| ссказов" (1953) и романа "Чочара" (1957), где ощущается влияние неореализма, обращается к проблеме отчуждения, бичуя приспособленчество, утрату идеалов героями из бурж. среды (роман "Скука", 1960, сб. "Автомат", 1963). В повести И. Кальвино (р. 1923) "Облако смога" (1958), в гротескно-сатирич. романе Г. Паризе (р. 1929) "Хозяин" (1965) вскрывается враждебность "неокапитализма" духовному миру человека. В филос.-аллегорич. жанре - повести "Несуществующий рыцарь" (1959), "Кос-микомических рассказах" (1965) Каль-вино ставит совр. морально-этич. проблемы. Глубже раскрывается тематика войны и Движения Сопротивления, осмысляемая как проблема моральной ответственности (романы Кассолы "Невеста Бубе", 1960; M. Вентури, р. 1925, "Белый флаг над Кефаллинией", 1963). В ряде произв. встаёт тема рабочего класса, становления человеч. характера в труде, в обществ.-политич. деятельности (Пра-толини, "Постоянство разума", 1963).
В те же годы складывается авангардистское направление ("Группа 63"), сочетающее анархич. антибуржуазность и левачество с отрицанием реалистич. традиции и чисто формальным экспериментаторством, не давшим серьёзных художеств, результатов (Э. Сангуинети, р. 1930; театр, "квартеты" в форме беседы четырёх лиц: озаглавленный по-немецки "Traumdeutung" - "Толкование снов", 1965; "Протоколы", 1969).
На рубеже 70-х гг., в обстановке подъёма рабочего и молодёжного движения в И., обострилась борьба прогрессивной итал. лит-ры с бурж. "массовой культурой". С помощью совр. средств информации пропагандируются мещанские, потребительские идеалы, культ секса, психопатология. Наступление реакц. идеологии вызвало резкий отпор передовой итал. культуры, разоблачающей MO-рально-психологич. травмы личности, измельчание духовных ценностей как социальное бедствие совр. итал. капитализма (роман M. Сольдати "Актёр", 1970; сб. рассказов Л. Орсини "Анестезия", 1971).
Марксистская интеллигенция И., Итал. компартия много внимания уделяют разработке принципов реализма как художеств, метода, борьбе против массовой культуры. Осн. тенденция совр. итал. лит-ры - острокритич. отношение к бурж. действительности, понимание моральной ответственности писателя перед обществом. Совр. лит-pa И. занимает видное место в мировой культуре.
Литературоведение. В средние века оно сводилось к лат. риторикам и поэтикам, среди которых - 2-я часть трактатаДанте"О народном красноречии" (нач. 14 в.). Литературоведение эпохи Возрождения (16 в.) опирается на неоплатоновскую и аристотелевскую эстетику: трактаты П. Бембо, Л. Кастельветро (1505-71), Дж. Джиральди Чинтио (1504- 1573), T. Тассо. В 18 в. основы новой науки о лит-ре, проникнутой элементами историзма, заложил Дж. Вико (1668- 1744) в соч. "Основания новой науки об общей природе наций" (1726). Представителями просветит, литературоведения были автор истории итал. лит-ры Дж. Ти-рабоски (1731-94), С. Беттинелли (1718- 1808), Дж. Баретти (1719-89) и др. Po-мантич. критика зиждется на эстетич. принципах "Полусерьёзного письма Златоуста" (1816) Дж. Берше, на теоретич. работах Мандзони ("Письмо к господину Ш.", написано 1820, опубл. в 1823; "О романтизме. Письмо маркизу Ч. Д'Адзелио", написано 1823, опубл. в 184б). Крупнейшим литературоведом 19 в. является Ф. Де Санктис (1817- 1883). В его осн. работах "Критические очерки" (1866), "История итальянской литературы" (1870), курс лекций "Итальянская литература в XIX в.", опубл. в 1897, и др.- нашли выражение идеи Рисорджименто. Он связывал развитие лит-ры с идеями эпохи, с историч. развитием народа, в его эстетике сильны ма-териалистич. и реалистич. тенденции. На идеалистич., неогегельянских позициях находился критик-философ Б. Кроче (1866-1952). Он провозгласил самоцельность иск-ва как творч. процесс, рассматривал лит-ру как форму вневрем. красоты. Этот эстетич. принцип Кроче ведёт к отрыву лит-ры от нац. истории, хотя для нек-рых его лит.-критич. исследований характерен историч. подход. Итал. бурж. литературоведение 1918- 1939-х гг. в основном находилось под влиянием идей Кроче (Ф. Флора, 1891 - 1962, и др.). Выделяется прогрессивный критик и литературовед Л. Руссо (1892- 1961), стоявший на последовательных антиклерик. позициях. Обстоят, критика концепции Кроче содержится в трудах А. Грамши, основателя итал. марксистской эстетики и литературоведения. В статьях, опубл. в коммунистич. печати 20-х гг., а затем в работах, написанных в тюрьме в 30-е гг. ("Литература и национальная жизнь"- том "Тюремных тетрадей"), Грамши исследует нац. культуру и лит-ру с позиций марксистской концепции истории. Он разработал понятие нац.-нар. лит-ры, к-рая выражает глубинные чаяния нар. масс в данный момент нац. истории. Работы Грамши имеют огромное значение для развития совр. прогрессивного итал. литературоведения. Ныне литературоведч. школа, стоящая на марксистских эстетич. позициях, занимает видное место в итал. культуре (работы К. Салинари, H. Сапеньо, Дж. Феррата и MH. др.). В И. создан Институт Грамши, плодотворно разрабатывающий проблемы эстетики, художеств, методологии, литературоведения и критики.
Лит.: Веселовский A. H., Собр. соч., т. 3-4, СПБ, 1908-09; Д ж и в е л его в А. К., Очерки итальянского Возрождения, т. 1 - 2, M.. 1929; е г о ж е, Итальянская народная комедия, 2 изд., M., 1962; Рубцова Г. В., Современная итальянская литература, Л., 1929; Грамши А., Избр. произв., т. 1 - 3, M., 1957 - 59; П о т а п ов а 3. M-, Неореализм в итальянской литературе. M., 1961; ДеСанктис Ф., История итальянской литературы, т. 1 - 2, пер. с итал., под ред. Д. E. Михальчи, M., 1963 - 1964; Мокульский С. С., Итальянская литература. Возрождение и Просвещение, M., 1966; Реизов Б.Г., Итальянская литература XVIII в., Л., 1966; К и н Ц., Миф, реальность, литература, M., 1968; П о л у-яхтова И. К., История итальянской литературы XIX века (эпоха Рисорджименто), M., 1970; A r r i g h i P., Le verisme dans Ia prose narrative italienne, P., 1937; B i nn i W., La poetica del decadentismo italiano, Firenze, 1949; G ar i n E., L'uraanesimo italiano, Bari, 1952; Rossi V., Il Quattrocento, Mil., 1953; P а о 1 u z i A., La lettera-tura della Resistenza, Firenze, 1956; С г qc e B., Poesia popolare e poesia d'arte, Bari, 1957; его же, Storia dell'eta barocca in Italia, Bari, 1957; S a 1 i n a r i C., La questione del realismo. Poeti e narratori del nove-cento, Firenze, 1960; SapegnoN.,11 Trecento, [2 ed.], Mil., 1960; Pullini G., Il romanzo italiano del dppoguerra, Mil., 1961; Storia della letteratura italiana, v. 1 - 9, Mil., 1965-69; F u b i n i M., Romanticismo italiano, Bari, 1968; Letteratura italiana. I critici, v. 1-5, Mil., [1969].
H. Г. Елина (до 19i8, Литературоведение), 3. M. Потапова (после 1918, Литературоведение).
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
Древнейшие художеств, памятники на терр. И. относятся к эпохам палеолита и энеолита (наскальные росписи в Апу-лии; кам. статуэтки женщин с преувеличенными формами из Лигурии и Эмилии; керамич. сосуды с процарапанным или прорисованным геом. узором, близкие юж.-европ. "ленточной керамике"; и др.). В эпоху бронзы (2-я пол. 2-го тыс. до н. э.) богато орнаментиров. керамич. изделия и геометризов. бронз, фигурки божеств и воинов отражают влияние крито-микенской культуры. На Сардинии складывается своеобразный тип ме-галитич. сооружений - круглые кам. башни с ложнокупольным покрытием (т. н. нураге). На севере И. развивается культура террамар. К 9-5 вв. до н. э. относятся поселения культуры Вилла-нова, к 8-2 вв. до н. э.- памятники родственной ей культуры этрусков. На терр. возникших в прибрежных р-нах И. в 8-6 вв. до н. э. греч. торг, поселений (Сиракузы, Селинунт, Посейдония) сохраняются остатки храмов, скульптура, изделия художеств, ремесла (см. Греция Древняя). Др.-греч., этрусские и др. местные художеств, традиции явились основой развития на терр. И. с 5 в. до н. э. до 5 в. н. э. иск-ва Рима Древнего.
С падением Рима, утверждением христианства в И. начался процесс формирования ср.-век. искусства, базировавшегося на позднеантич. традициях, а также впитывавшего на протяжении своего развития воздействия иск-ва Византии и художеств, культур вторгавшихся в И. многочисл. варварских народов (готов, лангобардов, франков и др.). В 4-6 вв. в Риме и др. городах сооружались церковные базилики, не уступавшие великолепием убранства римским императорским постройкам (Сан-Джованни ин Латерано, Сан-Паоло фуори ле Мура - в Риме), а также центрич. культовые здания (церковь Сан-Витале в Равенне). Украшавшие интерьеры храмов многоцветные мозаики, сохранявшие вначале антич. жизнерадостность и объёмность изображений (мозаики церкви Санта-Костанца в Риме, 4 в.), со временем становились более условными и аскетичными.
Нураге близ Нуоро (Сардиния). Эпоха бронзы.
Бронзовая статуэтка из нураге Аль-бини (Сардиния). Археологический национальный музей. Кальяри.
Светотеневая моделировка уступает в них место плоскостной, линеарной трактовке форм, изысканно звучные цветовые сочетания приобретают торжеств, отвлечённость (мозаики церкви Сан-Витале в Равенне, 6 в.; фрески церкви Санта-Мария Антикуа в Риме, 8 в.).
"Плита Зигвальда". Мрамор. 762 - 776. Собор в Чивидале-дель-фриули.
Традиции позднеантич. орнаментики долго сохранялись в скульптурной резьбе (капители колонн, алтарные преграды и т. п.). В 8-10 вв. ведущая роль принадлежала архитектуре Ломбардии, где сооружались базилики с криптой под алтарной частью, наружные стены к-рых членились лопатками, глухими аркадами и аркатурными фризами. Здесь сложился классич. тип отдельно стоящей башни-колокольни (т. н. кампанила; юж. башня церкви Сант-Амброджо в Милане, 9 в.). В скульптуре и декоративно-прикладном иск-ве 8-10 вв. усилилось воздействие культур варварских народов. Получили развитие плоскорельефная орнаментальная резьба и ювелирное иск-во, гл. обр. художеств, инкрустация.
В 11-13 вв. на терр. И. формируется общеевроп. романский стиль. В условиях феод, раздробленности страны он приобретает многообразные местные отличия. Непрерывавшаяся связь с антич. зодчеством определяет общие особенности итал. романской архитектуры: стремление к ясности и соразмерности пропорций, праздничности убранства. В Сев. и Cp. И. сооружаются 3-нефные базилики, нередко с атрием (Сант-Амброджо в Милане, 11 -12 вв.), зап. фасады к-рых членятся аркадами и "карликовыми" аркадными галереями или украшаются мраморными крыльцами-порталами с балдахинами на колонках, опирающихся на стилизованные фигуры львов (церковь Сан-Дзено Маджоре в Вероне, 12 в., илл. см. т. 4, стр. 539). В Тоскане распространяются постройки т. н. инкру-стационного стиля с полихромией узорной мраморной облицовкой стен и интерьеров (церковь Сан-Миньято аль Монте во Флоренции, начата в 1014). Гармоничностью пропорций, изяществом декора выделяется соборный комплекс в Пизе (баптистерий, начата 1153; собор, 1063-1160; кампанила, 1174-1372). В постройках Сицилии оригинально переплетаются формы византийского, арабского и нормандского зодчества (собор в Чефалу с зап. фасадом, фланкированным 2 башнями; собор в Монреале с причудливо-пышным декором апсид и килевидными аркатурами в интерьере). Своеобразным вариантом византийской крестово-купольной постройки является монументальный 5-купольный собор Сан-Марко в Венеции (9 в., перестроен в 11-15 вв., илл. см. т. 4, табл. XLVlII), отличающийся великолепием убранства интерьера (мраморная облицовка, мозаики).
Ранний расцвет городов И. обусловил в 11-13 вв. широкое гор. стр-во. В этот период складывается облик большинства итальянских городов. Сооружаются подчинённые рельефу местности городские укрепления, подобные крепостям кам. дома-башни (в Болонье, Сан-Джиминьяно и др. городах), здания ратуш и соборов со стройными кампанилами (в Бер-гамо, Бреше и др. городах). Плотная, скученная застройка, имеющая регулярный план, унаследованный от античности (Флоренция, Болонья, Верона), или нерегулярный план (Сиена, Венеция), группируется вокруг центр, (обычно соборной) площади. Застройка состоит из плотно примыкающих друг к другу 3- 4-этажных кам. или кирпичных домов, с суровыми глухими фасадами, прорезанными узкими оконными проёмами, и с нависающими двускатными черепичными крышами. В скульптуре романского периода, покрывающей стены, крыльца, столбы, колонны и алтарные преграды соборов, традиции орнаментальной варварской резьбы постепенно сменяются стремлением к большей ясности и ритмической расчленённости изображений. Особое развитие получает романская скульптура в Эмилии и Ломбардии (рельефы собора в Модене, ок. 1106, мастер Ви-лиджельмо, бронзовых дверей церкви Сан-Дзено Маджоре в Вероне, 12 в., собора, 1178, и баптистерия, кон. 12- нач. 13 вв., в Парме, мастер Антелами, илл. см. т. 2, стр. 58). В Тоскане фигурная и орнаментальная резьба на фасадах и в интерьерах соборов органически сочетается с полихромной мраморной инкрустацией. В Риме в 12-13 вв. выделяются работы мраморщиков Космати (украшенные изощрёнными узорами колонны, полы, епископские троны и алтари в рим. церквах). Во фресковой живописи и мозаиках 11-12 вв. использование визант. композиционных схем нередко сочетается со стремлением к наивной повествовательное, грубоватой выразительностью образов (фрески нижней церкви Сан-Клементе в Риме, ок. 1100, церкви Сант-Анджело ин Формис близ Капуи, 2-я пол. 11 в.; мозаики соборов в Чефалу, 2-я пол. 12 в., и Торчелло, 12-13 вв., собора Сан-Марко в Венеции, 12-14 вв., и др.).
Лоренцо Гиберти. "История Иакова". Рельеф восточных дверей баптистерия во Флоренции. Бронза. 1425-52.
Кронако Внутренний двор Палаццо Cтроцци во Флоренции. 1496-1505.
В 13 в. в Ср. И. развивается иконописание. Традиции развитого визант. искусства, со свойственной ему отточенностью и эмоциональной выразительностью линейного ритма, изысканностью цветовых сочетаний, помогают итал. живописцам преодолеть романскую упрощённость художеств, языка. Однако в итал. иконописи 13 в. (см. Дученто) законы визант. иконографии сталкиваются со стихийным стремлением к большей живости, наглядности и человечности изображений (алтарные образы Чимабуэ).
В сер. 13 в. в иск-ве И., и прежде всего Тосканы, складывается движение Проторенессанса. Его родоначальниками в скульптуре были Никколо Пизано, к-рый добился в рельефах кафедры пизанского баптистерия (1260) убедительности объёмно-пластич. лепки и телесной мощи фигур, а также его последователи Арноль-фо ди Камбио н Джованни Пнзано. Крупнейшими представителями Проторенессанса в живописи были римлянин П. Ка-валлини, впервые применивший на основе изучения позднеантнч. живописи светотеневую моделировку форм, а также великий реформатор итал. нск-ва флорентинец Джотто. Порвав с канонами визант. иконографии, он придал традиц. евангельским сценам большую жизненную наглядность, добился убедительности композиционных решений, драматич. выразительности образов. В алтарной живописи Сиены в 13-14 вв. отд. проторенессансные черты уживались с традициями нтало-византнйского иск-ва и франц. готич. миниатюры (работы Дуч-чо, братьев Лоренцетти, Симоне Мартини). Во фресковых росписях сиенских живописцев известный архаизм художеств, приёмов сочетался со стремлением к показу окружающего мира, введением пейзажа, портретных изображений (росписи в Палаццо Публико живописцев Симоне Мартини, А. Лоренцетти). Живописи болонских мастеров (фрески Камносанто в Пизе, фрески работы Альтикьеро и Аванцо в Падуе) присущи острая готическая характерность образов, смелое введение конкретных жизненных деталей.
В архитектуре И. в кон. 13 - нач. 14 вв. распространяется готич. стиль, не сложившийся здесь, однако, в последовательную архит. систему.
Донателло (совместно с учениками). "Положение во гроб" (фрагмент). Рельеф северной кафедры церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, Бронза. 1460-е гг.
Отд. декоративные мотивы готики (узорные стрельчатые завершения окон, машикули в верх. частях башен, венчающие здания зубцы) придают ещё романским по духу гор. постройкам (Палаццо Публико в Сиене, 1297-1310, илл. см. т. 7, стр. 184; Палаццо Веккьо во Флоренции, начато в 1298) известное декоративное изящество и динамич. остроту.
А н д р е а д е л ь В е р р о к к ь о. Женский портрет. Мрамор. Около 1475. Национальный музей. Флоренция.
Андреа Мантенья. "Шествие святого Иакова на казнь". Фреска в капелле Оветари церкви Эремитани в Падуе. 1449-55. (Не сохранилась).
Горизонтальная протяжённость зап. фасадов церквей уравновешивает вертикализм архит. членений и богатого скульпт. декора (соборы в Сиене, 1284-1376, и Орвието, 1290-1569). Интерьеры готич. церквей (Сан-Петронио в Болонье, начата в 1390; Санта-Мария Новелла во Флоренции, ок. 1278-ок. 1360) отличаются ясной соразмерностью пространств, решения. Ажурные стрельчатые галереи и богатые узорные завершения окон, сочетающиеся с полихромной мраморной облицовкой фасадов, придают дворцам Венеции светскую праздничность.
В 15-16 вв. на терр. И. переживает величайший расцвет иск-во Возрождения, явившееся переломным этапом в культурном развитии Европы. В итал. иск-ве эпохи Возрождения чувственное осознание красочного полнокровия и поэзии земного бытия сочетается с поисками ясных, научно обоснованных средств изображения окружающего мира.
Симоне Мартини. Фреска с изображением кондотьера Гвидориччо да фольяно в Палаццо Публике в Сиене. 1328.
Базилика Сант Амброджо в Милане. 11 -12 вв. Западный фасад с атрием.
Никколо Пизано. "Поклонение волхвов". Рельеф мраморной кафедры баптистерия в Пизе. Окончена в 1260.
Джотто. "Поцелуй Иуды". Фреска в капелле дель Арена в Падуе. 1304 - 06.
Декоративно-прикладное искусство 15- 16 вв. 1. Б. Челлини. Соловка короля Франциска I. Золото, эмаль, драгоценные камни. 1539 - 43. Художественно-исторический музей. Вена. 2. Тарелка с мужским портретом. Майолика (Фазн-ца). 15 в. Музей терм и отеля Клюни. Париж. 3. Чаша с изображением поклонения волхвов и бегства в Египет. Стекло, эмаль. Венеция. Около 1465. Городской музей. Болонья. 4. Кувшин. Филигранное венецианское стекло. 16 в. Собрание Уоллес. Лондон.
Рафаэль. "Афинская школа". Фреска в Станца делла Сеньятура в Ватикане. 1509 - 11. Фрагмент.
Микеланджело. Новая сакристия (капелла Медичи) церкви Сан-Ло-ренцо во Флор |