| в, P. M. Петухов, T. Шаукенбаев, С. E. Толыбеков, T. T. Тулебаев, M. К. Илюсизов и др.).
Разработка нар.-хоз. проблем координируется науч. проблемным советом "Экономика и размещение социалистич. произ-ва в К." (создан в 1962), состоящим из ведущих учёных-экономистов и специалистов-практиков. В 1969 организован филиал науч. проблемного совета АН СССР "Эффективность основных фондов, капитальных вложений и новой техники", в 1972- филиал науч. совета по комплексной проблеме "Научные основы хозяйственного расчёта". Экономич. науч. статьи публикуются в жури. "Народное хозяйство Казахстана" (орган Госплана Казах. CCP, с 1926), а также в "Вестнике АН Казахской ССР".
Юридическая наука. Становление правовой науки в К. связано с открытием в 1937 первого в республике юрйдич. высшего уч. заведения - Ин-та сов. стр-ва в Алма-Ате. Интенсивное развитие правовой науки началось в 50-х гг. Значит, внимание уделяется разработке вопросов теории и истории нац. сов. государственности, социалистич. права и нац.-гос. строительства в К. и в союзных среднеазиатских республиках. Изданы "История государства и права Советского Казахстана" в 3 тт. (1961-65), монографии "В. И. Ленин и советская национальная государственность в Казахстане" (С. 3. Зиманов, 1970), "Противоречия в развитии правовой надстройки при социализме" (M. T. Баймаханов, 1972) и др. К.- один из центров по исследованию проблем с.-х. (аграрного) права: по этой проблеме опубликованы монографич. исследования: "Возникновение и развитие социалистических земельных правоотношений в Казахской ССР" (А. Еренов, 1963), "Теоретические проблемы правового регулирования оплаты труда в колхозах" (К. А. Шайбеков, 1968), "Проблема ответственности в колхозном праве" (M. С.Сахипов, 1972) и др. Исследования в области права проводятся в Ин-те философии и права АН Казах. CCP (создан в 1958), в Казах, ин-те суд. экспертизы (создан в 1957), на юрйдич. ф-те Казах, ун-та (ф-т создан в 1955 на базе Алма-Атинского юрйдич. ин-та).
Лит.: История философии, т. 2, M., 1957, с. 420-22, т. 4, M., 1959, с. 259-63; Очерки по истории философской и общественно-поли^ тической мысли народов СССР, т. 2, M., 1956, с. 784-801; История философии в СССР, т. 1-3, M., 1968; Бейсембиев К., Из истории общественной мысли Казахстана второй половины XIX века, А.-А., 1957; его же, Идейно-политические течения в Казахстане конца XIX - начала XX века, А.-А., 1961.
3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
За годы Сов. власти в К. создана разветвлённая сеть науч. учреждений. В республике имеется (1972) более 200 науч. учреждений (включая вузы); работает ок. 28 тыс. науч. сотрудников, в т. ч. 109 академиков, действит. членов и чл.-корр., 483 доктора и 7045 кандидатов наук (в 1940 было 57 науч. учреждений, включая вузы; св. 1700 науч. работников).
Ведущий науч. центр республики - АН Казах. CCP - объединяет 26 науч. учреждений. Регулярно издаются журналы "Вестник Академии наук Казахской ССР" (на рус. и казах, языках, с 1944) и "Известия Академии наук Казахской ССР": серии геологическая, с 1944; физико-математическая, с 1947; химическая, с 1947; биологическая, с 1963; общественных наук, с 1963.
АН Казах. CCP развивает и укрепляет творч. связи с н.-и. учреждениями СССР и зарубежных стран. Обмен информацией, совместные работы, подготовка высококвалифицированных кадров осуществляются в сотрудничестве с академиями наук среднеазиатских республик (математика, физика, геология, история), Сиб. отделением АН СССР (механика горных пород, математика), АН УССР (химия, математика) и рядом отраслевых ин-тов. Проводятся совместные работы с учёными Чехословакии (гельминтология и органич. химия), Польши (катализ, физика высоких энергий), ГДР (механика горных пород), Монголии (почвоведение, химия лекарственных растений).
Помимо АН Казах. CCP, широкие исследования в республике проводят вузы и отраслевые НИИ, работающие в области цветной металлургии, горного дела, геологии, строительства и стройматериалов, энергетики, гидростроительства, мелиорации и с. х-ва. О. И. Алексеев.
XIII. Печать, радиовещание, телевидение
До Окт. революции 1917 на казах, яз. вышло в свет более 1000 книг, издававшихся гл. обр. в Петербурге, Казани, Оренбурге и Семипалатинске. Большое влияние оказала на развитие казах, книги Революция 1905-07. Только в нач. 20 в. было издано ок. 400 назв. казах, книг демократич. и просветит, характера. В становлении издательского дела в республиках Cp. Азии важную роль сыграло письмо В. И. Ленина в Госиздат и BCHX от 4 июня 1920: "Киргизские товарищи просят помощи, чтобы добыть словолитню, типографию и бумаги. Очень прошу их принять и оказать им всяческое содействие" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 51, с. 208). В нояб. 1920 создано первое казах. Гос. книжное изд-во, уже в 1921 выпустившее 20 назв. книг тиражом 27 тыс. экз. В 1972 в К. действовало 6 респ. книжных издательств (общественно-политич. лит-ры -"Казахстан", художественной - "Жазуши", сельскохозяйственной --"Кайнар", учебно-педагогической - "Мектеп", научной -"Наука", "Казах, сов. энциклопедия"), а также издательские отделы различных организаций и учреждений. В 1971 всеми издательствами К. было выпущено 2096 назв. книг и брошюр тиражом св. 25 млн. экз.
Первенец казах, периодич. печати - газ. "Туркистан уалаятынын газети" ("Газета Туркестанского края", 1870-82), издававшаяся в Ташкенте как приложение к рус. офиц. газете "Туркестанские ведомости". Вслед за ней в Омске появи лась газ. "Дала уалаятынын газети" ("Газета Степного края", 1888-1902), на страницах к-рой впервые были опубликованы произв. классика казах, лит-ры Абая
Кунанбаева (под псевд. К. Жамантаев). В период Революции 1905-07 на тэт. яз. издавалась (с 4 янв. по 27 апр. 1907) большевистская газета "Орал" ("Урал"). В 1911-13 в Урде и Уральске выходила газета "Казахстан" просветительского направления. Такой же характер имел и первый казах, журнал "Айкап"(1911- 1915), основанный казах, поэтом-демократом, впоследствии большевиком M. Сера-линым. В Троицке издавался татаро-казах, журн. "Акмолда" (по имени поэта кон. 19 в.; 1911-16). С сент. 1917 по июль 1918 выходила газета "Тиршилик" ("Жизнь"), орган молодёжной организации "Жас казах" ("Молодой казах"). В 1913 в К. издавалось 11 газет.
Начало печати Сов. К. положили газеты "Дурыстык жолы" ("Путь правды", февр. 1919, Урда), "Казах тили" ("Казахское слово", дек. 1919, Семипалатинск), "Ушкын" ("Искра", дек. 1919, Оренбург). С 1 янв. 1920 начала издаваться газета "Известия Киргизского края".
В 1971 выходила 361 газета, в т. ч. 15 респ., 34 областные, 246 районных, 10 городских, 55 низовых и 1 колхозная, годовым тиражом ок. 842 млн. экз. Респ. газеты: на казах, яз. - "Социалистик Казахстан" ("Социалистический Казахстан", с 1919), "Лениншил жас" ("Ленинская молодёжь", с 1921), "Казахстан мугалими" ("Учитель Казахстана", с 1952), "Казахстан пионери" ("Пионер Казахстана", с 1930), "Казах адебиети" ("Казахская литература", с 1934), "Спорт" (с 1959) и др.; на рус. яз.-"Казахстанская правда" (с 1920), "Ленинская смена" (с 1922), "Учитель Казахстана" (с 1952), "Дружные ребята" (с 1933), "Спорт" (с 1959) и др. Для др. наций и народностей издаются межреспубликанские газеты на их родном языке: на уйгурском - "Коммунизм туги" ("Знамя коммунизма", с 1957) с приложением на араб, графике, "Йени хаят" ("Новая жизнь", с 1970), 3 районные газеты; на корейском- "Лент кичи> ("Ленинское знамя", с 1968); на немецком - "Фройндшафт" ("Дружба", с 1966); на узбекском - 2 районные газеты. В 1971 выпущено 159 журналов и др. периодич. изданий, в т. ч. журналы на казах, яз.-"Казахстан ком-мунисти" ("Коммунист Казахстана", с 1921), "Жулдыз"("Звезда", с 1928), "Жа-лын" ("Пламя", с 1969), "Казахстан айелдери" ("Женщины Казахстана", с 1925), "Мадениет жане турмыс" ("Культура и быт", с 1958), "Билим жане енбек" ("Знание и труд", с 1960), "Балдырган" ("Росток", с 1958); на казах, и рус. языках -"Ара" ("Шмель", с 1956), "Казах-станнын ауыл шаруашылыги" ("Сельское хозяйство Казахстана", с 1951); на рус. яз. -"Партийная жизнь Казахстана" (с 1930),"Народноехозяйство Казахстана" (с 1926), "Автомобильный транспорт Казахстана" (с 1958), "Простор" (с 1935), "Здравоохранение Казахстана" (с 1941), "Кооператор Казахстана" (с 1958). Всего в 1971 издавалось 25 журналов, 2 блокнота агитатора, 74 номера трудов и учёных записок, 58 бюллетеней; годовой тираж журналов и др. периодич. изданий (кроме газет) составил 45,5 млн. экз. С 1921 работает Казахское телеграфное агентство (КазТАГ).
Первые радиопередачи начались в 1923. В 1972 среднесуточный объём радиовещания по 5 респ. и 17 областным программам составлял 64 часа; работало 200 районных и 10 городских радиоредакций. В 1958 начались первые телепередачи. В 1972 работало 15 студий телевидения и св. 40 ретрансляторов; общий объём телевизионного вещания по республике составлял 192 часа в сутки. Респ. радио и телевидение ведут передачи на казах., русском, корейском, уйгурском, нем. и узб. языках. Ретранслируются телепередачи из Москвы; Алма-Ата, Джезказган и Гурьев принимают телевизионную программу "Орбита". В Алма-Ате находятся Дом республиканского радиовещания и телевидения и студия "Казахтелефильм ".
Лит.: Бекхожин X., Казак бас-пасв31нщ даму жолдары, Алматы, 1964; Жиреншин Э. M., Казак мтаптары тарихынан, Алматы, 1971. Ш. Елеукенов.
XIV. Литература
Устно-поэтич. творчество казахов, корнями своими уходящее в глубокую древность, представлено песнями, сказками, пословицами и поговорками, героич. и лиро-эпич. поэмами, айтысами (песенно-поэтич. состязаниями нар. певцов), лирикой (толгау - филос. размышления, арнау - посвящения, и др.). Казах, фольклор включает св. 40 жанровых разновидностей, значит, часть к-рых специфична лишь для него (песни-прошения, песни-письма и др.). Песни делятся на пастушеские, обрядовые, исторические и бытовые. Чрезвычайно богаты сказки; популярными героями казах, сказок были Ал дар-Косе и Жиренше - острословы и шутники, ловко умеющие провести своих врагов. В героич. эпосе, особенно в наиболее древних поэмах ("Кобланды", "Ер-Таргын", "Алпамыс", "Камбар-батыр" и др.), воспеты подвига богатырей (батырей), отстаивающих в постоянных сражениях независимость родного народа. Не менее любимы слушателями были лиро-эпич. поэмы ("Козы-Корпеш и Баян-Слу", "Кыз-Жибек" и др.), осн. содержание к-рых - верная и самоотверженная любовь молодых героев, их подчас трагич. судьба.
Из произв. устно-поэтич. творчества, авторство к-рых можно считать установленным, наиболее ранние относятся к 15 в. (акын Казтуган Суюниш-улы); в 16 в. известны Асан-Кайгы, имя к-рого стало легендарным, Доспамбет, Шалкииз. Большой популярностью пользовалось творчество Бухара-жырау Калкаманова (1693-1787, по др. источникам 1686- 1799), автора острых и политически актуальных для своего времени стихов, выражавшего, однако, феод, идеологию.
На рубеже 18-19 вв. в связи с присоединением значит, части К. к России начался новый этап в развитии казах, культуры, в т. ч. и литературы. Акыны Махамбет Утемисов (1804-46), Шернияз Жарылга-сов (1817-81), Суюмбай Аронов (1827- 1896)призывали народ к борьбе против угнетателей - баев, биев, а также царских чиновников-сатрапов. Творчество этих акынов носило демократич. характер; они видели и понимали преимущества приобщения К. к жизни России. Дулат Бабатаев (1802-71), Шортанбай Канаев (1818- 1881), Мурат Монкеев (1843-1906) представляли иное, клерикально-консервативное направление в казах, культуре; они критиковали существующие порядки с позиций идеализации патриархального прошлого, восхваляли религию (ислам).
Во 2-й пол. 19 в. выдвинулись акыны Биржан Кожагулов (1834-97), Acer Най-манбаев (1867-1924), поэтесса Сара Taстанбекова, Ахан Корамсин (Ахан-Сере, 1843-1913), Жаяу-Муса Байжанов (1835-1929), Джамбул Джабаев (1846- 1945); с их именами связано бурное развитие айтыса не только как формы поэтич. состязания, но и как действенного способа выразить обществ, мнение, направленное против угнетения, отстаивающее социальную справедливость.
В сер. 19 в. возникло казах, просветительство. Наиболее выдающимися его представителями были учёный-этнограф и фольклорист Чокан Валиханов (1835- 1865), учёный-педагог, писатель Ибрай Алтынсарин (1841-89), разработавший казах, алфавит на основе рус. графики; поэт-демократ Абай Кунаноаев (1845- 1904), новатор поэтич. формы, создатель целой поэтич. школы. Все они пропагандировали передовую рус. культуру, звали казах, народ идти по её пути.
Творчеством Абая открывается письм. казах, реалистич. лит-pa. Его лирика и сатира, прозаич. филос. назидания "Гак-лия" отражали жизнь казах, общества того времени с позиций критич. реализма. Традиции Абая были в нач. 20 в. продолжены литераторами-демократами Султан-махмутом Торайгыровым (1893-1920), Сабитом Донентаевым (1894 - 1933), Спандияром Кубеевым (1878-1956), My-хамеджаном Сералиным (1872-1929), Бекетом Утетлеуовым (1874-1946), Таи-ром Жомартбаевым (1891-1937), Бер-ниязом Кулеевым (1895-1923). Прогрессивные творч. силы группировались вокруг журн. "Айкап" (изд. 1911-15). Писатели-демократы после победы Окт. революции встали на сторону Сов. власти и лит. трудом служили строительству нового общества.
В кон. 19- нач. 20 вв. существовала в казах, лит-ре и группа т. н. "книжников", проповедовавших в своих произв. религ.-патриарх. взгляды; наиболее видными представителями были Нуржан Науша-баев (1859-1919) и Машур-Жусуп Ko-пеев (1857-1931). Немалой заслугой "книжников" была их собирательская деятельность (фольклор, образцы письм. лит-ры).
Писатели откровенно националистич. направления, после Октября перешедшие в лагерь идейных противников Сов. власти (А. Байтурсунов, M. Дула-тов, M. Жумабаев), связаны были с реакционной газетой "Казах" (1913).
Наряду с письм. дореволюц. казах, лит-рой развивался и фольклор. Творчество таких нар. акынов, как Джамбул Джабаев, Нурпеис Байганин (1860- 1945), Доскей Алимбаев (1855-1946), Нартай Бекежанов (1890-1954), Омар Шипин (1879-1963), Кенен Азербаев (р. 1884) и др., играло немалую роль в культурной и обществ, жизни К.; эти акыны создавали остро социальные произв., получившие распространение в народе. После Окт. революции они стали активными строителями сов. общества.
Зачинателями казахской советской литературы социалистич. реализма были поэт-революционер Сакен Сейфуллин (1894-1939), поэты Баймагамбет Изто-лин (1899-1921), Ильяс Джансугуров (1894-1937), писатели Беимбет Майлин (1894-1939), Мухтар Ауэзов (1897- 1961), Сабит Муканов (р. 1900). Они стояли у истока всех жанров совр. казахской лит-ры, ярко и непримиримо разоблачали социальный строй дореволюционной действительности и его пережитки; в их произведениях впервые заявил о себе герой нового времени - человек труда, преобразующий мир: поэма "Со-ветстан" (1925) и повесть "Землекопы" (1928) Сейфуллина, повесть "Коммунистка Раушан" (1929) Майлина и др,
В сер. 20-х гг. казах, лит-pa пополнилась свежими силами; в основном это были поэты: Иса Байзаков (1900-46), Аскар Токмагамбетов (р. 1905), Калма-кан Абдукадыров (1903-64), Таир Жаро-ков (1908-65), Абдильда Тажибаев (р. 1909), Гали Орманов (р. 1907), Ди-хан Абилев (р. 1907) и др. Они искали новые изобразит, средства: совр. тематика несла поэзии новый словарь, новые образы и ритмы, хотя казах, сов. поэзия и не отрывалась от классич. реалистич. традиции, заложенной творчеством Абая, и от традиций устной нар. поэзии в её лучших образцах.
В эти же годы выступили со своими произв. прозаики Габиден Мустафин (р. 1902), Габит Мусрепов (р. 1902) и др. В 1926 была создана Казах, ассоциация пролет, писателей, сыгравшая большую роль в объединении и идейном воспитании писателей, в их борьбе против буржуазно-националистич. идеологии. С 1927 начал выходить альманах "Жыл кусы" ("Первая ласточка"), а с 1928 - журн. "Жана адебиет" ("Новая литература").
30-е гг. характеризовались дальнейшим расширением тематики казах, лит-ры, более глубоким освоением принципов социалистич. реализма. В 1934 создан Союз писателей К., в 1936 состоялась 1-я декада казах, лит-ры и иск-ва в Москве. К этому времени казах, лит-ра стала многожанровой зрелой лит-рой, отображающей пафос социалистич. строительства. В поэмах Сейфуллина "Альбатрос" (1933) и "Социалистан" (1935) воспет великий Ленин, даны картины освободит, борьбы народа и его новой жизни; герой повести "Плоды" (1935) - человек свободного труда. В романе Майлина "Азамат Азаматыч" (1934) изображена борьба против буржуазного национализма, борьба за коллективизацию казах, аула. Рабочему классу поев, роман Саттара Ерубаева (1914-37)"Мои ровесники" (опубл. посмертно в 1939). Образ современника утверждался в рассказах Майлина, Ауэзова, Мусрепова, Альжаппара Абишева (р. 1907), в романе Джансугурова "Товарищи" (1933, неокончен). Одним из первых социально-историч. романов в казах, лит-ре был роман Муканова "Загадочное знамя" (новая ред.-"Ботагоз", 1938) - о судьбе народа на фоне событий восстания 1916, Окт. революции, борьбы за Сов. власть. Картина нар. восстания 1916 дана и в драме Ауэзова "Ночные раскаты" (1934). Вершина казах, поэзии 30-х гг.- поэмы Джансугурова "Степь" (1930), "Музыкант" (1935) и "Кулагер" (1936), где созданы образы людей из народа и нар. поэтов. В драматургии появились пьесы на сюжеты нар. лиро-эпич. поэм ("Айман-Шолпан", 1934, Ауэзова; "Козы-Корпеш и Баян-Слу", 1940, Мусрепова, и др.), а также произв. на совр. темы, к-рые заняли ведущее место (пьесы Майлина, Ta-жибаева; Шахмета Хусаинова, 1906-72).
Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 казах, лит-pa, как и вся сов. лит-pa, отражала воинский и трудовой подвиг сов. народа. Казах, поэзия тех лет дала высокие образцы гражданско-пат-риотич. поэзии как в лирич., так и в эпич. жанрах: лирические стихи Токмагамбе-това, Жарокова.Орманова, Абу Сарсенба-ева (р. 1905), Джубана Мулдагалиева (р. 1920), Халижана Бекхожина (р. 1913), Хамида Ергалиева (р. 1916) и др. печатались в газетах, в т. ч. и фронтовых, читались в окопах. Большим успехом пользовалась поэма Касыма Аманжолова (1911-55) "Сказание о смерти' поэта" (1944), поев, подвигу погибшего под Москвой поэта Абдуллы Джумагалиева. В 1942 опубл. лирико-философ. очерки "Я хочу жить" Баубека Булкишева (1916 - 44), погибшего на фронте. Патри-отич. пафосом проникнуто и творчество нар. а |