БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

Центр текст, пром-сти; швейные и красильные ф-ки. Произ-во резиновых изделий.


ИТИХАРА, город в Японии, на о. Хонсю, у побережья Токийского зал., в префектуре Тиба. 156 тыс. жит. (1970). Предприятия электротехнич., нефтехим., стекольной пром-сти.


ИТО Хиробуми (2.9.1841, дер. Тока, пров. Суо,-26.10.1909, Харбин), японский гос. деятель и дипломат. Руководил составлением реакц. япон. конституции 1889 (действовала до 1946). В 1885-88, 1892-96, 1898 и 1900-01 - премьер-министр. Являясь гэнро, оказывал большое влияние на политику япон. монархии в последней трети 19 в.- первом десятилетии 20 в. В 1900 организовал бурж.-помещичью партию Сэиюкай. Находясь в 1906-09 в Корее (ген. резидент), подготовил аннексию Кореи. Был убит корейским патриотом.

ИТОН (Eaton) Сайрус (р. 27.12.1883, Пагуош, пров. Новая Шотландия, Канада), общественный деятель США, промышленник. В 1905 окончил Макмастер-ский ун-т (Торонто). В 1913 принял гражданство США, начал активную предпринимат. деятельность. После 2-й мировой войны 1939-45 - один из влият. руководителей кливлендской финансовой группы. В нач. 1950-х гг. стал принимать деят. участие в обществ, жизни страны. Неоднократно выступал за разрядку междунар. напряжённости и осуществление принципов мирного сосуществования. Инициатор созыва т. н. Пагуошских конференции видных учёных и обществ, деятелей мира. Лауреат Междунар. Ленинской премии "За укрепление мира между народами" (1960).

ИТОН (Eton), город в Великобритании, на Ю. графства Бакингемшир, на лев. берегу р. Темза, напротив г. Виндзор. Ок. 5 тыс. жит. (1970). Известен старинным колледжем (осн. в 1440), где обучаются гл. обр. выходцы из аристократич. семей.

С. Итикава.

С. Итон.


ИТСЕГЕК, ежовник безлистный (Anabasis aphylla), растение сем. маревых. Невысокий ветвистый полукустарничек с мелкими чешуевидными супротивными листьями; цветки в колосовидных соцветиях. Плод ягодообраз-ный с желтоватыми или розовыми крыловидными придатками. Растёт в солончаковых и глинистых пустынях и полупустынях Передней, Cp. и Центр. Азии, а также на Ю. Европ. части СССР, на Кавказе и на Ю. Сибири. Молодые зелёные веточки И. содержат алкалоиды, гл. обр. анабазин (эффективное средство для борьбы с насекомыми - вредителями с.-х. культур, а также сырьё для получения никотиновой к-ты - витамина PP).

Итсегек; я - часть соцветия; б - листочек околоцветника; в - цветок.




ИТТЕРБИЙ (лат. Ytterbium), Yb, хим. элемент семейства лантаноидов; ат. номер 70, ат. масса 173,04.

ИТТРИЙ (Yttrium), Y, хим. элемент III гр. периодич. системы Менделеева; ат. номер 39, ат. масса 88,9059. В природе представлен одним стабильным изотопом 89Y. И. вместе со скандием, лантаном и лантаноидами составляет группу т. н. редкоземельных элементов. Эти элементы очень сходны по химическим свойствам, совместно встречаются в природе, имеют общую историю открытия. Подробнее см. Лантаноиды, Редкоземельные элементы.

И.-лёгкий металл (плотн. 4,472 г/сл3). Изотоп 89Y имеет малое сечение захвата тепловых нейтронов (1,38-10-28 м2, т. е. 1,38 6), благодаря чему И. может применяться в качестве конструкционного материала в ядерной технике. Высокая прочность сравнительно лёгких сплавов И. с алюминием делает их перспективными в самолётостроении. Из окиси И. Y2O3 (очень высокой чистоты) изготовляют иттриевые ферриты, применйемые в радиоэлектронике, в слуховых приборах, в ячейках памяти счётно-решающих устройств и т. д.

ИТУРБИДЕ (Itiirbide) Агустин (27.9.1783, Вальядолид, ныне Морелия,- 19.7.1824, Падилья), гос. и воен. деятель Мексики. Сын исп. дворянина. С 1798 в исп. армии, где получил чин полковника. Активно участвовал в подавлении развернувшегося в 1810 в стране нац.-освободит. движения, жестоко расправлялся с мскс. патриотами. Во время Революции 1820-23 в Испании И., отражая интересы мекс. помещиков, духовенства и военщины, возглавил вооруж. выступление за отделение от Испании. 19 мая 1822 И. объявил себя императором под именем Агустина I и установил террористич. режим. Полное финансовое банкротство пр-ва И., переход армии на сторону республиканцев привели к падению империи И. В марте 1823 И. отрёкся от престола и бежал в Европу. В 1824 нелегально вернулся в Мексику, был схвачен и расстрелян.

Лит.: Альперович M. С., Война за независимость Мексики (1810-1824), M., 1964, с. 268-338.


ИТУРУП, самый крупный остров среди Курильских о-вов (Сахалинская обл. РСФСР). Площадь 6725 км2, дл. 200 км, шир. от 7 до 27 км. Расположен в юж. гряде и состоит из вулканич. массивов и горных кряжей. Вые. до 1634 м. Берега высокие, обрывистые. На С.-В. ольховое мелколесье, в центр, части перелески курильской лиственницы, на Ю.-З. смешанные леса с лианами. В подлеске густые заросли курильского бамбука, в верхнегорном поясе - каменного березняка и кедрового стланика. На И.- г. Курильск.


ИУДА ИСКАРИОТ, Скариот (человек из г. Кариот), согласно библейской мифологии, один из 12 учеников (апостолов) Иисуса Христа, предавший учителя в руки иерусалимских властей за 30 сребреников. Рассказ о предательстве И И. и его смерти в евангелиях и деяниях апостольских даётся в разных версиях. История И. И. получила своё развитие в апокрифической литературе, в средневековых мистериях. Образ И. И., ставший символом предательства, нашёл отражение в искусстве средневековья, Возрождения [обычно изображались предательство И. И., своим поцелуем указывающего стражникам Иисуса Христа (Иудин поцелуй), и тайная вечеря] и в литературе (Данте и др.).


ИУДАИЗМ, религия, возникшая в 1-м тыс. до н. э. в Палестине; распространена среди евреев. О числе верующих (иу-даистов) достоверных статистич. данных нет. Большинство верующих сосредоточено в Израиле и США.

В 13 в. до н. э. часть западносемитских кочевых племён, бежавшая, по библейскому преданию, в пустыню от егип. фараона (еврейские племена), в период их вторжения в Палестину объединялась вокруг общего культа бога племенного союза Яхве [окончательно племенной союз, принявший название "Израиль" ("бог сражается"), сложился к 11 в. до н. э.]. Поклонение Яхве (имя к-poro позже было табуировано и заменялось словом "господь") не исключало и культы др. божеств, как своих племенных, так и местных ханаанейских. Яхве не имел ни изображений, ни храмов; ему был посвящён шатёр ("скиния") и в нём ларец ("ковчег"), считавшийся земным местопребыванием бога, незримо присутствовавшего во всём мире. Офиц. культ осуществлялся особой родоплем. группой или кастой левитов. После возникновения в кон. 11 в. до н. э. Израильско-Иудейского царства царь Соломон (сын царя Давида) построил Яхве храм в Иерусалиме. Культ Яхве стал,т.о.,основой официальной идеологии этого государства, защищавшей интересы рабовладельцев. При разделении царства в 10 в. до н. э. на северное, собственно Израильское, и южное-Иудейское, с центром в Иерусалиме, этот храм сохранил значение гл. обр. для южного царства; в северном имелись свои храмы. Но и в южном царстве продолжали официально существовать и др. места культа как Яхве, так и др. богов.

В постепенном складывании И. как догматич. религии важнейшую роль сыграло т. н. пророческое движение, развивавшееся с 9-8 вв. до н. э. С 8 в. до н. э. проповеди пророков записывались. Вначале пророки не настаивали на универсальности Яхве, но объявляли его "ревнивым богом", не допускающим, чтобы его "избранники" почитали др. богов. Возникла концепция "договора" ("завета") между израильскими племенами и Яхве (первые, якобы, обязались не чтить других богов и исполнять желания Яхве, а Яхве - передать им власть над Палестиной). Внешним признаком "договора" было объявлено обрезание, являвшееся в действительности обрядом, известным и многим другим народам Древнего Востока как пережиток ритуала инициации - принятия мальчика в общину воинов. Нек-рые из пророков выступали против различных проявлений социальной несправедливости, продолжая стоять на почве тогда всеобщей рабо-владельч. идеологии.

Гибель в 722 до н. э. северного, Израильского царства и избавление Иерусалима от ассирийской осады (700 до н. э.) были использованы пророками для внедрения своих идей среди жителей Иудейского царства.

В 9-7 вв. до н. э. сложились в основных чертах книги Бытие, Исход, Левит, Числа, приписанные Моисею, по преданию, возглавлявшему израильтян ещё во времена кочевья. В них излагалось мифическое прошлое израильтян, а также правовые и этич. нормы в духе концепции "завета" и "ревнивого бога"; обряды и многие черты мифологического мировоззрения были восприняты из более ранних культовых традиций. К 8-6 вв. до н. э. восходят также книги, трактующие историю Израильского и Иудейского царств с точки зрения выполнения или невыполнения условий Яхве царями и населением. В 8-7 вв. до н. э. пророки уже начинают отрицать само бытие др. богов, кроме Яхве, но существование иных культов среди населения засвидетельствовано до 5 в. до н. э. В 622 до н. э., при перестройке иерусалимского храма царём Иосией, была "открыта" рукопись т. н. Второзакония, подводившего итог учению пророков. Вместе с окончательной редакцией остальных четырёх Книг Моисея Второзаконие составило с нач. 4 в. до н. э. Пятикнижие, или Тору (Закон), наиболее почитаемую в И. часть священного писания (Библии). В дальнейшем все социальные бедствия, выпадавшие на долю этнич. групп, придерживавшихся иудейской религии, объяснялись отступлением от буквы Торы. Это определило догматич. характер И. и большое значение, к-рое придавалось буквалистски-точному исполнению предписываемых Торой ритуалов.

В 587 до н. э. большая часть иудеев была переселена вавилонским царём Навуходоносором II в Вавилонию; Иерусалимский храм был разрушен. Среди переселенцев выступил пророк Иезекииль с идеей восстановления Израиля, но уже как теократич. гос-ва с центром в новом иерусалимском храме. Основателем этого гос-ва должен был быть потомок царя Давида - мессия. На развитие И. в период вавилонского плена оказала влияние иранская религия.

При перс, династии Ахеменидов иудеи были возвращены в Иерусалим, превращённый в самоуправляющийся храмовый город (6-5 вв. до н. э.). Был построен новый, "2-й храм" Яхве. Но руководители новой религ. общины Эзра и Неемия не приняли в неё не побывавших в плену иудеев, а также остававшихся в Палестине израильтян под предлогом их смешанности с людьми, почитавшими др. богов. Непринятые создали особую общину самаритян, сохраняющуюся в Палестине до настоящего времени. После Эзры изоляция верующих евреев - под предлогом их богоизбранности - стала одной из важнейших догм И.; однако в дальнейшем было признано, что для вступления в "завет" с богом, независимо от происхождения, достаточно обрезания и выполнения требований Торы.

В 3-2 вв. до н. э. значит, часть иудеев была выселена эллинистическими завоевателями в Египет, Сирию, Армению и др. В самой Иудее, в обстановке острой классовой борьбы, стали возникать различные течения внутри И., напр, ессеи, осуждавшие официальное направление в И. (фарисеев) и развивавшие идеи аскетизма, примитивного социального равенства. Одной из иудейских сект было первоначально и христианство, к-рое лишь позже отделилось и противопоставило себя И., однако иудаистические священные книги целиком вошли в христ. Библию (Ветхий завет, т. е. "древний договор", - в отличие от Нового завета - Евангелий и т. п.).

Ок. 100 н. э. был окончательно установлен канон священных книг И., включивший Тору, Пророков (записи религиозно-политических речей и исторические книги "пророческого" направления) и Писания (книги другого содержания, признанные не противоречащими догмам И., в т. ч. кн. Руфь, Эсфирь, Иов, Экклесиаст, Песнь песней и др.). В связи с введением письменного канона мужчинам иудейской религиозной общины вменялась обязательная грамотность; это правило сохранялось в течение всего средневековья.

После двух восстаний против римского владычества (Иудейская война 66-73 и восстание Бар-Кохбы 132-135) иудеи были выселены из Иерусалима.

Важнейшим культовым нововведением диаспоры явилась замена богослужения в храме (к-рое, по догме, могло происходить только в Иерусалиме) молитвенными собраниями в синагогах под руководством учителей религ. закона (раввинов) вместо жрецов; раввины обычно управляли и гражданско-правовой жизнью членов религ. общины. Разработка религ. учения И. продолжалась в виде комментирования Библии (Мишна, до 3 в.) и составления Гемары - собрания право-, вых (Галаха) и фольклорных (Аггада) толкований библейских текстов,- часто в неимоверно лапидарной, туманной форме, субъективных и противоречивых; Гемара с Мишной составляют Талмуд (до 5 в.). На создание религ.-филос. обоснования норм И. (особенно монотеизма) повлияла эллинистическая идеалистич. философия и раннесредневековый, в т. ч. арабский, неоплатонизм и аристотелизм. Учение раннесредневекового И. было обобщено Маймонидом в 12 в. (вера в единого бестелесного вечного бога-творца, раскрывшегося людям через Моисея и пророков, вечность Торы, ожидание мессии, посмертное воздаяние по делам, воскресение из мёртвых).

Обитая на территории господства других догматич. религий, иудеи подвергались правовым ограничениям, а иногда и жесточайшим преследованиям, особенно в христианских странах, поскольку христианское учение возлагало на иудейскую религ. общину 1 в. вину за казнь Иисуса. Вместе с тем догма И., требовавшая изоляции иудеев от людей др. религий, облегчала властям христианских государств создание еврейских гетто. Несмотря на искусственно создававшуюся замкнутость приверженцев И., нек-рые средневековые царства, стремясь избежать политич. влияния больших христианских держав, переходили в И. (напр., хымьяритское в Юж. Аравии в 517, хазарское в Поволжье в 8 в.). В 8 в. в Ираке, Сирии и Палестине возникла секта караимов, отвергавшая раввинат и все раввинские комментарии к Библии. В И. получили также распространение мистические учения, напр. каббала (важнейшее соч. "Зохар" Моисея де Леона, 13 в.). Под её влиянием находилась и позднейшая религ.-филос. иудаисти-ческая литература ("Шулхан Арух",этико-правовой свод Иосифа Каро, 16 в., регулирующий жизнь верующих до мелочей).

В 17 в. возникло движение мистика и авантюриста Саббатая Цеви (Турция), объявившего себя мессией; оно нашло многочисленных последователей среди евреев разных стран, ошибочно искавших в учении Цеви средств избавления от социального гнёта. Крах этого движения и ухудшение положения евреев как в гетто Европы, так и в Азии и Африке, привели, с одной стороны, к новому усилению изоляции их от других народов, с другой - к отрицавшему авторитет раввинов хасидизму (Баал Шем-Тов, сер. 18 в.), настаивавшему на индивидуальном общении верующего с богом через посредство "праведников" (цаддиков). И то и другое объективно способствовало закреплению бесправного положения евреев и их отрыву от общедемократич. движений.

Во 2-й пол. 19 в. среди иудаистов Германии, США и др. стран началось движение за реформу И. путём сближения с христианским протестантизмом, что явилось одной из попыток приспособить И. к утвердившимся бурж. порядкам и поставить его на службу капитализму; реформаторы предлагали понимать мессианизм и ожидание восстановления храма и создания теократич. гос-ва в Иерусалиме в переносном смысле, как грядущее осуществление этических идеалов человечества, якобы заложенных в И. Однако ортодоксальный И. оставался господствующим течением среди евреев, особенно в США и Вост. Европе.

И. не признаёт храмов и не имеет духовной иерархии; синагоги содержатся на средства верующих (значит, вклад на их содержание вносят капиталисты). В США существует Совет синагог Америки, в ведении к-рого находится ряд учебных заведений.

В гос-ве Израиль И. является официальной религией. Синагоги, как и организации других религий, финансируются министерством религии; раввинату переданы судебные функции по семейно-брачным и нек-рым другим делам евреев.

Важнейшие праздники И.: суббота, когда запрещается всякая деятельность, вплоть до варки пищи и передвижения; 10-й день после лунного нового года ("день очищения", йом-киппур) - время поста и покаяния; пасха (весной); пятидесятница; праздник кущей (осенью; на 7-й или 8-й день после него - праздник "веселья Торы"). В 13 лет исповедующий И. мальчик проходит обряд "бар-миц-ва", вводящий его в общину верующих, причём он должен показать знание священного писания и произнести соответствующую речь на языке иврит. Жизнь исповедующих И. обременена множеством архаических ограничений, ритуалов, пищевых запретов и т.п.

И., как религия, талмудическая обрядность, отвлекает трудящихся евреев от понимания истинных причин социального гнёта. И., как и другие религии, всегда являлся в руках господствовавших эксплуататорских классов средством духовного угнетения трудящихся. И. взят на вооружение сионизмом, являющимся в наст, время офиц. идеологией государства Израиль. Стремясь завоевать на свою сторону массы трудящихся евреев и оторвать их от мирового рево-люц. рабочего и национально-освободит. движения, а также оправдать захватническую политику Израиля, сионизм стал использовать в своих политич. целях такие идеи И., как мессианизм, предполагающий создание нового, "идеального" Израиля (с центром в Иерусалиме), к-рый включал бы всю Палестину. Со 2-й четверти 20 в. сионизм нашёл поддержку у наиболее реакционных элементов среди иудаистов, особенно в США. В своей шовинистич. аннексионистской политике сионизм использует догмат И. о "богоизбранности" евреев, с помощью И. стремится обосновать концепцию "всемирной евр. нации" и ряд др. реакционных положений.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф, О религии. [Сб. ст.], M., 1955; Ленин В. И., О религии. [Сб. ст., 2 изд.], M., [1966]; Луначарский А. В., Об атеизме и религии. [Сб. статей, писем и др. мат-лов], M., 1972; Критика иудейской религии. [Сб. ст.], M-, 1962; Велльгауз е н Ю., Введение в историю Израиля, пер. с нем., СПБ, 1909; P а н о в и ч А., Очерк истории древнееврейской религии, M., 1937; Косидовский 3., Библейские сказания, 2 изд., M., 1969; А 1 b г i g h t W. F., Archaeology and the religion of Israel, [4 ed.], Baltimore, 1956; Eissfeldt O., Einlei-tung in das Alte Testament, 3 Aufl., Tubingen, 1964; Noth M., Geschichte Israels, 2 Aufl., Gotting