| BR>Кризис феод, строя привёл к жёсткой регламентации всей жизни Японии, что сказалось на характере пьес К., усилилась условность (танцевальные пьесы сёсагото и пантомимы). Условными были муз. сопровождение и декорации, кано-нич. позы (миэ) и каноны игры (ката), парики и специфич. для К. грим кума-дори (красный цвет символизирует справедливость, страстность, смелость; синий - хладнокровие, злость, безнравственность и др.). Утвердилась традиция преемственности сценич. имён, установились замкнутые актерские династии с наследованием актёрских амплуа. В 1-й пол. 18 в. прославились Итикава Дандзюро II и Савамура Содзюро. В 1758 драматург Намики Сёдзо ввёл вращающуюся сцену, к-рая вместе с "дорогой цветов" - ханамити (помост, идущий от сцены через весь зрит, зал) стала значит, завоеванием театра К.
Кабуки. Слева - Утаэмон VI исполняет танец оннагата в пьесе "Мусумэ додзёдзи". В середине - Итикава Эбидзо (в центре) в роли Бэнтэна Кодзо в пьесе "Бэнтэн мусумэ" (сцена поединка на мечах.). Справа - Итикава Энноскэ III в роли Самбасо в пьесе "Аяцури Самбасо" (сзади в роли ассистента - актёр Итикава Кодаю).
К кон. 18 в. центр иск-ва К. перемещается из Киото и Осаки в Эдо (ныне Токио), где наряду с исполнением ист. драм (дзидаймоно) утверждается жанр бытовых пьес из жизни горожан (сэва-моно). Этому способствовали деятельность известного драматурга Цуруя Нам-боку и реалистич. манера исполнения актёра Мацумото Косиро V.
После бурж. революции 1867-68 (т. н. революции Мэйдзи) Япония вступила на путь капиталистич. развития, что сказалось на содержании драматургии К. Появились пьесы, отображавшие новые нравы. Ставятся ист. драмы (ка-цурэкимоно). В конце 19 в. широкую известность приобретают имена актёров: Итикава Дандзюро IX, Оноэ Кикугоро V и Итикава Садандзи I. Появляются новые пьесы для К., обновляются традиц. сце-нич. приёмы.
В 1966 в Токио в целях сохранения классич. театра К. был открыт гос. театр "Кокурицу гэкидзё". Актёры К. состоят на службе у двух крупных кинокомпа-ннй "Сётику" и "Тохо", а также в единственной независимой театральной труппе " Дзэнсин дза "
Театр К. дважды гастролировал в СССР (1928 и 1961), познакомив сов. зрителей с популярными актёрами- Ити-кавой Садандзи II, Итикавой Энноскэ II, Утаэмоном VI и др.
Лит.: Конрад H. И., Театр Кабуки, в сб.: Театральный Октябрь, Л.- M., 1926; его же, Театр Кабуки, Л.- M., 1928; Кабуки, [пер. с англ.], M., 1965; Театр и драматургия Японии. Сб., M., 1965; Г у н д з и Масакацу, Японский театр Кабуки, пер. с япон., M., 1969. Б.В.Раскин.
KAБУЛ, река в Афганистане и Пакистане, самый большой прав, приток р. Инд. Дл. 460 км. Истоки на склонах хр. Баба. В верховьях имеет горный характер, затем пересекает Джелалабад-скую межгорную впадину, а от г. Пешавар течёт по холмистой равнине. Подъём уровня начинается в марте, макс, расход воды в июне-июле, от таяния горных снегов; осенние дождевые паводки. В среднем течении средний расход воды ок. 200 М3/сек (наибольший - 1500- 1600 М3/сек). Орошение, лесосплав. Судоходство на участке дл. 120 км от устья (в Пакистане). На К.- гг. Кабул, Дже-лалабад (Афганистан), в басе. К.- г. Пешавар (Пакистан).
КАБУЛ, столица Афганистана. Политич., экономич. и культурный центр страны, адм. ц. провинции Кабул. Расположен в долине р. Кабул на вые. 1820 м, в оазисе, где возвышаются горы Асамаи и Шердарваза. Климат субтропический континентальный, ср. темп-pa января 1°С, июля 26°С. Осадков 317 мм в год.
480,4 тыс. жит. (1969, с пригородами - Б. Кабул). Гор. управление осуществляет мэр К., назначаемый пр-вом.
Историческая справка. Первое упоминание (Кабур, Карур) встречается у Птолемея (2 в.). К. входил в состав Кушан-ского царства, затем в плем. объединение эфталитов. После распада этого объединения (6 в.) К. управляли местные правители - Кабул-шахи. В период аоаб-ских завоеваний К. был номинально подчинён халифом Муавией I (правил в 661-680). В 9 в. К. завоевали Саффа-риды; после их падения в 900 городом последовательно владели Саманиды, Газневиды, Тимуриды. В 13 в. разрушен Чингисханом. При Бабуре (завоевал К. в 1504) К. стал столицей гос-ва Великих Моголов. В 1738 захвачен Надиром (см. Надир-шах). С 1747 - в составе Дурранийской державы; с 1773 - столица этого гос-ва. После его распада (1818) К. становится центром, вокруг к-poro впоследствии сложилось афг. гос-во. В 1839, во время 1-й англо-афг. войны 1838-42, К. захватили англ, войска; в кон. 1841 здесь поднялось массовое антиангл, восстание, англ, войска вынуждены были в нач. 1842 покинуть город. Подвергался англ, оккупации во время 2-й англо-афг. войны 1878-80. После окончания войны эмир Абдуррах-ман сделал К. столицей афг. гос-ва. В февр. 1919 эмир Аманулла-хан провозгласил в К. независимость Афганистана.
Экономика. Ещё с глубокой древности по долине р. Кабул проходили караванные пути. Ныне К.- узел автодорог, связывающих его с Пакистаном и Индией (через Джелалабад и далее через Хай-берский проход), с Ираном (через Кандагар и Герат) и с Сов. Союзом. В К.- аэропорт междунар. значения. Важный торг, центр, через него проходит осн. часть внешнеторг. связей Афганистана. В К. находятся главные в стране банки, конторы иностр. фирм и правления крупнейших торг, акционерных об-в. Имеется металлообр., деревообр., кож.-обувная, пищ. пром-сть, произ-во стройматериалов. При содействии СССР построены автомеханический з-д и домостронт. комбинат.
Архитектура. Старая часть города значительно реконструирована (по ген. плану, разработанному в 1965 арх. Сераджем при участии сов. специалистов), но ещё сохраняет узкие, кривые улицы, застроенные глинобитными и фахверковыми домами. На холме - крепость Бала-Хис-сар (стены -предположительно с 5 в., неоднократно перестраивались). В новых р-нах - королев, резиденция (20 в.), Мин-во иностр. дел, мавзолей Мухаммеда Надир-шаха (20 в.), отель "Интерконти-ненталь" (1960-е гг.), парк Зарнегар, жилые кварталы с крупнопанельными домами. Монументы: Независимости (Мунари-Истикляль), Освобождения (Мунари-Неджат; 1929), в честь победы при Майванде в 1880 (Абидайи Майванд; 1950-е гг., арх. Серадж). На С.-С.-В. Кабула - аэропорт (1962, по проекту сов. специалистов). Илл. см. также т. 2, стр. 428, 429.
Учебные заведения, научные и культурные учреждения. В К. находятся Кабульский ун-т, Политехнич. ин-т (построен при содействии СССР), Афганская ист.-филологич. академия ("Пашто TO-лына"), Нац. академия наук, ист.-этнографич. Кабульский музей, Публичная б-ка (120 тыс. тт.), 4 драматич. театра - "Похыни нындаре", "Ды Кабул нындаре", "Арьюб нындаре", "Зейнаб нын-даре".
Лит.: Mohammed AIi, A new guide to Afghanistan, 3 ed., Lahore, 1958; Myхаммед Насер, Кабул сегодня, Кабул, 1970 (на яз. пушту); Dupree N. H., An historical guide to Afghanistan, Kabul, 1971.
КАБУЛOBA Саодат (p. 15.12.1925, Mapгилан, ныне Ферганской обл.), узбекская советская певица (лирико-колоратурное сопрано), нар. арт. СССР (1959). В 1954 окончила Моск. консерваторию по классу Д. Б. Белявской. В 1941-48 работала в театре им. Мукими, с 1954 солистка Узб. театра оперы и балета (Ташкент). Выступает в нац. узб. операх - Зухра ("Тахир и Зухра" Джалилова и Бровцына), Дилером ("Дилером" Ашрафи), Лейли ("Лейли и Меджнун" Глиэра и Садыкова) и др., и в классич. репертуаре - Джильда ("Риголетто" Верди), Иоланта ("Иоланта" Чайковского), Мими ("Богема" Пуччини)и др. Неоднократно гастролировала за рубежом. Портрет стр. 102.
"КАБУС-НАМЕ", первое прозаич. произведение на яз. фарси 11 в. См. Унсур алъ-Маали.
KABA (древнее назв.-Г е м а т о н), город между 3-м и 4-м порогами Нила, на прав, его берегу (пров. Донгола, Судан). Основанное, возможно, в эпоху Среднего царства (20 в. до н. э.) поселение было перестроено фараоном Аменхотепом III и его преемником Аменхотепом IV (Эхнатоном) в 15 в. до н. э. В 1930-31 и 1935-36 экспедиция Оксфордского ун-та (Великобритания) вскрыла в К. храмы, сооружённые Эхнатоном и царями Куша ("Большой" храм Тахарки). Обнаружены надписи, содержащие сведения о политике и событиях времени правления нек-рых царей Напаты (Тахарки, Аманкетеие-рике).
Лит.: Laming Macadam M. F., The temples of Kawa, v. 1 - 2, Oxf., 1949 - 55.
КАВАБАТА Ясунари (11.6.1899, Осака,- 16.4.1962, Дзуси), японский писатель, чл. япон. Академии искусств (1953). Род. в семье врача. Окончил отделение япон. филологии Токийского ун-та (1924). В нач. 20-х гг. примыкал к модернистской группе неосенсуалистов (см. Япония, раздел Литература). Первое значит, произв.-"Танцовщица из Идзу" (1926) - лирич. рассказ о юношеских переживаниях. Нек-рые произв. К. (напр., рассказ "Кристаллическая фантазия") написаны под влиянием Дж. Джойса. Особенности художеств, мышления К. восходят к эстетике дзэн, отвергающей рассудочное восприятие мира и утверждающей принцип естественности, безыскусности. Своеобразие художеств, стиля писателя особенно проявилось в лирич. повести "Снежная страна" (1937), состоящей из новелл, связанных лишь поэтич. ассоциациями. В основе повести "Тысячекрылый журавль" (1951, премия япон. Академии искусств) лежит т. н. чайный обряд - древний обычай, возведённый в ранг своеобразного иск-ва. Романы "Голос гор" (1953), "Старая столица" (1961) отличаются внутренним лиризмом. В 1968 К. присуждена Нобелевская премия. Его книги переведены на MH. языки мира.
С о ч.: Кавабата Ясунари дзэнсю, т. 1 - 12, Токио, 1960; в рус. пер., в сб.: Японская новелла, M., 1961; Тысячекрылый журавль, M., 1971.
Лит.: Григорьева И., Читая Кавабата Ясунари, "Иностранная литература", 1971, № 8; С а эг у с а Я с у т а к а, Кавабата Ясунари, Токио, 1961. К. Рехо.
КАВАГОЭ, город в Японии, на о. Хонсю, в префектуре Сайгама, к С.-З. от Токио. 171 тыс. жит. (1970). Ж.-д. узел и тор-гово-пром. центр. Экономика К. приспособлена преим. к обслуживанию потребностей столицы Токио. Мебельная и текст, (хл.-бум., синтетич. ткани), пищевкусовая пром-сть. Авиационный з-д. В р-не К.- парниковое X-BO.
КABAГУТИ, город и порт в Японии, на о. Хонсю, в префектуре Сайтама, сев.-зап. пригород Токио. 306 тыс. жит. (1970). Литейное произ-во; трансп. машиностроение, станкостроение, автомобиле- и моторостроение, электротехнич. (тяжёлое энергомашиностроение, бытовая электротехника), хим., текст, и пищевкусовая пром-сть.
KAВАД I (г. рожд. неизв.- ум. 531), царь гос-ва Сасанидов в 488-496, 499- 531. С целью ослабления политич. и эко-номич. могущества знати и жречества примкнул к маздакитам (см. Маздакит-ское движение) и провёл нек-рые мероприятия, соответствовавшие их программе. Ок. 496 был свергнут знатью, бежал к эфталитам; с их помощью вернул престол (499) и продолжал политику, направленную против знати. Вёл (502- 505 или 506) успешную войну против Византии; отразил нашествие сев. гуннов. При К. I был осн. ряд городов, расширена сеть каналов, а также начато проведение реформ, продолженное при его сыне Хосрове I. К концу правления порвал с маздакитами и с помощью своего третьего сына Хосрова (старший сын К. был воспитан маздакитами) организовал избиение сторонников маздакизма (в 528/529 или 524).
KABA-KABA, ава-ава, ава-перец, кава-перец (Piper methysti-cum), кустарник сем. перечных. Растёт на о-вах Полинезии и на H. Гвинее. Из толстых подземных частей, а также стеблей и листьев местное население приготавливает возбуждающий и сильно опьяняющий напиток.
КАБАКАМИ Дзётаро (3.1.1889, Токио,- 3.12.1965, там же), деятель с.-д. движения Японии. Окончил Токийский ун-т (1915). С 1919 проф. Кансайско-го ун-та (Кобе), лектор рабочей школы, адвокат. В 20-х гг. начал участвовать в с.-д. движении. Избирался в парламент (1928-30, 1936-42). В кон. 1945 советник Социалистич. партии Японии (СПЯ). С 1951 снова депутат парламента. В 1952-55, в период раскола СПЯ на правую и левую СПЯ, пред, правой СПЯ. В 1961-65 пред. СПЯ. В июне 1960 был ранен террористом, связанным с реакц. кругами.
КАВАКИБИ, аль - Кавакиби Аб-даррахман (1849-1903), сирийский арабский просветитель, писатель-публицист. Подвергался преследованиям у себя на родине, эмигрировал в Египет. Путешествовал по Индии и Африке. В кн. "Природа деспотизма и борьба с порабощением" К. выступал против деспотизма, в защиту бедных и обездоленных, призывал арабов бороться за нац. независимость. Его книга "Мать городов" - утопия о всемусульманском съезде в Мекке для объединения всех мусульман.
Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 3, М.-Л., 1956; Левин 3. И., "Природа деспотизма" - социально-политический трактат Абд ар-Рахмана аль-Кавакиби. (К истории арабской общественной мысли), M., 1955.
КАВАЛ (болг. кавал, рум. caval), духовой муз. инструмент, распространённый в Болгарии, Румынии, а также в Молдавии, Югославии: продольная флейта (без мундштука) с длинным деревянным стволом и 6-8 игровыми отверстиями; в ниж. конце ствола имеется ещё 3-4 отверстия для подстройки и резонирования. Звукоряд К. диатонический. Величина инструмента 500- 700 мм и более.
КАВАЛА (Kabala, древнее назв.-H е-а п о л и с), город и порт в Греции, на С.-В. Македонии, на берегу зал. Кавала в Эгейском м., обладает обширной удобной бухтой. Адм. ц. нома Кавала. 46,1 тыс. жит. (1971). Один из гл. центров табачной пром-сти страны. Обработка и вывоз известных сортов македонского табака. Хим., пищ. пром-сть.
КАВАЛЕР (франц. cavalier, итал. cava-liere - всадник, рыцарь, от лат. cabal-lus - конь), 1) обозначение принадлежности к рыцарскому ордену. 2) Лицо, награждённое орденом.
КАВАЛЕРГАРДЫ (от франц. cavalier - всадник и garde - охрана), особая кав. часть в рус. гвардии в 18 - нач. 20 вв.; исполняли обязанности телохранителей и почётной стражи во время коронаций и др. торжеств. Впервые сформирована в 1724 на время коронации Екатерины I из офицеров гвардии в количестве 71 чел. Позже (в 1725-31 и 1762-96) существовали под назв.
1. Кавалергард в парадной форме. 1764 - 96. 2. Рядовой лейб-гвардии Кавалергардского полка в парадной форме. 1912.
Кавалергардского корпуса (70-80 чел.). В 1797 увеличены до 3 эскадронов, но вскоре расформированы. В 1799 восстановлены как гвардия магистра ордена Иоанна Иерусалимского, титул к-рого принял Павел I. До 1800 комплектовались только из офицеров-дворян. В 1800 преобразованы в гвард. кав. полк в составе 3 (с 1804 - 5, с 1813 - 6) эскадронов. Участвовали в войне с Францией 1805-07, Отечеств, войне 1812, заграничных походах рус. армии 1813-14, подавлении Польского восстания 1830-31 и Венгерской революции 1848-49, 1-й мировой войне 1914-18.
Лит.: Панчулидзев С. А., История кавалергардов, т. 1 - 4, СПБ, 1899-1912.
КАВАЛЕРИЯ (франц. cavalerie, итал. cavalleria, от лат. caballus - конь), конница, род войск, в к-ром для передвижения и действий в бою использовалась верховая лошадь. К. зародилась в странах Др. мира, в р-нах массового разведения лошадей. До появления К. в армиях Египта, Китая, Индии и др. применялись запряжённые лошадьми боевые колесницы. Впервые К. как род войск появилась в 9 в. до н. э. в составе ассирийской армии и затем получила распространение в др. рабовладельч. гос-вах. В перс, армии с 6 в. до н. э. К. была гл. родом войск и делилась на тяжёлую (клибарии), имевшую мечи и пики, и лёгкую, вооружённую луками, дротиками и копьями. Кав. бой начинался стрельбой из луков и метанием дротиков с целью расстроить боевой порядок противника и заканчивался атакой тяжёлой конницы, поддерживаемой конными лучниками. Примерно такую же организацию и боевое использование имела парфянская К. в 3-1 вв. до н. э. В древнегреч. гос-вах (Спарта, Афины) К. была малочисленной. Большое количество лошадей на севере Греции (в Фессалии и Беотии) позволило создать в Фивах более многочисленную К. В 1-й пол. 4 в. до н. э. фиванский полководец Эпаминонд впервые применил К. во взаимодействии с пехотой и умело использовал её для завершения разгрома противника (сражения при Левктрах и Мантинее). Во 2-й пол. 4 в. до н. э. в Македонии была создана регулярная К., которая наряду с пехотой являлась самостоят, родом войск. В армии Александра Македонского К. была хорошо обучена, обладала большой манёвренностью и ударной силой; делилась на тяжёлую, среднюю и лёгкую. Гл. массу составляла средняя К., но решающий удар наносила тяжёлая К., имевшая мощное вооружение и защитные средства. В походах Александра Македонского регулярная К. стала играть решающую роль в бою (сражения при Грани-ке, Иссе и Гавгамелах). В римской армии К. являлась вспомогательным родом войск. В период 2-й Пунической войны (218-201 до н. э.) первоклассная К. карфагенской армии широко использовалась Ганнибалом для ударов по флангам противника с охватом всей глубины боевого порядка и имела решающую роль в разгроме рим. армии при Требии и Каннах,
После установления феод, строя в Зап. Европе гл. воен. силу в феод, войске с 8-9 вв. стала составлять рыцарская К., имевшая на вооружении меч и тяжёлое копьё; защитным вооружением рыцаря были щит, шлем и панцирь, к-рым закрывалось всё его тело, а со 2-й пол. 12 в. бронёй стал покрываться и боевой конь. Тяжеловооружённые рыцари могли вести атаку на короткое расстояние и небыстрым аллюром; бой сводился к поединкам между отд. всадниками. Низшей организац. и тактич. единицей рыцарского войска было "копьё", состоявшее из рыцаря и обслуживавших его оруженосца, конных и пеших лучников, копейщиков и слуг (всего 4-10 чел.); 20-50 н более "копий" объединялись в "знамя" (хоругвь), состоявшее из вассалов крупного феодала-сеньора. Неск. "знамён" образовывали рыцарское войско (всего обычно не более 800-1000 рыцарей). По сравнению с кавалерией Др. мира рыцарская К. утратила подвижность и не могла преследовать противника.
В войске Древнерус. гос-ва (9-10 вв.) из К. состояла княжеская дружина, к-рая по численности уступала пешему гор. и сел. ополчению. В 11-12 вв. для борьбы с кочевниками количество К. увеличилось. Высокое мастерство рус. К. показала в Ледовом побоище 1242, когда под команд. Александра Невского было разгромлено нем. рыцарское войско. В Куликовской битве 1380 засадный конный полк Дмитрия Донского решил исход боя. В войнах азиатских феод, гос-в особенно высокой организованностью и боеспособностью отличалась лёгкая монг.-тат. К. Чингисх |