БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ончил архит. отделение технич. ф-та Ереванского ун-та (1928). В 1938-50 гл. архитектор Еревана, где построил крупные общественные здания: ЦК КП Армении (1950; Гос. премия СССР, 1951), Матенадаран (1959), Зал пленумов ЦК КП Армении (1967-69) и др. Создал ряд санаториев, жилых и адм. зданий в др. городах. За участие в создании ансамбля пл. Ленина в Ереване (объединённый Дом Союзов и Дом связи, гостиница "Армения" и др., 1950-60-е гг.)- Гос. премия Арм. ССР (1971). Награждён орденом Ленина, орденом "Знак Почёта" и медалями. Илл. см. т. 2, табл. XXII.

Соч.; Площадь Ленина в Ереване, Ер., 1969.



ГРИГУЛИС Арвидс Петрович [р. 29.9 (12.10).1906, Ладская вол., ныне Лим-бажский р-н], латышский советский писатель и литературовед, засл. деятель культуры Латв. ССР (1947). Чл. КПСС с 1954. Род. в крест. семье. Окончил юри-дич. ф-т Латв. ун-та в 1937. Первые стихи опубл. в 1927. В сб-ках стихов "Записки репортёра" (1929), "Имитация и сердце" (1931), в новелле в стихах "В доме усталых" (1934) отражено недовольство бурж. действительностью. Особый рост Г. как художника связан с событиями Великой Отечеств. войны 1941-45, участником к-рой он был. Стихи воен. лет вошли в сб-ки "В бурю" (1946) и "Ветка сирени" (1959). В 1966 опубл. сб. лирич. стихов "Осенний дождь", в 1968 - "Ветер поёт в прибрежных ивах", в 1970 - "Вторые петухи". Рассказы воен. периода вошли в один из лучших сборников писателя "Сквозь огонь и воду" (1945).

В первых сатирич. пьесах "В какую гавань?" (1945) и "Как в Гарпетерах историю делали" (1946) Г. высмеивал бурж. националистов и кулаков. Пьеса "Глина и фарфор" (1947, Гос. пр. СССР, 1948) изображает новое отношение людей к труду. В 1954 опубл. сатирич. комедию "Профессор устраивается". Моральные темы - в центре пьесы "Солдатская шинель" (1955). К 40-летию Октябрьской революции написана пьеса-хроника "Балтийское море шумит" (1957), в 1959 - комедия "И так бывает на белом свете". Г.- автор романа "Когда дождь и ветер стучат в окно" (1965) и повестей для детей и юношества. Воен. теме посвящена пьеса "Свою пулю не слышишь" (1966). Составил сб. "Латышская литературная критика" (т. 1-5, 1956-64). Награждён 5 орденами, а также медалями.

Соч.: Kopoti raksti, sej. 1-7, Riga, 1963 - 66; в рус. пер. - Сквозь огонь и воду Рассказы, Рига, 1947; Ветви сирени. Стихи, Рига, 1961; Осенний дождь, Стихи, М.,1969.

Лит.: Очерк истории латышской советской литературы, Рига, 1957; Sira-Gudriке В., Arvids Grigulis. Monografija, Riga, 19 В. В. Хаусман.

ГРИДНИЦА (в древнерусской архитектуре), большое помещение для рядовых дружинников (гридей) в княжеском дворце. Использовалось также для праздничных пиров. Иногда Г. была отдельно стоящим строением.



ГРИЕКО (Grieco) Руджеро (19.8.1893, Фоджа,-23.7.1955, Масса-Ломбарда), деятель итальянского рабочего движения, один из руководителей компартии. Получил среднее агрономич. образование. В 1912 вступил в социалистич. партию. В 1921 участвовал в основании Итал. коммунистич. партии (ИКП). С 1921 чл. ЦК и Исполкома ИКП, с 1927 сначала чл. Политбюро, затем чл. Руководства ИКП. В 1924-26 деп. парламента. В 1926-44 в эмиграции, чл. Заграничного центра ИКП (псевд.- Гарланди). С 1928 канд. в чл. ИККИ, с 1935 чл. ИККИ. Во время 2-й мировой войны 1939-45 работал в Москве на радио, руководил передачами для Италии. По возвращении на родину возглавлял агр. комиссию ЦК ИКП и отдел пропаганды. Был редактором журн. "Риформа агрария" ("La riforma agraria"). В 1946 избран в Учредит. собрание, с 1948 сенатор. Блестящий оратор и публицист.

Соч. в рус. пер.: Аграрный вопрос и борьба за землю в Италии. (Сб. ст. и выступлений), М., 1955.



ГРИЗАЙЛЬ (франц. grisaille, от gris - серый), вид декоративной живописи, выполняемой в разных оттенках к.-л. одного цвета (чаще серого). Г. применяется с 17 в., широко распространена в росписях интерьеров классицизма, гл. обр. как имитация скульпт. рельефа (дворцы городов Пушкина, Павловска, актовый зал старого здания Моск. ун-та, моск. дворцы 18 в. в Останкине, Кускове и др.). Г. называют и росписи одноцветной эмалью (серой, коричневой, розовой) с прорисовкой золотом, в к-рых также достигается эффект рельефности изображения (см, напр., Лиможская эмаль).

ГРИЗИ (Grisi), итальянские артистки оперы и балета. Джудитта Г. (28.7.1805, Милан, -1.5.1840, Робекко д'Ольо, близ Кремоны), певица (меццосопрано). Училась в Миланской консерватории. После дебюта в Вене (1826) выступала на сценах ведущих оперных театров Италии. Гастролировала в Париже, Лондоне, Мадриде. Пользовалась славой выдающейся певицы. Голос её, густой, насыщенный, отличался лёгкостью и чистотой. Среди лучших партий: Норма ("Норма" Беллини), Золушка, Семирамида, Дездемона ("Золушка", "Семирамида", "Отелло" Россини), Анна Бо-лейн ("Анна Болейн" Доницетти) и др. В 1830 В. Беллини написал для неё партию Ромео в опере "Капулетти и Мон-текки". Джулия Г. (28.7.1811, Милан,-29.11.1869, Берлин), певица (сопрано). Сестра Джудитты Г. Пению обучалась в Болонье и Милане. Дебютировала в 1829 в Болонье. Выступала во мн. городах Италии. С 1834 солистка театра Итал. оперы в Париже; в эти же годы (до 1861) регулярно пела в Лондоне, гастролировала в Петербурге (1850-52). Г. принадлежала к числу крупнейших певиц 19 в. Обладала чистым, ровным, интенсивным голосом необычайно большого диапазона (пела также партии меццо-сопрано). Лучшие партии: Норма ("Норма" Беллини), Нинетта, Дездемона ("Сорока-воровка", "Отелло" Россини), Анна Болейн ("Анна Болейн" Доницетти) и др. В. Беллини написал для неё в своих операх партии Джульетты ("Капулетти и Монтекки") и Эльвиры ("Пуритане"). Карлотта Г. (28.6.1819, Визинада, Италия,-20.5. 1899, Сен-Жан, ок. Женевы), артистка балета. Двоюродная сестра Джулии и Джудитты Г. Танц. иск-ву училась в Миланской консерватории. В 1833 встретилась с танцовщиком и балетм. Ж. Перро, оказавшим большое влияние на её творчество. Г.- одна из представительниц романтич. балета. Первая исполнительница партии Жизели ("Жизель" Адана, 1841), либретто балета было написано Т. Готье с учётом ар-тистич. индивидуальности Г. Танец Г. отличался виртуозностью; необычайная устойчивость позволяла ей исполнять труднейшие движения и прыжки с абсолютной лёгкостью. В 1845 танцевала в "Па-де-катр" на музыку Ч. Пуньи вместе с М. Талъони, Л. Гран и Ф. Черрито. Среди партий: Пери, Эсмеральда, Пахита ("Пери" Бургмюллера, "Эсмеральда" Пуньи, "Пахита" Дельдевеза) и др. В 1849-50 выступала в России.

Лит.: Davidson G., Opera biographies, L., 1955; Слонимский К}., "Жизель". Этюды, Л., 1969; Lifar S., Carlotta Grisi, P., 1941.



ГРЙЗИНГЕР (Griesinger) Вильгельм (29.7.1817, Штутгарт,-26.10.1868, Берлин), немецкий психиатр и невропатолог, один из основоположников науч. психиатрии. Мед. образование получил в Тю-бингенском и Цюрихском ун-тах. С 1847 проф. внутр. болезней и психиатрии в Тюбингене. С 1864 зав. кафедрой психиатрии и невропатологии, объединённой по его инициативе. Г. построил учение о психич. болезнях на общепатоло-гич. и клинич. принципах, использовал для психопатологии ассоциативную психологию. Вёл борьбу против спекулятивного и морализирующего учения "психиков" и их противников "соматиков", рассматривающих психич. расстройства лишь как сопутствующий феномен любой болезни. Психотич. расстройства, по Г., всегда указывают на болезненное состояние мозга, к-рое, однако, может быть вызвано и психич. причинами. Различные формы психич. расстройств понимал как стадии единого патологич. процесса. Мозг Г. рассматривал как "носителя психич. функций", т. е. отношения между психич. деятельностью и материальным субстратом (мозгом) чётко определял как отношения между функцией и органом. Утверждал рефлекторную природу психич. деятельности. Конечную цель психиатрии Г. отождествляет с созданием "мозговой патологии". Одним из первых ввёл принцип "нестеснения" психич. больных. Разрабатывал вопросы преподавания психиатрии. Г. создал Берлинское науч. об-во невропатологов и психиатров и основал журн. "Archiv fur Psychiatrie und Nervenheilkunde" (1868).

Соч.: Душевные болезни, пер. с нем., 3 изд., СПБ, 1881.

Лит. Каннабих Ю. В., История психиатрии, [М., 1929]; Штернберг Э. Я., Вильгельм Гризингер, "Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова", 1967, т. 67, в. 7. Э. Я Штернберг.



ГРИЗЛИ, группа подвидов бурого медведя, обитающих на Аляске и в зап. р-нах Канады. По внеш. виду и размерам Г. близок к европейско-сибирским подвидам бурого медведя.



ГРИЗОДУБОВА Валентина Степановна [р. 18(31). 1.1910, Харьков], советская лётчица, Герой Сов. Союза (2.11.1938), полковник (1943). Чл. КПСС с 1941. Дочь лётчика и авиаконструктора С. В. Гризодубова. Окончила аэроклуб (1929),работала в ГВФ. 24-25 сент. 1938 вместе с П. Д. Осипенко и М. М. Расковойна самолёте АНТ-37 совершила беспосадочный полёт из Москвы на Д. Восток, установив женский между-нар. рекорд дальности. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 Г. с марта 1942 командовала 101-м авиац. полком дальнего действия (позже 31-м гвард. бомбардировочным авиац. полком), оказывавшим помощь партиз. отрядам. Награждена орденом Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и медалями.



ГРИЗОНЫ (Orison), род хищных млекопитающих сем. куньих. По размерам, телосложению и образу жизни напоминают хорьков. Дл. тела 40-55 см, хвоста- 16-19 см, весят до 3 кг. Туловище приземистое, вытянутое. Морда, шея и брюхо тёмно-коричневые, верхняя часть тела и хвост сероватые; поперёк лба проходит широкая белая полоса. 2 вида: Grison vittatus и G. cuja. Распространены в Америке, к Ю. от Мексики. Встречаются как в лесу, так и на открытых местах. Ловят мелких зверьков ц птиц. В случае опасности укрываются среди камней или в корнях деревьев, одновременно выбрызгивая в целях самозащиты резко пахнущую жидкость из анальных желез. В октябре появляются 2-4 детёныша. Поселяясь около жилья человека, Г. наносят существ. вред птицеводству. Сравнительно легко приручаются и иногда используются вместо кошек для истребления крыс. Объект охоты (используется мех).

ГРИЗУТИН, порошкообразный динамит.

ГРИЛИ (Greeley) Xopac (3.2.1811, Ам-херст, Нью-Хэмпшир,-29.11.1872, Пле-зантвилл, шт. Нью-Йорк), американский политич. деятель и журналист. В 1841 основал газ. "Нью-Йорк дейли трибюн" ("New York Daily Tribune"), являющуюся с 50-х гг. 19 в. органом Респ. партии; в 1851-62 в газете сотрудничали К. Маркс и Ф. Энгельс. Во время Гражд. войны в США 1861-65 Г. склонялся к соглашению с плантаторами. В 1872 выставил свою кандидатуру в президенты от близкой к плантаторам Либерально-респ. партии, но потерпел поражение.

И. П. Дементьев.



ГРИЛЛОБЛАТТИДЫ (Grylloblattida), отряд насекомых с неполным превращением, совмещающий признаки тарака-новых и прямокрылых. Тело бескрылое,
удлинённое (13-22 мм), глаза недоразвиты или отсутствуют, ротовые органы грызущие, ноги ходильные с 5-члениковы-ми лапками, брюшко с длинными членистыми церками. Самка имеет яйцеклад. Древняя остаточная группа с 3 родами, Объединяющими 11 видов. Распространены в Японии, Сев. Америке; в СССР - в Приморье. Живут в сырых тенистых местах, всеядны. В СССР - 2 вида (из родов Grylloblattina и Galloisiana).

Лит.: Бей-Биенко Г. Я., Общая энтомология, 2 изд., М., 1971.

ГРИЛЬПАРЦЕР (Grillparzer) Франц (15.1.1791, Вена, -21.1.1872, там же), австрийский драматург. Изучал право в Вене, совмещал литературную деятельность с гос. службой. В 1856 вышел в отставку, путешествовал по Европе. В 1826 познакомился с И. В. Гёте, в 1836 в Париже - с Л. Берне, высоко оценившим первую значит. драму Г.- "трагедию рока" "Праматерь" (1817), и с Г. Гейне. Был другом Л. Бетховена. Г.- основоположник новой австр. драматургии. Творчество его проникнуто протестом против реакц. феод.-бюрокра-тич. режима канцлера Меттерниха и духа эгоизма складывающегося капиталистич. общества. Поэтому многие драмы Г. запрещались цензурой или враждебно встречались бурж. публикой (комедия "Горе лжецу", 1838). Но мировоззрение Г. противоречиво: он не видел сил, способных противостоять ненавистной ему старой Австрии, и во время Революции 1848-49 в Германии оказался на стороне правительства.

Традиции просветительского классицизма сочетаются у Г. с романтизмом и реализмом, ясность и строгость классич. композиции - с романтич. лиризмом, символикой, пылкой фантастикой и красочностью массовых сцен. В трагедии "Сафо" (1818) Г. рисует трагич. несовместимость искусства и жизни. В "Волнах моря и любви" (1831) отстаивает свободу естеств. влечения против религ. аскетизма. В пьесах "Величие и падение короля От-токара" (1825), "Сон - жизнь" (1834) и др. развенчивает стремление к власти, завоеваниям, культ сильной личности, прообразом к-рой послужил Наполеон. В "Либуше" (1844) выражена гуманистич. мечта о будущем обществе. Среди новелл Г. выделяется "Бедный музыкант" (1848) - о судьбе угнетённого человека из народа.

Соч.: Samtliche Werke, Bd 1-42, В., 1909 - 48; в рус. пер.- Пьесы. Вступ. ст. и прим. Е. Эткинда, М.- Л., 1961; [Новеллы], в кн.: Австрийская новелла XIX в., М., 1959.

Лит.: Энгельс Ф., [Письмо] Ф. Греберу, 9 дек. 1839 - 5 февр. 1840, в кн.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956, с. 336; М е-р и н г Ср., Литературно-критические статьи, т. 2, М.- Л., 1934; Азадовский К., Грильпарцер него зарубежные критики, "Вопросы литературы", 1968, № 12; М и 1-ler J., F. Grillparzer, Stuttg., 1963; Nаиmann W., F. Grillparzer. Das dichte-rische Werk, 2 Aufl., Stuttg.- [u.a.], [1967]; Wells G. A., The plays of Grillparzer, L.- [a.o.J, [1969]. г. С. Слободкин.

ГРИМ (франц. grime, букв.- забавный старикан, от староитал. grimo - морщинистый), искусство изменения внешности актёра, преим. его лица, с помощью гримировальных красок, пластич. и волосяных наклеек, парика, причёски и др. Характер Г. в театре зависит от художеств. особенностей пьесы, замысла актёра, режиссёрской концепции и стиля оформления спектакля. История Г. восходит к нар. обрядам и играм, требовавшим от участников внешнего преображения. Традиционный, условный по рисунку и краскам Г. нек-рых форм китайского, индийского, японского и др. театров Востока, связанных при своём возникновении с древнейшими воен. ритуальными обрядами, частично сохранился в этих театрах до наст. времени. Нар. актёры средневековья (скоморохи, жонглёры и т. д.) раскрашивали лица сажей, красящим соком растений. Примитивно-реалистич. Г. пользовались участники ср.-век. мистерий, моралите (15-16вв.). Идеализированный, обобщённый Г. был создан театром классицизма. Во 2-й пол. 18 в. делались попытки придать Г. большую характерность, индивидуальную выразительность (Г. актёров А. Лекена, Ф. Ж. Тальма - Франция; Д. Гаррика - Великобритания, и др.). Однако только развитие реализма в театре создало основу для расцвета иск-ва Г. Пьесы Н. В. Гоголя, А. Н. Островского и др. требовали от актёра умения создать Г.- портрет, обобщающий индивидуальные и социальные черты образа. Мастерами Г. были рус. драматич. актёры В. В. Самойлов, А. П. Ленский, В. Н. Давыдов, оперные артисты Ф. И. Шаляпин, И. В. Ершов и др.

Важнейшее значение Г. в работе над ролью придавал К. С. Станиславский. В практике Моск. Художеств. театра иск-во Г. стало одним из важных компонентов режиссёрского замысла спектакля. С этого времени появляется новая в сущности должность художника-гримёра, творч. помощника режиссёра и художника. Большой вклад в развитие иск-ва Г. в сов. театре внесли гримёры-художники М. Г. Фалеев, Н. М. Сорокин, П. Б. Лившиц, И. В. Дорофеев и др. Разработкой теоретич. основ иск-ва Г. занимался художник Р. Д. Раугул.

Иск-во Г. в кино имеет свою специфику. Г. приспособлен здесь к условиям операторской техники цвето- и светочувствительности киноплёнки, к характеру освещения. Если в чёрно-белом кино Г. основывался на принципе светотени, то в цветном кино он имеет живописный характер. Цвет играет здесь не только корректирующую роль, но и выступает как важное средство выразительности. Увеличенное изображение на экране ("крупный план") в цветном кино потребовало особенно тщательной и кропотливой работы гримёра-художника.

Лит.: Ленский А. П., Заметки о мимике н гриме, в его кн.: Статьи. Письма. Записки, 2 изд., М., 1950; Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1, М., 1954, с. 113-25; Лившиц П. Б., Сценический грим, Л.- М., 1939; Раугул Р. Д., Грим, 2 изд., Л.-М., 1947.



ГРИМАЛЬДИ (Grimaldi) Франческо Мария (2.4.1618, Болонья,-28.12.1663, там же), итальянский физик и астроном. Проф. математики в иезуитской коллегии в Болонье. В труде "Физико-математический трактат о свете, цветах и радуге" (1665, посмертно) Г. дал описание открытого им явления дифракции света. По его мнению, дифракция вызывается появлением волн в световой жидкости при ударе о края препятствия, т. е. представления Г. о свете содержали зачатки волновой теории света. Совм. с иезуитом Дж. Б. Риччоли составил карту Луны и ввёл названия лунных образований, сохранившиеся до сих пор. Был противником гелиоцентрич. системы, принимал участие в составлении трактата Риччоли, направленного против Н. Коперника.

Соч.:_ Physico-mathesis de lumine, colori-bus et iride, Bononiae, 1665.

Лит.: Rоnсhi V., L'ottica del P. Fran-cesco Maria Grimaldi, "Bollettino di geodesia e scienze affini", 1955, t. 14, № 1.



ГРИМАЛЬДИ (Grimaldi), группа пещер близ итал. г. Вентимилья на берегу Средиземного м., ок. франко-итал. границы. В одной из пещер ("Грот детей") в 1901 па глуб. 8,7 м было открыто двойное погребение (пожилая женщина и юноша) эпохи позднего палеолита. Нек-рые особенности в строении черепа и скелета дали основание первым исследователям ошибочно отнести этих людей к особой про-тонегроидной "расе Гримальди". Последующее исследование (1962) показало, что они относятся к типу кроманьонцев,

ГРИМАУ ГАРСЙА (Grimau Garcia) Хулиан (18.2.1911, Мадрид,-20.4.1963), деятель испанского рабочего движения.

По профессии типографский рабочий. В рабочем движении с 16 лет. С 1936 чл. компартии Испании (КПИ). В период Национально-революц. войны 1936-39 сражался в рядах респ. арми