БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

на свете можно рассматривать "серьёзно" и "комически"), а во-вторых, его необычайной динамичностью, его "природой Протея" (Жан Поль Рихтер), игровой способностью скрываться под любой личиной. К. часто противопоставляли трагическому (Аристотель, Ф. Шиллер, Ф. В. Шеллинг), возвышенному (Жан Поль Рихтер), совершенному (М. Мендельсон), серьёзному (Ф. Шлегель, И. Фолькельт), трогательному (Новалис), но достаточно известны трагикомический и высокий (т. е. возвышенный), серьёзный и трогательный (особенно в юморе) виды смешного. Сущность К. усматривали в "безобразном" (Платон), в "самоуничтожении безобразного" (нем. эстетик-гегельянец К. Розенкранц), в разрешении чего-то важного в "ничто" (И. Кант), но чаще всего определяли формально, видя её в несообразности, несоответствии (между действием и результатом, целью и средствами, понятием и объектом, и т. д.), а также в неожиданности (Ч. Дарвин); однако существует и К. "соответствия", и нередко впечатляет как раз К. "оправдавшегося ожидания" (суждения признанного комика, "шута", в его устах сугубо смешны). Мало удовлетворяя в роли универсальных формул, разные, эстетич. концепции К., однако, довольно метко определяли существо той или иной разновидности К., а через неё и некую грань К. в целом, так как "протеистичность" К. и сказывается в непринуждённом переходе его форм друг в друга. Общую природу К. легче уловить, обратившись сперва - в духе этимологии слова - к известному у всех народов с незапамятных времён игровому, празднично весёлому (нередко с участием ряженых), коллективно самодеятельному народному смеху, напр, в карнавальных играх. Это смех от радостной беспечности, избытка сил и свободы духа - в противовес гнетущим заботам и нужде предыдущих и предстоящих будней, повседневной серьёзности - и вместе с тем смех возрождающий (в ср. века его называли risus paschalis, "пасхальный смех" - после длит, лишений и запретов великого поста). К этому "воскрешающему" смеху ("рекреационному", восстанавливающему силы) - как в школе во время перемены (рекреации) между двумя уроками,- когда в свои права вступает игровая фантазия, применимо одно из общих определений К.: "фантазирование... рассудка, которому предоставлена полная свобода" (Jean Paul's Sammtliche Werke, Bd 49, В., 1827, Tl 1, S. 161). На карнавальной площади, как и в частном доме за пиршеств, столом, всегда и везде, где миром правит игровой смех "комоса", воцаряется двузначная атмосфера действительности, преломлённой сквозь призму изобретательной фантазии: богатый на выдумки, "играющий человек" как бы подвизается в роли изобретательного "творческого человека". Все элементы смешного образа при этом взяты из жизни, у реального предмета (лица), но их соотношения, расположение, масштабы и акценты ("композиция" предмета) преображены творческой фантазией; один из источников наслаждения от К.- это наше "узнавание" предмета под преображённой до неузнаваемого, напр, в шарже, карикатуре, маской: сотворчество зрителей и слушателей. По содержанию смех универсальный и амбивалентный (двузначный - фамильярное сочетание в тоне смеха восхваления и поношения, хулы и хвалы) - это и смех синкретический как по месту действия - без "рампы", отделяющей в театре мир К. от реального мира зрителей, так и по исполнению - часто слияние в весельчаке автора, актёра и зрителя, напр. ср.-век. шут, др.-рус. скоморох, комик в быту, к-рый, импровизируя, потешается и над собой, и над слушателями, над своей натурой как над их натурой, откровенно (в состоянии "свободы духа") представленной. В празднично игровом, глубоко объективном по своей природе смехе как бы сама жизнь празднует и играет, а участники игры - лишь более или менее сознательные органы её. Высшие образцы этого (извечного, а по истокам - фольклорного) "собственно комического" в иск-ве - это насквозь игровой образ Фальстафа у Шекспира, а также роман "Гаргантюа и Пантагрюэль" Ф. Рабле.

В синкретич. смехе потенциально или в зачаточном виде заложены мн. виды К., обособляющиеся затем в ходе развития культуры. Это прежде всего ирония и юмор, противоположные по "правилам игры", по характеру личины. В иронии смешное скрывается под маской серьёзности, с преобладанием отрицат. (насмешливого) отношения к предмету; в юморе - серьёзное под маской смешного, обычно с преобладанием положит, ("смеющегося") отношения. Среди всех видов К. юмор отмечен в принципе миросозерцат. характером и сложностью тона в оценке жизни. В юморе "диалектика фантазии" приоткрывает за ничтожным - великое, за безумием - мудрость, за смешным - грустное ("незримые миру слезы", по словам Н. В. Гоголя). Притча о юморе гласит, что радость и горе встретились ночью в лесу и, не узнав друг друга, вступили в брачный союз, от к-рого родился юмор (М. Лацарус). Напротив, обличит, смех сатиры, предметом к-рого служат пороки, отличается вполне определённым (отрицательным, изобличающим) тоном оценки. Начиная с античности (Ювенал) существует, впрочем, и не комич. сатира, воодушевляемая одним негодованием. Но именно великим сатирикам (Дж. Свифт, М. Е. СалтыковЩедрин ) нередко свойственно перемежать серьёзное (социально значительное) с алогично забавным, абсурдным, как бы шутливо незначительным (персонаж с "фаршированной головой" у Салтыкова-Щедрина) - компенсаторная (восстанавливающая бодрость) функция смеха, в к-рой наглядно сказывается генетич. связь сатиры с собственно К.

По значению (уровню, глубине К.), т. о., различаются высокие виды К. (величайший образец в литературе - Дон Кихот Сервантеса, смех над наиболее высоким в человеке) и всего лишь забавные шутливые виды (каламбур, реализованные метафоры, дружеские шаржи и т. п.); к забавно К. применимо определение смешного у Аристотеля: "...ошибка и безобразие, никому не причиняющие страдания и ни для кого не пагубные" (Об искусстве поэзии, М., 1957, с. 53). Для К. обычно важна чувственно наглядная природа конкретного предмета, игра на утрировке величины элементов (карикатура, от итал. caricare - преувеличивать, утрировать), на фантастич. сочетаниях (гротеск); но наряду с этим остроумие (острота), вырастая из сравнения, строится также на сближении далёких, более или менее отвлечённых понятий; остроумие - это "играющее суждение" (К. Фишер), "ряженый поп, брачущий любую пару" (Жан Поль Рихтер) вопреки воле "родственников" и общепринятым представлениям; комич. эффект при этом как бы играет роль доказательства. По характеру эмоций, сопровождающих К., и их культурному уровню различают смех презрительный, любовный, трогательный, жестокий (едкий и "терзающий", или саркастический,- см. Сарказм), трагикомический, утончённый, грубый, здоровый (естественный), больной и т. д. Весьма важно также духовное состояние "комика": смех сознательный, когда человек владеет процессом К., и, напротив, когда им безлично играют внешние обстоятельства, жизнь (ставя в "смешное положение") или бессознательное играет им, как простым орудием, невольно "разоблачая" его ("автоматизм К.", по А. Бергсону).

Ещё Аристотель отметил, что смеяться свойственно только человеку (у нек-рых высших видов животных, у человекоподобных обезьян и собак, наблюдаются зачаточные формы беззвучного смеха). Велико антропологич. значение К.; по словам И. В. Гёте, ни в чём так не обнаруживается характер людей, как в том, что они находят смешным. Истина эта равно применима к отд. индивидам, целым обществам и эпохам (то, что не кажется смешным одной культурно-историч. среде, начиная с обычаев, одежды, занятий, обрядов, форм развлечений и т. п., вызывает смех у другой, и наоборот), а также к нац. характеру, как это обнаруживается и в иск-ве (роль юмора, особенно эксцентрического, в английской, остроумия во французской лит-ре, сарказма в испанском иск-ве: сатира Ф. Кеведо, графика Ф. Гойи). Величайшим объективным источником К. является, сохраняя при этом "игровой" характер, история человеческого общества, смена отживших социальных форм новыми. Старый строй общества - это "...лишь комедиант миропорядка, действительные герои которого уже умерли... Последний фазис всемирно-исторической формы есть её комедия... Почему таков ход истории? Это нужно для того, чтобы человечество весело расставалось со своим прошлым" (М арке К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 418). С полным правом можно говорить о "геркулесовой работе смеха" (М. Бахтин) в истории культуры по "очищению земли", по исцелению, освобождению человеческого сознания от всякого рода "чудищ" - ложных страхов, навязанных культов, отживших авторитетов и кумиров,- о духовно-терапевтич. роли К. в быту и в иск-ве.

Единств, предмет К.- это человек (и человекоподобное в зверях, птицах и т. д.). К. поэтому чуждо архитектуре, а др. иск-вам свойственно в разной мере. Наиболее благоприятна для универсальной природы К. художественная литература, где на К. основан один из главных и наиболее игровой вид драмыкомедия.

Лит.: Чернышевский Н. Г., Возвышенное и комическое, Полн. собр. соч.,

т. 2, М., 1949; Бергсон А., Смех в жизни и на сцене, пер. с франц., СПБ, 1900; С а к к е т т и Л., Эстетика в общедоступном изложении, т. 2, П., 1917, гл. 12 - 13; Сретенский Н. Н., Историческое введение в поэтику комического, ч. 1, Ростов н/Д., 1926; Б а х т и н М. М., Творчество Ф. Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса, М., 1965; Пинский Л. Е., Комедии и комическое у Шекспира, в кн.: Шекспировский сборник, М., 1967; Б ор е в Ю. Б., Комическое, М., 1970; R i с liter I. P., Vorschule der Asthetik, Hamb., 1804; L i p p s Th., Komik und Humor, 2 Aufl., Lpz., 1922; Junger F. G., tJber das Komische, 3 Aufl., Fr/M., 1948; A ub о u i n E., Les genres du risible, Marseille, 1948; Plessner H., Lachen und Weinen, [2 Aufl.], Bern, [1950]. Л. Е. Пинский.

"КОМИШЕ ОПЕР" ("Komische Oper"), оперный театр в Берлине, один из ведущих муз. театров ГДР. Открыт в 1947. Основатель, художеств, руководитель и режиссёр "К. о." - В. Фельзенштейн. В репертуаре театра наиболее художественно ценные произв. мировой классики и современности. Среди лучших спектаклей, воплотивших реалистич. искания и творч. принципы "К. о.",- "Кармен" Визе (1949), 5 опер, удостоенных Нац. пр. ГДР,- "Вольный стрелок" Вебера (1951), "Волшебная флейта" Моцарта (1954), "Лисичка - плутовка" Яначека (1956), "Отелло" Верди (1959), "Проданная невеста" Сметаны (I960), а также пост, опер-"Последний выстрел" Маттуса (1967), "Любовь к трём апельсинам" Прокофьева (1968), "Порги и Бесс" Гершвина (1970) и др. В 1966 в "К. о." создана балетная труппа. Гл. балетмейстер - Т. Шиллинг. Оперная труппа гастролирует во мн. странах мира, в т. ч. в СССР (1959, 1965). Балетная труппа выступала в СССР в 1970.

Лит.: К р а у з е Э., Вальтер Фельзенштейн и его театр, "Советская музыка", 1960, МЬ 1; Кузнецова И., Утверждение правды, там же, 1966, №2; Krause E., Die gropen Opernbuhnen Europas, В., 1966, S. 26 -27- С. М. Грищенко.

КОМКОР, воинское звание в Сухопутных войсках и ВВС Красной Армии в 1935-40. Введено постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 сент. 1935. В ВМФ званию К. соответствовало звание флагмана 1-го ранга, а в воен.-политич. составе армии и флота - корпусного комиссара. Отменено 7 мая 1940 (см. Звания воинские).

КОМЛЕВ Абрам Павлович [30.10(11. 11).1879, дер. Петропавловка, ныне Валковского р-на Харьковской обл.,- авг. 1918, Казань], деятель революц. движения России. Чл. Коммунистич. партии с 1903. Род. в крест, семье. Портной. Вёл парт, работу на ст. Лозовой, в Севастополе, Ярославле, Одессе. Во время Революции 1905-07 на парт, работе в Донбассе. С 1906 чл. Казанского к-та РСДРП, участвовал в создании профсоюза портных в Казани. Неоднократно подвергался репрессиям. Участник Февр. революции 1917. Делегат Седьмой (Апрельской) конференции РСДРП(б). Один из организаторов борьбы за установление Сов. власти в Татарии. В авг. 1918, когда белочехи и белогвардейцы захватили Казань, был арестован и после пыток расстрелян.

Лит.: Лебедева А. И., А. П. Комлев, в кн.: Борцы за счастье народное, Казань, 1967.

КОМЛО (Komlo), город на Ю. Венгрии, в медье Баранья, на сев. склонах гор Мечек. 28 тыс. жит. (1970). Важный центр добычи коксующегося кам. угля, предназначенного для Дунайского металлургич. комбината в Дунауйвароше.

КОММА (от греч. komma - отрезок), в музыкальной акустике интервал приблизительно в 1/9-1/10 целого тона; см. Строй.

КОММАНДИТНОЕ ТОВАРИЩЕСТВО (франц. commanditc, от итал. ассоmandita, от accomandare - доверять), в буржуазных гос-вах вид торг, товарищества. Участники К. т. подразделяются на 2 категории: полные товарищи, несущие неограниченную имуществ. ответственность по обязательствам товарищества, и коммандисты, отвечающие по обязательствам К. т. в пределах их вклада, размер к-рого определяется договором и заносится в реестр. Коммандисты, в отличие от полных товарищей, не вправе заниматься ведением дел К. т., выступать его представителями. К. т. возникли впервые в Зап. Европе в 15-16 вв., в Великобритании коммандитной форме соответствует один из видов товарищества с ограниченной ответственностью - limited partnership.

В совр. практике капиталистич. гос-в форма К. т. используется для расширения концентрации капитала. Законодательство капиталистич. гос-в в императивном порядке регулирует лишь вопросы ответственности К. т. перед третьими лицами, внутр. отношения между участниками К. т. (ведение дел, распределение прибыли и т. д.) регулируются диспозитивными нормами.

КОММАНДОС (англ, commandos, мн. ч. от commando), 1) в конце 19 в. небольшие вооруж. ополченческие отряды буров, к-рые действовали против местного афр. населения и в англо-бурской войне 1899-1902. 2) Во 2-й мировой войне 1939-45 в вооруж. силах Великобритании наименование К. в июне 1940 было присвоено спец. отрядам, предназначенным для разведывательно-диверсионных действий. Отряды К. сначала формировались в армии, а с 1942 также в ВМС. Отряд К.состоял из неск. взводов, к-рые комплектовались из солдат-добровольцев регулярной армии и проходили спец. подготовку для разведывательно-диверсионных действий на море и на суше. К наиболее известным операциям К. относятся их рейды на побережье Норвегии, в р-не Лофотенских о-вов, на побережье Франции, в р-нах Альпрек, Дьеп (19 авг. 1942) и др. На Средиземном м. К. осуществляли рейды на о. Крит, в Тобрук, а также произвели нападение на штаб Роммеля в нояб. 1941 в р-не Беда-Литторня. С открытием второго фронта в Европе в Нормандской десантной операции 1944 7 отрядов К. (по 500-600 чел.) использовались для захвата плацдармов и обеспечения высадки осн. сил десанта. После 2-й мировой войны К. сохранились в ВМС Великобритании. B.C. Голубович.

КОММЕЛИНА (Commelina), род травянистых растений сем. коммелиновых. Стебли обычно мясистые. Цветки в пазушных цимозных соцветиях. Лепестки часто ярко-синие. Ок. 180 (по др. данным, 230) видов, гл. обр. в тропич. и субтропич. областях обоих полушарий. В СССР 1 вид: К. обыкновенная, синеглазка, или лазорник (С. communis), родом из Японии и Китая; растёт на Д. Востоке, а также в некоторых р-нах Сибири, Предкавказья и Кавказа. Карантинный сорняк. Венчик из 2 крупных ярко-синих лепестков и 1 маленького бледноокрашенного. Лепестки содержат синюю краску, пригодную для окраски рыбьей кожи и шкур зверей (используются с этой целью нанайцами). Нек-рые виды К. разводят как декоративные и овощные.

Коммелина обыкновенная: а- цветок; б- плод.

Лит.: Котт С. А., Карантинные сорные растения и борьба с ними, 2 изд., М., 1953.

КОММЕЛИНОВЫЕ (Commelinaceae), семейство однодольных растений. Травы, часто мясистые, с олиственным узловатым стеблем. Цветки в соцветиях, обычно обоеполые, правильные или иногда неправильные, трёхчленные, с чашечкой и венчиком. Ок. 40 родов (более 500, по др. данным, до 1000 видов), преим. в тропиках и субтропиках обоих полушарий. В СССР - роды коммелина и анейлема (1 вид на Д. Востоке). К К. относятся многие разводимые в СССР как декоративные виды родов традесканция, Zebrina, Spironema и др.

КОММЕНДАЦИЯ (лат. commendatio - рекомендация, одобрение, от commendoвверяю, передаю), 1) в Др. Риме присвоенное Юлием Цезарем, а затем Августом и его преемниками право рекомендовать сенату своих кандидатов на сохранившиеся респ. должности. 2) В Зап. Европе в период раннего средневековья договор, закреплявший акт отдачи себя под покровительство другому, более "сильному", становившемуся патроном первого (коммендирующегося). Институт К., устанавливавший отношения личной зависимости коммендирующегося от патрона, оформлял различные реальные отношения. Один тип К. представлял собой акт признания вассалом своего подчинения власти сеньора, за чем следовала клятва верности и пожалование вассала бенефицием или феодом .Такая К. оформляла отношения вассалитета внутри складывавшегося господств, класса. Второй вид - К. разорявшихся свободных людей крупному землевладельцу. При этом отдача себя "слабым" человеком под покровительство более "сильному", богатому приводила не только к личной зависимости, но часто к материальной: коммендирующийся нередко становился держателем земли, принадлежавшей патрону. Такая К. юридически оформляла зависимость крестьянина от феод, землевладельца.

КОММЕНСАЛ [позднелат. commensalis, от лат. com (cum) - совместно, сообща и mensa - стол], сотрапезник, нахлебник, один из совместно живущих (постоянно или временно) организмов разных видов, извлекающий из этого известную пользу и не причиняющий др. организму вреда (см. Комменсализм).

КОММЕНСАЛИЗМ, сотрапезничество, нахлебничество, со-1 жительство животных разных видов, характеризующееся тем, что один из них (комменсал) постоянно или временно живёт за счёт другого, не причиняя ему вреда (ср. Аменсализм). При К. один из организмов может использовать другой для защиты, как средство передвижения или питаться за его счёт. В зависимости от характера взаимоотношений животных, к-рым свойствен К., их делят на три группы. 1) Комменсал ограничивается использованием пищи организма др. вида; напр., в извивах раковины, занятой раком-отшельником, обитает кольчатый червь из рода Nereis, поедающий остатки пищи рака. 2) Комменсал прикрепляется (временно или постоянно) к организму др. вида, к-рый в этом случае наз. хозяином; напр., рыба-прилипало своим спинным плавником, превращённым в присоску, прикрепляется к коже акул и др. крупных рыб, пользуясь ими для передвижения; мор. гидроиды, поселяющиеся на коже р