|
Обрабатывающая промышленность получила значит, развитие в связи со спросом на вооружение в годы 2-й мировой войны. Только за 1939-44 объём произ-ва в обрабат. пром-сти возрос в 2,5 раза. В 1966 занятых в обрабат. пром-сти было: в машиностроении и металлообработке 22%, деревообр. пром-сти 16% , пищевой 14% , чёрной и цветной металлургии 1% , электротехнике 7%, химической промышленности 6 %.
В валовой продукции обрабат. пром-сти (1970, в %) трансп. машиностроение занимало 12,3, общее машиностроение 3,7, чёрная и цветная металлургия и металлообработка 15,9, целлюлозно-бум. пром-сть 8,5, деревообработка 4,2, электротехника 6, химическая пром-сть 5,8, нефте- и углеперерабатывающая пром-сть 4, пищевая и табачная пром-сть 19,8, текстильная 3,4, швейная 2,8, прочая 13,6.
Машиностроение даёт ок. '/4 стоимости продукции обрабат. пром-сти. Осн. отраслью его является транспортное машиностроение (авто-, су до-, авиа-, вагоно-и локомотивостроение). Из др. отраслей развиты с.-х. машиностроение, произ-во энергосилового оборудования, оборудования для горнодоб. и лесной пром-сти. Станкостроение развито слабо, многие ведущие отрасли пром-сти зависят от ввоза оборудования из США, Великобритании, ФРГ, Японии. Трансп. машиностроение сосредоточено в основном на дочерних предприятиях амер. или англ, маш.-строит, компаний. Осн. центры машиностроения: Торонто, Монреаль, Уин-сор, Гамильтон, Брантфорд, Ошава, Галифакс, Ванкувер.
Табл. 3. - Добыча основных полезных ископаемых
1939
1949
1959
1971
Уголь, млн. т
14,2
17,4
9,6
17,6
Нефть*, млн. m
1,0
2,9
24,8
72,0
Природный газ, млрд. м3
1,0
1,7
11,7
77,0
Жел. руда, млн. m
0,1
3,3
22,2
43,3
Медь**, тыс. m
286,0
239,0
358,9
648,0
Никель**, тыс. m
103,0
117,0
169,2
267,0
Цинк**, тыс. m
239,0
262,0
385,6
1270,0
Свинец**, тыс. т
204,0
145,0
169,2
395,0
Молибден**, т
1,0
339,8
12000,0
Вольфрам (WO3)**, m
4,0
191,0
--
1395,0
Уран (U3O8)**, тыс. т
14,4
3,6
Золото, m
158,0
128,0
139,4
69,5
Серебро, т
721,0
549,0
993,0
1393,0
Асбест, млн. m
0,3
0,5
1,0
1,5
Калийные соли, млн. m
0,04
3,6
Сера, млн. m
0,2
6,2
0,8
5,7
* Сырая. **По содержанию металла в руде.
Чёрная металлургия сосредоточена в гг. Гамильтон (49%), Су-Сент-Мари (18% ), Уэлленд в Приозерье и в г. Сидни (8% ) на Атлантич. побережье; произ-во алюминия в гг.Арвида (40%), Китимат (25%), Бе-Комо (20%), Иль-Малинь (10%); полиметаллов в Трейле, Валли-филде, Бельдюн-Пуэне; меди и никеля в Садбери, Норанде, Монреале, Порт-Колборне, Томпсоне и Форт-Саскаче-ване.
По мощности нефтеперераб. з-дов К. в капиталистич. мире стоит на одном из первых мест. Осн. заводы расположены в гл. центрах потребления (Монреаль, 30% произ-ва, Ванкувер, 5%) или трансп. узлах (Сарния, 12% , Эдмонтон, 7%). Хим. пром-сть представлена рядом крупных заводов по произ-ву продуктов осн. химии, а также высокополимерных соединений. Быстро растёт произ-во хим. удобрений, синтетич. каучука, пластмасс. Гл. центры: Сарния, Монреаль, Торонто, Ниагара-Фоле, Китченер.
По лесозаготовкам, лесопилению и деревообработке, произ-ву целлюлозы и бум. массы К. занимает 2-е место в капиталистич. мире (после США). Наиболее развито целлюлоэно-бум. произ-во. Ок. 2/3 мощностей отрасли расположено в Вост. К., в р-нах крупных ГЭС на р. Св. Лаврентия и её притоках. После 2-й мировой войны новые заводы построены в таёжной зоне провинций Манитоба, Саскачеван и Альберта и особенно на Дальнем Западе К., на Тихоокеанском побережье, где целлюлозно-бум. произ-во тесно кооперируется с лесопилением. Здесь расположено 2/3 мощностей лесопил. пром-сти. Осн.центры: Труа-Ривьер, Корнер-Брук, Пауэлл-Ривер, Халл, Порт-Ал-берни, Принс-Джордж, Те-Пасс, Принс-Руперт.
Гл. отрасли пищ. пром-сти - мукомольная, мясная, рыбоконсервная и ликёро-водочная; они имеют важное экспортное значение. Крупнейшие мельницы размещены в портах вывоза хлеба (Порт-Артур, Монреаль, Ванкувер). Из отраслей лёгкой пром-сти относительно более развиты текст., кож.-обув, и швейная; ок. '/2 продукции производится в Моноеа-ле, др. важные её центры-Торонто, Ванкувер, Виннипег. (О производстве основных видов промышленной продукции см. в табл. 4.)
Примерно 7/10 производств, мощностей обрабат. пром-сти расположено в пром. зоне центр, провинций Онтарио и Квебек, по 1/8 на Дальнем Западе и в Степном районе, '/20 в Атлантическом районе страны.
Табл. 4. - Производство основных видов промышленной продукции
Виды продукции
1950
1960
1971
Электроэнергия . млрд. квт -ч
55,0
114,5
215,1
Чугун и ферросплавы, млн. m
2,3
4,0
8,0
Сталь, млн. m
3,1
5,3
11,0
Медь*, тыс. m
218,0
378,0
478,0
Свинец*, тыс. m
155,0
144,0
168,0
Цинк*, тыс. m
185,0
236,0
372,0
Никель*, тыс. m
112,0
195,0
267,0
Алюминий*, тыс. m
377,0
691 ,0
980,0
Нефтепродукты, млн. m
13,1
34,7
68,5
Синтетич. каучук, тыс. т
59,4
162,2
196,1
Бумажная масса, млн. m
7,6
10,2
15,8
Газетная бумага, млн. m
4,8
6,1
7,5
Пиломатериалы, млн. м3
9,4
18,5
30,0
Автомобили легковые, тыс. шт.
284,0
326,0
1096,0
Автомобили грузовые, тыс. шт. .
106,0
71,0
279,0
Радиоприёмники, тыс. шт
821 ,0
676,0
1995,0
Телевизоры, тыс. шт.
355,0
339,0
541,0
Ткани хл.-бум., млн. мг
297,0
240,0
221,0
Ткани шерстяные, млн. M
23,0
13,8
22"
* Выплавка. ** млн. м2.
Сельское хозяйство отличается высокой товарностью, механизацией и специализацией. Ок. 3/4 с.-х. земель сосредоточено в руках крупных капиталистич. X-B, владеющих участками св. 40 га. Конкурентная борьба с крупными механизированными х-вами ведёт к разорению мелких ферм. За период 1951-66 число ферм сократилось на 30% . Под фермами занято 70 млн. га (7,6% территории К.), из них обрабатывают и используют под пастбища 44 млн. га. Кроме зерновых, в структуре посевных площадей (см. табл. 5) видное место занимают посевы трав, технические (лён и рапс, табак), а также кормовые культуры (картофель, кукуруза). За послевоен. годы произошли значит, изменения в структуре с. х-ва. В 1971 3/5 его товарной продукции приходилось на животноводство (см. табл. 6) и только 2/5 на растениеводство (в 1939 - обратное соотношение). Изменилась и структура каждой отрасли. Увеличилась доля интенсивных отраслей животноводства и растениеводства (садоводство, овощеводство, плодоводство). В 1970 работало 700 тыс. тракторов, 200 тыс. комбайнов, 400 тыс. грузовиков; 9/10 ферм электрифицировано.
Табл. 5.- Посевная площадь и сбор основных сельскохозяйственных культур
Посевная площадь, млн. га
Сбор, млн. m
1935-39*
1955 - 59*
1971
1935-39*
1955 - 59*
1971
Пшеница
10,4
9,2
7,8
8,5
12,7
14,3
Овёс
5,4
3,9
3,3
5,2
5,8
5,9
Ячмень
1,7
3,6
6,2
1,9
5,2
14,3
Кукуруза
0,07**
0,2
0,5
0,2**
0,8
2,7
Льняное семя
0,1**
1,1
0,8
0,03**
0,6
0,7
Кормовые травы
3,9
4,6
5,6
14,2
17,6
32,0
* В среднем за год. ** 1934-38.
Табл. 6.-Поголовье скота, тыс. голов
1947/48--1951/52*
1970
Kp. рог. скот
7945
13069
в том числе
молочные коровы
2936
2551
Свиньи
4792
7086
Овцы
1176
1012
Лошади
1580
324
* В среднем за год.
Осн. р-ны зернового х-ва - степные провинции, в особенности Саскачеван и Манитоба; молочного животноводства и птицеводства - Ю. провинций Онтарио и Квебек и Ю.-З. пров. Брит. Колумбия, мясо-шёрстного животноводства -провинции Брит. Колумбия и Альберта. В Брит. Колумбии, Новой Шотландии и Онтарио местами развито садоводство и огородничество. Ряд отраслей с. х-ва имеет экспортное направление: вывозится более 4/2 урожая пшеницы, льняного семени, '/з урожая ячменя.
Лесное хозяйство более развито в пров. Брит. Колумбия, Квебек и Онтарио. На К. приходится ок. '/ю заготовляемой в мире древесины, а доля её в экспорте леса составляет '/з. В рыболовстве занято ок. 90 тыс. чел., ежегодно вылавливается св. 1 млн. m рыбы, 2/3 улова вывозится. Половину улова получают в прибрежных водах приатлантич. провинции, в основном на "ньюфаундлендских банках" (треска, сельдь, крабы), 2/5 - в прибрежных водах и реках Тихоокеанского побережья (лососёвые и палтус).
Транспорт. До начала 2-й мировой войны по жел. дорогам перевозилось более 90% всех грузов. В послевоен. период стала снижаться роль (до 60% в 1969) ж.-д. транспорта при увеличении значения грузового автотранспорта, трубопроводов (99 тыс. км в 1968) и авиации. Несколько изменилась конфигурация трансп. сети. К широтным трансканад. дорогам прибавился ряд крупных железных и шоссейных дорог меридионального направления (в т. ч. Аляскинское шоссе, 2,5 тыс. км, шоссе Макензи, жел. дороги Ванкувер- Форт-Нельсон, Сет-Иль -Шеф-фервилл, Гримшо- Пайн-Пойнт). Общая протяжённость жел. дорог 71 тыс. км (1971), а автодорог ок. 800 тыс. км. В 1971 автопарк насчитывал 8,1 млн. автомашин, в т. ч. 6,3 млн. легковых. На С. и в горных р-нах пользуются снегоходами; парк их в 1969 превышал 800 тыс. шт. Большое значение имеет морской и речной транспорт, а также водный путь по Великим озёрам. В связи с завершением в 1959 стр-ва глубоководного мор. пути по р. Св. Лаврентия мор. суда (до 26 тыс. т) могут проходить к портам на Великих озёрах. Тоннаж мор. флота (включая озёрный и речной) 3,7 млн. брутто per. т (1969). Осн. порты (грузооборот в млн. га, 1969): Ванкувер (21,5), Сет-Иль (17,2), Монреаль (15,9), Тандер-Бей (12,5). Велика роль авиатранспорта, особенно на севере. Гл. авиапорты: Монреаль, Торонто, Ванкувер, Виннипег, Оттава.
Внешние экономические связи. По обороту внеш. торговли К. в 1969 занимала 6-е место в капиталистич. мире (6%). Ок. '/4 товарной продукции х-ва К. вывозится за границу. Св. 2/3 стоимости экспорта К. приходится на сырьё, полуфабрикаты и продовольствие. Из К. вывозятся: газетная бумага, пшеница, пиломатериалы, бумажная масса, никель, алюминий, нефть и нефтепродукты, железная руда, медь, асбест, уран, калийные соли. Большую часть стоимости ввоза составляют готовые пром. изделия, а также уголь, продукты тропич. стран (кофе, каучук, бананы, какао). См. табл. 7.
География внеш. торговли К. обычно характеризовалась сильным преобладанием США и Великобритании. Монополии США использовали ослабление позиций Великобритании во время и после 2-й мировой войны; в результате доля Великобритании во внешнеторг. обороте К. сократилась с 32% в 1939 до 8%
|