БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ни и танца). В 1955 создан Ансамбль песни и танца Казах. CCP. В его репертуаре старинные казах, танцы; ансамбль ведёт также большую работу по созданию совр. нар. танца. Среди ведущих исполнителей -засл. артисты Казах. CCP 3. Розмухамедова, А. Исмаилов. В 1968 создан хореографич. ансамбль классич. и нар. танца "Молодой балет Алма-Аты" (худ. рук.-засл. арт. Казах. CCP Б. Г. Аюханов), в репертуаре к-рого казах, танцы "Беркут и лиса", "Танец акынов", "Акку", "Джигитовка", танц. сцены из оперы "Кыз-Жибек" E. Г. Бру-силовского и на темы эпоса.

Первые образцы сценич. танца появились в муз. спектакле "Айман-Шолпан" (1934), операх "Кыз-Жибек" (1934), "Жалбыр" (1935), "Ер-Таргын" (1937) E. Г. Брусиловского. Объединённый театр казах, и рус. оперы (создан в 1936; с 1937-Казах, театр оперы и балета) в сезон 1936-37 поставил балетные спектакли "Коппелия" Л. Делиба, "Лебединое озеро" П. И. Чайковского, в 1938- первый нац. балет "Калкаман и Мамыр" В. В. Великанова, в 1940-"Коктем" И. H. Надирова, в 1950-"Камбар и Ha-зым" Великанова, в 1958- "Дорогой дружбы" ("Джунгарские ворота") H. А. Тлендиева, Л. Б. Степанова и E. В. Манае-ва, в 1966-"Акканат"и"Хиросима"("Ле-генда о белой птице") Г. А. Жубановой, в 1969- уйгурский балет "Чин-Томур" К. X. Кужамьярова, "Козы-Корпеш и Баян-Слу" Брусиловского (1971). Среди др. балетов: "Конёк-Горбунок" Ч. Пуньи (1939), "Раймонда" А. К. Глазунова (1940), "Лауренсия" А. А. Крейна (1942), "Жизель" А. Адана (1943), "Дон Кихот" Л. Минкуса (1946), "Доктор Айболит" И. В. Морозова (1950), "Эсмеральда" Пуньи, P. M. Глиэра, С. H. Василенко (1953), "Шурале"Ф. З.Яруллина (1956), "Легенда о любви" А. Д. Меликова (1963) и др.

В числе балетмейстеров: засл. деятели иск-в Казах. CCP Д. Абиров, 3. Рай-баев. Среди ведущих артистов балета: нар. арт. Казах. CCP С. Кушербаева, засл. артисты Казах. CCP А. Бекбосынов, Д. Джалилов, P. Тажиева, С. Тулусано-ва и др.

В 1934 в Алма-Ате при муз. школе открыто балетное отделение, преобразованное в 1937 в Хореографич. уч-ще. Л. П. Сарынова.


XVIII. Драматический театр

Элементы театр. иск-ва содержались в старинных нар. обрядах, играх, выступлениях нар. комиков-"острословов", песенных состязаниях-диалогах акынов. Однако условия феод, строя, колонизаторская политика царского пр-ва тормозили развитие казах. театра. Лишь после Революции 1905-07 появились первые произв. нац. драматургии. В Оренбурге, Омске, Семипалатинске, Ташкенте ставились любительские спектакли на казах, яз. Интенсивное развитие нац. театра началось после Великой Окт. социалистич. революции. Большое значение для развития театр, иск-ва имели драматич. полупроф. коллективы. В одной из таких трупп, работавшей в Семипалатинске под назв. "Ес-аймак", начали творч. путь А. Кашаубаев, И. Байзаков, Ж. Шанин, К. Байжанов, Ж. Елебеков и др., ставшие впоследствии видными деятелями казах, иск-ва. В Оренбурге при Казах, ин-те нар. образования в 1922 возник первый постоянный театр, кружок, в к-ром работали актёры E. Умурзаков, С. Кожамку-лов, К. У. Бадыров и др. В 1926 в Кзыл-Орде открылся первый казах, театр (см. Казахский театр драмы), в 1928 переведённый в Алма-Ату. В его труппу вошли мастера нар. творчества, участники художеств самодеятельности. Зарождавшаяся нац. драматургия (пьесы M. О. Ауэзо-ва, С. Сейфуллина, Б. Майлина, Ж. Шанина и др.) отражала борьбу за новый быт, за раскрепощение женщины, подвергала критике тёмные стороны жизни старого аула. Одновременно с драматич. спектак-лями во вновь созданном театре организовывались концерты, вечера нар. творчества.

В 30-е гг. освоение рус. театр, культуры, сочетавшееся с развитием прогрессивных нац. традиций, способствовало совершенствованию актёрского мастерства, повышению культуры спектакля. В репертуаре театра появились пьесы H. В. Гоголя, H. Ф. Погодина, К. А. Тренёва. Значит, работами театра стали спектакли "Ночные раскаты" Ауэзова (1935), "Амангельды" Г. Мусрепова (1937).

В 1932 в Алма-Ате была создана школа, готовившая драматич. актёров, певцов и музыкантов. Началось интенсивное развитие сети районных и колхозно-совх. театров, возникавших на основе самодеятельных кружков. Эти театры вели культурно-воспитательную работу в отдалённых селениях. Во MH. городах открывались областные казах, и рус. драматич. театры. С 1937 театры стали пополняться актёрами и режиссёрами, получившими спец. подготовку в школах Москвы и Ленинграда. Сформировалось творчество драматургов А. Тажибаева, Ш. Хусаинова, А. Абишева, произв. к-рых более широко отражали жизнь совр. К. Важное значение для развития нац. театра имели спектакли -"Ревизор" Гоголя (1936), "Исатай и Махамбет" M. Акинжанова (1938), "Абай" Ауэзова и Л. С. Соболева, "Козы-Корпеш и Баян-Слу" Мусрепова (оба в 1940), "Товарищи" Абишева, "Марабай" M. Кайбалдина и Хусаинова (оба в 1941).

С первых дней Великой Отечеств, войны 1941-45 в К. создавались пьесы и спектакли, поев, темам и событиям воен. времени: "Молния" Абишева (1941), "Гвардия чести" Ауэзова и Абишева (1942) и др., значит, место в репертуаре ряда театров заняли фольклорно-историч. спектакли "Ахан-Сере и Актокты" Мусрепова, "Алдар-Косе" Хусаинова (оба в 1942), связывавшие казах, театр со старинной художеств, культурой.

В 1944 в Алма-Ате создан Театр для детей и юношества (рус. труппа работает с 1945, казах.- с 1948); среди постановок - сказки "Золотой биток" Акинжанова и К. Бадырова (1948), "Алдар-Косе" Хусаинова (1953), спектакль на историч. сюжет "Ибрай Алтынсарин" Акинжанова (1951), спектакли из жизни молодёжи -"Лучистый камень" (1949), "Баловник" (1954) Хусаинова, и др.

Во 2-й пол. 40-х - нач. 50-х гг. репертуар театров составили спектакли о современности-"Победители" Б. Ф. Чирс-кова (1947), "Дружба и любовь" (1947) и "Единая семья" (1949) Абишева, "Миллионер" Г. Мустафина, "Голос Америки" Б. А. Лавренёва (оба в 1950), "Калиновая роща" A. E. Корнейчука (1951), "Цвети, степь!" Тажибаева (1952). Среди постановок рус. и зарубежной классики выделялись "Таланты и поклонники" (1949) и "Гроза" (1950) A. H. Островского, "Скупой" Мольера (1952). Театры стремились расширить жанровый и тематич. диапазон, искали пути к созданию спектаклей большой эмоциональной насыщенности.

Во 2-й пол. 50-х гг. были поставлены пьесы на сюжеты, связанные с историей К.,-"Чокан Валиханов" С. Муканова (1956), "Майра" Тажибаева (1957), возобновлены спектакли фольклорно-историч. содержания - " EH лик и Кебек" Ауэзова (1957), "Ахан-Сере и Актокты" Мусрепова (1958, под назв. "Трагедия поэта"). Совр. тематика получает дальнейшую разработку в произв. драматургии- "Одно дерево - не лес" ("Цвети, степь!") Тажибаева (1958), "Волчонок под шапкой" К. Мухамеджанова (1959), постановка к-рых определила новый этап развития нац. театра, связанный с поисками углублённого раскрытия характеров положит, героев, стремлением к более полному отражению жизни народа, к органичному слиянию традиций нар. творчества с достижениями совр. сов. театра. В 1958 Казах, театр им. M. О. Ауэзова и Респ. рус. театр участвовали в Декаде казах, иск-ва и лит-ры в Москве.

Среди спектаклей 60-х гг. выделяются: "Материнское поле" по Ч. Айтматову (1964), "Сауле" (1961) и "Буран" (1966) T. Ахтанова, "Сильнее смерти" С. Жу-нусова (1967), "Всеми забытый" H. Хик-мета (1967), "Оптимистическая трагедия" В. В. Вишневского (1967), "Ленин в 1918 году" А. Я. Каплера (1970) и др.

В 1972 работало 25 театров, в т. ч. Казах, академич. театр драмы им. M. О. Ауэзова, Респ. рус. театр драмы им. M. Ю. Лермонтова, Театр для детей и юношества, Театр кукол (рус. и казах, группы), Уйгурский, Корейский театры в Алма-Ате, казах, театры в городах Джамбул, Кзыл-Орда, Чимкент, Караганда, Семипалатинск, Гурьев, Джетысай, Аркалык.

Казах, театры ставят пьесы драматургов братских республик: "Блудный сын" Э. Раннета (1959), "В ночь лунного затмения" M. Карима (1967),"Наркес" И. Юма-гулова (1968), "Звезда Вьетнама" И. И. Куприянова (1968), "Мать своих детей" A. H. Афиногенова (оба в 1971), "Башмачки" Д. Файзи (1972), "Тополёк мой в красной косынке" (1966), "Лицом к лицу" по Айтматову (1972). Проведены (с 1962) недели лит-ры и иск-ва Узбекистана, Татарии, Туркменистана, РСФСР, Украины, Армении, Таджикистана.

Значит, вклад в развитие казах, дра-матич. театра внесли нар. артисты СССР Ш. К. Айманов, К. Куанышпаев, нар. артисты Казах. CCP P. Койчубаева, M. Г. Насонов, Ж. Шанин. Среди деятелей казах, театра (1972): нар. артисты СССР X. Букеева, С. Майканова, нар. артисты Казах. CCP К. У. Бадыров, IU. Джандарбекова, А. Джолумбетов, H. Жантурин, К. Кармысов, С. Кожам-кулов, А. Мамбетов, И. Ногайбаев, Б. Римова, Ш. Сакиев, 3. Сулейменова, M. Суртубаев, С. Тельгараев, E. Умурза-ков, 3. Шарнпова, Д. Шашкина и др.

Лит.: Львов H. И., Казахский академический театр драмы, А.-А., 1957; его же, Казахский театр. Очерк истории, M., 1961; Канапин А. К., Варшавский Л. И., Искусство Казахстана, А.-А., 1958; Казахские областные театры. [Сб. статей], А.-А., 1965; История советского драматического театра, т. 1-6, M., 1966 - 71; К д а к б а е в Б., HypnefiicoB K., M. Эуезов атындары Казактыц мемлекетпк академия лык., драма театрына 40 жыл. Ал-маты, 1966; Куандык.овК., Тунгыш улт театры, Алматы, 1969. H. И. Львов.


Цирк. В нар. иск-ве К. издавна существовали выступавшие на различных празднествах силачи-балуаны (Хаджи-мухан Мунайтбасов, Балуан-Шолак), акробаты-затейники (акын Шашубай Кош-карбаев), комики-импровизаторы. В г. Верном (ныне Алма-Ата) с 1919 выступал цирк под рук. А. И. Сосина, в его репертуаре были также пантомимы на революц. темы -"Борьба труда с капиталом", "Жертвы нужды". В 1923 в Семипалатинске работала цирковая антреприза В. Феррони (позже Товарищество цирковых артистов и борцов). В 1965 в Алма-Ате создана Муз.-эстрадная студия, преобразованная затем в эстрадно-цирковую. Её выпускники влились в организованный в 1970 Казахский цирковой коллектив. В 1972 открыто новое здание цирка в Алма-Ате. А. Я. Шнеер.


XIX. Кино

Первый киносеанс на терр. К. состоялся в 1910. До Окт. революции существовало 13 кинозалов. Впервые киносъёмка произведена в 1925- моек, кинохроникёры отсняли 5-й съезд Советов К. В том же году вышел первый документальный фильм о К.-"Годовщина КАССР". В 1928 в Алма-Ате создано отделение треста "Восток-фильм" (выпускало пе-риодич. киножурнал "Последние новости", киноочерки "Алма-Ата и её окрестности", "Кооперация в ауле", "На Джайляу", "Кзыл-аскер"). Фильм "Турксиб" (1929, реж. В. А. Турин) о стр-ве Туркестано-Сиб. ж.-д. магистрали явился выдающимся произв. сов. документального кино. В 20-30-е гг. художеств, фильмы, поев, жизни К., с участием казах, актёров создавались на центральных киностудиях страны режиссёрами этих студий. Фильмы "Мятеж" (1929), "Песня степей" (1930), "Джут" (1932), "Тайна Каратау" (1933), "Вражьи тропы" (1935) способствовали возникновению нац. киноискусства. Создание фильма "Амангельды> (1939, реж. M. 3. Левин; в гл. роли - E. Умурзаков) о борьбе казах, трудящихся за установление Сов. власти ознаменовало рождение казах, кино. В 1934 в Алма-Ате была организована студия кинохроники, выпускавшая еженедельный киножурнал "Советский Казахстан" и документально-хроникальные фильмы.

Алма-атинская киностудия художеств, фильмов (создана в окт. 1941) в 1942 объединилась с эвакуированными студиями " Мосфильм " и "Ленфильм " и работала под назв. Центральная объединённая киностудия (ЦОКС). Совместная работа молодых казах, кинематографистов с видными деятелями сов. кино - С. M. Эйзенштейном, В. И. Пудовкиным, Г. H. и С. Д. Васильевыми, И. А. Пырьевым, Ф. M. Эрмлером, Ю. Я. Райзманом, Г. Л. Рошалем, Д. Вертовым и др. способствовала росту нац. кадров, созданию кинопроизведений о жизни казах, народа ("Песни Абая", 1946, и др.).

В 1944 "Мосфильм" и "Ленфцльм" были реэвакуированы, оставшаяся в Алма-Ате студия в том же году слилась с Алма-атинской студией кинохроники; с 1960- киностудия <Каэахфилъм". В 50- нач. 70-х гг. созданы историч. и исто-рико-революц. фильмы: "Джамбул" (1953, реж. E. Л. Дзиган; в роли Джамбула - Ш. К. Айманов); "Ботагоз" (1958, реж. E. А. Арон) - о судьбе женщины-казашки, принимавшей участие в революц. борьбе за установление Сов. власти в К.; "Его время придёт" (1958, реж. M. С. Бе-галин), поев, выдающемуся казах, обществ, деятелю Чокану Валиханову; "Мы из Семиречья" (1959, реж. С. Ходжиков); "Тревожное утро" (1966, реж. А. Карсак-баев); "Песнь о Маншук" (1970, реж. Бегалин) о Великой Отечеств. войне; "Конец атамана" (1971, реж. Ш. К. Айманов) о сов. чекистах, и др. Выпущены фильмы по мотивам народного эпоса: "Поэма о любви" (1954, реж. Айманов и К. А. Гаккель); "Алдар-Косе" (1965, реж. Айманов); "Кыз-Жибек" (1972, реж. Ходжиков). Большое место занимают фильмы на современные темы. Среди них: "Девушка-джигит" (1955. реж. П. П. Боголюбов), "Мы здесь живём" (1957, реж. Айманов и M. Л. Володарский), "Наш милый доктор" (1958, реж. Айманов), "Если бы каждый из нас" (1962, реж. Ходжиков), "Сказ о матери" (1964, реж. А. Я. Карпов), "Меня зовут Кожа" (1964, реж. Карсакбаев), "Земля отцов" (1966, реж. Айманов). Среди документальных фильмов: "Тебе, фронт" (1942), "Думы о счастье" (1956, реж. A. M. Медведкин), "В нашем городе" (1957, реж. О. Абишев), "Такая короткая жизнь" (1969, реж. Ю. Пискунов), "Иртыш - Караганда" (1970, реж. Г. Емельянов), "Династия шахтёров" (1972, реж. Абишев), "Курман-газы" (1972, реж. С. Нарымбетов, M. Ускембаева) и др. Большую роль в казах. кино сыграл актёр и режиссёр Ш.К. Айманов. В казах, кино работают режиссёры: III. Бейсембаев, К. Абусеи-тов, Ж. Байтенов (художеств, кино), Г. Новожилов, T. Дуйсебаев, А. Нугманов, M. Дулепо, Я. Смирнов, Э. Файк, О. Зекки, И. Верещагин, И. Чикно-веров, А. Кулаков, Л. Мухамедгалиева (документальное кино), А. Хайдаров (мультипликац. кино); актёры: H. Жан-турин, К. Кожабеков, А. Умурзакова; операторы: M. Аранышев, А. Ашрапов, Ф. Абсалямов, M. Беркович, M. Дуга-нов, M. Додонов, M. Сагимбаев и др. В 1958 организован Союз кинематографистов К. В 1972 в К. было 10 700 киноустановок.


Лит.: Сиранов К., Казахское киноискусство, А.-А., 1958; Канапин А. К. и Варшавский Л. И., Искусство Казахстана, А.-А., 1958; Сиранов К., Киноискусство Советского Казахстана, А.-А., 1966; Федулин А., Кино в Казахстане, А.-А., 1967. К. Сираноа.

КАЗАХСКАЯ ТОНКОРУННАЯ ПОРОДА овец, порода мясо-шёрстного направления. Выведена в 1931-46 на экспериментальной базе Казах, н.-и. ин-та животноводства скрещиванием казах, курдючных овец с баранами породы прекос. Помесей 1-го и 2-го поколений с однородной тонкой и полутонкой шерстью разводили -"в себе". Овцы К. т. п. крупные, с крепкой конституцией. Матки безрогие, бараны с рогами и безрогие. Шерсть однородная, мериносового характера, не грубее 60-го качества. Длина шерсти 7-8 см, наибольшая до 13 см, извитость нормальная. Настриг с баранов 7-9 кг, с лучших до 14 кг, с маток 4-4,5 кг, с лучших до 8 кг. Выход чистой шерсти ок. 50%. Масса баранов 90-100 кг, наибольшая до 140 кг, маток 60-65 кг, наибольшая до 100 кг. Плодовитость 130-140 ягнят на 100 маток. Животные скороспелы, хорошо нагуливаются. К полуторагодовалому возрасту баранчики достигают 70% массы взрослых животных, ярки 85%. Убойный выход 53-57%. Овцы приспособлены к круглогодовому пастбищному содержанию и тебенёвке. К. т. п. используют как основную улучшающую породу в районах отгонного животноводства Казахстана.

Баран казахской тонкорунной породы.


Лит.: Бальмонт В. А., Казахские тонкорунные овцы, А.-А., 1948; его же, О методах совершенствования овец казахской тонкорунной породы, "Овцеводство", 1966, № 2. „В. А. Бальмонт.

КАЗАХСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ им. T. Г. Шевченко в Алма-Ате, осн. в 1935. Включает ок. 10 000 произведений изобразительного и декоративно-прикладного казах., рус. дореволюц., сов., зап.-европ. и зарубежного вост. иск-ва. В отделе казахского иск-ва - произведения A. M. Черкасского, А. Кастеева, M. С. Лизогуб, X. Ходжилова, А. Исмаилова, H.-Б. Нур-мухаммедова, M. С. Кенбаева, X. И. Ha-урзбаева, К. T. Тельжанова, С. А. Мам-беева, E. M. Сидоркина; в отделе рус. искусства - работы Д. Г. Левицкого, В. А. Тропинина, К. П. Брюллова, А. К. Саврасова, И. E. Репина, А. С. Голубкиной, Б. M. Кустодиева, В. Э. Борисова-Мусатова, 3. E. Серебряковой, К. С. Петрова-Водкина; в отделе сов. иск-ва - произв. К.Ф. Юона, П. П. Кон-чаловского, M. С. Сарьяна, С. Д. Лебедевой, П. Д. Корина, А. А. Пластова, А. А. Дейнеки, Я. Д. Ромаса, У. Тан-сыкбаева, E. Ф. Белашовой, Г. А. Айтие-ва, T. H. Яблонской, П. Ф. Никонова, А. Г. Пологовой. В отделе зап.-европ. иск-ва - картины К. Коро, H. В. Диаза, Ш. Ф. Добиньи и др. В отделе прикладного иск-ва Китая, Индии и Японии - произв. мастеров 20 в.

Лит.: Казахская художественная галерея им. T. Г. Шевченко. Каталог, в. 1 - 6, А.-А., 1961 - 72, в. 7, M., 1971; Плахотная Л., К у ч и с И., Казахская государственная художественная галерея им. T. Г. Шевченко. [Альбом. Текст И. Кучис], M., [1966].

Л. Г. Плахотная.


КАЗАХСКИЙ АРХАРОМЕРИНОС, порода тонкорунных овец мясо-шёрстного направления. Выведена в Казах. CCP в 1934-50. Единств, порода овец, выведенная методом межвидовой гибридизации. Семенем убитого дикого архара осеменили маток породы новокавказский меринос; баранов-помесей 1-го поколения скрещивали с матками пород прекос и рамбулье. Помесей 3-го поколения разводили "в себе". Овцы породы К. а. крупные, с крепкой конституцией, прочным костяком, гармоничным телосложением. Хорошо приспособлены к горным условиям, используют высокогорные пастбища , легко передвигаются по резко пересечённому рельефу. Масса баранов 90-115 кг, маток 55-65 кг. Настриг шерсти с баранов 7-8 кг, с маток 3,2- 3,5 кг. Шерсть в основном 64-го качества, длина 7-10 см. Выход чистой шерсти 50-55%. Плодовитость 110-120 ягнят на 100 маток. К. а. используют для скрещивания с грубошёрстными овцами. Районы разведения породы: Алма-Атинская, Восточно-Казахстанская и Павлодарская обл.


Баран казахский архаромеринос.


Лит.: Бутарин H. С., Казахский архаромеринос, в кн.: Породы сельскохозяйственных животных, выведенные в Казахстане, А.-А., 1960; Исенжулов А. И., Ж а н -деркин А. И., П р о к а з и н О. А., Казахский архаромеринос и возможности дальнейшего совершенствования породы, "Тр. Ин-та эксперимен