| рикладного иск-ва этого времени: глиняные сосуды для хранения костей (оссуа-рии) в форме юрты; керамич. посуда - неглазурованная, украшенная на лепным, резным и штампованным орнаментом, и поливная (центр - г. Тараз), с характерным сочетанием чёрного, коричневого, жёлтого, красного цветов; изделия из кожи, металла, декорированные самобытным нац. орнаментом, для к-рого характерны крупные чёткие узоры из завитков, вкомпонованные в ромбы, круги. Традиции декоративно-прикладного иск-ва сохранялись и на протяжении 18-19 вв. Юрта, бытовые предметы - всё украшалось нац. орнаментом. В убранстве интерьера юрты гл. роль играли узорчатые войлочные ковры - текеметы (с ввалянным расплывчатым узором голубого, золотисто-жёлтого, красного цветов), сырмаки (гл. обр. чёрно-белые, с характерным чётким гра-фич. узором) и туе киизы (украшенные аппликацией из красного и чёрного сукна, часто сочетавшейся с вышивкой), а также тканые ковры с многоцветными узорами. Последние бывают как безворсовые ("алаша") с чередующимися орнаментированными полосами, так и ворсовые ("тукти килем"), для к-рых характерно наличие каймы с рисунком, отличающимся от узоров поля. Распространены вышивка (тамбурный шов и гладь) шёлковыми и шерстяными нитками, золотое шитьё, резьба (гл. обр. плоскорельефная) и инкрустация костью по дереву, выделка кожи (тиснение, инкрустация из кожи другого цвета с вышивкой), ювелирное дело (чеканка, гравировка, насечка, скань, чернение, крупные вставки из сердолика). В 19 в. создаются произв. изобразительного иск-ва, отражающие жизнь казах, народа: рисунки и акварели художника-казаха Ч. Валиханова и T. Г. Шевченко, картины и рисунки В. В. Верещагина и др.
В сов. время, уже в кон. 20-х и в 30-е гг., в тесном содружестве с рус. живописцами и графиками H. Г. Хлудовым, H. И. Крутильниковым, В. И. Антощенко-Оленевым работала целая плеяда нац. живописцев и графиков, проявлявшая живой интерес к новым явлениям сов. действительности, а также к историко-революционному прошлому казах, народа: А. Ташбаев, X. и К. Ходжиковы, А. Исмаилов, А. Кастеев и др.
Скульптура 6-15 вв. 1. Голова тюрка. Гранит. 6 - 8 вв. 2. "Архар". Ракушечник. 14 - 15 вв. Казахская художественная галерея им. T. Г. Шевченко. Алма-Ата. 3. Женская фигурка. Бронза. 8в. (1 и 3 - в Джамбулском краеведческом музее).
H. С. Гаев. "Ликбез". Линогравюра. 1969.
Для их творчества того периода характерны попытки освоить станковые формы, выработать нац. художеств, язык. В годы Великой Отечеств, войны художники работали над батальными и ист. картинами, повествующими о героизме сов. людей, портретами героев фронта и тыла, выполняли плакаты и карикатуры "Окон КазТАГа". С сер. 40-х и в 1-й пол. 50-х гг. выросло проф. мастерство художников; дальнейшее распространение получила сюжетная картина (А. Исмаилов, А. Кастеев и др.), а также портрет и пейзаж (A. M. Черкасский, M. С. Лизогуб, Л. П. Леонтьев и др.). Однако наряду с этим в изобразительном иск-ве нередко создавались произв., отмеченные чертами декларативности. Со 2-й пол. 50-х гг. значит, роль в развитии казах. иск-ва стали играть молодые художники, получившие образование в художеств. ин-тах Москвы, Ленинграда и др. городов. Для их творчества 60-нач. 70-х гг. характерно стремление к передаче эмоционального состояния человека, его внутр. связи с окружающим миром, порой воплощающееся в образах обобщён-но-символич. звучания. Эта тенденция повлекла за собой поиски новых выразит, средств. Среди живописцев этого периода выделяются M. С. Кенбаев, К. T. Тель-жанов, A. M. Степанов, С. А. Мамбеев, К. М.Шаяхметов, С. А. Айтбаев. В графике (иллюстрация, эстамп, станковый рисунок) работают H. С. Гаев, P. Сахи, Ч. Б. Кенжебаев, E. M. Сидоркин, И. E. Квачко, в станковой и монумент. скульптуре (преим. портретной) - X. И. Наурзбаев, Б. А.Тулеков, T. С. Досмагам-бетов. В развитии театрально-декорац. иск-ва значит, роль принадлежит В. В. Теляковскому, А. И. Ненашеву, А. Г. Га-лимбаевой, Г. М.Исмаиловой и др. В числе представителей декоративно-прикладного иск-ва - ювелиры, резчики по дереву и кости О. Кенебаев, Л. M. Ходжикова, P. С. Сарсенбин и др.
В Алма-Ате в 1940 осн. Союз художников Казах. CCP (с 1933 по 1940- оргкомитет Союза художников).
H.Б. Нурмухаммедов.
Лит.: Басенов T. К., Архитектурные памятники в районе Сам, А.-А., 1947; Мендикулов M. M., Памятники архитектуры полуострова Мангышлака и Западного Устюрта, А.-А., ,1956; Басенов Т. К., Орнамент Казахстана в архитектуре, А.-А., 1957; Маргулан A. X., Б а с е н о в T. К., M е н д и к у л о в M. M., Архитектура Казахстана, А.А., 1959; Холстов С. П., По древним дельтам Окса и Яксарта, M., 1962; Акишев К. А., К у ш а е в Г. А., Древняя культура саков и усуней долины реки Или, А.-А., 1963; Изобразительное искусство Казахстана, отв. ред. Б. Г. Ерзакович, A.-A-, 1963; Древняя культура Центрального Казахстана, А.-А., 1966; Мендыкулов M. M., Обновлённая Сары-Арка, А.-А., 1967; С а р ы-к у л о в а Г., Графика Казахстана, А.-А., 1967; Живопись Казахской CCP. [Альбом, предисловие H.-Б. Нурмухаммедова], M., [197O]; Народное декоративно-прикладное искусство казахов. [Альбом. Вступит, ст. H. А. Оразбаевой], Л., 1970; Нурмухам-медов H.-Б., Искусство Казахстана, [M., 197O]; Искусство Казахской CCP. [Альбом. Сост. и авт. вступит, ст. Г. А. Сарыкулова, Л., 1972]; Ежелп мйдениет кувлары, Алматы, 1966.
XVI. Музыка
До Окт. революции казах, муз. культура была представлена только нар. творчеством (песни и инструм. пьесы - кюй). На муз. канве речитативного склада жыр-ши (сказители) исполняли эпич. поэмы и легенды, акыны (поэты) складывали поэтич. импровизации, ертекши (сказочники) рассказывали сказки и басни. Распространение получили айтысы (соревнования), привлекавшие массы людей. Нар. муз. творчество основано на семиступенных диатонич. мажорном и минорном ладах, в к-рых элементы пентатоники занимают большое место. Оно характеризуется самобытными интонациями, развитыми песенными и инструм. формами, разнообразными метрич. и рит-мич. структурами. Среди бытующих муз. инструментов: домбра двухструнная (щипковый), кобыз с двумя струнами (смычковый), сыбызгы (духовой, типа продольной флейты), дауылпаз (ударный); с кон. 19 в. распространение получил сырнай (одно-двухголосная гармоника касимовской и тат. разновидностей). Большое значение для развития муз. иск-ва имело творчество нар. композиторов-певцов, инструменталистов и композиторов сер. 19- нач. 20 вв., мировоззрение к-рых складывалось под воздействием передовой рус. культуры. Среди них - основоположник новой письменной казах, поэзии и композитор Абай Кунанбаев, Биржан Кожагулов, Жаяу-Муса Байжа-нов, Даулеткерей Шигаев, Курмангазы Сагырбаев, Их лас Дукенов, Мухит Me-ралиев, Балуан-Шолак Баймурзин, Ахан-Сере Корамсин, Таттимбет Казангапов, Тлепбергенов, Сармалай и др.
После Окт. революции зародилась и сформировалась нац. социалистич. муз. культура. В своём становлении и развитии она опиралась на богатейшее нар. муз. творчество, освоение рус. и зарубежной классики, на использование опыта сов. музыки. Значительно активизировалась муз.-обществ, жизнь: возникли самодеятельные театрально-муз. кружки, хоровые коллективы, проводилась работа по записи и изучению муз. фольклора. Известны сборники нар. песен А. В. Затаевича. Получают поддержку соревнования певцов, акынов, музыкантов (одно из первых состоялось в 1919 в г. Верном, ныне Алма-Ата). Формировались новые жанры нар. муз. творчества, расширялись виды исполнительства, появились хоровое пение и ансамблевая игра на муз. инструментах. В 1934 состоялся 1-й респ. слёт деятелей нар. творчества, после к-рого был организован Оркестр казах, нар. инструментов им. КазЦИКа (с 1944- им. Курмангазы). В 1935 открыта филармония им. Джамбула, в её состав вошли казах, хор, оркестр нар. инструментов, ансамбль танца, группа нар. певцов.
В 1933 в Алма-Ате основана муз. студия, к-рая в 1934 преобразована в Казах, муз. театр (с 1936- Объединённый театр казах, и рус. оперы, с 1937- Казахский театр оперы и балета). В спектаклях участвовали певцы К. Байсеитова, К. Джандарбеков, К. Байсеитов, M. Ep-жанов и др. В 1934 поставлена первая казах, опера "Кыз-Жибек" E. Г. Бруси-ловского по мотивам одноим. эпоса, затем его же оперы "Жалбыр" (1935), "Ер-Тар-гын" (-"Храбрый Таргьш", 1937). Создаются первые нац. балеты (см. раздел Танец. Балет). В 30-40-е гг. происходило становление казах, массовой песни и романса, камерно-инструм., симф. и хоровой музыки. Возникали новые исполнительские коллективы при радиокомитете: симф. оркестр, ансамбль рус. нар. инструментов, казах, хор сов. массовой и нар. песни. В 1939 создан оргкомитет Союза композиторов К.
В 1942 поставлена опера -"Гвардия, алга!" ("Гвардия, вперёд!") Брусиловско-го - о героизме сов. народа в борьбе с нем.-фаш. захватчиками. Значит, этапом стали опера "Абай" А. К. Жубанова и Л. А. Хамиди (1944), в музыке к-рой использованы мелодии Абая, 3-я симфония ч Сары арка" ("Золотая степь") Брусиловского (1944). В 1944 в Алма-Ате открыта первая в К. консерватория (с 1963- Ин-т иск-в им. Курмангазы); в 1945 при АН Казах. CCP организован сектор искусствоведения.
Послевоенные годы характеризуются активной деятельностью казах, композиторов, к-рые вступили на путь творческого, свободного переинтонирования нар. мелоса, в отличие от цитатного его использования в предшествующие годы. Среди опер доминируют произведения на темы современности. Это - "Амангельды" Брусиловского и M. T. Тулебаева (пост. 1945; 2-я ред. 1961), "Тулеген Тохтаров" Жубанова и Хамиди (пост. 1947; 2-я ред. 1963). Событием явилась постановка в 1946 оперы Тулебаева "Биржан и Сара" о нар. композиторе Биржане Кожагулове. В 1953 поставлена опера "Дударай" Брусиловского, в к-рой массовые нар. сцены являются основным стержнем дра-матургич. развития. Первой уйгурской оперой стала "Назугум" К. X. Кужамья-рова (1956). Современности посвящены "Алтын таулар" ("Золотые горы") Ky-жамьярова и H. А. Тлендиева (I960), первая казах, комич. опера "Айсулу" С.М.Мухамеджанова (1964), "Камар-Су-лу" ("Красавица Камар") E. P. Рахмадие-ва, по одноим. роману С.Торайгырова (1963), "Жумбак кыз" (< Загадочная девушка") Мухамеджанова (1971). К 50-летию Окт. революции была поставлена (1967) опера А. В. Бычкова, Г. И. Гризбила и Рахмадиева "Степное зарево" о борьбе за Сов. власть в Семиречье.
В симф. жанрах написано большое число произв.; среди них-"Казахская симфония" В. В. Великанова (1947), поэмы "Казахстан" Тулебаева (1951), "Джайляу-да" К. А. Мусина (1948), первая уйгурская симф. поэма"Ризвангуль" Кужамья-рова(1950), 4-я, 5-я, 6-я ("Курмангазы") и 7-я симфонии Брусиловского, симфония "Буря" Мухамеджанова (1968, посвящена 100-летию со дня рождения В. И. Ленина), симфония"Жигер" ("Энергия") Г. А. Жуоановой (1971). Ряд произв. написан для Казах, оркестра нар. инструментов им. Курмангазы. Большое развитие в муз. культуре получил кантатно-ораториальный жанр. Первая кантата в казах, музыке - "Советский Казахстан" - была написана Брусилов-ским к 30-й годовщине Октября. Среди произв. этого жанра - кантата "Огни коммунизма" Тулебаева (1951), оратория "Заря над степью" Жубановой (I960), её же оратория "Ленин" (1969) и оратории "Голос веков" Мухамеджанова (1960), "Ода партии" Рахмадиева (1970). Значит, произв. для хора явились сюиты "За мир" Б. Б. Байкадамова (1953), "Юность" Тулебаева, хоры "Одинокий дуб" Жубановой, "Вечер на Балхаше" Рахмадиева, "Песня о партии" Хамиди. Большой популярностью пользуются песни Тлендиева, Ш. Калдаякова, А. Еспае-ва, С. Каримбаева.
Процесс развития в области камерно-инструм. музыки шёл более медленно, чем в др. жанрах. Среди струнных квартетов - "Песня о жизни" Брусиловского, "В родном колхозе" Кужамьярова (основан на уйгурском мелосе). В числе произв. для скрипки с фп.-"Импровизация памяти Абая" Великанова, "Вариации" Жубановой, сюита "Бозайгыр" Брусиловского. В песнях и романсах 50- 60-х гг. отмечается интонационная связь с рус. сов. песнями.
В формировании и становлении казах, сов. музыки большую помощь оказали MH. рус. музыканты: композиторы - нар. арт. Казах. CCP E. Г. Брусиловский, засл. деятели иск-в Казах. CCP В. В. Великанов, С. И. Шабельский; дирижёры -засл. деятели иск-в Казах. CCP Г. А. Столяров, В. И. Пирадов, Л. M. Шаргородский; хормейстеры - нар. артисты Казах. CCP А. В. Преображенский, Б. В. Лебедев, А. В. Молодов, и MH. др.
Среди деятелей муз. искусства: певцы - нар. артисты СССР P.M. Абдул-лин, P. T. Багланова, P. У. Джамано-ва, E. Б. Серкебаев, Б. А. Тулегенова, нар. арт. Казах. CCP M. M. Абдул-лин, А. Байкадамова, Ш. Бейсекова, Б. Досымжанов, Ж. Елебеков, P. Есимжанова, К. Кенжетаев, Г. Курмангалиев, Ж. Омарова, А. Б. Умбетбаев; домбристы - нар. артисты Казах. CCP К. Жант-леуов, P. Омаров; дирижёры - нар. артисты Казах. CCP Г. H. Дугашев, Ш. К. Кажгалиев, Ф. Ш. Мансуров, засл. деят. иск-в Казах. CCP T. О. Османов и др. Достижения муз. культуры К. были показаны на Декадах казах, иск-ва и лит-ры в Москве (1936 и 1958), на Неделях казах, музыки в Тат. АССР (1962), Арм. CCP (1968), Узб. CCP (1960,1971). В Казах. CCP работают (1972): Казах, хоровая капелла, Казах, оркестр нар. инструментов им. Курмангазы, Ансамбль песни и танца Казах. CCP, Симф. оркестр, Камерный оркестр Казах, телевидения и радио, молодёжный эстрадный ансамбль "Гульдер", Ин-т иск-в им. Курмангазы, несколько педагогич. ин-тов и ин-тов культуры с муз. отделениями, 11 муз. уч-щ, 156 детских муз. и художеств, школ.
Союз композиторов осн. в 1939. В 1972 насчитывал 40 членов.
Лит.: Захаевич А. В., 500 казахских песев и кюйев, А.А., 1931; его же, 1000 песен казахского народа, 2 изд., M., 1963; Музыкальная культура Казахстана. Сб. статей и материалов, [А.-А.], 1955; Гиза то в Б., Казахский государственный оркестр народных инструментов имени Курмангазы, А.А., 1957; Ж у б а н о в А. К., Струны столетий. Очерки о жизни и творческой деятельности казахских народных композиторов, А.-А., 1958; его же, Соловьи столетий, [пер. с казах.], А.-А., 1967; Ka-напин А. К. и Варшавский Л. И., Искусство Казахстана, А.-А., 1958; Композиторы Советского Казахстана.Сб.статей, A.A., 1958; МессманВл., Возрождение песни, А.-А., 1958; Очерки по истории казахской советской музыки, А.-А., 1962; E р з а к ович Б. Г., Песенная культура казахского народа, А.-А., 1966; История музыки народов СССР, т. 1-3, M., 1970-72; Реал-дин Ж., Эннен-операга, Алматы, 1971. Б. Г, Ерзакович.
XVII. Танец. Балет
Казах, народ издавна имел самобытную танц. культуру. Танец, подобно др. видам нац. иск-ва, существовал в быту кочевников-скотоводов и в танц. образах передавал все его особенности. Подтверждением служат сохранившиеся нар. танцы, среди к-рых- трудовые (ормек би - танец ткачей), охотничьи (коян би-охота беркута на зайца, кусбеги-дауылпаз - обучение сокола охоте), танцы-состязания (утыс би ), шуточные, сатирич., юмористич. (насыбайши), танцы подражания животным (ортеке-козёл-прыгун, кара жорга, тепенкок - танец скакуна, бег иноходца, аю би - медвежий танец). В муз. фольклоре бытовали лирич. театрализованные танцы с пением, танцы-хороводы и др. Особой популярностью в народе пользовались празднества, связанные с календарём трудового года. На них исполнялись танцы-состязания - переплясы, показывающие зрителям ловкость и выносливость плясунов, танцы-игры, ночные хороводы вокруг костров. Свадебные обряды, длившиеся по неск. дней, выливались в яркое театрализованное представление, пронизанное пантомимич. действием, шуточными танцами. Существовали пляски религиозные, к-рые исполнялись только шаманами как средство лечения больных и служили для "изгнания злого духа". В отличие от узбеков, таджиков и др. вост. народов мусульм. вероисповедания, казахи имели танцы парные, исполняемые юношей и девушкой,- коян беркут.
Школ по обучению танцу (как это было В Индии, Японии, Китае и др. странах Востока) не существовало. Иск-во плясунов передавалось из поколения в поколение. В патриархально-феод. обществе каждый род имел своих мастеров-профессионалов. Они были на положении придворных шутов или в числе нар. забавников-комиков "ку". Канонич. форм нар. плясок у казахов не существовало. Импровизация - непременное условие танц. фольклора. Наиболее характерные особенности танца - экспрессивность исполнения, резкость движений, подвижность плеч, "игра" суставов, напряжённость и собранность корпуса, гибкость, позволяющая танцовщику включать сложные акробатич. приёмы. Типично также сочетание яркого эмоционального характера танца с разнообразием хореографич. рисунка, что особенно проявлялось в танцах-состязаниях (утыс би, сылкыма). Наибольшей спецификой отличались пляски на коне, но это не была джигитовка. Джигитовать умел каждый казах, плясать же, стоя в седле,- только профессиональные танцовщики, у к-рых и конь подчинялся ритму. Танец исполнялся под аккомпанемент домбры (или барабана). Энергичный и чёткий ритм би кюйев (танцевальных мелодий) служил основой для упорядочения ритма и темпа танца. Предрассудки тормозили развитие танцевальной культуры. Иск-во плясунов не получило такого распространения, как муз. творчество. В период феодализма плясать на потеху народа считалось "презренным занятием", уделом неимущих бедняков. Распад патриархально-родового строя, изменения экономич. и социальной жизни народа сопровождались закономерным изживанием старинных обычаев и традиций, древние формы нар. плясок деградировали и к кон. 19 в. почти полностью исчезли из нар. быта.
В условиях социалистич. общества, с развитием материальной и духовной культуры, созданием профессионального театра (30-е гг.) началось развитие нац. танц. иск-ва. Старинные казах, танцы, воспринятые профессиональными танцовщиками, обогащённые новыми выразит, средствами и содержанием, со сцены профессионального театра перешли в нар. самодеятельные коллективы. Такие танцы, как айжан кыз, кииз басу, тепенкок, маусымжан, саунши женгей, бескыз, келинчек, мерген, кокпар и др., стали наиболее популярными танцами в нар. развлечениях.
В 1939 был создан первый ансамбль нар. танца при Казах, филармонии (худ. рук.- засл. деят. иск-в Казах. CCP А. Исмаилов). Значит, вклад в развитие нар. танц. иск-ва внесла концертная деятельность нар. арт. Казах. CCP Шары Жиенкуловой (руководителя Ансамбля песен и танцев мира), засл. арт. Казах. CCP H. Тапаловой (руководителя Ансамбля пес |