БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

нуво" ("Cam-bodge nouveau"), ежемесячный журнал, тираж 4 тыс. экз.

В Пномпене находится информац. агентство Ажанс Кхмер де Пресс (осн. в 1951); радиопередачи на зарубежные страны ведутся на франц., англ., трёх диалектах кит. яз., вьетнамском, лаосском, тайском яз. Работает (с 1966) телевизионная станция, к-рая ведёт передачи 2-3 раза в неделю по 2 программам (кхмерской и французской).

Патриотич. силы К. имеют с 1970 свои органы информации - информац. агентство Ажанс Кхмер д'энформасьон, выпускает "Бюльтен д'энформасьон дю фронт юни насьональ дю Кампучиа" ("Bulletin d'lnformation du Front Uni National du Kampuchea"), и радиостанцию - Голос Нац. единого фронта К.

Ю. Я. Михеев.

X. Литература и искусство

Первые известные памятники камбодж. лит-ры доангкорского периода (2-9 BB .) представлены санскритскими надписями на стенах в храмах Вокань (терр. совр. Вьетнама, 3 в.) и Тонле-Бати (6 в.). К нач. 7 в. восходят надписи на др.-кхмерском яз. Ангкорский период (802- 1433) характеризуется общим расцветом кхмерской культуры, развивавшейся под влиянием идеологии брахманизма и буддизма махаяны: на санскрите писали Яшоварман II, Кавишвара, Ёкиндра, Суб-хадра; на кхмерском яз.- Каосатхипадэй Кау, Дуонг, Тьей Нон, Нэакпанг, Самп-хеар, Пхокдэй и др. Нек-рое распространение в лит-ре получает также язык пали. Особое место занимает лирич. поэма "Индрадеви" и эпос "Реамкер" по мотивам инд. "Рамаяны", написанные на кхмерском яз. Наиболее значит, явлением в лит-ре т. н. среднего периода (1434- 1862) была нар. поэма-сказание "Тум и Теау" (15 в.) о трагич. любви юноши и девушки. Писатели Соттан Прэйтьеа Эн, Саом Лоть, Ну Кап и др. продолжали создавать традиц. произв. и при франц. колон, режиме (1863-1953). Одно из лучших произв. этого времени - поэма "Сратоп Тьек" Бамраэ Утей Нгын-га, написанная на материале древних сказаний. В 30-40-х гг. появляются первые романы, отличающиеся гумани-стич. направленностью: "Пайлинская роза" (1936) Ньок Тхаема, "Сопхат" (1938>

Рым Кина и "Увядший цветок" (1947) Ну Хатя. В 1955, вскоре после обретения страной независимости, был образован Союз кхмерских литераторов. Писатели Камбоджи Тиу Оль, Хэль Сумпха, Суон Сорэн, Ноп Саван и др. в своих произв. поднимают важные социальные и обще-ственно-политич. проблемы. Ведётся работа по сбору и публикации фольклора. Ю. А. Горгониев,

Древнейшие памятники иск-ва К.- ор-наментиров. керамика неолита, бронз, изделия сер. 1-го тыс. до н. э. В 6 в. в Анг-кор-Борей и в 7 в. в Самбор-Прей-Кук были построены святилища (прасаты) - прямоугольные в плане кирпичные башни, расчленённые пилястрами и увенчанные пирамидой из ложных этажей; стены украшались резьбой по стуку, ложными порталами. Под инд. влиянием возникли мягко и обобщённо моделированные статуи 6 в. Более самобытны стройные, изящные, полные жизни и вместе с тем величавые статуи 7-8 вв. В 9 в. сложился тип ансамбля из прасатов и подсобных зданий, окружённых оградой (с павильонами-воротами "гопура"), а позднее также галереями и каналами (Прах-Ко в Po-луосе, 9 в.; Бантеай-Срей, 10 в.). Тогда же возник тип "храма-горы" - ступенчатой пирамиды, увенчанной 1 или 5 прасатами и окружённой галереями и каналами (Баконг в Ролуосе, 9 в.; Пранг в Кох-Кере, 10 в.). В 10 в. кирпич сменяется латеритом и песчаником, расцветает иск-во резного декора, в к-ром в пышный растит, орнамент вплетаются фигуры божеств, небесных дев, животных и чудовищ.

Сам Юн. "Крестьянская семья". Гравюра на дереве.

Храмовой ансамбль Ангкор-Ват в Ангко-ре. Ок. 1113 - 50. План западной и центральной частей.

Строго фронтальные статуи 9-13 вв. отличаются монолитностью, мощью обобщённых объёмов, графичной стилизацией деталей. В 9-13 вв. сложился гигантский комплекс Ангкор, включавший множество богато украшенных храмов и дворцов; особенно значительны наиболее совершенный и грандиозный храм-гора Ангкор-Ват (ок. 1113-50) и построенная как единый и величеств, архит. ансамбль (кон. 12-13 вв.) столица Ангкор-Тхом с огромными ликами божеств на многочисл. башнях. Тянущиеся бесконечными рядами рельефы в галереях храмов Ангкора замечательны живостью и выразительностью батальных и бытовых сцен, богатством ритма, гибкостью контуров. С 14 в. каменное зодчество пришло в упадок, древние города были заброшены. Строились деревянные дворцы и буддийские храмы (королев, дворец и "Серебряная пагода" в Пномпене) с галереями, заострёнными по краям крышами, резьбой, лепкой, золотой росписью по лаку. Воздвигались каменные колоколовидные ступы. Каменная скульптура сменилась деревянной и бронзовой (статуи Будды; статуэтки танцовщиц, героев эпоса), а рельефы - росписями (клеевыми красками) на темы буддийских легенд. Со 2-й пол. 19 в. в городах строятся здания в духе франц. эклектич. архитектуры. В росписях и картинах Окна Теп Нимит Тлака (нач. 20 в.) декоративная стилизация сочетается с реа-листич. выразительностью лиц. С провозглашением независимости (1953) началось планомерное градостроительство (новые города - Кампонгсаом, 1957- 1960, Бокор, 1962). В городах построены железобетонные здания как в местных традициях - с галереями, башнями, крутыми скатами крыш (арх. Ванмоли-ван), так и в совр. стиле, с лоджиями и солнцезащитными устройствами. Массовая застройка в деревнях и городах - свайные каркасные дома, часто с верандой. Традиционные нар. ремёсла - ручное шёлкоткачество, батик, резьба по дереву и слоновой кости, гравировка по металлу, роспись керамики, вышивка, вырезание из кожи (ажурные панно, фигуры теневого театра). Развиваются живопись и графика (Нгок Дим, Сам Юн).

1. Бронзовые части удил из района Ангкора. Между 9 и 13 вв. Национальный музей. Пномпень. 2. Деревянный трон (фрагмент). Королевский дворец. Пномпень. 3. Керамическое блюдо с изображением сцены из поэмы "Реамкер". 20 в.


Ю. Д. Лебедев.

Истоки муз. культуры кхмеров, формирования их классич. муз. системы, инструментария восходят к глубокой древности (оркестр, а также отд. инструменты изображены на барельефах древних храмов Ангкора). Достигнув расцвета в период Ангкорской К., кхмерская классич. муз. система сохранилась почти в неизменном виде. Музыка кхмеров основана на пентатонике. Структуру её определяет ритм, поэтому гл. место в оркестре принадлежит ударным инструментам-барабанам (сампхо, чхайям), двойным литаврам (ско-тхом), скандирующим ритм танцев, песен, и цимбалам, гонгам, "поющим" аккомпанемент. Мелодию ведёт гобой (пэй о, пэй-пок, пра пей) или тростниковая флейта (кхлой). Струнные инструменты (введены в 12 в.) - лютни (та диеу, тяпей и та кхе), инструменты типа скрипки (тро-че, тро-сао, тро-кмае) исполняют тонику. Большой классич. оркестр, отличающийся от нар. оркестра лишь количеством инструментов, сопровождает представления Королев, балета (см. ниже). В 1966 в Пномпене осн. Ин-т изящных иск-в, готовящий проф. актёров, музыкантов, танцоров. Ин-т собирает инструментальный,песенный, танцевальный и лит. фольклор, к-рый в обработанном виде демонстрируется на временных подмостках, сооружаемых под открытым небом. В Пномпене выстроен концертный зал. И. Б. Марунова.

В древних храмах сохранились надписи, в к-рых упоминаются имена танцовщиц, певцов и музыкантов, а также настенные изображения шутов-скоморохов. Существует 3 осн. вида театр, представлений: Королев, балет, Театр теней и Нар. театр. Королев, балет использует традиции ср.-век. балета К. периода Ангкорской К. (наз. сиамским; актёрами были представители народности таи; танцы сопровождались хоровым пением, тексты баллад исполнялись на тайском яз.; с нач. 20 в. театр, представления ведутся на кхмерском яз.). Сюжетами постановок служат древние легенды и сказки. Известно ок. 30 таких сюжетов. Осн. роли исполняют женщины, в труппе двое мужчин-танцовщиков, играющих демонов, шутов и зверей (в масках; женщины выступают без масок, но в определённом гриме). Театр теней обычно даёт представления во время религ. праздников. Сюжеты, так же как и силуэты кукол, строго канонизированы. Представление сопровождается рассказом актёра, находящегося за экраном. Большой популярностью пользуется Нар. театр, где обычно выступают 2 актёра (без костюмов и декораций). Представление состоит из коротких сценок, родственных ср.-век. зап.-европ. фарсу (строятся на импровизации, много пения). В Пномпене, Сиемреапе и др. городах существуют постоянные труппы. В нач. 60-х гг. в Пномпене была предпринята попытка создать совр. театр (импровизац. представления по пьесам У. Шекспира, Ж. Расина и др.). В кон. 1955 в Пномпене открыт Гос. драм, театр, к-рый стремится создать совр. нац. репертуар. В 1964 и 1969 Королев, балет К. был на гастролях в СССР.

Илл. на вклейке, табл. XXVIII, XXIX (стр. 224-225).

Лит.: К р ы ж и ц к и и Г.. Экзотический театр, Л., 1927; Всеобщая история архитектуры, т. 9, Л.-M., 1971, с. 196-241; К и м С а е т, Правоат аксарсастр кхмаер, Пном-Пень, 1960; Ли-Тхеамтенг, Аксарсастр кхмаер, Пном-Пень, 1960; Liste des manuscrits khmers, "Bulletin de 1'Ecole francaise d'Extreme-Orient", 1902, t. 2, № 4; L е с 1 ё г е A., Les livres sacres du Cambod-ge, Р., 1906; Сое des G., Inscriptions du Cambodge, v. 1 - 6, Hanoi' -P., 1937-54; Coral-Remusat G. d e, L'art Khmer, P., 1951; Maspero H., Les langues Mon-Khmere, в кн.: Les langues du monde, nouv. ed., P., 1952; Thiounn S. Ch., Danses cambodgiennes, 2 ed., [Phnom-Penh, 1956].

КАМБОДЖИЙСКАЯ РАВНИНА, низменная равнина на Ю. п-ова Индокитай. Пл.ок. 200 тыс. км2. Преобладают высоты менее 200 м. Ограничена на 3. хр. Кра-вань, на С.- уступом плато Корат, на В.- Аннамскими горами. Сложена преим. аллювиальными и озёрными рыхлыми отложениями р. Меконг и её многочисл. притоков; здесь находится самое крупное на п-ове Индокитай оз. Тонлесап. Климат субэкваториальный, муссонный; осадков от 700 до 1500 мм в год. Господствуют редколесья и саванны, возникшие после сведения лесов, местами луга и болота. К. р. густо населена; развито рисосеяние.

КАМБОДЖИЙСКИЕ НАДПИСИ, находимые на терр. Камбоджи документы, высеченные на кам. стелах, на дверных стояках храмов, на сланцевых плитках. Относятся в основном к 6-12 вв., текст - на санскрите и др.-кхмерском яз. Часть К. н. содержит царские указы, преим. о передаче той или иной собственности храмам. Отдельные К. н. посвящены разрешению спорных вопросов по поводу земли или др. имущества, описывают процедуру суд. разбирательства Сохранилась надпись с текстом клятвы чиновников царю Сурьяварману I (1002-50). Издание и перевод надписей осуществляет франц. дальневост. школа (L'Ecole Francaise d'Extreme Orient).

Публ.: Barth A.. Inscriptions sanscri-tes du Cambodge, P., 1882; C cedes G., Inscriptions du Cambodge, v. 1 - 8, P., 1926-66.

KAMБРЕ (Cambrai), город на С. Франции, на р. Шельда, в деп. Нор. 40 тыс. жит. (1968). Трансп. узел. Произ-во кружев, батиста, трикотажа, а также изделий из них (гл. обр. бельё); пивовар., сах., кондитерская пром-сть.

В древности - рим. город Камеракум (Cameracum). C 5 в. - в составе Франкского королевства, по Верденскому договору 843 отошёл к Лотарингии. В 1076 К. в борьбе с епископами добился прав коммуны. В 1508 ( в ходе Итальянских войн 1494-1559) в К. была образована антивенецианская Камбрейская лига. В 1529 в К. был подписан мир между Францией и "Священной Римской империей". Присоединён к Франции по Ним-вегенскому договору 1678.

Во время 1-й мировой войны 1914-18 в авг. 1914 был захвачен нем. войсками. 20-21 нояб. 1917 в р-не К. 3-я англ, армия силами 6 пех. и 3 кав. дивизий предприняла наступление против 2 нем. дивизий при поддержке 378 танков. Внезапность действий и большое превосходство в силах и средствах привели к быстрому прорыву нем. обороны. Однако англ, командование не сумело использовать успех: пехота и конница отстали, а вырвавшиеся вперёд танки понесли большие потери. В результате с 22 нояб. бои приняли позиц. характер, а 30 нояб. - 6 дек. 2-я герм, армия ген. Марвица (11 дивизий) нанесла внезапный и сильный контрудар и вернула большую часть потерянной терр., захватив много пленных. Сражение при К. является первым случаем массированного применения танков и зарождения противотанк. обороны.

КАМБУДЖАДЕША, феодальное кхмерское гос-во (9-13 вв.) с центром Яшод-харапура (ныне руины в Ангкоре), на терр. совр. Камбоджи, частично Лаоса, Таиланда, Вьетнама и Бирмы. В ист. лит-ре известна как Ангкорская Камбоджа. Возникновение К. завершило процесс объединения населённых кхмерами и родственными им монами земель, на к-рых ещё в древности существовала древнекхмерская империя Фунань (1 - 6 вв.) и более поздние кхмерские гос-ва Ченла Земли и Ченла Воды (7-8 вв.). В течение 9-12 вв. феод, империя К. включила территории, населённые кхмерами, и другие р-ны, где жили тьямы, моны и др. Основатель королев, династии К.- Джайяварман II (правил приблизительно в 802-850). В К. получила большое развитие гос. собственность на землю (в значит, части - в форме землевладения гос. храмов), для неё была также характерна исключительно высокая степень концентрации власти в руках обожествлённого монарха. В центральных р-нах К. (к С. от оз. Тонлесап) велось интенсивное ирригационное стр-во. В 12-13 вв. здесь были воздвигнуты величеств, храмы (Ангкор-Ват, Ангкор-Тхом и др.), образовавшие всемирно известный архит. ансамбль Ангкор. В 12 - нач. 13 вв., особенно при Сурья-вармане II (правил в 1113-50) и Джай-явармане VH, К. вела многочисл. завоевательные войны и достигла наибольших размеров. В 13 в. королев, власть постепенно ослабла. Обострилась классовая борьба, принявшая форму крест, восстаний. Империя утратила некхмерские области и распалась к кон. 13 в. Название "К." оставалось длительное время официальным названием собств. кхмерского гос-ва. Д. В. Деопик.

КАМБУЗ (от голл. kombuis), кухня на судне. На крупных пасс, судах устраивают неск. К.

КАМВОЛЬНОЕ ПРЯДЕНИЕ (от нем. Kammwolle - чёсаная шерсть), устаревшее, вышедшее из употребления назв. гребенного прядения шерсти.

КАМДЕН (Camden), город в США, в шт. Нью-Джерси. Пригород Филадельфии, на лев. берегу р. Делавэр. 102,6 тыс. жит. (1970). Мор. порт и ж.-д. узел. В промышленности более 30 тыс. занятых. Судостроение, радиоэлектронная и хим. пром-сть, производство изделий из пластмасс. Осн. в 1681. Музей амер. поэта У. Уитмена.

КАМЕДЕТЕЧЕНИЕ, болезнь преим. древесных растений, характеризующаяся выделением тягучей, клейкой жидкости на стволах, ветвях, плодах, а иногда и листьях деревьев; то же, что и гоммоз.

КАМЕДИ, гумми (от греч. kommidion, kommi), высокомолекулярные углеводы, являющиеся главным компонентом эксудатов (соков, выпотов), выделяемых растениями при механич. повреждениях коры или заболеваниях. К. представляют собой растворимые в воде или набухающие в ней полимеры моносахаридов - глюкозы, галактозы, арабинозы, рамно-зы, глюкуроновых K-T. К К. относят также полисахариды микроорганизмов, в частности накапливаемые в культураль-ной жидкости, производные, получаемые модификацией полисахаридов природного происхождения (напр., клетчатки, крахмала).

К. используют в пищ., бум. и др. отраслях пром-сти в качестве клеёв, стабилизаторов эмульсий и суспензий, в качестве растворов высокой вязкости. В медицине К. применяются как слизи, к-рые уменьшают раздражение, вызываемое нек-рыми лекарственными веществами, и понижают всасывание, а также для приготовления пилюль и эмульсий. Из К. широкое применение нашли гуммиарабик, агар-агар, декстраны, альгиновые к-ты, гуаран и др.

КАМЕЛИК, река в Саратовской обл. РСФСР, лев. приток р. Б. Иргиз (басе. Волги). Дл. 222 км, пл. басе. 9070 км2. Берёт начало с Общего Сырта, течёт nq всхолмлённой низменности. Питание в основном снеговое; летом пересыхает, зимой перемерзает. Cp. годовой расход воды в 21 км от устья 10,1 м31сек.

KAMЕЛИНА (Camelinat) Зефирен (14.9.1840, Майи-ла-Виль, -5.3.1932, Париж), деятель франц. рабочего движения, один- из руководителей парижской федерации 1-го Интернационала. По профессии рабочий-бронзовщик. В дни Парижской Коммуны 1871 был директором Монетного двора. После поражения Коммуны эмигрировал в Великобританию. Вернулся во Францию в 1880 после амнистии. Активно участвовал в социа-листич. рабочем движении. В 1885-89 чл. палаты депутатов. С 1920 - чл. Франц. коммунистич. партии (ФКП). В 1924 был кандидатом от ФКП на выборах президента Франц. республики.

КАМЕЛИЯ (Camellia), род вечнозелёных деревьев или кустарников сем. чайных. Листья очерёдные, простые, на коротких черешках. Цветки одиночные, крупные, белые, красные. Лепестков 5 или больше. Тычинок много. В оранжереях и комнатах, а на Кавказе и юге Крыма - в открытом грунте разводят К. японскую (С. japonica) и её гибридные формы с простыми и махровыми цветками без запаха. Размножают черенками и семенами. Из молодых побегов чайн о-г о куста (С. sinensis и С. assamica) приготавливают чай. Из листьев К. сасанква, или эвгенольной (С. sasanqua),- из Японии и Китая-получают эфирное масло, на 97% состоящее из эвгенола - ценного дезинфицирующего средства, используемого в зубоврачебной практике и др. К. выращивают в причерноморских р-нах Кавказа. Лит.: S е а 1 у J.R.,A revision of the genus Camellia, L., 1958.


Камелия японская: / - культурная махровая форма; 2 - дикорастущее растение.


КАМЕНЕВ Лев Львович [1833, г. Рыльск Курской губ.,- 14(26).1.1886, Саввинская слобода Моск. губ.], русский пейзажист. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1854-58) у К. И. Рабуса и А. К. Саврасова. В 1862-65 жил и учился в Мюнхене, Дюссельдорфе, Швейцарии. До 1854 жил в Астрахани, затем в Москве. Член-учредитель Товарищества передвижных художеств, выставок (см. Передвижники). Творчество К. сыграло значит, роль в сложении рус. нац. реалистической пейзажной живописи 19 в. ("Вид окрестностей села Поречья", 1869, Рус. музей, Ленинград; "Весна", 1866, "Туман. Красный пруд в Москве осенью", 1871, "Пейзаж", 1872,- все в Третьяковской гал.).

Л. Л. Каменев. "Пейзаж" (с мостиком). 1872. Русский музей. Ленинград.

Лит.: Беспалова Л. А., Л. Л. Каменев. 1833-1886, M., 1954.

КАМЕНЕВ Сергей Сергеевич [4(16).4. 1881, Киев, - 25.8.1936, Москва], советский воен. деятель, командарм 1-го ранга (1935). Чл. КПСС с 1930. Род.в семье воен. инженера. Окончил Александровское воен. уч-ще (1900) и Академию Генштаб