| чение Средиземноморья. Метеорология и геофизика И. занимают заметное место в мировой науке. И. В. Крутъ (науки о земле), В.И. Назаров (биология), Васко Ронки, Италия (физика; наука средневековья и Возрождения), H. И. Симонов (математика), A .H. Шамин (химия).
2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Развитие наук на терр. И. в период существования Рим. гос-ва см. в ст. Рим Древний.
Философия. Вплоть до позднего средневековья философия на терр. И. развивалась в общих рамках свроп. ср.-век. мысли. Выходцами из И. были такие крупнейшие представители ср.-век. философии, как Пётр Дамиани, Ланфранк, Ансельм Кентерберийский, Пётр Ломбардский, Фома Аквинский, деятельность к-рых протекала преим. за пределами И. Большую связь с И. обнаруживают мистич. учения Арнольда Бреши-анского и Иоахима Флорского. По существу начало формирования итал. философии относится к 13-14 вв. Важную роль в этом процессе сыграли Болонский и Па-дуанский ун-ты; последний стал центром аверроистского (см. Аверроизм) аристо-телизма (Пьетро д'Абано и др.), с к-рым связано развитие учения о двойственной ucине - философской и религиозной (Марсилий Падуанский).
В эпоху Возрождения итал. философия играет ведущую роль в развитии европ. философии. В целом ренессансная мысль проникнута идеями гуманизма (в широком смысле слова), к-рый противопоставляется первоначально (Петрарка, Боккаччо) поздней схоластике. Философия эпохи Возрождения ещё слабо вычленена в системе культуры и не имеет чёткого осознания специфических для неё предмета и методов; она обычно не отделяет себя от теологии, магии, рождающейся экспериментальной науки, теории иск-ва и т. д. В общем русле увлечения гуманистов мудростью древних намечаются тенденции к возрождению учений, несовместимых с христ. миросозерцанием, в частности эпикуреизма. Хотя в эпоху Возрождения властно заявляют о себе мате-риалистич. и атеистич. идеи (Дж. Ч. Ba-нини и др.), они предстают в целом как тенденции и стороны различных идеали-стич. концепций. Особое место в формировании новых моральных и политич. принципов занимает H. Макиавелли, утверждающий автономную значимость "гос. необходимости", её независимость от к.-л. моральных и религ. оснований и выдвигающий идеал сильного человека, своей "доблестью" призванного победить слепую "судьбу". Идеи Макиавелли оказали значит, воздействие не только на мыслителей его эпохи, но и на социо-логич. концепции нового времени.
Гуманисты опираются в своих филос. построениях на традиции платонизма (сказывается также влияние Августина и вест, патристики), пытаясь синтезировать их с принципами христ. вероучения (M. Фичино, Пико делла Мирандола и деятельность Платоновской академии во Флоренции). Обращение к неоплатонизму и нек-рым эзотерич. учениям (каббала и т. п.) привело к распространению оккультных наук, в т. ч. астрологии и алхимии. Из этого увлечения "ма-гич. науками" родилась итал. натурфилософия эпохи Возрождения (Дж. Кардано, Б. Телезио, Ф. Патрици, T. Кампанелла), достигшая наивысшего развития у Дж. Бруно. Проникнутая пантеистич. умонастроениями и гилозоизмом, натурфилософия Возрождения утверждает единство и иерархич. упорядоченность мира, где всё - от сферы духа до сферы низших существ и самой материи - пронизано "симпатическими" связями субстанциального сродства. На основе представления о единстве человека (микрокосма) и вселенной (макрокосма) возникает идеал человека-мага, открывающего закономерное действие потаённых сил и благодаря этому господствующего над стихиями. Эти магич. устремления натурфилософов способствовали развитию опытного знания, экспериментального естествознания. Материалистич. тенденции в итал. философии Возрождения достигают высшего развития у П. Помпонац-ци, в целом придерживавшегося аристо-телизма.
Во 2-й пол. 17-18 вв. итал. филос. мысль скудеет: в это время в И. не существовало ни филос. школ, ни сколько-нибудь влият. филос. направлений. Особняком стоит Дж. Вико, один из основоположников историзма в новоевроп. философии, предшественник Гердера и Гегеля. Вико выдвинул теорию история, круговорота - циклич. развития наций, и дал опыт целостного истолкования различных форм духовной культуры и социальной жизни как определённого исто-рич. единства.
Господствующее положение в философии нач. 19 в. занимали различные направления католич. мысли, гл. обр. учения А. Розмини и В. Джоберти, испытавших известное влияние И. Канта и полемизировавших с гегелевской диалектикой. В 18.30-60-е гг. выдвигается ряд прогрессивных мыслителей, принадлежавших к демократич. крылу нац.-освободит, движения (К. Пизакане, К. Кат-танео, Дж. Феррари). В 50-70-х гг. наиболее значит, филос. направлением было т. н. неаполитанское гегельянство, к правому крылу к-рого принадлежал А. Вера, а к левому - Б. Спавента и Ф. де Санктис. Для левых неаполитанских гегельянцев характерно стремление к преодолению догматич. трактовки Гегеля, просветительская, гуманистич., антиклерик. направленность. В силу своей противоречивости неаполитанское гегельянство стало одним из идейных источников как марксизма в И., так и итал. неогегельянства. В последние десятилетия 19 в. доминирующим в идейной жизни И. стал позитивизм, представлявший собой пёстрое и в общем неоригинальное явление. Его наиболее известный представитель - P. Ардиго. Весьма влиятельной в последующем развитии бурж. социологич. мысли оказалась концепция В. Парето (функционалистское учение о "социальном равновесии", теория смены элит и др.).
В нач. 20 в. господствующим становится неогегельянский идеализм в субъективно-идеалистической (Дж. Джентиле) и объективно-идеалистической (Б. Кроче) формах. Итал. неогегельянцы развили консервативные стороны неаполитанского гегельянства. Они считали идеализм Гегеля недостаточно последовательным, а свою задачу видели в освобождении учения Гегеля от "ошибочной идеи природы" и превращении его в "чистую философию духа". Итал. неогегельянство развивалось в непрерывной борьбе с марксизмом и в направлении сближения с католич. спиритуализмом. Офиц. гос. идеологией И. с сер. 1920-х гг. был фашизм, к-рому, однако, фактически не удалось создать филос. системы, несмотря на заимствования из многочисл. источников - религиозно-мистических, иррацио-налистич., позитивистских, неогегельянских, синдикалистских и др. Неогегельянство перестаёт быть ведущим направлением в 40-х гг. 20 в. Но если Кроче не оставил филос. школы, то влияние Джентиле (примкнувшего к фашизму) продолжало оставаться весьма значительным. Последователи его разделились на т. н. левых джентилианцев (Уго Спирито, Г. Калод-жеро), выдвинувших принцип "пробле-матизма" относительности любого филос. решения, и правых джентилианцев - более многочисл. и влият. группу, к к-рой относятся, в частности, представители христ. спиритуализма (M. Ф. Шакка, А. Карлини и др.), соединяющего элементы системы Джентиле с идеями Платона, Августина и Розмини. В центре внимания христ. спиритуализма, в отличие от томизма, офиц. философии католич. церкви,- индивидуальное сознание, раскрытие его на пути к богу. Томизм весьма распространён в И. (Ф. Ольджати, К. Джакон, У. Падовани, Г. Бонтадини и др.). Представители сен. направлений итал. религ. философии объединяются в т. н. Галларатском движении, осн. в 1945; ежегодно происходят съезды участников этого движения.
После 2-й мировой войны в И. получает развитие экзистенциализм. Гл. представителем христ. экзистенциализма является Э. Кастелли. Создатель т. н. позитивного экзистенциализма H. Аббаньяно пытался преодолеть пессимизм и негативизм "классического" экзистенциализма путём соединения его с неопозитивизмом и этич. формализмом. Ряд мыслителей ищет пути от абстрактного гуманизма к марксизму. В этом плане представляют интерес концепции Э. Пачи и особенно Э. Гарена, крупного историка философии.
В последней трети 19 в. в И. получают распространение идеи К. Маркса и Ф. Энгельса. Начиная с оригинального мыслителя-марксиста кон. 19 в. А. Лаб-риолы, итал. марксистская филос. мысль ориентируется гл. обр. в направлении разработки проблем историч. материализма и теории науч. социализма. Идейное наследие А. Грамши, основателя Итал. коммунистич. партии, последовательно отстаивавшего и развивавшего марксистско-ленинскую теорию, оказало большое влияние на итал. культуру и филос. мысль (не только марксистскую) в после-воен. период. Последователи А. Грамши -П. Тольятти и плеяда совр. исследователей-марксистов, осн. внимание уделяют вопросам, связанным с концепцией "итал. пути к социализму". Вопросы диалектич. материализма, теории познания, логики, философии естествознания занимают большое место в трудах А. Банфи, Г. Делла Вольпе, Л. Ломбар-до-Радиче. Исследоват. работу итал. марксисты ведут в области эстетики (критика бурж. эстетики, проблемы художественного метода, истории эстетич. идей и др.). Центром марксистской мысли является Институт Грамши (осн. в 1949).
Гл. центры филос. исследований: Ин-т философии при Рим. ун-те (осн. в 1939, Итал. об-во филос. и религ. исследований, Итал. об-во социологии (осн. 1937). Филос. журналы: "Archivio di filosofia" (с 1931), "De Homine" (с 1961), "Critica" (1903-44, с 1945 назв.-"Quaderni del-la critica"), "Filosofia" (с 1950), "Giorna-Ie di metafisica" (c 1946), "Giornale cri-tico della filosofia italiano" (c 1920), -"II Pensiero" (c 1956), "Rivista critica di sto-ria della filosofia" (c 1946), "Rivista di filosofia" (c 1909), "Rivista di filosofia neo-scolastica" (c 1909), "Sophia" (c 1933), "Sapienza" (c 1948). Вопросы марксистской философии освещаются в журн. "Critica Marxista" (c 1963).
H. В. Котрелев (до 19 в.), С. А. Эфиров (с 19 в.).
Историческая наука. Осн. историч. сочинения периода раннего средневековья в И.-"Гетика" Кассиодора (6 в.), дошедшая в пересказе Иордана, "История лангобардов" Павла Диакона (8 в.) и историч. сочинения Лиутпранда. С ростом городов начался расцвет ср.-век. историч. науки И. В 11 -13 вв. были созданы многочисл. гор. хроники: миланские - Арнульфа и Ландульфа; Генуи - Каффаро; Модены, Пармы и др. городов - Салимбене, а также монастырские хроники (хроника Монтекассино - Льва Марсиканского и др.). К этому же периоду относятся историч. труды Готфрида из Витербо, Гуго Фальканда, Ландульфа и др. В 14 в. появились хроники общеитал. значения флорентийцев Дино Компаньи и Джованни Виллани.
Историч. науку эпохи Возрождения в И. характеризуют отказ от богословских историч. концепций, начало науч. критики историч. источников, реалистич. подход к анализу историч. событий. Видные представители гуманистич. историографии И. 15 в.- Леонардо Бруни, Под-жо Браччолини, Флавио Бьондо; основоположником критич. метода считается Лоренцо Балла, разоблачивший подложность т. н. "Константинова дара". Наиболее полное развитие принципы гуманистич. историографии нашли в сочинениях крупнейших историков 16 в.- Никколо Макиавелли, впервые подчеркнувшего связь внешнеполитич. истории с внутр. политикой гос-ва, и Франческо Гвиччардини, показавшего экономич. и политич. кризис И. к нач. 16 в. В 17 в. итал. историография переживала упадок, связанный с феод.-католич. реакцией. Гл. направлением историографии 18 в. было собирание, критика и публикация источников. Наиболее значительны издания Л. А. Муратори.
Становление бурж. историч. науки в И. было связано с идеями Просвещения, а также с идеологич. запросами развивавшегося нац. движения. В первые десятилетия 19 в. вышел ряд трудов энци-клопедич. характера, созданных К. Тройя, Дж. Каппони, Ч. Канту и др. Господствует либерально-католич. направление (неогвельфы); его крупнейшие представители - Тройя, Каппони, Чезаре Бальбо, исследовали, преим. проблемы ср.-век. истории И. В борьбе коммун и папства против чужеземных императоров они видели прообраз совр. нац. движения. Неогвельфам противостояла школа гибеллинов (Дж. Никколини, А. Раниери, А. Ваннуччи, Дж. Ла Фарина), опиравшаяся на политич. и антиклерикальные идеи Макиавелли. Оба направления исчезли после Революции 1848.
В сер. 19 в. растёт интерес к социально-экономич. истории (труды Л. Чибрарио, Л. Бьянкини, Э. Поджи). В 1842 во Флоренции (и с 1844 в Неаполе) стал выходить первый историч. журнал "Archivio storico italiano".
После объединения И. начался новый этап в развитии историч. науки. В 60- 70-х гг. 19 в. возникли многочисл. общества по изучению отечеств, истории, ряд общих и спец. историч. журналов. В 1883 образовался итал. историч. ин-т. Началась публикация обширного документального материала. Повысился уровень историч. исследований. В кон. 19 в. ведущая роль принадлежала т. н. филологич. школе (П. Виллари и др.), принявшей принципы позитивизма. В кон. 19- нач. 20 вв. итал. историч. наука выдвинула ряд учёных с мировым именем: Э. Пайс - историк антич. культуры, Г. Ферреро - специалист по истории Др. Рима, Л. Каэтани - по истории араб, народов.
В нач. 20 в. в историографии получила значит, распространение т. н. экономико-юридич. школа (Г. Сальвемини, Дж.Воль-пе и др.). Историки этой школы пытались осуществить синтез историч., юридич. и экономич. наук. Большой вклад внесли представители экономико-юридич. школы в изучение истории средневековья. В тот же период стала складываться т. н. эти-ко-политич. школа, основоположником к-рой был Б. Кроче. Она оказала сильное воздействие на развитие не только итал., но и мировой бурж. историографии. Проповеди мнимой беспристрастности историка, метафизичности н социологизму филологич. школы Кроче противопоставил тезис об историч. характере всего существующего. Однако историзм Кроче носил идеалистич. характер. Отводя социально-экономич. истории второстепенную роль, Кроче утверждал, что гл. задача историка - изучение духовной и религ. жизни человечества, т. е. разработка этико-политич. истории.
Вступление И. в эпоху империализма и формирование империалистич. идеологии породили крайне реакц. тенденции в бурж. историографии. Появились работы, написанные в духе национализма и шовинизма (А. Ориани, Э. Коррадини и др.). В нач. 20 в. был достигнут известный прогресс в изучении политич., экономич. и идейных предпосылок объединения И.- т. н. Рисорджименто (труды Дж. Прато, Л. Эйнауди, А. Анцилотти, H. Родолико, Г. Сальвемини и др.). В период фаш. господства (1922-43)определ. часть итал. интеллигенции встала на путь активной поддержки фашизма. Офиц. идеологами фаш. режима стали Дж. Джентиле и Дж. Вольпе. Фаш. режим, заинтересованный в идеологич. обосновании своей экспансионистской программы, поощрял исследования в области меж-дунар. политики. Был создан ряд специализированных ин-тов: Ин-т стран Cp. и Д. Востока, Ин-т стран Вост. Европы, Ин-т междунар. политики.
Одним из гл. объектов изучения оставалась история Рисорджименто и порождённого им либерального гос-ва. Фаш. историография была представлена работами Дж. Вольпе и др., антифашистская - работами историков различных политич. и историографич. направлений - Г. Сальвемини, П. Гобетти, либеральная - Б. Кроче, А. Омодео, Ф. Ша-бо. Антифашистски настроенные историки группировались вокруг журн. Кроче "Critica" (Неаполь).
Начало марксистской историографии в И. положили труды А. Грамши и П. Тольятти. После разгрома фашизма и окончания 2-й мировой войны 1939-45 в итал. историографии выросло сильное марксистское течение, к-рое внесло значит, вклад в разработку прежде всего проблем новой и новейшей истории. В связи с расширением проблематики историч. исследований появилось много новых историч. ин-тов.
Освобождение И. от гнёта фашизма сделало насущной обществ, потребностью переосмысление в свете нового историч. опыта как ближайшего, так и её более отдалённого прошлого. "Сквозными" темами новой и новейшей истории И. стали социально-экономич. история и история трудящихся масс (работы Дж. Луц-цатто, Э. Серени, Л. Даль Пане, Л. Буль-феретти, P. Виллари, П. Виллари и др.). Важной самостоят, областью науч. исследований стала в послевоен, годы история рабочего и социалистич. движения (работы П. Тольятти, А. Коломби, Дж. Берти, Дж. Тревизани, Г. Манакорда, П. Сприано, Дж. Прокаччи, А. Романо и др.). С 50-х гг. в И. активизировалась католич. историография (Дж. Спадолпани. Г. де Роза, А. Емоло и др.).
Свидетельством успехов совр. историографии является издание ряда обобщающих трудов по истории страны (напр., "История Италии", т. 1-5, 1959-60, под ред. H. Валери; "История современной Италии" Дж. Канделоро, т. 1-6,1956-70; рус. пер., т. 1-5, 1958-71). Наиболее обстоятельно изучаются в послевоен. время проблемы экономич. истории ср. веков, проблемы Возрождения, Рисорджименто, истории рабочего и социалистич. движения, фашизма и антифаш. движения. Экономике И. эпохи феодализма посвящены обширные исследования А. Сапори, Ф. Мелиса, Дж. Луццатто, P. Лопеца, К. Чиполла. Вопросы идеологии эпохи Возрождения фундаментально разработаны в трудах Э. Гаре-на, П. Росси, H. Бадалони, Л. Фир-по. В послевоен. период наиболее значит, работы по истории Рисорджименто созданы Ф. Делла Перута, Г. Куацца, Д. Де Марко, P. Ромео. Итал. фашизм исследован в работах историков-марксистов (П. Алатри, Э. Сантарслли и др.) и историков др. политич. и историографич. направлений, таких, как Л. Саль-ваторелли, Дж. Мира, P. Де Фелнче и др. Проблемы Сопротивления разработаны учёными и политич. деятелями-марксистами - Л. Лонго, P. Батталья, историками-социалистами Ф. Каталано, Л. Бас-со, P. Карли-Баллола, католич. историками и историками других направлений.
Важнейшие центры изучения истории: Итал. ин-т истории средневековья (осн. в 1883), Ин-т истории Рисорджименто (осн. в 1906), Итал. ин-т античной истории (осн. в 1930); Итал. ин-т новой и новейшей истории (осн. в 1934), Ин-т Грамши (осн. в 1949), Ин-т Дж. Фсльтринел-ли (осн. в 1949). Важными центрами изучения истории являются ун-ты и многочисл. историч. об-ва. Осн. периодич. издания: "Archivio storico italiano" (с 1842), "Nuova antologia" (c 18S6), "Archivio storico lombardo" (с 1874), "Archivio storico per Ie ,provincie napole-tane" (c 1876), "Rivista storica italiana" (c 1884), "Rassegna storica del Risorgi-mento" (c 1914), "Nuova rivista storica" (c 1917), "Civilta moderna" (c 1929), "Studi storici" (c 1959), "Critica Marxista" (c 1963). В. И. Рутенбург, Л. M. Брагина,
Г. С. Филатов.
Экономическая наука. Оформление экономич. науки в И. как самостоят, отрасли знания относится к сер. 18 в. Меркантилисты (наиболе |