БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

сложившегося в И. футуризма стремились к абстрактному отражению в иск-ве динамизма индустр. эпохи (работы живописца и скульптора У. Боччони, живописцев К. Карра, Дж. Северини и др.). С кон. 1910-х гг. в работах мастеров "метафизич. живописи" проявились нео-классич. тенденции (ясные, логически упорядоченные натюрморты Дж. Моранди; портреты Ф-Казорати; проникнутые ощущением трагич. опустошённости и застылости мира пейзажи Дж. Де Кирико). В работах ряда художников обращение к традициям иск-ва этрусков и греч. архаики обусловило черты декоративной стилизации (живопись M. Кампильи, скульптура M. Марини). Идеологию фашизма выражали монументальные росписи художников группы "Новеченто" (M. Сирони и др.), в к-рых академические черты и отдельные приёмы новейших художеств, течений сочетались с напыщенной аллегорич. риторикой. В кон. 20 - нач. 30-х гг. офиц. фаш. направлению в иск-ве противостояли художники ряда группировок ("Римской школы", "Корренте" и др.), призывавшие к "свободе творчества" и выражавшие социальный протест в драматически-экспрессивных формах (работы живописцев Ши-пионе, P. Гуттузо). Во время 2-й мировой войны 1939-45сложилось, а с кон. 40-х гг. вступило в период расцвета окрепшее в годы борьбы с фашизмом прогрессивное реа-листич. направление (живопись и графика P. Гуттузо, Г. Мукки, А. Пиццинато, К. JIe-ви, Дж. Мелони, P. Веспиньяни, Дж.Дзигаины). Для творчества художников-реалистов характерны стремление к широкому показу действительности с присущей ей остротой противоречий, жизнеутверждающий демократизм и героическая приподнятость образов, яркая эмоциональная выразительность художеств, языка. Реа-листич. тенденции в скульптуре представлены творчеством Дж. Манцу, работам которого свойственна драматически напряжённая живописная лепка форм, а также Э. Греко, для произв. к-рого характерны пластич. цельность и выразит, острота силуэтов. Реализм в иск-ве И. развивается в условиях напряжённой борьбы с получающими офиц. гос. поддержку модернистскими течениями - с многочисл. разновидностями абстрактного искусства (живопись P. Биролли, Э. Морлотти, M. Реджани, А. Бурри; скульптура А. Виани, П. Консагры и др.), а с сер. 1960-х гг.- с "поп-артом".

Ф. Мессина. "Ева". Бронза. 1948. Собрание Маринотти. Милан.


Лит.: Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 1, т. 3 - 6, кн. 1, M., 1960 - 65; Всеобщая история архитектуры, т. 4-5, M., 1966-67, т. 7, M.. 1969; Алпатов M. В., Италь-янское искусство эпохи Данте и Джотто, М.- Л., 1939; Лазарев В. H., Происхождение итальянского Возрождения, т. 1 - 2, M., 1956 - 59; Виппер Б. Р., Борьба течений в итальянском искусстве XVI века (1520 - 1590), M., 1956; его же, Проблема реализма в итальянской живописи XVII- XVIII веков, M., 1966; P о т е н б е р г E. И., Искусство Италии XVI века, [M., 1967]; Горяинов В. В., Современное искусство Италии, M., 1967; Кацнельсон P. А." Новейшая архитектура Италии, M., 1963: Беренсон Б., Живописцы итальянского Возрождения, M., 1965; Данилова И. E., Итальянская моВу ментальная Живопись, M., 1970; Vent ur i A., Storia dell'arte italiana, v. 1 - 11, Mil., 1901 - 40: D ' А п с о и a P. (ed altri), Storia dell'arte italiana, v. 1-3, Firenze, [1953 - 56]; Ch a st el A., L'art italien, v. 1 - 2. P., [1956]; D e 1 о g и G., Italienische Baukunst, TL., [1947]; K i d d e r-S m i t h G. E., Italy builds, L., [1955] (на англ, и итал. яз.); В г i g g s M. S., The architecture in Italy, L.- N. Y., 1961; M a r 1 e R. van, The development of the Italian schools of painting, v. 1 - 19, The Hague, 1923 - 38; Ga 1 e 11 i U. eCamesascaE., Enciclopedia della pittu-ra italiana, [v. 1 - 3], Mil., [1951]; Pittura italiana. Testi di E. Carli, C. Gnudi, R. Salvini, F. Bellonzi, v. 1 - 4, Mil., 1959-60; Pope-Hennessy J., An introduction to Italian sculpture, pt 1 - 3, L., 1955-62.

P. Гуттузо. "Девушка, поющая „Интернационал". 1951.

Собрание С. Амиден. Рим.

XV. Музыка

Существ, роль в развитии мирового муз. иск-ва принадлежит муз. культуре И. Итал. нар. музыка отличается певучестью мелодий, живостью, зажигательностью ритмов. Для нар. танцев характерен размер 6/8, 12/8 и быстрый, зачастую стремительный, темп: сальтарелло (сохранились записи 13-14 вв.), родственные ему ломбарда (танец Ломбардии) и фурлана, или форлана (венецианский, фриульский танец), тарантелла (южно-итал. танец, ставший общенациональным). Наряду с тарантеллой популярна сицилиана, которой близки баркарола (песня венецианских гондольеров) и тосканская риспетто (песня восхваления, любовного признания). Известны песни-жалобы - ламенто (тип причитания). Пластичность и певучесть мелодии, лиризм, нередко подчёркнутая чувствительность типичны для распространённых в И. неаполитанских песен. Итал. нар. мелодии питали оперную и балетную музыку, проникали в религ. мессы. К нар. музыке обращались MH. композиторы И. и др. стран (в т. ч. M. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, П. И. Чайковский).

Существ, влияние на формирование итал. музыки оказало муз. иск-во Др. Рима (см. в ст.Рим Древний). В 6-7 вв., в результате отбора и переработки рим. церковью мн. местных христ. песнопений, церк. мелодии были систематизированы и канонизированы, завершился процесс создания канонич. григорианского хорала, ставшего основой культовой музыки Зап. Европы. Католич. церковь, искореняя из церк. музыки проникающие в неё живые элементы нар. мелодий, наталкивалась на сопротивление гор. общин, стремившихся сохранить местные особенности напевов. Так, напр., Милан отстаивал свои, менее аскетичные, напевы, т. н. амвросианское пение, сложившееся ещё в 4 в. (см. Амвросий).

В кон. 10 в. крупным центром муз. культуры И. становится Тоскана. Здесь частично протекала деятельность музыканта-теоретика Гвидо д'Ареццо - реформатора нотного письма (его реформа легла в основу совр. нотации). Во Флоренции в 14 в. складывается Аре Нова (Новое искусство) - прогрессивное направление в муз. творчестве и теории музыки эпохи Раннего Возрождения, положившее начало расцвету светских 2-и 3-голосных лирических (мадригал, бал-лата) и жанровых (качча) песен, инст-рум. музыки. Среди музыкантов выделяются: флорентийский коми, и органист Ф. Ландино, муз. теоретик Маркет-TO Падуанский. В 13-14 вв. получили распространение лауды - одноголосные и многоголосные хвалебные песнопения духовно-назидат. характера на мелодии народнопесенного склада. Лауды распевались на собраниях гор. "братств" в Тоскане, Венеции и др.

В эпоху Возрождения развивается светское иск-во, усиливается влияние нар. музыки, значит, успехов достигает муз.-теоретич. мысль (венецианский комн. и теоретик Дж. Царлино явился основоположником учения о гармонии), возникают новые формы муз.-обществ, жизни - муз. академии (одна из них организована в 1470 при дворе Медичи во Флоренции; в 1566 в Риме основана академия "Санта-Чечилия"; в 1666 в Бо-лонье учреждена филармонич. академия) и консерватории (проф. муз.-учебные заведения). О. Петруччи изобрёл новый способ нотопечатания (патент в 1498). Расцветают светские вокальные жанры - фроттолы, вилланеллы, утвердившие в отличие от сложной полифонии итал. церк. музыки иной тип многоголосия - преобладание аккордики (гомофонии), выделение в верхнем голосе простой, легко запоминающейся мелодии. Песни этих жанров, близкие народным, были популярны среди демократич. слоев гор. населения. В 16-17 вв. центральное место в светской музыке занимает мадригал, распространившийся в эпоху Раннего Возрождения (становится вокальной поэмой 4- или 5-голосного склада, обычно на любовно-лирич. тематику). Новый тип мадригала создали А. Вилларт, Л. Маренцио, К. Джезуальдо ди Веноза, К. Монтеверди.

В 15-16 вв. итал. музыка осваивает достижения европ. полифонистов, оказывая в то же время влияние на мастеров нидерландской школы. В 16 в. формируются крупные школы полифонич. музыки - римская (выдвинулась в период Контрреформации) и венецианская. Рим. школу (центр - собор св. Петра) возглавлял Палестрина, создавший классич. образцы катайте, хорового многоголосия а капелла. Он "прояснил" полифонию, приблизился к аккордовому складу, утвердившемуся в светской музыке эпохи Возрождения (писал также светскую музыку - мадригалы). В противовес Строгому прозрачно-аккордовому стилю а капелла рим. школы, венецианская (центр - собор Сан-Марко) создала пышный, монументально-декоративный стиль вокально-инструм. многоголосия в церк. и светской музыке (с использованием двух и больше хоров, усиленных органами, инструм. ансамблями). Крупнейшие мастера - А. Вилларт (основоположник школы), А. Габриели, Дж. Габриели.

На рубеже 16-17 вв. в И. возникают новые виды вокально-инструм. музыки - опера, оратория, кантата, канцона (сольная песня с инструм. аккомпанементом), в к-рых совершается переход от полифонии к гомофонии. Высокохудожеств. образцы ораторий и кантат создали Дж. Кариссими, А. Страделла. Появление оперы (кон. 16 в.) было подготовлено развитием всех жанров итал. муз. иск-ва: светской музыки, муз.-драматич. представлений (майские представления в деревнях, священные представления, мадригальные комедии, интермедии, пасторальные балеты). В становлении оперы существ, роль принадлежала муз.-поэ-тич. содружествам, члены к-рых стремились к возрождению антич. трагедии, проповедовали синтез поэзии и музыки. К флорентийскому кружку ("Камерата", возник в 1580) принадлежали первые оперные композиторы - Я. Пери, Дж. Каччини. В 1597 во Флоренции была поставлена первая опера - "Дафна" (Я. Пери, текст О. Ринуччини). В 17 в. опера распространилась по всей И. Формируясь одаовременно в неск. городах, новый муз.-сценич. жанр приобретал различные черты: на флорентийской опере сказалась нек-рая академич. замкнутость аристократич. художеств, кружка; в Мантуе она носила характер придворного зрелища; в Риме на неё влияли клерикальные круги, впервые появилась бытовая опера (религ.-назидательного характера). В процессе развития опера выходит за пределы аристократич. среды (вначале ставились закрытые спектакли для знати). В Венеции с 1637 открываются публичные платные оперные театры (первый из них - "Сан-Кассиано"). Основателем оперной школы здесь был К. Монтеверди - классик оперы, автор муз. трагедий, создавший новый, "взволнованный", музыкально-драматич. стиль (кончитато). Среди крупных композиторов венецианской оперной школы 17 в.- Ф. Кавалли, M. А. Чести.

На рубеже 17-18 вв. центр оперного иск-ва из Венеции переместился в Неаполь. Неаполитанская оперная школа, возглавлявшаяся А. Скарлатти, культивировала жанр оперы-сериа (серьёзная опера, окончательно сложилась в нач. 18 в.). Оперы этого жанра писались на условно-героич. сюжеты (преим. из антич. мифологии); крупнейшие либреттисты - А. Дзено и П. Метастазио. Для оперы-сериа характерно преобладание сольных номеров (типична 3-частная ария да капо), без хора и балета. В ней достигло высокого совершенства иск-во сольного пения - бельканто. Однако с течением времени внеш. виртуозная сторона исполнения, выдвинувшаяся на первый план, заслонила драматич. и муз. содержание спектакля. Опера превращалась в "концерт в костюмах". Белее поздние представители неаполитан-ской оперной школы, особенно H. Йом-мелли и T. Траэтта, стремились преодолеть установившиеся штампы, сближаясь с принципами оперной реформы К. В. Глюка.

В сер. 18 в. в Неаполе и почти одновременно в Венеции сформировался новый жанр - опера-буффа (комич. опера, первоначально с уклоном в буффонаду, затем в сентиментализм). Предшественниками оперы-буффа были популярные в нач. 18 в. комедии с музыкой и комич. муз. интермедии в операх-сериа (опера-буффа "Служанка-госпожа" Перголези была поставлена в 1733 как интермедия между актами его же оперы-сериа "Гордый пленник"). Этот реалистич. жанр, народный по своим истокам и социальному содержанию, близкий по сюжетам к гор. и сел. быту, внёс в оперу яркую характеристичность, живую струю обществ, сатиры (изобилие комич. ситуаций, пародий) и способствовал распространению демократич. идей. Крупнейшие мастера оперы-буффа - H. Пиччинни, Дж. Паизиелло, Д. Чимароза (неаполитанская оперная школа), Б. Галуппи (венецианская оперная школа). В развитии оперы-буффа значительна роль К. Голъдони - автора MH. либретто (преим. к операм Галуппи).

Лучшие итальянские певцы 18 в. обучались в Неаполе (у H. Порпоры), Бо-лонье (у Ф. Пистокки), Венеции (у А. Лотти, M. Гаспарини). Среди известных исполнителей: певцы-кастраты А. Бернакки, Дж. Карестини, Каффарел-лн, Фаринелли (в кон. 18 - нач. 19 вв. их постепенно вытесняют тенора); певицы Л. Агьяри, А. де Амичис, Ф. Бордони, К. Габриелли, Ф. Куццони, В. Тези, А. Тонелли; певцы M. Аллегранти, M. Бабини, Ф. Буссани, Дж. Давид и др.

В 18 в. открываются новые оперные театры, в т. ч. "Сан-Карло" в Неаполе (1737), "Ла Скала" в Милане (1778), "Фениче" в Венеции (1792) и др.

Расцветает также инструм. музыка. Начиная с 16 в. и особенно в 17-18 вв. высокого развития достигает лютневое (Франческо да Милане, В. Галилеи), органное (Дж. Фрескобалъди), клавир-ное (Д. Скарлатти) иск-во. Большое значение приобретает музыка для смычковых инструментов, в особенности для скрипки. Композиторы-исполнители во главе с А. Корелли, А. Вивальди, Дж. Тартини заложили основы новых циклич. форм: концерта - ансамблево-оркестрового (т. н. кончерто-гроссо) и сольного; сонаты - ансамблевой (т. н. трио-сонаты) и сольной. Вивальди принадлежит один из ранних выдающихся образцов программного симфонизма (концерт "Времена года" для скрипки, струнного квинтета, органа и клавира). Одним из создателей симфонии выступил Дж. Саммартини. Крупным мастером симф. и камерной музыки 18 в. был виолончелист и комп. Л. Боккерини.

Росту инструм. музыки способствовало появление первоклассных муз. инструментов. Ещё в 15 в. в Бреше, а затем в Кремоне развилось иск-во изготовления смычковых инструментов. В 16-18 вв. в И. работали крупные мастера - семьи Амати и Гварнери, А. Страдивари. В 1709-11 Б. Кристофори изобрёл фортепьяно (молоточковый клавир).

MH. итал. музыканты в 18 и нач. 19 вв. работали в других европ. странах (в т. ч. композиторы А. Саккини, Л. Керубини, Г. Спонтини; в России - Ф. Арайя, Б. Галуппи, Дж. Паизиелло, Дж. Сарти, Д. Чимароза). В то же время И. привлекала MH. иностр. композиторов, музыкантов, певцов, к-рые завершали здесь муз. образование. Среди уч. муз. центров выделялась Болонская филармонич. академия. В 18 в. руководящая роль в ней принадлежала теоретику Дж. Мартини. Членами академии были В. А. Моцарт, чеш. комп. И. Мысливечек, рус. музыканты M. С. Березовский и E. И. Фомин.

На рубеже 18 и 19 вв. выдвигаются H. Паганини - композитор и скрипач, один из основоположников муз. романтизма, и M. Клементи - один из создателей классич. фп. сонаты, основатель лондонской пианистич. школы.

Оперное иск-во 19 в. развивалось под непосредств. влиянием обществ.-политич. жизни. В период Рисорджименто мн. композиторы чутко откликались на свободолюбивые устремления соотечественников. В ряде опер Дж. Россини, особенно в его историко-героич. опере " Вильгельм Телль " (1829, Париж), прозвучал страстный призыв к борьбе за свободу. В творчестве Россини достигла вершины реалистич. опера-буффа ("Севильский цирюльник", 1816). Романтич. направление в итал. опере 19 в. представлено творчеством В. Беллини и Г. Доницетти. Романтик-лирик Беллини выразил в своей музыке тоску и чаяния итал. народа, мечту об освобождении родины (хоры из его оперы "Норма" вызывали у публики во время спектакля взрывы патриотич. чувств). Одной из вершин реализма в оперном иск-ве 19 в. явилось творчество Дж. Верди. Наравне с революционно-патриотич. песнями-"Гимн Гарибальди" (музыка А. Оливьери, слова Л. Меркан-тини, 1858), "Красное знамя" и др.,- хоры и арии историко-патриотич. опер Верди ("Набукко", "Ломбардцы в первом крестовом походе", "Эрнани", "Битва при Леньяно" и др.) воодушевляли итал. народ в его борьбе с поработителями. Постановки этих опер нередко сопровождались политич. демонстрациями. Протест против социального неравенства звучит в операх Верди "Луиза Миллер", "Риголетто", "Трубадур", "Травиата". Шедевром оперного реализма являются его оперы "Аида", "Отелло".

В оперном жанре работали также композиторы С. Меркаданте, Дж. Пачинн, А. Понкъелли и др. В 19 в. прославились итал. певцы, представители искусства бельканто: M. Альбони, А. Бозио, Джулия и Джудитта Гризи, А. Каталани, Б. и К. Маркизио, Дж. Паста, А. Патти, Дж. Стреппони, Э. Фреццолини, M. Бат-тистини, А. Котоньи, Л. Лаблаш, Дж. Марио, Дж. Ронкони, Дж. Рубини, Ф. Таманьо, Э. Тамберлик, А. Тамбу-рини и др.

Нек-рые итал. музыканты (кон. 19- 20 вв.) - А. Бойто, Ф. Фаччо, А. Каталани, А. Франкетти - стремились перенести в оперу принципы муз. драмы P. Вагнера.

В кон. 19 в. в итал. опере сложилось новое направление - веризм; к нему принадлежали P. Леонкавалло, П. Ma-сканьи, У. Джордано и Дж. Пуччини; творчество последнего, проникнутое глубоким психологизмом, выходит за рамки веризма. Оперы веристов отличались жизненно достоверными сюжетами, правдивым отображением душевного мира простых людей. Им присущи подчёркнутая эмоциональность, острота драматич. положений, театр, эффектность. Среди исполнителей 20 в. - певицы А. Бар-би, Дж. Беллинчони, А. Галли-Курчи, T. Даль Монте, E. и Л. Тетраццини; певцы Дж. Ансельми, Дж. Де Лука, Б. Джильи, Э. Карузо, А. Мазини, T. Скипа, Титта Руффо, Ф. П. Тости и др.

В нач. 20 в. намечается возрождение итал. инструментализма. Этому способствовали комп. и дирижёр Дж. Мартуччи, комп. и пианист Дж. Сгамбати. Большую роль в мировой муз. культуре сыграли дирижёр А. Тосканини, пианист и комп. Ф. Бузони. В творчестве нек-рых композиторов, в т. ч. О. Респиги, А. Каэеллы и др., преломились черты импрессионизма и неоклассицизма. Дж. Ф. Малипьеро, И. Пиццетти стремятся к возрождению традиций старинной итал. музыки. В более традиц. плане развивалось творчество Ф. Альфано, Э. Вольф-Феррари, Л. Рок-ки (в творчестве последнего отразились влияния рус. школы). В 50-е гг. 20 в. в И. усилилось влияние авангардизма. Произведениям ряда совр. композиторов свойственна внутр. противоречивость: обращение к темам большого социального масштаба, высокого идейного звучания сочетается с усложнённостью и надуманностью выразит, средств ("Прерванная песня" Л. Ноно, 1956, по письмам осуждённых на смерть борцов Движения Сопротивления, ряд произв. Л. Даллапик-колы, Л. Берио). Среди совр. итал. комп