БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

вятся консервативными в своих идейно-эсте-тич. принципах. К лучшим итал. частным театр, коллективам относится труппа, во главе к-рой реж. Дж. Де Лулло, актёры P. Фальк, А. Валли, P. Альбани. Репертуар театров во многом определяется пьесами прогрессивного содержания, драмами и сатирич. комедиями, направленными против реакц. политики правящих кругов, социальных пороков совр. бурж. общества, против неофашизма. Наряду с классикой национальной и мировой (H. Макиавелли, В. Альфьери, К. Голь-дони, У. Шекспир, Мольер, А. П. Чехов и др.) ставятся пьесы итал. драматургов - Л. Пиранделло, P. Вивиани У. Бетти, Э. Де Филиппе, П. Гриффи Б. Гриффи, Б. Ронди, Л. Скуарцины Ч. Дж. Виола, С. Капелли, В. Фаджи M. Дурей, Д. Сбраджи, П. Леви А. Николаи и др., а также произве дения иностр. авторов (Б. Брехт T. Уильяме, Ж. Ануй и др.). В совр итал. театре одновременно с прогрессив ными существуют и реакц. тенденции напр., во MH. постановках католич пьес Д. Фабри и др., на основе библейских сюжетов, под мистич. покровом зрителям внушаются идеи непротивления злу, покорности существующему право порядку. Сугубо формалистич. характер носят поиски нек-рых режиссёров и драматургов, тяготеющих к т. н. абсурд ному театру. С кон. 60-х гг. в И. деиствуют т. н. политич. театры, выступающие против религ. ханжества, бурж бюрократии, неофашизма, но нек-рьх из них подчас скатываются к анархизму с их сцены звучат левацкие, псевдорево люц. лозунги. В числе известных итал актёров Дж. Альбертацци, M. Бенасси A. M. Гуарньери, Л. Бриньоне, А. Про клемер, П. Стоппа.

Значит, место в театр, жизни занимают спектакли на площадках античных театров в Сиракузе, Остии.

В 1962 в Милане организован Центр культуры под рук. драматурга и критика К. Террона, цель к-рого приблизить театр, иск-во к широкому зрителю.

Издаются многочисл. театр, журналы "II dramma" (с 1925), "Sipario" (с 1946; и др.

Лит.: Миклашевский К., La Corn-media dell'arte, или Театр итальянских комедиантов XVI, XVII, XVIII столетий, ч. 1, П, 1914 -[1917]; Оветт А., Итальянская литература, M., 1922; Игнатов С., История западноевропейского театра нового времени, M. - Л., 1940; Дживелегов А., Бояджиев Г., История западноевропейского театра. От возникновения до 1789г., M. - Л., 1941; История западноевропейского театра, т. 1 - 3, M., 1956-63; Дживелегов А. К., Итальянская народная комедия. Commedia dell'arte, M., 1962; S а п е s i I., La commedia, V. 1 - 2, Mil., 1911 - 35; Ruberti G., Storia del teatro contempora-neo, 3 ed., Bologna, 1931; А р о 1 1 о n i о M., Storia del teatro italiano, v. 1 - 2, Firenze, 1954-58; P a n d о 1 f i V., Teatro italiano contemporaneo, Mil., 1959; La commedia dell'arte, a cura V. Pandolfi, v. 1 - 6, Firenze, 1957 - 61. Г. Н. Бояджиев.


Цирк. В И. издавна были известны цирковые семьи, дававшие представления на гор. ярмарках. Старейшая птал. цирковая семья Кьярини начала свою деятельность в 80-е гг. 16 в. (виднейшие представители - Франческо, Анджелика, Аделаида и Джузеппе). В 18-19 вв. получили известность цирковые династии Франкони, Турнер, Гуэрра, Кьези, Чи-низелли, Сидоли, Труцци ц др. Нек-рые итал. семейные труппы пользовались популярностью и в др. странах, где зачастую становились основателями циркового дела. Крупнейшие цирковые предприятия в 20 в.- цирки Д. Тоньи и О. Орфеи.


XVIII. Кино

Первый итал. фильм снят в 1896. В 1905-06 в Турине, Риме, Милане были организованы небольшие кинофирмы, выпускавшие художеств, фильмы. Подъём итал. кино относится к 1912-13, успех имели псевдоисторич. фильмы и картины на лит. сюжеты. Они отличались пышными декорациями, большими массовыми сценами, а также натурными съёмками архит. памятников и пейзажей И. Большую известность получили вышедшие в 1913 фильмы-"колоссы" - "Камо грядеши" (реж. Э. Гуаццони), "Последние дни Помпеи" (реж. Л. Мад-жи) и особенно "Кабирия" (реж, Дж. Пастроне). Снимались также комедийные фильмы и салонные мелодрамы, Организовав широкую рекламу популярным актёрам, кинофирмы способствовали появлению кинозвёзд - Ф. Бертини, Л. Кавальери, Эсперии и др. В 1914-15 было выпущено неск. фильмов, к-рые стремились достоверно показать полную лишений жизнь итал. народа ("Затерянные во мраке", реж. H. Мартольо; "Ассунта Спина", реж. Г. Серена); они были созданы под влиянием веризма. 1-я мировая война 1914-18 лишила И. иностр. кинорынков, усилилась конкуренция с нем. и амер. кино. С установлением фаш. режима (1922) начался кризис итал. кино. Нек-рое оживление внесло появление в нач. 30-х гг. звукового кино; первоначально это были гл. обр. муз. фильмы с участием известных певцов. В сер. 30-х гг. фаш. пр-во пыталось использовать кино как средство пропаганды. Был установлен контроль над кинопроизводством и кинопрокатом, в 1937 в Риме построен комплекс киностудий и создан киноинститут - Экспериментальный киноцентр. Однако откровенно фаш. и милитаристских фильмов было поставлено немного. В основном продолжали выходить костюмно-постановочные фильмы и салонные мелодрамы. Работы многих кинематографистов являлись пассивной оппозицией офиц. фаш. иск-ву. На общем фоне выделялись своей гуманностью лирич. комедии M. Камерини и нек-рые фильмы А. Блазетти. Своеобразным явлением были изысканные экранизации лит. произв. 18-19 вв., создававшиеся режиссёрами "каллиграфистами", близкими к лит. направлению "проза д'арте": M. Сольдати, P. Кастеллани, А. Латтуада, Ф. Поджоли. Зародилось т. н. доку-менталистское течение - фильмы, снятые без проф. исполнителей, на натуре (P. Росселлини, Ф. Де Робертис). Вопреки офиц. пропаганде, требовавшей прославления "величия империи", в нач. 40-х гг. появились фильмы "Одержимость" Л. Висконти (1942), "Прогулка в облаках" А. Блазетти (1942, в сов. прокате "Четыре шага в облаках"), "Дети смотрят на нас" В. Де Сика (1943). Они были глубоко гуманны, показывали распад итал. общества и непрочность его устоев, царящие в нём жестокость и несправедливость. Большое значение в подготовке нового демократич. кино имела деятельность молодых, антифашистски настроенных кинокритиков, группировавшихся в годы 2-й мировой войны 1939-45 вокруг Экспериментального киноцентра и журналов "Cinema" и "Bianco e пего" Это были Дж. Де Сантис, К. Лидзани, Дж. Пуччини, А. Пьетранджелли, M. AH-топиони, Л. Висконти, M. Аликата, Г. Аристарко, У. Казираги, ставшие впоследствии видными режиссёрами и киноведами, а также руководители Экспериментального киноцентра - Л. Кья-рини и У. Барбаро.

После освобождения И. от фашизма и гитлеровской оккупации в итал. кино возникло прогрессивное направление, получившее название неореализма. На зарождение этого направления оказали, в частности, влияние теоретич. работы В. И. Пудовкина, С. M. Эйзенштейна и сов. фильмы 20-х и 30-х гг. Наиболее значит, представители этого направления - режиссёры P, Росселлини, Л. Висконти, В. Де Сика, Дж. Де Сан-тис, П. Джерми, К. Лидзани, Л. Дзампа, А. Латтуада. Манифестом неореализма стал фильм P. Росселлини "Рим - открытый город" (1945), отражавший единство итал. народа в борьбе против фашизма. Движение Сопротивления стало в 1945-46 одной из гл. тем нового кино И. (фильмы "Пайза" P. Росселлини, "Солнце ещё всходит" А. Вергано, "Опасно, бандиты!" К. Лидзани). Актуальным темам послевоен. И., страшным последствиям войны - безработице, детской безнадзорности, росту бандитизма, а также борьбе с мафией посвящены лучшие неореали-стич. фильмы: "Шуша" (1946), "Похитители велосипедов" (1948), "Умберто Д." (1951), реж. В. Де Сика; "Земля дрожит" (1948), реж. Л. Висконти; "Трагическая охота" (1947), "Горький рис" (1949), "Нет мира под оливами" (1950), "Рим, 11 часов" (1952), реж. Дж Де Сантис; "Без жалости" (1948), реж. А. Латтуада; "Во имя закона" (в сов. прокате "Под небом Сицилии", 1949), "Дорога надежды" (1950), реж. П. Джерми; "Неаполь - город миллионеров" (1950), реж. Э. Де Филиппе, комедия "Полицейские и воры" (1951), реж. Стено и M. Моничелли и др Однако прогрессивные тенденции, социальный протест в кино, историч. и кри-тич. подход к действительности наталкивались на серьёзные препятствия: им мешали отсутствие материальных средств, цензурные преследования со стороны хри-стианско-демократич. пр-ва и Ватикана. Неореалистич. фильмы были объявлены вредными и антинациональными. Одновременно в итал. кинематографию интенсивно проникал амер. капитал, голливудские монополии постепенно подчинили себе итал. кинофирмы и киностудии. Тормозилось восстановление разрушенной итал. кинопром-сти. В результате к сер. 50-х гг. качался кризис неореализма (оказавшегося во многом идейно непоследовательным): сдвиги, происшедшие в обществ, жизни И., организованная борьба трудящихся не получили достаточного отражения в фильмах неореалистов. К этому времени в ряде фильмов используются уже только чисто внеш. атрибуты неореализма ("Хлеб, любовь и фантазия", 1953, реж. Л, Коменчини), часть режиссёров отходит от прогрессивного кино. В фильме "Дорога" (1954, в сов. прокате "Они бродили по дорогам") реж. Ф. Феллини впервые прозвучали темы одиночества, разобщённости, рели-гиозно-мистич, мотивы.

Нарастание демократич движения в стране в кон 50-х - нач. 60-х гг на короткое время способствовало возвращению части итал. кинематографистов к ан-тифаш. и социальной тематике, Были поставлены фильмы: "Генерал Делла Po-вере" (1959), "В Риме была ночь" (I960), реж. P. Росселлини; "Большая война" (1959), реж. M. Моничелли, "Чочара" (1960) и "Затворники Альтоны" (1962), реж. Де Сика; "Все по домам" (1961), реж. Л. Коменчини; "Четыре дня Неаполя" (1962), реж. H. Лоя и др. Вышел ряд фильмов, в т. ч, многоплановый социальный кинороман "Рокко и его братья" (1960) Л. Висконти, фильмы - "Сладкая жизнь" (1959), "Восемь с половиной" (1962) Ф. Феллини, "Приключение" (1959), "Ночь" (1960), "Затмение" (1962), "Красная пустыня" (1964) M. AH-тониони, к-рые с разных идейных позиций отражали совр. состояние итал. бурж. общества: период врем, стабилизации, видимость процветания и т. н. экономическое чудо. Фильмы Феллини и Антониони, режиссёров, получивших мировую известность, несмотря на всё различие их творчества, показывали глубокую разобщённость людей, нарушение внутр. связей и бездуховность бурж. общества, трагич. судьбу художника в капиталистич мире. В 60-е гг. начинает работать как режиссёр писатель П. П. Пазолини, противоречивое творчество к-рого на первом этапе было проникнуто яростным социальным протестом,- "Нищий" (1961), "Мама Рома" (1962), "Евангелие от Матфея" (1964) В 70-е гг. в его фильмах всё отчётливее одерживают верх откровенно эротические и грубо натуралистич. мотивы ("Декамерон", "Свинарник" и др.), В жанре кинопублицистики выступил реж. Ф. Рози (фильмы-памфлеты "Сальваторе Джулиано", 1961, и "Руки над городом", 1963). Режиссёр M. Моничелли создал фильм "Товарищи" (1963) о первой итал забастовке. Были экранизированы значит, произв. совр. итал. литературы: "Семейная хроника" по В. Пратолини (1961, реж. В. Дзур-лини), "Девушка Бубе" по К. Кассоле (1963, реж. Л. Коменчини), "Равнодушные" по А. Моравиа (1965, реж. Ф. Ma-зелли) и др. В сер. 60-х гг. наблюдался значительный спад киноискусства. Резко вырос удельный вес коммерческих фильмов ("вестерны", сентиментально-эротич. картины, детективные комедии). Появились сделанные по амер. образцам милитаристские картины. В прогрессивном киноискусстве наиболее жизнеспособным оказался утвердившийся жанр социальной сатирич. комедии, сохранивший нек-рые лучшие традиции послевоен. итал. кино. В этом жанре работают режиссёры В. Де Сика ("Бум", 1963, "Брак по-итальянски", 1964), П. Джерми, создавший серию сатирич. трагикомедий ("Развод по-итальянски", 1961, "Соблазнённая и покинутая", 1963, и др.), а также Э. Петри, Л. Дзампа, обратившийся к режиссуре актёр А. Сорди и др.

Определ. место в итал. кино 2-й пол. 60-х гг заняли фильмы молодых режиссёров ("Кулаки в кармане" M. Бел-локкио, 1965, картины M. Сампери, Ф. Фреццы и др.), отражавшие протест молодёжи, носивший анархистский характер, однако последующие работы этих режиссёров стали разновидностью коммерч. кино. На рубеже 70-х гг. сложилось прогрессивное направление, получившее название "нового" или "левого политического кино". Оно противопоставило свои произведения, проникнутые антифашистским, антиколониалистским, демократич. духом, коммерч. продукции бурж кино. Наиболее видные представители "политического кино" И.- режиссёры Э. Петри ("Следствие по делу гражданина, оставшегося выше всяких подозрений", 1969, и "Рабочий класс идёт в рай", 1971), Ф. Рози ("Люди против", 1970, и "Дело Маттеи", 1972), Дж. Монтальдо ("С нами бог", 1969, и "Сакко и Ванцетти", 1971), Дж. Понтекорво ("Битва за Алжир", 1966, и "Кемада", 1971), Б. Бертолуччи ("Конформист" и "Стратегия паука", оба в 1969), В. Дзурлини ("Сидящий по правую руку", 1969), Дж. Пуччини ("Семь братьев Черви", 1967), Д. Дамиани, фильм к-рого "Признание полицейского комиссара прокурору республики" (1970) получил одну из гл. премий 7-го Междунар. кинофестиваля в Москве в 1971. Значительный фильм о рабочем классе - экранизация романа В. Пратолини "Метелло" (1970), реж. M. Болоньини. Направление "левого политич. кино" поддерживают представители старшего поколения. Таковы анти-фаш. картины Л. Висконти "Гибель богов" (др. назв. "Проклятые", 1968) и В. Де Сика "Сад Финци-Контини" (1971). В то время как Ф. Феллини поставил фильм "Сатирикон" (экранизация романа Петрония, 1969), проникнутый ощущением крушения цивилизации, мировой катастрофы, M. Антониони сумел отойти от главной для него темы человеческой разобщённости и поставил в США фильм "Забриски-пойнт" (1970), гневно обличающий жестокую амер. действительность и отражающий умонастроения бунтующей амер. молодёжи. Эта картина M. Антониони по праву занимает видное место как в итал. "политическом", так и в прогрессивном амер. кино.

Успешно в послевоен. годы развивается прогрессивное документальное кино, опирающееся на любительское кино. Демо-кратич. движение кинолюбителей возникло и приняло организац. формы по инициативе крупнейшего теоретика кино Ч. Дзаваттини. В 1970-71 созданы полнометражные документальные фильмы о забастовочной борьбе рабочего класса ("Контракт" и "Аполлон", реж. У. Гри-горетти), фильм об условиях жизни итал. трудящихся ("Бедные умирают раньше", реж. Б. Бертолуччи). Борьбе рим. забастовщиков посвящён фильм "Палатка на площади", снятый актёром Дж. M.Bo-лонте в 1972.

Наиболее известные актёры послевоен. итал. кино: А. Маньяни, Дж. Мазина, С. Лорен, Дж. Лоллобриджида, К. Кардинале, С. Сандрелли, M. Мастроянки, Дж. M. Волонте, А. Сорди, Тото, У.Тонь-яцци и др. Развивается творческое содружество между сов. и итал. кинематографистами, созданы фильмы совм. производства: "Они шли на Восток" реж. Дж. Де Сантиса (1964), "Красная палатка" реж. M. К. Калатозова (1970), "Подсолнухи" реж. В. Де Сика (1971), "Ватерлоо" реж. С. Ф.Бондарчука (1971) и др. В И. проводятся кинофестивали: Международный кинофестиваль в Венеции (в 1932, 1934-38 и с 1946), фестивали документальных, научных и учебно-популярных фильмов в Падуе, тури-стич. фильмов в Тренто, комич. фильмов в Бордигере, научно-фантастических фильмов в Триесте, фестиваль детских фильмов в Палермо и др. В И. существует более 40 кинофирм, все крупнейшие киностудии находятся в Риме (в т. ч. фирмы К. Понти и Д. Де Лаурентиса). Итал. кинопром-сть выпускает в год св. 200 фильмов. Имеется ок. 20 тыс. киноустановок, из них ок. 4/з принадлежит церковным приходам. Ватикан и католич. церковь влияют на кино через католич. печать и Католич. киноцентр, церковные приходы. Коммунистич. партия и левые силы И. оказывают широкую поддержку прогрессивным деятелям кино, борясь за нац. и демократич. характер итал. Киноискусства. Выходят спец. киножурналы: "Cinema nuovo", "Bianco е пего", "Filmcritica", "Cinema e film" и др. Выпускается большое кол-во телефильмов.

Лит.: Л и д з а н и К., Итальянское кпно, пер. с итал., M., 1956; К ь я р и н н Л., Сила кино, пер. с итал., M., 1955; С а д у л ь Ж., Всеобщая история кино, [пер. с франц.], т. 2, 3,6, M., 1958 - 1963; Соловьёва И., Кино Италии (1945-1960). Очерки, M., 1961; Богемский Г., Витторио Де Сика, M., 1963; Шитова В., Лукино Висконти, [M., 1965]; Кацев И., Джузеппе Де Сантис, [M., 1965]; Муратов Л. Г., Итальянский экран, Л., 1971.

Г. Д. Богемский.


"ИТАЛИЯ", дирижабль полужёсткого типа, построенный в 1927 в Италии. Объём 18 500 м3, мощность 3 мотора по 185 квт (по 250 л. с.), крейсерская скорость 90 км/час, дальность полёта 5500 км, полезная нагрузка 9,5 т. В 1928 итал. экспедиция на "И." в составе 16 чел. под командованием У. Нобиле совершила полёт с архипелага Шпицберген к Сев. полюсу, но на обратном пути потерпела катастрофу несколько севернее Шпицбергена. Из оставшихся в живых 8 участников полёта 7 чел. были спасены сов. экспедицией на ледоколе "Красин", 1 чел. - швед, лётчиком Лундборгом.

Лит. Бегоунек Ф., Трагедия в Ледовитом океане, пер. с чешек., M., 1962; Caм ойл о в и ч P. Л., На спасение экспедиции Нобиле, 4 изд., Л., 1967. Б. А. Кремер.


ИТАЛО-ГРЕЧЕСКАЯ ВОЙНА 1940- 1941, воен. действия фаш. Италии против Греции во время 2-й мировой войны 1939-45. 28 окт. 1940 итал. фаш. пр-во Б. Муссолини, стремясь к установлению господства на Средиземноморье, объявило войну Греции. Против Греции была направлена с терр. Албании, оккупированной Италией в 1939, 9-я итал. армия (8 дивизий, в т. ч. 1 танковая, всего до 200 тыс. чел.; 250 танков, 700 орудий, 400 самолётов) под команд, ген. Висконти Праска. Греция имела на границе, кроме пограничных частей, 2 пех. дивизии и 2 пех. бригады Эпирской армии ген. Папагоса, в которых насчитывалось 27 тыс. чел., 20 танков, 70 орудий и 36 самолётов. Итал. командование, уверенное в быстром разгроме греч. армии, развернуло наступление на Кас-торию и Флорину, планируя захватить Эпир, затем оккупировать всю Грецию. Однако греч. армия, умело используя горную местность, оказала упорное сопротивление и 14 ноября остановила итал. наступление, а затем, увеличив свои силы до 12 пех., 2 кав. дивизий и 3 пех. бригад, перешла в контрнаступление. 21 нояб. греч. войска, преследуя отступавшего противника, вступили на терр. Албании, где были поддержаны алб. партизанами. Итал. командование спешно подтянуло подкрепления и создало 11-ю армию, объединённую с 9-й в группу армий "Албания" (27 дивизий, командующий ген. Содду). Несмотря на превосходство сил противника, греч. войска продвинулись на алб. терр.