе, Пальме, Лансароте). Выс. до 3718 м (действующий вулкан Тейде на о. Тенерифе). Климат тропич., пассатный, умеренно жаркий и сухой. Осадков 300-500 мм в год. На склонах вулканов - заросли вечнозеленых кустарников и леса. В составе флоры много эндемичных видов (драконово дерево, Канарская финиковая пальма, Канарская сосна). Возделывают бананы, зерновые, картофель, цитрусовые, табак, виноград, бобовые. Разводят коз, овец, кр. рог. скот. Рыболовство. Климатич. курорты. К. о.- важная транзитная база в Атлантич. ок. Гл.
города и крупные порты: Лас-Пальмас и Санта-Крус-де-Тенерифе.
КАНАРСКОЕ ТЕЧЕНИЕ, холодное течение на В. сев. части Атлантич. ок. Является вост. периферией сев. субтро-пич. антициклонального круговорота поверхностных вод. Направлено с С. на Ю. вдоль Пиренейского п-ова и Сев.-Зап. Африки как ветвь Северо-Атлантического течения. На Ю. переходит в Сев.-Пассатное течение, частично отклоняясь в Гвинейский зал. Шир. 400-600 км. Скорость до 2 км/ч. Темп-pa воды в февр. от 12 до 23 0C, августе от 19 до 26 0C. Солёность 36,0-36,8°/оо-
КАНАСДУДА (kanaszduda), канастюлёк, духовой муз. инструмент венгерских пастухов (свинопасов и др.)- воловий рог с деревянным точёным мундштуком без игровых отверстий. На К. исполняют гл. обр. ритмич. сигналы, а также импровизационные мелодии, построенные на натуральном (обертоновом) звукоряде.
КАНАСТЮЛЁК (kanasztulok), венгерский духовой муз. инструмент; см. Ka-насдуда.
КАНАТ, гибкое изделие, изготовленное из стальной проволоки, нитей, пряжи (каболки) из волокон растительного, син-тетич. или минерального происхождения. По способу изготовления К. подразделяются на кручёные (витые), невитые, плетёные (см. Канатное производство). Металлические (стальные) К. (рис. 1) изготовляют из непокрытой (светлой) или покрытой цинком или алюминием проволоки круглого или фасонного сечений с пределом прочности на растяжение в = 900-3500 Мн/м2 (90-350 кгс/мм2). Сечение стальных К.
Рис. 1. Схема кручёного каната: / - проволока, пряжа (каболки); 2 - прядь (спиральный канат); 3 - тросовый канат; 4 - кабельтовый канат.
может быть круглым, шестигранным, прямоугольным, квадратным. Витые круглые К. (рис. 2) могут иметь различную свивку: одинарную спиральную (или одна прядь), выполняются открытого, полузакрытого и закрытого типа; двойную (тросовую) из круглых или фасонных (трёхгранных, овальных и др.) прядей (от 3 до 8); тройную (кабельтовую) из К. тросовой свивки (стренг). По расположению проволок в слоях прядей К. выполняются с линейным, точечным или комбинированным касанием проволок и соответственно обозначаются ЛК, TK и ЛТК, или ТЛК. В зависимости от вида свивки прядей К. изготовляют раскручивающимися, нераскручивающимися, малокрутящимися (число прядей может быть от 18 до 31 с противоположным направлением свивки по отдельным слоям). Направление свивки прядей К. выбирают правое (обозначение Z) и левое (S); сочетание направлений свивок (рис. 3) отдельных элементов и К. в целом может быть крестовое правое (SZ) и крестовое левое (ZS), одностороннее правое (ZZ) и одностороннее левое (SS). Кручёные круглые К. имеют диаметр до 100 мм. Комбинированные витые К. изготовляют из пеньки и стали. В этом случае стальные пряди покрывают слоем пеньковых каболок или пластмассой. Невитые К. (рис. 4) состоят из плотно уложенных групп стальных проволок или спиральных К., обжатых спиральной обмоткой или зажимами.
Рис. 2. Поперечное сечение канатов: а - спирального открытого типа; 6 - спирального закрытого типа; в - двойной свивки с волокнистым сердечником; г - двойной свивки с металлическим сердечником; д - тройной кабельтовой свивки; е - фасонного овальнопрядного; ж - трёхграннопрядного; з - плоскопряд-ного; и - комбинированного; к - плоского.
Рис. 3. Металлические канаты различной свивки: SZ- крестовой правой; ZS- крестовой левой; ZZ- односторонней правой; SS - односторонней левой.
Рис. 4. Невитой канат с обмоткой.
Табл. 1. - Характеристика канатов различных видов
Канаты
Диаметр , MM
Разрывное усилие, кн1
Металлические
Спиральные открытые
0,65-34,4
0,44-965
Спиральные закрытые
несущие2
30-70
596-3950
подъёмные2
20-60
349-3751
Тросовые (ЛК) с сердечником:
волокнистым
2,2-63
2,62-2230
металлическим
1,9-61
2,41-2460
Трёхграннопрядные2
18-43,5
203,5-1405
Некрутящиеся
3,5-68
7,08-3255
Комбинированные
Пенька-сталь
8-32
8,9-112,7
Неметаллические
Пеньковые бельные
9,6-111,5
6,3-497,5
Пеньковые смольные
9,6-111,5
6-472,5
Сизальские
6,7-111,5
3,85-476
Манильские
9,6-111,5
7,76-637
Хлопчатобумажные
3-8
0,4-3
Полипропиленовые
7,9-28.7
7 -48
Капроновые
7,9-63,7
11,8-592
1 1 KH=I000 кгс. 2 Данные о разрывном усилии приведены на основе суммарной прочности проволоки.
Такие К. обычно собирают на месте применения, они могут иметь диаметр до 1,5 м. Разрывное усилие невитых К. в зависимости от диаметра достигает 1000 MH. Плетёные К. (рис. 5) изготовляют переплетением чётного числа (обычно 4) прядей, из к-рых половина имеет направление плетения правое, а другая - левое. Поперечное сечение таких К.- квадратное. Плоские К. состоят из чётного числа стренг (от 4 до 12 ) с чередующейся (правой и левой) свивкой, скреплённых (прошитых) прядями или стержнями, имеют прямоугольное сечение. Ширина таких К. до 250 мм.
Рис. 5. Плетёный металлический канат.
Неметаллические (волокнистые) К. свивают из длинных лубяных волокон русской (мягкой), манильской и сизальской (жёсткой) пеньки, семенных волокон кокосового ореха и хлопка, синтетич. волокон (полипропилена, капрона, нейлона, перлона и др.), волокон асбеста. Короткие волокна (пеньковые и хлопковые) используют для изготовления верёвок, шпагата и др. изделий. Неметаллич. К. выпускаются: витые (трёх- и четырёхпрядные), тросовой правой свивки, кабельтовые (трёхстренговые); плетёные обыкновенные круглые (фалы) и повышенной гибкости, т. н. морские. Диаметр волокнистых К. из русской пеньки (бельной и смольной), манильской и сизальской пеньки 6,7- 111,5 мм. К. из жёсткой пеньки имеют преимущество перед К. из мягких волокон из-за большей прочности и износостойкости материала и меньшего веса. Высокими прочностными данными обладают К. из синтетич. волокон. Прочностная характеристика различных видов К. приведена в табл. 1.
К. широко применяются во мн. отраслях нар. х-ва: а строительстве, на транспорте, в рыбной, лесной, горнодобывающей пром-сти, металлургии и др. (табл. 2).
Лит. см. при ст. Канатное производство. M. А. Букштейн.
КАНАТНАЯ ДОРОГА, сооружение для транспортирования грузов и пассажиров, в к-ром для перемещения вагонеток (вагонов, кресел) используется канат, натянутый между опорами. К. д. строят в горных, пересечённых и труднопроходимых местностях, при необходимости пересечь по кратчайшему расстоянию автомобильную или железную дорогу, реку, озеро и т. п., а также в городах с развитым наземным транспортом. По назначению различают К. д. грузовые, пассажирские и комбинированные, по устройству - двухканатные и однока-натные, с кольцевым или маятниковым движением вагонеток.
Табл. 2. - Применение канатов различных видов
Канаты
Применение
Металлические
Спиральные открытые
Ванты, арматура строительных конструкций, технич. изделий, грозозащитные тросы высоковольтных передач
Спиральные закрытые
Канатные дороги, шахтные подъёмники
Тросовые крестовые
Подъёмные, транспортныа механизмы и машины, буровые установки, лесозаготовка
Тросовые односторонние
Фуникулёры, наклонные шахтные подъёмники
Тросовые фасоннопрядные
Шахтные подъёмники с многоканатным подъёмом
Кабельтовые многостренговые
Морской и речной транспорт (швартовые, буксирные)
Комбинированные
Орудия тралового лова
Невитые
Арматура строительных конструкций, подвесные канатные мосты
Плоские
Шахтные подъёмники (подклетьевые) , проходческое оборудование шахт (подъёмные)
Плетёные
Грузоподъёмные устройства (исключают вращение поднимаемого груза)
Неметаллические
Тросовые бельные
Такелаж, обвязка тары
Тросовые смольные
Такелаж и др. (в основном на морском и речном транспорте)
Кабельтовые
Швартовые, буксирные
Плетёные (фалы)
Оснастка парусного флота, оснащение лага и др.
Грузовые К. д. обычно строят двухканатные с кольцевым движением вагонеток (рис. 1). Тележка вагонетки катится по неподвижному несущему канату. Вагонетки перемещаются тяговым канатом. Длина таких К. д. практически неограничена, т. к. их образуют последовательно соединённые самостоят, секции (6-12 км). Известны грузовые К. д. дл. 200 км (Швейцария) с углом подъёма до 30°. По кольцевой К. д. перемещают от 30 по 500 т (а в отд. случаях до 1000 т) груза в час при скорости движения вагонеток 1,5-3,3 м/сек. При меньшей протяжённости трассы строят двухканатные маятниковые дороги с 1 или 2 вагонетками, перемещающими до 150 т груза в час при скорости движения 10 м/сек. Протяжённость таких дорог до 3 км, максимальный угол подъёма 45°. На одноканатных дорогах вагонетки соединены с канатом и перемещаются вместе с ним со скоростью 1-2,5 м/сек. Движение вагонеток обычно кольцевое. Производительность одноканатных дорог 10- 150 т/ч, наибольший угол подъёма 25°. Грузовые К. д. действуют на многих химич. комбинатах, горнорудных разработках и т. д.
Рис. 1. Грузовая двухканатная дорога с кольцевым движением вагонеток.
Пассажирские К. д. обычно строят двухканатные с маятниковым движением 1 или 2 вагонов, рассчитанных на 12-100 пассажиров каждый, и с кольцевым движением вагонов обычно на 4 чел. Безопасность движения на пассажирских дорогах обеспечивается установкой тормозного каната, дублированием тягового каната или применением спец. тормозного (парашютного) устройства, к-рое при обрыве тягового каната захватывает несущий. Протяжённость пассажирских К. д. достигает 12 км; подъём возможен на высоту до 3 км; скорость движения вагонов 1,5-11 м/сек. Известны также одноканатные, обычно кольцевые, дороги с жёстко закреплёнными одно- или двухместными сиденьями с посадкой и высадкой пассажиров на ходу. Такие дороги строят гл. обр. в горных курортных местностях (Австрия, Швейцария, Италия, Франция, Япония). К. д. в СССР действуют в Крыму (рис. 2), на Кавказе (напр., в Приэльбрусье, Каб.-Балк. АССР), в Южно-Сахалинске и др. местностях. На них перевозят 200- 1000 чел. в час при скорости движения 1-2,5 м/сек, расстоянии 0,6-2 км, разности уровней 0,5 км. Широко распространены одноканатные буксировочные дороги для горнолыжников, перемещающихся со скоростью 1,5 м/сек, стоя на лыжах и опираясь на пружинящие подвески, прикреплённые к тяговому канату. Нек-рые буксировочные К. д. на лето переоборудуются в кресельные.
Рис. 2. Участок пассажирской маятниковой канатной дороги протяжённостью 468 м для передвижения двух вагонов, рассчитанных на 40 пассажиров каждый (Крым, Мисхор, 1970).
Возможно использование К. д. для одновременной перевозки грузов и пассажиров. Особенно эффективно применение комбинированных дорог в лесозаготовительной и горнорудной пром-сти. Кроме подвесных К. д., разрабатываются наземные К. д., или к а-натные подъёмники (1970). С помощью таких устройств можно, напр., перемещать гружёные автомобили по крутым откосам, проводить суда через плотины (вместо обычного шлюзования).
Лит.: Барам и язе К. M., Коган И. Я., Пассажирские подвесные канатные дороги, M., 1962; Белая H. M., Прохоренко А. Г., Канатные лесотран-спортные установки, M., 1964; Дукельский А. И., Подвесные канатные дороги и кабельные краны, 4 изд., M.- Л., 1966; Машины непрерывного транспорта, под ред. В. И. Плавинского, M., 1969. В. С. Киреев.
КАНАТНАЯ ПЕРЕДАЧА, устройство для передачи вращат. движения от одного вала другому при помощи замкнутого каната, охватывающего шкивы, сидящие на ведущем и ведомом валах. В условиях совр. произ-ва К. п. вытеснены более удобным и экономичным электроприводом. К. п. применялись при межосевых расстояниях более 12 м (в К. п. до 25 м использовали пеньковые канаты, до 125 м и более - стальные). К. п. обеспечивали распределение момента от одного ведущего вала на неск. ведомых валов. Лит.: Ретшер ф., Детали машин, пер. с нем., т. 1-2, M.- Л., 1933-34.
КАНАТНАЯ ПИЛА, устройство для разрезки камня, режущим органом к-рого служит канат диаметром 3-6 мм. К, п. применяются в карьере при добыче (выпиливании) блоков и |