| кынов. По всей стране стало популярным стих. Джамбула "Ленинградцы, дети мои!".
Воен. тема нашла отражение в драматургии: пьесы "Час испытаний" (пост. 1941) Ауэзова, "Гвардия чести" (1942) Ауэзова и Абишева, "Амангельды" (пост. 1936) Хусаинова. Роман о тружениках тыла "Шиганак" (1945) опубл. Мустафин.
В послевоен. годы казах, лит-pa продолжала развивать тематику, связанную с минувшей войной. Появились романы "Солдат из Казахстана" (1949) Мусрепова ," Курляндия " (1950 ) Aoдижамила Нур-пеисова (р. 1924), "Грозные дни" (1957) Тахави Ахтанова (р. 1923), воен. мемуары писателя-воина Баурджана Момыш-улы (р. 1910) "За нами Москва" (1959) и др. Воен. тематика продолжена была и поэтами - в лирике и поэмах: поэма Жа-рокова о Зое Космодемьянской, Мулдагалиева - о Мусе Джалиле и др.
В 1956 Ауэзов завершил тетралогию "Путь Абая", 1-я кн. к-рой была опубл. в 1942. Это произв., получившее отклик во многих странах, оказало значит, влияние как на казах., так и на др. братские лит-ры. Нац. эпич. традиции обогащены в романе-эпопее Ауэзова худож. опытом всей сов. лит-ры. С крупными произв. на историко-революц. темы выступили Мука-нов ("Школа жизни", 1949-53), Мусрепов ("Пробуждённый край", 1953), Мустафин ("После бури", 1959), Хамза Есенжа-нов (р. 1908; "Яик - светлая река", 1957-60), Нурпеисов (трилогия "Кровь и пот", кн. 1-2, 1959-70) и др. MH. казах, писатели обращались в послевоен. годы к совр. тематике. Герои-современники - труженики села, рабочие, интеллигенты, молодёжь - оживают на страницах романов "Сыр-Дарья" (1947-48) Муканова, "Приволье" (1949) Габдула Сланова (1911-69), "Караганда" (1952) Мустафина, "Темир-Тау" (кн. 1-2, 1960-62, кн. 2 под назв. "Доктор Дарха-нов") Зеина Шашкина (1912-66), "Племя младое" (опубл. поем., 1962) Ауэзова, "Белый конь" (1962)Такена Алимкуло-ва (р. 1922), "Караван идёт к солнцу" (1963) Ануара Алимжанова (р. 1930), "Гудок в степи" (1964, совм. с К. Алтайским) Мухамеджана Каратаева (р. 1910), "Схватка" (1966) Ильяса Есенберлина (р. 1915) и др.
В поэзии послевоен. десятилетий особенно интенсивно развивались эпич. формы - сюжетная и лирич. поэмы, роман в стихах. Написано немало поэм на историч. темы: "Мария, дочь Егора" (1949-54) Бекхожина, "Колокол в степи" (1957) Гафу Каирбекова (р. 1928), "Курмангазы" (1958) Ергалиева, "Естай-Хорлан" Музафара Алимбаева (р. 1923) и др. О творческом труде, о богатом духовном мире сов. людей создали поэмы Тажибаев ("Портреты", 1957), Жароков ("Сталь, рождённая в степи", 1954), Мулдагалиев ("Судьба вдовы", 1961), Олжас Сулейменов (р. 1936; "Земля, поклонись человеку!", 1961) и др.
Сложные социальные и морально-этич. конфликты находятся в центре внимания драматургов: пьесы Хусаинова "Весенний ветер" (1952), Абишева "Единая семья" (1948), Тажибаева "Перед свадьбой" и "Приятели" (обе -1964) и др. Драматургия развивает и традиции историч. и историко-революц. жанра: "Чокан Вали-ханов" (1954) Муканова, "Ибрай Алтын-сарин" (1953) Мусатая Ахинжанова (р. 1905), "Наш Гани" (1957) Хусаинова, "Жаяу-Муса" (1965) Зейтина Акишева (р. 1911) и др.
С нач. 60-х гг. успешно развивается научно-фантастич. лит-pa: повести "Седьмая волна" (1964) и "От огня до атома" Медеу Сарсекеева (р. 1936), "Альфа гениальности" (1967) Шокана Алимбаева (р. 1941) и др.
Традиции лит-ры для детей были заложены творчеством Алтынсарина в сер. 19 в. В сов. время успешно работают в этой области Сапаргали Бегалин (р. 1895), Утебай Турманжанов (р. 1905), Бердибек Сокпакбаев (р. 1924) и др.
На 6-м съезде писателей К. (1971) главными тенденциями совр. казах, лит-ры были признаны её интеллектуализм, масштабность поисков и масштабность интересов, основанные на возросших требованиях читателей, на широте, всесторонности проблем, волнующих советского человека. Подтверждением этой мысли служит творчество не только писателей старшего поколения, но и произведения писателей, пришедших в лит-ру в 60-е гг., таких, как прозаики Азильхан Нуршаихов (р. 1922), Магзум Сундетов (р. 1936), Абиш Ke-кильбаев (р. 1939), Сатимжан Санбаев (р. 1939), Саин Муратбеков (р. 1936), Сакен Жунусов (р. 1934) и др., поэты Кадыр Мурзалиев (р. 1935), Туманбай Мулдагалиев (р. 1935), Саги Жиенбаев (р. 1934), Еркеш Ибрагим (р. 1930), Мукагали Макатаев (р. 1931), Жумекен Нажметдинов (р. 1935) и др.
Литературоведение и критика в казах, лит-ре, заявившие о себе с нач. 30-х гг. в статьях Сейфуллина, Джансугурова, Ауэзова, Кажима Джу-малиева (1907-68), Каратаева, Есмагам-бета Исмаилова (1911-66), в нач. 70-х гг. стремятся быть на уровне тех задач, к-рые ставят перед ними совр. казах. лит-pa и развитие литературоведческой н.-и. мысли. Науч. силы объединяет Ин-т лит-ры и иск-ва им. M. О. Ауэзова АН Казах. CCP. Известны труды Малика Габдулина (1915-73), Темиргали Нурта-зина (1907-73), Бейсенбая Кенжебаева (р. 1904), Бельгибая Шалабаева (р. 1911), Айкына Нуркатова (1928-65), Искака Дюсенбаева (р. 1910), Серика Кирабаева (р. 1927), Рахманкула Бердыбаева (р. 1927), Мырзабека Дуйсенова (р. 1928), Турсынбека Какишева (р. 1928) и др. Наряду с казах, учёными разрабатывали и продолжают разрабатывать проблемы истории и теории казах. лит-ры рус. литературоведы и критики M. С. Сильченко (1898-1970), M. И. Фетисов (1907- 1960), К. Л. Зелинский (1896 - 1970), 3. С. Кедрина (р. 1904), H. С. Смирнова (р. 1908), E. В. Лизунова (р. 1926). Выходят лит. журналы "Жулдыз" ("Звезда"), "Простор", лит. газета "Казах адебиети" ("Казахская литература").
Ещё в 19 в. казах, просветители Абай Кунанбаев, Ибрай Алтынсарин переводили на казах, яз. произв. А. С. Пушкина, M. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Л. H. Толстого. В сов. время перевод на казах, язык произв. др. лит-р народов СССР и мировой лит-ры приобрёл широкий размах. Произв. казах, писателей переведены на MH. языки народов СССР и др. стран. Большую роль во взаимосвязи казах, лит-ры с лит-рами др. народов СССР сыграла переводческая деятельность Л. С. Соболева, написавшего и ряд литературно-критич. работ о казах, лит-ре, A. H. Пантиелева, Ю. О. Домбров-ского, И. П. Шухова, Ю. П. Казакова, H. И. Анова, А. И. Брагина, поэтов К. Алтайского, К. Ваншенкина, E. Винокурова, А. Б. Гатова, П. Кузнецова, M. Луконина, M. Львова, И. Сельвин-ского, Я. Смелякова, Д. Снегина, M. Тарловского и MH. др.
За годы существования казах, сов. лит-ры переведено на казах, яз. более тысячи книг писателей др. народов СССР и ок. 300 произв. зарубежных писателей. В др. республиках страны издано св. 400 книг казах, писателей. В Ин-те лит-ры и иск-ва им. M. О. Ауэзова АН Казах. CCP работает отдел, изучающий взаимосвязи казах, лит-ры с лит-рами др. народов и стран.
СП К. осуществляет большую идейно-воспитат. и организационно-творческую работу. 1-й съезд СП К. состоялся в 1934, 2-й в 1939, 3-й в 1954, 4-й в 1959, 5-й в 1966, 6-й в 1971. В составе СП К. работают секции рус. и уйгур, писателей; в К. живут и работают также корейские и нем. п-исатели.
Лит.: Шалабаев Б., Очерки истории казахской дореволюционной литературы, А.-А., 1958; История казахской литературы, т. 1 - 3, А.-А.,1968-71; Очерк истории казахской советской литературы, M., 1960; История литератур народов Средней Азии и Казахстана, M., 1960; Каратаев M., Казахская литература, M., 1960; его же, От домбры до книги, M., 1969; Кедрина 3. С., Из живого источника (Очерки советской казахской литературы), 2 изд., доп., А.-А., 1966; Фетисов M. И., Зарождение казахской публицистики, А.-А., 1961; Лизунова E., Современный казахский роман, А.-А., 1964; Ахметов 3. А., Казахское стихосложение, А.-А., 1964; Сидельников В., Библиографический указатель по казахскому устному творчеству, в. 1, А.-А., 1951; Казахские литературные связи. Библиографич. указатель, А.-А., 1968; Греховодов H., Данилюк В., Косенко П., Писатели Казахстана. Биографический справочник, А.-А., 1969; НарымбетовА., Казахская советская литература. Библиографический указатель по литературоведению и критике. 1917 - 1940, А.-А., 1970; Габдуллин M., Казак халкыныц ауыз эдебиет!, Алматы, 1958; Ж у м а-лиев К., Казак, эпосы мен эдебиет тари-хыныц мэселелер!, Алматы, 1958; К е н ж е-баев Б., Казак халкыньщ XX гасыр басындары демократ жазушылары, Алматы, 1958; Тэжiбаев Э., Казак дра-матургиясыныц дамуы мен калыптасуы, Алматы, 1971; Казак. фольклористикасы, Алматы, 1972. M. Каратаев.
XV. Архитектура я изобразительное искусство
Архитектура. В эпоху бронзы племена, населявшие К., оставили памятники, относящиеся к андроновской культуре. Поселения того времени (Атасуйское, Каркаралинское - Карагандинская обл.; Алексеевское - Кустанайская обл.; и др.) состояли из 10-40 прямоугольных в плане жилищ-полуземлянок и хоз. построек. Сохранились культовые сооружения - дольмены, менгиры, погребальные ограды из кам. плит (могильник Бегазы, Центр. К.), курганы. В 1-м тыс. до н. э.- первых вв. н. э. у племён, населявших К. (саков, усуней и канглов), наряду с переносным жилищем - войлочной юртой было стационарное - дом из битой глины или сырцового кирпича в укреплённых оседлых поселениях (Чи-рикрабат, 5-2 вв. до н. э.; Бабышмул-ла, 4-2 вв. до н. э.; оба - Кзьгл-Ордин-ская обл.). Сохранились величеств, курганы с кам. облицовкой насыпи, бревенчатой камерой захоронения (могильник Бесшатыр на р. И ли, Алма-Атинская об л.), а также погребальные сооружения из крупного сырцового кирпича (городище Тегискен, 9-8 вв. дон. э., Кзыл-Ордин-ская обл.) с рядом помещений. Уникально для этого времени купольное погребальное сооружение Баланды II (4-2 вв.до н. э., Кзыл-Ординская обл.).
Погребальное сооружение Баланды II (Кзыл-Ординская область). 4-2 вв. до н.э. Вверху - план. Внизу - разрез.
Кроме укрепл. оседлых поселений, усуни и канг-лы имели также города-ставки: Чигу в Семиречье (к Ю.-В. от оз. Балхаш), Битянь на Сырдарье (среднее течение). В период, когда терр. К. входила в состав Тюркского каганата (6-8 вв.), а затем (8-10 вв.) в Тюргешский и Карлукский каганаты, развивались гг. Исфиджаб (с 11 в.- Сайрам, Чимкентская обл.), Тараз (ныне Джамбул) и др., сооружались крепости и замки-усадьбы (замок городища Баба-Ата, сев. склоны Каратау, Чимкентская обл.). С 8 в., с распространением ислама, в К. появляются новые типы зданий (мечети, медресе) и архит.-строит, приёмы (применение обожжённого кирпича, арочно-купольные конструкции, облицовка стен резной терракотой и др.). Строятся сардобы, бани, караван-сараи, мавзолеи. От 8-10 вв. сохранились мавзолеи конусообразной формы из кам. плит (Козы-Корпеша и Баян-Слу на р. Аягуз, к С.-В. от оз. Балхаш). В Юж. К. в период гос-ва Караха-нидов (10-12 вв.) города, возникшие на базе древних поселений (Тараз и др.), имели 3-частную структуру: цитадель, "шахристан" (гор. кварталы) и "рабат" (предместье).
С 10 в. складывается тип купольно-центрич. мемориального сооружения (мавзолеи Бабаджи-хатун в с. Головачёвка близ г.Джамбула, 10-Нвв., Айша-Биби), квадратного в плане, перекрытого сферич. или конич. куполом на арочных парусах, а затем-портально-купольного (мавзолей Сырлы-там, Кзыл-Ординская обл., 11-12 в.), прямоугольного в плане, с мощным порталом и тем же видом перекрытия. После монг.-тат. нашествия, со 2-й пол. 13 в. возрождаются и в 14-16 вв. достигают экономич. и культурного подъёма города (Сыгнак, Тараз, Сайрам и др.), возводятся монумент, сооружения-мавзолей Алаша-хан близ Улутау (Карагандинская обл.; 2-я пол. 13 в.), комплекс мавзолея-мечети Ходжа Ахмеда Ясави в г. Ясы (ныне г. Туркестан Чимкентской обл.; кон. 14 в.). Джунгарские нашествия (40-е гг. 17 в. - 20-е гг. 18 в.) привели в упадок культуру К.; сократилось строительство монумент, сооружений (мавзолеев, мечетей), утратилось архит. мастерство. В 17-18 вв. вдоль границ терр. К. возникли рус. воен. укрепления - Яицкий Городок (Уральск), Гурьев, Оренбург, Орск, Семипалатинск и др. Подъём экономики после окончат, присоединения К. к России (60-е гг. 19 в.) вызвал оживление строит, деятельности. Города Сев. и Вост. К., возникшие на базе воен. укреплений, обычно состояли из 4 осн. частей: крепости, казачьей станицы, т. н. татарской слободки и собственно города с прямоугольной сетью улиц. Для старых городов Юж. К. характерно деление на "старый" и "новый" город. Наряду с 1-этажными домами строились, гл. обр. в духе эклектики, адм. и торговые здания, ж.-д. вокзалы; сооружались мечети и медресе. В стр-ве мавзолеев применялись арочно-купольные конструкции, в отделке использовались орнаментиров. облицовочные плитки, резьба по камню и росписи. Мавзолеи возводились портально-куполь-ные из обожжённого кирпича (Жуздена, 1-я пол. 19 в., Торт-Кара, 40-е гг. 19 в.,- оба в Карагандинской обл.)или купольно-центрические из ракушечника (в местности Сенек на п-ове Мангышлак). В Зап. К. в кон. 19 - нач. 20 вв. были распространены "сагана-тамы" - надгробные сооружения (прямоугольные в плане, без крыши; стены украшены резьбой), известные ещё в средневековье. Часто встречаются "кулуп-тасы"- кам. резные столбы-памятники.
В сов. время, уже в 20-е гг., одновременно с ремонтно-восстановит. работами, началось стр-во жилых и обществ, зданий (в Кзыл-Орде, Чимкенте и др. городах), в архитектуре к-рых заметно стремление использовать традиции нац. зодчества (айваны, двсфики и т. д.). Индустриализация, развернувшаяся с 20-30-х гг., вызвала интенсивное развитие архитектуры и градостроительства. Массовое сооружение благоустроенных жилых и обществ, зданий велось в растущих старых и в возникающих новых городах - Балхаше, Караганде, Риддере (ныне Лениногорск) и др. и в посёлках - Ачисае, Ленгер-угле (ныне г. Ленгер), Джезказгане (ныне город) и мн. др. Города, посёлки, заводы вырастали вдоль Туркестано-Сиб. ж. д. Развитие нефт. пром-сти на р. Эмбе вызвало новое стр-во в Гурьеве. В кон. 20-х- нач. 30-х гг. строятся здания в духе сов.конструктивизма(Дом правительства, ныне здание ун-та, в Алма-Ате). Для архитектуры сер. 30-40-х гг. характерно использование ордерных форм (портики, колоннады, пилястры), нередко сочетающихся с традиц. элементами нац. зодчества (стрельчатые арочные проёмы, мотивы нац. орнамента). Среди лучших сооружений этого времени - мед. ин-т, Казах, театр оперы и балета им. Абая в Алма-Ате. Однако в предвоен. годы и в первое десятилетие после войны некри-тич. использование наследия приводило подчас к эклектике и архаизации.
1. Бронзовая фигурка архара (деталь жертвенного котла). 5-3 вв. до н. э. 2. Блюда. Керамика. 10-12 вв. 3. Серьги. Золото, инкрустация сердояиком и альмандином. 5-6 вв. 4. Диадема из Каргалинского клада. Золото, инкрустация бирюзой. 2 в. до н. э. - 2 в. н. э. 5. Тукти килем (тканый ворсовый ковёр). Джамбулская область. Нач. 20 в. 6. Алаша (тканый безворсовый ковёр). Кзыл-Ординская область. 19 в. Фрагмент. (1, 4-Центральный музей Казахстана, Алма-Ата; 2, 3, 5, 6 - Мугей-кабинет археологии и этнографии Института истории, археологии и этнографии Академии наук Казахской CCP, Алма-Ата.)
К ст. Казахская CCP. 1. Мавзолей Бабаджи-хатун в селе Головачёвка близ г. Джамбул. 10-11 вв. 2. Мавзолей Алаша-хан близ Улутау (Карагандинская область). 13 в. 3. Мавзолей Жуздена (Карагандинская область). 1-я пол. 19 в. 4. Мечеть в селе Чаян (Чимкентская область). 2-я пол. 19 в. 5. Мавзолей Айша-Биби в селе Головачёвка. 11 -12 вв. 6. Кулуптас некрополя Караган на полуострове Мангышлак. Конец 19 в. 7. Саганатам Мамбетчина на плато Устюрт. 1910. 8. Мастер Дутбай Жандаулетов. Мавзолей Нурбергепа Калишева в Сенеке на полуострове Мангышлак. Конец 19 в. 9. Мавзолей-мечеть Ходжа Ахмеда Ясавн в г Туркестане (Чимкентская область). Конец 14 в. (снимок сделан до реставрации 1955 - 57).
После Великой Отечеств, войны 1941 - 1945 (особенно со 2-й пол. 50-х гг.) в ещё более крупных масштабах развернулось стр-во. Растут и благоустраиваются молодые города, создаются новые (Рудный, Абай, Шахтинск, Ермак, Серебрянск), реконструируются старые. В 50-е гг. в Алма-Ате и др. городах построены адм. здания (Дом пр-ва в Алма-Ате), дворцы культуры, театры, кинотеатры, уч. и спортивные сооружения. С кон. 50-х гг. в К., как и в др. республиках, широко внедряются индустр. методы стр-ва. Для сооружений кон. 50- 60-х гг. (Дворец целинников в Целинограде; гостиница "Казахстан", Дворец спорта и Дворец им. В. И. Ленина- в Алма-Ате)характерны рациональность планировки, лаконичность и ясность архит. форм, использование монументально-декоративного иск-ва. С 1960-х гг. огромный размах получило жилищное стр-во. В Алма-Ате, Караганде, Павлодаре, Чимкенте, Целинограде и др. городах возникли обширные жилые р-ны крупнопанельных домов, отвечающих природно-климатич. условиям К. (антисейсмич. и солнцезащитные устройства), составлены ген. планы крупных городов (ген. план Алма-Аты, 1960-63, арх. Г. А. Бобович, Л. К. Вертоусов) и новых посёлков. Для застройки Алма-Аты кон. 60 - нач. 70-х гг. характерно увеличение этажности, а также новизна архит. форм жилых сооружений. Близ Алма-Аты построен высокогорный стадион Медео (1972, арх. В. 3. Кацев, А. С. Кайнарбаев и др., инж. M. В. Пла-хотников и др.). Освоение целинных и залежных земель (с 1954) положило начало интенсивному стр-ву сел. посёлков. В Алма-Ате в 1935 осн. Союз архитекторов Казах. CCP. M. M. Мендикулов.
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Древнейшие памятники иск-ва на терр. К.- наскальные изображения животных, восходящие к эпохам палеолита (в горах Каратау и Хантау) и неолита (в гроте Джасыбай, Павлодарская обл.; и др.). От эпохи бронзы дошли памятники, относящиеся к андронов-ской культуре: кам. тотемич. изваяния животных (оленя, козла и др.), наскальные изображения сцен охоты (в ущелье Тамгалы, Алма-Атинская обл.; и др.), глиняные сосуды с геом. орнаментами, нанесёнными резьбой, насечкой, штампом. Для иск-ва саков, связанного со скифской культурой (см. Скифы), характерны изображения реальных и фантастич. зверей, входящие в круг "звериного стиля": золотые бляшки с плоскорельефными изображениями оленей из одного из чи-ликтинских курганов (7-6 вв. до н. э.), бронзовые фигурки крылатых львиц на жертвенном столе из Иссыкского клада (5-3 вв. до н. э.) и др. В "зверином стиле" выполнена и золотая ажурная усун-ская диадема из Каргалинского клада (2 в. до н. э.-2 в. н. э.), с динамичными фигурами оленей, птиц, крылатых коней и дракона. Cp.-век. изобразит, иск-во К. (7-17 вв.) представлено кам. изваяниями мужчин, женщин и животных, а также бронзовыми статуэтками женщин. Известны памятники декоративно-п |